Основные экономические школы
Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.
Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов: "политикос" - государственный, общественный; "ойкос" - домашнее хозяйство, дом; "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 в. это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).
Таблица 1
Основные экономические школы
Важнейшие школы | Период развития | Крупнейшие представители | Основные труды |
Меркантилизм | 16 - 18 вв. | Томас Ман (1571-1641) | "Богатство Англии во внешней торговле" (1664) |
Физиократы | 18 в. | Франсуа Кенэ (1694-1774) | "Экологическая таблица" (1758) |
Классическая политическая экономика | к. 18 - нач. 19вв. | Адам Смит (1723-1790) | "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) |
Марксизм | 2-я пол. 19 - 20вв. | Карл Маркс (1818-1883) | Капитал (1867) |
Неоклассическая экономическая теория | Кон. 19 - 20вв. | Альфред Маршалл (1842-1924) | "Принципы экономической теории" (1890) |
Кейнсианство | 20 – нач. 21вв. | Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) | "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) |
Институционализм | 20 – нач. 21вв. | Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) | "Новое индустриальное общество" (1961) |
Монетаризм | 20 – нач. 21вв. | Милтон Фридмен (р. 1912) | "Капитализм и свобода" (1962) |
Первой школой экономической теории (политической экономии) был меркантилизм. Слово "меркантилизм" произошло от итальянского "мерканте" - торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.
Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.
Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства" (издана в 1664 г.).
Главным объектом наблюдений меркантилистов была внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.
В середине 18 века во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа - школа физиократов. "Физиократия" буквально означает "природовластие" (от греческого "физис" - природа и "кратос" - сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа "Экономическая таблица" (1758).
Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего - на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. "Чистый доход", возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.
В своей работе "Экономичекая таблица" Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами. По существу, это была первая макроэкономическая модель.
Промышленный переворот в конце 18 - начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.
Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговяля). В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате, ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем, развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Всё это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков. Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине 19 века и получившей широкое распространение во второй половине 19 и в 20 веке, был марксизм.
Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.
В своём экономическом учении К.Маркс опирался на труды классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории. В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.
К.Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.
На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.
Во второй половине 19 века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).
В своих работах А.Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты - маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.
В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение). Неоклассическая экономическая теория также, как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.
Современная экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Кейнсианство как направление экономической теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, - мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.
Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.
По существу, Дж.М.Кейнс был основателем современной макроэкономики. Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того, кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.
Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением, как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.
Наряду с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление, институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.
Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.
Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961). В современной рыночной экономике, "новом индустриальном обществе", по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а "техноструктура". Техноструктура - этот слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы. Техноструктура планирует работу корпорации на годы вперёд. А планирование в свою очередь требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. Институционализм во многом близок кейнсианству.
Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского "монета" - денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является "Капитализм и свобода" (1962).
Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: "Деньги имеют значение" ("Money matters"). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?
2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?
3. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?
5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?
6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.
7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, и кейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?
Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV - XVII века.
Основные черты меркантилизма:
Богатство отождествлялось с деньгами;
Возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.
В истории меркантилизма различают 2 этапа :
I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения : система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).
II. Поздний – вторая половина XV - середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения : – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).
Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ . Исторические рамки
– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» - природа, «кратос» - власть, что означает в целом власть природы. В центре внимания физиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.
Заслуги школы физиократов:
1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.
2. Учение об основном и оборотном капитале.
Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство: только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер
(Франция). Продолжатели - А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.
Заслуги классической школы:
Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.
Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).
Показан объективный характер экономических законов.
Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.
Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который
«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,
то есть умел судить о том,
как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет».
Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА . Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.
Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия .
Заслуги марксизма:
Открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;
Учение о прибавочной стоимости;
Обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;
Периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;
Доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.
Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.
Заслуги ленинизма:
1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.
2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.
3. Теория социалистической революции.
4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.
В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).
В современной западной экономической теории выделяют три школы:
1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.
Основные положения:
Исследование экономических проблем связано с микроанализом;
Ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;
Ограничение государственного вмешательства;
В центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.
Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.
Основные направления:
А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности
(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.
Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.
В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.
Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).
2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА , возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).
Заслуги кейнсианства:
1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.
2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.
3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.
1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.
3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ , выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики
(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.
Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ , осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.
II. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
И ЕГО СТРУКТУРА
Проблема предмета исследования экономической теории является одной из спорных в экономической науке. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Это связано с тем, что экономическая теория постоянно развивается, зарождаются различные школы, течения, которые по- разному определяют смысл экономики, движущие её силы и приоритеты.
Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние нации. Меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с торговлей и притоком денег в страну. Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сельскохозяйственном производстве. Представители классической школы предметом считали науку о богатстве, созданном человеческим трудом. В XVIII-XIX веках предмет своего исследования экономисты стали видеть в объяснении того, как в мире ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить. С этого времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов. Кейнсианцы
дополнили стройную теорию рыночного хозяйства анализом экономической роли государства. Предметом исследования экономистов-марксистов
являются экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления на различных этапах развития общества. Основным лейтмотивом исследований является тезис о революционной смене способов производства.
Современные школы экономической теории в основном сошлись на понимании предмета экономической теории, заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Далее экономическая теория превратилась в экономикс, учебную дисциплину, объединяющую экономические науки, законы бизнеса, механизмы их реализации, методы хозяйствования и экономическую политику. Экономикс – наука более прикладная и менее абстрактная по сравнению с марксистской.
Предмет экономикс представляет собой проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.
Логика такого подхода состоит в том, что в основе функционирования и развития экономики лежат два фундаментальных факта общественной жизни: 1) материальные потребности людей безграничны и неутолимы, 2) экономические ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Поэтому каждое общество должно решить три проблемы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?
Микроэкономика и макроэкономика.
Экономическая теория изучает экономику на двух уровнях анализа: микро и макро. В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма, экономические показатели их деятельности, домохозяйство. Под домохозяйствами принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; совместно принимают решения. Домохозяйства продают факторы производства и покупают конечные товары и услуги. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы. В центре его внимания цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние конкретных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями, исследование интересов потребителей и фирм, анализ факторов, определяющих их поведение (в частности, полезность благ и услуг, платежеспособность).
Макроэкономический анализ используется для исследования национальной экономики в целом и её основных составляющих (например, государственный сектор, малое предпринимательство), мировой экономики и
межгосударственных отношений. Макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому её предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются также такие явления и процессы, как: циклы экономического развития и государственный бюджет, занятость и безработица, валютный курс и платежный баланс. Макроэкономический анализ оперирует такими показателями, как: валовой объем продукции
(национальный продукт), валовой объем дохода (национальный доход), общий уровень цен, темпы экономического роста, совокупные потребительские расходы и сбережения, динамика инвестиций и т.д.
Поскольку современная экономическая теория рассматривает национальное хозяйство в двух плоскостях (микро- и макро-), можно выделить и два «вторичных» предмета: 1- функционирование фирм и домохозяйств; 2 - национальное хозяйство в целом.
Использование микро- и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, другие - к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро- и макроэкономики. Например, современная безработица является проблемой не только макроэкономического анализа. Для определения ее уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.
Между макро- и микроэкономическими процессами существует взаимосвязь. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.
Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, то есть соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.
Можно сказать, что макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории», - заметил Пол Самуэльсон (один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии 1970 г.).
III. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИВ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ПРАКТИКЕ
Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10"> Этапы развития экономической теории.
"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)
">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения
">Меркантилизм ">1; "> Институционализм ">4; "> классическая школа политической экономии ">2; ">
">маржинализм ">3. ">
">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.
">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.
;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.
">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.
">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями
">Меркантилизм ">А. Монкретьен; ">
">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">
">Монетаризм ">М. Фридмен; ">
">Институционализм ">Т. Веблен. ">
;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...
"> маржинализм
"> неоклассицизм
"> кейнсианство
"> институционализм
">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения
">неоклассическая школа политической экономии ">3; "> канонизм ">1 ">; кейнсианство ">4 ">;
">классическая школа политической экономии - ">2. ">
;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.
;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).
">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.
;color:#000000">13.
">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это...
"> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются...
">Платон;
">-
">Аристотель;
"> -
">Ксенофонт.
">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.
">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... ">кейсианство; "> - "> монетаризм.
">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.
">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.
">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.
">21.Установите соответствие между трудами и их авторами
">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;
">О скудости и богатстве "> Посошков ">;
">Трактат политической экономии "> Монкретьен ">;
">Исследование о природе и причинах богатства народов ">Смит. ">
">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.
">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.
">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.
">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.
Школы, направления и их представители | Период формирования | Основные идеи |
Меркантилизм - первая школа жономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин | XVI-XVIII вв. | 1. Главное богатство общества - это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денеж ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения |
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ(1694- 1774), француз | XVIII в. | 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес ти прирост богатства из процес са производства, а не обраще ния |
Английская классическая политэкономия. Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане | XVII-XIX вв. | 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат ства - труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости |
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы | С середины XIX в. | 1. Разработаны теория стоимо сти и теория прибавочной стои мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ водства. 3. Разработана теория воспроиз водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако ны капиталистического способа производства |
Продолжение табл. 1.
Окончание табл. 1.1
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин | С конца XIX в. | 1. Частнопредприниматель ская рыночная система, спо собная к саморегулированию и поддержанию экономиче ского равновесия. 2. Государство создает благо приятные условия для функ ционирования рыночной экономики |
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин | С 1930-х гг. | 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав новесной цены. 2. Государство должно актив но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес печивать социально-экономи ческую стабильность об щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффек тивного спроса и теория эф фективного инвестирования |
Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы | С 1950-х гг. | 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор - де нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо бен сам устанавливать равно весие между спросом и пред ложением, производством и потреблением |
Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции i и гределенной социальной группы и определенного периода.
Краткие выводы
1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением жоиомических благ, т.е. деятельность людей, связанную с до-i i ижением эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей в экономических благах.
2.")кономика и право тесно переплетены между собой. Пра-ноиые нормы создают необходимые предпосылки для нормальною функционирования экономики. Сами нормы права, регулирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются Изменениями, происходящими в экономике.
3. Основные методы познания экономических процессов и явлений - это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-математическое моделирование.
4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика - изучение деятельности отдельных экономических субъектов; макроэкономика - изучение жономики в целом.
5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившиеся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика - это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие решения необходимо принимать.
6. Экономические законы - это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необходимо для принятия эффективных экономических решений.
7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими школами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.
Экономический тренинг
Ключевые термины и понятия
Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, жономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, организационно-технические отношения, меркантилизм, физиократия, классическая Политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсиан-ское направление, неоклассическая школа, монетаризм, неоклассический синтез, неолиберализм.
Контрольные вопросы и задания
1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции
и методы познания?
2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика.
3. Какова связь экономики с юриспруденцией?
4. Что вы понимаете под экономическими законами и кате-гориями?
5. Какие типы экономических отношений вы знаете и какова их сущность?
6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки.
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.
Выберите правильный ответ.
1. Каково наиболее полное и корректное определение
предмета экономики:
а) экономика изучает деятельность, включающую производство
и обмен товарами;
б) экономика изучает переменные величины, поведение кото
рых воздействует на состояние народного хозяйства (цены,
производство, занятость и т.д.);
в) экономика изучает, как общество использует ограниченные
ресурсы, необходимые для производства различных товаров
и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал.
2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что
макроэкономика:
а) уровень занятости и безработицы в стране;
б) определение оптимального объема производства фирмы;
в) издержки производства;
г) финансовое регулирование экономики.
3. Позитивная экономика изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) что было;
г) оценочные суждения.
4. Какая из экономических школ впервые сделала пред
метом своего анализа процесс производства, а не сферу об
ращения:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
5. Какое направление возникло в экономической теории XX в.:
а) марксизм; В) монетаризм;
в) меркантилизм;
г) физиократия.
По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции. 3. Школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о способах, приемах научного познания действительности. 5. Экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. 6. Родоначальник английской классической политической экономии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв.
По вертикали. 7. Видный английский экономист, написавший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике. 9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономической теории, которая возникла в Англии и других странах в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля.
Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика,
традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики
2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?
Опорный конспект лекции
2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы жономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).
Рыночная экономика - это экономическая система, осно-нанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.
Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные черты рыночной экономики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2. Характеристика рыночной экономики
Основные черты рыночной экономики: | |
1) основа экономики - частная собственность на средства про- | |
изводства; | |
2) многообразие форм собственности и хозяйствования; | |
3) свободная конкуренция; | |
4) рыночный механизм ценообразования; | |
5) саморегулирование рыночной экономики; | |
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект- | |
тами; | |
7) минимум вмешательства государства в экономику | |
Основные достоинства: | Основные недостатки: |
1) стимулирует высокую эффек тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. | 1) усиливает социальное нера венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др. |
Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:
1) частная собственность на экономические ресурсы;
2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;
3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.
Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраи-
наться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:
1) многообразие форм собственности;
2) развитие научно-технического прогресса;
3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики.
Традиционная экономика - это экономическая система, it которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.
Основные черты традиционной экономики:
1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;
2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;
3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;
4) преобладание ручного труда.
Административно-командная экономика
(централизо
ванно-плановая экономика) - это экономическая система,
в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо
зяйственной деятельности общества. Все экономические
и природные ресурсы находятся в собственности государ
ства. Для административно-командной экономики характер
но централизованное директивное планирование, предприя
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра»
управления плановыми заданиями.
Основные черты административно-командной экономики:
1) основа - государственная собственность;
2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;
3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;
4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.
Положительные стороны административно-командной экономики.
1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).
2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.
3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).
Отрицательные стороны административно-командной экономики.
1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.
2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.
3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%).
На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).
Смешанная экономика - это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.
Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.
Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.
2.2. Модели экономических систем:
американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики
Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.
Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.
Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.
Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели - сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.
Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики - это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.
Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:
1) высокая степень огосударствления экономики;
2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;
3) длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;
4) искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;
5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Основные условия формирования рыночной экономики в России:
1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;
2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;
3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;
4) эффективная система социальной защиты населения;
5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-
2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?
Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).
Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь-
ш ое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?
Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хо-чяйства, модернизация производства.
Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.
Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.
Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.
«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.
«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Краткие выводы
1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.
2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики. *
4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.
Экономический тренинг
Ключевые термины и понятия /д
Экономическая система; типы экономических систем: традиционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южнокорейская, американская, шведская; российская переходная экономика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?
2. Раскройте сущность моделей экономических систем.
3. Каковы особенности российской модели переходной экономики (в отличие от административно-командной к рыночной)?
4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Какие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?
5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключается их содержание?
6. Каким образом решаются три основных вопроса экономики (что, как, для кого) в рыночной экономике и административно-командной?
7. В чем состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, саморегулирование, неравенство, план, планирование, администрирование, централизация, концентрация, государство, модели.
|
Тесты
Выберите правильный ответ.
1. Особенность России в сравнении с другими странами
с переходной экономикой состоит в:
а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народ
ном хозяйстве;
б) широком распространении кустарного производства;
в) наличии свободных экономических зон;
г) конкурентоспособности отраслей промышленности..
2. Можно говорить о преобладании в стране админист
ративно-командной системы исходя из степени участия го
сударства в хозяйственных процессах, когда:
а) вмешательство государства в экономику минимально;
б) государство контролирует производство основной части то
варов и услуг в рамках государственного сектора;
в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями эко
номики, в то же время поощряет развитие частного сектора;
г) все ответы верны.
3. Проблемы что, как, для кого производить могут иметь
отношение:
а) только к обществу, где господствует административно-ко
мандная экономика;
б) только к рыночной экономике;
в) только к традиционной экономике;
г) к любому типу экономических систем.
4. Когда экономические проблемы решаются частично
рынком, частично правительством, эта экономика:
а) административно-командная;
б) рыночная;
в) традиционная;
г) смешанная.
5. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:
а) потребители:
б) производители;
в) государство;
г) иностранные инвесторы.
По горизонтали. 6. Совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающая общество необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами. 7. Процесс, который выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. 8. Использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. 9. Предмет, на который направлены человеческие потребности. 10. Носитель потребностей.
По вертикали. 1. Процесс создания полезного продукта 2. Нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для подцер жания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. 3. Вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. 4. Такое множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой. 5. Процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.
Тема 3. Экономические потребности,
блага и ресурсы.
Экономический выбор
3,1, Экономические блага и их классификация
|,2, Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей
JJ, Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость
$.4. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)
Опорный конспект лекции
\.\. Экономические блага и их классификация
Каждое общество независимо от социально-экономической гистемы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:
I) материальные (экономические) потребности людей практически безграничны;. ).) экономические ресурсы редки или ограниченны.
Рассмотрим эти две проблемы. Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических опагах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении общест-нп и его членов.
Блага - это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, я также дары природы).
Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационны-
ми признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:
1) экономические блага - результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;
2) неэкономические блага - результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);
3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);
4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.
Различают две группы нематериальных благ:
1) внутренние - блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос - пение; музыкальный слух - занятия музыкой; способность к науке и т.д.);
2) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). По степени удаленности от конечного потребления блага
делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).
По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).
Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил
А - к экономике: Б - к хрематистике:
1. крупная торговля - Б
2. спекуляции - Б
3. земледелие - А
4. мелкая торговля - А
5. ростовщичество - Б
6. ремесло - А
2. Расположите в правильной хронологической последовательности:
1. появление трудовой теории стоимости - 3
2. появление количественной теории денег - 2
3. появление предельного анализа - 4
4. возникновение неоклассической теории - 5
5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6
6. выделение двух сторон товара - 1
3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:
1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +
2. схоластический метод - +
3. нормативный метод - +
4. институциональный метод
5. статистические методы
4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:
1. неоклассическая школа - 4
2. физиократия - 1
3. марксизм - 2
4. неоклассический синтез - 6
5. кейнсианство - 5
6. маржинализм - 3
5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма
1. политика активного торгового баланса - Б
3. политика активного денежного баланса - А
4. законы об истрачивании - А
5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б
6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б
6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:
1. исследование вопроса об экономических кризисах
2. макроэкономический подход - +
3. использование метода логической абстракции
4. преимущественное исследование сферы производства
5. исследование сферы обращения - +
6. микроэкономический подход
7. эмпирический метод исследования - +
7. Расположите в правильной хронологической последовательности:
1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5
2. разработка основных положений экономического либерализма - 2
3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4
4. появление идеи специфического развития разных стран - 3
5. разработка основных положений политики протекционизма - 1
8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы
1. в основном исследуется сфера обращения - А
2. . богатство создается во всех сферах производства - Б
3. активное вмешательство государства в экономику - А
4. богатство - запасы драгоценных металлов - А
5. фритредерство - Б
6. каузальный метод исследования - Б
7. протекционизм - А
8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А
9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:
1. изучение несовершенной конкуренции
2. универсальность экономических законов - +
3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций
4. равенство договаривающихся сторон - +
5. высокая подвижность уровня зарплаты - +
6. экономика каждой страны развивается по собственным законам
7. концепция общественно-экономических формаций
8. полная информированность всех участников рынка - +
9. поиски оптимального экономического поведения
10. Расположите в правильной хронологической последовательности:
1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2
2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5
3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4
4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6
5. формирование экономической теории как науки - 3
6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1
11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:
1. неолиберализм - 5
2. историческая школа - 3
3. меркантилизм - 1
4. классическая школа - 2
5. неокейнсианство - 6
6. монетаризм - 7
7. институционализм - 4
12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:
1. поиски оптимального экономического поведения - +
2. изучение средних величин
3. использование предельного анализа - +
4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики
5. микроэкономический подход - +
6. активное использование математических методов - +
7. исследование статики - +
13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы
1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А
2. основная проблематика - эффективность экономики - Б
3. изучение предельных величин - Б
4. экономический либерализм - Б
5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А
6. затратный принцип определения стоимости - Б
7. активное использование методов точных наук - Б
8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А
9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б
14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:
1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +
2. критика экономического либерализма - +
3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие
4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +
5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты
6. критика теории рационального человека
7. эволюционный подход к исследованию экономики - +
8. необходимость государственного регулирования экономики
15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства
1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б
2. изучение микроэкономических показателей - А
3. необходимость государственного регулирования экономики - Б
4. автоматическая саморегуляция рынка - А
5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б
6. изучение макроэкономических показателей - Б
7. изучается статика - А
8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А
9. признается существование вынужденной безработицы - Б
10. особое отношение к земле как фактору производства - А
11. абсолютная гибкость цен - А
16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма
1. активное регулирование экономики государством - А
2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А
3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б
4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б
5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б
6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б
7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А
8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А
9. увеличение налогов - А
10. гибкая краткосрочная денежная политика - А
17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):
1. защита мелкого бизнеса - Б
2. сильная антимонопольная политика - Б
3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А
4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б
5. политика стабильной денежной единицы - Б
6. политика “дешевых денег” - А
18. Установите соответствие:
1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков
2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически
3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки
19. Определите правильность высказывания (да/нет):
1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет
2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да
3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да
4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да
5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет
6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да
7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет
8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да
9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да
20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:
1. концепция «измерения без теории» - 7 |
1. Ф.Хайек |
2. теория праздного класса - 3 |
2. Э.Хансен |
3. теория современного монетаризма - 4 |
3. Т.Веблен |
4. теория социального рыночного- 8 хозяйства |
4. М.Фридмен |
5. теория спонтанного порядка - 1 |
5. В.Ойкен |
6. инвестиционная теория цикла - 2 |
6. Дж.М.Кейнс |
7. У.Митчелл |
|
8. Л.Эрхард |
21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:
1. институционализм - 2 |
1. необходимость государственного регулирования экономики |
2. неоклассика - 4,6 |
2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы |
3. кейнсианство - 3,1,5 |
3. неспособность рынка к саморегуляции |
4. автоматическая саморегуляция рынка |
|
5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса |
|
6. экономический либерализм |
22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):
1. институционализм - 9 |
1. органическое строение капитала |
2. классическая школа - 5 |
2. мультипликатор инвестиций |
3. меркантилизм - 4,8 |
3. теория предельной производительности |
4. маржинализм - 3,6 |
4. протекционизм |
5. кейнсианство - 2 |
5. «экономический человек» |
6. марксизм - 1,7 |
6. теория предельной полезности |
7. трудовая теория стоимости |
|
8. политика активного торгового баланса |
|
9. престижное (показное) потребление |
23. Определите правильность высказывания (да/нет):
1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да
2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да
3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет
4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет
5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да
6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да
7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да
8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да
24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:
1. теория трех факторов производства - 9 |
1. Т.Мальтус |
2. теория национальной экономии - 7 |
2. Дж.Робинсон |
3. теория народонаселения - 1 |
3. Й.Шумпетер |
4. . теория несовершенной конкуренции - 2 |
4. Дж.Б.Кларк |
5. теория эффективной конкуренции - 3 |
5. Э.Чемберлин |
6. теория «невидимой руки» - 6 |
|
7. теория предельной производительности - 4 |
|
8. модель равновесной цены - 8 |
8. А.Маршалл |
9. теория монополистической конкуренции - 5 |
25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:
1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос
2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс
3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации
4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя
5. фритредерство
6. экономический либерализм
7. основной психологический закон
8. законы Госсена
26. Установите соответствие:
1. теория прибавочной стоимости - 8 |
1. Н.Д.Кондратьев |
2. теория экономики предложения - 5 |
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим. Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам. |
Похожие статьи