В доходах федерального бюджета учитываются. Неналоговые доходы. К налоговым доходам местных бюджетов относятся

КУРСОВАЯ РАБОТА

Неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации

неналоговый доход бюджет дивиденд

Введение

Глава 1. Неналоговые доходы, понятие, виды и структура

1.Виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ

2 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ.

Глава 2. Анализ неналоговых доходов

1 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ

2 Анализ динамики доходов от использования имущества, дивидендов, доходов от продажи оборудования и прочее

Заключение


Введение

Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы. Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источником покрытия дефицита бюджета.

Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе исторического развития России правовое регулирование финансовых отношений приобретает особое значение, в связи с появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникает необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов. Одним из наиболее важных, в частности, для бюджетной системы является институт неналоговых доходов.

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.

К основным источникам неналоговых доходов бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины).

Некоторые виды неналоговых доходов вводятся с определённой целью. Так, например, использование таких неналоговых доходов, как поступления от государственного резерва земель, предусмотрено для развития ипотечного кредитования жилья и решения других социально важных вопросов жизни. Государственные земельные участки продаются по рыночным ценам, либо применяются в качестве залогового инструмента, а также как взносы государства при реализации конкретных строительных проектов. Образующиеся таким образом средства в виде неналоговых доходов, поступающих от инвесторов в качестве инвестиционных вкладов, используются для государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

Таким образом, неналоговые доходы - это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране.

Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ - доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления). Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:

- изучить состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов;

изучить общие понятия неналоговых поступлений;

- сделать выводы об особенностях формирования и роли неналоговых доходов.

Глава 1. Неналоговые доходы, понятие, виды и структура

1 Виды неналоговых доходов федерального бюджета и их роль в формировании федерального бюджета РФ

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем производства и его техническое оснащение, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, которые возникают в процессе формирования основного денежного фонда между государством и субъектами хозяйственной деятельности, и имеют специфическое назначение, связанное с аккумулированием денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей в бюджет субъектами хозяйственной деятельности на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим в РФ бюджетным и налоговым законодательством, которые поступают в распоряжение государственной власти и служат для обеспечения ее функций. Бюджетные доходы являются и результатом распределения стоимости общественного продукта, и объектом дальнейшего перераспределения.

Состав бюджетных доходов и их структура взаимосвязаны с объемами общественного производства, национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы.

Важнейшую роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось, но и сейчас наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции Российской Федерации и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.

В современных условиях, когда преследуется тенденция снижения налогового бремени, имеющего социальную направленность, роль неналоговых доходов в пополнении бюджета становиться все более значимой. Объемы поступлений неналоговых доходов в первую очередь зависят от увеличения сумм поступлений по их основным статьям, таких как:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации;

Зачастую неналоговые доходы привлекают к себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае особенно важным становится вопрос об увеличении эффективности управления государственным имуществом.

Увеличение неналоговых доходов за счет эффективного использования государственного имущества, реструктуризация и оптимизация расходов на его содержание и управление позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия и как результат обеспечить общее увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что доходы, получаемые от использования государственной собственности, должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы основная часть этих доходов вновь направлялась в национальную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие самого государственного имущества.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:

Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

Налоговым Кодексом Российской Федерации;

ежегодным Федеральным Законом "О федеральном бюджете РФ";

иными правовыми и законодательными актами.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Неналоговые доходы в узком смысле слова - это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

* доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

* средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

* средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

* плата за пользование бюджетными кредитами;

* доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

*часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

* другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

2 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

собственные неналоговые доходы;

остаток средств на конец предыдущего года;

Федеральный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:

*доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

*доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

*части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

*лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

*таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

*платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;

*платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

*платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, - по нормативу 100 процентов;

*платы за негативное воздействие на окружающую среду, - по нормативу 20 процентов;

*консульских сборов;

*патентных пошлин;

*платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций имеют самую большую величину в неналоговых поступлениях бюджетов всех уровней (64% для федерального бюджета и 81% для консолидированного бюджета субъектов РФ от всех неналоговых поступлений). В федеральном бюджете вторая по объему поступлений статья неналоговых доходов - это доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы (30 % от всех неналоговых поступлений федерального бюджета).

Структуру неналоговых доходов федерального бюджета можно посмотреть в таблице:

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг. в %.

Неналоговые доходы20062007200820092010Всего100%100%100%100%100%Ввозные таможенные пошлины46,19%49,57%54,33%57,03%58,38%Вывозные таможенные пошлины6,80%4,64%3,74%3,44%3,33%Прочие вывозные таможенные пошлины6,80%4,64%3,74%3,44%3,33%Таможенные сборы2,89%2,49%2,27%2,27%2,29%Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале3,05%3,02%3,75%3,34%3,11%Прочие неналоговые доходы34,27%35,58%32,02%30,25%29,31%Целевые отчисления от всероссийских гос. Лотерей0,01%0,06%0,14%0,22%0,26%Всего неналоговых доходов (млн.руб.)672449,8797548,2910613,3965263,61029320,8

Таким образом, наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, и в 2010г. достигает наибольшего значения - 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2006г. - 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.

На втором месте находятся прочие неналоговые доходы, и с 2007 года наблюдается снижение поступлений от них (2006-2010 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2007г. - 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2010г. - 29,31%. Как видно из этих данных, долю прочих неналоговых доходов планируется значительно снизить.

На третьем месте вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2006-2010 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов - на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2007-2008 гг.- увеличение, 2008-2010гг. снижение на 0,64%.

И последние находятся целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - они составляют незначительную долю неналоговых доходов и их долю за период 2006-2010гг. планируется увеличить на 0,25%.

Глава 2. Анализ неналоговых доходов

1 Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета

Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Роль и значение неналоговых доходов в федеральном бюджете отражены в таблице 1.

Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ, млрд.руб.

Статьи дохода2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годДоходы всего7443,99275,97337,17860,88844,5Налоговые доходы4531,95209,54016,44189,54844,9Неналоговые доходы2912,04035,63320,73671,33999,6

В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части федерального бюджета.

Таблица 2- Структура доходов федерального бюджета РФ, %

Статьи дохода2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годДоходы всего100,00100,00100,00100,00100,00Налоговые доходы60,8856,4154,6453,3054,78Неналоговые доходы35,9943,5145,2646,7045,21Таким образом, доли неналоговых поступлений в федеральный бюджет за период с 2007 по 2011гг имеет положительную динамику - в этот период увеличение составило 9,2% и на 2011 год составляет почти 4 трлн. руб. Наибольшая доля неналоговых поступлений была зафиксирована в 2010 году и составила 46,7 или 3,7 трлн. руб. Наименьшая доля неналоговых доходов была в 2007 году (чуть меньше 36 % или 2,7 трлн. руб.). В целом же наблюдается положительная динамика увеличения поступлений от неналоговых источников. В период с 2007 по 2011 годы увеличение составило почти 30%.

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами.

Представим параметры неналоговых поступлений в таблице 3.

Таблица 3 - неналоговые поступления федерального бюджета на период с 2007 по 2011 гг. млн.руб.

Наименование2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годДоходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности88220,2150539,3421339,6403112,5252884,3Доходы от внешнеэкономической деятельности2346266,33584946,32683298,53038885,93469698,2Платежи при пользовании природными ресурсами46551,4111768,663480,364319,489614,6Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства125407,1114026,9109888,5114822,1113706,8Доходы от продажи материальных и нематериальных активов6976,122119,156959,918514,119807,5Административные платежи и сборы41226,04541,95446,55200,45587,4Штрафы, санкции, возмещения ущерба3896,88181,48906,36815,813392,3Прочие неналоговые доходы2187,239562,421462,219335,010562,5Итого:2660731,14035685,93320781,83671005,203975253,60В таблице 4 представим удельный вес по параметрам доходов в общей сумме неналоговых доходов федерального бюджета.

Таблица 4 - Структура неналоговых поступлений федерального бюджета на период с 2007 по 2011 гг., в %.

Наименование2007 год2008 год2009 год2010 год2011 годНеналоговые доходы, всего100,00100,00100,00100,00100,00Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности3,323,7312,6910,986,36Доходы от внешнеэкономической деятельности88,1888,8380,8082,7887,28Платежи при пользовании природными ресурсами1,752,771,911,752,25Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства4,712,833,313,132,86Доходы от продажи материальных и нематериальных активов0,260,550,210,500,50Административные платежи и сборы1,560,110,160,140,14Штрафы, санкции, возмещения ущерба0,140,200,270,190,34Прочие неналоговые доходы0,080,980,650,530,27

Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности - от 88,18% в 2007 году до 87,28% в 2011 году или в абсолютном выражении 2,3 трлн. Руб. и 3,4 трлн. руб. соответственно.

Второе место занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Наибольшая доля была зафиксирована в 2009 году и составила 12,7% от общей суммы налоговых доходов (421 млрд. руб.), наименьшая - 3,3% или 88,2 млрд. руб.(2007 год).

Третье место остается за доходами от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства. Доля этих поступлений за период с 2007 по 2011 гг. колебалась в пределах от 3% до 5%.

Доля поступлений от пользования природными ресурсами существенно не изменялась и оставалась на уровне 2%. Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.

Наибольший вклад в формирование всего объёма неналоговых доходов оказывают доходы от экономической деятельности и доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Общая их доля в за период с 2007 по 2011 года составляет в среднем 93%.

2 Анализ динамики доходов от использования имущества, дивидендов, доходов от продажи оборудования и прочее

Анализ динамики доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2007-2010 годах федерального законопроекта "о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" показал, что эффективности использования государственного имущества уделено немалое внимание: темп роста дохода бюджета РФ за счет использования государственного имущества запланирован на уровне 52,5% по отношению к уровню 2007 года и в перспективе 2010 года на уровне 59,6% к уровню 2009 года.

Динамика доходов от использования государственной и муниципальной собственности 2007-2010 г.г.

№Показатели2007год2008 год2009 год2010 год1Законопроект 2009-2011 гг. млрд. руб.79,10*120,61121,70126,221.1.к предыдущему году, млрд. руб.-188,0241,511,094,521.2.к предыдущему году, %29,6152,5100,9103,71.3.темпы роста к 2008 году100,0152,5153,9159,62.Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.) млрд. руб.79,1488,3088,302.1.к предыдущему году, млрд. руб.-9,089,160,002.2.к предыдущему году, %89,7111,6100,003.Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм.) - 2008 год3.1.млрд. руб.-0,0441,4742,5647,083.2.%99,9152,4153,8159,54.Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм.)№Показатели2007 год2008 год2009 год2010 год4.1.млрд. руб.-0,0432,3133,404.2.%99,9136,6137,8* ожидаемая оценка 2010 года.

По материалам законопроекта доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2008 год в размере 4,38 млрд. рублей, что меньше ожидаемого исполнения 2009 года на 0,08 млрд. рублей, или на 1,8 %. В 2009 и 2010 годах указанные доходы планируются в размере 3,37 млрд. рублей и 3,26 млрд. рублей соответственно, то есть в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением 2008 года доходы сократятся на 1,20 млрд. рублей, или на 27,0 %.

Резервом увеличения прогнозируемых на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), могут стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по разграничению государственной собственности на землю и увеличения площадей федеральных земель, а также переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или неоформленного права пользования земельными участками на право аренды.

Проведём анализ неналоговых поступлений в федеральный бюджет за 2 года, т.е. сравним 2007г. с 2009г. и проанализируем, какие платежи значительно увеличивают государственную казну, а какие нет.

Анализ неналоговых доходов 2007-2009 гг.

Наименование платежей2007 год2008 год2009 годабсолютные изменения 2009/2007 г., млн.руб.относительные изменения 2009/2007г.,%123456Неналоговые доходы - всего219194,4197412104156862464723596,4330,1Доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниц. собственности, или от деятельности гос. и муниц. организаций, в том числе:165612,1179221, 6151095,1-14517-8,8дивиденды по акциям, находящихся в государственной и муниципальной собственности125001500015500300024,0доходы от сдачи в аренду имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности87001320014700600069,0проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета434,6469,1499,66515,0проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны119,27060-59,2-49,7доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства62032,267106,5720149981,816,1платежи от государственных и муниципальных организаций18612,215563,713436,1-5176,1-27,8доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей1900600400-1500-78,9платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции25031,426988,52173,3-22858,1-91,3плата за негативное воздействие на окружающую среду2142,12313,52475,4333,315,6плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, зачисляемая в федеральный бюджет15001535,81678,6178,611,9прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций2546695,56895,56641,52614,8лицензионные сборы1457,71552,41552,4Доходы от продаж нематериальных активов10,910,510,5-0,4-3,7Административные платежи и сборы1381,2244,8260,7-1120,5-81,1Штрафные санкции, возмещение ущерба1157,82190,62210,71052,990,9Доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01,01,2005 включая таможенные пошлины)45205,2779777,6761371,6716166,41584,3Прочие неналоговые доходы5827,211735,611902,26075104,3Доходы, поступающие от вовлечения в хозяйственный оборот избыточных ядерных материалов13774,514387,614387,6

Таким образом, неналоговые доходы в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличились почти в три раза: с 219194,4 млн. руб. до 156862464млн. руб., что составило 330,1% в относительном выражении. Неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2007-2009г.

неналоговый доход федеральный бюджет дивиденд

год - 219194,4 млн. руб.;

год - 988412,9 млн. руб.;

год - 942790,8 млн. руб.

За два года заметно выросли прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины), что составило 2614,8% и 1584,3% соответственно. Заметно снизились платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции на 91,3% и административные платежи, и сборы на 81,1%.

Несмотря на то, что неналоговые доходы занимают незначительную часть в структуре всех доходов государства, можно сказать, что по сравнению с 2007 годом они к 2009 году увеличились существенно, почти в три раза. Как правило, любое увеличение доходов сказывается на уровне жизни населения. Ведь, именно доходы, поступающие в бюджет государства, позволяют власти осуществлять свои основные государственные функции.

Заключение

Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется, конечно, за счёт налоговых доходов. Но неналоговые поступления играют также большую роль в бюджетах всех уровней. Проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание (изменить что-то) для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.

Несмотря на то, что основные источники неналоговых доходов в бюджет составляют поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1%.

Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании государственной собственности, поскольку её доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.

Неналоговые доходы играют большую роль для государства, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета.

По данным 2007-2009 годов можно сказать, что из неналоговых платежей значительно пополняют государственную казну поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01.01.2005 включая таможенные пошлины).

Изучив общие понятия неналоговых поступлений, состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, и проанализировав неналоговые поступления федерального бюджета с помощью законодательных документов Российской Федерации, данных статистической отчетности, учебных пособий и учебников, цель курсовой работы была достигнута.

Таким образом, рост неналоговых доходов способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.

Список использованных источников

.Бюджетный кодекс Российской Федерации

3.

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
лицензионного сбора на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по нормативу 100 процентов;
прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными объектами - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним - по нормативу 100 процентов.
2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:
прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;

Доходы от внешнеэкономической деятельности.


1. В БК РФ четко прописан состав неналоговых доходов и порядок их зачисления в бюджеты. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в порядке, предусмотренном в ст. 41-46 Кодекса.
Источниками неналоговых поступлений федерального бюджета являются:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
3) части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размере, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности.
2. Пунктом 1 ст. 42 БК РФ предусмотрено, что в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности.
В Законе о федеральном бюджете на 2003 г. (приложение 5) отдельно выделены:
1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
2) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, в полном объеме.
3. Авторы БК РФ последовательно реализуют идею "большого бюджета", воплощают принцип полноты. В этой связи следует также обратить внимание на такой вид неналоговых доходов, как доходы от платных услуг. Фактически это означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве появилась впервые и направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов в условиях хронического бюджетного недофинансирования. Только при изменении самой системы бюджетного финансирования - переходе на бюджетные нормы, в основе которых лежат минимальные государственные социальные стандарты, - возможно говорить об адекватном отражении всех источников в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и соответственно в составе доходов бюджета.
К числу доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, в соответствии с Законом о бюджетной (приложение 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации") отнесены:
1) консульский сбор, взимаемый на территории РФ;
2) плата за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные;
3) средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области;
4) плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;
5) плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов;
6) плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва;
7) другие средства, поступающие от основной и иной хозяйственной деятельности системы государственного резерва;
8) прочие доходы.
Такие доходы также зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.
4. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).
Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 комментируемой статьи размеры части прибыли унитарных предприятий, поступающей в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством РФ.
5. Осуществляя свои основные цели, ЦБР может попутно создавать прибыль. При этом в ст. 3 Закона о ЦБР особо оговаривается, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБР.
Прибыль ЦБР определяется как разница между доходами от операций, которые вправе осуществлять ЦБР (ст. 46 Закона), а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций, с одной стороны, и расходами, связанными с осуществлением ЦБР своих функций (ст. 4 Закона), с другой стороны.
В соответствии со ст. 26 Закона ЦБР перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли по итогам года после утверждения годового отчета ЦБР Советом директоров. Оставшаяся прибыль ЦБР направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. В доходах федерального бюджета прибыль ЦБР учитывается в размере, остающемся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
6. Доходы от внешнеэкономической деятельности. В соответствии со ст. 7 Закона о бюджете на 2003 г. доходы от внешнеэкономической деятельности направляются в федеральный бюджет в размере 100% поступлений. К числу таких доходов бюджетной классификацией отнесены:
1) процент по государственным кредитам, в том числе:
- оплата процентов иностранными государствами по иностранным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств;
- поступление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств, банков и фирм;
- поступление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от международных финансовых организаций;
2) поступление средств от централизованного экспорта;
3) таможенные сборы;
4) прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.


Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
доходы от реализации государственных запасов и резервов;
доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. Иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.
Роль и значение неналоговых доходов федерального бюджета отражены в табл. 8.1.
Таблица8.1. Доходы федерального бюджета 1996 1997 1998
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. %ВВП Доходы всего В том числе налоговые неналоговые 328,1
262,2
65,9 14,5
11,6
2,9 343,4
262,6
80,8 13,4
10,2
3,2 319,4
253,0
66,4 11,9
9,4
2,5
В 1998 г. произошло значительное сокращение общего объема поступлений неналоговых доходов и их доли в ВВП, что напрямую связано со снижением физического объема ВВП и общим кризисом российской экономики. Массовый отток иностранных капиталов с финансового и фондового рынков привел к снижению рыночной стоимости государственной собственности и невыполнению программы приватизации. В результате по неналоговым доходам не удалось выйти даже на уровень 1996 г.
Тенденция сокращения неналоговых поступлений сохраняется и в 1999 г. На 1999 г. неналоговые поступления в федеральный бюджет запланированы на уровне 33012,9 млн. руб., или 0,8% к ВВП.
Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ на 1999 г. имеют следующий вид: млн. руб. % Неналоговые доходы - всего 33012,9 100 В том числе: 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности 7908,4 23,9 из них: перечисление прибыли Центрального Банка Российской Федерации 1000 3 дивиденды по акциям, принадлежащим государству 1500 4,5 доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 4113,4 12,5 консульский сбор в рублевом исчислении 180 0,5 доходы от проведения всероссийских государственных лотерей 500 1,5 прочие поступления 615 1,9 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 23300 70,6 3. Прочие неналоговые доходы 1804,4 5,5
В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости. С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов по использованию федерального имущества» утвержден порядок проведения инвентаризации федеральной собственности и план поступлений доходов от использования федерального имущества на 1998-2000 годы. В соответствии с этим Постановлением поступления средств в федеральный бюджет от аренды объектов федерального имущества установлены в сумме 1,6 млрд. руб., дивиденды от находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ - 1,35 млрд. руб.

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленные ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Они могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерно большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено с соответствующих актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник/О.В. Врублёвская и др.-М.:Юрайт-Издат,2003.-с.222-224.

К неналоговым доходам в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса относятся:

  • -) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • -) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • -) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • -) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • -) иные неналоговые доходы. Бюджетный кодекс, ст.41

Наиболее важным из «иных неналоговых доходов» является прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами, и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Особо следует отметить, что федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.

Рассмотрим подробнее основные виды неналоговых доходов:

  • - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности, приносящей доход: дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду государственного имущества, проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств, доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства, перечисление прибыли Центрального банка РФ, прочие поступления от использования государственного имущества или от деятельности, приносящей доход;
  • - доходы от продажи принадлежащего государству имущества: поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, продажи принадлежащих государству акций предприятий, доходы от продажи принадлежащих государству квартир, производственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
  • - поступления от капитальных трансфертов из негосударственных источников (от резидентов и нерезидентов);
  • - административные платежи: поступления в связи с осуществлением таможенного контроля и за проведение таможенных процедур, сборы, взимаемые ГИБДД, прочие платежи, взыскиваемые государственными учреждениями за выполнение определенных функций;
  • - штрафные санкции: взыскания с лиц, виновных в хищении и недостачи материальных ценностей, поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлениями от стандартов и технических условий, санкции за нарушение порядка применения цен, административные штрафы и иные санкции, доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов;
  • - доходы от внешнеэкономической деятельности: поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Также к неналоговым доходам относятся безвозмездные перечисления. В соответствии с статьей 45 Бюджетного кодекса РФ они включают в себя:

  • -) от нерезидентов;
  • -) от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):
  • - от государственных внебюджетных фондов;
  • - от государственных предприятий и учреждений;
  • - от наднациональных организаций. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб.пособие.-М.-2001.-276 с.

Состав неналоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ достаточно подвижен и имеет свои особенности. Рассмотрим состав и структуру неналоговых доходов федерального бюджета (таблица 3.1.1).

Анализ показателей, приведенных в таблице 3.1.1, свидетельствует о том, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета снизились с 0,8% в 1999 г. до 6% в 2003 г. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюджета произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в собственности государства, возрос с 15,01% в 1999 г. до 57,1% в 2003 г. При этом в 2003 г. произошли существенное снижение удельного веса следующих неналоговых доходов: от внешнеэкономической деятельности (с 74,08 до 38%), от сдачи в аренду государственного имущества (с 32,6 до 8,78%), от дивидендов по акциям, принадлежащих государству (с 17,66 до 12,63). В связи с внесением изменений в бюджетную классификацию РФ начиная с 2000 г., отдельными строками выделяются платежи от государственных предприятий и плата за пользование водными и биологическими ресурсами, в 2003 г. их удельный вес составил 18,52 и 9,38%.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других, поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15. 04. 1993 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета - федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то жевремя в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым доходам относятся (статьи 41 - 43, 46):

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

    средства, полученные в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущество, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    В доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, которые подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства в принудительном порядке изымаемые в доход государства зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят идоходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ до 2005 года, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включали:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии - банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

2.2. Поступления от продажи государство принадлежащих ему акций организаций.

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.



Похожие статьи