Ставка налога на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых: ставки, льготы, условия

Добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, территории РФ, а также на договорных условиях за ее пределами, нуждается в обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту регистрации предпринимателя, организации, физического лица. Обращение в налоговый орган должно состояться не позднее 30 дней с момента регистрации вида деятельности.

Объекты НДПИ

Объектами налогообложения являются все полезные ископаемые, добытые из недр земли на территории РФ, на установленном законом участке. Отходы производства, используемые для дальнейшей переработки и подлежащие лицензированию. Ископаемые, добытые за пределами России, но на территории находящейся в ее юрисдикции.

К таким объектам относятся:

Уголь, сланцы, торф, антрациты;

Нефть, газ и другие углеводороды;

Полезные компоненты руды, а так же составляющие черных, цветных и радиоактивных металлов. Сырье редких металлов;

Неметаллические компоненты (гипс, гравий, галька, песок и т.д.), а так же горно-химические составляющие (фосфоритовые руды, соли, сера и т.д.);

Продукт, используемый в радиоэлектронной и оптической промышленности (Пьезо - иоптический кварц, исландский шпат, оптический флюорит).

Драгоценные камни;

Соль природная;

Подземные минеральные воды.

Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.

Ставки НДПИ

Ставка, % Виды ископаемых
3,8 Калийные соли
4,0

Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды;

Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы

4,8 Кондиционные руды черных металлов
5,5

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд);

Соли природного и чистого хлористого натрия;

Сырье радиоактивных металлов;

Подземные промышленные и термальные воды;

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

Нефелины, бокситы

6,0

Горнорудное неметаллическое сырье;

Битуминозные породы;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие ;

Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,5

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

7,5 Минеральные воды
8,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов.

16,5 Углеводородное сырье
17,5 Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья
135 рублей за 1000 куб.м. Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья
419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная

К основным налоговым ставкам применяются следующие льготы:

Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».

Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;

Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;

Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.

Порядок уплаты налогов

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Как распределяются налоги на добычу полезных ископаемых

Платежи за добычу углеводородного сырья, а так же использование недр, производятся в соотношении 40:60 в Федеральный и местный бюджеты соответственно. Добыча общераспространенных полезных ископаемых полностью оплачивается в субъекта РФ. Добыча на шельфе и другой зоне, находящейся в юридическом владении РФ, оплачивается исключительно в Федеральный бюджет. При подписании соглашения о разделе продукции, учитывается дата документа, так как действуют правила на момент его подписания.

НДПИ

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр -- организации (российские и иностранные) и (ст. 334 НК РФ).

Исходя из статьи 9 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (Письма от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Как происходит постановка на учет в качестве плательщика НДПИ

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога (п. 1 ст. 335 НК РФ).

Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Под местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование понимают территорию субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

Особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ определены приказом МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Отметим, что если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта РФ, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.

Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами — представления подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, — то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).

Как отчитаться плательщику НДПИ

Согласно статье 341 НК РФ налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).Уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Налоговую декларацию представляют не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в статье 345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.

Что является объектом налогообложения по НДПИ

Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в пункте 1 статьи 336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
  • извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
  • добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.

Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения, только если на их использование выдана отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.

Полезное ископаемое - это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту (ст. 337 НК РФ). Если для отдельного добытого полезного ископаемого такие стандарты отсутствуют, то применяется стандарт организации (предприятия).

Таким образом, для налогообложения значение имеет не производство продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а извлечение из недр минерального сырья, содержащего (потенциально) такую продукцию. Минеральное сырье может быть реализовано без проведения каких-либо операций по производству из него соответствующей продукции — объект налогообложения тем не менее возникнет.

Не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, то есть продукция, полученная в результате дальнейшей переработки. Например, бензин и другие нефтепродукты, аффинированный (химически чистый) металл, известь и др.

Как определить налоговую базу по НДПИ

Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Сказанное не относится к добыче нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из статьи 338 НК РФ.

То есть для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.

Методы определения количества добытого ископаемого:

Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 НК РФ. Так при определении количества добытого полезного ископаемого учитывают только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых (п. 7 статьи 339 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила — внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Прямой метод . При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного ископаемого. Об этом сказано в пункте 3 статьи 339 НК РФ.

Фактические потери полезного ископаемого — это разница между количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).

Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).

Запасы полезных ископаемых могут уменьшаться как по причине добычи, так и в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т. д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.

Пример.

ООО «Звезда» определяет фактические потери добываемого полезного ископаемого один раз в квартал.

Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило:

  • в июле 2015 года — 100 т;
  • в августе 2015 года — 120 т;
  • в сентябре 2015 года — 140 т.

Таким образом, подлежат налогообложению по общеустановленной налоговой ставке:

  • по итогам июля 2015 года — 100 т;
  • по итогам августа 2015 года — 120 т;
  • по итогам сентября 2015 года — 140 т.

По итогам проведенных в октябре 2015 года измерений установлено, что фактические потери за III квартал 2015 года составили 20 т. Количество добытого за III квартал 2015 года полезного ископаемого с учетом фактических потерь составило:

100 т + 120 т + 140 т + 20 т = 380 т.

Норматив потерь составляет 5%. Рассчитаем нормативные потери полезных ископаемых, которые можно учесть при налогообложении:

380 т х 5% = 19 т.

В октябре 2015 года добыто 110 т полезных ископаемых. Следовательно, по итогам октября 2015 года обложению НДПИ подлежат:

  • по налоговой ставке 0% (руб.) -- 19 т;
  • по общеустановленной налоговой ставке -- 110 т + 20 т - 19 т = 111 т.

При определении количества добытого полезного ископаемого не учитывают то его количество, которое содержится в минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из пункта 7 статьи 339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

Косвенный метод . Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.

Как оценить стоимость добытых полезных ископаемых

В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Оценить стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся цен его реализации означает возможность определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход права собственности на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.

Полученный результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.

Если налогоплательщик получает субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.

Пример.

ООО «Крокус» в июне 2015 года осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано, в том числе (цены указаны без НДС и расходов на доставку):

  • 60 т по цене 130 руб./т;
  • 100 т по цене 100 руб./т;
  • 40 т по цене 120 руб./т.

Выручка от реализации полезного ископаемого составила:

60 т х 130 руб. + 100 т х 100 руб. + 40 т х 120 руб. = 22 600 руб.

Стоимость единицы полезного ископаемого как средневзвешенная цена реализации равна:

22 600 руб. : (60 т + 100 т + 40 т) = 113 руб.

Таким образом, стоимость добытого в июне 2015 года полезного ископаемого составила:

113 руб. х 300 т = 33 900 руб.

Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со статьей 340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога. Это расходы:

  • на оплату пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
  • по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
  • по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся траты по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, он должен применить способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Перечень расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, указан в пункте 4 статьи 340 НК РФ. Заметим, что порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному 25-й главой НК РФ. Но есть некоторые ограничения, которые в общем сводятся к следующему. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитывают расходы, не связанные с добычей.

В соответствии с Налоговым кодексом можно выделить три группы расходов.

1. Прямые расходы. Это материальные расходы (подпункты 1 и 4 ст. 254), расходы на оплату труда (ст. 255), амортизация (статьи 258--259). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода.

2. Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты статьи 254, кроме 1-го и 4-го), расходы на ремонт основных средств (ст. 260), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261), прочие расходы (статьи 264 и 265). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых.

3. Сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше могут быть отнесены расходы на НИОКР (ст. 262) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Сумма указанных расходов даст расходы по добыче всех полезных ископаемых. Чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, нужно из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Какие установлены ставки НДПИ

В статье 342 НК РФ установлены налоговые ставки по которым уплачивают НДПИ. Так в соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. -- если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче в частности:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативные потери полезных ископаемых -- это фактические потери в пределах нормативов, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921;
  • попутного газа;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 № 899.

Если нет оснований применять налоговую ставку 0% (руб.), применяются ставки, установленные пунктом 2 статьи 342 НК РФ.

Сумма налога исчисляется в целом по всем объектам налогообложения. Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр (месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ), следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого, включая количество, подлежащее обложению по налоговой ставке 0% (руб.), в общем количестве добытого полезного ископаемого данного вида.

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр. То есть организации, получившие лицензию на право пользования участком недр или заключившие соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письма Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23, ФНС России от 6 декабря 2013 г. № ГД-4-3/22016).

Организации Республики Крым и г. Севастополя признаются пользователями недр как в соответствии с российским законодательством, так и на основании лицензий и других разрешительных документов, выданных ранее украинскими государственными органами (п. 2 ст. 334 НК РФ).

Применение спецрежима при выполнении соглашения о разделе продукции не освобождает от уплаты НДПИ инвесторов соглашения , предусматривающего раздел продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (п. 1 ст. 346.36, п. 7 ст. 346.35 НК РФ). В этом случае НДПИ рассчитывается в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.37 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.37 НК РФ).

Ситуация: кто из участников договора простого товарищества должен платить НДПИ? По договору одна организация занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии, другая ведет общие дела товарищества (бухгалтерский и налоговый учет).

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Следовательно, плательщиком НДПИ является тот участник договора простого товарищества, который занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии (письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58).

В договоре простого товарищества может быть предусмотрено ведение общих дел конкретным участником такого соглашения (ст. 1044 ГК РФ). Поэтому организация - плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:

  • сдавать декларации по НДПИ;
  • перечислять НДПИ в бюджет (от имени и за счет средств организации, разрабатывающей месторождения на основании лицензии).

Для этого такая организация должна выдать доверенность участнику договора, ведущему общие дела (п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).

Такую позицию поддерживает Минфин России (письмо от 30 июля 2008 г. № 03-06-06-01/20) и некоторые суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2005 г. № А29-1942/2005а).

Объекты налогообложения

Объектами обложения НДПИ признаются все полезные ископаемые , которые:

Добыты из недр на территории России на участке недр, полученном организацией в пользование;

Добыты из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией России или арендуемых у иностранных государств (используемых на основании международного договора), на участке недр, полученном организацией в пользование;

Извлечены из отходов, потерь добывающего производства (если такая деятельность подлежит лицензированию).

Это следует из пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ.

Не облагается НДПИ

НДПИ не нужно платить:

  • при общем изучении недр (проведении геологической съемки, региональных геолого-геофизических работ, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских работ, палеонтологических работ и т. д.);
  • при использовании недр без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т. д.);
  • при добыче минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  • при добыче полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. № 03-06-05-01/12);
  • при добыче полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);
  • при добыче дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Это следует из пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Например, не нужно платить НДПИ со стоимости золота или серебра, полученных в результате аффинажа (очистки драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов). Аффинирование представляет собой самостоятельный технологический процесс, не связанный с процессом добычи полезного ископаемого. Поэтому полученные (очищенные) драгметаллы не рассматриваются как добытые полезные ископаемые и объектом обложения НДПИ не являются. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 августа 2013 г. № АС-4-3/15780.

Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-06-05-01/36).

Ситуация: должна ли организация платить НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых?

Ответ: да, должна.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДПИ с общераспространенных полезных ископаемых. Однако эта льгота распространяется только на предпринимателей, использующих такие полезные ископаемые для личных нужд. Организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-06-06-01/16.

Постановка на учет

Организации, признаваемые пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ. Для этого организации писать заявление не нужно. Налоговая инспекция по местонахождению участка недр, предоставленного организации в пользование, самостоятельно поставит организацию на учет. Сделает это она в течение 30 календарных дней на основании сведений, полученных от Росприроднадзора. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ. О постановке на учет в качестве плательщика НДПИ организация узнает из уведомления по форме 9-НДПИ-1 (п. 4 особенностей, утвержденных приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731).

По общему правилу организацию поставят на учет в налоговой инспекции того субъекта РФ, где находится используемый участок недр. Если участок недр полностью или частично занимает территорию нескольких субъектов РФ, то на учет поставят в каждом из них. Это следует из пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

Организацию поставят на учет в качестве плательщика НДПИ по месту ее нахождения, только если она добывает полезные ископаемые:

  • на территории того же субъекта РФ, где она сама и зарегистрирована;
  • на континентальном шельфе России;
  • в исключительной экономической зоне России;
  • за пределами России (если территория добычи находится под юрисдикцией России, арендуется ею у иностранных государств или используется на основании международного договора).

Такое правило установлено пунктом 2 статьи 335 НК РФ.

По реквизитам налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете как плательщик НДПИ, организация будет перечислять этот налог (п. 2 ст. 343 НК РФ). Декларации по НДПИ нужно будет подавать в налоговую инспекцию по местонахождению организации (абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ).

Постановка на учет: Крым и г. Севастополь

Особый порядок постановки на учет действует для организаций Республики Крым и г. Севастополя, которые признаются пользователями недр на основании лицензий или других разрешительных документов, выданных украинскими государственными органами. Такие организации должны представить заверенные копии лицензий или других документов с переводом на русский язык. Сделать это нужно в срок не позднее 1 февраля 2015 года. Подавать документы нужно:

  • в инспекцию по местонахождению организации (если участок находится на территориях Республики Крым или г. Севастополя);
  • в инспекцию по местонахождению участка недр (во всех остальных случаях);
  • в инспекцию по местонахождению одного из участков недр по выбору организации (если у организации есть несколько участков недр).

В течение пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция должна поставить организацию на учет в качестве плательщика НДПИ и отправить ей соответствующее уведомление.

Об этом сказано в абзацах 2-4 пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.

НДПИ и УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДПИ, если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии на недропользование или соглашения о разделе продукции) ?

Ответ: нет, не нужно.

НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).

Если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии или соглашения о разделе продукции), платить НДПИ по данному участку недр не нужно (письмо ФНС России от 16 августа 2006 г. № ММ-6-21/816). Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А09-8557/04-13).

Внимание: за самовольное использование недр организацию могут привлечь к ответственности. Кроме того, организации придется возмещать государству убыток.

За пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать:

  • организацию - на 30 000 - 40 000 руб.;
  • руководителя организации - на 3000-4000 руб.

Это следует из статей 7.3 и 23.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Кроме того, организации придется возместить государству убыток, причиненный в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет определяться исходя из ставки НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.

Прекращение уплаты НДПИ

Организация признается плательщиком НДПИ до прекращения права пользования недрами. То есть до момента, когда:

  • истекает срок действия лицензии;
  • организация откажется от прав пользования недрами;
  • исполнится условие, предусмотренное лицензией и исключающее дальнейшее пользование участком недр;
  • досрочно будет прекращено действие лицензии.

Это следует из статьи 334 Налогового кодекса РФ, статьи 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, подпунктов 15.1 и 15.2 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

Основание и правовые основы

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Налогоплательщики

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
  2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ - см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

Объект налогообложения НДПИ

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

  1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды;
  • метан угольных пластов.

Виды полезных ископаемых

  1. Уголь и горючие сланцы
  2. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
  3. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
  4. Полезные компоненты комплексной руды
  5. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
  6. Горнорудное неметаллическое сырье
  7. Битуминозные породы
  8. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
  9. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
  10. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
  11. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
  12. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото, соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
  13. Соль природная и чистый хлористый натрий
  14. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
  15. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Налоговая база

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Налоговый период

Календарный месяц.

Налоговые ставки

Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставки в 2017 году

  • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
  • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
  • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
  • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
  • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
  • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
  • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
  • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
  • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
  • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
  • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
  • на антрацит - 1,102;
  • на уголь коксующийся - 1,668;
  • на уголь бурый - 0,996;

В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Налоговый вычет по НДПИ

Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета - можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

В налоговый вычет включаются следующие расходы:

  • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ;
  • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ - работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

НДПИ: что нового в 2017 году?

В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 "О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля").

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит - 1,102;
  • на уголь коксующийся - 1,668;
  • на уголь бурый - 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля".

При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - для налогоплательщиков - собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Расчет НДПИ производится пользователем недр самостоятельно по правилам, установленным ст. 340 НК РФ. Налог на недра является одним из самых специфичных налогов, поскольку при его расчете используются различные формулы и методы, а ставки дифференцированы. Именно этим вызвано наибольшее число судебных споров, связанных с применением гл. 26 НК РФ. Как правильно определить размер НДПИ, какие риски существуют при расчетах налоговых платежей, читайте в нашем материале.

НДПИ: правила определения налоговой базы и налоговой ставки

НК РФ установлено, что налогоплательщик может определять налоговую базу НДПИ либо в объеме извлеченного сырья, либо в размере его стоимости. Количественное определение налоговой базы исчисляется для таких полезных ископаемых, как уголь, нефть, природный и попутный газ, газовый конденсат, при условии освоения месторождения на территории РФ. Для определения налоговой базы принимается стоимостное значение по всем остальным видам добываемых ресурсов (п. 2 ст. 338 НК РФ).

ВАЖНО! Рассчитывая налоговую базу, обязательно учитывайте фактические потери ресурсов (исключение составляет определение налоговой базы по нефти).

Несмотря на определение налоговой базы в стоимостном выражении, для расчета НДПИ каждый плательщик обязан произвести расчет добытого сырья по количеству (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Существующие способы расчета добытого сырья указаны в п. 2 ст. 339 НК РФ:

  • прямой метод (при наличии возможности определить количество добываемого ископаемого с помощью приборов для измерения веса или объема);
  • косвенный метод (количественный размер вычисляется путем расчета доли полезного ископаемого в добытом сырье, применим во всех остальных случаях).

Налоговая ставка НДПИ может быть адвалорной (процентной) и специфической.

Как рассчитать НДПИ, используя специальные формулы?

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст. 340 НК РФ:

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст. 339 НК РФ).
  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Стоимость добытого ПИ = Количество добытого ПИ × Стоимость единицы добытого ПИ.

Стоимость единицы добытого ПИ = Выручка от реализации / Количество реализованного ресурса.

Стоимость единицы добытого ПИ = Расчетная стоимость / Количество реализованного ресурса.

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза - Сумма расходов плательщика по доставке ПИ, где ПИ — полезное ископаемое.

Законодательство предусматривает применение специальных коэффициентов для ряда полезных ископаемых, являющихся наиболее значимыми для экономики страны. Таким образом, расчетная формула налога в конечном счете зависит от вида добываемого сырья, условий и места добычи.

Льготы для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых

Ресурсодобывающие организации и предприниматели при расчете налога на добычу ископаемых активно используют льготы, которые в том или ином виде предоставляются им как плательщикам НДПИ.

В ряде случаев они не просто получают льготу, но и вовсе освобождаются от уплаты:

  • Налог не взимается, если добываемое сырье относится к перечню, приведенному в п.2 ст. 336 НК РФ, добывается ИП в собственных нуждах и относится к общераспространенным полезным ресурсам, а также извлекается из земли на глубине менее 5 м.
  • Добытый полезный ресурс относится к видам, указанным в п.1 ст. 342 НК РФ и облагаемым по льготной ставке в размере 0%. Общим случаем применения нулевой налоговой ставки является добыча некондиционного либо попутного ископаемого.

Условия применения вычетов зависят от особых факторов, например от несения расходов на повышение уровня безопасности труда (ст. 343.1, 343.2 НК РФ). Плательщик имеет право применять льготы по НДПИ в форме вычета одним из следующих способов (при условии его закрепления в учетной политике):

  • включать потраченные суммы в состав прочих расходов на производство и реализацию (подп.7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • уменьшать начисленный налог на ископаемые на сумму понесенных расходов (в порядке ст.1 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляют плательщикам право законно уменьшить сумму НДПИ. Заявляя вычеты по НДПИ, плательщик обязан не только обосновать их документально, но и доказать их экономическую целесообразность.

НДПИ: судебная практика

Налог на добытые полезные ископаемые вследствие запутанности формул, неопределенности положений и, как следствие, различного толкования норм НК РФ порождает огромное количество споров между плательщиками и налоговой службой.

Большинство исков в арбитражные суды подаются с целью оспаривания принятых решений ФНС о доначислении сумм НДПИ при проверках:

  1. Объем ископаемого, в отношении которого уплачивается НДПИ, рассчитывается исходя из общего количества добытого ресурса. Расчет исходя из объема чистого вещества в добытом ископаемом недопустим. Такое решение вынесли 3 арбитражные инстанции, рассмотрев материалы дела № А27-8159/2013. Решение ИФНС о доначислении налога организации, добывающей уголь и учитывающей для целей расчета налога только добытое чистое сырье без примесей, было признано законным.
  2. Частота отражения фактических потерь не зависит от воли налогоплательщика, а предопределяется особенностями технологического процесса добычи ресурса. Подобной позицией по делу № А40-91054/15 суд обязывает плательщиков НДПИ отражать реальные потери ресурса ежемесячно, а не тогда, когда это применяется в целях оптимизации налога.
  3. При отсутствии или несвоевременном утверждении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых все потери полезных ресурсов относятся к сверхнормативным до момента официального утверждения размера потерь. Право плательщика применять нулевую налоговую ставку не исчезает, а может быть реализовано в виде перерасчета после утверждения нормативов. Аналогичный вывод содержится в судебных актах по делу № А19-16360/2011 и А27-13282/2013.

Как видно из приведенных примеров, НДПИ — довольно специфичный налог, а с учетом сложившейся экономической обстановки в стране перечень судебных споров по нему только увеличивается.

Поскольку этот вид деятельности достаточно ресурсоемок и трудозатратен, действующее законодательство предоставляет плательщикам налога на полезные ископаемые право уменьшить расчетную сумму отчислений на вычеты и льготы, использовать нулевую ставку. При расчетах и определении ставки налога на добычу полезных ископаемых необходимо соблюдать точность, поскольку большое количество споров по НДПИ связано именно с неверным учетом добычи полезных ископаемых.



Похожие статьи