Вредные условия труда: когда с ПФР придется спорить из-за взносов и досрочной пенсии. Процент страховых взносов за вредные условия труда

Действующее законодательство обязывает всех работодателей проводить специализированную оценку условий труда. Если выявляются вредные условия, то он должен будет уплачивать дополнительные взносы в ПФ РФ, а также выдавать некую компенсацию.

Тарификация

С начала 2014 года все работодателя обязаны проводить специальную оценку рабочего места. Это понятие заменило аттестацию рабочего места. И целевым назначением данного действия является именно пополнение бюджета Пенсионного фонда России за счет установления доп.тарифа для выплаты в соответствии с Федеральным законом.

На данный момент этот вопрос вызвал не мало нюансов. Связано это с тем, что установление тарифов может производиться за счет показателей предыдущей аттестации, что негативно скажется на предпринимателях. Именно поэтому, здесь начинаются сложности по выплатам и назначениям.

Взносы в ПФ РФ по доп.тарифу положены только тем гражданам, которым положена досрочная трудовая выплата по старости. К таковым категориям относят все те, кто перечислен – пункт 1 статья 27 Федеральный закон №173.

В соответствии с законодательством, назначение обеспечения происходит в зависимости от стажа и вида работы.

Размер доп.тарификации напрямую зависит от вида работы, а также результатов специализированной оценки. Если это не вредные условия труда или не указанные в вышеперечисленном правовом акте, то начисление доп.тарификации не производится.

Иными словами, если человек работает на вредных или опасных условиях и при этом не имеет право на досрочное обеспечение, то выплаты не происходят. Стоит понимать, что взнос по доп. тарификации не считается доп. взносом в пдатежом 10% в ПФ РФ.

Как определить

Как уже было сказано ранее, дополнительная тарификация напрямую зависит от вида трудоустройства и специализированной оценки.

Особенности:

  1. при трудоустройстве, связанном с подземными работами, с вредными условиями в горячем цехе – тарификация 9%;
  2. при трудоустройстве сотрудников, занятых на рабочих местах перечисленных в федеральным законодательстве – 6%.

Такая тарификация может применяться только в том случае, если не проводиться оценка на рабочих местах. Иначе, закрепляются тарифы, описанные в федеральном законодательстве. Размер такого вознаграждения варьируется 0–8% и зависит от класса.

В законодательстве прописана также возможность о применении тарификации за счет уже проведенной аттестации. По результатам может рабочее место быть признано оптимальным или допустимым. В этом случае допускается начисление расходов в размере 4–6%.

Дополнительные тарифы

Существует определенный законодательный акт, где описаны страховые взносы доп.характера в ПФ РФ– НК Российской Федерации. Ознакомиться с тарифами нужно заблаговременно – до проведения оценки.

Все компании, выплаты которых занимают сотрудникам, которые заняты на рабочих местах, указанных в федеральном законодательстве – оплата 9%. Компании, выплачивающие сотрудникам на рабочих местах, указанных в федеральном законодательстве – оплата 6%.

С начала 2013 года действует право на досрочное обеспечение с дополнительной тарификацией. В соответствии с правовыми актами предприятие должно самостоятельно определять какое именно место дает право на досрочное назначение, а что не входит в данный список.

Если рабочее место признано вредным или опасным, человек вправе выйти на пенсионное обеспечение ранее положенного срока с обязательным начислением страх. взноса:

  1. по тарифу, который установлен для компании, в том числе и пониженный взнос;
  2. по дополнительной тарификации по трудоустройству.

Видео: Оплата в фонды

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда – назначение

Многих граждан интересует вопрос – как назначаются дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда. Размер можно устанавливать после проведения специализированной оценки.

Выплата производиться на специальный лицевой счет работника. Если аттестация показала то, что на месте работы специалиста нет вредных условий, то работодатель не должен уплачивать дополнительную сумму или даже часть ее.

Каждый работодатель заполняет специализированную справку по форме СЗВ–6–4, где отражается информация о сумме вознаграждения любого застрахованного лица. Если нет вредных условий, то он не заполняет раздел 3 вовсе, а также 5.

В последнем разделе не проставляется:

  1. исчисление страх.стажа;
  2. условия для досрочной уплаты.

Для корректного оформления документации можно воспользоваться специализированным сервисом на портале Налоговой инстанции. Программа позволяет корректно оценивать ситуацию и правильно рассчитывать платежи в обязательное пенсионное страхование.

Если работнику вводится должность после проведения аттестации, то до признания такого места вредным не начисляется страховой взнос и не выплачивается денежная компенсация. После проведения уже начинается выплата и исчисления. С данного момента может в расчет браться и стаж работника.

Работа на неполный рабочий день

Многие граждане работают неполный рабочий день. Соответственно желают знать, а должно ли предприятие начислять страховой платежа такого типа. Если работник признается сотрудником опасного производства при аттестации рабочего места, то выплата производиться и стаж засчитывается.

Начисление взноса при неполном рабочем дне зависит напрямую от включения периода в стаж для досрочного назначения. Правила такого исчисления описаны в федеральном законодательстве.

В стаж трудовой деятельности должны засчитываться следующие типы:

  1. постоянная работа в течение полного рабочего дня;
  2. при неполной рабочей неделе, но полного дня в связи с сокращением объема самого производства.

Соответственно, работа на неполном рабочем дне не может включаться в стаж работы такого типа. Начислять дополнительную тарификацию при таком виде занятости не нужно.

Группы для дополнительного исчисления

Как уже говорилось ранее, дополнительную тарификацию могут получить только определенные работники. Но есть несколько исключений, профессии которых также оплачивается в виде дополнительной тарификации. Указаны профессии в виде второй группы в Федерально законе.

В частности, к таковым относят:

  1. занятость в сельском хозяйстве, отрасли экономики в сфере тракториста или машиниста, строителя, дорожника;
  2. занятости в текстильной промышленностью и другой тяжестью;
  3. при работе в локомотивной бригаде и иные работники, которые обеспечивают организацию перевозки и безопасность движения на железной дороге, в также водители грузового автомобиля, работающих в технологическом процессе на разрезке;
  4. работники, участвующие в поисковых отрядах, партиях и экспедициях, изыскательных работах;
  5. работники в качестве мастеров на лесозаготовках, в том числе и те, кто обслуживает механизмы и оборудование;
  6. в виде механизатора у комплексной бригаде. Например, при погрузочно–разгрузочной работе на портах;
  7. все работники, кто участвует в плавсоставе на морских судах, речных и рыбной промышленности;
  8. водитель автобуса, троллейбуса и трамвая;
  9. летный состав;
  10. инженерный состав по обслуживанию воздушных судов;
  11. спасатели.

Сроки перевода

Если гражданин переводиться с работы, которая дает право на досрочный выход на обеспечение, на трудовую занятость, которая не дает того же права на срок не более года, то она приравнивается к предыдущему месту трудоустройства.

Если в течение года компания осуществляет перевод специалиста с вредной на обычную занятость на период не более месяца, то период в обоих профессиях засчитывается на досрочный выход. Выплаты исчисляются здесь по дополнительной тарификации.

Если сотрудник отработал не полный период, то исчисление происходит в календарных днях. Страховые взносы выплачиваются предприятием за фактический период отработки в это время.

Если специалисты на ежемесячной основе проводят по 10 дней на полевых работах, то:

  1. трудовая деятельности от полугода до года – 1 год;
  2. менее полугода – по фактической длительности.

В соответствии со статьей 428 Налогового кодекса компания выплачивает дополнительную тарификацию только в период трудоустройства специалиста и аттестации рабочего места в соответствии с условиями рабочего места.

Начислять выплаты должен работодатель по особым условиям труда в ПФ РФ. Все взносы, уплаченные таким образом, направляются на финансирование страхового обеспечения и никаким образом не влияет на пенсию застрахованного лица.

Получить дополнительные страховые взносы можно только в случае вредных условий труда на рабочем месте при аттестации. Если же процедура определения вредности не выявила данного факта, то тогда дополнительная тарификация не может быть применена.

Для просмотра формирования пенсионного обеспечения любой специалист может посетить отделение ПФ РФ и запросить отчетность. Также это возможно сделать дистанционным образом через портал Госуслуг, если имеется доступ к официальному сайту.

Для захода на представленный ресурс потребуется подтвержденная регистрация клиента.

За вредные условия средства идут в формирование пенсионного обеспечения ПФР и социальной защищенности застрахованного лица. Отдел кадров самостоятельно исчисляет и уплачивает платеж на лицевой счет гражданина.

Каковы дополнительные тарифы страховых взносов 2018 году? Таблица со ставками утверждена на официальном уровне? Как распределяются доптарифы по спискам вредных профессий? Ответы – в данной статье.

Кто платит дополнительные тарифы в 2018 году

Организации и индивидуальные предприниматели должны в 2018 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляются только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, список № 1, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Актуальные тарифы

Дополнительные тарифы страховых взносов взаимосвязаны с тем, проводилась ли специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест.

Если не было спецоценки или аттестации

Если не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, то в 2018 году организациям и ИП нужно использовать дополнительные тарифы страховых взносов, которые определены пунктами 1и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ. Применяйте их к выплатам в пользу работников.

Общие тарифы дополнительных «пенсионных» взносов
Кто применяет Доптариф, % Норма
Организации и ИП, производящие выплаты работника, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (согласно списку 1, утвержденному Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10) 9 п. 1 ст. 428 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12. 2013 № 400-ФЗ (по спискам профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной (страховой) пенсии по старости) 6 п. 2 ст. 428 НК РФ

Если проведена спецоценка или аттестация

Если на рабочих местах организации или ИП была проведена специальная оценка, то по итогам этих мероприятий должны быть определены классы (подклассы) условий труда на производстве. Если это ваша ситуация – используйте шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ, которая делится по классам (подклассам) условий труда. Эта шкала касается организации и ИП, производящих выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости).

Дополнительные тарифы (пункт 3 статьи 428 НК РФ)
Условия труда Тариф дополнительных взносов, %
класс – опасный
подкласс – 4
8,0
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый"
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

Заметим, что итоги специальной оценки условий труда равноценны итогам проведенной прежде аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года результаты аттестации можно учитывать в целях определения тарифов дополнительных страховых взносов в 2018 году. Однако важно, чтобы в этих целях
принимались во внимание базовые требования, а именно (ч.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12. 2013 № 421-ФЗ):

  • результаты аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте были признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам в 2018 году нужно начислять на все выплаты в пользу работников с начала года. Никакие предельные лимиты по базе не применяются – пункт 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Более того, страховые взносы по дополнительным тарифам нужно начислять даже в пользу тех, кто уже вышел на пенсию по старости (в том числе, досрочно).

Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.

Вопрос: У нас на предприятии не проводилась спецоценка рабочих мест, но мы приняли сварщиков, монтажников и прорабов, скажите нужна ли им доплата за вредность, нужно ли отчислять в ПФР допвзносы?но если спецоценка не проводилась, как понять, нужно начислять надбавку и взносы или нет?если пока ее нет, нужно ли платить надбавки и взносы?

Ответ: Страховые взносы по доптарифу начисляются на выплаты сотрудникам, занятым на работах согласно пп.1-18 ч.1 ст.30 закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в т.ч. на работах с тяжелыми условиями труда. Перечень профессий и работ с тяжелыми условиями труда содержится в Списке №2, утвержденном Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10.

Информация в Списках сгруппирована по видам деятельности. Поэтому если компания занимается какой-либо деятельностью, имеющейся в Списках, то ей необходимо сверить перечень профессий из Списка со своим штатным расписанием и работами, которые фактически выполняют сотрудники компании.. Если заняты, то допвзносы нужно начислять.

Так, в разделе “XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указаны профессии, по которым необходимо начислять допвзносы, если организация занимается строительством. В этом разделе в т.ч. имеется профессии «производитель работ» и «монтажник.по монтажу стальных и железобетонных конструкций». Поэтому начисляйте допвзносы на выплаты прорабу и монтажнику, если он выполняет монтаж стальных и железобетонных конструкций. Если же монтажник фактически осуществляет другие работы и его профессии нет в перечнях по соответствующему виду деятельности, то допвзносы по нему не начисляйте.

В разделе XXIII “Общие профессии» перечислены профессии, по которым необходимо начислять допвзносы вне зависимости от вида деятельности компании. В этом разделе в т.ч. имеются профессии: «газосварщик», «электрогазосварщики…», «электросварщики ручной сварки».

Профессии «сварщик» нет в Списке №2. Однако если сварщик фактически выполняет работы по одной из трех вышеперечисленных профессиий (газосварщик, электросварщик ручной сварки, электрогазосварщик…), то в общем случае допвзносы по нему также нужно начислять. Причем для целей уплаты допвзносов имеют значение такие факторы как тип сварки, вид оборудования и используемые при выполнении работы материалы. Например, по э лектрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, взносы начисляются без каких-либо дополнительных условий. Для них достаточно выполнения работ, предусмотренных для этой профессии. А вот по электрогазосварщикам, работающим на полуавтоматических и автоматических машинах, начисляют допвзносы, если они заняты на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Поэтому первоначально Вашей компании следует определиться, заняты ли ее сотрудники (сварщики) на соответствующих видах работ согласно Списка №2. Если заняты, то допвзносы нужно начислять. Кроме того имейте в виду, что если работник имеет право на льготную пенсию, то его профессия в трудовой книжке должна быть указана согласно Квалификационных справочников/профессиональных стандартов. Поскольку профессии «сварщик» нет в Списке №2, специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать Вашим сотрудникам в праве на назначение досрочной пенсии. Во избежание споров с контролирующими органами и сотрудниками компании приведите наименование профессии в соответствие с нормативными требованиями.

Т.к. компания не проводила аттестацию/спецоценку, то до утверждения результатов спецоценки начисляйте допвзносы согласно п.2 ст.428 НК РФ. Ведь от наличия результатов спецоценки зависит только размер тарифа, но не обязанность по уплате допвзносов.

В статье 147 ТК РФ указано, что повышенная оплата труда выплачивается только сотрудникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда. В настоящее время компания может установить, относятся ли условия труда конкретных работников к вредным/опасным только в ходе проведения спецоценки (ч.1 ст.3 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). Ведь именно ее результаты применяются для установления гарантий и компенсаций согласно трудового законодательства (п.6 ст.7 Закона №426-ФЗ). Иными словами, сейчас компания не может определить наличие/отсутствие вредных условий, кроме как путем проведения спецоценки. Поэтому отсутствие доплаты до проведения СОУТ не может квалифицироваться как нарушение прав работника. Поэтому сейчас организация может не выплачивать доплату.

Организация обязана провести СОУТ на рабочем месте не позже чем через 12 месяцев после того, как введет его в эксплуатацию (ст.17 Закона №426-ФЗ). Поэтому если работодатель принял работника на неоцененное рабочее место, которое впоследствии окажется вредным, сотрудник будет иметь право на получение льгот с того момента, как фактически начал работать на вредном для здоровья рабочем месте (ст.117, 147, 219 ТК РФ).

При этом ТК РФ дает работодателю право установить повышенные размеры гарантий компенсаций по сравнению с предусмотренными трудовым законодательством (ст.219 ТК РФ). Поэтому если хотите свести риск споров с работниками к минимуму, то пропишите в локальных нормативных актах гарантии и компенсации по соответствующим профессиям, которые организация будет применять до утверждения результатов СОУТ.

Дополнительные тарифы

Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ , список № 1 , утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10);

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н .

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены пунктами и статьи 428 НК.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 НК.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569 ;

результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113);

по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;

срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления повышенной оплаты) самостоятельно по результатам:

Правила повышения зарплаты 1

Как установить доплату за вредные или опасные условия труда

Устанавливая повышение зарплаты для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, организация должна руководствоваться следующими правилами.

1. Минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации).

Устанавливая конкретный размер повышения оплаты труда, можно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):

Например, такая ситуация может возникнуть, если работа в той или иной должности дает сотруднику право на досрочное назначение пенсии. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислена в статьях и Закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ. В этом случае при несоответствии должности, указанной в трудовой книжке, квалификационному справочнику, специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии. Вместе с тем, Минздравсоцразвития России по представлению федеральных органов исполнительной власти имеет право по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождество должностей, с учетом которых предоставляется право на досрочное назначение пенсии (п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516). Например, приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 № 435 установлено тождество должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи» и т. п. должности «фельдшер» в целях начисления досрочной пенсии.

Как спецоценка влияет на доплаты, льготы и пенсию работников

С какого момента сотрудникам доплачивать за вредность

Недавно мы провели спецоценку и выяснили, что у некоторых работников вредные условия труда. Какие льготы им положены? С какого момента сотрудник должен получать льготы в связи с работой во вредных условиях?
Ирина Андреева, инспектор по кадрам (г. Тверь)

Применять результаты спецоценки работодатель обязан с момента, когда утвержден отчет по ней (письма Минтруда от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 и от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516). В отчете указывают право работника на все компенсации за работу с вредными условиями труда (приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н). Вносить изменения в штатное расписание нужно в соответствии с датой утверждения отчета о спецоценке условий труда (далее - СОУТ). Сотрудник имеет право на дополнительный отпуск, повышенную оплату и другие льготы с момента начала работы во вредных условиях. СОУТ лишь подтверждает этот факт.

Организация обязана провести СОУТ на рабочем месте не позже чем через 12 месяцев после того, как введет его в эксплуатацию (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поэтому если работодатель примет работника на неоцененное рабочее место, которое впоследствии окажется вредным, сотрудник будет иметь право на получение льгот с того момента, как фактически начал работать на вредном для здоровье рабочем месте (ст. , ТК, ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Такая же позиция у судов (постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2010 № Ф09-8271/10-С3 по делу № А60-4798/2010-С10).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26.01.1991 № 10

Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях

22900000 XXVII. СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕМОНТ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

2290000а а) Рабочие

2290000а-11140 Асфальтобетонщики

2290000а-11141 Асфальтобетонщики-варильщики

2290000а-11200 Битумщики

2290000а-11295 Бурильщики шпуров

2290000а-11663 Гидромониторщики

2290000а-12282 Известегасильщики

2290000а-12520 Изолировщики

2290000а-12529 Изолировщики на гидроизоляции, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования

2290000а-12531 Изолировщики на термоизоляции, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования

2290000а-12533 Изолировщики-пленочники, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования

2290000а-12680 Каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад

(Позиция дополнительно включена постановлением Совмина СССР от 9 августа 1991 года № 591)

2290000а-12690 Камнетесы, в том числе занятые на обработке мрамора и гранита вручную на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках) и предприятиях
монументальной скульптуры

2290000а-12751 Кислотоупорщики-винипластчики2290000а-12753 Кислотоупорщики-гуммировщики

2290000а-13121 Копровщики

2290000а-13201 Кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок

2290000а-13511 Машинисты автогудронаторов

2290000а-13590 Машинисты буровых установок, в том числе занятые на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам государственного надзора

2290000а-13783 Машинисты копров

2290000а-14199 Машинисты смесителей асфальтобетона передвижных

2290000а-14288 Машинисты укладчиков асфальтобетона

2290000а-14612 Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций

2290000а-15416 Огнеупорщики

2290000а-16540 Пескоструйщики

2290000а-16542 Пескоструйщики по стеклу

2290000а-17493 Проходчики горных склонов

2290000а-18447 Слесари аварийно-восстановительных работ, постоянно занятые на работах в подземных канализационных сетях

2290000а-19233 Трубоклады промышленных железобетонных труб

2290000а-19234 Трубоклады промышленных кирпичных труб

2290000а-19455 Форсунщики

2290000а-19483 Фрезеровщики камня, в том числе занятые на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках)

2290000а-19496 Футеровщики (кислотоупорщики)

2290000а-19660 Шлифовщики-полировщики изделий из камня, в том числе занятые на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках) и предприятиях монументальной
скульптуры

2290000а-19829 Электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети

2290000а-19855 Электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кв и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров

2290000б б) Руководители и специалисты

2290000б-23419 Мастера строительных и монтажных работ

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Совмина СССР от 9 августа 1991 года № 591 . - См.предыдущую редакцию)

2290000б-24441 Производители работ

23200000 XXXIII. Общие профессии

23200000-11620 Газосварщики

23200000-19756 Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности

23200000-19905 Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах

23200000-19906 Электросварщики ручной сварки

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Вопросы, связанные с порядком расчета страховых взносов в зависимости от условий труда рассматривался нами и ранее. В этой статье мы коснемся важных моментов, связанных с изменениями в законодательной базе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • трудовая деятельность каких работников обеспечивается страховыми взносами по дополнительным тарифам;
  • каковы актуальные тарифы в ПФР за вредные условия труда;
  • как формируются дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда: что нужно знать;
  • когда для оценки дополнительных взносов не могут быть использованы данные предыдущей аттестации.

Спецоценка и аттестация, как основания для установления дополнительных тарифов на страховые взносы в ПФР

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426 -ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 года условий труда является обязательной практически для всех работодателей и заменяет собой действующую до недавнего времени норму об обязательной аттестации рабочих мест. Одна из целей спецоценки - пополнение бюджета ПФР посредством установления дополнительных тарифов на взносы на основе результатов оценки (см. п. 7 ст. 7 "Закона о спецоценке"). Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 27 "Закона о спецоценке" и ч. 5 ст. 15 ФЗ № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. при установлении размера дополнительного тарифа могут быть использованы результаты аттестации, проведенной ранее и оформленные не позднее 1 января 2014 года.

Результаты специальной оценки условий труда (далее спецоценки) могу служить основанием для применения работодателем более низких дополнительных тарифов в ПФР или получения права на освобождение от уплаты социальных взносов по этим тарифам. Однако, с тем, как и в каких случаях на практике реализуются эти права знают далеко не все работодатели. Попробуем разобраться, как результаты спецоценки влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам.

Свои разъяснения по вопросам формирования дополнительных тарифов взносов в ПФР на основании спецоценки было дано Министерством Труда России в письме 17-3/В-113 от 13.03. 2014 года.

Как формируются дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда: что нужно знать

Как мы уже упоминали, размеры дополнительных тарифов взносов в ПФР определяются в зависимости от вида работы, выполняемой сотрудником и от полученных результатов спецоценки (ранее проведенной аттестации). Так в отношении лиц, чей труд задействован на подземных работах, в горячих цехах и на рабочих местах с вредными условиями труда действует дополнительный тариф 6% за 2014 год, 9% в 2015 году и в последующие годы (см. ч. 1 ст. 58 "Закона о страховых взносах" и пп. 1 п. ст. 1 "Закона о пенсиях"). В отношении вознаграждения сотрудникам, чей труд задействуется на работах, перечисленных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 "Закона о пенсиях" может быть применен тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Следует учесть, что эти цифры применяются в том случае, если спецоценка проведена не была. Если же спецоценка на рабочем месте проводилась, то за основу принимаются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах . В зависимости от класса или подкласса условий труда, установленный для конкретного рабочего места размер дополнительного тарифа может изменяться от 0 до 8%.

Для рабочих мест, условия труда на которых были квалифицированы как вредные и (или) опасные, размер дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 "Закона о страховых взносах" может быть определен на основании результатов ранее проведенной аттестации (см. ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).

Согласно пояснению Минтруда России, если по результатам аттестации условия труда признаны допустимыми или оптимальными, то взносы могут быть начислены по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 "Закона о страховых взносах" – соответственно по 4% или 6% (в 2014 году). Проводить ли страхователю спецоценку или нет в данном случае решать ему. Если выгоды от ее проведения достаточно очевидны и покрывают затраты, связанные с проведением спецоценки, то смысл, безусловно, присутствует.

Как рассчитать взносы по дополнительным тарифам в случае занятости сотрудника на различных рабочих местах

Весьма распространена ситуация, когда сотрудники, с выплат которых удерживаются взносы по дополнительным тарифам в течение одного рабочего месяца оказываются заняты сразу на нескольких рабочих местах. При этом на этих рабочих местах предусматриваются различные классы или подклассы условий труда, либо же не имеется результатов аттестации или специальной оценки. Каким образом в этом случае рассчитать размер взносов по дополнительным тарифам?

В этом случае министерство рекомендует исчислять взносы со всех выплат, начисленных в пользу этого работника за этот месяц (вне зависимости от того, за какие периоды осуществляется выплата). Расчет и начисление производится пропорционально фактически отработанным дням (часам) для каждого рабочего места от общего количества рабочих дней (часов) в месяце. При этом общее количество дней (часов) должно включать сверхурочную работу, а также работу по праздникам и выходным.

Как формируются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителю

Согласно регламенту ст. 60.1 ТК РФ сотрудник, располагая свободным от основной работы временем, имеет право на заключение трудового договора на внутреннее или внешнее совместительство. Как поясняют эксперты Минтруда России, если сотрудник, работая по совместительству, не задействует свой труд на работах, перечень которых отражен в пп.1-18 п. 1 ст. 27 "Закона о пенсиях", то взносы в ПФР на произведенные ему выплаты по дополнительным тарифам не исчисляются.

Когда для оценки дополнительных взносов не могут быть использованы результаты последней аттестации

Как уже было отмечено в начале нашей статьи, с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест была упразднена. К этому моменту не все работодатели успели оформить результаты аттестации, уже проведенной в 2013 году и перенесли процедуру оформления на 2014 год. Согласно мнению Минтруда России, такой подход является неправомерным, а результаты аттестации, закрепленные в отчете, оформленном с опозданием не могут считаться основанием для исчисления размеров дополнительных тарифов взносов в ПФР.

Выход из этой ситуации для работодателей, уже уплативших аккредитованной организации деньги за проведение аттестации и получивших, но не успевших оформить ее результаты эксперты видят в следующем. Работодатели могут попытаться заключить с такой организацией дополнительное соглашение, в котором будет прописано, что в связи с изменением действующего законодательства вместо аттестации будет произведена спецоценка. Таким образом изменяется лишь предмет договора, но не отношения и обязательства сторон. Помимо этого, в соглашении следует указать перечень дополнительных исследований, которые будут проведены с целью приведения в полное соответствие с требованиями "Закона о спецоценке".

Следует дополнить, что организация, аккредитованная на проведение аттестаций рабочих мест располагают правом проведения спецоценки до момента истечения срока действия имеющегося аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) этой организации. Такое положение, согласно ч. 2 ст. 27 "Закона о спецоценке" действует вплоть до 31 декабря 2018 года включительно.

Вложенные файлы

  • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (образец).doc
  • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (образец).doc

Доступно только подписчикам

  • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (бланк).doc
  • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (бланк).doc
Навигация по статье

В результате утраты застрахованным лицом источника дохода наступает страховой случай, который может быть связан с:

Страховые взносы в Пенсионный фонд (в ФНС)

Согласно законодательно установленным нормативам, взносы, перечисленные страхователем за каждого сотрудника, учитываются на их индивидуальных лицевых счетах благодаря введенной .

Следует отметить, что с 2017 года всеми страховыми взносами занимается Федеральная налоговая служба (ФНС), т.е. отчисления необходимо переводить напрямую в ФНС (глава 34 НК РФ).

Расчет страховых взносов происходит следующим образом:

  1. Устанавливается база для начисления платежей.
  2. Определяется тариф взносов.
  3. Рассчитывается сумма платежа за прошедший месяц.

Существует несколько видов тарифов на обязательное пенсионное страхование:

  • базовый;
  • дополнительный (при наличии льготных рабочих мест в связи с опасными и тяжелыми условиями труда);
  • пониженный (при отнесении работодателя к той или иной льготной категории плательщиков).

Что же касается базы для начисления взносов, то она определяется в отношении каждого застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. В 2018 году предельная величина взносооблагаемой базы составляет 1021 тысяч рублей (в 2017 году - 876 тысяч рублей). При превышении данной суммы работодатель уплачивает дополнительно 10% тарифа страховых взносов.

Кто должен уплачивать взносы?

Многие думают, что суммы, необходимые для уплаты взносов, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

В соответствии с правилами действующей системы ОПС, ежемесячно осуществляется поступление страховых взносов в ПФР. Источником денежных поступлений являются работодатели , уплачивающие взносы со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть .

Страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР .

Помимо уплаты взносов по ОПС, в задачи работодателя входит:

  • своевременная регистрация в ПФР в качестве страхователя;
  • представление необходимых документов страховщику для:
    • осуществления им персонифицированного учета граждан;
    • назначения и выплаты пенсионного обеспечения;
  • устранение нарушений при обнаружении таковых территориальными органами ПФР.

В свою очередь страховщик с целью обеспечения бесперебойной работы всей системы безвозмездно и своевременно предоставляет работодателям всю необходимую информацию о применяемых тарифах для расчета платежей и законодательных актах, регулирующих отношения всех .

Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование

В зависимости от выбранной альтернативы общий тариф взносов будет распределяться следующим образом:

  • : 6% пойдет на выплату фиксированной суммы действующим получателям пенсий, а остальные 16% - на финансирование будущей страховой выплаты самого гражданина;
  • : 6% на финансирование базовых сумм нынешним пенсионерам останется без изменения, а остальные 16% будут распределены на формирование будущей выплаты застрахованного лица, а именно 10% - на страховую часть и 6% - на накопительную.

Стоит отметить, что в настоящее время право выбрать тот или иной способ финансирования своей будущей пенсии имеют только граждане, вновь устраивающиеся на работу. Сделать такой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Дополнительный тариф страховых взносов устанавливается в отношении работников, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение. К таким категориям застрахованных лиц относятся:

  • занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (пп. 1
  • занятые на работах с тяжелыми условиями труда, относящихся к Списку 2 (пп. 2 , п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.);
  • занятые на определенных видах работ, предусмотренных «малыми списками» (пп. 3 - 18 , п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.).

Дополнительные тарифы введены с 1 января 2013 г. на основании закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» . Такие тарифы предусмотрены только в отношении работодателей, начисляющих доход в пользу застрахованных лиц перечисленных выше категорий.

Важно, что работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, учитываемые для подсчета льготного стажа, будут засчитываться только при условии уплаты дополнительных взносов .

Что такое специальная оценка условий труда?

Согласно ст. 3 ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» такая оценка представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности, и степени их воздействия на человека с учетом отклонения от гигиенических нормативов.

Работодатель обязан проводить не реже одного раза в пять лет . Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 указанного выше закона.

Специальная оценка условий труда осуществляется работодателем с привлечением специализированной организации на основании заключенного с ней договора гражданско-правового характера.

После утверждения перечня рабочих мест, подлежащих оценке, комиссией формируется список факторов, в отношении которых будут происходить исследования и измерения. Результатом проведенной спецоценки является присвоение определенного класса опасности существующим на предприятии условиям труда по степени их вредности. В соответствии с законом подразделяют 4 класса опасности:

  • 1 класс присваивается оптимальным с точки зрения опасности воздействия на организм условий труда;
  • 2 класс соответствует допустимым условиям труда, когда вредные факторы соответствуют разрешенным нормативам, а здоровье работника восстанавливается за период отдыха или к началу следующей смены;
  • 3 класс представляет собой вредные условия труда, когда значения опасных факторов превышают установленные нормативы (по степени вредности выделяют в данном случае четыре подкласса);
  • 4 класс характеризует опасные условия труда, создающие угрозу жизни работника или возможность развития профессионального заболевания.

Итог проводимой оценки - установление того или иного класса опасности фиксируется в заключении экспертной организации за подписью всех членов комиссии.

Тариф дополнительных взносов в ПФР за вредные условия труда в 2018 году

Норматив величины дополнительных взносов зависит от факта проведения спецоценки условий труда:

  • при ее отсутствии тариф устанавливается в размере 9% - по Списку № 1 и в размере 6% - по Списку № 2 и «малым спискам»;
  • при ее наличии тариф дифференцирован по уровню опасности условий труда, а именно:
    • 8% - 4 класс опасности;
    • 7% - 3 класс опасности, подкласс 4 (3.4);
    • 6% - 3.3;
    • 4% - 3.2;
    • 2% - 3.1.

Таким образом, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить . Первый и второй классы опасности не предполагают уплаты дополнительных взносов, так как являются оптимальными и допустимыми.

Важно, что при начислении дополнительных взносов работодателями, имеющими рабочие места с вредными и опасными условиями работы, ограничение по величине предельной взносооблагаемой базе не применяется .

Стоит также отметить, что введенный в действие закон № 426 от 28.12.2013 г. предполагает переходный период до 1 января 2019 года , в течение которого возможна уплата дополнительного тарифа по существующей на предприятии аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и опасными.

Порядок и сроки уплаты

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно:

  • не позднее 15 числа при представлении документов на бумажном носителе ;
  • не позднее 20 числа при подаче документов в электронном виде.

Для уплаты страховых взносов работодателю необходимо:

  • определить базу для начисления взносов по дополнительному тарифу;
  • выбрать соответствующий тариф.

При подсчете базы для исчисления дополнительного взноса, рассматриваемого без учета предельной величины, учитываются все выплаты и вознаграждения, полученные работником, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Для уплаты взносов по дополнительному тарифу работодателю необходимо подготовить документ , где должны быть указаны:

  • соответствующие коды бюджетной классификации;
  • общая сумма взноса, без деления на страховую и накопительную части;
  • точная сумма, рассчитанная в рублях и копейках.

Рассчитать величину страховых взносов и оформить платежное поручение доступно страхователю и в сети интернет. Непосредственное перечисление платежей осуществляется путем направления платежного поручения в банк .



Похожие статьи