Что такое крупное предприятие по численности работников. Характеристика малых предприятий

Огромное количество предприятий предпринимательского сектора национального хозяйства для целей экономического анализа группируется по ряду признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. По формам собственности предприятия подразделяются на:

Частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным относятся и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала;

Государственные - капитал и управление полностью принадлежат государству (чисто государственные, в т.ч. муниципальные) или государство обладает большей частью капитала и (или) играет решающую роль в управлении. По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия.

В нашей стране (по Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства») к ним относят те, где средняя численность работников не превышает: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел, в оптовой торговле - 50 чел, в научно- технической сфере, сельском хозяйстве - 60 чел, в строительстве и промышленности - 100 чел. Классификация по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает деление предприятий на производящие материальные блага и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и пр.

Классификация по признаку доминирующего фактора производства предусматриваем трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают хозяйственные товарищества и общества (наиболее распространенные типы предприятий); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

Глава 2. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий . Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотрен­ные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования. Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствую­щего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности. Предприятие представляет собой очень многостороннее, ёмкое и сложное понятие. Оно выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, произво­дит и реализует продукцию, товары и услуги, выполняет различные работы, занимается другими видами экономической деятельности.

Начало деятельности предприятия – это дата его государственной регистрации. В новых законодательных актах и в ГК РФ введена новая экономическая категория организа­ционно-правовая форма предприятия, с которой большинство управленцев и хозяйственников не встречались в условиях командно-административной экономики.

В тех условиях существо­вало два типа предприятий: государственные и кооперативно-колхозные, различия между которыми были несущественны.

Понятие “предприятие” наиболее характерно для российской экономики. В развитых капитали­стических странах оно используется крайне редко. Самым распространённым близким анало­гом можно считать понятие “фирма”. Как видно из западной литературы, под фирмой понима­ются хозяйствующие субъекты или организации, компании или отдельные предприниматели, целью деятельности которых является получение доходов и прибыли.

В ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчи­ком в суде. Каждый хозяйствующий субъект имеет целый ряд прав, часть из которых определяет его внутреннюю самоорганизацию, а другая – регулирует взаимоотношения с государством, юридическими и физическими лицами. Именно последние взаимоотношения определяют многие стороны механизма хозяйствования. К их числу можно отнести права начинать и вести предпринимательскую деятельность; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства; объекты интеллекту­альной собственности и имущество; право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции и устанавливать на неё цены; распоряжаться прибылью предприятия и другие права. И другое качество – иметь самостоятельный баланс или смету.

Организационно - правовая система в стране с 1 января 1995г. формируется в соответствии с ГК РФ. При характеристике предприятий необходимо иметь в виду, что понятие “организационно-пра­вовая форма” и понятие “предприятие” неидентичные. В рамках одного предприятия могут быть объединены в качестве его участников разные формы, а в отдельных организационно-правовых формах можно соединить несколько самостоятельных предприятий. Каждая из правовых форм предприятий имеет различную степень обособления их владельцев, собственников. Для этого достаточно сравнить права владельцев открытого акционерного общества (они имеют право лишь на часть имущества предприятия и ограничены в выполнении управленческих функций) и хозяйственного товарищества (в которых имеет место тесное сближение собственника и имущества и предоставлена возможность непосредственно выполнять функции управления предприятием).

Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от ком­мерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью, и они не распределяют её между участниками.

Классификация предприятий - это их группировка по определенному признаку: отраслевой принадлежности, структуре производства, размеру предприятия, уровню рентабельности и специализации, организационно-правовому устройству и другие (рис. 10.2).

1. По форме собственности :

§ государственные – предприятия, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководителями назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств федерального бюджета;

§ муниципальные – предприятие, имущество которого образуется за счёт средств местного бюджета. Находится в собственности органов местного самоуправления. Является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы;

§ частные – предприятие, имущество которого создано за счёт добровольных вкладов одного или нескольких физических или же юридических лиц. Они различаются в зависимости от избранной организационно-правовой формы хозяйствования (АО, ООО, кооперативы и т.п.).

2. По отраслевой принадлежности :

ü промышленные предприятия;

ü сельскохозяйственные предприятия;

ü строительные предприятия;

ü транспортные предприятия;

ü финансово-кредитные предприятия;

ü торговые предприятия;

ü предприятия сферы сервиса и другие.

Критерием отнесения к той или иной отрасли – является доля в доходах (или прибыли) предприятия. Так например, если наибольшую долю в доходах «занимают» выручка от реализации транспортных услуг, в таком случае данное предприятие относится к категории «транспортное предприятие».

3. По назначению готовой продукции (работ, услуг) :

Ø предприятия, производящие средства производства;

Ø предприятия, производящие предметы потребления;

Ø предприятия, выполняющие работы;

Ø предприятия, оказывающие услуги.

4. По размеру предприятия :

· малые – численность работников не превышает определенных ограничений, в зависимости от отрасли, но не более 100 человек;

· средние – численность работников составляет от 101 (в зависимости от отраслевой принадлежности) до 250 человек;

· крупные – численность работников составляет 251 человек и более;

· транснациональные корпорации – производственные подразделения находятся за пределами страны, где расположен главный офис (головное подразделение) предприятия.

5. По уровню рентабельности :

§ рентабельные предприятия – предприятия, получающие прибыль;

§ убыточные предприятия – предприятия, у которых расходы превышают доходы;


§ предприятия-банкроты – предприятия, у которых расходы превышают доходы и более 3-х месяцев существует неоплаченная задолженность перед поставщиками.

6. По уровню специализации :

q специализированные – предприятие, производящее и реализующее одну товарную группу или использующее одно сырье для производства одной группы товаров (работ, услуг);

q диверсифицированные – предприятие, производящее и реализующее различные товары, работы, услуги, не взаимосвязанные с точки зрения производства и потребления; объединение в рамках предприятия подразделений, относящихся к различным отраслям и технологически не взаимосвязанных;

q комбинированные – предприятие, производящее и реализующее различные товары, работы, услуги, но взаимосвязанные с точки зрения производства и потребления; объединение в рамках предприятия подразделений, относящихся к различным отраслям, но технологически взаимосвязанных.

7. По организационно-правовому устройству :

o хозяйственные товарищества;

o хозяйственные общества;

o кооперативы;

o унитарные предприятия;

o некоммерческие организации.

Характеристика и особенности предприятия закреплены в рамках Гражданского кодекса РФ и представлены на рис. 10.2.

8. По времени работы в течение года :

· круглогодичного действия;

· сезонного действия.

Выделение данной классификации связано с колебаниями в течение года покупательского спроса, объемов поставляемых ресурсов, особенностями финансирования деятельности, традициями и обычаями данного общества и т.п.

9. По масштабу производства однотипной продукции, работ, услу г:

o массовое – предприятия, производящие и реализующее большое количество однотипной продукции для неизвестного потребителя;

o серийное – предприятие, производящее и реализующее ограниченное количество партии (ограниченного объема) однотипной продукции, ориентированной на определенную целевую потребительскую группу;

o индивидуальное – предприятие, производящее и реализующее конкретный продукт для конкретного потребителя по его предварительному заказу.

10. По цели деятельности :

q коммерческие;

q некоммерческие.

Если предприятие основной целью считает извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, её называют коммерческой . Предприятия, не нацеленные на извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между собственниками, называются некоммерческими организациями (учреждениями).

Классификация предприятий позволяет более упорядочено, системно подойти к изучению предприятий, детально проанализировать различные аспекты, стороны деятельности предприятия.

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Различают два вида ответственности предприятия по его обязательствам: неограниченная и ограниченная. При неограниченной ответственности владельцы отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом, т.е. как той его частью, которая вложена в фирму, так и всем остальным принадлежащим им имуществом. При ограниченной ответственности владельцы отвечают лишь той частью своего имущества, которая передана предприятию в качестве вклада в уставный фонд.

Ответственность может быть солидарной и долевой. При солидарной ответственности каждый из владельцев отвечает за все финансовые обязательства предприятия. При долевой ответственности каждый из владельцев отвечает лишь за часть финансовых обязательств предприятия.

Хотя законодательство каждой страны конкретизирует правовые формы предприятий по-разному, их экономическое содержание в основном одинаковое. На рисунке 2 представлена классификация организационно-правовых форм хозяйствования, исходя из ГК РФ, который предусматривает 15 правовых форм юридических лиц, из которых 9 являются коммерческими организациями, а 6 – некоммерческими.

Рисунок 10.2 – Организационно-правовые формы предприятий

В главе 4 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) утверждены организационно правовые формы хозяйствования юридических лиц.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, бать истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ). Они могут быть коммерческими или некоммерческими организациями.

Коммерческие организации – организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 60 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

1. Полным признаётся товарищество , участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ).

2. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от его имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающие по обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут убытки в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в его предпринимательской деятельности (ст. 82 ГК РФ).

3. Акционерным признаётся общество (АО), уставный капитал которого разделён на определённое число акций; его участники (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общество, в пределах стоимости принадлежащий им (ст. 96 ГК РФ). Если участники АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, тогда оно признаётся открытым акционерным обществом. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Если акции АО распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц – закрытое акционерное общество (ЗАО).

4. Общество с ограниченной ответственностью – учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров; его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесённых ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).

5. Общество с дополнительной ответственностью – организация, учреждённая одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере в стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества.

6. Хозяйственное общество признаётся дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом определять решения, принимаемые таким обществом.

7. Хозяйственное товарищество признаётся зависимым , если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати пяти процентов голосующих акций АО или двадцати пяти процентов уставного капитала ООО.

8. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для сов местной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединениями его членами имущественных паёв (ст. 107 ГК РФ).

9. Унитарным признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие её между участниками; могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (ст. 50 ГК РФ).

10. Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путём объединения его членами имущественных паёв (ст. 116 ГК РФ).

11. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) данных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество, в том числе членские взносы (ст. 117 ГК РФ).

12. Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

13. Учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

14. Допускается создание объединений коммерческих и(или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов в целях координации их деятельности, а также представления и защиты интересов (ст. 50, 121 ГК РФ).

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 10:

1. Каким образом отдельные элементы внешней и внутренней сред воздействуют на предприятие.

2. Становление российского предпринимательства в переходной экономике (1990-е гг.): позитивные и негативные результаты, особенности.

3. Характеристика нормативно-правовой базы в России как основы формирования предпринимательских структур.

4. Характеристика источников финансирования бизнеса в 1990-х гг. в РФ.


Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Классификация по виду и характеру деятельности

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее - по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.).

Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).

Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции этих предприятий весьма многообразны. Сюда входит проверка состояния тары, упаковки и маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информация грузополучателя о прибытии груза, получение акта об ущербе, если таковой был, осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых поставок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и др.

Далее, основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и под отраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).

Классификация по размерам предприятия

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие-до 50 занятых; средние - от 50 до 500 (иногда - до 300); крупные - свыше 500, в том числе особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками -объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.

Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности - средние и близкие к мелким предприятия.

В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями.

Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства.

Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В наиболее развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 50-70% прироста числа рабочих мест.

Государственной Думой РФ 12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации.

Закон вводит новое определение малого предприятия. Ранее в российском законодательстве определение малого предприятия было сформулировано в постановлении. Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г.; закон предусматривает иные, нежели предшествующее ему постановление, критерии отнесения тех или иных юридических лиц к малым предприятиям.

В ст. 3 Закона говорится: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%».

Как видно из данной нормы, обязательным требованием к малым предприятиям является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале малых предприятий. Другое непременное условие для отнесения предприятий к малым - установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В стране насчитывается около 900 тыс. малых предприятий.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики характеризуется следующими цифрами (данные на 1 января 1997 г., %) :

Всего предприятий (тыс.)............................. 877,0

В том числе по отраслям:

промышленность.................................. 14,7

сельское хозяйство................................ 1,1

транспорт и связь................................. 2,3

строительство.................................... 16,7

торговля и общественное питание...................... 42,7

общая коммерческая деятельность по обеспечению

функционирования рынка........................... 4,8

наука и научное обслуживание......................... 5,6

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение........ 1,3

прочие............ 10,7

Вместе с тем доля малых предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг в целом по России соответствует их удельному весу в общей численности занятых. Это свидетельствует о том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе не превышает среднего уровня в экономике страны.

Направления и меры по повышению эффективности использования государственных средств, выделяемых для развития малого предпринимательства, сформулированы в Федеральном законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:

  • налогообложение малых предприятий, предусматривающее, что если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия дляМП по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Устанавливаются льготы для фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания услуг;
  • право субъектов малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Могут списываться дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет;
  • кредитование субъектов малого предпринимательства, осуществляемое на льготных условиях с компенсацией разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;
  • создание обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях осуществления и развития системы финансовой взаимопомощи. При этом общества имеют право не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ, поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации, определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания финансовой помощи, не предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ;
  • страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях для страховых организаций с возможностью компенсации упущенной выгоды со стороны соответствующего фонда поддержки малого предпринимательства;
  • резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нуждповидам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства;
  • создание сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки малого предпринимательства, и др.

Исходя из этих направлений государственной поддержки малого предпринимательства, определены дополнительные меры, обусловливающие решение проблем по укреплению финансовой поддержки малых предприятий.

Классификация по формам собственности

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.

По данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (по состоянию на 1 января 1997 г., % к общему числу зарегистрированных предприятий) ;

Всего предприятий (тыс.).............................. 2487

  • В том числе находящихся:

в частной собственности............................ 68,0

в государственной собственности....................... 9,3

в муниципальной собственности....................... 7,4

в собственности общественных организаций............... 5,2

в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и лиц без гражданства)......... 10,1

Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.

Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.

Государственные предприятия выступают наряду с частными фирмами контрагентами в хозяйственном обороте. Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или деражательской компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

Государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение в производстве разных стран. Их удельный вес в выпуске промышленной продукции колеблется в пределах 20-25% по отдельным странам. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.

Классификация по принадлежности капитала

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и компьютеров IBM при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообложения, порядок перевода прибылей, предел владения акциями иностранцами, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами. Иностранные компании обычно регистрируются в стране местонахождения в качестве филиалов, дочерних или ассоциированных компаний заграничных головных фирм.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

Классификация по организационно-правовым формам

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно-правовых форм предприятий - юридических лиц и определены права граждан - физических лиц.

Граждане (физические лица) вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. К предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.

В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит предприятиям, организованным путем объединения предпринимателей, - хозяйственным товариществам и обществам.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Участниками хозяйственных, товариществ и обществ могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие предприятия). В зависимости от характера объединения и степени ответственности участников по его обязательствам объединения предпринимателей делятся на объединения лиц и объединения капиталов.

Объединения лиц основаны на личном участии их членов в ведении дел фирмы. Члены такого предприятия объединяют не только денежные и иные средства, но и собственную деятельность в приложении этих средств. Каждый участник такого предприятия имеет право на ведение дел, представительство и управление. Объединение капиталов предполагает сложение только капиталов, но не деятельности вкладчиков: руководство и оперативное управление предприятием осуществляется специально созданными органами. Ответственность по обязательствам объединения капиталов несет само предприятие, а сами участники, таким образом, освобождены от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности.

Хозяйственные товарищества являются объединениями лиц, хозяйственные общества - объединениями капиталов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества - в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Полное товарищество - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах, и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищества. Полное товарищество не связано публичной отчетностью, т.е. не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности.

Обычно договор полного товарищества содержит следующие положения: имена участников; фирменное название; местонахождение; предмет деятельности; вклад каждого члена; характер распределения прибыли; сроки функционирования создаваемого товарищества.

Организационная структура полного товарищества не является устойчивой: оно может быть распущено, если один из участников пожелает из него выйти. Согласно законодательству запрещена продажа одним из участников своей доли новому лицу без согласия других членов полного товарищества. Дела товарищества могут вести все его члены, и все они имеют право представительства при заключении сделок, т.е. каждый партнер является и руководителем, и представителем других партнеров по товариществу. Однако уставом или соглашением участников может быть предусмотрено, что ведение дел и представительство возлагаются на одного или нескольких членов товарищества.

Форма полного товарищества большого распространения не имеет и применима только для мелких и средних предприятий.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или члены-вкладчики) отвечают только своим вкладом. Полные товарищи участвуют в товариществе, как своим капиталом, так и хозяйственными усилиями, а вкладчики-только своим капиталом. Представлять товарищество и заключать от его имени сделки могут только полные товарищи, но не вкладчики.

Коммандитные товарищества действуют под фирменным наименованием, с указанием имен полных товарищей. В случае включения в наименование имени коммандитиста последний становится неограниченно ответственным по обязательствам товарищества. Срок деятельности оговаривается контрактом. Договор об организации обычно включает следующие положения: наименование товарищества; предмет его деятельности; местонахождение головного органа; срок действия товарищества; общий размер; вкладов участников; доля в общем вкладе всех полных товарищей и всех коммадитистов; доля полных товарищей и коммадитистов в распределяемой прибыли, а также другие положения.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это форма организации предприятия, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.

Обществом с ограниченной ответственностью может быть признано только предприятие, имеющее разделенный на паевые доли уставный капитал. Паи распространяются между учредителями без проведения публичной подписки и должны быть обязательно именными. Размер долей определяется учредительными документами. Нижняя граница величины уставного капитала обычно оговаривается национальным законодательством. Кроме того, государственные нормы могут предусматривать возможность внесения вклада с рассрочкой, т.е. минимальный размер взноса на момент регистрации и срок полного внесения суммы вклада.

Члену ООО, полностью оплатившему пай, выдается письменное свидетельство, которое не является ценной бумагой, не может дробиться и быть продано другому лицу без разрешения общества. Пай дает право его владельцу на участие в общих собраниях пайщиков, на получение дивидендов и части имущества компании при ее ликвидации.

ООО имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от других форм предприятий:

  • наличие (создание) паевого капитала;
  • предприятия в форме ООО - по большей части мелкие и средние организации, более мобильные и гибкие, чем акционерные общества. В законодательных актах различных стран минимальный уровень капитала для организацииООО ниже, чем для акционерных обществ;
  • паевые свидетельства в отличие от акций не являются ценными бумагами, а соответственно, и не обращаются на рынке. Обычно паевые свидетельства передаются другим вкладчикам денежных средств только с согласия партнеров. Как правило, публичной подписки в ООО не производится. В некоторых странах, например в Англии, специально оговорено, что пай в отличие от акции не может дробиться и должен принадлежать одному лицу;
  • если акционер должен только оплатить акцию, и это будет считаться его единственной обязанностью перед акционерным обществом, то в ООО пайщик может быть при определенных обстоятельствах обязан вносить дополнительные средства в уставный капитал общества;
  • структура обществ с ограниченной ответственностью является более простой. Управление делами общества и заключение сделок от имени общества осуществляют один или несколько распорядителей, которые могут быть членами общества, а могут и не быть ими;
  • ООО часто используется для создания объединений предпринимателей, хорошо знающих друг друга, в том числе семейных объединений;
  • число участников общества может быть ограничено в законодательном порядке;
  • ООО не обязательно публиковать свой устав, данные о балансе, изменениях размера капитала и перемещениях в составе директората. Это представляет большое удобство для предпринимателей, так как дает им возможность при ограничении ответственности за обязательства общества только своим вкладом осуществлять всевозможные операции, не предавая их гласности.

Учредительный договор о создании ООО включает обычно следующие положения; наименование общества, его местонахождение, сведения об учредителях, цели создания ООО, порядок образования имущества, уставный фонд, размер и характер вкладов участников, сведения о расчетном счете, порядок и сроки внесения вкладов участников, права и обязанности членов ООО, распределение прибыли общества, сведения о прекращении деятельности ООО, срок заключения договора.

В отличие от учредительного договора устав ООО должен содержать более полную информацию по указанным вопросам, Кроме того, в него обычно включают такие положения; обязательства общества и его членов (чаще всего в уставе содержится указание на то, что участники не отвечают по обязательствам ООО, а ООО не отвечает по обязательствам участников); сведения о дочерних предприятиях, филиалах и представительствах; компетенция органон управления ООО; порядок принятия решений органами общества; возможность передачи пая третьему лицу; порядок принятия и исключения членов; распределение средств ООО после его ликвидации и некоторые другие положения.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - это разновидность хозяйственных обществ. Особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен; он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части - одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (например, трехкратный, пятикратный и т.п.).

Важной особенностью ОДО является и то, что в случае банкротства одного из участников его дополнительная ответственность пропорционально (или в ином порядке, установленном учредительными документами) распределяется между остальными участниками, как бы «прирастая» к их «долям».

Общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между товариществами с их неограниченной ответственностью участников и обществами, вообще исключающими такую ответственность.

Акционерное общество (АО) представляет собой форму предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций, а участники предприятия (акционеры) несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции, т.е. вкладом в капитал акционерного общества. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество.

Руководство всей текущей деятельностью АО и выступление от его имени при заключении сделок поручается, как правило, одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распорядителям, входящим в правление фирмы. Акционерные общества обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности (отчет правления, балансы и счета прибылей и убытков) по истечении каждого финансового года. Акционерное общество является юридическим лицом.

Предприятия акционерного типа имеют следующие преимущества:

  • способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;
  • ограничение ответственности акционеров при общем экономическом интересе и эффективной деятельности предприятия;
  • снижение предпринимательского риска;
  • облегчение перелива капитальных средств из отрасли в отрасль;
  • уменьшение зависимости АО от состава акционеров;
  • наличие апробированного механизма деятельности АО, основанного на акционерном законодательстве.

Форма акционерного общества является в настоящее время наиболее распространенной формой организации предприятий.

Акционерное общество образуется на основе устава, разрабатываемого и утверждаемого учредителями общества. Уставом определяется максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции, именуемая уставным капиталом, и их номинальная стоимость.

Уставный капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров за членство в акционерном обществе. Размер уставного капитала определяется учредителями АО исходя из потребностей в денежных средствах для начала деятельности общества. Акционерное общество несет ответственность перед кредиторами не только на указанную величину уставного фонда, но и всем имуществом общества.

Имущество АО может быть как большим, так и меньшим по сравнению с уставным капиталом. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограничено распределение прибыли между акционерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, что привело к уменьшению имущества по сравнению с уставным капиталом, то в следующем году общество должно использовать часть полученной прибыли для достижения указанного в уставе соотношения.

Уставный капитал АО образуется двумя способами:

  • через публичную подписку на акции;
  • через распределение акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое акционерное общество, во втором - закрытое.

Ценной бумагой, удостоверяющей участие в акционерном обществе и позволяющей получать долю в его прибыли, является акция. Акции могут быть различных видов: именные и акции на предъявителя; простые и привилегированные акции и т.д. Еще одним видом ценных бумаг, выпускаемых АО, являются облигации. Выпуск облигаций представляет собой один из источников кредитования акционерного общества. Облигация - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение фиксированного процента (в этом определенное сходство между облигацией и привилегированной акцией). Облигации могут быть именными и на предъявителя.

Органы управления АО могут иметь двух- и трехзвенную структуру. Двухзвенная структура включает правление и общее собрание акционеров, при трехзвенной структуре к ним прибавляется наблюдательный совет.

Общее собрание акционеров позволяет реализовать право управления членов АО. Количество принадлежащих акционеру акций определяет и количество его голосов на общем собрании. Собрание правомочно решать такие вопросы, как: определение генеральной линии развития общества, изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение результатов деятельности АО, избрание правления и др.

Правление (совет директоров, административный совет) осуществляет руководство текущей деятельностьюАО и представительство АО. Правление решает все вопросы, не входящие в компетенцию общего собрания. Кроме того, ему может быть передана часть прав общего собрания. По сути дела, в компетенции правления находятся важнейшие управленческие вопросы: заключение сделок, бухгалтерский учет, управление предприятиями, финансирование и кредитование и т.д.

Наблюдательный совет является органом, контролирующим деятельность правления. Член наблюдательного совета не может быть одновременно членом правления. Устав АО может предусматривать определенные виды сделок, для совершения которых необходимо получить согласие наблюдательного совета. На наблюдательный совет может быть возложено даже назначение членов правления.

Производственные кооперативы (артели) - это объединения граждан на основе членства для совместной производственной ли иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов (участников) на основе имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утвержденный общим собранием его членов. Устав кооператива содержит сведения об условиях внесения и о размере паевых взносов; об ответственности членов кооператива за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива и другие вопросы.

Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом предприятия. Кооператив не вправе выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом или уставом кооператива. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности, о размерах уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях. До государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или федеральное казенное предприятие, создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

По данным официальной статистики, российские предприятия и организации распределяются по организационно-правовым формам следующим образом (по состоянию на I января 1997 г., % к общему числу зарегистрированных предприятий) :

Всего предприятий (организаций) ...................... 2 249 319

Объединения предприятий »

Интенсивное развитие в современной экономической практике предпринимательских сетей, конечно, не означает исчезновения разных по масштабам самостоятельных фирм. Но в меняющихся условиях между разными типами предприятий складывается иная, чем ранее, конфигурация отношений. Так, в наше время сверхкрупные и крупные сервисные предприятия предпочитают теснее кооперироваться с малым бизнесом, включая и сверхмалые фирмы. Все это ведет к тому, что умножается многообразие хозяйственных связей и конфигурации отношений между производственными единицами разного масштаба деятельности и с разным по численности персоналом. Но сами субъекты сервисной деятельности во всех странах продолжают подразделяться на крупные, средние, малые и сверхмалые (мелкие).

При определении масштаба предприятий во всем мире в качестве основного критерия используется признак, связанный с числом занятых на нем работников (хотя бывают и такие дополнительные критерии, как добавленная стоимость, оборот, самостоятельность предприятия и др.).

По нормам Европейского сообщества (1996 г.), распространенным (хотя и с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считаются те, на которых занято более 250 сотрудников; средними -- число занятых варьируется от 50 до 249 человек; малыми -- от 10 до 49 человек; сверхмалыми -- от 1 до 9 человек.

В настоящее время в странах Европейского сообщества (+ Лихтенштейн, Исландия, Норвегия и Швейцария) на крупных предприятиях работает 34,2% от числа всех занятых; на средних предприятиях -- 13,7%; на малых -- 19,0%; на сверхмалых -- 33,0%.

> Значение крупных, средних и малых предприятий в развитии сферы услуг

Крупные предприятия имеются в сфере услуг любой развитой страны. Они часто встречаются в банковском бизнесе, информационно-компьютерном, туристском деле, в бизнесе гостеприимства, общественного питания, в сфере транспортных, образовательных, рекламных, медицинских услуг и т.д. Деятельность крупных предприятий во многих случаях выходит за пределы национальных границ, осваивая международные рынки. Экономические преимущества крупных предприятий следующие.

1. На крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса со всеми вытекающими из этого преимуществами.

2. Крупное предприятие располагает более мощным, концентрированным и централизованным капиталом. Следовательно, многие производственные и финансовые вопросы решаются оперативнее и эффективнее.

3. Удельные капитальные вложения, фондоемкость на крупных предприятиях ниже. По закону агрегатной концентрации с удвоением мощности оборудования, аппаратов, машин цена увеличивается лишь в полтора раза. Всегда 20-этажное здание дешевле 20 одноэтажных зданий.

4. С укрупнением предприятий, производства производительность труда возрастает за счет условно-постоянной части численности персонала. Исследования показывают и практика подтверждает, что с удвоением масштабов производства производительность труда возрастает в полтора раза.

5. С увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы продукции за счет условно-постоянных (постоянных) расходов. Ведь снижение фондоемкости приводит такие к снижению амортизационных отделений, затрат на ремонт и обслуживание основных фондов в расчете на единицу продукции. Снижается также заработная плата на единицу изделия с ростом производительности труда. Вот почему снижается себестоимость единицы продукции с укрупнением масштабов производства и самого предприятия.

6. В силу вышеизложенного на крупных предприятиях выше прибыль, рентабельность производства, фондоотдача, производительность труда, ниже себестоимость единицы производимой продукции, стоимость обработки и лучше другие основные экономические показатели эффективности производства (таблица 9).

7. Крупные предприятия также имеют лучшие возможности для социального развития, а вместе с хорошими экономическими возможностями они более конкурентоспособнее в рынке. В рынке, по большому счету, при прочих равных условиях верх берет тот, у кого более масштабное производство.

Вместе с тем, обладая ресурсно-финансовой и кадровой мощью, эти организации нередко утрачивают темп реагирования на требования времени. К тому же они не в состоянии браться за внедрение небольших и вместе с тем перспективных инноваций.

Указанные недостатки крупных предприятий восполняются деятельностью средних и малых субъектов сервисной деятельности. Малые (а также сверхмалые) предприятия генерируют основной объем сервисных услуг почти во всех странах, что свидетельствует о важности данной формы организации в сфере услуг.

Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных компаний, строительстве -- 38%, в секторе бытовых услуг и досуга -- 23%, секторе деловых услуг-- 13%, на транспорте и в коммунальных услугах -- 10%.

Для развития малого предпринимательства в отраслях сервиса необходимы определенные экономические условия, важнейшими среди которых выступают:

¦ преодоление государственной или иной монополии на средства производства и результаты труда производителей;

¦ обеспечение свободной конкуренции, которая стимулирует предпринимателей совершенствовать организацию дела и добиваться конкурентоспособности своих продуктов (услуг);

¦ обеспечение свободного доступа потребителей на рынок;

¦ беспрепятственное распространение исчерпывающей рыночной информации и доведение ее до предпринимателей.

Малые производственные единицы чаще всего развиваются в сегментах личного обслуживания, включая предприятия отдыха и развлечений, гостиничного хозяйства, автосервиса, бытового обслуживания и др. Но в целом они занимают те ниши сервиса, которые невыгодны средним, крупным и сверхкрупным предприятиям, и прочно их удерживают. Поэтому при сжатии рынка более крупные фирмы иногда банкротятся, а более мелкие, казалось бы, более слабые, выживают, оставаясь в том же профиле (при исходном равенстве фирм в вопросах организации менеджмента и финансового состояния).

В США предприятия бытовых услуг являются наиболее массовым, повсеместно распространенным типом фирм, производящим потребительские услуги. По общему количеству они превосходят предприятия общественного питания, здравоохранения, отдыха и развлечений (включая кинотеатры). Такие предприятия бывают по численности настолько малы (2-4 работника), что их здесь называют «мыши». Однако таких сверхмалых сервисных коллективов -- работники аптек, гаражей, парикмахерских, ремонтных мастерских и др. -- в США насчитывается около 6 млн.

Укажем на преимущества средних, малых и сверхмалых предприятий в сфере сервиса:

¦ не требуют больших капиталовложений;

¦ способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;

¦ выступают важнейшим источником новых рабочих мест;

¦ помогают развернуть свою инициативу огромному числу людей, включая и новичков, так как предоставляют им небольшое, обозримое поле деятельности, где ясно видна связь между разными процессами и явлениями;

¦ позволяют работнику развернуть сразу многие свои способности, так как здесь весьма условно разделение труда, а сегментация и дифференциация трудовых операций минимальна.

Работники малых и средних предприятий в силу особенностей своей работы готовы углублять индивидуальный характер услуг, отзываясь на самые неожиданные запросы потребителей. Кроме того, во многих странах мира через работу в средних и малых предприятиях сервиса проходит значительная часть молодежи, так как в них складываются наиболее благоприятные условия для первоначального подключения человека к освоению предпринимательских навыков, к самостоятельным заработкам. Немалый удельный вес молодежи в кадровом составе также способствует динамичному проникновению нововведений в сферу услуг.

Однако средние, малые и сверхмалые предприятия в сфере сервиса обладают множеством характеристик, снижающих уровень их конкурентоспособности сравнительно с крупными предприятиями:

¦ им недоступно освоение сервисных продуктов, связанных с высокими постоянными издержками;

¦ им доступны не любые рынки, а лишь рынки определенного типа и масштаба (локальные, на которых действуют потребители с определенным уровнем доходов, и т.п,);

¦ их работникам труднее организовываться и отстаивать свои интересы как определенной корпоративно-экономической среды и т.д.

Отсюда можно сделать вывод о преимуществах и ограничениях в разных странах сервисных предприятий каждого типа и масштаба. В любом государстве правительство стремится всемерно поддержать оптимальное сочетание между крупными, средними и малыми предприятиями сферы услуг. Населению также весьма выгодно пользоваться услугами разнотипных предприятий сервиса. Но если крупные и даже средние предприятия способны выживать во многих ситуациях самостоятельно, то существование малых и сверхмалых фирм сопряжено с необходимостью государственной поддержки, по меньшей мере, на определенных этапах экономического развития.

Бачин Дмитрий Александрович
Санкт- Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
аспирант кафедры экономики и управления


Аннотация
В статье проведен анализ и систематизация различных методов оценки величины предприятий, на основе обобщения различных источников, с целью формирования единых критериев группировки, определяющих понятие крупного предприятия.

CATEGORY LARGE ENTERPRISE IN THE RUSSIAN ECONOMY FOR THE ORGANIZATION OF PERSONNEL MANAGEMENT.

Bachin Dmitriy Aleksandrovich
St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
postgraduate student of the Department of Economics and management


Abstract
Article contains the analysis and systematization of various methods for assessing size of companies, based on the aggregation of different sources to form a unified criteria defining the concept of a large enterprise.

Библиографическая ссылка на статью:
Бачин Д.А. Категория крупное предприятие в российской экономике для организации управления персоналом // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]..09.2017).

В современной экономической науке не существует однозначных, общепринятых критериев определения величины предприятий.

В представленной статье будет проведен анализ и систематизация различных методов оценки величины предприятий, на основе обобщения различных источников, с целью формирования единых критериев группировки, определяющих понятие крупного предприятия.

В новом экономическом словаре под редакцией Б.А. Райзенберга, крупное предприятие трактуется как фирма, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемая как крупная по объемным показателям: количество занятых, объем продаж, размер активов. Действует отраслевая, территориальная и государственная специфика при отнесении предприятия к разряду крупных. Например, в машиностроении определяющими факторами считаются объемы выпуска продукции, стоимость основных средств, численность занятых. А в агропромышленном комплексе достаточно принять в расчет площадь угодий или поголовье скота в животноводстве. Естественно, в больших и малых странах по-разному оценивают предприятия по объемным показателям.

А.В. Шубин рассматривает крупное предприятие как фирму, производящую значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли, либо характеризуемую по объемным показателям - численности, занятых, объему продаж, размеру активов.

Г.В. Шаров указывает, что к крупным предприятиям можно отнести системо-, градо-, бюджетообразующие, наряду с отраслевыми комплексами, а также отдельные предприятия, годовой оборот превышает 5млрд. руб., размер активов не менее 7 млрд. руб., численность персонала не менее 1000 человек. Главное отличие состоит в том, что они, находясь под контролем мажоритарных собственников, создают глобальные денежные потоки, и, с одной стороны, способны значительно увеличить ценность первоначально предоставленного капитала, с другой – подвержены высокому предпринимательскому или портфельному риску.

Критерии определения крупных предприятий, в трактовке российских рейтинговых агентств, выглядят следующим образом:

  • Компания «Финанс»: выручка, операционная прибыль, собственный капитал;
  • РБК рейтинг: выручка, чистая прибыль, активы;
  • РА-Эксперт: объем реализации продукции, рыночная стоимость;
  • Журнал «Коммерсант»: рыночная стоимость;
  • Консалтинговая компания «Энтер-Сервис»: показатели объема реализации и прибыль компании.

Федеральная служба государственной статистики составляет списки предприятий по годовому обороту.

На основе нормативно-регулирующего критерия классификации по размеру, в России установлены критерии оценки малых предприятий, что закреплено федеральным законом от 24 июля2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности, установлены следующие критерии отнесения предприятия к субъектам среднего и малого предпринимательства:

  • Средняя численность работников за предыдущий календарный год: микропредприятия – численность занятых до 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек;
  • Суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами МНС не должна превышать 25%;
  • Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., для средних – 1 млн. рублей.

Определим, что законодатель относит к крупным предприятиям всех прочих субъектов, численность занятых на которых выше 250 человек, а выручка от реализации товаров (услуг) выше 1 млрд. рублей.

Другим законодательным документом, затрагивающим интересующую нас область, является приказ МНС РФ от 16 апреля2004 г. № САЭ-3-30/290 «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». В нем указаны подробные критерии отнесения предприятий к категории крупнейших, в целях постановки на налоговый учет в специализированных межрегиональных инспекциях МНС России.

К критериям определения крупнейших налогоплательщиков (предприятий) являются:

Количественные показатели разделены в зависимости от федерального или регионального уровня налогового администрирования крупнейшего предприятия (табл. 1).

Таблица 1. Критерии отбора крупнейших налогоплательщиков

Уровень предприятия

Суммарный объем начисления федеральных налогов

Суммарный объем выручки и прочих операционных доходов, млрд. руб.

Объем активов, млрд. руб.

Региональный уровень налогового администрирования

Сфера производства и услуг

От 75 млн. до 1 млрд. Руб.

Сфера услуг связи

Сфера транспортных услуг

От 30 млн. руб.

Федеральный уровень налогового администрирования

Сфера производства и услуг

1 млрд. руб.

Сфера услуг связи

300 млн. руб.

Сфера транспортных услуг

50 млн. руб.

Законодатель применяет единый, общий для всех отраслей критерий – объем начисленных федеральных налогов. К нему добавляются, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта, различные финансовые показатели, такие как: объем доходов, величина активов, объем производства и производственные мощности.

В работе Н.А. Сафронова указаны такие критерии выделения крупных предприятий как:

  • численность работников занятых на предприятии;
  • объем хозяйственного оборота предприятия (выручка за период);
  • стоимость капитала предприятия.

А.Ю. Юданов указывает дополнительный критерий, который оценивает величину собственного капитала. Используя его, автор классифицирует предприятия на малые, большие, средние и крупные. Юданов аргументирует выделение данного критерия тем, что размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсификацию форм его финансовой деятельности, уровень специализации финансового управления.

Е.С. Юдникова, рассматривая вопросы конкуренции среди предприятий различных групп, указывает, что среди иностранных специалистов стало традиционным для разделения предприятий на малые, средние и крупные, использовать в качестве критериев добавленную стоимость, стоимость активов, объем ежегодных продаж, численность персонала. Так, в 2001 году, Еврокомиссия распространила документ, устанавливающий единое определение для малых, средних и крупных организаций. Данный документ носит рекомендательный характер, но, требует рассмотрения в связи с темой нашей работы (Табл.2).

Таблица 2. Оценка размеров предпринимательства, предложенная Европейской комиссией

Критерий Численность работников, чел. Годовой оборот, млн. евро Валюта баланса, млн. евро Независимость
Микро предприятие До 9 Незначительна Незначительна Незначительна
Малое предприятие До 49 До 7 До 5 Не более 25% капитала или голосующих акций принадлежит другим компаниям
Среднее предприятие До 249 До 40 До 27
Крупное предприятие От 250 От 40 От 27

Юдникова также указывает количественные и качественные критерии, используемые зарубежными экономистами при классификации предприятий.

Количественные критерии:

  • Численность персонала;
  • Годовой оборот;
  • Валюта баланса;
  • Добавленная стоимость.

Качественные критерии:

  • Доля рынка;
  • Степень влияния на рыночные цены;
  • Независимость в принятии управленческих решений;
  • Участие в руководстве владельцев фирмы.

Подробно рассматривается вопрос точной идентификации субъектов предпринимательства в работе Н.Шагай. Автор исследует классификацию сельскохозяйственных предприятий, рассматривая такие показатели и критерии отбора, как численность работников и размер выручки(Табл. 3).

Таблица 3. Критерии идентификации субъектов предпринимательства

Используя данные подходы к классификации, автор указывает, что фактически, разделение организаций по масштабу может быть осуществлено по критерию численности, так как по критерию объемам валовой продукции они не соответствуют уровню крупных предприятий. Н. Шагай отмечает, что: «Если бы разделение на группы осуществлялось по размеру выручки без учета численности, то можно было говорить, что 99% всех организаций в сельском хозяйстве – малые предприятия, из ни 89% – микропредприятия». Тем самым автор показывает, что определяющим критерием отбора остается численность персонала. Однако продолжал оставаться нерешенным вопрос отбора предприятий в данную группу.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что в российской практике, для определения масштаба предприятий, используются как количественные, так и качественные показатели. Но, содержание этих показателей может разниться в зависимости от выбора метода оценки.

Составим сравнительную таблицу, в которой сведем используемые показатели отбора крупных предприятий. На ее основе сформулируем общий подход к определению крупного предприятия (табл. 4).

Таблица 4. Сравнение показателей и критериев отбора крупных предприятий

Методика Показатель Критерий
Новый экономический словарь Доля общего объема продукции отрасли, либо: количество занятых, объем продаж, размер активов Критерии не определены
Шубин А.В. Долю общего объема продукции отрасли, либо: численности занятых, объем продаж, размеру активов Критерии не определены
Шаров Г.В. Годовой оборот размер активов

Численность персонала

От 5млрд. руб.

От 7 млрд. руб.

От 1000 человек

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Средняя численность работников

Выручка от реализации товаров (услуг)

Более 250 чел.;

Более 1 млрд. руб.

Приказ МНС «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» Суммарный объем начисленных федеральных налогов

Суммарный объем выручки и прочих операционных доходов

Объем активов

От 75млн. руб.

От 1 млрд. руб.

От 1 млрд. руб.

Компания «Финанс» Выручка

Операционная прибыль

Собственный капитал

Критерии не определены
РБК-Рейтинг Выручка

Чистая прибыль

Критерии не определены
«РА-ЭКСПЕРТ» Выручка

Рыночная стоимость

Критерии не определены
Журнал «Коммерсант» Рыночная стоимость Критерии не определены
«Энтер-Сервис» Объем реализации;

Прибыль компании

Критерии не определены
Федеральная служба государственной статистики Годовой оборот Критерии не определены
Сафонов Н.А. Численность работников

Денежные поступления (суммарные доходы)

Стоимость капитала предприятия

Критерии не определены
Юданов А.Ю. Величина собственного капитала Критерии не определены
Юдникова Е.С. Численность работников

Годовой оборот

Валюта баланса

Добавленная стоимость

Доля рынка

Степень влияния на рыночные цены

От 250 человек

Более 1.5 млрд. руб.

Более 1 млрд. руб.

Критерии не определены

Критерии не определены

Критерии не определены

Шагай Н. Численность работающих Свыше 250 чел.;

Свыше 1 млрд. руб.

Из данных представленных в таблице следует, что ранжирование на малые, средние и крупные предприятия может зависеть от таких факторов, как: количество производимой продукции, размеров активов, объема продаж и количества занятых. Также при причислении предприятия к крупному объекту производства учитывается государственная и отраслевая спецификация, доля производства компании в общем объеме производства отрасли. Используем рассмотренные признаки для формулировки определения крупного предприятия, осуществляющего деятельность в национальной экономике.

Под крупным предприятием будем понимать юридическое лицо, характеризуемое соответствующими крупному предприятию объемным показателям: количеству занятых (от 250 человек), объему продаж (от 1млрд. руб./год), размеру активов (от 1млрд. руб./год), либо предприятие, производящее значительную долю общего объема продукции отрасли. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.


Библиографический список
  1. Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях / приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. № САЭ-3-30/290
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  4. Шагай Н. Малый и средний бизнес в сельском хозяйстве России: проблемы идентификации. М., 2011
  5. Шаров Г.В. Регулирование финансовой деятельности крупных предприятий. К.Э.Н. М., 2009.
  6. , Методы обучения действием и коучинга в развитии персонала// 2014. № 1-2. С. 40-45.Шубин А.В. Взаимодействие малых и крупных предприятий. Автореф. Дисс. К.Э.Н. М., 2008.
  7. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях// -2013. -№ 105. -С. 26-28.
  8. Экономика предприятия / под ред. Н.А. Сафонова. М.: Юрист, 1998.
  9. Юданов А.Ю., Теория крупного предприятия и перспективы развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения, №7, 2001
  10. Юдникова Е.С. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2008, №1 (25)
  11. Finansmag.ru/96286
  12. Rating.rbc.ru
  13. Raexpert.ru/ratings/expert400/2009
  14. Kommersant.ru/doc/639856
  15. Enter-s.spb.ru/c_fo.html
  16. Gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/oborot.htm


Похожие статьи