В течение финансового года. Финансовый год

Бюджетный процесс (тезисы)

Понятие бюджетного процесса и его принципы

В ст. 6 Бюджетного кодекса дается определение бюд­жетного процесса - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности ;

Деятельность государства от начала составления государствен­ного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным периодом (циклом) .

Весь бюджетный период (цикл) делится на стадии бюджетного про­цесса.

Выделяют:

1. стадию составления, рассмотрения, утверждения бюд­жета (стадия бюджетного планирования),

Стадию исполнения и заключения бюджета,

Стадию составления и утверждения отчета об исполнении бюджета,

которые пе­риодически сменяют одна другую.

Сам бюджет действует в течение одного года, Который равен календарному году - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев .

С 01.01.2008 г. появилось понятие плановый период – два года следующих за очередным финансовым годом;

Федеральный бюджет в обязательном порядке составляется на очередной финансовый год и плановый период (то есть на три года), субъекты РФ и муниципальный районы (городские округа) могут составлять проект бюджета на финансовый год и плановый период или на очередной финансовый год + обязательно принимать одновременно с ним среднесрочный финансовый план. Для поселений его составление среднесрочный финансовый план не является обязательным.

Под среднесрочным финансовым планом понимается документ, содержащий основные параметры бюджета

Среднесрочный финансовый план ежегодно одобряется и разрабатывается по форме и в порядке, установленным высшим исполнительным органомсубъекта , местной администрацией.

Утвержденный среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) должен содержать следующие параметры:

- прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);

- объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;

- распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты , устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований);

- дефицит (профицит) бюджета ;

- верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).

+ Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации наряду с указанными параметрами должен включать прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального государственного внебюджетного фонда .

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) может быть предусмотрено утверждение дополнительных показателей среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Показатели среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период .

Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода.

В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в том числе их сопоставление с ранее одобренными параметрами с указанием причин планируемых изменений.

Бюджетный год, бюджетный период, сроки прохождения стадий бюджетного процесса.

Финансовый год - традиционный период, на который устанавливается бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.); время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета.

Также известен как бюджетный год или фискальный год , от лат. fiscus - государственная казна.

Обычно финансовый год совпадает с календарным. В России финансовый год начинается 1 января и завершается 31 декабря.

В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного. Например, в США финансовый год - с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.

Бюджетный период

бюджетный период – время, в течение которого длится бюджетный процесс

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период более трех лет2. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с 1 января 1700 г., что впоследствии было подтверждено постановлением СНК РСФСР от 23 декабря 1919 г. И лишь с 1922 г. по 1930 г. бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего)3.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов4.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы5. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы во источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию - систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам6. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

В Российской Федерации, согласно Закону “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации (ст. 12).

В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возвратной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную классификацию. Поэтому приказом Минфина РФ № 177 от 29 декабря 1994 г. с 1 января 1995 г. в Российской Федерации введена новая редакция бюджетной классификации, в которой учтены произошедшие изменения7.

Новая редакция структуры бюджетной классификации РФ включает в себя четыре блока: I. Доходы бюджета; II. Расходы бюджета; III. Финансирование бюджета; IV. Государственный долг. Существенные изменения произошли в классификации доходов бюджета. Они стали подразделяться на текущие и капитальные, а текущие, в свою очередь, подразделяются на налоговые и неналоговые.

Принципиально изменена и классификация расходов бюджета. Здесь следует отметить три особенности: во-первых, группировка бюджетных расходов по функциональному принципу, то есть исходя из основных функций государства; во-вторых, группировка бюджетных расходов по экономическому признаку, то есть расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные. расходы; в-третьих, группировка бюджетных расходов по ведомственному признаку, отражающему адресное распределение средств по конкретным федеральным министерствам, ведомствам и другим органам, получающим средства из федерального бюджета.

Группировка бюджетных средств по функциональному, экономическому и ведомственному признакам осуществляется на основе соответственно функциональной, экономической и ведомственной структур бюджетных расходов.

В соответствии с приказом Минфина РФ “О бюджетной классификации РФ” ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов утверждается в соответствии с законодательством субъектов РФ и решениями органом местного самоуправления. Новая редакция бюджетной классификации РФ легла в основу нового законопроекта РФ “О составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации”.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий;

облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодное -ти, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае8.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-тимесяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетныхобязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежныхобязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежныхобязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежатзакрытию в 24 часа 31 декабря. Бюджетный период - это время, в течении которого проходят все стадиибюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный периодболее широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего однойстадии бюджетного периода. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательскойдеятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются втех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениемлицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, иэтот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новымбюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объемнационального дохода государства, по-разному перераспределяются средства взависимости от задач, решаемых государством в данный период. Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждойреспублики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправленияв зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфераданной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающийпоследовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета,исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета обисполнении бюджета, остается неизменным. Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявлениематериальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный креальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходовбюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществлениебюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов междубюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами идр. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдениекоторых дает возможность изначально правильно составить, утвердить иисполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и смаксимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетномзаконодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующиеобщие принципы: - единства бюджетной системы; - принцип разграничения доходов и расходов бюджетов; - принцип самостоятельности; - сбалансированности; - гласности; - достоверности; - адресности и целевого характера бюджетных средств. Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу.Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и,кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы. 1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность). 2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д. 3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. 4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации1, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят: . классификация доходов бюджетов РФ; . функциональная классификация расходов бюджетов РФ; . экономическая классификация расходов бюджетов РФ; . классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; . классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; . классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга; . классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; . ведомственная классификация расходов РФ. Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всехстадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальныйюридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовыхорганов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значениене только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основематериальных норм бюджетных права. 2. Полномочия участников бюджетного процесса. Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления в отношениипринятия правовых актов в области бюджетных отношений, а такжеосуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функцииорганов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующиминормативно-правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФи органов местного самоуправления. К ним относятся финансовые органы,органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного имуниципального финансового контроля. Наряду с ними бюджетными полномочиямиобладают также органы законодательной (представительной) и исполнительнойвласти, права которых закреплены в ст. 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ, атакже Президент РФ, который ежегодно инициирует бюджетный процесс,направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его,подписывая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод. На разных уровнях управления финансовые органы представленыМинистерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ(министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и другихсубъектов либо финансовыми управлениями или департаментами исполнительныхорганов власти субъектов РФ), а также финансовыми органами муниципальныхобразований (финансовыми управлениями либо отделами исполнительных органовместного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковыеадминистрации не имеют в своей структуре финансовых органов, Финансовыеорганы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и невходят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральныхфинансовых органон входит также Федеральное казначейство и еготерриториальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях,организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местномуровне Бюджетным Кодексом РФ в ст.151 предусмотрено созданиетерриториальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальныхбюджетов. Органом денежно-кредитного регулирования выступает Банк России,который определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,устанавливает экономические нормативы для банков (например, нормативыдостаточности капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных иразмещенных средств и др.), проводит операции с ценными бумагами. Органы государственного и муниципального финансового контролясоздаются как представительными, так и исполнительными органами власти иместного самоуправления. Органы власти одного уровня могут в соответствии с Кодексомделегировать свои отдельные полномочия органам другого уровня, но собязательной передачей ассигнований на их осуществление1. Участниками бюджетного процесса являются:Президент Российской Федерации;органы законодательной (представительной) власти;органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главыместного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбордоходов бюджетов, другие уполномоченные органы);органы денежно-кредитного регулирования;органы государственного и муниципального финансового контроля;государственные внебюджетные фонды;главные распорядители и распорядители бюджетных средств;иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложеныбюджетные, налоговые и иные полномочия;бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарныепредприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитныеорганизации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов,обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающихбюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной(представительной) и исполнительной власти, органы управлениягосударственными внебюджетными фондами, главные распорядители ираспорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные имуниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а такжекредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствамибюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии сост. 153 и 154 БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладаютбюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов,обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151. В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительнойтрактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующимигосударственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондомсоциального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондамиобязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетовсоответствующих фондов, представляют их для утверждения в ФедеральноеСобрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (потерриториальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнениибюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в формефедерального закона.

определенный период времени, на который разрабатывается, утверждается и в течение которого действует государственный бюджет страны, а также утверждается итоговый отчет об исполнении бюджета и который может не совпадать с астрономическим, календарным годом

Определение финансового года, понятие финансового года, формирование и структура финансового года, финансовый и календарный год, финансовый год совпадает с календарным, смещенный финансовый год, финансовый год зависимый от календарного, укороченный финансовый год и его спецификации и возможности, открытие нового финансового года, итоги финансового года, отчетный, текущий и очередной финансовые года, финансовый год по странам мира (в России, Украине, Европе, Азии, Африки, Америки, Океании и Ближнего Востока)

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Финансовый год - это, определение

Финансовый год - это законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, начало и конец которого, как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, который может не совпадать с астрономическим, календарным годом, например в Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году.

Финансовый год - это период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет и который может не совпадать с астрономическим, календарным годом.

Финансовый год - это традиционный период, на который устанавливается бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.).


Финансовый год - это законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.


Финансовый год - это период времени, на который разрабатывается и утверждается государственный бюджет страны, а также утверждается итоговый отчет об исполнении бюджета.


Финансовый год - это интервал времени между моментами подведения итогов финансово-экономической деятельности предприятий, организаций, уплаты налогов и обязательных платежей.


Финансовый год - это период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные финансовые планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов.


Финансовый год - это законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, начало и конец которого, как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, в Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году.


Финансовый год - это то же, что и бюджетный год - период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет, который может не совпадать с астрономическим, календарным годом.


Финансовый год - это любой год, связанный с финансированием, например период бухгалтерской отчетности компании или год действия бюджета.


Финансовый год - это стандартный период учета (обычно продолжительностью 12 месяцев, но не обязательно совпадающий с календарным годом, а также с бюджетным годом), за который производится подсчет прибылей и убытков, а также на конец (начало) которого составляется бухгалтерский баланс.


Финансовый год - это 12-месячный период, за который предприятие обязано предъявлять финансовый отчет. Финансовый год именуется также 12-месячный период, в течение которого действует государственный бюджет.


Финансовый год - это определенный период, связанный с уплатой налога на корпорации, т.е. год, начинающийся 1 апреля 1 апреля 1994 г., является финансовым 1994 годом.


Финансовый год - это период, за который на предприятии составляются финансовые прогнозы или за который подводят финансовые итоги.


Финансовый год - это официально установленный правительством учетный период по исполнению государственного бюджета.


Финансовый год - это период учета, в течение которого производится подсчет прибылей и убытков, не обязательно равный календарному году.


Финансовый год - это любой учетный период из 12 последовательных календарных месяцев (или из 52 недель, или из 365 дней), используемый предприятием для формирования финансовой отчетности.


Понятие финансового года

Обычно финансовый год составляет период из двенадцати месяцев, в течение которых компания регулярно создает баланс и проверяет материальные запасы. Финансовый год может совпадать с календарным годом, но это не обязательно. При некоторых обстоятельствах финансовый год может быть короче двенадцати месяцев (укороченный финансовый год). В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного.


Структура финансового года

Финансовый год разделяется на периоды проводки. Каждый период проводки определяется по начальной и конечной дате. Перед проводкой документов задаются периоды проводки, которые, в свою очередь, определяют финансовый год.


В дополнение к периодам проводки можно указать специальные периоды для закрытия года.

В бухгалтерии финансовый год может иметь до двенадцати периодов проводки и до четырех особых периодов. В специальных регистрах можно задавать до 366 периодов проводки.


Формирование финансового года

Для присвоения бизнес-операций различным периодам времени необходимо задать финансовый год с периодами проводки. Определение финансового года - обязательная процедура.

Можно задать собственный финансовый год как вариант финансового года и присвоить его своей балансовой единице. Один вариант финансового года может использоваться несколькими балансовыми единицами.


Для определения вариантов финансового года имеются следующие возможности:

Финансовый год отличается от календарного года (смещенный финансовый год). Периоды проводки также могут отличаться от календарных месяцев.


Финансовый и календарный год

Для определения собственных вариантов финансового года относительно календарного года имеются следующие возможности:

Финансовый год совпадает с календарным годом;


Финансовый год отличается от календарного года (смещенный финансовый год). Периоды проводки также могут отличаться от календарных месяцев;


Финансовый год пользователя зависит от календарного года. То есть финансовый год применим только к определенному календарному году.


Финансовый год совпадает с календарным

При этом должны задаваться следующие параметры:

Предусматривается двенадцать периодов проводки;

Они соответствуют календарным месяцам. Определения отдельных периодов проводки не требуется. Система автоматически использует календарные месяцы.


Смещенный финансовый год

При несовпадении финансового года с календарным необходимо определить:

Сколько периодов проводки требуется;

Как система по дате проводке во время ее выполнения должна определять период проводки и финансовый год.


Периоды проводки смещенного финансового года

Чтобы системе могла определить период проводки, задайте пределы в месяцах и днях для завершения каждого периода.

Если финансовый год пользователя не совпадает с календарным годом, нужно задать смещение года для каждого периода проводки. Для этого используются записи -1, 0 и +1.


Совпадающие с календарными месяцами

На рисунке ниже приведен пример, когда финансовый год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Границы периода соответствуют началу и концу календарного месяца.

Так как финансовый год не совпадает с календарным, необходимо задать процедуру определения финансового года, указав смещение. Дату проводки 03.02.1999 система интерпретирует как период проводки 11 финансового года 1998.


Не совпадающие с календарными месяцами

При использовании смещенного финансового года периоды проводки пользователя не совпадают с месяцами календаря, поэтому нужно задать конец периода, чтобы определить разницу.

Финансовый год начинается 16 апреля и заканчивается 15 апреля. Начало и конец периодов проводки не совпадают с началом и концом календарных месяцев, как показано на рисунке.


Промежуток с 16.12 по 15.01 разбивается на два периода проводки, так как для годового смещения требуются различные параметры. То есть период проводки 9 задается в виде двух периодов проводки (со смещениями года 0 и -1).


Финансовый год зависимый от календарного

Можно задать вариант финансового года, зависимый от календарного года. Такой вариант финансового года применим только к определенному календарному году. Для этого выберите зависимость от года при определении собственного варианта финансового года. Затем нужно указать конец периода (месяц и день) для каждого календарного года. В этом случае параметры смещения года будут относиться именно к тому календарному году, для которого определены периоды проводки. После определения дат завершения периодов год выводится на экран.


Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным. Финансовый год равен 12 месяцев, причем его начало и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах (в некоторых странах он начинается с 1 июля или с 1 октября). На установление сроков действия финансового года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей. Финансовый год может считаться базовым годом, если его показатели берутся за основу в процессе финансово-бюджетного планирования.


Начало и конец финансового года, как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года. Обычно финансовый год совпадает с календарным. В России финансовый год начинается 1 января и завершается 31 декабря. В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного. Например, в США финансовый год - с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.


Укороченный финансовый год

Укороченный финансовый год - это финансовый год, который содержит менее двенадцати месяцев.

Укороченный финансовый год необходим в следующих случаях:

Учреждение компании;

Переход от календарного года к смещенному финансовому году и наоборот.


Спецификации укороченного финансового года

При определении укороченного финансовый год нужно задать следующие спецификации:

Укороченный финансовый год должен всегда зависеть от календарного года, так как он применим только к определенному году, и за ним должен следовать полный финансовый год;


В одном и том же варианте финансового года задается укороченный финансовый год, а также предшествующий или последующий полный финансовый год.


Возможности укороченного финансового года

Возможности для определения укороченного финансового года зависят от того, используются ли Финансы вместе с Учетом основных средств или без него:

Если Финансы используются без Учета основных средств, каждый финансовый год может начинаться с любого периода;


Если Финансы используются вместес Учетом основных средств, каждый финансовый год должен начаться с периода 001 для правильного расчета амортизации.


Специальные периоды проводки, разделяющие последний регулярный период проводки на операции по закрытию. Независимо от определения финансового года можно также использовать особые периоды. Особые периоды разделяют период закрытия года. Таким образом последний период проводки подразделяется на несколько периодов закрытия. Это позволяет создавать несколько дополнений к балансу. Обычно финансовый год состоит из 12 периодов проводки. В Главной книге можно задать до четырех особых периодов.


Если 12 периодов проводки не требуется, можно использовать периоды проводки, которые не являются особыми. В случае использования дополнительных периодов закрытия при определении варианта финансового года укажите их число в поле Число особых периодов. Максимальное число периодов - 16.


При использовании особых периодов следует учитывать следующее:

Дата проводки должна приходиться на последний регулярный период проводки;

Нужно ввести особые периоды в поле Период заголовка документа, так как особые периоды не определяются автоматически с помощью системы.


Определение периодов проводки при выполнении проводки. При записи документа указывается дата проводки. Система использует введенную дату проводки для автоматического определения периода проводки. Период проводки включает в себя указание месяца и финансового года.


Эти данные отображаются в обзоре документа. Определенный период проводки подставляется в документ, и данные оборотов за этот период обновляются.

Для просмотра сальдо счета можно вывести на экран данные оборотов по периодам проводки. Эта процедура показана на рисунке.


Проводки прошлого финансового года

Для проводок прошлого финансового года система выполняет следующее урегулирование:

Для счетов наличия система корректирует сальдо переноса счетов в соответствии с текущим финансовым годом;

Сальдо со счетов прибылей и убытков переносится на счета результатов.


Открытие нового финансового года

Открытие нового финансового года происходит автоматически при выполнении первой проводки в новом финансовом году или после запуска программы переноса сальдо. Не нужно закрывать старый финансовый год перед выполнением проводок в новом году. Поэтому не требуется создавать баланс открытия или закрытия.


Предпосылки открытия нового финансового года

Предпосылки открытия проводок по новому финансовому году следующие:

При работе с вариантом финансового года, который зависит от года, следует сначала создать вариант для данного финансового года и присвоить его соответствующей балансовой единице;


Если присвоение номера документа также осуществляется по финансовому году, следует предварительно создать диапазоны номеров документов для нового финансового года;

В новом финансовом году нужно открыть соответствующие периоды проводки.


Итоги финансового года

По итогам финансового года в установленном порядке представляется соответствующая финансовая отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).


Виды финансового года


Отчетный финансовый год - это год, предшествующий текущему финансовому году.


Текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).


Очередной финансовый год

Очередной финансовый год - это год, следующий за текущим финансовым годом.

Финансовый год и плановый период

Плановый период - это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Финансовый год по странам мира

Начало и конец финансовый год как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, т.к. именно последние определяют для юридических и физических лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и декларации, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности.


В большинстве стран фининсовый год соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец финансового года не совпадают с календарным (например, в Великобритании и Японии Финансовый год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с I октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране.


Финансовый год в странах Европы





Финансовый год в Украине

На Украине финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Бюджет на каждый год устанавливается специальным законом о государственном бюджете, который разрабатывается Кабинетом Министров Украины и принимается Верховной Радой Украины накануне каждого финансового (бюджетного) года.


Финансовый год для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, начинающийся 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.


Особыми обстоятельствами, за которые Государственный бюджет Украины может быть утвержден на другой, чем предусмотрено частью первой статьи Ст. 3 БКУ от 08.07.2010 № 2456-VI , бюджетный период, являются:

Введение военного положения;

Объявление чрезвычайного положения в Украине.


Финансовый год в Великобритании

В Великобритании финансовый год отличается от календарного года и длится он с апреля по апрель, а не с января по январь, как происходит в других европейских странах. Финансовый год в Великобритании исчисляется с 1 апреля текущего года по 31 марта года следующего.


Финансовый год во Франции


Финансовый год в Германии


Финансовый год в Швейцарии


Финансовый год в Италии


Финансовый год в Нидерландах


Финансовый год в странах Азии




Финансовый год в России

В России исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьской революции 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим, положением и Гражданской войной. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен финансовый год, соответствующий календарному году.


В Российской Федерации совпадает с календарным годом. Принятие бюджета на новый финансовый год и исполнение за предыдущий финансовый год утверждаются соответствующими федеральными законами. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Финансовый год называют также бюджетным годом. Порядок завершения финансового года установлен (ст. 242 БК РФ). Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательствпосле 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.


До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.


Финансовый год в Японии

Принцип ежегодного утверждения бюджета представляет собой важнейшую характеристику функционирования бюджетной и всей финансовой системы Японии во времени, но не исключает возможности утверждения парламентом публичных расходов на многолетний период. Продолжительность финансового года в Японии установлена в Законе о публичных финансах - с 1 апреля по 31 марта. Сам же финансовый год определен как период действия бюджетных предписаний.


При этом закрепляется принцип независимости финансового года, предполагающий, что расходы текущего финансового года могут покрываться доходами, собранными исключительно в этом году. Финансирование многолетних инвестиционных, промышленных и иных проектов осуществляется через выделение в структуре бюджета специального раздела «Длящиеся многолетние расходы». В подобных случаях сначала парламент одобряет объем публичных расходов на весь срок финансирования (по Закону о публичных финансах этот срок не должен превышать пяти лет), а затем при обсуждении ежегодного бюджета утверждает только ту часть расходов, которая приходится на предстоящий финансовый год.


Финансовый год в Китае

Финансовый год в Китае совпадает с календарным и начинается 1 января и заканчивается 31 декабря по григорианскому календарю.


Финансовый год в Южной Корее
Финансовый год в Иране не совпадает с календарным годом
Финансовый год в ОАЭ


Источники и ссылки

Источники текстов, картинок и видео

ru.wikipedia.org - ресурс с статьями по многим темам, свободная экциклопедия Википедия

youtube.com - ютуб, самый крупный видеохостинг в мире

slovarus.ru - словари online поиск значения слова по самым популярным словарям

myshared.ru - информационный сайт различных презентаций

bank24.ru - сайт Словарь экономических терминов

vedomosti.ru - информационный сайт Ведомости словарь бизнеса

help.sap.com - информационый портал Бухгалтерия главной книги

dictionary-economics.ru - информационный портал все об экономике

termin.bposd.ru - сайт Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике

dic.academic.ru - сайт Словари и энциклопедии на Академике

profmeter.com.ua - информационный сайт все об экономике

yestravel.ru - информационный сайт для туристов все о странах мира

mir-geo.ru - информационный сайт классификатор стран мира

abc.informbureau.com - экономический словарь терминов, событий, фактов и явлениий в современной Российской Федерации

be5.biz - портал учебной литературы для студентов

all-about-investments.ru - информационный портал все самое интересное в мире финансов и экономики

km.ru - сайт банка рефератов и статей по экономике

yourlib.net - cайт студенческая электронная онлайн библиотека

malb.ru - экономический портал мелкий бизнес шаг за шагом

ref.rushkolnik.ru - учебный портал рефератов и практических заданий

ubiznes.ru - информационно-экономический портал все о финансах

bibliotekar.ru - сайт электронной библиотеки

finance-place.ru - информационный портал Фининсовый анализ и менеджмент

buh.ru - интернет-ресурс для бухгалтеров

buharick.ru - толковый бухгалтерский словарь БУХгалтерсикй словАРИК

banki-delo.ru - сайт Банковское дело о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

time.zp.ua - информационный сайт управление активами

avenue.siberia.net - информационный портал электронных библиотек

finforum.org - финансовый портал Finforum

aup.ru - административно-управленческий портал об экономике

studsell.com - информационый портал для студентов

bibliofond.ru - электронная библиотека Библиофонд

kodeksy.com.ua - информационный портал законов и кодексов Украины

web-konspekt.ru - информационный сайт экономисту в помощь

50.economicus.ru - информационный сайт экономической школы

vocable.ru - сайт национальной экономической энциклопедии

bookmeta.com - информационный сайт электронных библиотек

Ссылки на интернет-сервисы

google.ru - крупнейшая поисковая система в мире

video.google.com - поиск видео в интернете через Гугл

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Гугл

yandex.ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете через Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

video.mail.ru - поиск видео в интернете через Mail.ru

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт корпорации Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

Создатель статьи

vk.com/id252261374 - профиль ВКонтакте

odnoklassniki.ru/profile/578898728470 - профиль в Однокласниках

facebook.com/profile.php?id=100008266479981 - профиль в Фейсбук

twitter.com/beliann777 - профиль в Твитере

plus.google.com/u/1/100804961242958260319/posts - профиль на Гугл+

beliann777.ya.ru - профиль на Ми Яндекс Ру

beliann777.livejournal.com - блог в Живом Журнале

my.mail.ru/mail/beliann777 - блог на Мой Мир @ Майл Ру

liveinternet.ru/users/beliann777 - блог на ЛайвИнтернет

beliann777.blogspot.com - блог на Блогберге

linkedin.com/profile/view?id=339656975 - профиль в ЛинкДин

Финансовый год (business year) — период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные , составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов. Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным.

Финансовый год равен 12 месяцам, причем его начало, и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах. На установление сроков действия финансового года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей.

Финансовый год

  1. то же, что и бюджетный год, период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет. Финансовый год может не совпадать с астрономическим, календарным годом;
  2. законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Начало и конец финансового года как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, т.к. именно последние определяют для юридических и физических лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и деклараций, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности.

В большинстве стран финансовый год соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец финансового года не совпадают с календарным (например, в Великобритании и Японии финансовый год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране.

В России исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьского переворота 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим положением и Гражданской войной. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен финансовый год, соответствующий календарному году.

На текущий момент в отечественной практике финансовый год совпадает с календарным. В течение финансового года действуют и исполняются планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов.

Очередной финансовый год

"...очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;..."

Источник:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Очередной финансовый год" в других словарях:

    Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год. - * Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год. Ожидаемые результаты реализации Программы Наименование статей 2007 год 2008 год 2009 год Всего 1 2 3 4 5 Оказание услуг городу Москве… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);... Источник: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 ФЗ (ред … Официальная терминология

    ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (ПФП) - документ, формируемый одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и включающий в себя этот проект, составленный в соответствии с полной (детальной) классификацией, а также наметки бюджетов на следующие два года,… … Война и мир в терминах и определениях

    Финансовый кризис в Белоруссии

    Финансовый кризис 2011 года в Беларуси - Финансовый (экономический) кризис 2011 года в Республике Беларусь комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно командной системы в экономике, и… … Википедия

    Финансовый кризис 2008 года в России - См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Перспективный финансовый план - (англ. perspective financial plan) в бюджетном законодательстве РФ документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально экономического развития РФ … Энциклопедия права

    Перспективный финансовый план - (англ. perspective financial plan) в бюджетном законодательстве РФ документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально экономического развития РФ, субъекта РФ,… … Большой юридический словарь

    Перспективный финансовый план - в РФ документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально экономического развития РФ, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Перспективный финансовый… … Финансовый словарь

    1. Сводный финансовый баланс Российской Федерации документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. 2. Сводный финансовый баланс… … Официальная терминология

Книги

  • Слава, богатство и тщеславие. В чем реальное значение успеха? , Ошо. "В природе не существует понятия денег, иначе доллары росли бы на деревьях. В природе денег нет, деньги - это изобретение человека - полезное, но в то же время опасное", - говорит Ошо. Люди… Купить за 271 руб
  • Система управления расходами местных бюджетов как фактор региональной конкурентоспособности , О. А. Фролова. В настоящее время расходы муниципальных бюджетов на очередной финансовый год планируются от достигнутого уровня. Расходы текущего года определяются на основаниирасходов предыдущего года и…

Тема 10. Бюджетная система и бюджетное устройство

Российской Федерации

Краткое содержание темы . Бюджет: понятие, сущность, функции..

Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения.

Основные звенья бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет.

10.1. Бюджет: понятие, сущность, функции

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686 – 1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. В Росси первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 году на следующий, 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 года начинается составление бюджета России.

Понятие «бюджет» [фр. budget < ст.-фр. bougette кожаный кошелек] буквально означает денежная сумма. Как экономическая категория бюджет является совокупностью экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, необходимого для обеспечения функций органов государственной власти. С точки зрения юриспруденции, бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет – план ), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет – закон ).

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6), бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств , предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ на 2004-2006 гг., была поставлена задача перехода к трехлетнему утверждаемому в качестве закона (решения) бюджету. В настоящее время эта задача выполнена, причем в обязательном порядке для федерального уровня 1 . Субъекты РФ и муниципальные образования получают право выбора: составление трехлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трехлетнего среднесрочного финансового плана (СФП)

Финансовый год в РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Следует запомнить ряд терминов, относящихся к бюджетному периоду:

    текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

    плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

    отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Бюджет является частью финансовых отношений, поэтому он имеет денежную форму выражения и соответствующие функции.

Функции бюджета :

    Распределительная . Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Посредством поступлений в бюджет осуществляется формирование государственных финансов, а затем их распределение по статьям расходов в РФ через бюджет перераспределяется 30 - 40% ВВП страны.

    Регулирующая. Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. Другими словами, с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны.

    Контрольная. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Первые три функции являются основными, наряду с ними некоторые авторы выделяют еще несколько дополнительных функций:

    Фискальная. Обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им своих управленческих, оборонных, социальных, внешнеполитических обязанностей перед страной и населением.

    Аналитическая. Классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей общества и государства

    Общетеоретическая. Способствует развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще.

    Критическая. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.

10.2. Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетные отношения реализуются через систему бюджетного устройства страны.

Бюджетное устройство – это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, участниками бюджетного процесса, включая принципы построения бюджетной системы, принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение межбюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:

    единства бюджетной системы РФ;

    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

    самостоятельности бюджетов;

    равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    сбалансированности бюджета;

    эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    прозрачности (открытости);

    достоверности бюджета;

    адресности и целевого характера бюджетных средств;

    подведомственности расходов бюджетов;

    единства кассы.

Рассмотрим их более подробно.

    Принцип единства бюджетной системы . Означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов в РФ.

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Принцип самостоятельности бюджетов. Определяет:

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

    недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

    Принцип сбалансированности бюджета. Регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств . Состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

    расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

    отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

    Принцип прозрачности (открытости ). Определяет:

    обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы:

бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основными звеньями бюджетной системы РФ являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) (рис. 10.1).

Федеральный бюджет - центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.

Рис. 10.1. Бюджетная система РФ

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) - муниципальных районов (городских округов) и поселений

В законодательстве и практике применяется термин консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей. В обязательном порядке он представляется в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается

Кроме того, используется термин расширенный бюджет , который представляет собой свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов между ними.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ представлена на рис. 10.2. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Рис. 10.2. Консолидированный бюджет субъекта РФ

1Финансовый кризис вынудил временно отказаться от трехлетнего планирования



Похожие статьи