Система налогов и сборов российской федерации. Правовая база налоговой системы Характеристика налогов и сборов в российской федерации

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации , то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания , разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета :
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы :
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

Основание Налог Сбор
1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

1. В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

2. В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

3. Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Объект налогообложения.

Понятие – ст.38.

Объектом обложения по НДФЛ является доход ФЛ. В соответствии со ст.41 доходом признается выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой выгоду можно оценить в соответствии с гл.23 НДФЛ. Статья 41 выделяет след важные признаки, подлежащие учету при установлении дохода:

· Доход получен деньгами или иным имуществом

· Размер дохода можно оценить

· Облагаемая сумма может быть определена по правилам гл.23 НДФЛ

Классификация доходов:

1. Доходы, учитываемые при налогообложении

a. Доходы, полученные от источников РФ (ст.208 НК РФ)

b. Доходы, полученные за пределами РФ (ст.215, 217, п.2,5 ст.208 НК РФ)

2. Доходы, которые не учитываются при налогообложении

a. Ситуации, когда экономический доход есть, но в силу прямого указания закона он освобожден от налога (пенсии, стипендии, ст.215, 217 НК РФ)

b. Случаи, когда изначально факт получения денежных средств лицом не рассматривается как получение доходов (суммы, которые получены лицом в связи имущественными или неимущественными отношениями с членами семьи или близкими родственниками). В соответствии с семейным законодательством, за исключением случаев получения средств от указанных лиц на основании гражданско-правовых либо других договоров. Члены семьи – ст.2 СК РФ, близкие родственники – ст.14 СК РФ. В том случае, если у налогоплательщика возникают сложности с определением источника возникновения доходов (из РФ или вне РФ), то он обязан обратиться с запросом в МинФин, и по ответу Минфина разрешается данный вопрос.

Формы получения доходов.

Выделяются три формы получения доходов:

1. Денежная форма.

2. Натуральная форма (ст.211 НК РФ)

3. Форма в виде материальной выгоды (ст.212 НК РФ) – такие случаи получения дохода, когда лицо экономит свои денежные средства по сравнению с иными аналогичными субъектами по причине того, что та или иная сделка заключена на крайне выгодных условиях.

Гл.23 указывает, что налогообложению подлежат как доходы, фактически полученные лицом, так и на доходы, на которые у него возникло право распоряжения.

Налоговая база.

Денежное выражение доходов

Для каждого вида доходов, для которого предусмотрена своя ставка, база определяется самостоятельно. Отдельно определяется база для доходов, которые получены в виде натуральной формы или в виде материальной выгоды. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены за налоговые периоды во всех формах. По многим видам операций гл.23 устанавливает особенности определения налоговой базы, которые нужно принимать во внимание (операции с ценными бумагами).

Порядок исчисления налогов.

По итогам налогового периода налогоплательщик обязан учесть все доходы, которые были получены в рамках этого периода. В отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ. Выделяют 5 групп налоговых вычетов:

1. Стандартные налоговые вычеты. Условно можно подразделить на:

a. Вычеты на самого налогоплательщика. Устанавливаются следующие размеры:

i. 3.000 рублей за каждый месяц налогового периода. Ликвидаторы аварий на чернобыльской АЭС, инвалиды Вов, инвалиды-военнослужащие с первой по третью группу, получившие свои увечья при защите интересов РФ или СССР и др. Пример: Доход инвалида-военнослужащего за год составляет 100.000 рублей, доход подлежит обложению по ставке 13%. Данный плательщик имеет право на вычет за каждый месяц налогового периода. Налоговая база, подлежащая налогообложению, составит: 100.000 – 36.000 = 64.000 – 13% = 55.680

ii. 500 рублей за каждый месяц налогового периода. Герои РФ и СССР, участники Вов, блокадники Ленинграда и др. Пример см. выше.

iii. 400 рублей ежемесячно. Применяется в отношении тех плательщиков, которые не попадают в две вышеуказанные группы. Применяется как вычет до того момента, пока совокупный доход плательщика с начала года не превысит 40.000 рублей.С того месяца,в котором доход превысил 40.000 рублей, данный вычет непредоставляется. При подсчете лимита дохода в 40.000 принимаются во внимание только те доходы, которые облагаются по ставке 13%.

b. Вычеты, предоставляемые на детей.Право на данный вычет имеют следующие налогоплательщики: родители, в т.ч. и приемные, супруги родителей, опекуны и попечители. Вычет устанавливается в размере 1.000 рублей ежемесячно на каждого ребенка. Устанавливаются два ограничения при получении данного вычета:

i. Данный вычет предоставляется до того момента, пока совокупный доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13% с начала налогового периода, не достигнет 280.000 рублей. Начиная с того месяца, когда доход превысил указанную сумму, вычет прекращает предоставляться. Пример: общество «Альфа» производит выплаты своему воителю Иванову. Зарплата составляет 35.000 рублей в месяц. У Иванова имеется несовершеннолетний ребенок. Иванов имеет право на получение вычета в отношении своего ребенка с января по август текущего года, за указанный период его совокупный доход составит 35.000*8=280.000. С сентября текущего года Иванов, чей доход превысил 280.000 рублей, право на вычет не имеет.

ii. Ограничение по возрасту. По общему правилу вычет предоставляется до достижения ребенком 18летнего возраста, однако в тех случаях, когда ребенок является: студентом (очник), аспирантом, ординатором, курсантом, а также учащимся очной формы обучения вычет предоставляется до достижения им 24 лет. Вычет предоставляется в том случае, когда ребенок, не достигший 24 лет, обучается также в военном учебном заведении. По статусу учебного заведения должно быть подтверждено его статус в качестве учебного заведения, справка об обучении ребенка, лицензия учебного заведения.

СНВ закреплены в законе как фиксированная сумма, которую налогоплательщик вправе использовать за каждый месяц налогового периода.

При наличии одновременного права на несколько стандартных вычетов, плательщик должен воспользоваться максимальным вычетом. Вычеты предоставляются по общему правилу у налогового агента (работодателя), если их несколько, то у любого из них по усмотрению плательщика. Если в рамках налогового периода место работы меняется, то по новому месту работу налоговые вычеты предоставляются с учетом доходов, полученных по прежнему месту работы.

Если в рамках налогового периода вычет не был получен или был получен в меньшем размере, то по итогам налогового периода плательщик вправе подать налоговую декларацию с соответствующим пакетом документов для корректировки сумм, подлежащих налогообложению посредством налогового органа.

2. Социальные налоговые вычеты.СоцНВ в отличии от СНВ связаны с расходами плательщика, учитываются расходы на благотворительность, лечение, обучение, добровольное пенсионное страхование. 5 оснований предоставления таких вычетов:

a. По расходам на благотворительность и пожертвования. Налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы, облагаемые по ставке 13% по расходам, которые понесены ими на благотворительные нужды следующих организаций: организации науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Эти организации должны функционировать на бюджетной основе. Учитываются пожертвования в пользу физкультурно-спортивных объединений, образовательных и дошкольных учреждений на цели физического воспитания граждан и содержания спортивных команд.Пожертвования в пользу религиозных организаций на осуществление их уставной деятельности.

Вычет предоставляется в размере фактически понесенных затрат на благотворительность, но при этом не может превышать более 25% от дохода плательщика, полученного за налоговый период, облагаемого по ставке 13%.

Пример: Петров произвел пожертвования в пользу музея в размере 100.000 рублей, годовой доход Петрова составил 300.000 рублей. В размере 100.000 вычет заявлен быть не может, поскольку 25% от 100.000 составляет 75.000, в данном случае вычет может быть заявлен только в размере 75.000.

b. По расходам на обучение. По общему правилу соцНВ на обучение вправе применить налогоплательщики-учащиеся, налогоплательщики-родители (опекуны, попечители), а также налогоплательщики-братья/сестры обучающегося. Налогоплательщики при применении данного вычета вправе уменьшить свои расходы, подлежащие обложению НДФЛ, на сумму денежных средств, которые они потратили:

i. На свое обучение в образовательных учреждениях. В данном случае не учитывается форма обучения (очная, заочная). Пример: Конев обучается на заочном отделении, получает 2ое высшее образование. Расходы на оплату такого обучения Конев вправе применить как вычет.

ii. На обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Пример: у супругов Медведевых двое детей – 21 и 23 года, оба студенты очного отделения. По оплате обучения каждого может быть применен вычет.

iii. На обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, также бывших подопечных в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

iv. А обучение брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Размер вычета, который предоставляется. По общему правилу вычет заявляется в размере тех затрат, которые понесены на обучение. Однако учитываются некоторые ограничения. Ранее были указаны 5 оснований получения соцНВ. По 4 основным группам (обучение самого налогоплательщика, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование, взносы на накопительную часть трудовой пенсии) устанавливается предельный лимит вычета, который суммарно плательщик может получить по итогам налогового периода – 120.000 рублей. Т.е. если в рамках налогового периода плательщик одновременно понес затраты на свое обучение, лечение, пенсионное содержание, то вправе применить в качестве вычеты любые из этих сумм, но при этом совокупный размер не может превышать установленного лимита. Пример: 110.000 – обучение, 50.000 – лечение, общая затрата – 160.000, но нельзя превышать 120.000. Отдельно при получении соцНВ учитываются вычеты на благотворительность (учитываются отдельно, не входят в 120.000). И также отдельно учитываются оплата обучения детей и расходы на дорогостоящее лечение.

При получении вычета на детей устанавливается предельный лимит на каждого ребенка. Этот размер составляет 50.000 рублей в год на каждого обучающегося. Одновременно такой же лимит применяется при оплате обучения братьев и сестер. Эта сумма является общей для родителей. При обучении учитывается статус образовательного учреждения, статус должен быть подтвержден лицензией. Вышеуказанный вычет на обучение может быть также применен при обучении в следующих учреждениях: дошкольные, учреждения доп образования, спортивные/музыкальные школы и др. Вычет предоставляется на основании налоговой декларации по итогам налогового периода с предоставлением подтверждающих документов.

c. по расходам на лечение. Налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы, подлежащие налогообложения, на затраты которые понесены ими в части лечения в медицинских учреждениях РФ, в части лечения супруга/супруги, своих родителей либо своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ; в части расходов на медикаменты, назначенных налогоплательщику либо его супруге/супругу, его родителям, детям в возрасте до 18 лет лечащим врачом и приобретенные на свои собственные средства; в виде страховых взносов, уплаченных страховыми организациями по договорам добровольного страхования налогоплательщика, страхования супруга/супруги, родителей или детей в возрасте до 18 лет, причем договоры должны предусматривать оказание услуг по лечению при наступлении страхового случая. В отношении медицинских учреждений требуется предоставление лицензии на право предоставления медицинских услуг, в отношении конкретных видов медицинской помощи и лекарств – ПП РФ от 19.03.2001г. № 201.

d. по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и на добровольное пенсионное страхование. Имеют право 2 категории плательщиков:

i. налогоплательщики, которые платят взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному с НПФ.

ii. Налогоплательщик, которые уплачивают взносы по договору добровольного пенсионного образования, заключенного со страховой организацией.

В данном случае указываются взносы как в пользу самого плательщика, так и в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов, находящихся под опекой или попечительством. Из всех соц вычетов – это единственная группа, которая может быть предоставлена у налогового агента (работодателя) либо по итогам периода по основаниям декларации.

e. по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Применяется на основании декларации по итогам налогового периода и подтверждающих документов. К вычету применяются те суммы, которые плательщик внес в софинансирование накопительной части своей трудовой пенсии по программе 1000 на 1000.

В отличии от СНВ в большинстве своем соцНВ предоставляются не у налогового агента, а по итогам налогового периода посредством предоставления налоговой декларации.

3. Имущественные налоговые вычеты.ИНВ связаны с покупкой либо продажей имущества, принадлежащего плательщику. 2 группы:

a. Доходные.Получаем доход, продав имущество. Налогоплательщик имеет право уменьшить свои доходы, подлежащие обложению по ставке 13%, на суммы, которые получены им в налоговом периоде от продажи движимого и недвижимого имущества, находящегося в его собственности не более 3 лет. Если доход получен резидентом от продажи имущества, принадлежащего ему более 3 лет, согласно ст.217 он вообще не облагается налогом. В составе недвижимого имущества, по которому может быть применен данный вычет, учитываются след активы: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, садовые домики, земельные участки, а также доли в них. Иное имущество, по которому может быть применен данный вычет, составляют любые иные вещи: автомобили, лодки, катера, самолеты, картины, книги и т.д. При продаже недвижимости вычету подлежит сумма, вырученная от сделки, но не более 1 млн рублей. Пример : Петровым получен доход в виде зарплаты в виде 250 тысяч за год, также в этом году им продана квартира, принадлежавшая ему два года за 5 млн рублей. Совокупный доход Петрова.

При продаже иного имущества, принадлежащего плательщику, также к вычету применяется фактически полученная сумма от сделки, но не более 250 тысяч.

Вместо применения данного вычета налогоплательщик вправе уменьшить доходы, подлежащие налогообложению, на величину расходов, которые он понес в связи приобретением данного имущества.

Они могут применяться неограниченное количество раз. Вычет предоставляется по предоставлению декларации за налоговый период. Также к группе доходных вычетов фактически можно отнести суммы, которые получены плательщиком в результате выкупа его имущества со стороны гос-ва либо муниципалитета, такие суммы принимаются к вычету в полном объеме.

b. Расходные. Они связаны с приобретением налогоплательщиком недвижимого имущества. Вычет включает три составляющие:

i. Расходы на приобретение на территории РФ жилья, на новое строительство, а также на покупку земельных участков.

ii. Расходы на погашение целевых кредитов и займов в части % при условии, что они тратятся на покупку нового жилья, строительства, земельных участков.

iii. Расходы, которые несет плательщик на погашение % по кредитам, займам на рефинансирование (перекредитование) тех займов и кредитов, которые ранее были получены на покупку нового жилья, строительства, земельного участка. Налогоплательщик принимает к вычету те затраты, которые он понес в рамках налогового периода на, при этом максимальный размер таких затрат установлен в размере 2 млн рублей без учета % по кредитам, займам. Пример : Савельев в 2011 году приобрел квартиру стоимостью 4 млн рублей. Он платил банку % по кредиту, который был получен на покупку данной квартиры, в размере 60 тысяч рублей. Савельев может применить вычет в размере 2 млн 60 тысяч рублей.

Объекты, по которым может быть применен вычет: жилой дом, квартира, комната, доля в праве на эти объекты, земельный участок, на котором расположены данные объекты.

Данный вычет предоставляется однократно, право на вычет возникает по итогам того периода, в котором были понесены расходы и в котором возникло право собственности на объект.

Если сумма превысила, то приравнивается к нулю. А отрицательная разница переносится на след периоды.

4. Профессиональные налоговые вычеты. Субъекты:

a. ИП. Используют те расходы, которые они понесли в связи с осуществлением своей деятельности. Критерий расходов устанавливаются в соответствии с главой 25 (налог на прибыль) НК РФ.

b. Частнопрактикующие субъекты (адвокаты, нотариусы и т.д.). Приравниваются к ИП при применении данных вычетов.

c. Лица, выполняющие работы либо оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам. Принимают те суммы, которые ими затрачены в связи с выполнением этих работ или услуг.

d. Лица, которые получают авторские вознаграждения. Применяются расходы, которые понесены этими лицами в связи с созданием своих произведений. Если налогоплательщик не может подтвердить документально свои затраты, то обращаемся к таблице, которая в кодексе. Пример: Сидоров пишет литературные статьи, получает за их публикации авторское вознаграждение. Подтвердить свои затраты он не может. При применении ПНВ в соответствии с нормативом, установленным в кодексе, его авторское вознаграждение уменьшается на 20%.

5. Налоговые вычеты при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами, обращающихся на организованных рынках (узкий рынок, касающийся рынка ценных бумаг).

Если по итогам налогового периода сумма доходов налогоплательщика меньше, чем сумма вычетов, то возникает отрицательная разница. Такая разница вызывает 2 последствия:

1. Налоговая база в данный период принимается равной нулю;

2. Возникшая разница по общему правилу на будущие налоговые периоды не переносятся, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Налоговые ставки.

1. 13%- к гражданам, на территории РФ, являясь высококвалифицированными специалистами, трудятся на основании патента.

Высококвалифицированный гражданин – это гражданин, имеющий опыт работы, навыки, достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его у труду в РФ предполагают получение им зарплаты в размере двух и более млн рублей за период, не превышающий один год.

Статус резидента в данном случае не учитывается.

В соответствии со ст. 13.2 ФЗ «о правовом положении иностранных граждан в РФ» предусматривается привлечение к труду на территории РФ иных иностранных граждан также на основании патента. Будет применяться налоговая ставка – 13%.

2. 30% - применяется ко всем доходам, которые получены ФЛ, не являющимися резидентами РФ. Не считая исключений, предусмотренных в НК РФ. В остальных случаях – всегда 30%.

3. 35% - применяется в случаях, которые прямо указаны в НК РФ. Максимальная ставка. К выигрышам и призам от конкурсов, игр и др. мероприятий в целях рекламы товаров и услуг. Ставка 35% применяется при получении процентных доходов по вкладам банков в части их превышения по суммам, рассчитанным по следующей формуле: ставка рефинансирования + 5%.

4. 9% - применяется при получении дивидендов резидентами; при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием.

5. 15% - применяется для налогообложения дивидендов, которые получены нерезидентами.

Налоговый период по НДФЛ составляет 1 календарный год. В ряде случаев может иметь отчетные периоды.

Налоговые ставки.

По НДС применяются след ставки:

1. 18%. Применяется в приоритетном числе случаев. Всегда, когда нет оснований для применения специальных ставок.

2. 10%. Фактически является льготной ставкой. Применяется к большинству жизненно необходимых товаров (продовольствие, промышленные товары, медикаменты и пр.).

3. 0%. Является специальной. Всегда подлежит официальному документальному подтверждению. Число случаев строго определено. Пример: экспорт товаров, услуги по международной перевозке и т.д.

4. Две расчетные ставки 18/118% и 10/110%.

Налоговая база.

НДС применяется к различного рода реализационным операциями. Гл.21 НК РФ содержит отдельные статьи, раскрывающие данную специфику. По большинству операций и по общему правилу налоговая база по НДС представляет из себя стоимостную характеристику реализуемых товаров, работ, услуг. Кодекс устанавливает следующие общие правила определения налоговой базы по всем операциям:

1. Для товаров, работ, услуг, облагаемых по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно. При определении налоговой базы учитывается как стоимость товаров, исчисленной в денежной единице, так и в натуральном выражении. Налоговая база всегда определяется в рублях в РФ. Гл.21 вводит такое понятие, как «момент определения налоговой базы» - конструкция, которая позволяет определить временной отрезок, в рамках которого производится уплата в бюджет налога в отношении какого-либо реализованного товара, работы, услуги. На сегодняшний день моментом определения налоговой базы является одна из наиболее ранних следующих дат (та из них, которая наступит раньше) – день отгрузки (передачи товаров, работы, услуг) контрагенту и день оплаты или частичной оплаты.

Налогоплательщики.

1. Российские организации

2. Иностранные организации, которые ведут свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства либо получают доход от источников на территории РФ в отсутствии постоянного представительства.

Объекты НПО.

Устанавливается специфичный объект – прибыль.

Прибыль организации (по общему правилу) – разница между ее доходами и расходами организации в рамках налогового периода.

Понятие прибыли изменяется в зависимости от того, какой плательщик перед нами.

Российская организация. Прибыль – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Иностранные организации с постоянным представительством на территории РФ. Прибыль – доходы постоянного представительства, уменьшенные на расходы, связанные с его деятельностью.

Иностранные организации без постоянного представительства, получающие доходы от источников на территории РФ – сам доход будет рассматриваться как прибыль.

Для НПО понятие доход определяется также как и в НДФЛ по правилам ст.41 НК РФ.

Кодексом проводится след классификация доходов в целях исчисления налога на прибыль:

1. Доходы, подлежащие налогообложению:

a. Реализационные доходы. Все поступления организаций от продажи собственной продукции и от ранее приобретенной продукции у третьих лиц.

b. Внереализационные доходы. Все те, которые не подпадают под понятие реализационных доходов. Дивиденды.

2. Доходы, не учитываемые при налогообложении.

Расходы определяются ст.252 НК РФ. Определение дается посредством закрепления требований к расходам:

1. Они должны быть обоснованы, экономически оправданы.Критерий экономической обоснованности расходов тесно связан с критерием №3.В общем виде эти критерии подразумевают, что затраты, которые несет налогоплательщик и которые он учитывает при исчислении НПО, должны быть связаны с деятельностью самого плательщика и должны быть ему действительно необходимы. Если плательщик не удается доказать наличие этих критериев, то он сохраняет право на эти затраты, но при условии, что они должны производится из «чистой прибыли».

2. Они должны быть документально подтверждены.

3. Они должны быть произведены для той деятельности, которая приносит доходы налогоплательщику.

Аналогично классификация доходов налога на прибыль, существует классификация расходов:

1. Учитываемые

a. Связанные с реализацией

b. Не реализационные расходы

2. Не учитываемые

НК РФ делит доходы/расходы на 2 группы:

1. Реализационные

2. внереализационные

При исчислении налога на прибыль предполагается, что эти группы взаимодействуют друг с другом, не пересекаясь между собой, т.е. доходы от реализации с расходами от реализации. Основная причина этого – особенности учета соответствующих доходов и расходов для целей налогообложения.

Налоговые ставки.

По налогу на прибыль в качестве общей устанавливается ставка 20%.

При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет,18% - субъекта.

Закон устанавливает ряд специальных ставок:

1. 15% - доходы в виде дивидендов, полученные иностранными организациями отроссийских

2. 10% - доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ черезпостоянные представительства; доходы от сдачи в аренду ТС для международныхперевозок.

3. 9% - доходы в виде дивидендов, полученных российскими организациями.

4. 0% - прибыль, полученная ЦБ РФ, от выполнения своих функций,предусмотренных Законом «О ЦБ РФ».

Налоговый период устанавливается в размере 1 календарного года.

В рамках данного года устанавливаются отчетные периоды – 1 квартал, полугодие и 9месяцев.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль посредством ежемесячных авансовых платежей, отчетными периодами является каждый месяц текущего календарного года.

Местные налоги.

Налог на имущество ФЛ и земельный налог.

Прямые налоги, причем достаточно тесно взаимосвязанные друг с другом.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФЛ.

Является фискальным платежом, который регулируется отдельным Закон от 09.12.1991 «О налогах на имущество ФЛ».

Налогоплательщикамиданного налога признаются ФЛ-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество находится в совместной собственности ФЛ, налог они выплачивают в равных долях. Если в отношении имущества установлен режим долевой собственности, то уплата налога производится пропорционально долям собственников.

Объект налогообложения

При определении объекта законодателем был избран заведомо неверный подход. Вероятно, предполагалось включение в состав объектов всей совокупности недвижимого имущества, которое может принадлежать ФЛ.

Закон закрепляет состав объектов без указания их родовых признаков, посредствомпростого перечисления:

1. Жилой дом

2. Квартира

3. Комната

6. Иное строение или сооружение

Определение объекта налогообложения по данному налогу сталкивается с двумя проблемами: абсолютно не ясно нормативное содержание каждого из перечисленных понятий, «открытость» этого перечня.

Налоговая база.

НБ по данному налогу определяется как инвентаризационная стоимость соответствующего имущества, определяемая органами (организациями) технической инвентаризации.

НБ объектов налогообложения, закрепленных законом, является их инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января текущего года. Соответствующие сведения в порядке ст.85 НК РФ представляется налоговым органам органами технической инвентаризации.

Определение НБ, закрепленное в законе, также имеет ряд недостатков: не вполне ясен правовой статус органов с учетом того, что многие из них имеют статус муниципальных предприятий. Не ясны способы защиты прав налогоплательщиков, когда он не согласен со стоимостью, данные о которой переданы в налоговый орган.

Налоговые ставки.

ФЗ предоставляет местным представительным органам право дифференциации ставок по налогам в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества и с учетом типа его использования.

Устанавливается следующая шкала предельных ставок налогов:

1. Инвентаризационная стоимость объекта – до 300 тысяч рублей включительно; ставка до 0,1% включительно.

2. Свыше 300 тысяч и до 500 тысяч рублей включительно, ставка – свыше 0,1% до 0,3% включительно.

3. Свыше 500 тысяч рублей, ставка – от 0,3% до 2%.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ.

В РФ устанавливается принцип платность землевладения, пользования.

Арендная плата и земельный налог.

Налогоплательщиками выступают организации и ФЛ, которым на праве собственности,праве хозяйственного ведения, праве постоянного пользования либо праве пожизненногонаследуемого владения принадлежат земельные участки, признаваемые объектомналогообложения.

Объект – земельный участок, расположенный в границах муниципальных образований,на территории которых введен земельный налог.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков.

При принадлежности земельного участка нескольким собственникам, налоговая базаопределяется пропорциональной их долям при долевой собственности и в равных долях –при общей совместной собственности.

Налоговый период – одинкалендарный год. Для ИП и организаций устанавливаетсяотчетный период – 1, 2 и 3 квартал календарного года. Представительные органы властимуниципалитета вправе отчетные периоды отменить при установлении земельного налога.

Налоговые ставки.

Устанавливаются местными органами власти в тех пределах, которые закреплены ФЗ.

НК РФ предусматривает:

1. 0,3% кадастровой стоимости земельного участка (максимальный предел). Вотношении: земли для с/х производства, земли, занятые жилищным фондом иобъектами жилищно-инженерной инфраструктуры, земли для личного подсобногохозяйства, дачного хозяйства и пр.

2. По иным видам земель: 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

НК РФ допускается дифференциация ставок в зависимости от категории земли и отее разрешенного использования.

Порядок исчисления налога.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доляналоговой базы.

Организации и ИП самостоятельно исчисляют авансовые платежи по налогу и конечнуюсумму платежа.

ФЛ самостоятельного исчисления не производят, получают расчет от налогового органа.

Если вещные права возникают не с начала налогового периода, то налог исчисляется законкретное число месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику.

В отношении земельного участка, который переходит по наследству, налог исчисляется смомента открытия наследства.

Организации и ИП по итогам налогового периода определяют конечный размер земельного налога и с учетом ранее уплаченных авансовых платежей либо его доплачивают, либо нет, если их достаточно.

Налоговая декларация.

Организации и ИП в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны предоставить декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

ФЛ освобождены от декларирования.

Региональные налоги.

Транспортный налог.

Налогоплательщики – лица, на которых в соответствии с законодательством РФзарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения.

Объекты – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходныемашины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,теплоходы, яхты, парусные суда и катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС,зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база.

Предусмотрены следующие варианты определения налоговой базы:

1. В отношении ТС, имеющие двигатели, НБ определяется как мощность ТС влошадиных силах.

2. В отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивногодвигателя, НБ определяется как паспортная статическая тяга реактивногодвигателя на взлетном режиме.

3. В отношении водных буксируемых ТС НБ определяется как валовая вместимость врегистровых тоннах.

4. В отношении всех иных – НБ определяется как единица ТС.

Налоговый период.

НП – календарный год.

Для организаций – отчетные периоды 1, 2 и 3 квартал календарного года. Представительные ОВ субъектов могут не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки.

Определяются ст.361 НК РФ.

Налоговые ставки, предусмотренные НК РФ могут быть увеличены или уменьшенызаконами субъектов, но не более, чем в 10 раз.

Допускается установление законами субъектами дифференцированных ставок в зависимости от категории ТС, а также с учетом количества лет с даты выпуска либо их экологического класса.

Порядок исчисления налога.

Организации самостоятельно исчисляют сам налог, а также авансовые платежи по нему.

ФЛ самостоятельного исчисления не производят, налог вносится на основанииуведомления, поступающего от налогового органа.

Сумма определяется по итогам налогового периода в отношении каждого ТС какпроизведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В случае приобретения и регистрации ТС не сначала налогового периода, налогисчисляется с коэффициентом кратным количеству месяцев принадлежности ТС.

По итогам - исчисление налога, подлежащего уплате, с учетом ранее внесенныхавансовых платежей.

Порядок и сроки уплаты.

Устанавливаются региональным законодателем. Вносится в бюджет по месту нахожденияТС.

Для ФЛ срок не может быть установлен ранее 1 ноября за годом, следующим за истекшимналоговым периодом.

Для организации – срок уплаты налога не ранее, чем 1 февраля года, следующего заистекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация.

Для ФЛ обязанности декларирования не установлена.

Организации подают посвоим ТС декларацию.

Налог на игорный бизнес.

Для целей исчисления уплаты данного налога глава 29 НК РФ вводит ряд спец понятий: игорный бизнес, организатор, участник, азартная игра и пр.

Налогоплательщики – организации и ИП, которые осуществляют предпринимательскуюдеятельность в сфере игорного бизнеса.

Объекты.

1. Игровой стол

2. Игровой автомат

3. Касса тотализатора

4. Касса букмекерской конторы

Все перечисленные объекты подлежат регистрации в налоговом органе по месту своего расположения.

Постановка на учет – по заявлению налогоплательщика. Выдается свидетельство о регистрации. При выбытии объектов – аналогичная процедура.

Налоговая база определяется как единица соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются субъектом

  • PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  • А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  • Актиномицеты. Таксономия. Характеристика. Мик­робиологическая диагностика. Лечение.
  • Акционерный способ финансирования инновационных проектов. Характеристика его выгод и недостатков.
  • Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Сбор - это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Налоги и сборы взимаются как с организаций, так и с физических лиц. Участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством, являются организации и физические лица, выполняющие функции налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов, налоговые и таможенные органы.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

    К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС ; акцизы ; налог на доходы физических лиц - НДФЛ ; налог на прибыль организаций ; налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ ; водный налог ; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ; государственная пошлина .

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом (ст. 14) и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов РФ.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.



    К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций ; налог на игорный бизнес ; транспортный налог .

    Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Местные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

    К местным налогам относятся: земельный налог ; налог на имущество физических лиц .

    К специальным налоговым режимам относятся:

    единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;



    н упрощенная система налогообложения - УСН ;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД ;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции .

    Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

    Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст.

    8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

    Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды. Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

    В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: -

    федеральные налоги и сборы; -

    региональные налоги и сборы; -

    местные налоги и сборы.

    Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

    Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации22.

    Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

    Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

    Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

    В России установлены и действуют следующие федеральные налоги: -

    налог на добавленную стоимость; -

    налог на прибыль организаций; -

    налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; -

    государственная пошлина; -

    налог на добычу полезных ископаемых; -

    налог на наследование или дарение; -

    водный налог; -

    сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов1.

    В перечень региональных налогов входят: -

    налог на имущество организаций; -

    транспортный налог; -

    налог на игорный бизнес2; К местным налогам относятся: -

    земельный налог; -

    налог на имущество физических лиц3.

    Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме (см. схему 12).

    Перечень дан в редакции Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 95-ФЗ по состоянию на 1 января 2005 г. 2

    Еще по теме § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации:

    1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    2. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА

    В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

    Федеральные налоги взимаются по всей территории России. Это:

    налог на добавленную стоимость;

    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    налог на прибыль (доход) организаций;

    налог на доходы от капитала;

    подоходный налог с физических лиц;

    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    государственная пошлина;

    таможенная пошлина и таможенные сборы;

    налог на пользование недрами;

    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    лесной налог;

    водный налог;

    экологический налог;

    федеральные лицензионные сборы.

    Важнейшим элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС) , который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

    НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

    НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

    Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов.


    Плательщики НДС (статья 143 НК):

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

    Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации – по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели – по месту жительства; иностранные организации – по месту нахождения своих постоянных представительств.

    Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.

    В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

    Объектом налогообложения (статья 146 НК) признаются операции:

    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

    передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в т. ч. через амортизационные отчисления;

    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

    Перечень товаров (работ, услуг) не признающихся реализацией и перечень операций, не подлежащих налогообложению, перечень товаров, ввозимых на территорию РФ, не подлежащих налогообложению, подробно описаны во 2-й части НК.

    Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведённых им или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 НК.

    Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

    Ставки НДС:

    · 0% – по перечню, установленному статьёй 164 НК;

    · 10% – по продовольственным товарам и товарам для детей (по перечню, утвержденному Правительством РФ);

    · 20% – по остальным товарам (работам, услугам);

    · 13,79% (расчётная налоговая ставка без учёта налога с продаж) – при приобретении ГСМ, подлежащих налогообложению налогом на реализацию ГСМ, через заправочные станции;

    · 9,09% и 16,67% (расчётные налоговые ставки) – при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, при реализации товаров, приобретённых на стороне.

    Для исчисления НДС следовало бы из выручки от реализации продукции предприятия вычесть все его материальные затраты, нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции, и на полученную разность начислять налог.

    Такой метод правилен, но при этом обеспечить достоверность учёта материальных затрат сложно. Поэтому принят иной, упрощённый порядок расчёта налога, который позволяет определить сумму налога без предварительного определения величины самой добавленной стоимости: сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разность между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммой налога, уплаченной поставщиком за материальные ресурсы, топливо, энергию, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Плательщики налога ничего не теряют, сумма налога при любом методе расчёта одинакова.

    При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить покупателю соответствующую сумму налога, которая исчислена по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля этой цены. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счёт-фактура. Налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счёт-фактуру не позднее 5-ти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В расчётных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

    Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур или др. документов.

    Уплата НДС при реализации (передаче) товаров (выполнении в т. ч. для собственных нужд, услуг) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в т. ч. для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленного по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчётном налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату) налогоплательщику.

    НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Плательщик налога не несёт на себе тяжесть налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

    НДС имеет свои достоинства и недостатки, но западная практика использования НДС показывает, что налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль выравнивателя стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.

    Налог на прибыль (доход) организаций – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

    Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

    Плательщиками налога являются :

    предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

    коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;

    филиалы иностранных банков – нерезидентов;

    предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

    малые предприятия.

    Не являются плательщиками налога на прибыль :

    ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

    организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

    организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

    предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

    Объект обложения налога на прибыль – конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчёт налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. В расчёте финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчёта этих сумм. Сумма налога зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

    Порядок формирования состава затрат, относимых к издержкам производства и обращения, определяет также и объём налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. 3

    Методика исчисления налога подробно изложена в Инструкции ГНС РФ 4 .

    Ставканалога на прибыль состоит из 2-х частей:

    твёрдая ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – 11%;

    ставка налога, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ (определяется ими самими самостоятельно), – не выше 19% для предприятий и организаций, для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, баков, др. кредитных организаций, – не выше 27%.

    При характеристике такого реквизита налога на прибыль как сроки платежа , следует различать авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли.

    Авансовые платежи налога на прибыль производятся до 28-го числа каждого месяца в размере ⅓ квартальной суммы налога, исчисленного из предполагаемой прибыли на квартал, указанный в справке об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет на квартал.

    Окончательный расчёт налога на прибыль производится по данным о фактически облагаемой прибыли за квартал в 5-тидневный срок со дня, установленного для представления квартальных расчётов, а в целом за год – в 10-тидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчёта и баланса за год. Если фактическая прибыль больше указанной в справке и, следовательно, авансовые платежи были занижены, то предприятия производит дополнительные платежи; подлежащая доплате сумма налога корректируется (увеличивается) на процентную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом. Доплаты производятся по фактическим данным за квартал и в целом за год.

    Все предприятия, кроме бюджетных организаций и малых предприятий могут перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Расчёт производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учётом (т. е. с вычетом) ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчёты предоставляются предприятиями в налоговые органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным.

    Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчётный период.

    Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца года, о чём до начала года уведомляется налоговый орган по месту его нахождения.



    Похожие статьи