Принятие бюджетных обязательств бюджетным учреждением. Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
А согласно п. 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), денежные обязательства - это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае - в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях - в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.
Итак, согласно ст. 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.
На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств". Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).
Какие документы подтверждают данный факт?
Данный факт подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:
- датой договора на полную стоимость по договору;

- датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно п. 4 ст. 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:
- датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;
- одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
- одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);
- последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

Пример 1. Казенное учреждение 28 января 2013 г. заключило договор на информационные услуги на сумму 55 000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику услуг аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 16 500 руб. Договор заключен до 30 июня 2013 г. 4 февраля 2013 г. учреждение перечислило поставщику аванс в размере 16 500 руб. 27 июня 2013 г. учреждением был подписан акт выполненных работ, а 28 июня 2013 г. поставщику были перечислены денежные средства в счет окончательного расчета в сумме 38 500 руб.
В бухгалтерском учете казенного учреждения хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:
28 января 2013 г. приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с поставщиком договору на сумму 55 000 руб.:
Дебет 1 501 13 226
"Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по прочим работам и услугам"
Кредит 1 502 11 226
.
4 февраля 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по уплате аванса поставщику согласно условию заключенного договора на сумму 16 500 руб.:
Дебет 1 502 11 226
"Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам"
Кредит 1 502 12 226

27 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года на сумму 38 500 руб. по окончательному расчету с поставщиком согласно акту выполненных работ (заметим, что полная сумма по акту выполненных работ составляет 55 000 руб. минус аванс в сумме 16 500 руб., принимаем денежное обязательство в сумме 38 500 руб.):
Дебет 1 502 11 226
"Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам"
Кредит 1 502 12 226
"Принятые денежные обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам".

Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств, поэтому в бухгалтерском учете, как правило, хронологически сначала отражаются операции с бюджетными обязательствами, а затем - операции с денежными обязательствами.
Положения локальных актов, принятых в учреждении, могут влиять на порядок возникновения денежных обязательств учреждения. И это тот редкий случай, когда денежное обязательство может быть принято раньше бюджетного. Но такой порядок должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения.

Пример 2. Согласно коллективному договору, действующему в казенном учреждении, заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: аванс за первую половину месяца - каждое 20-е число текущего месяца, заработная плата за вторую половину месяца (окончательный расчет) - не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. 20 июня 2013 г. работникам учреждения был выплачен аванс за первую половину месяца на общую сумму 47 800 руб. 30 июня 2013 г. учреждением начислена заработная плата за июнь в размере 110 200 руб., а 5 июня выплачена заработная плата за вторую половину месяца.
В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:
20 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы (аванса за 1-ю половину месяца) на сумму 47 800 руб.:
Дебет 1 502 11 211

Кредит 1 502 12 211

30 июня 2013 г.:
а) приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года по заработной плате за июнь на сумму 110 200 руб.:
Дебет 1 501 13 211
"Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по заработной плате"
Кредит 1 502 11 211
"Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате";
б) приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы на сумму 62 400 руб.:
Дебет 1 502 11 211
"Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате"
Кредит 1 502 12 211
"Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате".

Однако чаще всего возникновение денежного обязательства совпадает с принятием учреждением соответствующего бюджетного обязательства. Правда, еще раз отметим, что различия в порядке принятия к бухгалтерскому учету бюджетных и денежных обязательств прежде всего зависят от сформированной в учреждении учетной политики.

Завершающий этап исполнения бюджета

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам учреждение предъявляет платежные и иные документы в казначейство или финансовый орган либо в банк. Далее согласно п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса производится оплата денежных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов или ассигнований.
Отметим, что денежное обязательство не может быть исполнено без соответствующей разрешительной надписи (акцепта) соответствующего финансового органа. Нанесение такой разрешительной надписи называется санкционированием расходов и в учете учреждений не отражается.
Факт исполнения денежных обязательств, как правило, подтверждается платежными документами, на основании которых было произведено списание денежных средств со счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.
Из ст. 219 Бюджетного кодекса следует, что операции, отражаемые на таких счетах Единого плана счетов, как 206 00 "Расчеты по выданным авансам", 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам", 303 00 "Расчеты по платежам в бюджет", в корреспонденции с кредитом счетов 201 00 "Денежные средства учреждения", 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" как раз и свидетельствуют об исполнении денежных обязательств.

Отражение операций в учете

Как самостоятельный объект учета денежные обязательства в учете государственных (муниципальных) учреждений независимо от типа возникли только с 1 января 2011 г.
И если порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку принятие такого обязательства подтверждается документом-основанием (договор, контракт и т.п.), нетрудно установить и момент отражения таких операций в учете. Однако при отражении в учете денежных обязательств возникают определенные особенности.
Как отмечалось выше, необходимость принятия денежных обязательств чаще всего возникает в результате наступления соответствующих условий договоров с поставщиками (подрядчиками) или на основании локальных актов. Однако особенностью принятия денежного обязательства является именно наступление (возникновение) определенного условия, которое не связано с изменением активов или расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Представляется, что порядок ведения учета денежных обязательств прежде всего будет зависеть от того, какую информацию бухгалтер и руководитель учреждения хотят получить.
Очевидно, что учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом. А ведение учета с учетом соответствующих кодов бюджетной классификации позволяет получать сведения об исполнении бюджета по расходам в разрезе разделов (подразделов), целевых статей, программ вплоть до КОСГУ.
Обратите внимание, что сумма оборотов по кредиту счета 502 01 "Принятые обязательства" отражает объем принятых бюджетных обязательств, или, другими словами, объем заключенных учреждением договоров. На соответствующую отчетную дату учреждение как бы "резервирует", планирует произвести расходы в пределах доведенных лимитов.
В то же время сумма оборотов по кредиту счета 502 02 "Принятые денежные обязательства" характеризует объем отраженных в бухгалтерском учете учреждения своих денежных обязательств перед контрагентами (поставщиками, подрядчиками, работниками). Или, другими словами, обороты по кредиту счета 502 02 соответствуют объему денежных средств, которые учреждение готово уплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.
Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 502 01 и 502 02, соответствующая кредитовому сальдо по счету 502 01, свидетельствует о том, какая сумма должна быть уплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату.
В то же время кредитовое сальдо по счету 501 03 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" соответствует "невостребованному" объему лимитов, под которые учреждением еще не заключены договоры и не приняты обязательства перед юридическими и физическими лицами.
Отметим также, что соотношение кредитовых оборотов по соответствующему КОСГУ аналитических счетов по счету 502 02 и аналитических счетов по счетам 201 00 и 304 05 позволит получить информацию о суммах ожидающих исполнения принятых денежных обязательств и уже исполненных денежных обязательств.
Имея указанную аналитическую информацию об исполнении бюджета по расходам, руководитель учреждения, бухгалтер и другие заинтересованные лица могут контролировать порядок принятия решений на определенных этапах хозяйственной деятельности учреждения.
Напомним, что Инструкция N 157н не содержит жестких установок по порядку отражения в учете операций по принятию денежных обязательств. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок. При этом очевидно, что порядок отражения денежных обязательств следует увязать с принятым в учреждении порядком учета бюджетных обязательств. Такая увязка между учетом бюджетных и денежных обязательств необходима для получения объективной и корректной информации об исполнении бюджета.
Например, если учетной политикой учреждения принято отражать бюджетные обязательства в момент подписания договора, то денежные обязательства по расчетам с поставщиком (подрядчиком) целесообразно принимать к учету согласно условиям договора об уплате аванса и окончательного расчета, но не позднее даты перечисления средств.
Другой пример - если учетной политикой учреждения бюджетные обязательства принимаются в момент образования кредиторской задолженности (например, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, взносам и иным платежам), то денежные обязательства могут отражаться в учете также в момент образования кредиторской задолженности (то есть одновременно с принятием бюджетных обязательств) либо на дату уплаты соответствующих сумм в бюджет.
На наш взгляд, нецелесообразно для осуществления проводок по принятию денежных обязательств еще раз использовать договоры (копии договоров) или иные документы. Для отражения в регистрах учета рекомендуем использовать справку (ф. 0504833).
Напомним, что в соответствии с Инструкцией от 15 декабря 2010 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета. На основании справки (ф. 0504833) производятся записи в журнал регистрации обязательств (ф. 0504064). В соответствии с п. 320 Инструкции N 157н учет принимаемых обязательств ведется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Корректировка принятых бюджетных обязательств

При выполнении договорных обязательств принятые бюджетные обязательства должны быть скорректированы с учетом фактически выполненных работ (услуг), поставленной продукции и т.д.

Пример 3. 11 января 2013 г. казенному учреждению были выделены годовые лимиты бюджетных обязательств на подстатью 223 "Коммунальные услуги" в размере 200 000 руб.
21 января 2013 г. руководитель учреждения подписал договор с поставщиком на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению на сумму 78 000 руб.
Однако сумма фактически оказанных учреждению услуг за 2012 г., согласно актам приема-передачи, составила 76 420 руб.
В конце отчетного периода (в декабре 2012 г.) бухгалтером делается исправительная проводка на уменьшение суммы принятых бюджетных обязательств по данному договору:
- уменьшены бюджетные обязательства в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг на 1580 руб. (78 000 руб. - 76 420 руб.) (сторно):
Дебет 1 501 13 223
"Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по коммунальным услугам"
Кредит 1 502 11 223
"Принятые обязательства текущего финансового года по коммунальным услугам".
Обратите внимание, что на неиспользованную сумму (1580 руб.) необходимо оформить дополнительное соглашение к договору.

Если же сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило получение услуг актами приема-передачи или другими документами, то необходимо доначислить сумму бюджетных обязательств по данному договору. Однако это возможно только в случае, если лимиты бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ не выбраны полностью. Заметим, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов не допускается.

Заполнение формы 0503128 "Отчет о принятых бюджетных обязательствах" (раздел 1)

В соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с изм. и доп.) форма 0503128 входит в состав полугодовой и годовой отчетности (главный распорядитель вправе устанавливать свои периоды для текущего контроля) для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Много вопросов возникает при заполнении данной формы, попробуем разобраться. Во-первых, начнем с того, что данная форма заполняется до операций по закрытию года. В графе 4 заполняются показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 503 15 000 "Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года" (для казенных учреждений), для бюджетных и автономных учреждений учитываются показатели по счету 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Графа 5 заполняется на основании дебета счета 0 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств". Для бюджетных и автономных учреждений графы 4 и 5 совпадают. Сверить можно с графой 5 формы 0503127. Графа 6 заполняется на основании кредита счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства". Графа 8 заполняется на основании счета 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства". Рассмотрим момент, когда на начало года была кредиторская и дебиторская задолженность: на сумму кредиторской задолженности необходимо увеличить бюджетные и денежные обязательства, а на сумму дебиторской задолженности соответственно уменьшить бюджетные и денежные обязательства. Это важно, так как повлияет на правильность заполнения данного отчета. В учете в начале года необходимо также отразить - принять бюджетные и денежные обязательства за счет выделенных средств на сумму кредиторской задолженности и уменьшить бюджетные и денежные обязательства на сумму дебиторской задолженности. В графе 10 кассовое исполнение необходимо сверить с графой формы 0503127. Графа 11 заполняется как разница между графами 6 и 10. Графа 12 заполняется как разница между графами 8 и 10. Показатели графы 12 - это и есть сумма кредиторской задолженности учреждения.
В завершение отметим, что все спорные вопросы, возникающие в учреждении по учету принятия бюджетных и денежных обязательств, необходимо отразить в учетной политике, чтобы у проверяющих органов появлялось меньше вопросов.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки.

Нарушение казенным учреждением порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Учет принятых (принимаемых) учреждением обязательств ведется на следующих счетах:

0 502 01 000 «Принятые обязательства».

Счет предназначен для учета получателями бюджетных средств и администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств. На указанном счете отражаются также суммы внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств (обязательств);

0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Счет предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм денежных обязательств, принятых учреждением в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).

После внесения изменений приказом Минфина России № 89н Единый план счетов дополнен следующими синтетическими счетами:

502 07 «Принимаемые обязательства»;

502 09 «Отложенные обязательства».

Аналитический учет принятых (принимаемых) учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств (ф. 0504064), в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных бюджетной сметой учреждения.

Получатель бюджетных средств принимает обязательства (денежные обязательства) в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Каждому бюджетному обязательству органами Федерального казначейства присваивается соответствующий учетный номер.

Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702), .

Сведения предоставляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло, в том числе из:

Государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд реестр контрактов;

Договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.

Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам), принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

Отметим, что при урегулировании спора, в случае если предметом спора явилось ранее не исполненное обязательство казенного учреждения, возникшее перед другой стороной из договора (государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.д., стороны могут заключить мировое соглашение. Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств одной стороной перед другой. При заключении мирового соглашения учреждение может его исполнить с учетом требований законодательства РФ, приняв на его основании бюджетное обязательство, и исполнить его в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, связанных с капитальными вложениями в объекты государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком № 98н.

Согласно п. 318 Инструкции № 157н учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень указанных документов необходимо утвердить в учетной политике учреждения с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Инструкциями № 157н и № 162н, иными нормативными документами не установлен момент отражения в учете записи по принятию обязательств. Принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете в соответствии с принятой в учреждении учетной политикой.

Вариантов принятия бюджетных обязательств к учету может быть несколько.

Вариант 1. Принятие к учету бюджетных обязательств на дату подписания договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Отражение бюджетных обязательств при подписании договоров позволяет наиболее эффективно контролировать использование бюджетных средств, одновременно максимально снижая трудозатраты бухгалтерии. Такой способ может использоваться по всем видам фактов хозяйственной жизни, за исключением расчетов по заработной плате и расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи.

Размер принятых обязательств определяется исходя из суммы договора. Заметим, что по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами сумма обязательства определяется с учетом страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством.

Вариант 2. Принятие к учету бюджетных обязательств на дату образования кредиторской задолженности.

Отражение бюджетных обязательств в момент образования кредиторской задолженности может применяться в отношении конкретных учетных операций (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам и т.п.), а также в том случае, если в учреждении незначительный объем учетной работы.

Как правило, учреждения используют оба способа отражения в бюджетном учете принимаемых бюджетных обязательств. При этом каждый вариант используется для определенной группы хозяйственных операций.

При осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг принятие бюджетных обязательств может производиться на основании размещения соответствующего извещения о проведении запроса котировок или торгов на официальном сайте в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Показатели принятых бюджетных обязательств формируются в соответствии с п. 140 Инструкции № 162н.

Для выбора способа принятия бюджетных обязательств в целях бюджетного учета рекомендуем использовать таблицу 167.

Таблица 167

Порядок принятия бюджетных обязательств

№ п/п Хозяйственные операции Принятие бюджетных обязательств
Момент отражения в учете Документ-основание
1 Приобретение товаров, работ, услуг без проведения торгов, запроса котировок
1.1 Путем заключения договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) поставщиком, подрядчиком (юридическим лицом) В день подписания договора Договор
1.2 Путем заключения договора гражданско-правового характера с физическим лицом о выполнении работ, оказании услуг (с учетом страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет) В день подписания договора Договор, расчет
2 Приобретение товаров, работ, услуг с использованием процедур размещения заказов
2.1 Путем размещения заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в виде запроса котировок Размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте Извещение о проведении запроса котировок
2.2 Путем размещение заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг с помощью проведения торгов (конкурс, аукцион) Размещение извещения о проведении торгов на официальном сайте (публикация извещения о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании) Извещение о проведении торгов
3 Расчеты с работниками
3.1 По начислениям в соответствии с Трудовым кодексом РФ на основании:

Трудовых договоров

Листков нетрудоспособности (за первые три дня нетрудоспособности)

Заявлений о предоставлении отпуска и т.п.

На дату получения Уведомления о лимитах бюджетных обязательств Уведомления о лимитах бюджетных обязательств
3.2 По командировочным расходам Авансовый отчет
3.3 По компенсационным выплатам (оплате проезда к месту отпуска, компенсации стоимости путевок и т.д.) Оправдательные документы
3.4 По подотчетным суммам, выданным на хозяйственные нужды На дату утверждения авансового отчета Авансовый отчет
4 Расчеты с бюджетом по налогам и страховым взносам
4.1 По начисленным страховым взносам, налогам и сборам В момент образования кредиторской задолженности Налоговые карточки, Налоговые декларации, Расчет по страховым взносам, Расчетно-платежная ведомость
5 Расчеты по прочим хозяйственным операциям
5.1 По прочим нормативно-публичным обязательствам На дату образования кредиторской задолженности Оправдательные документы
5.2 По стипендиям На последний день месяца, за который производится начисление (на дату образования кредиторской задолженности) Расчетно-платежная ведомость
5.3 По штрафам, пеням и т.п. Дата принятия решения руководителем об уплате Нормативно-правовой акт, Распоряжение руководителя об уплате

Бухгалтерские записи по учету принятых обязательств производятся на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Корреспонденция счетов по отражению в учете принятых обязательств установлена п. п. 140, 141 Инструкции № 162н, а также Приложением № 1 к Инструкции № 162н (таблица 168).

Таблица 168

Бухгалтерские записи

по принятию получателями бюджетных средств обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит
Принятие обязательств
1 Принятие бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований, а также сумм изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года обязательств, в том числе:

На текущий финансовый год

На первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

На второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

На второй год, следующий за очередным

На иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 13 ххх,

КРБ 1 502 17 ххх,

КРБ 1 502 19 ххх

КРБ 1 501 23 ххх,

КРБ 1 502 27 ххх,

КРБ 1 502 29 ххх

КРБ 1 501 33 ххх,

КРБ 1 502 37 ххх,

КРБ 1 502 39 ххх

КРБ 1 501 43 ххх,

КРБ 1 502 47 ххх,

КРБ 1 502 49 ххх

КРБ 1 501 93 ххх,

КРБ 1 502 97 ххх,

КРБ 1 502 99 ххх

КРБ 1 502 11 ххх

КРБ 1 502 21 ххх

КРБ 1 502 31 ххх

КРБ 1 502 41 ххх

КРБ 1 502 91 ххх

Принятие денежных обязательств
2 Принятие денежных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ЛБО и бюджетных ассигнований, а также сумм изменений в показатели принятых денежных обязательств, в том числе:

На текущий финансовый год

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.




Похожие статьи