Социальные риски в социальном страховании. Социальный страховой риск, понятие, значение, виды

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Перечень видов страховых рисков дан в ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В их число включены: необходимость получения медицинской помощи; временная не-трудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание человека безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В научной литературе и среди специалистов, исследующих данную проблему, нет единой точки зрения по многим ее составляющим. Это, в частности, касается положения о том, что страховой риск предполагает изменение материального и (или) социального положения граждан (ст. 2 упомянутого Закона).

Социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. И когда речь идет не только о риске утраты заработка, но и о риске «материального отягощения» (например, при рождении ребенка, необходимости ухода за ним, погребении умерших членов семьи), то тоже подразумевается социальный риск в широком смысле слова.

В обязательном социальном страховании понятие риска, по мнению автора, предстоит увязать с финансовой основой данной организационно-правовой формы социального обеспечения и субъектами соответствующих правоотношений. Отчисления в страховые фонды в основном делают работо-датели (ЕСН начисляется на выплаты, которые производятся из фонда оплаты труда). Эти средства предназначены для поддержки тех, за кого сделаны платежи. Значит, фонды обязательного социального страхования призваны защищать не всех граждан в случае утраты ими заработка по независящим от них причинам, а только тех, за кого уплачивались страховые взносы. При таком подходе к проблеме становится совершенно очевидно, что признавать риском в обязательном социальном страховании следует риск утраты заработка. В связи с этим приходится согласиться с М.Ю. Федоровой, определившей социальный страховой риск как возможность утраты или уменьшения заработка или иного дохода застрахованного лица от трудовой и приравненной к ней деятельности в случаях, указанных в законе (обязательное социальное страхование) или в договоре (дополнительное социальное страхование), что предусматривает компенсацию данного риска за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подвер-женных данному риску.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования сегодня выступает не только риск утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи понесения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми. Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи из страхового источника - Фонда социального страхования РФ. Скорее всего, было бы правильным освободить в дальнейшем фонды обязательного социального страхования от возмещения тех социальных рисков, которые не относятся к числу страховых, переложив расходы по их покрытию на бюджетные ассигнования. Сегодня в условиях экономического кризиса, когда любое перераспределение финансовых средств может повлечь за собой непредвиденные последствия, приходится исходить из данности, пре-дусмотренной действующими нормативными правовыми актами. В них социальными страховыми рисками считается возможность ут-раты (уменьшения) заработка и понесения повышенных расходов по причинам, признаваемым законодательством социально значимыми.

Если говорить о страховых случаях, то ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. «Виды социальных рисков. Страховые случаи» содержит только виды социальных страховых рисков (п. 1). Применительно к страховым случаям в п. 2 названной статьи сказано лишь, что при наступлении одновременно не-скольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Думается, что формулировки страховых случаев не должны совпадать с определениями страховых рисков. Они призваны объяснять причины реализации страховых рисков, которые признаются государством уважительными. Например, утрата заработка может последовать после достижения человеком пенсионного возраста, в связи с увольнением с работы, при временной нетрудоспособности и в других случаях.

Перечисляя их в своих законодательных актах, государство показывает, когда оно считает возможным осуществлять социальную поддержку лиц, которые остались без заработка или на которых легло бремя серьезных дополнительных расходов. Так, в ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу лица) в связи с наступлением страхового случая. К таковому отнесены достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Мы полагаем возможным высказать свое мнение по поводу того, каким он видит перечень страховых случаев, опираясь на положения ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. В ней (среди прочих событий) названы: наступление старости, инвалидность, временная нетрудоспособность.

Перечисленные три случая вполне можно объединить, поскольку в каждом из них (а не только в последнем) имеется в виду потеря человеком трудоспособности. В действующем законодательстве не содержится легальных (а также детальных) определений трудоспособности или нетрудоспособности, поэтому можно воспользоваться медицинским и социальным критериями, лежащими в основе данных понятий.

Трудоспособность как индивидуальное качество проявляется тогда, когда совокупность физических и духовных возможностей человека позволяет ему производить какие-либо потребительские стоимости, выполнять профессиональную работу определенного объема и качества. Медицинский критерий трудоспособности/нетрудоспособности - это отсутствие или наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз. Но не всегда больной человек нетрудоспособен.

Предположим, два специалиста разных профессий - штамповщик и учитель - имеют одинаковое заболевание, к примеру панариций, то есть гнойное воспаление пальца. Штамповщик в данном случае не сможет выполнять свою работу, а учитель способен вести урок. Врач, исходя из степени функциональных нарушений, условий труда пациента, его должности и специальности решает вопрос о выдаче листка нетрудоспособности. В данном случае был использован социальный критерий установления трудоспособности человека.

Медицинский критерий выступает ведущим при установлении факта нетрудоспособности. Утрата трудоспособности имеет место тогда, когда изменения в состоянии организма приводят к невозможности выполнять трудовые обязанности. Она может быть временной или постоянной. В первом случае нетрудоспособность характеризуется таким состоянием здоровья работника, при котором он не может трудиться, однако, по предположению компетентных лиц, основанному на медико-биологических данных, способен восстановиться за относительно короткий срок при соответствующем лечении.

Если изменения в состоянии здоровья человека носят длительный, необратимый характер, и в ближайшее время его выздоровление или значительное улучшение и восстановление трудоспособности не ожидается, то такой вид нетрудоспособности считается стойким. Стойкая нетрудоспособность влечет признание лица инвалидом и определяется как постоянная.

Достижение пенсионного возраста также говорит о нетрудоспособности гражданина (ст. 9 Закона о трудовых пенсиях называет нетрудоспособными женщин, достигших 55 лет, и мужчин после 60 лет).

Такая нетрудоспособность носит необратимый характер. В то же время по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) старыми называются люди, достигшие лишь 75 лет.

Здесь налицо несовпадение порога наступления старости (оно названо страховым случаем в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г.) и более низкого пенсионного возраста в России. Кроме того, в подп. 3 п. 1 ст. 7 упомянутого выше закона в качестве страхового риска и страхового случая выступают трудовое увечье и профессиональное заболевание. Однако последние сами по себе страховыми случаями не являются.

Правовые последствия в области обязательного социального страхования наступают лишь в том случае, когда трудовое увечье или профессиональное заболевание повлекли наступление временной или стойкой нетрудоспособности.

И поэтому вряд ли стоит в качестве страховых случаев отдельно выделять трудовое увечье и профессиональное заболевание.

Если идти по этому пути, то придется выделять в качестве страховых случаев и такие основания временной нетрудоспособности, как уход за больным членом семьи, карантин, долечивание в санатории после пребывания на стационарном лечении, протезирование. Ведь в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» все они могут служить основанием для признания лица нетрудоспособным. А в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица либо его смерть вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательства страховщика по обеспечению страхования.

Другое дело - виды страхового обеспечения. В ст. 8 упомянутого закона вполне правомерно оставить перечисление конкретных выплат, которые производятся при различных видах нетрудоспособности.

Целесообразно, скорее всего, соединить в один страховой случай потерю кормильца (подп. 7 п. 1 ст. 7) и смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении (подп. 9 п. 1 ст. 7), поскольку потеря кормильца и есть смерть застрахованного лица. Последствия смерти работника для членов его семьи могут быть разными (назначение пенсии по случаю потери кормильца или выплата пособия на погребение), но одновременно могут быть использованы средства из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ - все зависит от назначения той или иной выплаты.

Присутствие в числе страховых случаев факта признания гражданина безработным станет объяснимым, если, как предполагается, будет восстановлен Фонд занятости населения РФ, существовавший до 2001 года. В настоящее же время он страховым случаем не является, так как финансовую основу расходов в сфере занятости населения составляют бюджетные ассигнования, однако в число социальных рисков (в широком смысле слова) входит.

Высказанные автором предложения о разделении одних и объединении других статей и положений, уточнении отдельных понятий, очевидно, смогут в какой-то мере содействовать оптимизации содержания и повышению эффективности российских законодательных актов, характеризующих страховые риски и страховые случаи в рамках закона об обязательном социальном страховании граждан Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Понятие и виды социальных рисков

2.Модели страхования социальных рисков

Заключение

Список литературы

Введение

Страхование - довольно молодая сфера. Оно получило качественное развитие в России лишь после 1990 года. Одной из ветвей страхования является социальное страхование.

Социальное страхование -- установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Одним из ключевых понятий социального страхования является социальный риск. Под ним в понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого, осуществляется обязательное социальное страхование.

Социальное страхование выполняет функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации.

Цель эссе - определить виды, модели и формы страхования социальных рисков.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний момент страхование социальных рисков является одной из наиболее эффективно функционирующих отраслей страхования.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что и данная отрасль имеет ряд проблем.

1. Понятие и виды социальных рисков

В современной литературе определение трактуется по-разному. Так, согласно российскому законодательству, под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Однако это определение можно считать неполным, так как оно не отражает сущности социального риска в целом. Сравнивая понятие, представленное в российском законодательстве с понятием, представленных в трудах различных ученых можно сделать вывод о поверхностном отражении сути социального риска. Так, М. Ю. Федорова дает следующее определение социальных страховых рисков. Социальный страховой риск - это возможность возникновения социально-неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства, являющихся основаниями для социальной поддержки и социального обеспечения Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13 .

Е.Е Мачульская считает, что социальный риск - это вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность) причинам» Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с. .

Из вышеизложенного следует, что для полного отражения понятия социально страхового риска необходимо рассмотреть виды риска.

К видам социально страховых рисков относят три группы:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

В российском законодательстве выделяют следующий перечень социальных рисков:

Необходимость получения медицинской помощи.

* Временная нетрудоспособность -- невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени.

* Трудовое увечье -- повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве.

* Профессиональное заболевание -- хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

* Материнство.

* Инвалидность -- нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

* Наступление старости.

* Потеря кормильца.

* Признание безработным.

* Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Таким образом, понятие социального риска включает в себя ряд событий (как благоприятных, так и неблагоприятных), наступление которых может привести к ограничению или прекращению трудовой деятельности человека, временной нетрудоспособности, нарушению его здоровья (здоровья членов семьи находящихся на иждивении) или смерти человека (членов семьи находящихся на иждивении). Страхование социальных рисков отличается в зависимости от различных моделей страхования рисков.

2. Модели страхования социальных рисков

Современное страхование предполагает наличие 3 основных моделей страхования социальных рисков: модель Бевериджа, модель корпоративного страхования, модель Бисмарка. Данные модели имеют свои особенности, что определяет специфику страхования социальных рисков разных стран.

Модель Бевериджа

Широко используется в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Главной особенностью данной модели страхования социальных рисков является финансирование, которое происходит через налоговую систему. Это приводит к зависимости бюджета социального страхования от формирования государственного бюджета.

Суть «бевериджской» модели состоит а том, что любой человек имеет право на минимальную защищенность государством по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. Прикрепление к системам страхования по болезни происходит автоматически, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. www.insor-russia.ru

Основная проблема, выделяемая в трудах исследователей, заключается в зависимости бюджета социального страхования от государственного бюджета, т.е. финансирование системы страхования социальных рисков напрямую зависит от состояния государственного бюджета, от экономических ситуаций, влияющих на его формирование.

Модель частного страхования

Используется в Бельгии, Финляндии и Португалии. Основная особенность данной модели - страхование социальных рисков строится на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Суть состоит в том, что при частном страховании социальных рисков страхователь сам оплачивает тот или иной социальный риск, а затем предъявляет счет страховой компании. При этом, страхование того или иного вида социального риска не предполагает полного возмещения ущерба.

Аналитики видят основную проблему в том, что, частные компании страхования социальных рисков не всегда могут добросовестно исполнять свои обязанности, а выплаты происходят в соответствии с суммой, которую страхователь внес в страховую организацию. Однако зарубежный опыт показывает, что при достаточной законодательной базе данная модель может быть довольно результативной. Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15.

Модель Бисмарка

Наиболее распространенная модель, используемая в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии.

Суть её состоит в том, что она простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами.

Модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Страховая защита от социальных рисков находится в прямой зависимости от отчислений, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни человека. Социальные выплаты принимают форму страховых взносов. Социальная защита независима от государственного бюджета. Однако, в отличие от частной модели, сумма, выплачиваемая в случае наступления социального риска, формируется в соответствии со страховыми тарифами, т.е. страховой взнос страхователя корректируется в соответствии со страховым тарифом, и сумма выплат может быть выше страхового взноса.

Данная модель, в преобразованном виде, используется и в РФ. Однако существенное отличие российской модели состоит в нескольких причинах. Во-первых, в РФ перечень социальных рисков полнее, чем в других станах. Во-вторых, в РФ деятельность по страхованию социальных рисков осуществляют как государственные организации (внебюджетные фонды) - при обязательном социальном страховании, так и частные организации - при добровольном социальном страховании www.science-education.ru .

Рассматривая негативные моменты функционирования данной модели необходимо сказать о следующем: страховые взносы, при обязательном социальном страховании, вносятся ежегодно, но социальный риск может не наступить, т.е. вносимая сумма, если социальный риск не наступил, остается страховой организации.

Однако профилактика социального риска дает гарантию, что при наступлении страхового случая будут произведены выплаты, человек социально защищен.

Таким образом, специфика моделей страхования социальных рисков, обусловлена национальными особенностями. То, что используется в одной стране, не всегда целесообразно использовать в другой. Гораздо благоприятнее совершенствовать уже имеющуюся модель страхования социальных рисков, чем внедрять новую модель.

3.Формы страхования социальных рисков

Из вышеописанных моделей вытекают две формы страхования социальных рисков: добровольная и обязательная.

При обязательном страховании инициатором страхования выступает государство, с помощью законодательства обеспечивающее обязанность граждан страховать социальные риски.

Обязательное страхование социальных рисков включает в себя:

централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11 .

К видам социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с российским законодательством, относят: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Страховые взносы, в соответствии с новым законодательством, в фонды обязательного социального страхования осуществляются через страховые взносы (ранее это осуществлялось через ЕСН, который отменен с 1 января 2010года) Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

В отличие от обязательного добровольное страхование в состоянии более гибко реагировать на все изменения в обществе и, следовательно, способно существенно дополнить собой обязательное страхование, формируя тем самым единый механизм социальной защиты работника.

Добровольное социальное страхование, является дополнительным. Оно призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков.

При добровольном страховании социальных рисков инициатива страхования исходит от лица, желающего получить страховку. Страхование осуществляется только посредством заключения договора страхования между страхователем и страховщиком.

Добровольное страхование имеет заранее оговоренный определенный срок страхования, начало и окончание которого указывается в договоре.

В системе российского социального страхования основной формой страхования является обязательная, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

Так как добровольное страхование социальных рисков является дополнительной формой страхования, у страхователя есть возможность самому определить перечень страховых рисков, от которых хотел бы застраховаться.

Таким образом, в мировой практике используют две формы страхования рисков: добровольную и обязательную. В каждом государстве главной является только одна из форм. В России - это обязательная форма страхования социальных рисков.

Заключение

риск социальный страхование добровольный

Под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Модели и формы страхования социальных рисков определяют систему социального страхования страны, специфику и особенности.

Обобщая вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы: во-первых, страхование социальных рисков в нашей стране стало развиваться только в 90-х годах и имеет ряд недоработок. Эти недоработки связаны с используемой в нашей стране модели страхования социальных рисков. Многое скопировано с бисмаровской модели, но для более высоких темпов развития страхования в РФ необходимо модернизировать существующую систему и сделать её более гибко. Например, можно объединить положительные моменты существующих моделей страхования социальных рисков и преобразовать их в качественно новую модель, соответствующую современным условиям; во-вторых, используемая в России система обязательного страхования социальных рисков довольно эффективна. Но у обязательного страхования основной недостаток в том, список социальных рисков, подлежащих обязательному страхованию, четко определен. Но для более эффективного функционирования системы страхования социальных рисков благоприятнее было бы создать смешанную систему, включающую в себя как элементы добровольного, так и элементы обязательного страхования социальных рисков.

Таким образом, страхование социальных рисков играет важную роль в экономике. Прежде чем усовершенствовать систему социального страхования необходимо проанализировать существующие модели и формы страхования социальных рисков.

Список литературы

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15

Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12

Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13

Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение страхования внешнеэкономических рисков, его виды, классификация рисков. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитов, его выгоды, цель и объекты страхования. Страхование прочих рисков в торговых сделках СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Сущность и виды страхования банковских рисков. Зарубежный опыт в этой сфере. Современное состояние и проблемы в области личного, имущественного страхования и страхования ответственности в России. Перспективы развития страхования банковских рисков.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Основные этапы развития страхования в России. Правовые основы страхования. Классификация рисков в туризме. Современные проблемы и перспективы развития страхования рисков в туризме (на примере ОАО "РОСНО"). Организация страхования рисков в туризме.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2010

    Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2012

    Понятие, сущность, классификация, основные признаки, цель и направления развития страхования предпринимательских рисков. Виды страхования предпринимательских рисков, практикуемые в современной действительности. Порядок заключения договоров страхования.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2010

    Функции страхования как метод возмещения материальных потерь. Виды страхования рисков. Страховой договор - юридическая форма, опосредующая взаимоотношения между участниками страхования. Предпринимательский риск: методы страхования, пути и методы снижения.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Сущность и классификация коммерческих рисков. Возможность возникновения рисков у лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков согласно норм ГК РФ. Современный опыт страхования коммерческих рисков.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие страхования, основы и принципы классификации по объектам и роду опасностей. Принципы обязательного и добровольного страхования. Исследование особенностей социального, медицинского, имущественного, личного страхования, рисков и ответственности.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Исторические этапы развития и экономическая сущность страхования, его цели и задачи. Специфика страховых отношений. Субъекты, объекты и функции рисков в страховании. Признаки классификации страховой деятельности. Принципы и формы социального страхования.

    лекция , добавлен 16.02.2011

    Основы классификации по объектам страхования и роду опасностей. Принципы добровольного и обязательного страхования. Задачи и функции социального страхования, характеристика видов: медицинское, личное, имущественное, страхование рисков и ответственности.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

РИСК СТРАХОВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи,

находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

у страхователя - работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

у страховщика - с момента регистрации страхователя;

у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

39. Источники поступления денежных ср-в в бюджеты осс

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- страховые взносы - денежная сумма, уплачиваемая страхователем страховщику за страхование, то есть за обязательство возмещения ущерба; денежная сумма, вносимая в фонды социального страхования.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая;

- дотации (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов), другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию;

Штрафные санкции (это хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, неисполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственного обязательства) и пеня (неустойка, исчисляемая в процентах от суммы несвоевременно исполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения.);

Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ;

Иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 4

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Важнейшая роль в социальной защите населения отводится социальному страхованию в обязательной и добровольной формах. Основанием для осуществления социального страхования являются постоянно сопутствующие жизни и любым видам деятельности (занятости) людей социальные риски, снижающие их материальный жизненный уровень и/или изменяющие социальное положение граждан.

Существуют весьма различающиеся определения понятия "социальный риск", толкования природы и видов этих рисков, их проявления как страховых случаев. Отсутствуют практически более или менее четкие обозначения общих и особенных их признаков в сравнении с рисками коммерческого страхования, а также видов социальных рисков, резко снижающих уровень, качество и безопасность жизни всего или больших масс населения, которые фактически исключаются из сферы социального страхования.

Такое же положение с теоретическими вопросами социального страхования. Одни исследователи и авторы признают социальным страхованием только обязательное, организованное и осуществляемое государством через внебюджетные фонды . Вторые относят к социальному страхованию наряду с указанным также обязательное страхование жизни и здоровья определенных категорий работающих граждан . Третьи признают социальным страхованием как государственное обязательное, так и добровольное личное страхование . В учебнике "Основы страховой деятельности" излагается позиция, согласно которой социальным страхованием признаются государственное социальное страхование и коллективное смешанное страхование на основе взаимодействия государства и профсоюзов . То есть нет единого подхода к определению понятий "социальное страхование", его предмета, объектов и принципов, организационно-правовых форм и конкретных видов социального страхования, к выявлению их общих черт и различий.

Неопределенность и значительный разброс мнений, касающихся социальных рисков, сущности, принципов, организационно-правовых форм и видов социального страхования, существенно тормозят не только развитие теории, но и совершенствование практики социального страхования.

Риски в коммерческом и социальном страховании

Внешние (поверхностные) различия между коммерческим и социальным страхованием, заключающиеся в их названии, легко объяснимы. Коммерческое страхование своим названием и основным содержанием определяет деятельность страховщика по страхованию с целью, как правило, систематического получения прибыли или экономической выгоды (ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ). То есть это название страхования обусловлено деятельностью страховщика.

Некоммерческое страхование, например, обществами взаимного страхования своих членов отличается от коммерческого организационно-правовыми, экономическими условиями и не преследует получение прибыли от своей деятельности. Исторически некоммерческое страхование предшествовало коммерческому, имело организационно-экономическую форму взаимного страхования и одновременно носило социальный характер, так как преследовало цель поддержания материального уровня жизни членов обществ (коллегий, гильдий, касс вспомоществования, клубов взаимного страхования и т.п.) и их семей при болезни, утрате трудоспособности, смерти кормильца и в иных случаях. Таким образом, свое название "социальное страхование" приобретает не от экономической выгоды (прибыли) страховщика и механизмов страхования, а от направленности последних на защиту (удовлетворение) материальных, жизненно важных интересов и потребностей физических лиц при наступлении неблагоприятных событий.

Из сказанного здесь можно сделать вывод о том, что поскольку коммерческое личное страхование и социальное страхование обеспечивают достижение и определенной одинаковой цели - защиты имущественных (материальных) интересов физических лиц при страховых случаях, постольку для этого они имеют и единое основание для возникновения, существования и применения страхования. Таким основанием являются страховые риски.

Согласно правовой норме ч. 1 ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" (в ред. от 31.12.1997, от 20.11.1999 и от 10.12.2003) "страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование". При этом такое событие "должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления". Страховой случай в ч. 2 ст. 9 этого Закона определяется как "совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам".

Преобладающим уточнением характера события, определяемого в качестве страхового риска, многих авторов является его "вредоносность", "опасность", то есть возможность причинения ущерба (убытков). Однако упускается при этом из вида, что имеются так называемые накопительные виды добровольного личного страхования (страхование пенсий, ренты, на случай дожития до определенного возраста или срока и др.). При таких видах страхование осуществляется не на случай возмещения ущерба (убытков), а для получения от страховщика застрахованным лицом при наступлении страхового случая страховой суммы. Учитывая это, предлагается, в частности, следующее определение понятия "страховой риск": это потенциально возможное, случайное наступление определенного события с неблагоприятными или благоприятными последствиями для материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, которое осознано ими и обусловливает их потребность в страховании от вероятного наступления данного события и/или его последствий .

Применительно к рисковым видам добровольного личного страхования, а также и социального страхования можно указать, например, на следующие страховые риски, которые проявляются как страховые случаи для физических лиц в виде последствий для их жизни, здоровья и трудоспособности:

1) травма, увечье застрахованного лица в результате аварии (несчастного случая) на производстве или дорожно-транспортного происшествия (ДТП), железнодорожной катастрофы либо в бытовых условиях;

2) смерть застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве, на транспорте или в иных обстоятельствах, в том числе вследствие теракта;

3) травма, увечье, смерть застрахованного лица вследствие стихийного бедствия, военных действий, маневров, народных волнений разного рода, забастовок или воздействия радиации (если эти события предусмотрены в договоре страхования или законе);

4) болезнь застрахованного лица в результате эпидемии, простуды, случайного отравления или других причин;

5) наступление инвалидности в связи с указанными выше происшествиями.

При общих способах защиты имущественных интересов (материального уровня и качества жизни) физических лиц коммерческим и социальным страхованием в связи с наступлением страховых случаев, одноименных их структурных элементах они различаются не просто своими названиями. Они различаются, прежде всего, двойственной природой социальных рисков, более широкой сферой их возникновения, а также организационно-правовыми формами и финансово-экономическими механизмами социального страхования. Для выявления двойственной природы социальных рисков и сфер их проявления необходимо остановиться еще на следующих моментах.

Указанные выше страховые риски по их характеру и экономическим последствиям для физических лиц, а также в части способов защиты от них имущественных (материальных) интересов застрахованных практически одинаковы для коммерческого и социального страхования (при определенных различиях в размерах страховых выплат). Но каждый гражданин живет в государстве, обществе, определенной относительно обособленной его части. Тот или иной вид его деятельности (занятости) также связан с другими людьми, коллективами, объединениями граждан на определенных основаниях. Поэтому отдельный гражданин является первичной единицей того или иного сообщества людей (социума), социальной группы (слоя общества). Следовательно, он имеет в каждый период своей жизни определенное социальное положение. Оно зависит как от законов РФ (и субъектов РФ), созданных государством эффективных или малоэффективных правоохранительной, судебной, административно-управленческой систем, макроэкономической ситуации в стране, так и от личностных качеств гражданина.

Социальное положение гражданина характеризуется, во-первых, принадлежностью к определенной категории граждан или одновременно к нескольким их категориям (социальным группам), выделяемым по соответствующим признакам: рабочий, служащий (государственный служащий), работающий, безработный, учащийся, пенсионер, инвалид. Во-вторых, социальное положение характеризуется: профессионально-квалификационным уровнем; имущественным положением (наличием движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, вкладов в банках, паями в хозяйствующих субъектах или в паевых инвестиционных фондах) и доходами. В-третьих, оно определяется также его правами, обязанностями и ответственностью как гражданина государства, представителя социальной группы, жителя соответствующего административно-территориального образования, а также реальной возможностью и доступностью защиты своих прав в государственных органах власти, органах местного управления, а также по месту работы и в общественных правозащитных организациях и объединениях граждан.

Для изучения вопросов социальных рисков и социального страхования важно определиться еще в том, что понимать под удовлетворением социальных потребностей гражданина, которое и характеризует материальный уровень и качество жизни гражданина. Последнее находится в прямой зависимости от социального положения гражданина. Состав социальных потребностей достаточно полно представлен в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека ООН, Европейской социальной хартии (ЕСХ), Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда (МОТ). В частности, в ст. 25 Декларации ООН провозглашается: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам".

Указанные нормативные требования к социальной защите населения международных организаций сформулированы на основе принципов общественных условий жизни и общественного характера любых видов деятельности. Важное значение в этом имело изучение и длительного исторического опыта социальной защиты граждан при наступлении неблагоприятных или чрезвычайных событий, наносящих последним серьезный вред (ущерб). Этот опыт оказания взаимной помощи пострадавшим физически в процессе выполняемой работы, несчастного случая, болезни и/или потерявшим источник дохода, начиная от коллегий Древнего Рима, немецких купеческих гильдий, страхования жизни с выплатой аннуитетов в Италии в конце XIV века до обществ взаимного страхования жизни в Англии в последние десятилетия XVIII века, социальных реформ О. Бисмарка в Германии в 1883 - 1889 гг. (впервые на законодательной основе), подробно описан во многих трудах авторов, исследующих и освещающих вопросы теории и практики страхования.

Этот многовековой опыт подтверждает, что общественная форма жизни и общественный характер деятельности могут объективно достойно существовать и успешно развиваться только на принципах сотрудничества и взаимопомощи, солидарности, соблюдения интересов граждан и справедливости. Реализация этих принципов выражает действие закона существования и развития общества, отдельных его частей и индивидуумов.

Сказанное уже о содержании социального положения, удовлетворении социальных потребностей граждан и названные принципы позволяют рассматривать перечисленные выше риски добровольного личного страхования и с позиций ухудшения материального уровня и качества жизни гражданина при наступлении страхового случая. Если в результате, например, несчастного случая на производстве гражданин стал инвалидом, то, естественно, изменилось и его социальное положение и уменьшилась возможность удовлетворять материальные и духовные жизненные потребности. В связи с этим в соответствии с принципами солидарности и взаимопомощи возникает мотивация действий соответствующего сообщества людей (социальной группы работающих на предприятии) оказывать необходимую, прежде всего, материальную помощь пострадавшему.

С развитием систем государственного устройства и управления общественными процессами (в том числе на основе развития систем национального права), а также четко обозначившихся неразделимости государства, общества, его отдельных частей и граждан, их взаимодействия и взаимозависимости, добровольная мотивация по оказанию помощи пострадавшим от неблагоприятных событий в рамках самодеятельных объединений людей (социальных групп) стала уступать все большее место государственному регулированию и осуществлению социальной защиты на основе принимаемых законов. Так, в России на законодательной основе была применена, начиная с 1912 г. (закон об обязательном страховании от несчастных случаев от 23 июня), видоизмененная германская модель социального страхования О. Бисмарка. Созданные страховые товарищества осуществляли социальную защиту работающих в промышленности при наступлении несчастных случаев. Страховые фонды формировались при этом в основном за счет взносов работодателей. Деятельность страховых товариществ продолжалась до принятия в конце октября 1918 г. Положения о социальном обеспечении трудящихся. С этого момента социальная защита была сосредоточена в руках государства и с разным успехом в дальнейшем совершенствовалась и регулировалась соответствующими нормативно-правовыми актами. В Российской республике, а затем в СССР и РФ параллельно существовали, как известно, до начала 90-х гг. XX века законодательно регулируемые система социального обеспечения и монопольная государственная система страхования с весьма ограниченным перечнем применявшихся видов страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц. В период с конца 1990 г. по 1993 г. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения (просуществовал до конца 2000 г.), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) и соответствующие организационные и финансово-экономические механизмы формирования этих фондов и осуществления социальной защиты установленных законами (и подзаконными актами) категорий граждан. Совершенствование их на основе принципов социального страхования продолжается и в годы первого десятилетия XXI в. Это касается как обязательного пенсионного страхования и ОМС, так и социального страхования через механизм ФСС. В процессе социальных реформ конца ХХ - начала XXI вв. сформировалась и далее совершенствуется система государственного обязательного социального страхования.

Целью социального страхования является сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни граждан, ухудшившихся вследствие страховых случаев. Такие страховые случаи проявляются прежде всего на уровне основного субъекта рыночных отношений в связи с ухудшением финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия (организации), снижением заработков работников или невыплатами заработной платы, а также при отсутствии здесь социальных программ по обеспечению повышения квалификации, обеспечению занятости, поддержанию материального уровня и качества жизни работающих. Материальный уровень и качество жизни граждан напрямую зависят от их социального положения в указанном выше его толковании. Поэтому ухудшение той или иной (или нескольких) из составляющих содержание последнего снижает степень удовлетворения социальных потребностей и материальный уровень жизни гражданина.

Следовательно, событиями, представляющими природу социального риска, как и страхового риска при коммерческом страховании, являются, во-первых, неблагоприятные, опасные и/или чрезвычайные события (в том числе стихийные бедствия), причиняющие вред жизни, здоровью, трудоспособности граждан. Во-вторых, такими событиями являются также события на уровне хозяйствующих субъектов, которые ухудшают материальное и социальное положение работающих граждан. В-третьих, ухудшают социальное и материальное положение, а следовательно, и качество жизни граждан реализующиеся принятые законы, подзаконные акты, являющиеся, как выясняется вскоре, несовершенными - с правовыми пробелами, коллизиями, допускающими разночтения, или с очевидными ошибками - и индивидуальные правовые акты, разного рода решения всех органов власти РФ (законодательной, исполнительной и судебной), субъектов РФ и муниципальных образований, наносящие колоссальный вред населению, определенным категориям граждан либо отдельным физическим лицам. Это особенно наглядно проявилось в процессах проведения российских экономических реформ: огромная безработица (особенно в малых, средних городах и в сельской местности); превращение десятков миллионов населения страны в малоимущих, а также живущих ниже черты бедности; практическое исключение реальной возможности и доступности защиты простыми гражданами своих конституционных прав на защиту имущественных и социальных интересов как в административно-управленческих органах всех уровней исполнительной власти, так и в судебной и прокурорской системах из-за коррупции, игнорирования норм законов в них, "телефонного права" и других известных причин (в том числе из-за огромных ставок госпошлин для физических лиц при имущественных спорах); отсутствие физической безопасности граждан в связи с разгулом преступности и терроризма.

Сказанное свидетельствует о том, что социальные риски имеют своей сферой возникновения также отношения в средних и больших социальных группах, обществе в целом. Условия их существования и распространения обусловливают объективную необходимость учета ухудшения социального положения и материального благосостояния в связи с негативными результатами деятельности органов власти при определении способов социальной защиты населения.

Поэтому представляется необходимым, чтобы все органы государственной и местной власти были обязаны законом страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в виде ухудшения социального положения, материального уровня и качества жизни населения или определенных категорий граждан и отдельных физических лиц на соответствующей территории. Страховые взносы по этому обязательному виду страхования должны уплачиваться этими органами власти (страхователями) страховым организациям в пределах установленного законом лимита страховых платежей из соответствующего бюджета. Кроме того, руководители соответствующих органов власти, ответственные лица этих органов и специалисты, прорабатывающие, подготавливающие принятие законов, подзаконных и иных правовых актов и решений по вопросам, так или иначе содействующим возникновению страховых случаев по результатам работы органа власти, также должны быть обязаны законом страховать свою гражданскую ответственность перед своей организацией. Страховые взносы в этом случае уплачиваются самими работниками за свой счет.

При наступлении страховых случаев часть вреда (ущерба), причиненного населению или его определенным категориям (социальным группам), а также отдельным гражданам возмещается страховой организацией в пределах страховой суммы через страхователей при больших количествах пострадавших и самими страховщиками - при ограниченном их числе. Превышение реального вреда над установленной договором страхования ответственности страховой суммой возмещается страхователем в соответствии со ст. 1072 ГК РФ.

Как показали в течение многих лет военные действия в Чечне, терроризм уносят жизни тысяч военных и мирных граждан России. Финансовые затраты государства, субъектов РФ только в связи с гибелью людей, даже при мизерных компенсациях за человеческую жизнь, огромны. В связи с этим можно упомянуть, что 15 крупнейших российских страховых компаний создали в 2002 г. антитеррористический страховой пул с объемом страхового покрытия (обязательств по договорам страхования) 23 млн долл. США. Уже в этом же году пул собрал страховой премии 185 тыс. долл. США по договорам с предпринимательскими структурами. После 4 лет деятельности страхового пула его объем страхового покрытия по договорам страхования возрос более чем в 5 раз.

Законодательное введение обязательного страхования гражданской ответственности всех органов и ветвей власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и их работников за причинение вреда своими действиями, принятыми несовершенными законами, иными нормативными правовыми актами, а также разного рода решениями гражданам РФ позволит:

1) обеспечить компенсацию потерь доходов, имущества, вреда, причиненного жизни, здоровью или трудоспособности граждан, материальному уровню и качеству их жизни, за счет страховых выплат страховщиков;

3) экономить средства соответствующего бюджета в размерах возмещаемого страховщиками вреда при наступлении страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности органов власти всех уровней.

При скором вступлении в ВТО и допуске на российский страховой рынок иностранных страховых компаний, имеющих мощный финансовый потенциал и предлагающих свои страховые услуги по приемлемым тарифным ставкам, введение предлагаемого вида обязательного страхования ответственности представляется вполне реальным.

Современные варианты трактования понятия "социальный риск"

Для выделения социального страхования в относительно обособленную сферу страхования необходимо определить основные отличия ее элементов от коммерческого страхования. В общем виде - по названию этих сфер страхования - и по содержательной характеристике социального страхования уже была определена двойственная природа социальных рисков и рассмотрены в общих чертах некоторые организационно-правовые формы страхования от них. Однако для более полного представления о составе социальных рисков и особенностях применяющихся в действительности организационно-правовых форм социального страхования невозможно обойтись без определения понятия "социальный риск". Имеет смысл остановиться на наиболее типичных взглядах авторов на эту научную категорию.

Так, В.Д. Роик в книге "Профессиональные риски" определяет социальные риски как "типичные, массовые виды опасностей, как факторы ухудшения социального положения больших групп населения (социальных групп), подразумевая под этим их важность и значимость с точки зрения общества". При этом отмечается, что "социальными признаются опасности (риски), возникающие по причинам общественного характера и защититься от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно". Более развернутое определение этого понятия выглядит так: "Социальные риски - это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утрате трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающееся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей - источника дохода в случае потери кормильца".

При всей содержательности и привлекательности данное определение понятия "социальные риски" имеет очевидную ограниченность в отражении существующих явлений и отношений социального страхования. Это обусловлено, во-первых, тем, что социальные риски и последствия их проявления касаются только трудозанятого населения и членов их семей. Но, как известно, обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное пенсионное страхование в РФ распространяются и на неработающую часть населения (в том числе на детей, пенсионеров, инвалидов). Во-вторых, природу социальных рисков В.Д. Роик связывает непосредственно только с видами, условиями и особенностями трудовой деятельности граждан, развитостью рынка труда. Однако в действительных социальных отношениях имеет место и внепроизводственная для граждан природа социальных рисков: различные заболевания; события (действия) бытового характера, причиняющие травмы и иные повреждения здоровья, ведущие к гибели (смерти) людей; аварии, катастрофы на транспорте при поездках личного характера; масштабные техногенные экологические катастрофы (на АЭС, химических производствах и т.п.).

Аналогичное толкование социального риска дается также Л.П. Якушевым .

В Законе РФ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" дается иное определение понятия "социальный риск" (ст. 3). "Социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и/или социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которых осуществляется обязательное социальное страхование. Страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию".

Данное определение понятия "социальный риск" в законе практически почти полностью отражает сущность рисков, обусловливающих возникновение и осуществление социального страхования. В нем предусмотрены, в сравнении с указанными выше толкованиями социального риска, важные уточнения. Во-первых, рисковые события, от которых проводится социальное страхование, касаются и неработающих граждан. Во-вторых, предлагается определение понятия не просто социального риска, а социального страхового риска. Это дает основание полагать, что законодатель четко осознавал фактическое существование опасных, неблагоприятных событий, которые признаются социальными рисками, и иных событий, также воздействующих на социальное положение и материальное благополучие граждан, но не являющихся страховыми случаями. К последним, как известно, относятся события и/или их последствия, возникшие вследствие умысла, грубой неосторожности застрахованного лица и др.

Под обеспечением по обязательному социальному страхованию в этом Законе "понимается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования". Однако необходимо заметить существенную неточность в определении понятия социального риска, относящуюся к моменту осуществления социального страхования. Страхование всегда осуществлялось и осуществляется заблаговременно от возможных опасных, вредоносных событий, а не в момент их наступления (социально-страховые выплаты производятся при наступлении события).

Для формулирования определения понятия "социальный риск", устраняющего указанные ограничения и неточности в рассмотренных случаях его толкования, можно взять за основу текст из Закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" и несколько уточнить его. Например, можно предложить такую редакцию данного определения: социальный риск - это предполагаемое событие, от которого проводится социальное страхование и результатом воздействия которого на жизнь, здоровье, трудоспособность, доходы и расходы работающих и неработающих по объективным обстоятельствам граждан является не зависящее от них ухудшение их социального положения и/или материального уровня и качества жизни.

С учетом рассмотренных социальных рисков правомерно сказать о последствиях негативного влияния органов власти и управления РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и руководства хозяйствующих субъектов на состояние рынка труда, социальное положение, уровень жизни населения, определенных категорий граждан или отдельных физических лиц. Результатами деятельности этих органов могут быть: созданная в связи с ошибочными подходами или недостаточно проработанными теоретическими и практическими вопросами идеология и концепция социально-экономического развития страны, региона и соответствующая макроэкономическая ситуация; неэффективная или ошибочная финансово-экономическая, структурная, инновационная и инвестиционная политика; несовершенные, с правовыми пробелами и коллизиями, отменяющие или умаляющие права граждан законы, подзаконные акты, разного рода решения (включая признанные незаконными постановления, определения, протоколы и другие документы следственных и судебных органов), индивидуальные правовые акты, ухудшающие социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан; бездействие и волокита, необъективность в рассмотрении заявлений, жалоб и предложений граждан. Последствиями всего этого для населения, определенных категорий граждан и отдельных физических лиц является существование следующих групп социальных рисков:

1) безработица;

2) снижение номинальной и реальной заработной платы работающих и покупательной способности законодательно установленных доходов неработающих граждан по независящим от них обстоятельствам; обесценение или утрата банковских вкладов, сбережений, ценных бумаг граждан, их страховых сумм (и уплаченных страховых премий) по договорам накопительного страхования в результате деноминации национальной валюты, объявленного государством дефолта и банкротства кредитно-финансовых и страховых организаций по независящим от них причинам;

3) утрата имущества гражданами в результате немотивированных, незаконных, как признается позднее, судебных решений или необоснованного неисполнения судебных решений службой судебных приставов (на основании ст. 53 Конституции РФ);

4) вред, причиненный гражданину в результате признанного впоследствии незаконным осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);

5) вред, причиненный гражданину в результате признанных незаконными действий (бездействия) государственных органов власти, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту документа государственного органа или органа местного управления (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);

6) причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан в результате террористических актов или военных действий, законодательно не оформленных и влекущих неопределенность правового статуса военнослужащих, работников милиции и членов их семей;

7) причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан вследствие экологических катастроф и непринятия органами власти мер, препятствующих распространению смертельно опасных болезней (ВИЧ-инфекции, атипичной пневмонии, туберкулеза).

Изучение и обобщение теоретических и практических аспектов социальных рисков в данной статье позволяют сделать следующие выводы:

Социальные риски имеют общие свойства с рисками коммерческого личного страхования. Во-первых, как основания для осуществления страховой защиты имущественных интересов, означающей одновременно и защиту материального уровня жизни граждан. Во-вторых, эти разновидности рисков имеют и общую природу - в части происхождения от одинаковых опасных, неблагоприятных событий, в том числе противоправных действий третьих лиц.

Социальные риски обладают двойственной природой. Вторая их природа вытекает из событий общественных форм жизни и деятельности людей, а также принципов их существования и развития: сотрудничества и взаимопомощи, солидарности, соблюдения интересов граждан и справедливости. Такими событиями являются не зависящие от индивидуумов и их сообществ ухудшение социального положения и степени удовлетворения социальных потребностей граждан (определяются ст. 25 Всеобщей декларации прав человека ООН, Европейской социальной хартией, Конвенциями и Рекомендациями МОТ), т.е. материального уровня и качества их жизни. Социальное положение гражданина определяется: 1) принадлежностью к определенной или нескольким категориям граждан; 2) имущественным положением (наличием движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, вкладов в банках) и доходами; 3) профессионально-квалификационным уровнем; 4) правами, обязанностями и ответственностью в разных ролевых обстоятельствах; 5) степенью реальной возможности и доступности защиты своих прав в органах исполнительной и судебной власти.

Двойственная природа социальных рисков позволяет обозначить дополнительную сферу и соответствующий состав этих рисков, порождаемых принятыми законами, подзаконными актами (являющимися, как выясняется впоследствии, несовершенными - с правовыми пробелами, коллизиями и/или допускающими разночтения) и индивидуальными правовыми актами, разного рода решениями органов власти РФ (законодательной, исполнительной и судебной), субъектов РФ и муниципальных образований, которые ухудшают социальное положение, уровень и качество жизни населения или определенных категорий граждан и отдельных физических лиц.

Дополнительная сфера социальных рисков, связанных с негативными результатами деятельности органов власти, объективно обусловливает необходимость законодательного введения обязательного страхования гражданской ответственности органов власти всех ветвей и уровней за ухудшение социального положения, уровня и качества жизни граждан при уплате страховых платежей из бюджетных средств в пределах установленного законом лимита. Руководители, ответственные лица и специалисты, ведущие проработку вопросов и подготовку соответствующих нормативно-правовых актов, индивидуальных правовых актов и разного рода решений также должны быть обязаны законом страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда органу власти в связи с его ответственностью. Уплату страховых платежей они должны осуществлять за свой счет. Страховые выплаты при страховых случаях осуществляются страховщиками (при больших количествах потерпевших через страхователей) в том и другом случае страхования в пределах страховых сумм по соответствующим договорам страхования. При превышении величиной причиненного страхователями вреда страховой суммы не покрываемая часть вреда возмещается ими согласно норме ст. 1072 ГК РФ.

Введение указанного вида обязательного страхования гражданской ответственности позволит:

1) обеспечить компенсацию вреда, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу граждан, материальному уровню и качеству их жизни за счет страховых выплат страховщиков;

2) иметь дополнительный источник денежных средств (за счет обязательств страховщиков по страховым полисам) и выполнять государству свои конституционные обязанности, предусмотренные ст. ст. 35, 39, 40 (ч. 1), 41, 42, 45 (ч. 1), 46 (ч. 1), 47 (ч. 1), 52, 53, 55 (ч. 1 и 2) Конституции РФ и ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ;

3) экономить средства бюджета соответствующего уровня в размерах возмещаемого страховщиками вреда при наступлении страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности органов власти всех их ветвей и уровней;

4) повысить качество работы и ответственность органов власти в центре и на местах перед населением страны.

Литература

1. Основы страховой деятельности. Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой - М.: БЕК, 2003.

2. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К.М. Гусова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

3. Роик В.Д. Профессиональные риски. - М.: АНКИЛ, 2004.

4. Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 1999.

5. Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: АНКИЛ, 2003.

6. Шихов А.К. Страхование. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2001.

7. Якушев Л.П. Страховая защита. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1998.

кафедры управления страховым делом

и социальным страхованием ГУУ

Подписано в печать



Похожие статьи