Материальные запасы принимаются к бюджетному учету по. Материальные запасы в бюджетных учреждениях

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ни одна организация в ходе своей деятельности не может обойтись без материально-производственных запасов, представляющих собой важнейшую часть оборотных активов организации, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
Учет материальных запасов должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения. Об учете материальных запасов в бюджетном учреждении пойдет речь в статье.

Одной из форм, предусмотренных статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для создания юридических лиц - некоммерческих организаций, являются учреждения. В свою очередь бюджетные учреждения являются одной из форм государственных (муниципальных учреждений).
Правовое положение бюджетных учреждений, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 1 статьи 32 которого установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, причем государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 402-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, как Вы знаете, федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 г. утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н, предусматривает разработку и утверждение более двадцати новых стандартов, а также внесение изменений в многие действующие нормативные правовые акты (далее - Программа N 170н).
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять стандартов, разработка и утверждение которых были предусмотрены предыдущей программой , утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 г. N 64н. В настоящее время и сама программа, и утвердивший ее приказ утратили силу.
Утвержденные и вступившие в силу федеральные стандарты применяются при ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 01.01.2018 г., составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

Недавно фирма "1С" выпустила 2-е, дополненное издание популярной книги "Бухгалтерия для бюджетных организаций" в вопросах и ответах", в которой разработчики этой конфигурации ответили на наиболее часто возникающие у пользователей вопросы. Учитывая высокую методическую ценность этого издания, редакция "БУХ.1С" решила ознакомить читателей с некоторыми материалами из него. В этом номере речь пойдет о ряде актуальных вопросов учета материальных запасов. Напомним, что книгу можно приобрести у партнеров фирмы "1С" и в книжных магазинах.




Организация аналитического учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР

При оформлении поступления материалов в программе нигде не указывается статья функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов. Это приводит к тому, что невозможно в дальнейшем отслеживать статьи ФКР и ЭКР при движении материалов, а главное, при списании. Как решить эту проблему?

Оплата ТМЦ осуществляется с учетом кодов ЭКР. Оприходование материалов, если мы их сразу не списываем, происходит без учета кода ЭКР. Когда через некоторое время материал списывается, то надо проставить код ЭКР, но мы не помним, с какого кода ЭКР мы платили. Было бы комфортнее, если бы при оприходовании материала мы бы фиксировали код ЭКР, с которого была оплата.

Знаем, что в документе оприходования не предусмотрен код ЭКР. Как можно его ввести в базу?

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) бухгалтерский учет материальных запасов ведется по наименованиям материалов и материально-ответственным лицам. Первичные документы и регистры учета материальных запасов, разработанные Минфином России, не предусматривают реквизитов для указания статей функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов, следовательно, и аналитический учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР указанной Инструкцией не предусмотрен. Поэтому в типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" по счетам учета материальных запасов установлены два разреза аналитического учета - по субконто 1 "Материалы" ("Оборудование", "Продукты питания") и субконто 2 "МОЛ".

Для организации оперативного учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР есть несколько вариантов.

Например, можно организовать партионный учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР. То есть в справочниках "Материалы", "Продукты питания", "Оборудование" и т. п. на одну и ту же номенклатуру создается несколько позиций (элементов справочника) по статьям ФКР и ЭКР. Код статьи можно указать непосредственно в кратком наименовании МЗ. Можно также объединить материальные запасы в группы по видам ЭКР (ФКР). При такой организации справочника вы будете видеть, с какой позиции следует списывать материальные запасы.

Распределение элементов справочника по группам возможно не только при начале ведения учета, но и уже в заполненном справочнике.

Например, в справочнике "Материалы" первоначально введены только группы по видам материальных запасов, внутри которых введены элементы по номенклатуре.

Создадим внутри какой-либо группы новые группы по кодам ЭКР, по которым приобретались материальные запасы этого вида.

После создания иерархической структуры вложенных групп складывается ситуация, когда группы расположены отдельно от элементов справочника. В связи с этим потребуется элементы, ранее введенные общим списком, распределить по своим папкам.

Для реализации этой операции необходимо, чтобы в окне для просмотра справочника помимо таблицы было раскрыто дерево групп (щелчком мыши на папке с нужным кодом ЭКР) (рис. 1).

Рис. 1. Перенос элемента справочника в группу

Для переноса элемента или группы в другую группу справочника необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • в таблице справочника установить курсор на строку с тем элементом или группой, которую необходимо перенести в другую группу;
  • в дереве групп выбрать наименование той группы, куда предполагается перенести выбранный элемент;
  • в меню "Действия" выбрать команду "Перенести в другую группу" или нажать комбинацию клавиш Ctrl + F5.

Последовательно выполняя аналогичные действия с каждым элементом справочника, обеспечим их распределение по группам.

Следует отметить, что изменение кода или наименования объекта справочника (группы или элемента), изменение вложенности не потребуют исправления проводок или повторного проведения документов, использующих эти объекты. То есть объект остается тем же, несмотря на проведенные изменения.

Если код ЭКР (ФКР) указан непосредственно в наименовании материала, то в любых аналитических отчетах, сформированных по счетам учета материальных запасов, можно будет увидеть остатки по кодам ЭКР.

Если в справочнике материальные запасы объединены в группы по видам ЭКР (ФКР), то сформировав стандартный отчет "Оборотно-сальдовая ведомость по счету", в котором для субконто "Материалы" включена опция "Группы" (рис. 2), можно получить информацию о движении материальных запасов, сгруппированную по группам (рис. 3). Кроме того, к счетам учета материальных запасов можно создать субсчета второго порядка по статьям ЭКР или ФКР.

Рис. 2. Настройка группировки информации в отчете

Рис. 3. Вывод информации с группировкой по группам справочника

Разделение финансового и материального учета

При работе с сетевой версией "1С:Бухгалтерии", как правило, с одним и тем же документом последовательно работают несколько сотрудников. Например, при поступлении материальных ценностей сопроводительные документы сначала частично обрабатываются в финансовом отделе - вносятся данные о поставке в целом для оперативного получения информации о взаиморасчетах с контрагентами, и только потом в материальном отделе производится разноска МЦ по бухгалтерским счетам. Как организовать такой порядок в "Бухгалтерии для бюджетных организаций"?

Для разделения финансового и материального учета во все документы по поступлению материальных ценностей введен реквизит "Сумма документа", в котором следует указывать общую сумму поступивших материальных ценностей.

Если сопроводительные документы поступают в первую очередь в финансовый отдел, то при оформлении поступления в программе сотрудник финансового отдела может заполнить в приходном документе только данные о контрагенте, общую сумму документа (стоимость поступивших материальных ценностей), а также отнести всю сумму документа на одну позицию в спецификации документа, например, "Не отрегулировано". Для этого в справочнике материальных ценностей должен быть элемент с таким наименованием. Заполненный документ следует записать в журнал, а на сопроводительном документе указать номер соответствующего документа в программе.

При поступлении сопроводительных документов в отдел материального учета, следует по указанному номеру открыть их аналог в программе и дооформить документ, то есть заполнить его табличную часть - по номенклатуре поступивших материальных ценностей ввести данные о количестве и стоимости, указать счета бухгалтерского учета, МОЛ, а затем перепровести документ.

Возможно, на один сопроводительный документ придется ввести несколько документов в программе, например, когда по одному счету-фактуре получены основные средства и малоценные предметы. В этом случае новые документы можно ввести копированием документа, введенного в финансовом отделе. В документах следует откорректировать сумму, указанную в электронном документе, введенном в финансовом отделе, указав в одном общую стоимость, например, только основных средств, в другом - общую стоимость, например, только малоценных предметов.

Регистрация поступления материальных ценностей в документе "Авансовый отчет"

В новом релизе "Бухгалтерии для бюджетных организаций" при создании документа "Авансовый отчет" для оформления расчетов с подотчетными лицами в части оприходования на склад поступивших МЦ не формируется проводка. Она формируется через документ "Поступление МЗ". В предыдущем релизе авансовый отчет всегда формировал проводки. На какой методологический документ можно ссылаться, объясняя данное изменение формирования проводки?

Возможность ввода документа "Поступление МЗ" (поступление материальных запасов) из документа "Авансовый отчет" при выборе счета из группы 06 включена в конфигурацию по многочисленным просьбам пользователей программы.

Предложенная в программе технология оформления поступления через подотчетное лицо основных средств, нематериальных активов и малоценных предметов - при выборе корреспондирующего счета из группы 01 или 07 вызывается соответствующий документ "Покупка ОС и НМА" или "Поступление МП" - понравилась пользователям: одновременно регистрируется авансовый отчет подотчетного лица и приходуются материальные ценности, при проведении документа "Авансовый отчет" проводится и документ поступления материальных ценностей.

Ввод документа "Поступление МЗ" из документа "Авансовый отчет" дает возможность, например, списать на расходы приобретенные через подотчетное лицо материалы сразу в момент оприходования. При проведении документа "Авансовый отчет" проводится и документ "Поступление МЗ". При отмене проведения документа "Авансовый отчет" отменяется проведение и документа "Поступление МЗ". Проводки по поступлению материалов (и списанию), сформированные документом "Поступление МЗ", отражаются в печатной форме документа "Авансовый отчет", а также на закладке "Шапка" документа "Авансовый отчет" при нажатии кнопки "Показать" и выборе пункта "Бухгалтерские записи". Перечень проводок, которые формируются при проведении документа "Авансовый отчет", отражается в расшифровке к авансовому отчету и в журнале проводок:

  • для формирования и печати расшифровки к авансовому отчету следует нажать кнопку "Проводки" в журнале "Авансовые отчеты";
  • чтобы просмотреть проводки, сформированные документом "Авансовый отчет", находясь в журнале "Авансовые отчеты", надо выделить курсором документ "Авансовый отчет" и нажать кнопку "ОK". Чтобы просмотреть проводки, сформированные документом "Поступление МЗ", находясь в журнале "Материальные запасы", надо выделить курсором документ "Поступление МЗ" и нажать кнопку "ОK".

Следует обратить внимание на ошибку некоторых пользователей, которые вводят в документ "Авансовый отчет" строки по каждому наименованию поступивших материалов. В строке документа "Авансовый отчет" следует указывать всю сумму по чеку на приобретение материалов, а в уже открывшемся документе "Поступление МЗ" производится расшифровка этой суммы по конкретным видам материалов.

Если в вашем учреждении подотчетное лицо сначала сдает материалы на склад, а потом приносит авансовый отчет в бухгалтерию, то можно проводить оформление следующим образом. Сначала на складе (на участке учета материальных запасов) МЗ приходуются документом "Поступление МЗ", в котором в качестве корреспондирующего счета указывается счет 178. При проведении документа по каждой номенклатурной единице формируются проводки:

Дебет 06 Кредит 178 - на сумму поступивших ценностей.

Затем в бухгалтерии (на участке расчетов с подотчетными лицами) вводится документ "Авансовый отчет", в котором делается одна запись:

Дебет 178 Кредит 160 - на сумму поступивших ценностей.

Учет безвозмездно полученных ценностей

Мы - медицинская организация, и к нам частенько приходят медикаменты по гуманитарной помощи, то есть без цены, и, следовательно, приходный документ получается без сумм. А такие документы в "Бухгалтерии для бюджетных организаций" не проводятся, и количественный учет в отчетах (оборотно-сальдовая ведомость и так далее) не показывается. Каким образом мы можем решить эту проблему?

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) учет материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на балансовых счетах в количественном и суммовом выражении. Поэтому документы, с помощью которых в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" отражается движение материальных ценностей на балансовых счетах бухгалтерского учета, предполагают указание как стоимости, так и количества материальных ценностей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования (п. 1 ст. 11). Это же положение закреплено в пункте 47 Инструкции № 107н - "основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости", а также в пункте 26 (подп. "а") - "излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации".

Таким образом, на баланс учреждения не положено принимать ценности без указания их стоимости. Оприходование материальных ценностей, поступивших без цены, должно производиться по рыночной стоимости.

Рыночная стоимость определяется в порядке, изложенном в пункте 26 (подп. "а") Инструкции № 107н: "формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем".

Подтверждением рыночной цены могут быть данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе.

Если по какой-либо причине невозможно получить необходимую информацию о действующих ценах, то стоимость должна быть определена "экспертным путем" - следует созвать комиссию из работников учреждения, оценить поступившие ценности, хотя бы в условной оценке, оформить соответствующий акт в произвольной форме, в котором фиксируется, что безвозмездно переданные учреждению ценности ставятся на учет по "такой-то" цене. Акт заверяется подписями членов комиссии. В этой оценке следует принять ценности к учету, оформив поступление на баланс соответствующими документами программы.

Следует учесть, что установление текущей рыночной цены объектов основных средств организацией-получателем, не имеющей лицензии на оценку имущества, в частности, комиссией из работников учреждения, действующими нормативными документами не предусмотрено. В данном случае придется прибегнуть к услугам независимого эксперта.

В "Бухгалтерии для бюджетных организаций" безвозмездно поступившие малоценные предметы приходуются универсальным документом "Поступление МП", в котором выбирается источник поступления "Безвозмездно получено/передано". При выборе этого источника на основной закладке документа надо указать только поставщика ценностей.

В табличной части указывается субсчет 3 счета учета малоценных предметов с типом источника финансирования "ЦС и БП" (так как безвозмездное поступление в соответствии с Инструкцией № 107н должно учитываться как целевые средства) и поступившие ценности по цене, которую утвердила комиссия.

Дебет 07.3 Кредит 260.3.

Безвозмездно поступившие материальные запасы (МЗ) приходуются универсальным документом "Поступление МЗ", в котором на основной закладке "Шапка" указывается счет 270.3 "Средства от безвозмездных поступлений", выбирается вид поступления, например "Благотворительность" и источник финансирования "Безвозмездно получено/передано".

В табличной части указываются счета учета материальных запасов с субсчетами "3" ("ЦС и БП"), например 063.3, номенклатура МЗ по цене, которую утвердила комиссия.

При проведении документа будут сформированы проводки:

Дебет 06.3 Кредит 270.3.

Учет оборудования для НИОКР по договорам заказчика

Как оприходовать оборудование для научно-исследовательских работ по договорам заказчика на счет 044.2? Как сделать так, чтобы это оборудование попадало в реестр закупок?

Для регистрации движения оборудования для научно-исследовательских работ по договорам заказчика, учитываемого на счете 044.2, следует использовать документы раздела "Учет материальных запасов". В частности, для оприходования - документ "Поступление МЗ".

В табличной части документа выбирается счет 044 и номенклатура оборудования. Об оформлении документа "Поступление МЗ" читайте в описании документа и документации к программе. После проведения документа "Поступление МЗ" данные о закупке оборудования будут включены в реестр закупок.

При передаче оборудования со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме (договору) следует оформить документ "МЗ списание" для списания оборудования с баланса.

При этом необходимо поставить оборудование на забалансовый учет - на счет А02 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Проводки по счету А02 следует вводить вручную.

В каждом бюджетном учреждение, в деятельности используются учет товарно-материальных запасов. Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов.

Бюджетные учреждения, на балансе которых есть материальные запасы, в том числе продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, это в первую очередь: больницы, школы, детские сады, детские дома.

Материальные запасы

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н от 30.12.2008г. (с изменениями от 01.01.2010г.)

Материальные запасы – это часть имущества, используемая: для управленческих нужд учреждения. Основными задачами учета материальных запасов в бюджетного учреждения являются:

  • контроль за сохранностью ценностей;
  • контроль за соответствием складских запасов нормативам;
  • контроль за выполнением планов снабжения материалами;
  • выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
  • контроль за соблюдением норм потребления;
  • своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;
  • получение точных сведений об остатках, находящихся на складах.

Также важно указать значимость первичных документов в учете материалов в бюджетных организациях. Первичные документы по поступлению материальных запасов играют важную роль в организации учета материальных запасов в бюджете, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют контроль за сохранностью и рациональным использованием материальных запасов. Учет ТМЦ в бюджетных организациях требует, чтобы первичная документация оформлялась на основании типовых форм, которые имеют все необходимые реквизиты.

Материальные запасы в бюджетную организацию поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства материальные запасы – это один из видов нефинансовых активов бюджетных учреждений. На поставку материалов бюджетная организация заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

Операции по перемещению материальных запасов

Отражение в бюджетном учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании соответствующих документов. См. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Для оформления и регистрации движения материальных запасов, продуктов питания, оборудования, требующего монтажа – на счетах группы 105.00 «Материальные запасы»:

  • 105.01 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  • 105.02 «Продукты питания»;
  • 105.03 «Горюче-смазочные материалы»;
  • 105.04 «Строительные материалы»;
  • 105.05 «Мягкий инвентарь»;
  • 105.06 «Прочие материальные запасы»;
  • 105.07 «Готовая продукция»;
  • 105.08 «Товары».

А также по счетам 107.х3 «Материалы в пути» применяются документы группы «Учет материальных запасов». См. Приказ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению».

На сегодняшний момент списание материальных запасов в бюджетных учреждениях производится на основании приказа по учреждению и указанию норм списания.

Статья актуальна на февраль 2015 года.

Анастасия Карабанова

Бухгалтер - эксперт

Под материальными запасами понимаются различные вещественные элементы, используемые в процессе хозяйствования деятельности в качестве предметов труда. Они целиком потребляются в каждом хозяйственном и производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на расходы бюджетных организаций и стоимость производимой ими продукции.

Классификация материалов в бюджетных организациях положена в основу учета по синтетическим счетам. Для учета МЗ предназначены счета:

  • 105.01. - « медикаменты»
  • 105.02. - « продукты питания»
  • 105.03. - «ГСМ»
  • 105.04. - « строительные материалы»
  • 105.05. - «мягкий инвентарь»
  • 105.06. - «прочие МЗ»

Бюджетные учреждения имеют определенные нормы запасов МЗ в минимальных размерах, обеспечивающих бесперебойную работу учреждения.

Нормы запасов материалов устанавливаются в днях или процентах к их годовому расходу. Так, нормы запасов могут устанавливаться для следующих групп материалов: материалы для учебных, научных и других специальных целей, продукты питания, медикаменты, перевязочные средства и аптекарские запасы, топливо. Превышение установленных норм является нарушением бюджетной дисциплины, и вышестоящая организация имеет право уменьшить финансирование по соответствующим статьям на сумму превышения фактического остатка материалов против норм.

Для учета материальных запасов необходимы правильная организация складского хозяйства, классификация и оценка материалов.

Систематизированный перечень всех материалов, используемых в учреждении, с точным их наименованием представляет собой единую номенклатуру.

Каждому наименованию материалов в этом перечне присваивается постоянный номенклатурный номер, устанавливается единица измерения и проставляется цена.

Материалы оцениваются в учете и бухгалтерском балансе по ценам их приобретения. Транспортные расходы по доставке материалов списываются на соответствующие статьи расходов в зависимости от ассигнований, за счет которых они приобретались.

В каждом бюджетном учреждении должен быть установлен четкий порядок, обеспечивающий своевременный контроль за фактическим поступлением материалов. Принимая материальные запасы, заведующий складом (кладовщик) обязан проверить соответствие качества, сорта, качества поступивших материалов данным, указанным в документах (счет-фактура, накладная).

Материальные запасы отражаются на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

В большей части организаций текущий учет материальных запасов ведут по твердым учетным ценам- по средним покупным ценам, по плановой себестоимости и др., т.к. исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Отклонение фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

Определение фактической себестоимости материальных запасов списываемых на производство разрешается производить следующими методами оценки запасов:

  • - по себестоимости единицы запасов
  • - по средней себестоимости
  • - по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО)

Метод ФИФО независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списываются материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

По себестоимости последних по времени приобретений(метод ЛИФО)

При методе ЛИФО применяют другое правило: вначале списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Единицей учета материальных запасов является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных запасов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Поступающие в организацию материалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке. Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы- платежное требование (в 2-х экземплярах- один непосредственно покупателю, другой через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления. После этого они передаются ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения поступающие документы проходят проверку на соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и прочих указанных в них данных договорным условиям. Кроме этого, для контроля за поступлением грузов в отделе снабжения ведут журнал учета поступивших грузов. В нем указываются: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждение тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает их заведующему склада, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Поступление материалов оформляется распиской материально-ответственного лица на документах поставщика (счете, акте, накладной, товарно-транспортной накладной). При централизованной доставке материальных ценностей приемка их подтверждается не только распиской материально- ответственного лица в сопроводительном документе поставщика, но и печатью бюджетного учреждения.

Учет материалов на складах ведется в книге складского учета материалов. До начала записей в книге нумеруются все страницы, на обороте последней страницы подписывается главный бухгалтер. На каждый вид материалов открывается отдельная страница; после каждой записи по приходу и расходу выводятся остатки. Такие записи на основе первичных документов материально-ответственные лица делают в тот же день.

В случае расхождения фактических данных о поступивших материалах с данными поставщика комиссией составляется акт приемки в 2-х экземплярах с обязательным участием заведующего складом и представителя от поставщика или незаинтересованной организации.

Отпуск материалов со склада учреждения осуществляется на основании документов, утвержденных руководителем учреждения. Расходные документы по содержанию и назначению можно объединить в две группы: разовые требования и накопительные документы. К первой группе относятся: накладная(требование), применяющаяся при выдаче материалов со склада и при перемещении материалов внутри учреждения; меню-требование ф.№ 45-МЗ, использующиеся для выдачи продуктов питания со склада; путевой лист для списания в расход автомобильного бензина. Вторая группа включает ведомость выдачи материалов на нужды учреждения ф.№410.

Бензин списывается по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей.

Списание материалов или продуктов питания производится по ценам их приобретения или средним ценам, если они приобретались по разным ценам.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в 2-х экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе. В подтверждение проверки бухгалтер расписывается в книге(карточке) против каждой проверенной записи. Обнаруженные ошибки исправляют непосредственно на месте.

К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ, и готовая продукция.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации), в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету от 10.02.2006 № 25н.

В фактическую стоимость материальных запасов входят те же самые элементы, что и в первоначальную стоимость основных средств, за исключением регистрационных сборов, так как регистрации подлежит только движимое и недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

При учете материальных запасов разница понятий фактической стоимости для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения существенной роли не играет. Тем не менее необходимо владеть этой информацией.

Материальные запасы, приобретенные за счет бюджетных и целевых средств и внебюджетных средств, не облагаемых НДС, принимаются к учету вместе с НДС. А материальные запасы, приобретенные за счет внебюджетных средств, облагаемых НДС, принимаются к учету без НДС. Сумма НДС в таком случае относится в дебет счета 2 21001 560 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам».

Пример 1. Бюджетным учреждением приобретены строительные материалы для текущего ремонта за счет бюджетных средств безналичным путем. В бюджетном учете отражены следующие операции (таблица № 1 и 2).

Таблица 1. Приобретение материалов за счет средств бюджета

Таблица 2. Оплата за доставку произведена поставщику отдельно

Проводка

Сумма, руб.

Перечислен аванс в счет поставки стройматериалов

Оприходованы строительные, материалы (для последующего формирования учетной стоимости материалов)

Перечислено поставщику за строительные материалы

Зачет аванса (предоплаты) за поставку стройматериалов

Акцептован счет за доставку строительных материалов

Оплачен счет за доставку строительных материалов

Сформирована стоимость строительных материалов

Необходимо обратить внимание на то, что доставка включается в фактическую стоимость материальных запасов, формирование учетной стоимости проводится с применением счета 1 10604 340, если оплата производится по разным договорам (как во второй части примера).

Пример 2. Подотчетным лицом приобретены канцелярские принадлежности за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС и имеющей право на вычет НДС, на сумму 3 599 руб., в том числе НДС - 549 руб. Порядок отражения операций по приказу № 25н приведен в таблице № 3.

Таблица 3. Приобретение материалов подотчетными лицами за счет предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Если материальные запасы поступают в бюджетное учреждение безвозмездно от вышестоящей организации или от другого бюджетного учреждения, то тогда они приходуются по фактической стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 52 приказа №25н).

Если материальные запасы поступают в бюджетное учреждение по договору дарения, то тогда они приходуются по текущей рыночной стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (пример 3).

Пример 3. В бюджетное учреждение по договору дарения (безвозмездно) поступили от бюджетного учреждения, подведомственного разным главным распорядителям по подчиненности одного уровня бюджета (от государственных и муниципальных учреждений), хозяйственные материалы на сумму 5 712 руб., в том числе НДС - 756 руб. Отражение операций по поступлению хозяйственных материалов приведено в таблице 4 и 5.

Таблица 4. Поступление прочих материалов по договору дарения, если больше никаких дополнительных расходов нет

Если материалы поступают по договору дарения (безвозмездно) и производится доставка по отдельному счету (договору), то записи будут иными.

Таблица 5.

  • - при поступлении материалов в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов, в том числе по централизованному снабжению: Дебет О 10506 340 Кредит О 30404 340;
  • - при поступлении материалов в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней:

Дебет О 10506 340 Кредит О 40101 151

При инвентаризации в бюджетном учреждении обнаружены излишки материальных запасов у материально ответственного лица Иванова И.И. (таблица № 6). Определяем наименование материалов, количество и оцениваем излишки по текущей рыночной стоимости. Под текущей стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету (табл.6).

Таблица 6. Оприходование излишков материалов

Аналитический учет МПЗ ведется на основании оборотно-сальдовых ведомостей.Они распечатываются ежемесячно в разрезе номеров счетов, материально-ответственных лиц и структурных подразделений (прилож. 1).

Материальные запасы – это продукция, предназначенная для технического производства и находящаяся на различных этапах производства и обращения, а также товары, ждущие поступления в процесс производства.

Причины для создания материальных запасов на предприятии:

  1. Необходимость в постоянном производственном процессе.
  2. Непредсказуемость величины спроса на товары.
  3. Периодически возникающий спрос на определенную продукцию.
  4. Оптовые закупки товаров покупателями.
  5. Получение прибыли из-за повышения цены.
  6. Затраты связанные с процессом продажи продукции.
  7. Цикличность технологической цепочки производства и реализации товара.
  8. Получение непрерывной прибыли вследствие немедленного удовлетворения спроса покупателей.
  9. Обеспечение непрерывности производства.
  10. Контроль за процессами на предприятии, корректировка количества выпускаемых товаров.

Выделяют следующие группы материальных запасов:

  1. Сырье и основные материалы. Сырье-продукция добывающих отраслей производства, а основные – это материалы, которые образуют материальную основу продукта.
  2. Вспомогательные материалы. Являются дополнением к основным материалам, могут присутствовать при производстве товаров широкого потребления или реализовываться.
  3. Покупные полуфабрикаты.
  4. Отходы.
  5. Топливо.
  6. Тара и тарные материалы.
  7. Запасные части.
  8. Средства учреждения.
  9. Товары для реализации.
  10. Готовая продукция.

Последние 3 пункта не всегда относят к материальным запасам.

Задачи учета материальных запасов:

  1. Соответствующее документальное оформление.
  2. Контроль за хранением, количеством, расходованием и списанием материальных запасов.
  3. Выявление излишков и недостач.
  4. Определение фактической себестоимости материальных запасов с учетом тех затрат, что были произведены (с помощью методов специфической идентификации, средневзвешенной стоимости, ФИФО).

В Едином плане счетов имеется счет для отображения всех операций с материальными запасами. Он так и называется – «Материальные запасы» номер счета 105.00. Этот синтетический счет подразделяется на аналитические группы.

В инструкции № 157н прописаны правила обращения с материальными запасами. К ним относятся:

  • предметы, находящиеся во владении предприятия должны маркироваться штампом с несмываемой краской, название учреждения указывается обязательно;
  • при выводе в пользование дополнительно маркируют год и месяц выдачи.

Штампы хранят у начальства.

При движении материальных запасов производят оценку их стоимости.

  1. Поступление. Обычно учет происходит по первоначальной стоимости, которая в дальнейшем не меняется.
  2. Перемещение или списание. В этом случае стоимость может быть либо средней, либо фактической. Выбор себестоимости не меняется весь отчетный период.

Учет материальных запасов ведется материально ответственным лицом, должен быть подписан соответствующий документ. Договор об индивидуальной ответственности за недостачу имущества создается с лицом старше 18 лет, непосредственно отвечающим и работающим с продукцией, за которую отвечает (ст. 244 ТК РФ). МОЛ ведет учет всех материальных запасов, имеющихся на складе. Последний должен быть оборудован тарой для возможных перемещений продукции. Документально все фиксируется в Книге складского учета материалов (ф. М-17).

Материально ответственное лицо должно понимать всю ответственность своего положения. Необходимо четко следовать всем инструкциям, а также делать свою работу тщательно. Забывчивость может сыграть злую шутку. Инвентаризация конкретно решает все вопросы компетенции заведующего складом. Выявленная недостача как показатель для дальнейшей работы сотрудника. Ему уже не доверят каких-либо товаров или ценностей. Но ответственность за ведение дел на складе несет не только одно МОЛ. Их может быть несколько, поэтому за нарушения каких-либо правил наказание получить могут коллективно.

Выдача МЗ производится по соответствующим документам (накладным), подписанным руководителем предприятия. Форма заполнения обычно прописана в учетной политике предприятия. Поступление на склад проводится на основании договоров. При этом происходит проверка поступившего товара.

После проверки товара на складе происходит его оформление, и данные отправляют в бухгалтерию, где уже и проходит оплата полученных материалов.

Каждый месяц заведующий складом отчитывается перед бухгалтерией, представляя соответствующие документы.

Получение товара оформляется по накладным, если имеются какие-то различия между количеством на накладной и количеством по факту пишется акт приемки материалов. Что касается внутреннего перемещения, то здесь оформляется накладная – требования, причем все документы в двух экземплярах (один оформляется для склада, второй – для бухгалтерии).

Материальные запасы – это часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов имеют значительную в расходах. Поэтому контроль за положением материальных запасов и их использование оказывают очень большое влияние на результат, коим является финансовое положение организации.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (Код формы 0504210)

Применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных, научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 3 000 рублей за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3-12).

Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей и предметов основных средств стоимостью до 3 000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса учреждения.

Акт о списании материальных запасов в 2018-2019 году

(Код форм 0504230)

Применяют для списания материальных запасов по документам, где указывают их количественный расход. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом руководителя.

Списание происходит, когда товар уже отправлен по назначению, чтобы не было путаницы. Оно сопровождается определенными документами, которые имеют силу лишь при подписании их руководителями предприятий и другими ответственными лицами, кого именно прописано в учетной политике. Запись должна появиться не только в регистрах низшего ранга, но и в других, находящихся на более высоких уровнях, так как учет ведется по всем регистрам и, соответствие, является необходимым условием. Ошибки допускаются только в самом редком случае и только в документах низшего уровня. Исправления на них можно оставить, но при этом должна быть надпись «Исправленному верить» и подпись. Небрежность в заполнении документов запрещена.

Необходимо отметить, что содержание на предприятии материальных запасов влечет за собой расходы, но прибыль, получаемая в итоге при успешном производстве, покрывает все издержки. Производство имеет свои существенные проблемы, если управленческий аппарат справляется со своей обязанностью из рук вон плохо. При более чем равнодушном производстве, пущенном на самотек, среди персонала появляется тяга к воровству. Начальству необходимо быть ближе к своим рабочим, знать об их проблемах, ведь чаще всего такие проступки люди совершают не из плохих побуждений, а из-за жизненной необходимости.



Похожие статьи