В форме унитарных предприятий могут быть созданы. Унитарные предприятия. Большой юридический словарь

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно-правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.

Именно на этой общей основе многодисциплинарное предприятие находит сплоченность и гибкость. Центр управления может овладеть процессом диверсификации и также способен передавать технические и управленческие ресурсы из одного раздела в другое. Связь между ядром и подразделениями означает, что многопрофильное предприятие не представляет собой элемент разрыв в отношении интегрированной компании, которая складывается в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, но как ее эволюция. Фундаментальная связь, представленная технологией в случае интегрированной компании, может быть установлена ​​только в секторах, типичных для второй промышленной революции -, в случае мультидисциплинарного предприятия представляется, по-видимому, его близостью к его основной технологии в секторах, в которые он вторгается, с тем чтобы он мог контролировать процесс роста.

В форме унитарных могут быть созданы только государственные (федеральные или субъектов РФ) и муниципальные предприятия. Соответственно, имущество, на основе которого создано унитарное предприятие, находится в государственной или муниципальной собственности. Это имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Многомерная модель, ведущая к дальнейшему распространению полномочий принятия решений в компании, не принимается без сопротивления. Тем не менее, его действительность накладывается неопровержимыми критериями, которые определяли успех интегрированной компании: контролируемая доля рынка, падение удельных затрат.

Поэтому не представляется оправданным пессимизм, с которым гигант экономической мысли поскольку Шумпетер оценивает промышленный капитализм, основанный на великом предприятии, в начале сороковых годов. Фактически, появление многопрофильного предприятия свидетельствует о способности американского капитализма распространять предпринимательство в великую корпоративную организацию. В шестидесятые годы в Америке появление новой формы предпринимательства, конгломерата, провоцирует отчуждение от парадигмы начала века интегрированной крупной корпорацией, что связано с тесной взаимосвязью между предпринимательским ядром и оперативным управлением. конгломерат является результатом стратегии диверсификации, которая, в отличие от того, что происходит с мультидисциплинарным предприятием, выходит за рамки секторов, связанных с исходным ядром, к которым можно перейти от уже существующих технических и управленческих ресурсов организации.

Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.

Происхождение новой компании, по-видимому, является решающим фактором в наиболее усугубленной конкуренции со стороны иностранных компаний, с которыми американская крупная корпорация сталкивается после диверсификации в деятельность, которая не может быть связана с оригинальными, представляется эффективным ответом на снижение нормы прибыли, которую конкуренция Одна половина слияний относится к компаниям, которые принадлежат к несвязанным секторам. Конгломерат не может обладать многовидовым единством.

Высшее руководство группы хочет сохранить свои полномочия по принятию решений, но у него нет навыков для тщательной оценки управленческих аспектов дочерних компаний или, если диверсификация подавляется в подавляющем большинстве, существенная возможность сделать это, несмотря на огромный потенциал ИТ Здесь следует упомянуть о серьезной ошибке американских бизнес-школ, чье обучение превозносит цифру генерального менеджера, способного работать во всех секторах. Фактически, в условиях конгломерата деловое ядро ​​может только делать свои собственные оценки Не случайно штаб-квартира конгломерата по сравнению с штаб-квартирой конгломерата меньше по сравнению с многопользовательской.

Единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган - директор (генеральный директор). Он назначается на должность и освобождается от должности собственником либо лицом, уполномоченным собственником, и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Порядок назначения руководителя на должность, порядок изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.

Штаты поддержки сосредоточены на финансах, финансах и приобретения, контроль, в то время как производство исключено и «исследования и разработки», маркетинг. Отчуждение между предпринимательским и оперативным управлением усугубляется изменениями в составе собственности. До начала 1950-х годов в Соединенных Штатах собственность крупных предприятий, хотя и более широкая, чем в других странах, все еще находилась в руках небольшой части населения - 4, 2% - и в основном удерживалась богатых людей или богатых семей, банков и страховых компаний, что не противоречило долгосрочной оптике управления ростом.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.

Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

Прорыв на месте этих новых инвесторов, подражаемый наиболее авторитетными институтами финансовый, привел к появлению в Америке реального рынка контроля над компаниями в последние годы; таким образом крупные компании покупаются, продаются и расчленяются. Можно сказать, что в последние годы больше денег было потрачено на покупку и продажу компаний, чем на их обработку. Не исключено, что в этом контексте руководство участвует в долгосрочных инициативах, результаты которых могут быть проверены в течение десятилетнего периода, как это было на предыдущих этапах.

ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Однако и конгломерат, и новое финансовое предложение, и новые владельцы необязательно должны считаться негативным фактором. Они могут даже оживить великую бюрократическую корпоративную организацию, где бы она не испытала моменты стагнации. Однако существенным условием успеха этого вмешательства является способность вновь подключаться к форме предприятия, которая возникла в начале века и развивалась в период между двумя войнами, что расширило базу управления и не обнаружило перелома между этим и основной бизнес.

Страны, которые настаивают на индустриализации в последние двадцать лет девятнадцатого века, такие как Япония и Италия, из-за технологического уровня, достигнутого самыми передовыми странами, должны обязательно пройти смесь «первой» и «второй» революции Непосредственное воздействие на капиталоемкие секторы, отсутствие накопления, нехватка социально-культурных ресурсов, необходимых для экономической модернизации, создают для этих стран влияние публичных полномочий он должен выходить далеко за рамки деятельности по регулированию конкуренции.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.

Государство вмешивается в поддержку крупной компании посредством протекционизма, субсидий, комиссий, спасения, пока не наступит непосредственное участие в качестве предпринимателя. В этом контексте происходит значительное изменение стратегии компании. Хотя в опыте США, Англии и Германии и, в частности, в «парадигматическом» американском случае причины роста являются изящно экономичными, поскольку великое предприятие «отсталых» стран может привести несколько примеров «стратегического роста», что он осуществляется для поддержки политических целей или вытекает из него или даже для достижения более мощных позиций, с которых можно вести переговоры с государством.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Следует отметить, что в течение этого периода действия государства соответствуют серьезным ограничениям, поскольку чрезмерное регулирование Тем не менее, необходимо подчеркнуть замечательное богатство опыта, накопленного в области экономического вмешательства со стороны государственной бюрократии, и того факта, что «принудительный марш», введенный военными в отрасль, позволяет окончательно консолидация таких секторов, как сталь, тяжелая механика, химия. Более того, сталь также имеет решающее значение как для реконструкции, так и для развития на ближайшие годы.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов. Денежные средства и иное имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) такого предприятия, также используются им в его предпринимательской деятельности.

В этих рамках крупные компании берут на себя обязательство по строительству заводов, которые реализуют самую радикальную продуктивную рациональность не только без затрат на краткосрочную перспективу, но также демонстрируют способность к дезинвестированию в ходе беспорядковой борьбы против морального износа, который не имеет равных в других странах с рыночной экономикой. Результаты не оставляют неоднозначных интерпретаций. В середине 80-х годов две страны находятся на уровне 115 млн. Успех японской сталелитейной промышленности показывает, как получить своего рода квадратуру круга: объединить координацию и сотрудничество между предприятиями - запрещенными в Соединенных Штатах - с эффективностью.

Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.

Это возможно в атмосфере национальной компактности, которая не имеет равных в других стран, и демонстрирует, что не обязательно определенная форма предприятия - в данном случае очень похожая на картель - должна быть связана с неизбежным экономическим исходом: чтобы понять взаимосвязь между типом бизнеса и экономическим результатом, необходимо учитывать во всех его последствия для исторического и экологического контекста. Однако интенсивные фазы сотрудничества реализуются в некоторых значимых поворотах группой, однако, задуманной на неофициальных, но систематических встречах между лидерами крупных компаний.

В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Собственнику принадлежит также право изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, доводить до предприятия обязательные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определять порядок распределения доходов казенного предприятия.

Например, в конце 1950-х годов создание многочисленных нефтехимических комплексов компаниями, которые сами по себе не имели бы ресурсов, чтобы начать такие впечатляющие инвестиции, имея возможность столкнуться с «фракционированным» риском. Диверсификация, если она может выявить экономическую хрупкость страны в начале процесса индустриализации, внедренную японским способом заибацу, чтобы избежать серьезных затрат на координацию крупного американского предприятия, превращается в мощный фактор преимущества в течение десятилетий после Второй мировой войны, в которых, как отмечалось выше, условия международной конкуренции вызывают опустошение.

Как следует из правомочия оперативного управления, распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) оно может только с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятие реализует самостоятельно.

Это связано также с тем, что в азиатской стране интеграция различных социальных компонентов компании намного сильнее, чем в западных странах. Чтобы решить проблемы, с которыми сталкивается компания, из-за необходимости поддерживать процесс производства жидкости при наличии высоких постоянных затрат, они используют четкое разделение труда как в горизонтальном, так и в вертикальном выражении. На японских заводах, по крайней мере, в центральных секторах установки промышленная, существует так называемая система звонков, которая дает согласие рабочих на решения, принимаемые руководством.

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Реорганизация или ликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника. Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в том числе (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Большой интерес для понимания специфики великой итальянской компании на международной арене - отношение металлургической промышленности в начале века. Две группы, стоящие перед так называемым «доверием», возглавляемые судостроителями Аттилио Одеро, Генуей и Джузеппе Орландо, Ливорнезе и Пьомбино римского финансиста Макса Бонди, бросаются в неприятный пробег по расширению заводов и долги Государство является гарантом существования компаний в отрасли, которые итальянская экономика не может отказаться, и, таким образом, финансируются за счет государственных денег, инициированных частными лицами: никакие неблагоприятные деловые или управленческие ошибки не дают им Свобода, чтобы потерпеть неудачу.

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия (т.е. смена статуса казенного предприятия на статус предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и наоборот), как и переход права собственности на закрепленное за ним имущество к другому собственнику. Организационно-правовая форма унитарного предприятия в этих случаях сохраняется.

Органы управления акционерного общества

1. Общее собрание акционеров.

Общее собрание является высшим органом управления общества. К компетенции общего собрания относится внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий, увеличение и уменьшение уставного капитала и пр.

2. Совет директоров.

Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов.

3. Исполнительный орган общества.

Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого.

Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.

4. Контроль финансовой деятельности может осуществлять аудитор и ревизионная комиссия.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества, совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие (создано органами местного самоуправления) может быть создано в случаях:

· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

· необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

· необходимости обеспечения научно-технической деятельности;

· необходимости производства продукции, изъятой из оборота и прочее.


Основная особенность правового положения государственных и муниципальных предприятий – это то, что они являются унитарными. Унитарные предприятия означают, что имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ограниченном вещном праве – праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, подписываемый собственником имущества. Устав помимо сведений в соответствии со ст. 52 ГК, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества.

Учредителем предприятия может выступать РФ (правительство РФ), субъект РФ или муниципальное образование. Создание предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не допускается.

Управление унитарных предприятий является самым простым. Органом унитарного предприятия является единоначальный руководитель, который назначается собственником.

Имущество формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником, доходов предприятия от его деятельности и иных источников. Имущество является неделимым, не может быть распределено по кладам (долям, паям). Предприятие создает за счет чистой прибыли резервный фонд для покрытия убытков и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник(РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) не несет ответственности по обязательствам государственных и муниципальных предприятий (кроме случаев банкротства по их вине), созданных на праве хозяйственного ведения и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, созданного на праве оперативного управления.

Право оперативного управления введено в российское законодательство Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности, в его труде «Государственная социалистическая собственность». В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г.

Право хозяйственного ведения под наименованием «право полного хозяйственного ведения» было законодательно внедрено, как самостоятельная правовая модель, Законом СССР «О собственности в СССР».

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – это федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие.

Такое унитарное предприятие является владельцем имущества (фактическим обладателем), пользователем (возможность извлечения из имущества прибыли и полезных свойств), распорядителем (продажа, аренда, залог), но только с согласия собственника. Распоряжение с согласия собственника означает, что руководитель унитарного предприятия не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований.

Уставный фонд формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, и должен составлять для государственного предприятия – не менее 5000 размеров МРОТ, для муниципального предприятия – не менее 1000 размеров МРОТ.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Права казенного предприятия определены ст. 296, 297 ГК.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, что и унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, но по решению Правительства РФ.

Уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Казенное предприятие может:

– распоряжаться и отчуждать имущество только с согласия собственника;

– осуществлять деятельность (пользуется имуществом) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником;

– распределять доходы в соответствии с порядком, утвержденным собственником;

– самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается имуществом с согласия собственника, в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника.

Устав казенного предприятия является типовым и утверждается Правительством РФ. Фирменное название должно содержать слово « казенное».

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная ликвидация) по основаниям, обозначенным в Гражданском кодексе и законодательстве. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Собственник имущества унитарного предприятия (то есть, государство) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Исходя из данного положения, государственное или муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.



Похожие статьи