Теоретические основы региональной экономической политики. Цели и задачи региональной экономической политики. В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на

1. Региональная политика: цели, объекты и содержание


1.1 Понятие региональной политики


Кыргызстан переживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, ослабление внутренних экономических связей, а результатом – возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.

В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами.

Региональная (социально-экономическая) политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и национальный контекст.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.

Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий).

Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.


1.2 Классификация региональной политики


Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа. В обобщенном виде классификация региональной политики представлена в таблице.


Классификация региональной политики

Критерии

Виды региональной политики

· экономическая;

· социальная;

· экистическая;

· экологическая;

· научно-техническая.

2. Цель применения

· выравнивание уровней социально-экономического развития регионов

· оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.

3. Механизм реализации

· автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);

· проблемная (распределение по специальным программам);

· целевая (распределение по конкретным регионам).

4. Форма реализации

· финансовая (трансферты, льготы, штрафы);

· административная (разрешения, запреты, лицензирование);

· инфраструктурная и т.д.

5. Адресаты

· граждане;

· отрасли;

· территориальные органы власти


Вместе с тем, в силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных знаний и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет анализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов регионального регулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.



2. Этапы становления региональной политики за рубежом


2.1 Необходимость региональной политики в странах с рыночной экономикой


Выделение региональной политики в качестве самостоятельного направления деятельности государства произошло сравнительно недавно. За рубежом начало ее формирования как системного явления непосредственно связано с переосмыслением роли государства в экономике, в первую очередь под влиянием Великой Депрессии. В СССР разработка принципиальных теоретико-методологических основ региональной политики началась чуть раньше, в 20-х гг. нашего века, вместе с началом работ по экономическому районированию и определению административно-территориального устройства страны.

За этот период региональная политика прошла сложный, зачастую мучительный путь развития в поисках оптимальных моделей взаимодействий разноуровневых субъектов, разрабатывая новые и модифицируя действующие нормы, регулирующие региональные условия воспроизводства, совершенствуя теоретические и методологические аспекты региональных исследований.

Первоначально, в странах с рыночной экономикой под региональной политикой обычно понимался комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными правительственными органами, так и территориальными органами власти и направленных на развитие так называемых депрессивных и вновь осваиваемых районов, выявление рациональной сети городов и их размеров, размещение отдельных предприятий и отраслей промышленности и т.п.


2.2 Основные этапы становления региональной политики в странах с развитой рыночной экономикой

региональный экономика рыночный

В развитии зарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов.

Первый этап: 30-е гг. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929–1933 гг. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы.

Второй этап: 40–50-е гг. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании.

Третий этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В этот период формируется целостная система региональной политики стран Запада. Произошло утверждение системы регионального программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Наряду с исторически первым направлением региональной политики, связанным с развитием проблемных регионов, начинают проводиться мероприятия по разгрузке крупнейших городских агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы стало возможным благодаря устойчивым темпам экономического роста.

Четвертый этап: середина 70-х годов 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений). Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС.

Активизация как специфического направления муниципальной политики, обусловлено ускоренными темпами передачи на муниципальный уровень не только прав, но и обязанностей, ранее возложенных на центральные и региональные органы власти. При этом перемещение полномочий зачастую не подкреплялось перемещением на муниципальный уровень адекватных источников доходов.

Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

2.3 Позитивный и негативный опят реализации региональной политики

Таким образом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами стали спецификация и защита Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления, которая в свою очередь опирается на четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения населения чистыми общественными и локальными общественными благами, а также закрепление за территориальными органами власти источников дохода, достаточных для выполнения их полномочий. Важную роль в повышении эффективности работы разноуровневых органов управления сыграла институционализация норм и правил поведения, складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельные направления юридических наук выделились муниципальное и региональное право.

Вместе с тем необходимо отметить, что несмотря на расширение самостоятельности территориальных органов власти, конечные результаты реализуемых мероприятий в значительной степени определялись сохранением и развитием конституирующей роли Центра, выступающего гарантом соблюдения прав как населения отдельных территориальных образований, так и общества в целом.

Безусловно, деятельность государства в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государства можно отнести:

· несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней;

· несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти;

· вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Центра);

· неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений).

Однако равноценных субститутов государству в этой сфере пока не существует и дальнейшее развитие региональной политики государств с рыночной экономикой, очевидно, будет идти в направлении совершенствования уже достигнутых результатов.



Литература

1. А.Н. Аюпов, А.А. Абдурашитов, Н.А. Бровко Региональная экономика, Бишкек 2007.

2. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 686 с. – (Высшее образование).

3. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 38.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является неотъемлемой функцией любого государства, безусловным рефлексом ее самосохранения.

Характерные признаки государственного регулирования регионального развития можно найти в истории большинства стран. Активизация деятельности государства в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достичь провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей полной занятости, улучшение качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильного экономического роста и т.д..

Споры о том, существует региональная политика, порождаются в связи с тем, что осознанное и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, влияющих на региональное развитие. В осуществлении регулирования регионального развития участвуют в той или иной мере все государственные институты, поскольку их деятельность так или иначе привязывается к определенной территории. Однако решение региональных проблем, как правило, не является для них основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития целесообразно выделять специализированную регионально ориентированную деятельность, которую называют региональной политикой.

Обеспечение научных подходов при формировании и реализации региональной политики требует четкого обоснования ее теоретических, методологических и методических основ.

В последние годы термин «региональная политика» прочно закрепился в экономическом лексиконе как ученых в области экономических и общественных наук, так и представителей всех уровней государственного управления. Необходимость региональной политики следует из факта региональной дискретности пространства, неравнозначности регионов по факторам и задачами их развития, вследствие чего любая государственная политика строится дифференцированно в региональном аспекте.

Вместе с тем анализ научной литературы свидетельствует о том, что существуют существенные различия в толковании содержания региональной политики, формулировке ее целей и задач.

Известный советский экономико-географ Э. Б. Алаев в своем понятийно-терминологическом словаре (еще в советское время стал классическим) определил региональную политику как «сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. повязкам связанную с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой»

1. В круг вопросов региональной политики ученый включал такие направления, как: соотношение и взаимодействие движущих сил регионального развития (все сектора национальной экономики, внутренние и внешние факторы и средства), соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления), отношение к задаче подъема экономики отсталых районов, освоение новых районов и ресурсов, отношение к национально-этническим вопросам (в условиях многонационального государства), региональные аспекты демографической политики, политики урбанизации, аграрной политики и других мероприятий государственной власти.

В период обоснование концепции устойчивого развития территорий, усиления внимания к решению экологических проблем среди основных сфер деятельности региональной политики дополнительно начали акцентировать внимание на вопросах экологии. Например, Ю. Гладкий и А. Чистобаев дают такое определение: «Региональная (социально-экономическая) политика государства - это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой»

  • 2. Выдающийся отечественный экономико-географ В. А. Поповкин, который обосновал и отстаивал необходимость регионально-целостного подхода в управлении экономикой государства, считал, что региональная политика России должна способствовать эффективному достижению главных экономических, социальных и экологических целей развития государства благодаря использованию закономерностей и факторов территориального разделения труда и региональной комплексной работы»
  • 3. Региональная политика должна быть направлена на: создание во всех регионах, городах и сельской местности, населенных пунктах любого масштаба сопоставимых условий для жизнедеятельности человека, реализации его возможностей, воспроизводства рабочей силы, труда, быта, отдыха; постепенного снижения антропо- и техногенного давления на территорию с учетом экологической емкости каждого из регионов, поддержания или восстановления экологического равновесия.

Необходимо заметить, что в распространенном варианте понимания региональной политики экономический аспект доминирует над другими компонентами региональной жизни. Соответственно понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» часто употребляют как синонимы без каких-либо оговорок. Например, М. Кноглер и А. Секарев под региональной политикой понимают «совокупность мероприятий, направленных на устранение различий в экономической дееспособности и жизненном уровне, имеющихся между территориально обособленными частями страны»

  • 4. С.А. Романюк под государственной региональной политикой понимает «систематизированное воздействие на регионы центрального правительства, а также его территориальных подразделений»
  • 5. Такую позицию ученый аргументирует тем, что «даже в тех случаях, когда речь идет о неэкономические сферы, механизм обеспечения все равно опирается на финансово-экономические рычаги»
  • 6. Такой подход сужает понятие региональной политики, сводит ее суть в экономических функций. Конечно, важность экономических аспектов региональной политики является бесспорным, однако региональные процессы значительно многограннее. В методологическом плане отождествление понятий «региональная политика» и «региональная экономическая политика» является некорректным. Ведь так же как экономика является лишь одной (хотя и очень важной) сферой человеческой деятельности, региональная экономическая политика не охватывает всего спектра управленческой деятельности государства. Известный ученый-регионалист академик И. Нижний считает, что в случае определения термина «региональная политика» необходимо толковать это понятие в широком и узком смыслах. В первом случае это означает политику, которую осуществляет государство в отношении регионов, и сами регионы в пределах предоставленных им полномочий. Во втором случае региональная политика сужается исключительно к действиям государства, а потому тогда говорят о государственной региональной политике
  • 7. М.И. Нижний считает, что «в широком смысле региональная политика - это система целей и действий, направленных на реализацию интересов государства относительно регионов и внутренних интересов самих регионов с помощью методов, учитывающих историческую, этническую, социальную, экономическую и экологическую специфику территорий »
  • 8. Ученый отмечает, что в сегодняшних условиях региональная политика становится весомым инструментом пространственного регулирования социально-экономического развития, особенно в тех сферах, где действие рыночных рычагов ограничено (социальная, экологическая, научно-техническая). Только через механизмы региональной политики как важного элемента общенациональной стратегии можно активизировать внутренние потенциалы регионов для социально-экономического роста территорий и государства в целом. Именно региональная политика может стать универсальным средством эффективного использования внутренних региональных резервов, чего трудно достичь с помощью отраслевых методов управления.

Еще один известный ученый-регионалист В. К. Симоненко считает, что «под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой, социально-экономическую политику, осуществляемую на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей и задач »

  • 9. А в своей книге «Регионы России: проблемы развития» (1997 г.) он определяет региональную социально-экономическую политику как совокупность таких экономических, правовых и административно-организационных средств и методов, которые учитывают и органично связывают между собой весь комплекс общегосударственных и местных интересов и направлены в конечном итоге на полноценный и равномерное развитие регионов
  • 10. Стратегической целью такой политики ученый считает повышение жизненного уровня населения регионов страны на основе качественного улучшения использования ресурсного потенциала регионов, принципиально новых подходов к развитию их производительных сил, коренного изменения экологической ситуации. Таким образом, под региональной политикой, как правило, понимают сферу деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программы. Государственная региональная политика должна быть неотъемлемой составляющей политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегии развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

К сожалению, в единственном на сегодня официальном документе, который определяет основные принципы региональной политики России, Концепции государственной региональной политики, отсутствует определение этого понятия. Одновременно в документе сформулирована главная цель государственной региональной политики, которая заключается в «создании условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития России и ее регионов, повышении уровня жизни населения, обеспечении соблюдения гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина независимо от места жительства, а также углублении процессов рыночной трансформации на основе повышения эффективности использования потенциала регионов, повышения действенности управленческих решений, совершенствование работы органов государственной власти и органов местного самоуправления»

11. Научный подход к формированию и реализации региональной политики государства требует четкого определения ее объекта и субъекта, а также формулирование ее целей и задач и определение способов их осуществления.

Как известно, объект любого управления является тем, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления.

М.И. Нижний считает, что объектом региональной политики является весь спектр социально-экономических процессов, происходящих на конкретной территории. Иначе говоря, в сферу влияния региональной политики входят люди, природа и все общественные институты, обеспечивающие взаимодействие между ними. До основных объектов региональной политики относятся: производственные (прежде всего - предприятие как первичное звено общественного разделения труда), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и другие.

Анализируя субъекты региональной политики, по мнению И. Нижнего, надо учитывать тот важный момент, что регионы, постоянно порождая интересы, могут их выразить лишь опосредованно. Конкретным носителем внутрирегиональных интересов является население, проживающего в нем. Однако каждый житель региона является личностью, представителем трудового коллектива, членом политической партии или общественной организации. И с какой бы позиции он не выступал, интересы, которым отстаиваются, будут значительно отличаться от региональных. Итак, проблема субъективизации региональной политики трансформируется в проблему представительства интересов населения в органах законодательной и представительной власти разных уровней, которые реализованы также и через сформированные ими исполнительные структуры. Есть, субъектами региональной политики являются центральные органы законодательной и исполнительной власти, органы регионального управления и местного самоуправления

12. Субъектная база региональной политики шире. Субъектами региональной политики могут выступать: отдельные должностные лица (например, Президент России), Государственная Дума России как высший в государстве законодательный орган, органы государственной исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления, отдельные юридические лица (учреждения, организации и предприятия), общественные организации. Следует отметить, что роль и значение общественных организаций в разработке и реализации региональной политики в демократических государствах очень существенна и имеет тенденцию к постоянному росту.

Региональная политика государства должна строиться на определенных принципах. Эти принципы должны отражать как тактические, так и стратегические ориентиры региональной политики. Одни из них могут быть стабильными в течение достаточно длительного промежутка времени, другие корректировать, изменять в соответствии с ситуацией в государстве.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В г. НОЯБРЬСКЕ ЯНАО


Контрольная работа

Региональная экономическая политика в России


Выполнила студентка 3 курса,

Специальность: Таможенное дело



Введение

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ""региональной"" реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постоянном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных народов.


Глава 1. Региональная политика России

В 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены "Основные положения региональной политики в Российской Федерации", в которых под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Объективными предпосылками региональной политики в Российской Федерации выступает структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает органы государственной власти принимать любые государственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждый субъект Российской Федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направления региональной политики не могут быть стандартными для всех регионов, их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов.

Региональная политика охватывает все сферы жизнедеятельности регионального социума, но среди компонентов региональной политики выделяются в первую очередь: социальные, направленные на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддерживание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры; экономические, связанные с повышением эффективности регионального производства с учетом природно-ресурсного его потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированием инвестиционной активности и др.

В целом региональная политика в современной России направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективных производств и предпринимательских способностей граждан. Региональная политика признана также преодолевать различные диспропорции в социально-экономическом развитии региона.

Особую роль приобретает региональная политика в период кризисных ситуаций, которые возникают при резком ухудшении экономического состояния регионов. Причины возникновения кризисных ситуаций в масштабе региона могут быть разные:

значительное падение объемов производства;

ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

разрушение социально-экономической инфраструктуры;

неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

Для преодоления кризисных ситуаций требуется дополнительное вмешательство федеральных органов государственной власти, вплоть до внедрения чрезвычайных методов управления регионов.

Основными направлениями региональной политики являются:

координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;

определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона;

подъем экономики депрессивных районов;

освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;

проведение единой социальной политики и др.


Глава 2. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж - и внутрирегиональных отношений.

Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересом каждого региона - блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.

Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем:

начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;

национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;

формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);

выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

Процессы национального возрождения нередко перерастают в национализм, и возникают сепаратистские тенденции в субъектах федерации. Источниками национализма и сепаратизма являются представления об ущемленности национальных интересов и претензии наций на приоритетные права. Республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. Национальные движения подчас становятся по мере своей радикализации явно националистическими. Сепаратизм в этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Но самоопределение наций подразумевает не сепаратизм, а, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм и национализм становятся причинами конфликтов, в основе которых лежит не только сепаратизм и проблемы прав национальных меньшинств, но и политическая внутренняя борьба за власть. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Эти явления в постсоветском пространстве в какой-то мере были предопределены факторами:

массовыми депортациями малых народов и ликвидацией национально-территориальных образований;

репрессиями в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима;

размещением нетрадиционных производств;

реализация "проектов века", деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экол. ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири.

Проблемы национализма и сепаратизма усугубляются:

экономическими причинами (экономический кризис, безработица, обнищание);

социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей);

территориальными и другими.

Глава 3. Современная региональная политика

Региональная политика федеральных властей в России должна включать такие элементы, как:

конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);

согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики - области) и различных этнических групп. Экономическая составляющая региональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, как средство решения, как они считают, действительных проблем - сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.

Распад Федерации рассматривается как постоянная угроза. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ). Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российского государства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким - общественным и социальным целям.

Кроме того, существует необходимость реформирования налоговой системы (с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации) и окончательно разграничить федеральную и региональную собственность. Актуальна проблема создания Федерального фонда регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной ренты, изымаемой в более благоприятных регионах.

В области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важным элементом региональной политики является региональная политика в сфере межнациональных отношений.

В настоящее время обеспечение государственного единство РФ, решение проблем повышения эффективности управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения. Региональная политика должна основываться на идеях:

национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально - и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);

преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),

освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока)

укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей.

Новая региональная политика России рассчитана на 10 лет. Основные цели (политические):

обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма,

создание единого экономического пространства,

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Решив эти проблемы, можно решать все остальные задачи (экономические, социальные, экологические, демографические и т.д.).

Социально-экономические задачи региональной политики:

выравнивание социально-экономических условий, создание условий для экономического роста;

обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.

Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики - это когда государство напрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции - финансовые средства, выделяемые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы - это когда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:

нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),

путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),

координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ее успешному осуществлению,

определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.

Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе "Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий", сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами.

Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача региональной политики - установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование - проблема каждого региона. Создать благоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание. Существует 3 принципа выравнивания регионов:

отсталые регионы должны достичь уровня развития самых высокоразвитых регионов;

принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;

комплексное выравнивание социально-экономических уровней развития регионов (улучшение качества жизни человека).

Все эти задачи имеют стратегический характер.

Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них - нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное правовое поле, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.

Следующей важной проблемой является неравенство субъектов Российской Федерации, обусловленное функционированием института двусторонних договоров и соглашений между Центром и регионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углубляться тенденция повышения правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, подписавших подобные договоры и соглашения с Центром, по сравнению со статусом субъектов федерации, не подписавших таких договоров. Договорной процесс затрагивает и сферу бюджетного федерализма, - ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системы финансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации регионального неравенства - возникает система узаконенного неравенства федеративных отношений.

Еще одна проблема региональной политики связана с эскалацией потенциала этнической конфликтности под влиянием доставшейся от советской эпохи идеологемы "национальной государственности". Возникает проблема отношений между представителями титульной нации и прочими постоянными жителями "национального" региона. Существует у ряда регионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральной властью. Большая часть которых разрешается путем переговоров. Не решенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральным центром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 - автономные образования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют. Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий и этноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести к кризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощью правильной региональной политики.


Заключение

Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо преодолевать депрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в сельской местности и с этой целью повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство в аграрной сфере.


Список использованной литературы

1. Игнатов В.Г., Бутов В. И Регионоведение (методология, политика, экономика, право). - Ростов-на-Дону: Март, 1998 г.

2. Волков Ю.Г. Регионоведение: - М: 2002 г.

3. Морозова Т.Г. Региональная экономика: - М: 1999 г.

4. Морозова Т.Г. Региональная экономика: - М: 2004 г.

5. Хрущева А.Т. Экономическая и социальная география России: - М: 2006г

6. Семенов. Экономическая география России: - М: 2000 г.

7. Плеханова Г.В. Экономическая география: - М: 1999 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 1.9. Методы гму и их информационное обеспечение
  • 1.10. Управленческие решения и контроль их исполнения. Организация работы с обращениями граждан.
  • 1.11.Зарубежный опыт гму.
  • 4. Статус государственного служащего (права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности)
  • 1.12. Сми в системе гму
  • 1.13. Пресса и администрация: проблемы управления и взаимодействия
  • 1.14.Система и структура федеральных органов государственной власти
  • 1.15.Система государственной власти субъектов рф
  • 2.1. Конституционные основы организации государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 2.2. Система законодательства о гму
  • 2.3 Юридическая защита прав и свобод граждан
  • 2.5. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих
  • 2.6 Правовое регулирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 2.7 Правовая защита государственных и муниципальных служащих. Контрактная система договорных отношений.
  • Российский федерализм: становление, проблемы и пути его совершенствования
  • 3.1.Необходимость грэ: цели, принципы,границы.
  • 3.2. Грэ: виды и функции.
  • 3.3. Структурная и инвестиционная политика государства в современной экономике.
  • 3.4. Региональная экономическая политика государства: цели и инструменты.
  • 3.5. Промышленная и аграрная политика государства в переходный период.
  • 3.6. Денежно – кредитная политика государства в рф.
  • Глава7 № 86-фз «о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»от 10.07.2002 полностью посвящена дкп.
  • 3.7. Современная оценка результатов экономической деятельности в системе снс.
  • 3.8. Бюджетная система рф и ее значение в обеспечении эффективности гму.
  • 3.9. Местный бюджет и социальная политика органов местного самоуправления
  • Экономические и финансовые основы мсу.
  • 3.11. Муниципальная экономика и ее регулирование.
  • 3.12. Банки, банковская деятельность и ее роль в формировании хозяйственного комплекса региона.
  • 3.13. Экономика социальной сферы: особенности современного этапа развития.
  • 3.14. Принципы управления природопользованием. Экологически ориентированное управление.
  • Экологический менеджмент: понятие, цели, задачи.
  • 3.16.Внешнеэкономическая политика Российского государства.
  • 3.17. Система государственного управления вэд.
  • 3.18. Роль статистики в грэ.
  • 3.19. Государственное регулирование предпринимательства в переходной экономике.
  • 3.20.Формы и методы государственного регулирования экономики региона
  • 4.1 Гос-ная и муници-ная служба: понятие, цели, функции
  • 4.2.Организационные и методологические основы государственной и мун службы
  • 4.4. Федеральное законодательство о гмс
  • 4.5.Государственный служащий в системе государственной службы.
  • 4.6.Современные проблемы становления государственной службы в рф
  • 4.7. Государственная кадровая политика в рф.
  • 4.8. Механизм реализации гкп
  • 4.9. Административно – упр-кая элита: сущность, структура, функции.
  • 4.10. Виды гос.Службы
  • 4.12.Должности гражд.Службы
  • 4.13.Требования к служебному поведению Гр-х служащих
  • 5.1. Кадры в системе государственной службы. Формирование персонала государственных и муниципальных органов власти.
  • 5.2 Система подбора и продвижения персонала в огму.
  • 5.3. Аттестация персонала государственной и муниципальной службы. Технология формирования кадрового резерва.
  • 5.4 Мотивация в работе с персоналом.
  • 5.5 Самоменеджмент и рационализация деятельности ГиМ служащих.
  • 5.6 Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала государственной и муниципальной службы.
  • Процесс управления и его организация. Цикличный характер управления.
  • Управленческий труд и оценка его результативности. Проектирование рабочих мест.
  • 5.9. Управленческая культура госслужащего.
  • 5.10. Современный отечественный и зарубежный опыт управления персоналом и использование эффективных технологий управленческой деятельности.
  • 5.11.Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов рф
  • 5.12.Оценка эффективности деятельности органов самоуправления городск.Округов и муниципал.Районов.
  • 5.13.Фед.Программа «Реформирование и развитие системы гос.Службы рф(2009-2013)»:цели, задачи,пути реализации.
  • 5.14.Действующее законодательство о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должн.Лица(руководителя высшего исполнит.Органа гос.Власти) субъекта рф.
  • 3.4. Региональная экономическая политика государства: цели и инструменты.

    Регион – часть территории РФ, обладающая общностью природных, СЭ, национально-культурных и иных условий.

    Региональная политика (РП) РФ - система целей и задач органов ГВ по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

    Государственная РП - политика государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития страны.

    РП является одним из важнейших направлений ГРЭ, она призвана обеспечить как более или менее равные возможности достижения желаемого уровня благосостояния жителям всех регионов, так и рациональное использование производственного и ресурсного потенциала каждого региона в целях общенационального развития.

    Рыночные отношения сами по себе не могут создавать экономические условия, которые бы позволили на различных территориях обеспечить одинаковый уровень жизни населения. Дифференциация уровней жизни неизбежно ведет к миграции населения, обострению межнациональных противоречий, замедлению развития регионов с более неблагоприятными условиями жизни. Опора на саморегуляционные возможности рыночных механизмов хозяйствования и отсутствие общегосударственной политики регионального развития усугубляет дезинтеграцию уровней жизни.

    Цели РП в РФ :главная цель – свести к минимуму неравенства, которые мешают социально – экономическому развитию страны; сохранение единства и целостности России;

      Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты граждан, независимо от экономических возможностей регионов;

      Обеспечение эк, социальных, правовых, организационных основ федерализма в РФ;

      Выравнивание условий с – эк развития регионов;

      Комплексная экологическая защита региона (предотвращение, ликвидация загрязн);

      Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

      Максимальное использование природно-климатических особенностей региона;

      Становление и обеспечение гарантий МСУ.

    Важнейшие положения РП:

    1. Децентрализация власти путём закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения. Усиление влияния населения на принятие решений ФОГВ. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия ФОГВ и ОГВ субъектов РФ, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства.

    2. Обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в их отношениях с ФОГВ с учётом специфики каждого из них. Осуществляется это путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ в ходе подготовки и принятия правовых актов ФОГВ.

    Главная цель РЭП – стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.

    Задачи РЭП:

    1) укрепление эк основ территориальной целостности и стабильности государства;

    2) содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению регионального и общероссийского рынков товаров, труда и капитала, развитию рыночной инфраструктуры;

    3) сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне СЭР регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы, повышение благосостояния населения, рационализация систем расселения;

    4) достижение экономики и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение её жизнеспособности в рыночных услов;

    5) развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.)

    6) стимулирование развития регионов и городов, располагающих крупным НТ потенциалом, могущих стать «точками роста» экономики субъектов РФ;

    7) оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

    8) разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующих специальных методов регулирования;

    9) совершенствование экономического районирования страны.

    Одним из ключевых вопросов РЭП является реформа бюджетной системы, которая должна включать в себя: децентрализацию и изменение соотношения отдельных звеньев бюджетной системы, при которой значительная часть социальных расходов будет передана на места. Формирование самостоятельной базы регионов должно сопровождаться развитием местной рыночной инфраструктуры.

    РЭП должна обеспечивать структурные преобразования, способствующие развитию рыночных отношений, улучшению соотношения различных видов производства. Отраслевая политика государства должна стимулировать экономический рост и деловую активность в тех секторах народного хозяйства, которые могут эффективно производить продукцию для внутреннего и мирового рынков и где стабилизация производства имеет важное значение (ТЭК, АПК, конверсия военной промышленности).

    У каждого региона свои природно–географические характеристики. Эффективное применение этих условий требует соответствующей предпринимательской деятельности, создание и функционирование промышленных, сельскохозяйственных и др. предприятий соответствующего профиля. Именно такая научно – обоснованная политика рационального использования природных ресурсов региона должна проводиться при развитии и размещении предпринимательских структур.

    Другая проблема: в связи с жесткой конкуренцией, банкротством ряда предприятий, банков, миграцией населения безработица приняла массовый характер. Поэтомуобеспечение занятости трудоспособного населения и сокращение безработицы – одно из направлений РЭП.

    КРИЗИС: Содействие занятости населения.

    Максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей. В полном объеме пособие будет выплачиваться и гражданам, уволенным по собственному желанию.

    В федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости,

    включая: организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках; опережающее переобучение высвобождаемых работников; содействие в переезде к новому месту работы. Указанные средства будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ. - Снижена квота на привлечение в РФ иностранной рабочей силы.

    Пропорциональность развития всех отраслей и сфер народного хозяйства – непременное условие подъема экономики региона. Один из рычагов решения этой проблемы – регулирование предпринимательской деятельности (инициирование развития, стимулирования и поддержания предпринимательства в тех отраслях общественного производства, где возникли или прогнозируются диспропорции). Для этого нужно восстановить разрушенные экономические связи, поддерживать конкуренцию в экономике региона.

    К основным формам этого регулирования относятся:

        инвестиции;

        создание предприятий необходимого профиля и вложение средств в эти предприятия;

        развитие производственной кооперации, торговых экономических и НТ связей с др. регионами и государствами;

        сдача в аренду гос. собственности, имущества гос. и мун. предприятий на определенных условиях;

        приватизация;

        льготное налогообложение;

        госзаказы;

        гос. поддержка инновационной деятельности.

    Инструменты РЭП:

    1. Федеральные целевые программы СЭР регионов.

    2. Участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсных и контрактных систем их реализации.

    3. Реализация федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

    4. Поддержка наукоёмких производств и развития высоких технологий.

    5. Содействие активизации международных экономических связей регионов РФ.

    6. Создание условий для формирования СЭЗ и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру.

    7. Содействие малому и среднему бизнесу.

    К числу инструментов РЭП относят прогнозирование и программирование, фискальную, монетаристскую, тарифную политику, регулирование предпринимательства.

    В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития регионов ЮФО, повышения благосостояния и качества жизни населения действует ФЦП « ЮГ России» на 2008-2012 (задачи: увеличить уровень бюджетной обеспеченности республик, повысить уровень занятости населения, сократить уровень бедности в республиках, снижение социальной напряженности в регионе)

    В СССР начало активного проведения РЭП приходится на 1920-е гг.

    I этап ее проведения охватывает 1920-1930 гг. Это период преодоления последствий гражданской войны и индустриализации страны. В этот период в управлении страной преобладал территори­альный принцип.

    II этап РЭП охватывает 1940-е - первую половину 1950-х гг. В это время система совнархозов (т. е. территориальных органов управления) была заменена системой наркоматов (отраслевых органов). В управлении экономикой доминировал отраслевой принцип.

    III этап приходится на 1957-1965 гг. В этот период снова были созданы совнархозы, и в управлении народным хозяйством терри­ториальный принцип вновь стал превалирующим.

    IV этап начался в 1965 г., когда совнархозы были упразднены, и про­длился до 1980-х гг. В это время вновь возобладал отраслевой принцип управления. Проблемам регионального развития уделялось явно не­достаточно внимания. В конце 1980-х гг. была предпринята попытка резкой активизации РЭП. Разрабатывались модели «республиканского хозрасчета», усилилось внимание к проблемам, существовавшим в рес­публиках СССР. Тем не менее, это был весьма короткий период.

    V этап РЭП начинается с 1993 г., когда были подписаны Мааст­рихтские соглашения. РЭП принимает межнациональной характер и осуществляется в рамках Европейского союза. К ее основным це­лям относятся:

    1) обеспечение ускоренного развития стран ЕС, ко­торые отстают от среднего уровня;

    2) решение внутренних проблем регионального развития, существующих в отдельных странах ЕС. В настоящее время в странах Западной Европы проводится весьма активная РЭП, которая дифференцирована по четырем группам стран: первая - это страны «сплочения». К ним относятся Ирландия, Греция, Португалия и Испания. Они являются относительно слабо­развитыми странами Европейского союза, на их территории распо­ложены самые бедные регионы в Западной Европе;

    Вторая группа - страны «высокой дифференциации». Данную группу образуют Германия и Италия. Эти страны характеризуются существенными внутренними различиями в уровне развития терри­торий - между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;

    Третья группа - Скандинавские страны (включают Финляндию и Швецию). Эти государства отличаются низкой плотностью населе­ния, существенной удаленностью населенных пунктов друг от друга;

    Четвертая группа - страны Северной Европы, включают Авст­рию, Францию, Данию, Бенилюкс, Объединенное Королевство. Глав­ные региональные проблемы, имеющиеся в этих странах, связаны с происходящими структурными изменениями экономики, региональ­ными проблемами занятости.

    Следует отметить, что в странах Восточной Европы, многие из которых стали членами ЕС, проблемы регионального развития го­раздо острее, чем в странах Западной Европы. Основные противо­речия имеют место как в связи с существенной разницей в ситуации по линии «центр - периферия», так и с наличием депрессивных рай­онов. Эти же проблемы весьма остры и в России.

    Понятие, задачи и принципы региональной экономической политики .

    Региональная экономическая политика (РЭП) - комплекс различ­ных, законодательных, административных и экономических мер, про­водимых государством как на центральном, так и местном уровне с це­лью устранения диспропорций в экономическом развитии, достиже­ния более полного использования потенциала региона, содействия развитию депрессивных регионов страны, решения экологических и социально-экономических проблем регионального развития.

    Соответственно, к задачам региональной экономической политики можно отнести следующие:

    Создание условий для ликвидации различий в качестве жизни населения между регионами, а также крупными, средними и малы­ми городами, городскими и сельскими населенными пунктами;

    Развитие специализации экономики регионов, обеспечиваю­щей наиболее полное соответствие ресурсного потенциала местным условиям, формирование эффективных национальных и внутрирегиональных производственных комплексов;

    Обеспечение комплексного развития территорий регионов;

    Решение существующих проблем регионального развития (эко­логических, демографических и др.);

    Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стра­тегическое значение для государства в целом. РЭП, для того, чтобы быть эффективной, должна отвечать оп­ределенным принципам. К ним следует отнести:

    Приоритетность. Данный принцип заключается в концентра­ции усилий на решении наиболее"важных проблем развития регионов;

    Субсидиарность. Означает, что центр или вышестоящий орган власти должны обеспечивать решение только тех проблем регио­нального развития, которые местные органы управления не в со­стоянии решить сами;

    Гибкость и превентивность. Предполагается, что проведение РЭП должно осуществляться на регулярном анализе ее эффектив­ности и своевременной корректировке, а также постоянном монито­ринге и прогнозировании социально-экономической ситуации в ре­гионах и принятии своевременных мер, упреждающих развитие негативных последствий;

    Партнерство. Взаимодействие и сотрудничество республи­канских и местных органов управления и самоуправления, а также всех заинтересованных сторон в разработке и реализации региональной политики.

    Виды и методы региональной экономической политики .

    Региональная экономическая политика подразделяется на различные виды в зависимости от того, кто ее осуществляет, на какие объекты она направлена, как, какими методами и для решения ка­ких задач осуществляется. Прежде всего, следует отметить, что РЭП может быть как государственной, так и негосударственной. Первый ее вид разрабатывается и осуществляется государственными органами управления, он является составной частью всей социально-экономической политики государства. Негосударственная РЭП осуществляется крупными производственными, торговыми и финансовыми структурами, деятель­ность которых распространяется на различные регионы и которые, как правило, имеют в своем составе широкую территориальную сеть филиалов и подразделений. Это могут быть транснациональные кор­порации или национальные структуры. Например, ОАО «АСБ Бела-русбанк» имеет сотни региональных подразделений в своем составе, деятельность которых охватывает все административные районы республики, а также заграничные представительства. Естественно, что он осуществляет определенную РЭП, включающую стратегию и так­тику развития сети отделений и представительств. Кроме того, можно выделить национальную и межнациональную РЭП. Пример последней - РЭП Европейского союза.

    РЭП относится к различным районам и уровням территориальной организации. В первом случае речь идет о различных регионах или их совокупностях, выделенных по тому или иному признаку (географическому, экономическому и др.), во втором - о типах населенных мест и территорий (сельская территория, малые города и т. д.). Возможно и сочетание этих предметных областей (например, малые города северного региона). Исходя из видов общественных подсистем, на которые направлена региональная политика, можно выделить собственно экономическую, а также научно-техническую, экологическую, демографическую и другие виды региональной политики. По степени охвата выделяется локальная (осуществляется в пределах районов или об­ластей), национальная и межнациональная РЭП. Важное значение имеет разделение РЭП на такие виды, как эксплицитпая (от англ. explicit - ясный, открыто выраженный) и имп­лицитная (от англ. implicit - подразумеваемый). Эксплицитная РЭП отражена в соответствующих программных документах, направле­на на решение четко определенных задач, относящихся к проблемам регионального развития. Что касается имплицитной РЭП, то она четко не декларируется, как относящаяся к региональной, а включает последствия для регионального развития различных социально-экономических решений, относящихся к промышленной, аграр­ной и другим видам экономической политики. Как и другие виды экономической политики, региональная может осуществляться прямыми и косвенными методами. К инструментам косвенного регулирования относятся те, посредством которых формируются условия, определяющие деятельность социально-экономических субъектов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, создание правовых основ региональ­ного развития и др. Инструменты прямого регулирования включают разработку и осуществление определенных программ, принятие административных и экономических решений, относящихся к конкретным экономическим субъектам. Важным методом осуществления РЭП является программный. К числу государственных программ, определяющих цели, задачи, приоритеты, а также конкретные меры регионального развития, мож­но отнести: «Национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года»,



    Похожие статьи