Типы экономических систем и их характеристика. Оценка экономической системы. Основные вопросы экономической системы В любой экономической системе

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;

2. Как будут производиться товары,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;

3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор - какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.

Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Денежные затраты и альтернативная стоимость - это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т.д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.

Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето- это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.

Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.


Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим. Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем.

Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости - как часть нормативной.

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.

Основные экономические системы :

Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Централизованно планируемая, или административно-командная, экономика - такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идет преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этого положения является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что производить , т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время;

2. Как производить , т.е. при какой комбинации ресурсов, и с использованием какой технологии будут произведены товары;

3. Для кого производить , т.е. кто будет оплачивать данные товары и услуги, кто будет извлекать из них полезные свойства, и как будет распределяться доход общества.

При решении вопроса «что производить?» воспользуемся кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации ) - это графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.

Рассмотрим пример:

Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (рис. 1).

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X , производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y . Точки А, Е и F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y . Точка B показывает, что производство организовано неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Альтернативная стоимость равнозначна следующим понятиям: цена замены, альтернативные издержки, вмененные затраты, издержки упущенных возможностей, упущенная выгода, стоимость наиболее предпочтительного варианта.

Альтернативные издержки продукта Х рассчитываются по формуле:

АИ Х = ,

где - сокращение выпуска продукта У , а - увеличение выпуска продукта Х .


Если У(Х) - уравнение границы производственных возможностей, то альтернативные издержки продукта Х равны модулю значения производной этой функции. Аналогично определяют альтернативные издержки продукта У .

Форма кривой производственных возможностей связана с влиянием экономического закона повышающихся вмененных издержек при увеличении производства какого-либо товара или услуги.

Закон повышающихся вмененных издержек гласит: по мере того как экономика производит все больше данной продукции, альтернативные затраты производимой дополнительной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, растут.

Решение вопроса «как производить?» связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов. Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция - зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Эта проблема стоит и перед всей экономикой, так как от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному.

Выделим три концепции:

1. Уравнительное распределение;

2. Распределение на основе принципа «по труду»;

3. Распределение в зависимости от вклада в производство экономических ресурсов (например, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу).

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.


Больше уроков для ЕГЭ на YouTube канале

Лекция:

Главные экономические вопросы


Экономическая наука, руководствуясь принципом рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей, ищет ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

    Что производить? Значит решить какие, в каком количестве и какого качества экономические блага (товары и услуги) нужно создать.

    Как производить? Значит решить какие ресурсы, технологии будут использованы в производстве определённых экономических благ.

    Для кого производить? Значит определить для каких категорий людей (сегмента рынка) будут предназначены произведённые блага, например, игрушки для детей, косметика для женщин.

Ответы на эти вопросы зависят от экономической системы, функционирующей в конкретном обществе.

Экономическая система – это комплекс принципов и правил экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Ученые выделяют традиционную, плановую (командную), рыночную и смешанную экономические системы. Рассмотрим их характерные особенности.


Традиционная экономическая система


Самым древним типом является традиционная экономическая система. Характерна для первобытного общества, но существует и в современных странах южной Америки, Азии и Африки, где ресурсы очень ограничены.

Признаки:

  • решение вопросов что, как и для кого производить базируется на традициях (преемственности);
  • основой экономики является сельское хозяйство;
  • общинная форма собственности;
  • универсальный ручной труд и примитивные технологии производства, сдерживающие рост производительности труда;
  • натуральное хозяйство, производство направлено на удовлетворение собственных нужд, а не для продажи;
  • низкий товарооборот, соответственно низкий уровень товарно-денежных отношений;
  • закрытость общества, существование кастового или сословного деления, не позволяющего людям перемещаться из одной социальной группы в другую, вследствие чего сдерживается социально-экономический прогресс.

Традиционная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами являются преемственность, простота организации производства, незначительное загрязнение окружающей среды. Недостатками выступают низкий уровень доходов, дефицит товаров широкого потребления, ограничение экономического роста.


Плановая экономическая система

Плановая (командная) экономическая система – один из признаков тоталитарного политического режима. Данный тип господствовал во времена СССР, но функционирует и в современных государствах, например, в Северной Корее, на Кубе.

Признаки:

  • решение главных экономических вопросов принадлежит централизованному государственному органу, который осуществляет директивное планирование производства;
  • основой экономики является сельское хозяйство и внешняя торговля;
  • средства производства находятся в собственности государства, а в частной собственности может быть только имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства;
  • появление общественного разделения труда;
  • административное регулирование цен;
  • монополизация рынка.
Преимуществами плановой экономики являются полная занятость населения, отсутствие инфляции, бесплатное здравоохранение и образование, меньшее социальное расслоение на бедных и богатых. Среди недостатков дефицит товаров и услуг, уравнительная система оплаты труда, ввиду отсутствия конкуренции у производителей (государственных монополистов) нет стимула эффективно использовать ресурсы и внедрять в производство новые технологии, гонка за выполнением плана в срок.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономика предполагает свободу предпринимательской деятельности, которая гарантируется государством. Основой отношений между производителями и потребителями выступает индивидуальный интерес и собственная выгода.

Признаки:

  • решение вопросов что, как и для кого производить принадлежит собственнику, производителю, потребителю;
  • основой экономики является сфера услуг;
  • признается многообразие форм собственности, но преобладает частная;
  • углубление общественного разделения труда;
  • широко развиваются торговые отношения;
  • ценообразование свободное и регулируется законами рынка;
  • конкуренция;
  • в производство широко внедряются достижения НТР.

Главным преимуществом рыночной экономики является конкуренция, необходимая для того, чтобы производители стремились создавать качественную продукцию, а у потребителей был широкий выбор определенного товара или услуги (ассортимент). Другим преимуществом является заинтересованность производителей в том, чтобы использовать ресурсы эффективно и удовлетворять максимальные потребности людей при минимальных затратах. Есть у данной системы и недостатки. Это неравенство доходов населения, существенный социальный разрыв между бедными и богатыми, безработица, периодические экономические кризисы. Остро стоит проблема отрицательных внешних (побочных) эффектов. Например, деятельность целлюлозно-бумажного завода вызывает загрязнение воды (выброс отходов в воду); увеличение пользования людьми автомобилей ведёт к загрязнению воздуха. Государство вынуждено вмешиваться в решение подобных проблем, устраняя несовершенство рынка.


Смешанная экономическая система

Данный тип экономической системы сочетает в себе признаки командной и рыночной систем с преобладанием последней. Поэтому одним из важных признаков смешанной экономики является многосекторность, когда в производстве значима роль как государства, так и частных лиц. Но могут быть в этой системе и черты традиционной экономики. К примеру, производство парфюма во Франции является традиционным. Роль государства в смешанной экономике велика и заключается в:

  • недопущении монополии на производство экономических благ (за исключением стратегически важных товаров, к примеру, военной техники и оружия, космического оборудования);
  • недопущении дефицита товаров и услуг;
  • стабилизации цен;
  • обеспечении занятости трудоспособного населения и оказании помощи нетрудоспособным гражданам (например, инвалидам, пенсионерам);
  • производстве общественных благ (например, здравоохранения и образования);
  • защите от недобросовестных участников рынка;
  • в борьбе с отрицательными внешними эффектами производства.
Наряду с вышеперечисленными преимуществами имеются и недостатки смешанной рыночной экономики. В отличие от командной системы смешанная не может полностью преодолеть безработицу, инфляцию и существенный разрыв между бедными и богатыми. Этот тип экономической системы характерен для России, Китая, США, Японии и других развитых стран.

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

В большом количестве, то что нужно народу и удобно.

2) Как производить?

Экономично, с выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для людей.


2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность - это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.

Экономическая система- совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.


3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.


4. Заполни таблицу используя текст учебника.


5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Традиционная экономика.

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

Командная экономика.


6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей


7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Самостоятельный выбор, спрос, предложение.

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Человек открыл магазин и сам им управляет.



Похожие статьи