Особенности налоговой системы рф. Налоги и налоговая система

Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это... (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:

Видами налогов и сборов (федеральные, региональные и местные);

Законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, письма и т.д.), определяющей функционирование налоговой системы;

Федеральной налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;

Федеральной таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;

Налогоплательщиками (субъектами налога – юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;

Органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, нормы налогового права.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

Налоговое законодательство должно быть стабильно;

Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков;

Существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип не дискриминации);

Издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

Доступность и открытость информации по налогообложению;

Соблюдение налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов.Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой.

Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

Каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

Количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

Тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

При изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Один из важнейших принципов построения налоговых систем - принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта организационной формы предприятия.

Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности - быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов).

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению , а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю над взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

Основные принципы налоговой системы Российской Федерации – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала российского налогового права. Ведь эти общие начала налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, закрепленных в Налоговом кодексе РФ.

Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российское налоговое право, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.

История налоговой системы в РФ

История налоговой системы России началась с переходом на новые рыночные отношения и новую власть. Новое правительство сформировало новую систему налогов и сборов, установило новое законодательство. Первым законодательным проектом был закон «Об основах налоговой системы РФ», который вышел в действие в 1991 году.

В дальнейшем налоговая система России претерпела множество изменений, в итоге в 1998 году появилась первая часть основного законодательства в области налогообложения Налогового Кодекса РФ, а уже в 2000 году и вторая часть, которая стала завершающей.

Далее, еще одним важным событием в налоговой системе было формирование государственной налоговой инспекции, образованной в 1990 году. Затем это государственное подразделение было переименовано в Министерство по налогам и сборам (в 1998 году), а в 2004 году стала действовать Федеральная налоговая служба.

Замечание 1

Надо отметить, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность и по сегодняшний день.

Налоговая система является основным и приоритетным элементом экономической деятельности современной страны, четкость и слаженность ее работы определяет уровень развития города, региона и всей страны, так как именно за счет налоговых поступлений развивается в экономическом отношении наше государство, обеспечивается социальная политика и т.д.

Понятие налоговой системы

Налоги и налоговая система – это неотъемлемый элемент экономической деятельности нашей страны и любой другой. Налоги и вся налоговая система призваны пополнять казну государства. Еще с древних времен люди платили налоги, которые назывались иначе и могли иметь не только денежное выражение, но и материальное (например, оброк в виде части урожая).

Любой социум, общество должно существовать за счет финансовых средств, источниками таких средств может быть различная внешнеторговая деятельность страны на международном торговом рынке, но чаще всего бюджет формируется преимущественно из налоговых поступлений, которые гарантирует налоговая система.

Замечание 2

На сегодняшний день налоги в нашей стране имеют разные направления и особенности, разные ставки и налогооблагаемые базы, но та или иначе, все они поступают в казну и обеспечивают существование современного общества.

Налоги платят как физические лица, так и юридические, некоторые налоги совпадают и подлежат уплате и теми и теми, но большая часть налогов носит обособленный характер и подходит только определенной группе налогоплательщиков.

Уплату налогов, сбор, а также управление всеми налоговыми поступлениями обеспечивает налоговая система.

Определение 1

Налоговая система представляет собой совокупность всех мероприятий по сбору, обработки, начислению налогов налогоплательщикам и т.д. с целью обеспечения пополнения бюджета страны.

Налоговая система в целом занимается всеми аспектами по управлению налогами и связями с налогоплательщиками. У налоговой системы огромное количество функций и обязанностей. Законодательно всю налоговую систему можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов. Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Структура налоговой службы

Современная структура налоговой системы имеет трехступенчатую структуру:

  • Первая ступень – это Федеральная налоговая служба;
  • Вторая ступень – это Межрегиональная налоговая служба;
  • Третья ступень – это ФНС России.

Первая ступень, самая низшая, Федеральная налоговая служба, эти подразделения размещаются на территории городов и иных поселений, осуществляя контроль за сбором, начислением, обработкой налогов и сборов на подведомственной им территории.

Вторая ступень – Межрегиональная налоговая служба работает уже на территории крупнейших регионов нашей страны и имеет у себя в подчинении все Федеральные налоговые службы, которые входят в состав региона.

Третья ступень – ФНС России занимается осуществлением контроля за работой всех Межрегиональных налоговых служб, а также она призвана решать все самые важные вопросы, которые касаются налоговых поступлений, отчислений и начислений. Также в основных обязанностях ФНС России разрабатывать новые проекты по налоговой системе.

ФНС России – это основное подразделение налоговой системы, во главе стоит руководитель, которого может назначить только правительство РФ в лице Министерства Финансов. Руководитель ФНС России несет большую ответственность за реализацию плановых задач и достижение целей налоговой системы страны.

Такая структура управления обеспечивает полный и своевременный контроль за всеми налоговыми операциями в стране.

Основными задачами существующей налоговой структуры являются:

  • Полный и своевременный контроль за всеми законодательными обязательствами;
  • Правильность начисления и исчисления налогового бремени;
  • Контроль за своевременность оплаты налоговых обязательств налогоплательщиками в каждом городе, регионе и стране;
  • Реализация валютного контроля на территории всей страны в соответствии с законодательством.

Замечание 3

Таким образом, налоговая система – это сложный механизм взаимодействия между всеми субъектами и объектами данной системы. Налоговая система РФ представляет собой целый ряд мероприятий, направленных на реализацию целей и задач данной системы в современных условиях и рамках.

Структура налоговой системы состоит из трех основных ступеней: Федеральная налоговая служба; Межрегиональная налоговая служба; ФНС России, где ФНС России играет главенствующую роль и значение, так как аккумулирует все налоговые процессы в рамках действующего законодательства. Во главе налоговой системы стоит руководитель, который назначается исключительно министром Министерства Финансов РФ.

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д.

Налоговая система РФ - это основной инструмент создания централизованных денежных фондов, необходимых для последующего финансирования всех направлений государственной деятельности. Она позволяет накапливать достаточные ресурсы в федеральном, местном и региональном бюджете и использовать их для развития страны.

Кратко о становлении и развитии налоговой системы Российской Федерации

Прообраз системы государственных финансов возник еще в эпоху Древней Руси, в IX столетии. Сначала в качестве основного сбора выступала дань, затем ей на смену пришла бравшаяся с каждой трубы и печи с дымом подать. Во времена татаро-монгольского нашествия уровень обременения граждан достиг небывалого уровня, поскольку, помимо решения внутригосударственных задач, требовалось отдавать значительные средства монгольским ханам. Нередко уплата происходила напрямую в натуральной форме представителям татаро-монгольской аристократии.

Много нововведений в систему государственных финансов внес Петр I. Именно в период его царствования появились новые виды обязательных платежей, включая подушевой налог и сбор на бороды. Значимым событием стало появление института прибыльшиков, которые уже тогда взяли на себя функции по администрированию и контролю за взиманием денег в казну. Это был момент создания фискальных органов, что в итоге привело к формированию целого отдельного института налоговых органов.

Существенное усложнение налоговой системы произошло после отмены крепостничества в 1861 году. В качестве базы для обложения сборами стали служить:

  • земли;
  • поступления от использования недвижимости.

Впервые появились акцизы на алкоголь, табак, а также начали собираться таможенные платежи. Вся система начала двигаться в сторону усложнения.

В послереволюционный период, а именно после 1921 года, под лозунгами новой экономической политики были фактически возвращены все налоги, существовавшие при царе. Установлен дополнительный сбор с зажиточных хозяйств. На протяжении 1930–1932 годов были отменены акцизы, а большинство организаций начали уплачивать налоги с выручки и прибыли. Уже тогда стали просматриваться основные направления будущего развития налоговой политики.

Вторая мировая война потребовала огромной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, общая милитаризация экономики - использования дополнительных видов фискальных платежей. В частности, впервые появились сборы:

Цели при этом преследовались вполне понятные: увеличить уровень рождаемости и решить демографическую проблему в перспективе. В сущности, поставленные задачи, как известно, в итоге были решены. Забавен тот факт, что платеж с неженатых мужчин взимался вплоть до 1990 года и только потом отменен.

К современному виду структура налоговой системы РФ начала приходить только после событий 1990 года. Начало процессу ее становления было положено изданием закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991 № 2118-I. Большинство обязательных платежей, которые сейчас стали нормой в работе бухгалтера, были впервые введены именно тогда:

  • подоходный налог;
  • акцизы и др.

В дальнейшем порядок их взимания совершенствовался, но первые основные принципы начисления и уплаты закладывались еще тогда.

Позднее появился Налоговый кодекс РФ:

  • первая его часть, по большей части посвященная налоговому администрированию, правам и обязанностям плательщиков и проверяющих, - в 1998 году;
  • вторая часть, в которой содержались определения налогов, порядок расчета базы для них, сроки и периодичность уплаты, - в 2000 году.

В последующие годы НК РФ неоднократно изменялся и дополнялся, некоторые элементы становились сложнее, а некоторые, напротив, упрощались. Теперь это главный законодательный акт, лежащий в основе налоговой системы РФ . Он регулирует практически все вопросы по взаимодействию между налоговыми органами и налогоплательщиками, включая:

  • ставки;
  • сроки;
  • методы отчетности;
  • периоды уплаты налогов.

Органы налогового контроля также имеют свою новую историю:

  • В 1990 году была образована Государственная налоговая инспекция, позднее ставшая Государственной налоговой службой.
  • Министерство по налогам и сборам появилось на свет в 1998 году, но просуществовало только до 2004 года. В дальнейшем его полномочия были переданы Минфину России.
  • В тот же период была учреждена Федеральная налоговая служба в том виде, в котором она работает и в настоящий момент. Именно она и стала основным надзорным органом, контролирующим исполнение налогоплательщиками своих обязанностей.

Понятие налоговой системы России на современном этапе

Налоговая система РФ - комплекс взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками в области всех существующих налогов и сборов. Она подразумевает постоянные контакты всех входящих в ее состав и связанных между собой объектов:

  • плательщиков;
  • законодательной базы;
  • надзорных органов;
  • видов обязательных платежей.

Структура налоговой системы имеет 3-ярусную конструкцию:

  • федеральный уровень;
  • региональный уровень;
  • местный уровень.

Каждый обязательный платеж предназначен для наполнения бюджета определенного уровня. Существует перечень налогов, имеющих единый процент на всей территории России, взимаемых с базы и полностью зачисляемых в федеральный бюджет:

  • налог на доходы физлиц;
  • налог с прибыли;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • государственная пошлина.

Сюда же стоит относить и специальные налоговые режимы:

  • единый налог на вмененный доход;
  • единый сельхозналог;
  • упрощенную систему налогообложения;
  • систему патентов.

Налоги регионального уровня хотя и находят свое отражение в кодексе, по большей части регулируются местными властями. НК РФ закрепляет только наиболее общие параметры и границы, в пределах которых органам управления субъектов РФ дано право их регулировать.

Допустим, в регионе могут самостоятельно определять процент сбора, но он не должен превышать максимальный уровень, указанный в кодексе. К примеру, конкретные условия применения транспортного налога, налога на игорный бизнес и имущество утверждаются местными властными структурами путем издания соответствующих законов и постановлений. Также администрации регионов могут утверждать изменения в специальных налоговых режимах, но строго в пределах полномочий, установленных в кодексе.

Местные налоги, как и остальные элементы налоговой системы РФ, закреплены в НК РФ. Местные власти также изменяют их основные параметры по своему усмотрению, но в рамках границ кодекса. К ним относятся налоги:

  • на землю;
  • имущество физлиц;
  • торговый сбор.

В состав налоговой системы России на данный момент входит следующее количество налогов различных уровней:

  • 14 федеральных;
  • 3 региональных;
  • 3 местных.

В отдельную группу можно выделить спецрежимы, которых ровно 5.

Налоги по методу их начисления делят на прямые и косвенные. Первые получаются путем умножения базы на процент, вторые сразу включаются в цену товара, работы или услуги.

При косвенном варианте взимания налог уплачивает приобретатель товара, а тот, кто его реализует, выступает для государства посредником. Косвенных налогов всего 2:

  • акцизы.

Ключевые элементы налоговой системы

Как теперь стало понятно, налоговая система строится на синтезе интересов ее участников посредством применения различных механизмов взимания денежных средств в целях выполнения фискальных целей государства.

В состав налоговой системы РФ входят:

  • все налоговые платежи, закрепленные в НК РФ;
  • плательщики налогов;
  • комплекс существующих законодательных актов, регулирующих налоговую политику;
  • административные органы, выполняющие надзорные функции в области налогообложения.

Подобный список только кратко описывает налоговую систему РФ. Для лучшего понимания нужно изучить каждый пункт перечня отдельно. Если субъект налоговых отношений поименован в НК РФ в качестве плательщика, установленная обязанность должна безоговорочно им выполняться. В данном случае имеются в виду как организации, так и частные лица, налоговые агенты, которые согласно положениям НК РФ должны платить установленные виды налогов и сборов.

Примером налогового агента могут служить работодатели, удерживающие подоходный налог с зарплаты своих сотрудников и сдающие соответствующие комплекты отчетности.

В полном соответствии с иерархией налоговой системы ее законодательная база также состоит из 3 уровней:

  1. Законы федерального уровня. Их главное отличие в том, что они обязательны к исполнению всеми без исключения субъектами на территории страны. Все прочие правовые документы не должны им противоречить. Это прежде всего НК РФ, Конституция РФ, законы о налогах, в которых нет противоречия первым 2 документам, указы Президента и постановления Правительства РФ.
  2. Законы субъектов РФ, регулирующие порядок, сроки и периодичность уплаты региональных налогов на территории России.
  3. Местная нормативная база, создаваемая на уровне муниципального управления и регулирующая исключительно местные налоги и сборы.

Помимо этого, у Минфина и ФНС России есть право давать пояснения по вопросам законодательства, в связи с чем ими ежегодно издается огромное количество приказов, писем и инструкций. Они должны помочь налогоплательщикам и проверяющим корректно применять имеющуюся нормативную базу. Нередко подобные документы составляются на основе вопросов компаний и частных лиц.

В состав налоговых органов РФ включаются:

  • Минфин России;
  • ФНС России.

Министерство финансов отвечает за состояние налоговой системы на стратегическом уровне, внося предложения по ее усовершенствованию, планируя порядок наполнения казны и методы оптимизации политики в области налогов. На уровне исполнительной власти работает подчиненная ему ФНС.

Деятельность ФНС осуществляется по нескольким направлениям:

  • регистрация плательщиков налогов и сборов и поддержание соответствующей базы;
  • администрирование выполнения нормативных актов в области налогов и сборов;
  • анализ правильности исчисления и уплаты налогов в соответствующий бюджет.

Налоговая служба объединяет в своем составе сеть налоговых органов, среди которых:

Истоки современной налоговой системы нужно искать еще в IX веке. Ключевые этапы ее развития связаны с именем Петра I и периодом после революции 1917 года. Сегодняшняя система налогового регулирования возникла в 2004 году вместе с созданием Федеральной налоговой службы России.

Текущую налоговую систему следует рассматривать как единый комплекс отношений между плательщиками, налоговыми органами в области фискальных платежей бюджетов всех уровней. Ключевыми составными частями налоговой системы выступают налоги, сборы, инспекции, плательщики, пакет законодательных актов в данной сфере.

Налоговая система представлена 3-уровневой иерархией: федеральными, региональными, местными налогами, а также соответствующей законодательной базой на каждом уровне, которая не должна противоречить НК и Конституции РФ. На федеральном уровне происходит постоянный поиск путей совершенствования налоговой политики.



Похожие статьи