Специальная оценка условий труда: необходимость и порядок проведения. Специальная оценка условий труда: последние изменения

Аттестация рабочих мест в 2017 году была заменена специальной оценкой условий труда, однако многие бухгалтера данную систему называют так же – аттестацией. В 2017 году также наблюдается и ряд нескольких изменений в этой процедуре.

Давайте рассмотрим, в чем суть проводимой аттестации, и каковы последние новости, относящиеся к данной теме.

Суть аттестации рабочих мест.

Согласно установленному закону от 28 декабря 2013 года, аттестацию рабочих мест должны осуществлять абсолютно все работодатели с января 2014 года. Это касается и фирм, и индивидуальных предпринимателей, которые проводят действия по заключению трудовых договоров. Те работодатели, которые провели аттестацию рабочих мест в 2014 году, в 2017 году этого могут не делать, так как результат аттестации действителен на протяжении 5 лет. Таким образом, аттестацию рабочих мест в 2017 году должны проводить только те работодатели, которые последний раз ее проводили не позднее 2012 года.

Кроме этого, в 2017 году аттестацию рабочих мест должны в обязательном порядке провести те организации, у которых данного результата нет на руках вовсе. Специальная оценка по условиям труда позволяет определить о вреде и безопасности рабочих мест. Это напрямую также влияет на тарификацию страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ведь, как известно, те сотрудники, чья деятельность связана с вредной работой, имеют права на получение досрочных пенсионных выплат. А это говорит о том, что организация должна предоставить таким сотрудникам взносы в Пенсионный фонд по завышенным тарифам.

Рабочие места, которые подвергаются аттестации.

Аттестация рабочих мест должна проводиться на тех, организациях, где в реальном времени трудятся сотрудники. Если же на время проведения аттестации на рабочем месте нет сотрудника в случае открытой вакансии, то оценку проводить не надо. Давайте рассмотрим более подробно, какие рабочие места должны быть подвергнуты аттестации, а какие нет:

Рабочее место, на котором имеется компьютер – аттестация рабочего места является обязательной на общепринятых условиях. Стоит отметить, что специальной оценке должны подвергаться только оборудованные места.

Новое рабочее место – должна проводиться внеплановая аттестация рабочего места. Период проведения аттестации нового рабочего места – полгода со дня его создания.


Автомобиль водителя – если данный автомобиль принадлежит организации, то он должен быть аттестован в обязательном порядке. Если же для работы водитель использует собственный транспорт, то его не надо подвергать аттестации.

Рабочее место дистанционного сотрудника – не нуждается в аттестации рабочего места.

Рабочее место сотрудника по договору подряда – сотрудник, который работает по гражданско-трудовому договору, не принадлежит к основному штату организации, значит его место не должно быть подвергнуто аттестации.

Многие работодатели имеют несколько аналогичных рабочих мест. К таким можно отнести офисы с одинаковыми компьютерами и одинаковым освещением. А все сотрудники, которые трудятся на аналогичных местах, выполняют и аналогичную работу. Достаточно проверить 20% аналогичных мест, но не менее двух. Остальные подвергать аттестации необязательно. Результаты, которые будут получены после проверки, будут распространяться на все аналогичные рабочие места.

На что может повлиять результат аттестации?

Результат оценки аттестации рабочего места может отразиться на размере дополнительного взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это касается тех рабочих мест, которые напрямую связаны с вредными условиями труда.


Если работодатель не проводит аттестацию рабочего места, то обязан выплачивать взносы в размере 9% или 6%.

Если же работодатель провел аттестацию рабочего места, то для него установлены тарифы взносов от 2% до 8%. А если у сотрудников имеются оптимальные или допустимые условия труда, то работодатель не должен платить дополнительных взносов.

Как проводится аттестация?

Инициатором аттестации рабочего места должен быть непосредственно работодатель. Сотрудники могут сами попросить проверить состояние их рабочего места на безопасность и на влияние вредных производственных факторов. Данное правило было введено в действие 1 мая 2016 года. До этого сотрудники не имели такого права.

Перед проведением аттестации, необходимо выбрать соответствующую организацию по проверке условий труда и заключить с ней гражданско-правовой договор. Работодатель не может самостоятельно проводить оценку рабочего места.


После выбора организации, необходимо создать указ руководителя о создании комиссии, а также следует утвердить график проведения аттестационной работы. Комиссия должна состоять из представителей руководящего состава работодателя. После этого организация по аттестации рабочего места может приступать к работе.

В течение 10 дней после аттестации комиссия может изучать отчет с результатами аттестации, после чего подписывается приказ об окончании оценки руководителем. С данным приказом должны также ознакомиться все сотрудники предприятия, а также поставить свои подписи.

Хотя официально в 2017 году нет такого понятия, как аттестация рабочих мест, многие по привычке продолжают так называть специальную оценку условий труда. Спецоценка пришла на смену аттестации с января 2014 года, не изменив самой сути процесса, но привнеся много новых правил. По своей природе понятия "аттестация рабочих мест" и "специальная оценка условий труда" можно считать синонимами. Задача мероприятия оценить условия работы сотрудников и зафиксировать вредные факторы, которые влияют на здоровье. Мы расскажем, как происходит спецоценка в 2017 году.

Кто обязан проводить спецоценку условий труда

Отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.

Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.

Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:

  • сотрудников-надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.

Сроки проведения СОУТ и штрафы

Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП - от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП - от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2017

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Дополнительные тарифы установлены в . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 выделено 4 класса:

  • опасный;
  • вредный;
  • допустимый;
  • оптимальный.

Согласно допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов - дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

Процедура спецоценки - как проходит аттестация рабочих мест по этапам

Аттестация рабочих мест 2017 (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 ).

Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии - нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.

Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.

Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:

  • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
  • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены ;
  • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена ;
  • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
  • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.

Все ли рабочие места нужно проверять

В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.

Стоимость аттестации рабочих мест в 2017 году

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) 2017 определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:

  • дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
  • затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.


Если в компании будет проходить специальная оценка условий труда в 2017 году, последние изменения вы найдете в этой статье. Расскажем, зачем и как проводить аттестацию рабочих мест, а также что будет, если этого не делать.


Для кого оцениваем?

Специальная оценка трудовых условий – это новое старое явление в законодательстве и реалиях российского бизнеса. До 2014 года она называлась иначе – аттестация рабочих мест по условиям труда. Суть явления осталась той же: это комплекс мероприятий, проводимых для установления вредных и опасных производственных факторов и квалификации степени их воздействия на персонал. Правда, в новом своде предписаний (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ) появилось крайне важное, даже принципиальное нововведение. До 2014 года анализ таких факторов нужно было проводить фактически только для мест непосредственно на производстве, то есть там, где персонал имел дело с сырьем, ручным инструментом, различными установками и аппаратами. То есть в офисе, где сотрудники имеют дело только с компьютером, ручкой и бумагой, такую оценку (аттестацию рабочих мест) можно было не проводить.

Согласно же новому закону необходимо как минимум один раз в пять лет переоценивать все созданные рабочие места. Таким образом, спецоценке подлежат даже места, где трудится руководство компании. Впрочем, есть и исключения, описанные все в том же ФЗ. Не оцениваются условия работы тех, кто трудится на «удаленке», и надомников. Это вполне логично, ведь они сами определяют особенности своего рабочего места, а не работодатель. К тому же дистанционно можно трудиться вообще где угодно – дома, в кафе, в парке и даже на пляже, руководство, как правило, не контролирует, где пишет/мастерит/высчитывает его сотрудник. Если работодатель – физлицо, то оценивать условия труда ему также не обязательно.

А молоко нам дадут?

Зачем вообще нужно оценивать (аттестовывать) рабочие места? На сей вопрос существует много ответов. Прежде всего, это, конечно же, нужно для защиты работников и помощи им. При обнаружении вредных факторов компания может закупить для сотрудников различные средства защиты (к примеру, одежду и обувь, сушить и чинить которую придется самой фирме), либо же изменить условия труда (улучшить вентиляцию, провести перепланировку помещений и т.д.) Еще одна из мер профилактики – медосмотры сотрудников. Их проводит либо штатный медработник, либо врач из клиники в рамках ДМС. Можно также ввести обязательную диспансеризацию в ведомственной поликлинике, если таковая есть. Крупные предприятия могут и отправлять своих сотрудников подлечиться в санатории за счет фирмы или по льготным путевкам. Вредные условия работы подразумевают также обязательные выплаты со стороны компании: надбавки «за вредность» персоналу.

Необходимо помнить, что определенные категории персонала имеют право потребовать перевести их на работу туда, где нет вредных факторов. К ним относятся беременные сотрудницы. Если у работодателя безопасных вакансий нет, то до наступления декретного отпуска работница освобождается от работы в опасных (вредных) условиях, при этом она получает средний заработок (ТК РФ, статья 254.). Разумеется, для этого даме в положении нужно обратиться в клинику за справкой от врача. Более того, согласно предыдущей статье того же Трудового кодекса использование труда слабого пола вообще ограничивается на определенных производствах с вредными условиями. Перечень таких производств утвердило правительство РФ. Несовершеннолетним также запрещено работать во вредных, и уж тем более опасных условиях (там же, статья 265). Сотрудники, которым приходится работать во вредных условиях (2–4 степень и опасные условия), могут рассчитывать на компенсацию: им причитается дополнительный отпуск минимум в 7 дней за счет фирмы (ТК РФ, статья 117), а также увеличенная заработная плата (работодатель обязан повысить ее минимум на 4% от оклада). Правда, есть ограничение: допотпуск положен только за время, которое пришлось трудиться в таких условиях, так что авансом отдохнуть, увы, не удастся. Если же работодатель так расщедрился, что готов отпустить сотрудника больше, чем на неделю, то «лишние» дни за вредность можно не отгуливать, а попросить компенсировать – правда, если это урегулировано в коллективном договоре. Кроме того, такие сотрудники и работают меньше, чем предполагает стандартный график, а всего 36. Правда, это касается лишь тех «вредников», чьи места отнесены к подклассам 3.3. и 3.4, а также для занятых в опасных условиях.

Молоко (или какие-то другие продукты) тоже дадут: однако по договоренности с работником (не все любят и не всем можно молочные продукты) их могут заменить деньгами, что тоже приятно. Конечно, добрую волю работодателя никто не отменял: при желании он может назначить более щедрые выплаты в виде денег, продуктов или каких-то еще полезных льгот. Впрочем, некоторые не слишком порядочные фирмы нечестно пользуются тем, что их сотрудники в своих правах не слишком разбираются, и не торопятся раскошеливаться на компенсации. Это одна из распространенных жалоб, с которой работник может и в суд отправиться. Важно, что если спецоценка показала, что уровень вредности условий не поменялся, то и компенсации урезать нельзя. Впрочем, это не все расходы, которые придется понести работодателю, персонал которого занят на таких видах работ. Государство обязывает платить допвзносы в ПФР для трудящихся под землей либо на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ), и с тяжелыми условиями труда. Для тех, у кого условия классифицированы как опасные согласно спецоценке, допвзнос установлен 8%, для трудящихся во вредных условиях – 7% (эти тарифы не изменились с 2014 года).

Базой для расчета являются все выплаты «вредникам» согласно трудовым договорам и договорам об оказании услуг. Помимо дополнительных отчислений в ПФР «вредным» фирмам приходится платить еще и надбавку к страховому тарифу так называемых взносов на «травматизм». Для расчета повышенного взноса учитывают длительность и количество иных несчастных случаев. Компании придется раскошелиться дополнительно, если цифры по страховым случаях на ее предприятии окажутся выше средних цифр у других фирм с таким же видом экономической деятельности (учитывается только основная). Согласно постановлению правительства РФ от 10.12.2016 № 1341, накажут рублем и компании за более чем два смертельных случаев за последние три года (если в них отсутствует вина третьих лиц). Впрочем, компании-«отличницы», не допускающие смертельных случаев на производстве, а также вовремя перечисляющие взносы, могут рассчитывать на скидку.

Проводить спецоценку условий труда или обойтись?

Оценить, в каких условиях трудятся ее работники, организация может и внепланово – как по инициативе контролирующего ведомства, так и по своему решению или по предложению персонала. Первый вариант – это проведение оценки по настоянию трудовой инспекции, которая обнаружила какие-либо нарушения законодательства на предприятии. Инициировать проверку само руководство компании может по целому ряду причин:

1) На предприятии созданы новые рабочие места, и нужно определить, в каких условиях будут трудиться новые сотрудники.

2) Компания решила изменить технологии производства или заменить старое оборудование.

3) Планируется использовать иное, нежели раньше сырье или материалы, которые могут оказаться вредными.

4) На производстве негативные факторы привели к несчастному случая или из-за них возникло(и) заболевание(я) у одного или нескольких сотрудников.

Потребовать оценить условия труда может также профсоюз или другой орган, представляющий интересы персонала. Разумеется, для такой проверки должны быть веские аргументы. Компания, впрочем, может не организовывать оценку труда, если изменения в ней являются юридическими (к примеру, реорганизация или просто новое название старого рабочего места) и не приводят к появлению новых негативных воздействий или усилению существующих.

Как правильно провести аттестацию рабочих мест?

Итак, компании предстоит оценить рабочие места. Как же правильно провести специальную оценку условий труда в 2017 году с учетом последних изменений?

Сначала работодатель должен создать оценочную комиссию и составить график для мероприятий по спеоценке. В комиссию нужно включить нечетное число человек, в нее входят непременно специалист по охране труда, а также представители профсоюза (если таковой есть). Во главе комиссии стоит представитель компании.

Помимо сотрудников самой фирмы к оценке привлекается персонал из независимой организации. Затем необходимо составить перечень рабочих мест, для которых нужна спецоценка, а также указать аналогичные рабочие места (то есть где наблюдаются такие же условия, оборудование, квалификация и функции работников и т.п.) На следующем этапе обязательно идентифицировать вредные факторы, наличествующие на производстве. При этом важно понимать, что это не просто составление некоего списка опасных условий (его составляет комиссия), а сравнение их с идентификатором. Как раз этим занимается эксперт специализированной организации, изучая описание технологий, техническую документацию, осматривая само рабочее место, опрашивая работников и т.д. и т.п. Эксперт может также прочитать данные по предыдущей специальной оценке условий труда (аттестации). Учитываются также предложения самих сотрудников по идентификации, а также случаи травматизма и/или заболеваний, связанных с условиями на месте работы. Затем комиссия утверждает результаты проведенной идентификации. Если вредные факторы специалистами идентифицированы, то затем их изучают эксперты специализированной организации (проводятся пробы, замеры и другие мероприятия). Если же нет – то условия труда квалифицируют как допустимые либо оптимальные.

Оптимальные условия (их относят к первому классу) соответствуют нормативам и не наносят вреда организму, т.е. трудиться в них безопасно. При допустимых (2й класс) условиях на персонал воздействуют вредные факторы, однако в рамках норм гигиены, а какие-либо изменения из-за них в состоянии организма и самочувствии исчезают сами по себе во время определенного договором отдыха или к началу очередного рабочего дня. А дальше возможны следующие варианты. Если, как уже говорилось выше, на рабочих местах ничто не угрожает жизни и здоровью сотрудников, то компания подает декларацию об этом в соответствующий местный орган надзора (трудинспекцию). Если же была проведена идентификация факторов, то после проб (методику определяют сами эксперты) результаты записываются в протокол и рабочие места классифицируются по степени вредности и (или) опасности. Вредными (3-й класс) являются условия труда, при которых зафиксированная степень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов оказывается выше, нежели уровень, предписанный в гигиенических нормах, в том числе: Вредные условия подразделяют далее на четыре подкласса: Подкласс 3.1 (также 1-я степень) – при них изменения в организме исчезают позднее, чем начинается следующий рабочий день; 3.2 (2-я степень) – при них возникают начальные стадии профессиональных заболеваний или профессиональных болезней легкой степени тяжести; 3.3 (3-я степень) – могут вызвать стойкие изменения в организме, являющиеся причиной появления заболеваний легкой и средней степени тяжести, и возникает потеря трудоспособности; 3.4 (4-я степень) – вызывают возникновение и развитие тяжелых форм профзаболеваний (вплоть до утраты общей трудоспособности). Опасными (относятся к 4-му классу) являются такие условия труда, при которых возникает угроза жизни сотрудника и существует высокий риск того, что профзаболевание перейдет в острую стадию. После окончания спецоценки эксперты приглашенной организации оформляют отчет о ее проведении, где указываются, в частности, следующие сведения: Данные об экспертной организации. Названия рабочих мест, для которых проводилась специальная оценка условий труда, и идентифицированных факторов. Данные исследований и замеров вредных и (или) опасных факторов.

Оценка пользы от применения сертифицированных средств индивидуальной защиты. Мероприятия (планируемые или желательные) по улучшению условий труда. Заключения эксперта независимой организации. Этот отчет заверяют все члены комиссии. Затем сотрудники могут узнать о результатах спецоценки, причем фирма обязана предоставить им таковую возможность в течение 30 календарных дней со момента утверждения вышеуказанного отчета. А что грозит фирме-нарушителю? В последние несколько лет нарушения законодательства об охране труда стали караться несколько мягче.

В частности, два года назад из статьи 5.27 КОАП были удалены такие виды ответственности, как приостановление деятельности организации, а также дисквалификация должностного лица. Сейчас нарушителям грозит лишь штраф, но он был увеличен. Так, если компания нарушит порядок организации спецоценки условий труда на рабочих местах или вообще откажется от ее проведения, то ей придется заплатить штраф: должностное лицо накажут на 5 тыс. – 10 тыс. рублей, а юрлицо – на 60 тыс. или даже 80 тыс. рублей. Если персонал будет лишен средств индивидуальной защиты, должностные лица заплатят 20 тыс. – 30 тыс. рублей, а организации 130 тыс. – 150 тыс. рублей.

Таким образом, вышеописанная спецоценка условий работы, заменившая собой аттестацию рабочих мест, является крайне важной мерой по охране труда персонала, предотвращению заболеваний и компенсации ущерба, нанесенного здоровью. Кроме того, она помогает защитить тех, кто по закону может трудиться только в оптимальных или допустимых условиях. В проведенной специальной оценке фирма отчитывается перед государством и делает отчисления в соцфонды. Впрочем, разумеется, ответственные фирмы заботятся о здоровье своих сотрудников не из страха перед спецоценкой.

Согласно 209 статье Трудового Кодекса Российской Федерации под определение «аттестация рабочих мест» попадают мероприятия по оценке трудовых условий и выявлению потенциально опасных и вредных факторов, а также меры, способствующие приведению в норму производственного процесса на предприятии.

В декабре 2016 года правила измерения оценки подверглись корректировкам на законодательном уровне, а потому на данный момент правила прохождения вышеуказанной процедуры несколько изменились. В связи с этим полезно будет ознакомиться с основными особенностями обновлённой аттестации рабочих мест, изменениями в её процессе, а также с санкциями, которые могут последовать после отказа от проведения этого мероприятия.

В чём состоит цель проведения аттестации рабочих мест?

Главное предназначение аттестации – проверка всего предприятия и трудового процесса на нём на наличие отклонений от норм, предусмотренных по законам Трудового Кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что такая процедура может добавить забот непосредственно работодателю, именно он в первую очередь заинтересован в проведении всего комплекса аттестационных процедур и его положительном исходе. Если оценка условий работы на предприятии окажется удовлетворительной, то предприниматель может рассчитывать на следующее:

  • появляется возможность экономии на усовершенствовании безопасности на предприятии, ведь улучшенные условия труда предполагают под собой уменьшение количества несчастных случаев;
  • в свою очередь, уменьшение числа чрезвычайных происшествий даёт шанс сэкономить на расходах, связанных с потенциальными страховыми выплатами пострадавшим сотрудникам.

Подытоживая вышесказанное, сам предприниматель оказывается тем, кому больше всего важно достижение главной цели аттестации. Именно на его плечи и выпадает проведение всех мероприятий по оценке условий труда в компании.

Основные условия проведения аттестации рабочих мест

Для проведения оценки рабочих условий по всем правилам, предусмотренным , требуется выполнение нескольких обязательных условий. К их числу относятся следующие требования:

  • обязательно наличие комиссии, которая будет проводить все этапы аттестации; её главой обязан быть сам работодатель, чьё предприятие проходит через процедуру проверки;
  • необходимо наличие результатов предыдущей проверки (для проведения плановой аттестации) или же основания, которое позволяет провести оценку трудовых условий незамедлительно (необходимо для осуществления внеплановых процедур);
  • после внесённых в декабре 2014 года изменений в Трудовой Кодекс РФ те предприятия, в которых есть рабочие места с наличием факторов высокого риска для жизни сотрудника, должны пройти очередную аттестацию во внеплановом режиме.

Помимо этого, одним из условий успешного проведения оценки производства является наличие всех договоров с сотрудниками, работающих в организации.


Трудовое законодательство страны чётко регламентирует список тех организаций, которые полежат обязательному проведению оценки условий труда. В частности, к ним относятся следующие группы организаций:

  1. С использованием в производственной деятельности особых механизмов, станков, машин, транспорта.
  2. Специализирующиеся на ремонте, сервисном обслуживании и апробации особых механизмов, станков, машин, транспорта.
  3. С контактом рабочих с источниками повышенной опасности для их жизнедеятельности.
  4. С использованием инструментов, работающих на электроэнергии.
  5. Специализирующихся на транспортировке или переработке сырья и исходных материалов для какого-либо производства.

Работа на подобных предприятиях не обходится без определённой доли риска для их сотрудников. Это и стало причиной тому, что организации такого плана обязаны проходить через оценку условий своего трудового процесса.

Освобождения от аттестации

Изменения в законы Трудового Кодекса РФ, которые были внесены в конце 2014 года, помимо всего прочего содержат в себе перечисление целого ряда предприятий, которые имеют право не проводить аттестацию своих рабочих мест. К таким организациям относятся компании, сотрудники которых свою рабочую деятельность осуществляют при помощи персональных компьютеров, заняты работой с копировальной техникой или же используют бытовые приборы, которые непосредственно не связаны с технологическим производством в компании.

Однако, даже в этом списке есть свои исключения. Оно связано с количеством времени, которые рабочие проводят с указанной выше техникой. Аттестации рабочих мест не подлежат только те предприятия, которых работают с персональными компьютерами, копировальными аппаратами или бытовыми устройствами меньше половины от своего рабочего времени. Если же это условие не выполняется, то вся компания проходит оценку условий своего производственного процесса в стандартном порядке.


Трудовым Кодексом РФ предусмотрено и то, на кого возлагается обязанность подготовки и проведения всех этапов аттестации рабочих мест от начала и до конца. Согласно принятым ранее изменениям в правила осуществления процедуры, за это мероприятие полностью ответственен сам работодатель. При этом Трудовой Кодекс не проводит границу между обязанностями предпринимателя в зависимости от его статуса. Таким образом, по законам Российской Федерации как индивидуальный работодатель, так и юридические лица обязаны сами провести всю процедуру аттестации своих рабочих мест, дабы потом не попасть под в случае затягивания или же полного отказа от мероприятия.

Также нужно отметить, что есть небольшое исключение из правил. Существует вариант проведения специальной оценки рабочих мест, для проведения которой можно привлечь независимое лицо – стороннюю организацию, которая специализируется на подобных вещах. С её представителем предприниматель должен заключить двусторонний договор гражданско-правового плана. Далее создаётся , возглавлять которую обязан сам работодатель или же его доверенное лицо. Также сюда должны войти представители профсоюзной организации на предприятии (при условии, что она существует) и делегат от сторонней организации, которая и будет осуществлять спецоценку.

Порядок проведения аттестации рабочих мест: что за чем следует

По установленному порядку проведения аттестационных процедур, первым делом обязательно необходим создать ответственную комиссию – орган, который будет заниматься проверками (о его особенностях уже было сказано выше). Комиссия должна сразу же разработать порядок проведения анализа состояния трудовых условий на рабочих местах. После этого можно переходить непосредственно к самой аттестации.

Этапы проведения аттестации рабочих мест


Сам процесс, как уже было сказано выше, начинается уже после того, как была сформирована ответственная за неё аттестационная комиссия. Всю процедуру можно разбить на три основных этапа.

  1. Ознакомление с результатами предыдущей аттестации, занесение их в базу для сравнения с оценкой, которая будет получена в ходе действующей проверки.
  2. Непосредственно проверка условий труда на рабочих местах предприятия, анализ состояния производственного процесса в целом.
  3. Получение результатов проверки, составление отчёта о проведении регистрации.

Последовательность проверки рабочих мест строго не регламентируется, комиссия вольна выбирать сама – начинать оценку с существовавших до этого рабочих мест или же с новосозданных.

Сроки проведения аттестации рабочих мест


Перед тем, как говорить о сроках реализации всей аттестационной процедуры, нужно отметить, что этот процесс бывает двух видов. Аттестация рабочих мест существует в плановом и внеплановом вариантах, которые и различаются периодом своего осуществления. Проведение плановых мероприятий нужно обеспечивать не реже чем один раз в пять лет. В этот период будут актуальны все оценки, которые были получены при последней аттестации. Отсчёт пятилетнего срока между аттестационными процедурами берёт свое начало от дня утверждения отчёта о последнем проведённом мероприятии.

По желанию самого работодателя аттестацию рабочих мест можно провести и не дожидаясь истечения указанного периода. Сделать это можно в том случае, если на предприятии произошло значительно улучшение условий труда. В частности, внеплановое проведение аттестации поможет предпринимателю в будущем сэкономить на страховых отчислениях, выплатах сотрудникам в случае чрезвычайного происшествия и на обеспечении средств индивидуальной защиты (см. ). Трудовой Кодекс РФ предусматривает следующие причины, которые также могут служить поводом для старта внеплановой аттестации рабочих мест:

  • изменения в ходе рабочего процесса на предприятии;
  • смена технического оборудования;
  • замена сырья или материалов, используемых в производстве;
  • требование профсоюзной организации;
  • изменения в обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Иными словами, каждый работодатель волен выбирать периодичность проведения аттестации рабочих мест – осуществлять её в установленный срок или же воспользоваться какой-либо из вышеуказанных причин для проведения данной процедуры во внеплановом порядке.

Один из наиболее важных советов по поводу проведения аттестации – необходимо всегда иметь в быстром доступе пакет документов, подтверждающих наличие определённых условий по охране труда у каждого сотрудника. Также рекомендуется поддерживать работу профсоюза на предприятии, так как его представитель будет нужен для полноценной работы аттестационной комиссии. Наконец, также стоит отметить, что работодателем должна предусматриваться возможность проведения внеплановой аттестации – всегда есть вероятность возникновения определённых обстоятельств, которые потребуют провести оценку условий труда заново.

Есть ли штрафы за отказ от процедуры?

Аттестация рабочих мест относится к одним из наиболее важных мероприятий, которые должен проводить каждый работодатель. Поэтому вполне логично, что за отказ от её осуществления к ответственным лицам на любом производстве могут быть применены санкции – от взимания денежных штрафов до приостановки всей трудовой деятельности. Размеры штрафов разнятся в зависимости от статуса лица. Если от проведения аттестации в индивидуальном порядке отказался частный предприниматель, то ему грозит взыскание штрафа в пять-шесть тысяч рублей или же заморозка активной работы его компании на срок до девяноста дней. Юридическим лицам грозят гораздо более суровые санкции. За отказ с их стороны от аттестационных процедур на компанию будет наложен штраф в размере от ш

естидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Также возможна приостановка трудовой деятельности предприятия, её срок аналогичен периоду взыскания того же плана для частных индивидуальных предпринимателей – те же девяносто дней.

Стоит отметить, что после внесения в Трудовой Кодекс РФ поправок об изменениях в правилах процедуры аттестации, размеры штрафов существенно выросли. До декабря 2014 года за отказ от проведения указанного мероприятия индивидуальный предприниматель штрафовался на сумму от одной до пяти тысяч рублей. Юридическим лицам в этом случае грозило взыскание от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Ответственным за привлечение к штрафным санкциям органом является Роструд. В его компетенции также лежит определение суммы денежных взысканий за повторный отказ от процедуры аттестации рабочих мест. В случае повторения ситуации индивидуальный предприниматель вынужден будет заплатить тридцать-сорок тысяч рублей, а юридическое лицо и того больше – сто-двести тысяч.

Как видите, отказываться от проведения аттестации рабочих мест строго не рекомендуется. Советуем вам при необходимости провести эту процедуры и не думать о неприятных последствиях, которые могут наступить после отказа от неё.

Для идентификации наличия и степени вредности производства, а также определении уровня их влияния на служащих, используется специальная оценка условий труда, последние изменения в которой вошли в силу в 2016 году. По итогам данной процедуры комиссия, проводящая проверку, принимает решение относительно присвоения рабочим местам уровня вредности.

Ранее определение степени опасности производства происходило путем проведения аттестации. С 2014 года, эта процедура была отменена, а проведение проверки в целях, предусмотренных действующим законодательством, осуществляется с помощью спецоценки. Однако результаты аттестаций, сданные до 2014 года, признаются действительными в течение 5-ти лет с момента их проведения. Исключением являются ситуации, когда спецоценку на конкретном предприятии требуется произвести внепланово.

Специальная оценка условий труда в 2017 году производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О специальной оценке условий труда» №426-ФЗ от 28.12.2013г. Порядок осуществления необходимых действий и методика оценки закреплена Приказом Минтруда №33н от 24.01.2014г.

В соответствии с нормами современного законодательства работодатель имеет право произвести проверку степени опасности трудовых мест однократно, если они имеют допустимые по нормам условия труда. При этом согласно ст.11 Федерального закона №426-ФЗ, данные о проведенной оценке необходимо внести в декларацию соответствия. После этого фирма освобождается от необходимости проведения повторных проверок каждые 5 лет.

Надлежащим образом оформленная декларация соответствия передается в Трудовую инспекцию. Ранее в ней отмечали только те производственные площадки, которые не имели вредных факторов воздействия на служащих. Но изменения в законодательстве, вступившие в силу 1 января 2014г., расширили возможности предприятий и дали им право включать в этот документ и трудовые места с допустимыми или оптимальными условиями работы.

Декларации, сданные до 2014 года, могут быть дополнены. При этом компания не обязана проводить оценку всех площадей заново. Достаточно заполнить новый бланк, с указанием вносимых изменений. В шапке декларации следует указать, что она является уточняющей. После этого её следует направить в Трудовую инспекцию, где она будет присоединена к предыдущему документу.

Следует учитывать, что при несчастном случае на предприятии или возникновении у его сотрудников профзаболевания, руководство предприятия обязано провести повторную оценку условий, даже если пять лет с момента подачи прошлой декларации еще не прошли.

Стоимость специальной оценки условий труда в 2017 году зависит от количества служащих, работающих на предприятии, а также места расположения производственных мощностей компании. При этом на руководство предприятия будут возложены командировочные расходы специалистов, выезжающих на место проведения оценочных работ.

Что такое спецоценка условий труда?

Данное понятие объединяет в себе комплекс действий, направленных на выявление вредных или опасных факторов в производственных помещениях, влияющих на служащих, в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей. При этом в расчет берутся нормативы, установленные ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013г.

Согласно п.2 ст.3 Закона №426-ФЗ, по итогам проведённых мероприятий комиссия устанавливает классы и подклассы условий работы сотрудников предприятия. Кроме того, в соответствии со ст.3 данного Закона, освобождаются от необходимости прохождения специально оценки:

Данный перечень является исчерпывающим. Даже если служащий фирмы постоянно выполняет свои трудовые функции на территории заказчика, а не работодателя, за последним сохраняется обязанность проведения оценки условий работы, в связи с тем, что данная категория трудящихся не внесена в указанный выше перечень.

В соответствии с п.2. ст.8 Закона №426-ФЗ каждый работодатель обязан своевременно производить спецоценку. Нарушение данной нормы влечет за собой привлечение к админ. ответственности в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ. Согласно ей за не проведение проверки условий на трудовых местах служащих:

  1. Компания несет ответственность в виде взыскания в размере – 30-50 тыс. руб. или приостановки деятельности до 3-х месяцев.
  2. Для ИП также предусмотрена возможность приостановления деятельности на тот же срок или взыскание в размере – 1-5 тыс. руб.
  3. В отношении должностных лиц, допустивших нарушение действующего законодательства, может быть применена мера административного взыскания в виде штрафа – 1-5 тыс. руб. или дисквалификация с занимаемой должности до 3-х лет, если нарушение было допущено повторно.

Кроме того, начиная с 2015 года, в Кодекс была добавлена новая норма, регулирующая ответственность за нарушение порядка осуществления спецпроверки и её не проведения. Таким образом, согласно ст.5.27.1 КоАП нарушителям может быть вынесено предупреждение, а также:

  1. В отношении организации могут быть применены такие меры воздействия как: взыскание на сумму – 60-80 тыс. руб., а при повторяющемся привлечении к ответственности – приостановление работы фирмы до 90 дней или взыскание в размере – 100-200 тыс. руб.
  2. В отношении ИП: взыскание на сумму – 5-10 тыс. руб., при повторяющемся нарушении – штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб., помимо этого может быть приостановлена работа нарушителя – до 3-х месяцев.
  3. В отношении должностных лиц: взыскание на сумму 5-10 тыс. руб., а при повторном – до 30-40 тыс. рублей, а также возможна дисквалификация на срок 1-3 года.

Если же предприниматель не имеет наемных работников, то фактически он не является работодателем. В связи с этим проводить оценку труда ему не требуется. Однако даже при появлении в штате одного сотрудника, фирма обязана сразу организовать соответствующую проверку.

Для проведения спецоценки на предприятии, его руководство обязано в установленном законом порядке создать соответствующую комиссию. В её состав должно входить нечетное число человек, среди которых: представители работодателя и территориального профсоюзного органа, а также специалист по ОТ. При этом главой комиссии, в соответствии с п.4 ст.9 Закона № 426-ФЗ, является руководитель фирмы или его представитель. Состав и порядок её деятельности устанавливается приказом работодателя. Он также самостоятельно разрабатывает график проведения спецоценок условий труда в соответствии с нормами действующего законодательства.

Законодательная база

Основным нормативным актом, регулирующим порядок и правила осуществления спецпроверки, является Закон №426-ФЭ от 28.12.2013г. Помимо ФЗ о специальной оценке условий труда 426, её проведения регулируется и рядом иных федеральных и локальных нормативных актов, в том числе:

  • Трудовым кодексом РФ;
  • Законом №421-ФЗ от 28.12.2013г.
  • Законом №160-ФЗ от 23.06.2014г.
  • Законом №216-ФЗ от 13.07.2015г.
  • Законом №136-ФЗ от 01.05.2016г.
  • Иными нормативными актами.

Необходимо учитывать, что процесс оформления документов при проведении проверки подчиняется нормам и правилам, установленным действующим законодательством. Кроме того, в ряде случаев процедура проведения спецоценки может подчиняться и отраслевым актам.

Изменение прав и обязанностей работника и работодателя в 2017 году

В 2016 году были внесены изменения в ряд норм, касающихся порядка проведения специальной оценки условий трудовых мест служащих. Они коснулись как самой процедуры проведения проверки, так и прав, обязанностей работников и работодателей в её процессе.

В соответствии с новой редакцией п.2 ч.2 ст.4 Закона №426-ФЗ работодатель, направляя данные в организацию, которая в соответствии с действующим законодательством имеет разрешение на проведение специально оценки, должен вместе с заявкой послать и предложения сотрудников. В них работники излагают свои предложения относительно определения на их трудовых местах вредных факторов, влияющих на их здоровье.

Данные изменения позволили работникам принять участие в оценке их рабочих мест, обратить внимание комиссии на опасные или вредные воздействия. При этом мнение трудящихся должно быть изложено в письменной форме и содержать описание фактора, оказывающего влияние на здоровье служащего. Руководство предприятия со своей стороны обязано передать это предложение в организацию, проводящую проверку.

Кроме того, изменения коснулись и п.3 ч.2 ст.6 Закона №426-ФЗ. Теперь организация, имеющая необходимые разрешения для проведения проверки условий труда на предприятиях, имеет право не использовать методы испытаний, которые были проверены в Фонде по обеспечению единства измерений РФ.

В п.1 ч.6 ст.10 также были внесены изменения, касающиеся пенсии. Согласно им идентификация не производится в отношении тех трудовых мест, которые внесены в перечень, дающих права на досрочное получение страховой пенсии по старости, вместо трудовой. Также в эту статью был добавлен новая часть – 8. В нем законодатель закрепил перечень действий, которые проверяющая организация имеет право использовать для определения перечня, указанного в ч.7 данной нормы.

В ст.11 Закона №426-ФЗ 5-ый пункт был дополнен критерием, дающим возможность прекратить действие декларации соответствия. Он предусматривает такую возможность в случае, если в процессе проведения оценки специалистами были выявлены нарушения прав служащего в сфере ОТ.

Изменения затронули и ч.7 ст.14 данного Закона. Сейчас понижение класса или подкласса опасности условий работы более чем на 1 ступень допускается исключительно после получения согласия на это федерального ОИВ. Ранее такие решения могли приниматься на уровне территориальных ОИВ.

Статья 15-ть также была изменена и дополнена. Теперь для надлежащего оформления результатов проверки условий труда, к отчёту следует прикладывать, протокол оценки эффективности СИР, которые используют сотрудники на конкретном предприятии и работающие с опасными и/или вредными факторами, если таковая оценка проводилась. Эти средства должны иметь документальное подтверждение прохождения соответствующей сертификации.

Данная норма была дополнена ч.5.1, которая закрепляет за организацией, проводившей проверку, обязанность предоставить заказчику, утвержденный отчет спецоценки любым доступным им способом. Также исполнителю необходимо направить на адрес заказчика копию данного отчёта, используя заказное письмо или электронное, с электронной подписью.

Также в данном нормативном акте закрепили необходимость внесения в реестр организаций данных о наименовании и расположении представительств компании, её филиалов.

Изменения по внеплановой спецоценке условий труда

Что касается проведения внеплановой спецоценки, то порядок её проведения также претерпел некоторых изменений. В частности в п.2 ч.1 ст.17 Закона №426-ФЗ определено, что теперь для инициации такой проверки достаточно выявления одного факта нарушения работодателем требований ОТ, закрепленных действующим законодательством.

В частях 3 и 4 данной статьи были внесены изменения, позволяющие не организовывать внеплановую спецоценку при изменении ФИО руководителя предприятия, его формы собственности, а также наименования рабочего места. Помимо этого работодателю запрещается ухудшать условия труда служащих до предоставления отчета проведенной проверки.

Также изменения коснулись и ст.18 Закона №426-ФЗ. Согласно им работодатель освобождается от необходимости передачи материалов, содержащих коммерческую или любую другу тайну охраняемую законом, в Федеральную гос. информационную систему. Однако направлять следует данные о понижении класса/подкласса, основания для досрочного назначения страх. пенсии (если таковые имеются) и информацию о прекращении действия поданной ранее декларации соответствия.



Похожие статьи