Монголия уровень урбанизации. Урбанизация стран зарубежной азии. Государственное устройство и политика

УДК 314 (=512.36)

Бадараев Д.Д. Badaraev D.D.

Внутренние миграционные процессы в современном монгольском обществе

Internal migration processes in modern mongolian society

Статья посвящена рассмотрению миграционных процессов в современном монгольском обществе. На основе данных статистики, с использованием результатов исследований последних лет проанализированы причины, факторы и последствия внутренней миграции населения из сельской местности Монголии в урбанизированные центры страны. Затронута проблема кочевого животноводства как основы сохранения культуры и традиций монгольского народа.

Ключевые слова: монгольское общество, внутренняя миграция,

модернизация, урбанизация, номадизм

Article is devoted to consideration of migratory processes in modern mongolian society. The reasons, factors and consequences of internal migration of the population of Mongolia from rural areas to the urbanized centers of the country are analysed on the basis of data of statistics and results of researches of the last years. Also the problem of nomadic animal husbandry, as bases of preservation of culture and traditions of the mongolian people is mentioned

Key words: mongolian society, internal migration, modernization, urbanization, nomadizm

Современное монгольское общество сформировалось в результате социально-экономических и политических преобразований последних 20 лет, после перехода на относительно новый, неизведанный ранее путь развития. Началом кардинальной переориентации на путь рыночных отношений принято считать 1990-ый год. Распалась социалистическая система. Победа демократической революции в Монголии привела страну к обретению фактически независимого статуса в международных отношениях. Трансформационные процессы переходного периода носили неоднозначный характер для населения страны, поскольку для многих граждан обретение свободы оказалось тяжёлой ношей, с которой не каждый вчерашний идеологически подкреплённый монгол мог справиться. Изменение форм собственности на основе принятого в 1992-м году Закона о приватизации в стране, череда кризисных явлений в экономике, эпизодическое воздействие галлопирующей инфляции до 325% в год оказали негативное влияние на широкие массы населения, на их социальное самочувствие, приведшее к заметному снижению уровня жизни. Социальная сфера Монголии претерпевала существенные изменения,

БАДАРАЕВ Дамдин Доржиевич, к.соц.н., научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ-МинОКН Монголии, 2012-2013, № 12-23-03002a/Mon, «Возвращение» России в Монголию: модели и сценарии»

поскольку в ней происходили форсированные явления и процессы, обусловленные действием рыночных законов. Вместе с тем, процессы преобразования монгольского общества открыли широкие возможности для свободного передвижения населения Монголии как внутри страны, так и за её пределами в поисках лучших условий жизни.

Вопросы миграции населения в современном монгольском обществе рассмотрены в работах В.В. Грайворонского, Н.Галиймы, Х. Гунд-самбуу, Ц. Цэцэнбилэг и других исследователей, а также в ряде научных трудов академических и образовательных учреждений Монголии. Современные процессы миграции населения становятся актуальной проблемой для такой скотоводческой страны как Монголия, подразумевая под собой обострение социальных проблем общества, таких как безработица, бедность, мобильность трудовых ресурсов, усиление нагрузки на инфраструктуру городских территорий, а также решение вопросов циви-лизационного характера, связанных с изменением образа жизни и быта исконных кочевников монгольских степей.

Кочевники-скотоводы вынуждены приспосабливаться к новым рыночным условиям, применяя различные стратегии развития своих домохозяйств. Важнейшей основой для включения кочевников в процессы модернизации является их высокий адаптационный потенциал, выработанный предыдущими поколениями, а также тысячелетний опыт приспособления к условиям окружающего мира. Способность быстрой адаптации к меняющимся условиям окружающей действительности помогает представителям кочевого социума минимизировать потери. Как показывает ряд исследований, с переходом к рыночной экономике около 60-70% монголов получили или скорее получили возможность увеличить свои доходы, соответственно, улучшить социально-экономическое положение своей семьи. Лишь 30-40% отмечают, что рыночная система отрицательно повлияла на их социальный статус . Таким образом, миграция или же перемещения внутри страны и за её пределами является одним из основных каналов приспособления кочевников-монголов к современным процессам глобализации, модернизации и интеграции. Однако нерегулируемые миграционные потоки населения приводят в основном к различным последствиям как позитивного, так и негативного характера, что становится объектом обсуждения при принятии социально-экономических и политических программ развития страны, включая демографические.

Считаем целесообразным представить статистические данные 2011 года . Население Монголии составило 2811,6 тыс.чел., из них постоянно проживают в Монголии 2704,5 тыс.чел., за пределами страны - 107,1 тыс.чел. Экономически активное население составляет 1124,7 тыс.чел., из них 1037,7 тыс.чел.- занятые (уровень занятости - 62,5%), 87,0 тыс. чел. - безработные (уровень безработицы - 7,7%). На 1000 человек населения: коэффициент смертности составил 6,9, коэффициент рождаемости - 25,1, коэффициент заключения браков - 4,3, уровень разводов - 1,2. Средняя продолжительность жизни в стране составила 68,3 лет: у мужчин - 64,7 лет, у женщин - 73,7 лет. В столице страны в г.Улан-Батор проживало 1287,1 тыс.чел. В среднем на 1 км.кв. территории страны приходится менее 2 чел. Сохраняется тенденция урбанизации страны. Внутренняя миграция населения в города, в частности, в центральные районы и в столицу страны, продолжается.

Доля сельского населения страны - 33,8% (915,4 тыс. человек), городского - 66,2% (1789,1 тыс.человек). Вопросы качества жизни населения остаются не в полной мере решёнными, особенно в сельской местности, о чём свидетельствуют показатели уровня бедности и среднего прожиточного минимума. Уровень бедности по стране составил 29,8%,

при этом в городах данный показатель равен 26,6%, а в сельской местности - 33,3%. Средний показатель прожиточного минимума по стране составил 117,8 тыс.тугриков (курс 1 рубля = 42 - 45 тугр.). В 2011 году Монголия занимала 155-е место в мире по уровню валового внутреннего продукта.

В условиях модернизации одним из значимых признаков изменения социального состава населения являются процессы сельско-городской миграции населения. Соотношение городского и сельского населения в монгольском обществе имеет своеобразие, связанное, с одной стороны, с процессами реномадизации, а с другой стороны - урбанизации. По данным В.В. Грайворонского, «впервые с середины ХХ века, когда начался интенсивный процесс индустриализации и урбанизации страны, в 19892000 годах темпы роста сельского населения (17,2%) опередили темпы роста городского (15,2%), что свидетельствовало о замедлении темпов урбанизации и, более того, об обратном процессе, то есть об оттоке части городского населения в сельскую местность. При этом среднегодовые темпы роста сельского населения в 1989 - 2000 годах возросли до 1,6% против 1,3% в 1979 - 1989 годах. Именно в эти годы наблюдался процесс реномадизации, то есть обратного перехода части населения от оседлого образа жизни к кочевому и полукочевому. Данное явление имело кратковременный характер, поскольку оно было связано с ухудшением условий жизни в городах Монголии. В дальнейшем, процесс урбанизации усилился, городское население стало расти быстрее, чем сельское» . Действительно, новейшие факты и цифры свидетельствуют о том, что процесс урбанизации будет продолжаться только в сторону усиления. Наиболее значимыми факторами внутренней миграции в современном монгольском обществе принято считать:

Потерю поголовья скота, как основного источника существования, «движимого имущества» кочевника. Причинами уменьшения или потери скота могут быть: бескормица (дзут), истощение пастбищ из-за климатических условий, массовое нападение волков, инфекционные заболевания животных, скотокрадство и др. В совокупности эти причины способствуют обеднению скотоводов и, в конечном итоге, они не выдерживают жёсткой конкуренции с наиболее обеспеченными и состоятельными скотоводами и вынуждены мигрировать в города;

Высокий уровень безработицы в сельской местности (до 18-20%). Из-за ограниченности сфер занятости, отсутствия доходов в условиях степи некоторые скотоводы готовы выполнять в городах низкоквалифицированную, сезонную или временную работу, чтобы обеспечивать себя пропитанием, удовлетворяя хотя бы свои первичные потребности;

Ухудшение качества образования во многих сельских школах подталкивает родителей давать возможность детям получать более качественное образование в аймачных (районных) центрах или в городах. Часть родителей переезжает вместе с детьми, когда те поступают в старшие классы или же в высшие учебные заведения, а часть меняет место жительства на городское после трудоустройства детей;

Ограниченная доступность социальных и медицинских услуг. Отсутствие врачей узких специальностей и слабая оснащённость медицинским оборудованием в больницах сомонов и аймаков становится причиной больших расходов для сельчан, выезжающих на обследование и лечение в крупные города;

Отсутствие электричества, средств связи и транспорта. По некоторым данным, 130 сомонов не подключены к электрическим сетям, 180 тыс. скотоводов не имеют возможности пользоваться благами цивилизации;

Низкая платёжеспособность сельского населения, ограниченность рыночной сферы, слабость инфраструктуры. Предприимчивые люди предпочитают перебазироваться в города с целью ведения своего бизнеса.

Интенсивные внутренние миграционные потоки в урбанизированные районы страны влекут за собой обострение социальных проблем общества, имеющих глубокие социально-экономические корни. На примере столицы Монголии г.Улан-Батора можно видеть масштабы и скорость этого процесса. В апреле 2007 года в столице был преодолён миллионный рубеж, г.Улан-Батор был вписан 452-м в список городов мира с миллионным населением, а в Азии - 182-м. Плотность населения столицы составляет 222 человека на 1 кв.км., практически каждый второй житель страны проживает в г. Улан-Баторе. На каждую столичную семью приходится 4,2 чел. В среднем ежедневно в г.Улан-Батор иммигрируют из аймаков и городов 78 человек, а обратно выезжают - 29 человек. Количество иностранцев, приезжающих по служебным делам, а также в качестве туристов или на временное проживание, составляет 1284 человек .

Приведённые данные демонстрируют тенденцию ускорения миграции и урбанизации населения в столице Монголии. С этими процессами связаны как положительные, так негативные изменения в социальной сфере г. Улан-Батора. К положительным последствиям миграции в города можно отнести: улучшение конкуренции на рынке рабочей силы, увеличение доли граждан трудоспособного населения, расширение рынка, рост покупательской способности населения, обеспечение социальными услугами, доступность образования, медицинских услуг для мигрантов из сельской местности.

Негативные факторы внутренней миграции в города, в том числе и в столицу, больше связаны с появлением большого количества мигрантов из сельской местности в пригородах, в так называемых «юрточных микрорайонах». Данное явление влечёт за собой углубление неравенства, рост уровня бедности, безработицы, обострение социальной напряжённости, рост уровня преступности, асоциальных и девиантных форм поведения, алкоголизацию населения. Расширение юрточных микрорайонов становится большой проблемой при решении задач градостроительства, всей стратегии социально-экономического развития столицы страны. Низкий уровень развития инфраструктуры, слабая развитость сети социальных учреждений, школ, поликлиник, детских садов на таких территориях ставит в трудное положение руководство столицы, поскольку масштабы проблем постоянно расширяются. Пятая часть жителей столицы не обеспечена самым необходимым, живёт в условиях ограниченной доступности образования и медицинских услуг. Из-за своей низкой платёжеспособности 79,4% сельских мигрантов не обеспечены электроэнергией, 25,5% не имеют разрешительных документов на занимаемый ими участок земли. Кроме того, усугубляется проблема экологической безопасности перенаселённых территорий. Загрязнение атмосферы в столице превышает допустимые нормы в 28 раз, что главным образом связано с использованием в юртах каменного угля, а также с увеличением количества автотранспорта в столице. Нарастает нагрузка на почвенный покров, что превышает нормативы в 10-16 раз . Повсеместное появление несанкционированных туалетов, мусора и помоек не самым лучшим образом сказывается на общем состоянии данных территорий, демонстрируя высокий уровень загрязнённости. Негативные последствия внутренней миграции населения в столицу страны представляют собой комплекс взаимосвязанных социальных проблем урбанистики. Решение таких проблем требует скоординированных действий со стороны органов

государственной власти, общественных организаций, а также международных финансовых организаций, активно поддерживающих Монголию в решении проблем бедности, безработицы, социальной сферы, медицины и сельского хозяйства.

Состояние миграционного вопроса в сельской местности Монголии демонстрирует скорее негативные последствия, нежели положительные. Уменьшение численности молодёжи в сельской местности и миграция семей в города дестабилизирует устойчивое развитие сельской местности; снижается производительная сила в агропромышленном секторе, поскольку 74% мигрантов в возрасте 15-64 года, а 26% - 0-14 лет ; при снижении численности сельского населения ограничивается развитие производства и уменьшается объём сельского рынка, уменьшается и без того низкая плотность сельского населения, происходит «опустынивание» обширных территорий, скотоводы оставляют ранее обжитые кочевья. Однако наблюдается и другая, но очень интересная тенденция, характерная для сельской местности: изменение соотношения городского и сельского населения в пользу первых не приводит к уменьшению погловья скота в стране. В традиционной отрасли хозяйства -скотоводстве задействовано 154,9 тыс. семей или 311,2 тыс. скотоводов с общим поголовьем 36335,8 тыс. голов скота. Внутренняя политика государства, направленная на дальнейшее развитие скотоводства, способствует поддержанию поголовья скота на определённом уровне, несмотря на сильнейший дзут (бескормицу) 2010 года, когда в стране пало по разным оценкам более 8 млн. голов скота (в 2009 году поголовье скота составляло 44023,9 тыс. голов.). Сельское хозяйство занимает в структуре ВВП страны третье место с показателем 13%, после добывающей промышленности - 21,7% и оптово-розничной торговли - 18,9% . Рост экономического развития Монголии за 2011 год на 14,1%, демонстрирует, на наш взгляд, перспективы для дальнейшего роста экономики, с возможными позитивными последствиями в социальной сфере.

Таким образом, за последние годы внутренняя миграция в города и аймачные центры Монголии стала последовательно набирать обороты, отмечается тенденция увеличения доли городского населения. В связи с этим рассмотрение и решение вопросов внутренней миграции, её причин, факторов и последствий представляет собой актуальнейшую социальную проблему в монгольском обществе. Сложившаяся ситуация требует дальнейшего научно-обоснованного изучения, проведения мониторинговых исследований, результаты которых необходимо использовать для выработки оптимальных решений социально-экономического развития перенаселённых территорий и рационального использования трудовых ресурсов страны в разных отраслях экономики. Важнейшей задачей является развитие отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности, утверждение частной собственности в сельской местности при сохранении традиционного номадного животноводства, которое вобрало в себя тысячелетний опыт жизнедеятельности, традиций и культуры монгольского этноса.

Литература

1. Бадараев Д.Д. Социально-стратификационная структура населения Монголии и Республики Бурятия в изменяющемся обществе начала XXI в. (сравнительные аспекты) / отв.ред. Ю.Б. Рандалов. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. 172 с.

2. Грайворонский В.В. Реформы в социальной сфере современной Монголии. М.: Институт востоковедения РАН, 2007. 254 с.

3. Цэцэнбилэг Ц. Проблемы модернизации монгольского общества. УБ., 2002. 148 с.

4. Монголын нийгмийн оорчлолт. УБ., 2008. 512 х. (Трансформация монгольского общества. Улан-Батор, 2008. 512 с.)

5. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. УБ., 2011. 462 х. (Статистический ежегодник Монголии. Улан-Батор, 2011. 462 с.).

6. Монгол улсын хун амын дотоод шилжих ходолгооний чиг хандлага, ур дагавар, УБ., 2009, х.107. (Тенденции развития, последствия внутренней миграции населения Монголии. Улан-Батор, 2009. 107 с.)

7. Н. Галиймаа. 1990 2010 онууд дахь хун амын дотоод миграци: Улаанбаатар хотын жишээн дээр // Даяаршлын уеын соёл ба миграци. - УБ., 2011. х.5-9. (Н. Галиймаа. Внутренняя миграция населения в 1990-2010 гг.: на примере г. Улан-Батор // Монголия на перекрёстке внешних миграций. Улан-Батор, 2010. С.5-9.)

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Badaraev D.D. Sotsial"no-stratifikatsionnaya struktura naseleniya Mongolii i Respubliki Buryatiya v izmenyayushhemsya obshhestve nachala XXI v. (sravnitel"nye aspekty) / otv.red. YU.B. Randalov. Ulan-Udeh: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2011. 172 s.

2. Grajvoronskij V.V. Reformy v sotsial"noj sfere sovremennoj Mongolii. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2007. 254 s.

3. TSehtsehnbilehg TS. Problemy modernizatsii mongol"skogo obshhestva. UB., 2002. 148 s.

4. Mongolyn nijgmijn oorchlolt. UB., 2008. 512 kh. (Transformatsiya mongol"skogo obshhestva. Ulan-Bator, 2008. 512 s.)

5. Mongol ulsyn statistikijn ehmkhtgehl. UB., 2011. 462 kh. (Statisticheskij ezhegodnik Mongolii. Ulan-Bator, 2011. 462 s.).

6. Mongol ulsyn khun amyn dotood shilzhikh khodolgoonij chig khandlaga, ur dagavar, UB., 2009, kh.107. (Tendentsii razvitiya, posledstviya vnutrennej migratsii naseleniya Mongolii. Ulan-Bator, 2009. 107 s.)

7. N. Galijmaa. 1990 2010 onuud dakh" khun amyn dotood migratsi: Ulaanbaatar khotyn zhishehehn dehehr // Dayaarshlyn ueyn soyol ba migratsi. -UB., 2011. kh.5-9. (N. Galijmaa. Vnutrennyaya migratsiya naseleniya v 1990-2010 gg.: na primere g. Ulan-Bator // Mongoliya na perekryostke vneshnikh migratsij. Ulan-Bator, 2010. S.5-9.)

Что большинство людей знает о Монголии? Это бедная отсталая страна. Люди живут в юртах, ездят на лошадях и пасут скот. И никто не знает, что происходит в большом мире. Ну-ну.

Площадь страны просто потрясающая, хотя это только малая часть их этнических земель и лишь 4% от площади Монгольской империи. Большая часть этой территории выглядит как марсианская пустыня, и лишь асфальтированная дорога, небольшие речки в долинах и редкие придорожные кафешки напоминают, что ты всё ещё на Земле.

Улан-Батор

А потом резко наступает монгольская реальность.

Сегодня Монголия - это одна из самых стремительно развивающихся экономик мира, с уровнем жизни несоизмеримо выше среднего по России. Большая часть населения живёт в городах, урбанизация становится выше и выше с каждым годом.

С «советской дружбой» здесь давно покончено, теперь здесь демократия и полноценная рыночная экономика, без взяток-откатов и государственного регулирования, международные стандарты качества и уверенное стремление стать второй Кореей. И нет, не Северной.

У входа в парламент сидит аки Дарт Вейдер не менее известный персонаж по имени Чингисхан, в своё время объединивший все монгольские племена в единую Монгольскую империю, в итоге подчинившую себе треть всего человечества.

Одиноко среди современной архитектуры стоит типовый советский проект «Театр русской драмы».

Форма крыши одной из гостиниц выглядит как горка, по которой было бы прикольно съехать вниз. Если положить батут. ^_^

Редкий случай, когда в галерее современного искусства по экспонатам можно понять, в какой ты стране. Лошадок здесь очень любят.

Одна из характерных особенностей монгольской живописи - активное использование контраста. Их картины почти всегда яркие и имеют какое-то противопоставление, будь то сюжет, приоритеты или цветовая гамма.

При Галерее союза монгольских художников оборудована мастерская, где каждый желающий может поучиться у мастеров. Иногда сюда приводят детей, а иногда приходят учиться ремеслу даже пожилые люди.

Современных офисных зданий очень много. И не меньше новых строится вокруг, причём площадки выкупают ещё на этапе строительства, потому что новые корпорации появляются как грибы после дождя.

Тем удивительнее среди всего этого выглядят древние буддистские монастыри.

Буддизм в Монголию попал очень давно, но распространялся постепенно (зато бескровно, в отличие от христианства). Первым среди известных персонажей буддизму начал учиться Годан, внук Чингисхана. Прошло порядка 300 лет, прежде чем новая религия вытеснила шаманство.

Конечно, это всё было не просто так. Как и любая другая религия, принимаемая как государственная - это исключительно политический инструмент. Учить внука Чингисхана пришёл сам духовный лидер Тибета Сакья-пандита с племянником Пагба-ламой. Они учили монголов буддизму, а монголы научили тибетцев в любой ситуации зубами держаться за свою нацию.

План Улан-Батора версии 1913 года, когда Монголия наконец получила независимость от Китая. На нём особенно отмечены резиденции и храмы Богдо-хана, руководившего «народной революцией». Богдо-хана настолько любили, что даже после перехода к коммунизму он оставался монархом и только его сооружения выжили в огне религиозных чисток, инспирированном Советским Союзом.

Я уже говорил, что контрасты - это их национальная фишка?

Решил зайти внутрь посмотреть, как выглядит монгольский торговый центр. Неплохо так.

Таких отечественных производителей действительно хочется поддерживать.) Хм, тем временем в России .

Ещё продаётся много разных японских, корейских и европейских ништяков. Чуть подороже, конечно, но не критично.

Но корейский стафф, конечно, впечатляет больше всех. :D

Привет Лувру с его пирамидой.

Автобусная остановка. К слову, с транспортом здесь разобраться не так просто: вместо ключевых точек (площади, памятники, музеи) здесь указывают направления типа «Таусанд → Мянгат-1 → Бага Тоерог → Хороолол-11», и остаётся только догадываться, едет он на центральную площадь Чингисхана к парламенту или увезёт далеко-далеко на север в трущобы.

Национальная галерея современного искусства расположилась в советском здании и на входе сидела такая толстая женщина, которая сразу перешла на русский, увидев мой студенческий. Я уже думал уходить, но тут увидел шпоры, свисающие через три этажа и передумал.)

Я прямо прочувствовал, как меня зажало в этой точке узкими стенами. Тот случай, когда абстракционизм реально цепляет.

«Мой мозг после сессии».

Тибетские божества гнева сами по себе не оставляют равнодушными, а тут вообще такое нечто, проступающее из тьмы и сквозь контур умоляющего монгола, брр.

В городе очень много ресторанов монгольской кухни. Если вкратце, то это мясо, мясо, немного салата, и ещё мясо.

Иду посмотреть как выглядит окраина города.

Сэлбэ, одна из рек, на которой стоит город. На самом деле она горная и, следовательно, не всегда такая, просто в разное время года она высыхает и затем снова наполняется.

У монголов есть целых 10 видов письменности, некоторые из которых используются и сейчас. Основной является письменность на основе кириллицы, параллельно используется латиница и вертикальная старомонгольская вязь, у монахов ещё и алфавитно-слоговое письмо «соёмбо» (вообще какая-то дичь, похожая на слетевшую кодировку, универсальная письменность для монгольского, тибетского и санскрита). Выкручиваются как могут.

Гандантэгченлин или просто Гандан. Крупнейший буддистский монастырь, в лучшие времена которого здесь жило около 14 000 человек. После тотальных репрессий против верующих был закрыт, но через 10 лет его открыли снова и до распада СССР он был единственным действующим храмом в стране.

Сейчас всё потихоньку реставрируется, многие люди возвращаются в веру. Строго говоря, от неё никто и не отказывался, просто было не принято это демонстрировать. Сейчас в монастыре постоянно живёт, учится и работает 150 человек (да, всего 1% от прежнего числа).

Внутри центрального здания стоит гигантская статуя бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (чьим воплощением считается Далай-лама) высотой с советскую девятиэтажку.

Вдоль стен здания выставлены стеллажи с маленькими одинаковыми статуэтками будд, всего тысяча штук. Не помню, для чего нужно именно такое количество, но там тоже какой-то упоротый символизм есть.

Буддистский университет - это вам не какая-то жалкая воскресная школа, здесь настоящий конвейер просветлённых! Если серьёзно, они там сутры учат, поют и медитируют.

Недалеко от монастыря есть Музей искусств Дзанабадзара, в котором выставлена коллекция разных религиозных артефактов, сделанных настолько технично, что их решили отнести к предметам искусства. Например, вот это на самом деле не картина, это - нереальной точности вышивка.

Мне кажется, или этот бодхисаттва отказался уходить в нирвану совсем не ради спасения человечества? -_-

Впрочем, у этих божеств вообще какая-то своя атмосфера.

Много где в центре города есть дорожки для слепых. И ещё велодорожки, по которым ходят пешеходы. >_<

Ничего необычного, просто монгольская дюймовочка с леденцом сидит на дереве-подсолнухе.

Дорогие клубные дома в новом районе города. С другой стороны периметр огорожен заборами, а возле частного сектора - ещё и колючей проволокой.

Торговый центр на окраине города, буквально сразу за которым начинаются горы.

Большая резиденция Богдо-хана.

Внутри не менее красиво. Первый этаж открыт для посещения и заставлен чисто предметами религиозного искусства, которые он обожал. Наверху апартаменты и комнаты для приёма гостей.

Вокруг ещё несколько строений, некоторые из которых предназначались для медитаций, некоторые для встреч, некоторые для прислуги.

Оформлено всё в едином стиле.

Здесь особенно много их традиционной вышивки. Не представляю как им удавалось делать её настолько точной, можно даже лица на ожерелье из голов демонов рассмотреть.

Зимняя резиденция. Ну ещё бы, Улан-Батор - самая холодная столица мира, зимой температура доходит до –40 °С.

Среди однообразных предметов быта в глаза бросается европейская карета. Оказалось, это личный подарок от русского царя.

Новый жилой комплекс. Квартиры ещё только в продаже, а внизу уже работают кое-какие магазины и кафе.

В каждом монгольском городе обязательно стоит большая статуя Будды.

Прикольный фасад торгового центра.

Внутри тоже ничего. Судя по проектированию, сначала планировалось сделать отдельные комнаты-бутики à la универмаг, но затем решили сделать открытое пространство и заменили все стены на стёкла. Вышло даже приятнее, чем ожидалось.

На одном из холмов на юге города во времена социализма сделали обзорную площадку и посвятили её совместным действиям советской и монгольской армии. Сначала русские помогли отстоять независимость от Китая, а потом монголы помогли разгромить Германию. «Friendship is magic».

Но вид отсюда действительно неплохой. А ещё отсюда видно, насколько обширную площадь занимает бедный частный сектор на севере.

Впрочем, даже недалеко от центра остались небольшие гетто, где люди всё ещё живут в юртах, без воды и газа, разве что электричество себе туда проводят, подключившись к общей электросети. К счастью, с каждым годом жилых домов становится всё больше, а их - всё меньше и меньше.

Другая река, Дунд, обеспечивает город водой круглый год.

Монгольское национальное блюдо «гора мяса». Ничего лишнего.

А мог бы поесть борща.)

«О, прикольно, советский универмаг», - подумал я.

Зашёл в супермаркет внизу. Украинский «Roshen» даже сюда добрался.

А внутри что-то совсем не универмаг. И с такими темпами скоро в этой стране от советского прошлого останутся только наши архаичные ассоциации.

Вот с такой пошатнувшейся картиной мира я и поехал обратно в Россию .

К концу XXI века население Монголии может сократиться до 1 миллиона

Монголия относится к странам с малочисленным населением, по последним данным здесь проживает всего чуть более 2400 тысяч человек. Столь небольшое количество людей, живущих на значительной территории в 1,5 млн. км2 обусловлено многими историческими и экономическими факторами.

Расцвет монгольской империи, начало которой положил Чингисхан, пришелся на XII-XIV века. Население стремительно увеличивалось за счет присоединения завоеванных территорий. Затем в течение нескольких столетий Монголия из некогда сильного богатого государства, стала постепенно превращаться в одну из самых отсталых стран мира, в которой, как отмечают исследователи, в XVIII веке проживало 800 тысяч человек. В тот же период в Китае численность населения возросла в 3,1 раза, в Индии в 2,9 раза, в России в 4 раза.

К началу 20 века население Монголии сократилось до 500 тысяч человек, и казалось, что страну ждет постепенное вымирание. По переписи 1918 года здесь проживало 648,1 тысячи человек, из них 100 тысяч китайцев, 5 тысяч русских и 540 тысяч монголов.

Народная революция 1921 года дала определенный толчок возрождению нации, хотя темпы роста населения до 50-х годов были замедленны из-за ряда причин, главными из которых были очень большая младенческая смертность и гибель от эпидемий. Население страны за этот период достигло всего 772 тысяч человек.

Однако, начиная с 1951 года, благодаря последовательной политике государства, направленной на улучшение благосостояния и повышение жизненного уровня монголов, демографическая ситуация стала улучшаться и к началу 80-х годов Монголия насчитывала уже 1,5 млн. жителей. Так, в 1956 году в стране родилось 16,8 тысячи детей, в 1960 году - 40,7 тысячи и прирост населения составил 43,2 человека на 1000 населения. Правда, следует отметить, что этот "пиковый" год не имел продолжения, стала наблюдаться тенденция снижения темпов рождаемости, которая сохранялась в течение последующих 30 лет.

С началом демократических процессов и экономических реформ в Монголии, как и во многих странах бывшего социалистического лагеря, стало прослеживаться резкое ухудшение демографической ситуации. Если в 60-80-х годах семьи с 5-7 и даже 10 детьми в Монголии считались нормой, то социально-экономический кризис, возникший в стране с начала 90-х годов негативно сказался на рождаемости. Иметь 2-3 детей теперь считается оптимальным для многих семей. Причем, отмечено, что чем выше благосостояние семьи, тем меньше в ней детей. По подсчетам специалистов, невосполнимые потери государства за этот 10-летний период составили 300 тысяч человек - не родившихся граждан страны.

Основываясь на материалах переписи населения 1989 года, специалисты национального статистического управления совместно с учеными Академии наук Монголии сделали прогноз, по которому к 2020 году население страны могло бы достигнуть 4 миллионов человек.

Возможно ли это в нынешних условиях? По снижению темпов рождаемости Монголия сегодня намного превосходит даже КНР, где проводится жесткая демографическая политика. В соответствии с данными переписи населения 1999 года, в Монголии проживало 2382500 человек, что на 16,1% больше по сравнению с 1989 годом. Тем не менее, за последние 10 лет среднегодовой прирост населения снизился. При этом наблюдается значительный крен в сторону оттока населения из деревни в город, что негативно влияет на снижение рождаемости в стране, так как в основном, рост численности жителей Монголии происходит на селе. Только в Улан-Баторе - столице Монголии в настоящее время проживает около 800 тысяч человек или почти треть населения страны.

Таким образом, становится все более очевидным, что к 2020 году Монголия вряд ли сможет преодолеть даже 3,5-миллионный барьер. Как заявляют ученые, рост населения сейчас - это всего лишь инерция периода 70-80-х годов, когда рождаемость находилась на более высоком уровне. Эта инерция завершится, когда девочки, родившиеся во времена снижения рождаемости - начиная с 90-х годов, достигнут репродуктивного возраста. Этот период приходится на 2010 год. Именно с этого периода завершится рост численности населения и наметится тенденция к его снижению. И если такое положение сохраниться в течение нескольких лет то, как предполагают ученые, к концу XXI века население страны может сократиться и составить 1 миллион человек.

Примечание Демоскопа. Воспроизводя богатую информацией статью А. Альтмана, Демоскоп не может все же согласиться с его трактовкой снижения рождаемости в Монголии с 5-7 и даже 10 детей на семью до 2-3 как "резкое ухудшение демографической ситуации". Не разделяет Демоскоп и скептическое отношение автора статьи к оттоку сельского населения в города. И снижение рождаемости, и урбанизация - общемировые процессы прошлого и нынешнего столетий, без них невозможна социальная, экономическая и демографическая модернизация.



Похожие статьи