Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги. Анализ динамики прямых иностранных инвестиций в условиях геополитической нестабильности: региональный аспект

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) занимают особое место среди форм международного движения капитала. Это обусловлено двумя основными причинами:

§ прямые иностранные инвестиции - это реальные инвестиции, которые, в отличие от портфельных, не является чисто финансовыми актами, шо выражены в национальной валюте. Они осуществляются в предприятия, землю и другие капитальные товары;

§ прямые иностранные инвестиции, в отличие от портфельных, обычно обеспечивают управленческий контроль над объектом, в который инвестировано капитал.

К возникновению транснациональных корпораций (ТНК) все частные иностранные инвестиции были в основном "портфельными". С появлением ТНК (т.е. предприятий, являющихся собственниками или контролируют производство товаров и услуг за пределами страны, в которой они базируются) часть международного движения капитала принимает форму ПИИ.

ПИИ - это разновидность иностранных инвестиций, предназначенных для производства и обеспечения контроля за деятельностью предприятий благодаря владению контрольным пакетом акций. Пропорция, которая определяет подконтрольность, неодинакова в разных странах. В США формально признается прямым зарубежным инвестированием любое вложение капитала, если инвестор масс или получает 10% собственности. ПИИ охватывают все виды инвестирования - то приобретение новых акций, или простое кредитование, только инвестируя фирма имела более 10% акций зарубежной фирмы. Доля участия в акционерном капитале компании может быть получена и в обмен на технологию, квалифицированные кадры, рынки.

Собственность инвестора (полная или частичная) и его контроль над зарубежным предприятием, которое становится частью организационной структуры ТНК как ее филиал или дочернее общество - главное отличие ПИИ от других видов инвестирования.

Факторами, которые активно влияют на рост ПИИ и обусловливают опережающие темпы роста ПИИ по сравнению с темпами роста мировой торговли (а также ВВП промышленно развитых стран), являются: интеграция производства, эволюция его в сторону создания международной продукции; возрастающая роль ТНК; экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на поддержание темпов экономического роста и уровня занятости; стремление развивающихся стран и стран с переходной экономикой преодолеть кризисное состояние экономики и социальной сферы; экологические факторы, побуждающие развитые страны переводить вредное производство в развивающиеся страны. При участии в ПИИ правительства дополнительным мотивом может быть достижение определенных политических целей: обеспечение стратегическими ресурсами, расширение сферы своего влияния со стороны правительства.

Прямые иностранные инвестиции составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Они позволяют транснациональным корпорациям использовать предприятия в зарубежных странах для производства и сбыта продукции и быстро распространять новые товары и новые технологии в международном масштабе, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Для них ИИ мотивированы в конечном итоге прибылью.

Чтобы понять возможность получения этой прибыли, необходимо остановиться на характеристике основных групп факторов, побуждающих к ПИИ. Это - маркетинговые факторы, торговые ограничения, стоимостные факторы, инвестиционный климат.

Маркетинговые факторы являются основными в росте ИИ. ТНК потребует расширения рынка для поддержания или увеличения своих продаж. Однако даже достаточно емкий внутренний рынок устанавливает пределы роста. Ограниченность продуктовой диверсификации размерами внутреннего рынка делает необходимым географическую диверсификацию производства: организацию производства за рубежом, приобретение зарубежных фирм, установление контроля над ними.

Торговые ограничения. ИИ позволяют фирмам обойти торговые барьеры и функционировать за рубежом как местные фирмы, а подпадая под таможенные платежи, тарифы или другие импортные ограничения. Объемы американских инвестиций в Канаду не были бы такими большими, если бы канадское правительство не создал торговых барьеров для поддержки местной промышленности.

В дополнение к барьеров, которые создает правительство, ограничения могут создавать покупатели готовы потреблять местные товары и услуги, а также как результат националистических тенденций или как следствие существующих культурных особенностей Более того, часто местные покупатели желают покупать товары и услуги в тех, кто заслуживает их доверия, то есть у отечественных производителей. Для некоторых продуктов эффект страны происхождения может заставить фирму основать завод в стране потребителей с тем, чтобы создать положительный стереотип качества продукта.

Стоимостные факторы. Обслуживаемые рынки находятся на значительном расстоянии и ограничены высокими тарифными барьерами, создают много препятствий для возможностей экспортеров на зарубежных рынках. Многие из промышленных транснациональных корпораций учреждают производство за рубежом для получения преимуществ в расходах по таким статьям, как труд и сырье. Так, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза больше тайваньского, в 9 - от бразильского, в 54 - от русского. Многие из американских филиалов поставляют своим американским материнским компаниям факторы и компоненты, имеющие низкую стоимость.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются не только горизонтально, то есть фирмами, покупают или учреждают аналогичные фирмы за рубежом, но и вертикально. Некоторые фирмы видят привлекательность ИИ в том, что они позволяют повысить надежность источников сырьем и прочими промежуточными продуктами (полуфабрикатами). Вертикальная интеграция увеличивает надежность поставок и может привести к сокращению эксплуатационных расходов и обеспечить контроль за товаропотоками через границы в сложной мировой системе распределения.

Инвестиционный климат. ПИИ, по определению, позволяют осуществлять контроль за деятельностью предприятия. Однако контроль может быть бесполезным за неблагоприятных условий "окружающей среды", даже если фирма владеет филиалом на 100%. Реальность обеспечения контроля, а значит и доходность ПИИ зависит от наличия в стране надлежащего инвестиционного климата - совокупности политических, экономических, юридических, социальных, бытовых условий, которые определяют степень риска инвестиций и их прибыльность.

Общее отношение в мире к зарубежным инвестициям и к их последующего развития может быть определено как двойственное. Признавая выгодность ПИИ в краткосрочном плане, почти все страны, опасаясь подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и суверенитета страны, ограничивают иностранную собственность в ключевых секторах экономики.

Дискриминация по отношению к ПИИ может осуществляться в форме увеличения налогов; ценового контроля или мероприятий, направленных персонально на иностранные фирмы (частичная национализация, местное законодательство, ограничения перевода денег (платежей), экспортные правила и ограничения эмиграции рабочей силы).

Инвестиционный климат определяется также валютными рисками. Это выражается обычно в возникновении рисков, связанных с переводом и оборотом иностранной валюты.

Структуру основных факторов прямых иностранных инвестиций можно представить следующим образом.

Основные факторы прямых иностранных инвестиций

Маркетинговые факторы

2. Рост рынка.

3. Стремление удержать долю рынка.

4. Стремление добиться успеха в экспорте материнской компании.

5. Необходимость поддерживать тесные контакты с покупателями.

6. Неудовлетворенность существующим состоянием рынка.

7. Экспортная база.

8. Следование за покупателями.

9. Следование за конкуренции.

Торговые ограничения

1. Торговые барьеры.

2. Предоставление местными покупателями преимущества отечественным продуктам.

Стоимостные факторы

1. Стремление быть ближе к источникам снабжения.

2. Наличие трудовых ресурсов.

3. Наличие сырья.

4. Наличие капитала и технологий.

5. Низкая стоимость труда.

6. Низкая стоимость других издержек производства.

7. Низкие транспортные расходы.

8. Финансовые и другие стимулы со стороны правительства.

9. Более благоприятные уровни цен.

Инвестиционный климат

1. Общее отношение к иностранным инвестициям.

2. 2 Политическая стабильность.

3. Ограничение на собственность.

4. Регулирование валютных курсов.

5. Стабильность иностранной валюте.

6. Структура налогов.

7. Хорошее знание страны

1. Ожидание высоких прибылей.

2. 2 Другие

Указанные факторы ПИИ конкретизируются при выработке инвестиционной политики с помощью системы индикаторов, которая включает около 340 показателей и более 100 оценок экспертов в экономической, юридической, технической, социальной и других областях.

Данные анализа создают 10 основных факторов, позволяющих оценить потенциальные возможности страны как принимающей ПИИ или так называемый конкурентный потенциал страны. Эти факторы включают:

§ динамику экономики (экономического потенциала);

§ производственную мощность промышленности;

§ динамику рынка;

§ финансовую помощь со стороны правительства;

§ человеческий капитал;

§ престиж государства;

§ обеспеченность сырьем;

§ ориентацию на внешний рынок (экспортные возможности);

§ инновационный потенциал;

§ общественную стабильность.

Каждый из перечисленных 10 факторов включает в себя систему конкретных показателей. Например, при оценке человеческого капитала швейцарские эксперты предложили использовать 36 показателей, которые включают: численность населения и его динамику; общий уровень безработицы; миграцию рабочей силы в целом, в том числе высококвалифицированной; уровень профессиональной подготовки; мотивацию наемных работников и их мобильность; менеджмент и его профессиональную адаптацию; уровень заработной платы; государственные расходы на образование на душу населения; уровень рабочей силы с высшим образованием; выпуск периодических изданий; систему здравоохранения и тому подобное.

На практике большинство решений о прямых иностранных инвестициях основываются на многочисленных мотивах, учитывают многочисленные факторы. Политические мотивы инвестирования редко отделены от экономических.

Исходя из данных экспертных оценок, благоприятные условия для ПИИ имеют такие страны: США, Канада, Германия, Швейцария, а также Азиатско-Тихооксанськи ПИК.

Основные способы ПИИ

ПИИ в мире

По данным UNCTAD, общий объём ПИИ в мире в 2008 году составил $ 2,1 трлн. , что приблизительно равно 53 % от бюджета США 2009 года ($ 3,9 трлн. ) или в 10,5 раз больше доходной части бюджета России 2009 года .

При этом в общем объёме ПИИ, на долю развивающихся экономик приходится, как правило, более 60 %. Это объясняется тем, что развивающиеся рынки хоть и обладают повышенным риском невозврата средств, но компенсируют это более высокой доходностью в более сжатые сроки (в случае успешной реализации инвестиционного проекта).

В борьбе за прямые инвестиции Россия не является лидером даже среди стран БРИК . По итогам 2010 года , в страну поступило $ 41,2 млрд. , тогда как в Китай - $ 105,7 млрд, а в Бразилию - $ 48,5 млрд. Индия , среди четвёрки, получила меньше всего ПИИ - $ 23,7 млрд. По данным UNCTAD, крупнейшим реципиентом прямых инвестиций в мире являются США . Китай занимает 2 место в мире по этому показателю.

ПИИ в России

Федеральные законы, регулирующие реализацию инвестиционных проектов в России, в первую очередь с участием ПИИ:

  • Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ;
  • Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» .

Критика

В США в конце 60-х - начале 70-х внешние инвестиции были очень политизированы. Профсоюзные организации считали, что такие инвестиции за границу экспортируют рабочие места, предприняли кампанию, чтобы пролоббировать налоговую реформу, которая затрагивала регулирование ПИИ. Администрация Никсона, влиятельные члены Конгресса от обеих партий, а также хорошо финансируемые лоббистские организации встали на защиту транснациональных компаний (ТНК). Контратака ТНК и их союзников удалась, и им удалось защитить свои интересы.

См. также

Примечания

Литература

  • Андрей Пушкин Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. - М .: Альпина Паблишер, 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-9614-1954-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фарный костёл (Несвиж)
  • Голосующая акция

Смотреть что такое "Прямые иностранные инвестиции" в других словарях:

    Прямые иностранные инвестиции - иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия … Финансовый словарь

    Прямые иностранные инвестиции - (Foreign Direct Investment FDI) понятие, включающее как инвестиции отечественных компаний за рубежом, так и инвестиции иностранных компаний в отечественную экономику … Экономико-математический словарь

    прямые иностранные инвестиции - Понятие, включающее как инвестиции отечественных компаний за рубежом, так и инвестиции иностранных компаний в отечественную экономику. Тематики экономика EN foreign direct investmentfdi … Справочник технического переводчика

    прямые иностранные инвестиции - (1) Вложения, которые делают иностранные граждане в американские компании; обычно относится к владению большей долей акций предприятия. (2) Совместные предприятия иностранных и американских компаний … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    Прямые иностранные инвестиции - Приобретение за рубежом материальных активов, таких как здания, сооружения и оборудование; при этом контроль за эксплуатацией переходит к материнской компании … Инвестиционный словарь

    Прямые иностранные инвестиции банка - Прямые иностранные инвестиции отчитывающегося банка представляют собой сумму участия в капитале нерезидентов и требований к ним при условии, что указанное участие обеспечивает не менее 10 процентов голосов в управлении. Аналогичным образом… … Официальная терминология

    Иностранные инвестиции в Грузию - инвестиции иностранных инвесторов в экономику Грузии. Год Объём, млн. долл. 2000 131,2 2001 109,8 2002 167,3 2003 340 2004 499,1 2005 449,7 2006 1100 2007 2010 2008 1500 2009 658,4 2010 814 … Википедия

    ИНВЕСТИЦИИ ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ - Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия … Словарь бизнес-терминов

    Иностранные инвестиции - Иностранные инвестиции в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с… … Википедия

    Иностранные инвестиции - – вложение в объекты предпринимательской деятельности, осуществляемое нерезидентами. Иностранными инвесторами могут выступать физические, юридические лица, партнерства. Кроме того, инвестировать средства могут государства и международные… … Банковская энциклопедия

Книги

  • Мировая экономика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО МО РФ , Хасбулатов Руслан Имранович. В учебнике рассмотрены основные вопросы современной мировой экономики, большое внимание уделено теории и методологии мировой экономики, ее исторической эволюциии особенностям в современный…

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

По ряду прогнозов, объем инвестиций в России в 2017 году возрастет благодаря развитию металлургической, химической, автомобильной промышленности.

Изз официальной статистики доступны только данные оценки платежного баланса РФ, опубликованные на сайте Банка России на конец первого полугодия текущего года. Однако даже из этих цифр видна неплохая позитивная тенденция. Так, прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики России в первом полугодии 2017 года составили 13,7 миллиардов долларов. Эта цифра в 1,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года, когда они остановились на отметке в 7,2 миллиардов долларов.

А вот объем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в первом полугодии 2017 года снизился. Негативная динамика составила 5,6 миллиардов долларов по сравнению с ростом на 2,1 миллиарда за первое полугодие 2016 года. Однако во втором квартале текущего года снижение инвестиций нерезидентов шло в 10 раз меньшими темпами, нежели в первом квартале (0,5 миллиарда против 5,1 миллиардов долларов).

Что до обязательств федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям в первом полугодии 2017 года, они увеличились на 7,6 миллиардов долларов против роста на 3,1 миллиарда в первом полугодии 2016 года (рост в 2,5 раза).

Стоит напомнить: два предыдущих года, 2015-й и 2014-й, были, мягко говоря, весьма негативными с точки зрения притока в отечественную экономику иностранного капитала. Так, в 2014 году Россия – впервые за последнее десятилетие – не вошла в рейтинг 25 стран, являющихся самыми привлекательными для прямых инвесторов стран мира.

В том году зафиксировано падение объема инвестиций в нашу страну более чем в 3 раза: они составили 22 миллиарда долларов, по сравнению с 2013 годом – 69 миллиардов долларов.

В 2015 году объем иностранных инвестиций в экономике России снизился еще почти в 3 раза и составил 6,7 миллиардов долларов. Где-то две трети от общей суммы пришло с Кипра, Виргинских, Багамских и Бермудских островов; скорее всего, большая часть новых вложений является возвратом ранее выведенных из страны средств.

Алексей Кудрин: санкции сократили иностранные инвестиции в 7 раз

За последние несколько лет прямые инвестиции в российскую экономику из-за границы стали меньше в 7 раз, виной тому санкции против России . Об этом заявил Алексей Кудрин , глава Центра стратегических разработок и бывший министр финансов России.

Выступая на форуме Moscow Exchange Forum 2017 в Нью-Йорке , Алексей Кудрин рассказал, что 8 лет назад прямые капиталовложения от иностранных инвесторов достигали $70 млрд. В текущем году ожидается лишь около $10 млрд. Он считает, что это одно из последствий введения антироссийских санкций. Режим экономических ограничений сказался и на недополучении ВВП: с 2013 по 2015 гг. страна потеряла из-за санкций 1% ВВП, с 2016 по 2017 гг. меньше – 0,5%. Из-за этого российская экономика не может перейти в стадию роста, хотя экс-министр уверен, что такое было бы возможно даже с учетом падения цен на нефть. При этом проведение необходимых реформ на 90% зависит от причин внутреннего характера.

Рекордные 140 млн долларов инвестиций в Россию

Только за последнюю неделю января страны ЕС вложили в российские облигации 140 млн долларов инвестиционного капитала. Это стало своеобразным рекордом за три года - практически за весь период начала санкций и контрсанкций. Примечательно, что с конца 2016 года экономика РФ получила порядка 700 млн долларов иностранных вливаний.

В последнее время заметны явные признаки «оттепели» в плане инвестиционного климата в России . Среди причин этого эксперты называют повышение цен на нефть и обозначившиеся после избрания Дональда Трампа президентом некоторые перспективы улучшения российско-американских взаимоотношений. Кроме этого, в Европейском Союзе активнее звучат голоса недовольства санкционными мерами против РФ. По многочисленным прогнозам, позитивные тенденции сохранятся. Этому также могут способствовать снижение инфляции и постепенное уменьшение Центробанком ставки.

За последнее время выросли и российские фондовые индексы. ЮНКТАД в своем докладе свидетельствует: за 2016 год экономика РФ получила 19 млрд долларов прямых инвестиций (62% роста) на фоне общего мирового осложнения инвестиционного климата.

2013: Первое полугодие +32%

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в первом полугодии 2013 года вырос на 59,8% (Росстат). Поступление иностранных инвестиций в Россию составило 98,795 миллиарда долларов, из них прямые иностранные инвестиции - 12,139 миллиарда долларов (12,3% от общего объема поступлений). Российские инвестиции за рубежом в первом полугодии выросли в 1,8 раза, достигнув 126,4 миллиарда долларов.

"По состоянию на конец июня 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 миллиарда долларов , что на 10,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года", - говорится в материалах Росстата.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 66,9% (на конец июня 2012 года - 59,0%), доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (2,5%) .

Александр Ивлев, управляющий партнер компании по России, говорит: «Согласно полученным данным, в 2013 году Россия впервые вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. Приток прямых иностранных инвестиций достиг 71 млрд. евро, что на 83% выше показателя 2012 года. Россия обошла Великобританию, Францию, Германию, Сингапур и Бразилию. Также на 2% увеличилось количество созданных за счет прямых иностранных инвестиций рабочих мест. Это очень хороший результат, особенно на фоне казателей 2012 года, когда объем ПИИ сократился на 16,5%».


Похожие статьи