П 28 административного регламента федеральной налоговой службы. Основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета). Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

В этом году получила уведомление о том, что по мнению налоговой я совершила налоговое правонарушение, и в отношении меня возможны санкции в виде штрафа.

Причина сложившейся ситуации — это отказ налоговой в приеме налоговой декларации, отправленной мною по почте, из-за неверно указанного . Ниже хронология событий и выдержки из НК, относящиеся к этому случаю.

Декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, я отправила в установленные сроки. Где-то в июне мне позвонили из налоговой, сказали, что в декларации неверно указан код ОКАТО и что ее нужно сдать заново с правильным кодом, а также, что мне выслали соответствующее письмо на этот счет. Ниже выдержка из письма.

«Уведомление об отказе в приеме документа
Налоговый орган …. уведомляет, что представленный документ «Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН», 1152017, за год 2012, первичный …… в налоговый орган….
по основаниям, предусмотренным пунктом 194 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н:
Неверно указан код ОКАТО. Указывается код … .
Вам необходимо представить налоговую декларацию (расчет) в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах»

С ОКАТО возникла следующая проблема. Я автоматически вбила в декларацию код ОКАТО из . Но, как выяснилось, в этом уведомлении указан ОКАТО территориального образования, в котором я зарегистрирована. А в декларации необходимо указывать код ОКАТО налогового органа, то есть более общий.
В итоге исправленную декларацию я отправила уже с нарушением срока ее представления.

А уже в этом году получила письмо с Актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. Мне сообщали, что меня хотят привлечь к ответственности согласно п.1 ст.119 НК РФ «Несвоевременное представление налоговой декларации» в виде штрафа. Мне также сообщили, что такого-то числа состоится рассмотрение материалов мероприятия налогового контроля и предлагалось туда прибыть в случае несогласия с приведенными в письме фактами. Посетить это мероприятие в силу обстоятельств у меня не получилось, поэтому претензии налоговой отправлю в письменном виде. А претензии следующие.

Согласно Административному регламенту ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н:

28. Основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации — заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Я не нашла в этом исчерпывающем списке оснований для отказа в приеме налоговой декларации из-за неверно указанного кода ОКАТО. Кроме того, при приеме декларации на бумажном носителе, представленных непосредственно налогоплательщиком, инспектор не обязан проверять код ОКАТО. То есть, если бы я сдала эту декларацию лично, то мне бы поставили штамп и все — декларация считается принятой. Это пункт 194 указанного выше Административного регламента ФНС:

«Прием налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе заявителем непосредственно

194. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в «пункте 28» настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым «кодексом» Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в «пункте 28» настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины. …. «

Выдержки из этих регламентов будут вынесены отдельными записями (прим. админа)

Кроме того согласно пункту 4 статьи 80 НК

«…Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи. …»

Если называть вещи своими именами, то акт со штрафом это моя вина. Надо было сразу вникать детали и отвечать на письмо налоговой с отказом в приеме декларации, а не дотягивать до этой ситуации. Но ничто не мешает мне сейчас заняться этим вопросом в виде официальной переписки с налоговым органом. Посмотрим, что из этого выйдет.

213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

(пп. 2 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2) утратил силу. - Приказ Минфина России от 26.12.2013 N 138н;

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

(пп. 1 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(п. 218 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с пунктами 213, 214 настоящего Административного регламента.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, налоговая декларация (расчет) не позднее четырех часов с момента ее получения в электронной форме по ТКС направляется для дальнейшей обработки с использованием программного обеспечения налоговых органов в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

221. Должностные лица инспекций ФНС России по месту учета заявителя, указанных в пункте 220 настоящего Административного регламента, выполняют действия, аналогичные действиям в соответствии с пунктом 213, подпунктами 1, 2 пункта 214, подпунктом 1 пункта 215, пунктом 217 настоящего Административного регламента.

222. Квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (расчетов), извещения о вводе или уведомления об уточнении, оформленные в установленном порядке, должностные лица, ответственные за прием налоговых деклараций (расчетов) в инспекциях ФНС России по месту учета заявителя, указанных в пункте 220 настоящего Административного регламента, в сроки, предусмотренные пунктами 214, 215, 218 настоящего Административного регламента, отправляют в инспекцию ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика для дальнейшей отправки заявителю.

223. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, не позднее двух часов с момента получения квитанции о приеме, уведомления об отказе в приеме, извещения о вводе или уведомления об уточнении направляет соответствующий технологический электронный документ с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), заявителю.

(п. 223 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)
IV. Формы контроля за предоставлением

государственной услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением

и исполнением ответственными должностными лицами положений

настоящего Административного регламента и иных нормативных

правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению

государственной услуги, а также принятием ими решений
224. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами, ответственными за предоставление государственной услуги, положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений осуществляется:

1) в части публичного информирования - ежемесячно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование, а также начальниками (заместителями начальников) инспекций ФНС России, руководителями (заместителями руководителей) управлений ФНС России;

2) в части индивидуального информирования на основании запросов в устной форме - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений налоговых органов, ответственных за такое информирование;

3) в части индивидуального информирования на основании запросов в письменной форме и на основании запросов по ТКС - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование;

4) в части индивидуального информирования о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование, а также начальниками (заместителями начальников) инспекций ФНС России, руководителями (заместителями руководителей) управлений ФНС России;

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

5) в части приема налоговых деклараций (расчетов) - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за выполнение такой административной процедуры.

Текущий контроль осуществляется по данным информационных ресурсов налоговых органов.
Порядок и периодичность осуществления плановых

и внеплановых проверок полноты и качества предоставления

государственной услуги, в том числе порядок и формы

контроля за полнотой и качеством предоставления

государственной услуги
225. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги осуществляется в формах:

1) проведения проверок;

2) рассмотрения жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги.

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

226. Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги могут быть плановыми и внеплановыми.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги структурными подразделениями инспекций ФНС России, ответственными за предоставление этих услуг, определяются начальниками (заместителями начальников) соответствующих инспекций ФНС России.
Ответственность должностных лиц налоговых органов

за решения (акты ненормативного характера) и действия

(бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе

предоставления государственной услуги

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)
227. По результатам проверок в случае выявления неправомерных решений (актов ненормативного характера), действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, ответственных за предоставление государственной услуги, виновные должностные лица налоговых органов несут ответственность за указанные решения (акты ненормативного характера), действия (бездействие) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

Персональная ответственность должностных лиц налоговых органов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требования к порядку и формам контроля

за предоставлением государственной услуги, в том числе

со стороны граждан, их объединений и организаций
228. Контроль за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности налоговых органов при предоставлении государственной услуги, получения гражданами, их объединениями и организациями актуальной, полной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги и обеспечения возможности досудебного (внесудебного) рассмотрения жалоб.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования

решений и действий (бездействия) налоговых органов,

предоставляющих государственную услугу,

а также их должностных лиц

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)
Информация для заявителя о его праве подать жалобу

на решение и (или) действие (бездействие) налогового органа

и (или) его должностных лиц при предоставлении

государственной услуги
229. Обжалование решений (актов ненормативного характера) налоговых органов и (или) действий (бездействия) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, рассмотрение соответствующих жалоб и принятие решений по ним осуществляются в порядке, установленном разделом VII части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Предмет жалобы
230. Предметом жалобы являются решение (акт ненормативного характера) налогового органа, действие (бездействие) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба), которые, по мнению заявителя, нарушают его права.
Органы государственной власти и уполномоченные

на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть

направлена жалоба
231. Жалоба может быть направлена в налоговый орган в соответствии со статьями 138 и 139 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
232. Жалоба подается и подлежит рассмотрению или оставляется без рассмотрения в соответствии со статьями 138, 139, 139.2 - 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Сроки рассмотрения жалобы
233. Жалоба подлежит рассмотрению в сроки, предусмотренные пунктом 6 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Результат рассмотрения жалобы
234. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом принимается решение в соответствии с пунктом 3 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок информирования заявителя о результатах

рассмотрения жалобы
235. Решение о результатах рассмотрения жалобы вручается (направляется) заявителю, подавшему жалобу, в соответствии с пунктом 6 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
236. Решение по жалобе может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Право заявителя на получение информации и документов,

необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
237. Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Способы информирования заявителей о порядке подачи

и рассмотрения жалобы
238. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии с пунктом 65 настоящего Административного регламента.
Приложение N 1

к Административному регламенту,

утвержденному приказом Министерства

финансов Российской Федерации

от 02.07.2012 N 99н
БЛОК-СХЕМА

ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ИНФОРМИРОВАНИЮ ЗАЯВИТЕЛЯ
┌─────────┐

┌────────────────────┤ Запрос ├─────────────────┐

│ │заявителя│ │

│ └─────────┘ │

┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────────┐

│ Обращение с запросом │ Представление │Обращение с запросом│

│непосредственно к должностному│ письменного │ по почте или по ТКС│

│лицу налогового органа или по │ запроса └──────────┬─────────┘

│ телефону │ │

└─────────────┬───────────────┬┘ │

ДА ┌──────/\─────┐ НЕТ │ \/

┌─────────────┐ │ ┌───────────┐

Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.

Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.

Скрытый текст

Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Недавно Арбитражный суд Томской области принял решение о незаконности действий ИФНС, отказавшей компании в приеме декларации по НДС. И это уже не первое решение суда подобного рода.

Суть проблемы

Напомним, в последнее время налоговики стали массово отказывать налогоплательщикам в приеме декларации, требуя личного визита директора в ИФНС. Отказы приходят даже по нулевым декларациям.

Взволнованные бухгалтеры толпятся в налоговых инспекциях, пытаясь добиться справедливости. Директоров вызывают на допросы. Бизнесмены бьют в колокола, стараясь оповестить о проблеме широкую общественность.

Так, ИФНС по Томску отказалась принять у компании декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года. Компания обратилась в суд, чтобы признать действия (бездействия) ИФНС незаконными и обязать налоговиков принять декларацию.

Позиция налогоплательщика

Декларация была отправлена по ТКС 24.07.2017. Но ИФНС ее не приняла. Полномочия подписанта декларации были оформлены с учетом всех требований законодательства, налоговым органом приняты все квартальные отчеты организации, кроме НДС и никаких законных оснований не принять эту декларацию у налоговиков не было, заявили в компании.

Проверка достоверности сведений в декларации не может проводиться на стадии принятия декларации, для этого предназначена камеральная налоговая проверка.

Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право организации, предусмотренное п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ на получение государственной или муниципальной услуги.

Добавим, что 26.07.17 компания представила еще одну декларацию, которая была принята. Однако в суде оспаривалась незаконность в приеме первой декларации, которая была отправлена своевременно 24.07.17.

Позиция налоговиков

Однако ИФНС не согласилась с доводами налогоплательщика и представила свои контраргументы:
Обществом представлена налоговая декларация, которая не отвечает принципам полноты и достоверности, организация обладает признаками «транзитной», участвующей в цепочке схемных операций, реальная финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется. У фирмы отсутствует движимое и недвижимое имущество, по расчетному счету отсутствуют платежи, направленные на ведение хозяйственной деятельности.
Кроме того, 26.07.2017 Инспекцией налоговая декларация по НДС была принята, а значит права компании не нарушены.

Отказывая в приеме декларации, налоговики ссылаются на п.28 Административного регламента ФНС, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. Указывается на непринятие декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».

Позиция суда

Суд не внял аргументам налоговиков. В решении суда по делу № А67-7436/2017 отмечается, что перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

В пункте 28 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета):

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, или отказ физлица предъявить должностному лицу, предоставляющему госуслугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физлица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физлица) организации - заявителя (физлица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физлица) организации-заявителя (физлица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физлица) организации-заявителя (физлица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

В силу пункта 194 Административного регламента при приеме декларации проверяется правильность ее заполнения в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физлица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

б) ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной КЭП руководителя организации или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.

По убеждению суда, обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.
Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, строго регламентирована нормами НК РФ (статьи 88, 89, 101 НК РФ) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации.

Арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у ИФНС по г.Томску правовых оснований для непринятия декларации налогоплательщика, в связи с чем соответствующие действия Инспекции признаны незаконными.

Между тем на данное решение суда налоговиками может быть подана апелляционная жалоба, что они скорее всего и сделают.

Именно так поступили в той же ИФНС по г. Томску после вынесения решения суда в пользу налогоплательщика Арбитражным судом по делу № А67-8529/2017 .

В этом случае налоговики также отмечали, что компания, которой отказано в приеме декларации, не имеет материально-технической базой, необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности, обладает признаками «транзитной» организации, участвует в цепочках организаций «высокого риска», а показания руководителя о деятельности организации носят поверхностный характер .
Между тем, суд выводы инспекции относительно «поверхностных» показаний директора о деятельности организации, считает преждевременными и документально не подтвержденными. Ссылки налогового органа на то, что достоверность декларации и любого иного расчета может и должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации не имеют правового обоснования. Действия ИФНС по г.Томску также были признаны незаконными, однако инспекторы не намерены сдаваться.

27 марта дело будет рассмотрено в апелляционной инстанции. Будем следить за развитием событий.

Зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2012 г., регистрационный № 25106
Сведения об официальном опубликовании: "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 3, 21.01.2013

В приказ внесены изменения приказом МИД России от 19 октября 2015 г. № 19794 "О внесении изменений в приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 10304 "Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2015 г., регистрационный № 39775)

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ

ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМИ ИЛИ КОНСУЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИБО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМИ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ПРЕДЕЛАХ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕМЕННОГО ДОКУМЕНТА, УДОСТОВЕРЯЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДАЮЩЕГО ЕМУ ПРАВО НА ВЪЕЗД (ВОЗВРАЩЕНИЕ) В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038, N 27, ст. 3873, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4587, N 49, ст. 7061), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 декабря 2008 г. N 19217 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по оформлению и выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами МИД России, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию" (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2009 г., регистрационный N 13391);

Пункт 2 Изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 3 августа 2009 г. N 12631 (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 2009 г., регистрационный N 14762);

Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 11201 "О внесении изменений в приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 11 декабря 2008 г. N 19217" (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2010 г., регистрационный N 18686).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.И. Денисова.



Похожие статьи