Предоставление инвестиционного налогового кредита. Когда может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит

На данный момент почти не существует организаций, которые не использовали бы в своей деятельности для производственной модернизации, восполнения оборотных средств или сырья. Займы обычно оформляются в банковских учреждениях разного рода. Однако существует действительно уникальный вид предоставления займов, с помощью которого удается решить проблему недостатка средств. Здесь речь идет о таком явлении, как инвестиционные налоговые кредиты. Они находятся в ведении государства. Следует разобраться, что это такое.

Общая характеристика

В соответствии с Налоговым кодексом, принятым в РФ, инвестиционный налоговый кредит - это не заем, а своеобразный отложенный платеж. Им не предусмотрено реальное получение средств организацией, а только оформление возможности уплаты налогов государству в заметно более малом размере. в своем большинстве повторяют условия, по которым выдаются заемные средства различными кредитными учреждениями, а именно банками и фондовыми организациями. Соглашение при этом заключается с государственной структурой.

Как и обычные банковские займы, инвестиционные налоговые кредиты подразумевают, что имеется определенный период действия займа, при этом на него будут начислены проценты, часто они очень малы, а также указаны сроки его погашения. Кроме того, в договоре определяется имущественная ответственность за непогашение, а также предусмотрена гарантия того, что обеими сторонами будут исполнены их обязательства.

Особенности

Довольно часто долги по налогам отмечаются не только в компаниях крупных размеров, но и у индивидуальных предприятий, которым тоже необходима поддержка при разрешении проблем с бюджетными платежами. Однако инвестиционные - это то, что доступно только юридическим лицам. Эта особенность состоит в принципах имущественной ответственности кредитозаемщика перед кредитором. У организации могут изъять все заложенное имущество даже без соответствующего судебного решения. А лишить обычного гражданина его жилья практически невозможно в аналогичной ситуации. В Гражданском кодексе РФ четко прописаны пункты по защите частной собственности, особенно если она необходима для постоянного проживания.

Цели кредитования

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, к примеру, для погашения налога на прибыль. При нарушении сроков его уплаты государством часто налагаются разнообразные санкции, пени, а также штрафы. Именно поэтому для того чтобы избежать необходимости уплачивать в казну значительные суммы средств, требуется не нарушать сроки по выплате налогов. Инвестиционные налоговые кредиты можно использовать не на такой уж обширный перечень целей, о чем позаботилось государство. Совместно с налогом на прибыль производится кредитование региональных и местных бюджетных платежей.

Действие

Инвестиционные налоговые кредиты, как и прочие обладают своим определенным механизмом действия, с помощью которого организация, как выше упоминалось, может снизить платежи за прошедший период. А договорные взаимоотношения между сторонами будут закончены тогда, когда сумма недоплаченного налога выйдет на один уровень с суммой кредита. Такое соглашение со стороны выглядит как разрешение государства на наличие долгов. У организации нет права снижать платежи бесконечно. Государство установило предел, равный 50% от общей налоговой суммы, уплачиваемой в обычных условиях. Инвестиционные налоговые кредиты предусматривают временные рамки, традиционные для всех остальных займов. И тут речь идет о большинстве банковских продуктов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок 1-5 лет. Обычно этого времени вполне достаточно для решения финансовых проблем организации.

Особенности работы

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен любой организации, при этом бывают случаи, когда такая компания получает в определенный период убытки либо должна уплатить меньшую сумму налогов, чем ожидалось. В таком случае возникает так называемый излишек кредитных ресурсов. Из такого положения очень просто выйти - все сэкономленные средства требуется перенести на следующий период.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок 1-5 лет, все это время налоговые органы довольно скрупулезно контролируют организацию, которая его оформила. Она не только должна подготовить весьма солидное обоснование необходимости в таком снижении сумм выплат налогов, но и предоставлять в течение всего действия кредита подробные отчеты о проведенной финансовой деятельности. Помимо этого, организацию будут постоянно проверять налоговики, гораздо чаще обычного. Это вполне закономерно, так как государство нацелено на строжайший контроль расходования средств из бюджета.

Тонкости процесса

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой хорошую возможность для налогоплательщика в течение установленного срока уменьшить свои платежи по налогам в определенных пределах, чтобы в будущем поэтапно производить выплаты не только самого кредита, но и процентов, начисленных по нему. Этот тип займа предоставляется по налогу на прибыль, а также по некоторым местным и региональным.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации. При этом у организации, получившей его, есть право на уменьшение своих платежей по налогу во время действия договора. Уменьшение будет произведено для соответствующего налога по каждому платежу. Это делается до тех пор, пока средства, не уплаченные компанией благодаря таким уменьшениям, не сравняются с суммой кредита, который был предоставлен по соответствующему договору. В самом документе предусматриваются все моменты, касающиеся конкретного порядка уменьшения налоговых платежей.

Несколько договоров

В случае если у компании имеется несколько заключенных договоров о предоставлении соответствующего займа, срок действия которых на момент очередного платежа не истек, по каждому из них отдельно будет определяться накопленная сумма кредита. Ее увеличение при этом производится по порядку, начиная с договора, который был заключен первым, после достижения суммы по этому документу установленных пределов у организации будет возможность для увеличения накопленной суммы по следующему договору.

Притом что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, его сумма не может превышать половины от общей суммы налога. Если сумма накоплений по кредиту превысила эти 50%, то разница между полученной суммой и предельно допустимой переносится на следующий период формирования отчетности. В случае когда за отдельный у организации были убытки по результатам деятельности, тогда излишки накопленной суммы переносятся на следующий период, но при этом признается накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде.

Кому предоставляется?

В соответствии со статьей 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, если компания соответствует определенным требованиям:

Организация занимается научно-исследовательской, опытно-конструкторской работой или техническим перевооружением своего производства, в том числе направленных на формирование рабочих мест для людей с инвалидностью, а также на защиту окружающей среды от загрязнений отходами промышленного производства. В подобной ситуации инвестиционные налоговые кредиты предоставляются на сумму, которая составляет 30% стоимости купленного оборудования, предназначенного для всех указанных целей.

Для организаций, которые ведут инновационную или внедренческую деятельность, в том числе занимаются созданием новых либо совершенствованием применяемых технологий, созданием новых видов материалов или сырья. В данном случае инвестиционные налоговые кредиты могут предоставляться на суммы, которые будут обговариваться организацией и уполномоченным органом.

Для организаций, которые занимаются выполнением заказов по социально-экономическому развитию особой важности, а также предоставляющих особо важные услуги гражданскому населению. В данном случае сумма кредита тоже будет определяться по результатам соглашения сторон.

Пункт договора

В договоре или соглашении о предоставлении кредита обязательно содержатся следующие пункты:

Порядок, соответственно которому будут уменьшаться налоговые платежи;

Сумма кредита;

Срок действия;

Указание налога, по которому будет предоставлен описываемый кредит;

Сумма процентов, которые будут начислены на сумму кредита;

Порядок погашения;

Ответственность сторон.

Сопутствующие документы

Инвестиционные налоговые кредиты не будут предоставлены, если не оформить залог на имущество либо договор поручительства. В связи с этим требуется приложить к договору документы об имуществе, которое будет служить предметом залога. Кроме того, в договоре требуется указать положения о недопущении во время его действия передачи во владение или реализации оборудования или остального имущества, если его приобретение стало одним из пунктов для предоставления организации описываемого кредита.

Выводы

По отношению к местным или региональным налоговым органам устанавливаются собственные условия по предоставлению инвестиционного налогового кредита. При этом законодательством разрешается устанавливать собственные условия предоставления займа и основания для этого, а также изменять допускаемые сроки для действия кредита.

НК РФ выделяет налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит, рассматривая их как формы изменения срока уплаты налога и сбора (п. 3 ст. 61). Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются финансовые органы соответствующего уровня в зависимости от принадлежности налогов и сбо-ров к группам федеральных, региональных или местных, а также таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Заключение договора в этом случае отличает названные институты от других форм изменения срока уплаты налога. Вместе с тем имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до года, по одному или

нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т. е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения ным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задол-женности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства, исходя из ставки рефи-нансирования Центрального банка РФ, действующей на период договора о налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно НК РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит - это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате по общим правилам.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; 2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономиче- развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной рой и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвести-ционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите понятие налога.

Какие юридические признаки свойственны налогу?

Определите понятие сбора. Чем он отличается от налога?

Какую роль выполняют налоги?

Проведите классификацию налогов по разным основаниям.

Что понимается в российском законодательстве под системой налогов и сборов? Какие платежи объединены этим понятием?

На какие уровни подразделяются законодательством налоговые платежи? Что входит в каждый из них, какие общие особенности свойственны платежам соответствующих уровней?

Что понимается под установлением налогов? Чем оно отличается от введения налогов в действие? Какой установления налогов и сборов предусмотрен законодательством, на каких нормах РФ он основан?

Определите понятие и предмет налогового права.

Охарактеризуйте источники налогового права. Укажите нормы Конституции РФ, закрепляющие основы налогового права.

Охарактеризуйте содержание НК РФ.

Что является предметом регулирования регионального законодательства и актов органов местного самоуправления? Приведите конкретные примеры.

Назовите основные элементы налогообложения НК РФ.

Что понимается под налоговыми льготами?

Определите понятие налоговых правоотношений. Кто выступает в качестве их субъектов?

Каковы обязанности налогоплательщиков? В чем состоят их права?

Какими мерами обеспечивается исполнение налогоплательщиками их обязанностей?

В каком порядке взыскиваются невнесенные в срок налоговые платежи (недоимки), пени, суммы санкций за просрочку платежей?

Какими правами обладают налоговые органы при осуществлении своих функций в области налогообложения?

19. Каковы обязанности и ответственность банков в области налогообложения? Какие виды нарушений банком своих обязанностей и меры ответственности за них предусмотрены НК РФ? Ответ дайте на основе конкретных норм НК РФ. Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц банков за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?

Определите понятие налогового кредита. В каком порядке предоставляется налоговый кредит, на какой срок, что является основанием его предоставления?

Что понимается под инвестиционным налоговым кредитом? Чем он отличается от налогового кредита и каково сходство между ними?

Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?

Кто (какие органы) вправе принимать решения о предо - ставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

Определите понятие налоговых правонарушений, каковы их особенности, круг субъектов? Ответ дайте на основе конк-ретных норм НК РФ.

Какие налоговые санкции применяются к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, каковы их особенности?

Назовите конкретные налоговые правонарушения и применяемые за их совершение налоговые санкции.

Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц организаций за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы.

Охарактеризуйте административный порядок защиты прав налогоплательщиков. Составьте жалобу на действия нало-гового органа, предназначенную для рассмотрения админист-ративном порядке.

Охарактеризуйте судебный порядок защиты прав налогоплательщиков. Кто из них вправе обращаться за защитой прав в суд общей юрисдикции и кто - в арбитражный суд?

Охарактеризуйте роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов налогового права. Приведите конкретные примеры из деятельности Конституционного Суда РФ в этой области.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это один из инструментов государственного «плеча», направленных на повышение инвестиционной привлекательности определенной категории инвестиционных проектов. Несмотря на достаточно благоприятное нормативное регулирование, а также возможность применения и регламентирования как на федеральном, так и на региональном уровне, ИНК не получил широкого распространения. В то же время существуют примеры его успешного использования, которые свидетельствуют о стабильном интересе к нему со стороны определенного круга налогоплательщиков.

В российскую правовую терминологию понятие «инвестиционный налоговый кредит» впервые введено Законом РФ от 20.12.91 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Общая концепция ИНК в редакции этого закона предполагала возможность получения кредита не только государственными, но и частными предприятиями. Так, кредит мог быть предоставлен товариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищи являются бывшими работниками приватизируемого предприятия. В 1998 г. названный закон был отменен в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, в рамках которого инвестиционный налоговый кредит действует до сих пор, и Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Нормативно-правовая регламентация

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ). ИНК может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 1 ст. 67 НК РФ):

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
  • выполнение государственного оборонного заказа;
  • осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит представляет собой механизм государственной инвестиционной поддержки, сочетающий в себе элементы заемного финансирования. Суть инструмента заключается в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в бюджет субъекта РФ. Инвестор — получатель ИНК приобретает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора 1 на срок от года до пяти лет в случаях проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществления внедренческой или инновационной деятельности, создания новых видов сырья или материалов, при выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении особо важных услуг населению, при выполнении организацией государственного оборонного заказа и при осуществлении организацией инвестиций в создание энергоэффективных объектов. Если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития, ИНК может быть предоставлен на срок до десяти лет. Помимо этого резидент зоны территориального развития в отличие от иных организаций, имеющих право на ИНК, не уплачивает проценты на сумму задолженности по соответствующему налогу.

Важно: организация может заключить несколько договоров на предоставление инвестиционного налогового кредита. Как правило, кредит выделяется в размере не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году.

Практика применения

Безусловно, эффективность инвестиционного налогового кредита необходимо оценивать в рамках отдельных инвестиционных проектов с учетом чувствительности финансовой модели проекта к предоставлению кредита по отдельно взятым налогам. В некоторых случаях он играет важную роль среди мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговое бремя инвестора и одновременно решить проблему получения заемного финансирования с достаточно низкой процентной ставкой.

Для получения ИНК инвестору необходимо подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@, приложив документы, подтверждающие:

  • основание для получения кредита;
  • факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования;
  • бизнес-план инвестиционного проекта.

После заключения с региональным органом ФНС России договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копию этого договора нужно в пятидневный срок представить в инспекцию ФНС России по месту учета организации. Общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении или об отказе в предоставлении кредита не должен превышать 30 рабочих дней со дня получения заявления.

На практике получение инвестиционного налогового кредита заметно тормозится, и одна из причин — несовершенство законодательной базы, регулирующей предоставление такого кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК. Ни в федеральном, ни в региональном законодательстве нет четкой информации о сроках и величине кредита (что, безусловно, придает инструменту определенную гибкость), а также сумме процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата» может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени. Между тем этот механизм связан со «скрытым» финансированием инвесторов, он не требует выделения из регионального бюджета дополнительных средств.

Примеры организаций, которым в России предоставлен инвестиционный налоговый кредит, приведены в таблице.

Закономерным является тот факт, что предоставление инвестиционного налогового кредита происходило в регионах с высокими бюджетными показателями, имеющими благоприятный инвестиционный климат. Практика получения ИНК свидетельствует и о том, что в большой степени его широкое распространение на территории какого-либо субъекта РФ зависит от наличия политической воли администрации региона.

Дальнейшее совершенствование инструмента

Несмотря на все указанные преимущества и наличие достаточно большого числа успешных примеров предоставления ИНК не получил широкого применения. И можно сделать вывод, что законодательная цель положений Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите не достигнута — слишком незначительно количество полученных налоговых преференций на фоне потенциала всех предусмотренных для кредита направлений хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение.

На наш взгляд, основными препятствиями для развития механизма ИНК являются существенные ограничения в условиях его предоставления. Так, согласно п. 3 ст. 66 НК РФ накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Для повышения стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо существенно повысить предельный размер — вплоть до 100% размеров суммы налога при благоприятной бюджетной ситуации.

Кроме того, необходимо пересмотреть сроки предоставления инвестиционного налогового кредита. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ такой кредит предоставляется для большинства инвестиционных проектов на срок до пяти лет. Имеет смысл снять это ограничение на максимальный срок ИНК либо существенно повысить данный срок и более тесно увязать условия его предоставления с инвестиционными условиями проекта, включая сроки окупаемости и нормы доходности. Такое регулирование предоставит большую гибкость получателю кредита и налоговым органам в структурировании проекта в части налогообложения и обеспечит более высокую инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов.

В качестве уже существующих положительных характерных особенностей ИНК стоит отметить определенную свободу в отношении его суммы. В налоговом законодательстве нет нормативов, определяющих точную величину кредита, установлены только лимиты суммы. Размер кредита определяется по соглашению между налоговым органом и организацией, что обеспечивает инструменту гибкость.

Таким образом, для более активного использования ИНК необходимо предпринять ряд мер по его усовершенствованию.

Безусловно, нужна модернизация нормативной правовой базы с учетом упомянутых ранее сроков и лимитов суммы инвестиционного налогового кредита. В настоящее время на федеральном уровне кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организаций. И перспективным направлением может стать расширение перечня федеральных налогов, по которым может быть предоставлен кредит, к примеру, в отношении налога на добавленную стоимость.

Кроме того, данный механизм может сделаться существенной поддержкой инвестиционных проектов для малого и среднего бизнеса. Для этого целесообразно дополнить перечень оснований предоставления ИНК новым основанием: «вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности». Естественно, такие субъекты должны вести раздельный учет налоговой базы по деятельности, под которую получен указанный кредит, и по остальной деятельности субъекта. Отсутствие такого раздельного учета должно служить основанием для расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо этого необходимо дать региональным властям возможность предоставлять кредит в отношении специальных налоговых режимов по вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) в отношении нового вида деятельности, которым собирается заниматься уже существующий субъект малого бизнеса. Для предотвращения возможных злоупотреблений максимальная сумма ИНК, которая может быть предоставлена в рассматриваемых условиях, должна быть законодательно ограниченна для субъектов РФ на федеральном уровне. Причем для получения кредита субъект малого бизнеса не должен представлять в обязательном порядке залог, поручительство, гарантию и бизнес-план, а также технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

Наконец, необходима активная позиция самого бизнеса в отношении предоставления инвестиционного налогового кредита. При демонстрации государственному партнеру и налоговым органам очевидного интереса к данному инструменту государственной поддержки шансы на предоставление налогового кредита и развитие его инструментария существенно повышаются. Особенно это важно в отношении субъектов РФ, в которых не существует практики широкого применения ИНК ввиду недостаточной политической воли.

1 Формы договоров как для налога на прибыль, так и для региональных, местных налогов предусмотрены приказом ФНС России от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@.

Примеры компаний, получивших ИНК*

Регион

Получатель

Сумма, руб.

На какой срок предоставлен

Цели

г. Санкт-Петербург

ОАО «Балтийский завод»

Модернизация производства, строительство нового цеха


ОАО «Ижорские заводы»

Модернизация производства труб

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ОАО «Юганскнефтегаз»


ОАО «ТНК» (Нижневартовск)

Проведение НИР, технического перевооружения нефтедобывающего производства

Томская область

ОАО «Томскнефть»

ИНК по НДС

Иркутская область

ОАО «Алюком-Тайшет»

Налог на имущество в областной бюджет/развитие нового производства на предприятии

Ростовская область

ЗАО «Донтелеком»

Развитие сотовой связи стандарта GSM-900 в северных и восточных районах области

Татарстан

ОАО «Нижне­камскнефтехим»

Строительство комплекса гидроочистки средних дистиллятов

* По данным открытых источников.

к сведению

Что такое инновационная деятельность

В Налоговом кодексе РФ и в нормативно-правовых актах в сфере налогов и сборов понятие инновационной деятельности отсутствует. В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) инновационная деятельность трактуется как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

  • на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
  • создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
  • применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Отметим, что в дальнейшем Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, а распоряжением Председателя Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р — Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований: - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит составляет от 1 года до 5 лет Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ. Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

14. Виды налоговых режимов. Классификация налогов.

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

    Общий режим

    Специальный налоговый режим

Общий режим налогообложения представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:

1). Федеральные налоги и сборы

2). Региональные налоги

3). Местные налоги

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):

    Налог на добавленную стоимость

  • Налог на доходы физических лиц

    Налог на прибыль организаций

    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

    Водный налог

    Государственная пошлина

    Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.

При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты

Существует на данный момент 3 региональных налога:

1). Транспортный налог

2). Налог на игорный бизнес

3). Налог на имущество организаций

Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.

Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты налогов

    Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФ

Существует 2 местных налога:

1). Земельный налог

2). Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов общего режима налогообложения:

    По сферам налогового законадательства:

    Федеральные

    Региональные

    По методу установления, способу изъятия:

    Косвенные (НДС, акцизы)

    Прямые (остальные 11 налогов)

    В зависимости от порядка использования,назначения:

    Целевые (специальные) налоги

    Общие (обезличенные)

    В зависимости от групп налогоплательщиков:

    Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)

    Налоги, уплачиваемые только физическими лицами (НДФЛ и налог на имущество физическихлиц)

    Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земельный, транспортный налог, государственная пошлина и другие)

    Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы и другие)

Специальные налоговые режимы принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные наоговые режимы могут предусматривать:

    Особый порядок определения элементов налогообложения

    Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов

В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:

1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)

2). Упрощенная система налогообложения

3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:

    Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.

    Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

    Введение специальных налоговых режимов , которые включают:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)

    Упрощенная система налогообложения

    Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции

    Снижение налоговых ставок , таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%.

    Совершенствование налогового администрирования , под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

На основании некоторых положений НК РФ, предприятие имеет право уменьшить размеры налогов. Кроме того, можно законно оформить изменение сроков уплаты налога с обязанностью поэтапно выплачивать кредит по начисленным процентам. Такой договор оформляется в течение определенного промежутка времени, и в нем фиксируется установленная сумма понижения налогов. Эта функция и называется инвестиционный налоговый кредит. Ниже мы подробнее расскажем, что собой представляют порядок и условия получения подобной льготы, которой будет рад каждый налогоплательщик.

Условия предоставления кредита

Для получения такого вида кредита необходимо, чтобы выполнялось как минимум одно из следующих условий:

  1. Предприятие проводит научно-исследовательские, технические, конструкторские или социально полезные работы. Например, создает условия для работы людей с ограниченными возможностями. В эту же категорию попадают работы, связанные с экологией, например, защита природы от пагубного влияния производственных отходов.
  2. Проведение комплекса научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, целью которых является создание новых или улучшенных товаров/услуг.
  3. Организация участвует в повышении социально-экономического уровня региона или же предоставляет особо значимые для населения товары или услуги.

Размер кредита

Инвестиционный кредит выдается в следующих вариантах:

  1. 30% от затраченных на покупку оборудования средств. Оборудование должно использоваться только для целей, перечисленных в подпункте 1 ст. 66 НК РФ .
  2. На величину долга, которая определяется по согласию органа исполнительной власти и предприятием, вовлеченным в процесс. Такой долг выдается на основании пп. 2 и 3 НК РФ . Через определенный промежуток времени (вне зависимости от количества соглашений о предоставлении кредита) сумма уменьшения платежей по налогу не должна быть более 50% от величины соответствующих выплат налогов, установленных по общественным правилам, не учитывая уже имеющихся договоров инвестиционного налогового займа.

Кроме того, величина долга не должна превышать 50% за весь период накопления кредита. В случае если долг накопления превышает установленную норму, разница между установленной и получившейся величиной переносится на другой отчетный период. Однако такое возможно лишь в случае, когда уменьшение налога является допустимой мерой, установленной настоящим пунктом для определенного промежутка времени.

Величина долга не должна переходить 50% за весь период накопления кредита.

Предприятие, которое получило инвестиционный налоговый кредит, может оплачивать налоги в меньшей величине по надлежащему налогу в течение времени, установленного договором об оформлении кредита.

Уменьшить можно любой платеж, по которому был выдан кредит, за промежуток времени до того момента, пока сумма, которая была накоплена за время предоставления кредита, не сравняется с той, что была оговорена в соглашении. Точный порядок понижения можно определить по договору о выдаче инвестиционного кредита.

Если предприятие заключило несколько соглашений о выдаче кредита, сумма каждой задолженности вычисляется по отдельности. Отметим также, что повышение полученной суммы производится сначала относительно начального кредита по сроку заключения, а если сумма накопления достигла предела, установленного в договоре, то предприятие имеет право увеличить сумму по следующему договору.

В случае если у предприятия были превышения расходов, что повлекло за собой убытки в течение налоговых периодов или финансовые потери за весь период, размер кредита также автоматически переходит на следующий период оплаты, а также получает статус набранной суммы в налоговом промежутке.

Срок

Инвестиционный заем может быть предоставлен на ограниченное время – от года и до пяти лет. Срок предоставления определяется в переговорном процессе между займодавцем и заемщиком. Проценты на величину долга будут определены по ставке, не менее половины и не более трех четвертых ставки нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего кредита.

Срок предоставления определяется в переговорном процессе между займодавцем и заемщиком.

Для оформления инвестиционного займа предприятие должно предоставить заявление, после чего начнется процесс оформления договора между органом исполнительной власти и этим предприятием.

Инвестиционное соглашение

В соглашении обязательно должны быть предусмотрены следующие пункты:

  • Порядок понижения оплаты налогов.
  • Размер кредита (также в этом пункте учитывается и государственный сбор, который будет начислен на долг).
  • Порядок расплаты за долг и полученные проценты.
  • Документы на залоговое имущество или поручительство (обязательство за исполнение обязательств).

Чтобы предприятие могло получить инвестиционный заем, оно должно предоставить следующий набор документов:

  • Официальная просьба о предоставлении кредита, оформляемая налогоплательщиком.
  • Документ, в котором описываются основные аспекты предпринимательской деятельности, на основании которых можно получить инвестиции.
  • Сведения, показывающие предварительный план оплаты долга, а также сроки его погашения.
  • Определение налога, для которого будет оформляться налоговая задолженность, подтвержденная налоговым органом.
  • Отчет о финансовом состоянии предприятия.
  • Документы на предметы залога или ответственность за обеспечение исполнения налогоплательщиком обязательств (поручительство).
  • Письменное подтверждение отсутствия задолженностей в городской бюджет (выдается налоговой инспекцией).
  • Документы, служащие основанием для деятельности юридического лица.

Например

Вино-водочный завод развивающейся области планирует осуществить проект по усовершенствованию и расширению производства, чтобы увеличить производительность. А это значит, повышение продаж товара более высокого качества, увеличение количества производимой продукции, расширение ассортимента. Кроме того, новое оборудование позволит гарантировать высокое качество продукции.

По заключению экспертов, спрос на алкогольную продукцию достаточен для увеличения продаж в текущий момент. Предвидится повышение спроса со стороны ресторанов и баров на алкогольную продукцию. В ближайшее время грядут новогодние праздники, что повышает уровень продаж алкоголя. Кроме того, близлежащие от области небольшие города, села и поселки подают заявки на поставку алкогольных продуктов.

От проекта ожидается:

  • Полная или частичная замена имеющегося у предприятия оборудования более новой и производительной техникой.
  • Организация производства нового вида товара благодаря новому цеху.

Обеспечение денежными ресурсами текущих затрат ожидается частично за счет личных денежных средств от нынешней работы организации и частично – кредитом в размере 14 800 тыс. руб. с оплатой 24% годовых в рублях. Определенное банком время действия соглашения составляет три года с момента заключения договора. Банк выдвигает свои требования в виде погашения долга одинаковыми частями суммы в течение двенадцати месяцев в каждом налоговом периоде.

Чтобы обеспечить финансовую состоятельность (оплата полной стоимости кредита в установленное время), организация подает заявление на предоставление инвестиционного кредита по налогу на прибыль в срок на три года.



Похожие статьи