Какие виды экономических систем существуют. Определение экономической системы и их классификация

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

Термином «экономическая система» обозначается общая сумма элементов, связанных между собой. Предполагается некая целостность отношений между людьми в , основой которых является производство, координация и употребление благ экономики. Все они различаются по способам распределения хозяйственного труда людей и виду собственности на ресурсы. В современном мире существует целый список экономических концепций. Каждая их них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, а также свои уникальные особенности. Вот характеристика самой распространенной из них.

Вконтакте

Описание

Самой первой из всех, существующих на данном этапе развития человечества, можно назвать традиционную схему. На сегодняшнее время ней всё еще пользуются практически все страны третьего мира. Отличительной чертой данной структуры является то, что именно и в каком количестве производит традиционная экономическая система. Более развитые государства, а также те, которые находятся на пути активного развития, имеют традиционную экономику более сложного образца.

Экономическая концепция зародилась и продолжает свое существование на различных этапах жизни государства, являет собой сложные взаимоотношения между производителями продукции и потребителями.

Существует несколько основных видов систем . Первой такой формой считается общепринятая, которая основывается на обычаях каждого отдельно взятого племени.

К примеру, если несколько поколений подряд занималось выращиванием пшеницы, то все следующие будут делать то же самое. Никому из жителей не приходит в голову, что такое положение дел может быть невыгодно и можно заниматься чем-то другим.

Отличительные черты

Перечислим особенности традиционной экономической системы. Базовыми составляющими является массовая распространенность ручного труда, отсутствие или медленное развитие технического прогресса, а также наличие различных видов хозяйственности.

Государства с имеют широко распространенное мелкотоварное производство, основой которого является частная собственность. Обычаи и традиции страны с такой экономикой притормаживают технологический процесс. А при высокой рождаемости это во всех случаях приводит к бедноте. Обычаи меняются, но, к сожалению, очень медленно.

Важно! Нельзя утверждать, что в слаборазвитых странах традиционная экономическая система преобладает, так как в некоторых регионах России можно встретить ее элементы.

Традиционная экономика

Признаки

Основные признаки традиционной экономической системы в странах третьего мира:

  • недоступность образования для некоторых слоев общества;
  • отсутствие или слабое проявления прогресса в области науки;
  • игнорирование прогрессивных технологий;
  • преобладание ручного труда населения в экономике страны;
  • давление со стороны религии на политические взгляды людей;
  • базирование власти на основе традиционных родоплеменных отношений и устоев;
  • ограничение прав низших слоев общества и прочее.

Главной задачей является выбор наиболее выгодного способа решения определенной проблемы. При этом важно достичь полного удовлетворения потребностей. Говоря о том, в каких странах присутствует данная экономическая форма, можно четко обозначить такие регионы, как Африка, особенно Южная, и государства Азии.

Все «за» и «против»

Перечислим плюсы и минусы традиционной системы. По большей части такая подобная форма имеет отношение к первобытному обществу и воспринимается современниками как неразвитая и слабая. Но по сравнению с рыночной, можно утверждать, что общепринятая разновидность более стабильна и имеет высшее качество производимой продукции.

Это объясняется грошовой заинтересованностью рабочих в реализации продукции собственного производства. Исходя из этого, можно утверждать, что это в большей степени предсказуемая форма, чем все остальные. Народ имеет уверенность в завтрашнем дне, поэтому здесь имеет место высокая степень доверия правящей верхушке общества.

Несмотря на перечисленные достоинства традиционной экономики, минусов у нее намного больше. Основным из них считается полное отсутствие технического прогресса, которое обеспечивает экономические отношения. Объем производства продукции находится на низкой стадии развития, что объясняется преобладанием ручного труда над машинным. Также характерна зависимость от климата и от других внешних факторов. К минусам также можно отнести незащищенность населения в социальном плане, которая нередко провоцирует различные конфликтные ситуации в обществе.

Проблема неравенства в социуме

В общепринятой системе присутствует авторитарный принцип распределения производственных ресурсов между населением. Большую часть общественных благ выделяют правящей элите страны. В этом и кроется причина того, что уровень жизни большинства находится на невысоком уровне. Чаще всего люди в стране с такой формой экономики подвержены идеологическому воздействию, поэтому у них не наблюдается повышенного интереса к всякого рода излишествам и предпринимательской деятельности. Факторы, которые смогли оказать влияние на какие-либо изменения в хозяйстве при общепринятой системе, практически отсутствуют.

Важно ! Именно в традиционной экономике власть навязывает населению консервативную идеологию, так что роль государства в ней можно назвать ведущей.

Какие-либо внешние субъекты не имеют большого интереса в том, чтобы в государстве с привычной общепринятой системой произошли изменения в хозяйственной модели. Это объясняется тем, что никто не хочет появления новых конкурентов на мировом и все в высшей степени заинтересованы в сохранении прежней структуры.

Виды

Какие еще черты традиционной экономической системы следует выделить дополнительно: она состоит из набора общих структур, которые разделяются на четыре основных вида.

Перечислим основные виды:

  • традиционная экономика;
  • рыночная;
  • командная;

Важно! Традиционная экономическая система считается прародительницей всех остальных.

В командной экономике все вопросы о производстве решаются централизованно. Частная собственность в странах с командной формой управления отсутствует частично или полностью. Одним из плюсов такой экономики является низкая вероятность кризиса перепроизводства. Но вместе с этим возникает большая вероятность дефицита продуктов производства.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.

Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:

1) частные лица;

2) объединения, предприятия, учреждения;

3) государственные организации;

4) государство;

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координа­ции хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные эко­номики.

Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :

Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

Политическая и экономическая нестабильность;

Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

Неконкурентные цены на товары;

Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

Большой процент неграмотных;

Недостаток квалифицированных работников;

Высокий уровень безработицы.

!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

Характерными чертами командно-административной системы выступают :

Полный контроль государства за производством и распределением;

Прямое управление предприятиями из центра;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Типы и характеристика экономических систем

Тип экономиче­ской системы и ее характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционная

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие ново­введений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы

Командная (плановая)

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.

Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности.

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне».

Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления.

Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания.

Преобладание частной собствен­ности.

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка»).

Свобода выбора и деятель­ности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяю­щимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием.

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями.

Обеспечение политиче­ской стабильности. Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций. Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки.

Отсутствие стандартных схем.

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики.

Функции государства в смешанной экономике

Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств

Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики

Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического разви­тия . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):

1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых стра­ны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Ита­лию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).

2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

3.С траны с переходной экономикой (от административно-команд­ной к рыночной) - 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая под­группа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.

В литературе экономическая система определяется по-разному:

1) Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг

2) Экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры.

Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Важным свойством экономической системы является наличие структуры. Поэтому:

3) Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Структура экономической системы.

В любой экономической системе первичную роль играет производство и распределение, обмен, потребление. Эти элементы рассматривают как стадии единого процесса. Важно подчеркнуть, что производство есть непрерывный, постоянно развивающийся общественный процесс. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности, а потребление – конечным; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство и потребление.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Классификация.

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики.

Коренные различия следующие:

а) между частной и общественной собственностью на ресурсы

б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания теория смены цивилизаций, согласно которой выделяют их 7: неолитическая, восточно-рабовладельческая, раннефеодальная, предындустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

Типы экономических систем.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы необходимо выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная (капитализм);

3) командно-административная (плановая);

4) смешанная.

Традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система - самая древняя система. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: Выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”. Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия.

Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что возникла необходимость принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные. Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира. Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

Подытожим отличительные черты традиционной экономики:

Крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда;

Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Общинная собственность

Рыночная система

Рыночная система определяется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) принцип свободы хозяйственной деятельности;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое, название этой экономической системы - капитализм.

Один из главных признаков рыночной системы - это принцип свободы хозяйственной деятельности. это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость. Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип равноправия форм собственности, но разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная деятельность по обмену товарами:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство.

Подытожим отличительные черты рыночной экономики:

Ведущее место занимает индивидуальная частная собственность в различных её видах;

Поведение каждого субъекта мотивируется личными интересами, индивидуальность принятия решений;

Имеется множество продавцов и покупателей, что способствует свободе конкуренции;

Роль государства в экономике ограничена.

Командно-административная система

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций с ведущей идеологией - марксизмом.

Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма как новой экономической системы. В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно па XX в., когда возник так называемый социалистический лагерь.

Командно-административная экономика – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производств, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики в целом.

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности, при отсутствии конкуренции никто не заботится о внедрении новых техник и технологий. К тому же, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, то централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования. Это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

Поэтому возникают следующие проблемы:

1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции - низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;

2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе;

3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не “внедрялись по плану научно-технического прогресса”;

4) природа загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все “решения правительства по охране окружающей среды”.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Подытожим отличительные черты командно-административной экономики: - государственная собственность практически на все экономические ресурсы; - сильная монополизация и бюрократизация экономики;

Централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма,

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

Смешанная экономическая система

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит смешанный характер. Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т.д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система. В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которые:

а) не получают от государства планов;

б) работают по рыночным законам;

в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.

Подытожим отличительные черты смешанной экономической системы: - многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Отличительные черты различных экономических систем

Таблица №1.

Черты Традиционная экономика Чистый капитализм (рыночная экономика) Командно-административная (плановая) Смешанная экономическая система
Преобладающая
форма собственности
общинная Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Совет старейшин Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Основной принцип производства в соответствии с освященными веками обычаями Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Конкуренция Нет есть Нет Есть
Технологии Примитивный, ручной труд Динамичны Инертное развитие динамичны
Социальные гарантии Зависят от традиций Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения


Похожие статьи