Образование как отрасль экономики. Образование как сложная социально-экономическая система и приоритетная отрасль экономики страны

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на «собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма - с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

При этом не суть важно, каким образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром.

Ту же схему рассуждений можно применить относительно отдельного вуза и всей системы высшего профессионального образования. У населения существует потребность в образовательных услугах, которую удовлетворяет специальная отрасль - система высшего образования. Продукция этой отрасли может быть проданной и купленной. И если в этой отрасли вращаются сотни миллиардов рублей (бюджет образования РФ ныне выше расходов на оборону), то это, само собой, затрагивает всю систему экономических отношений. В этом смысле, когда образованность экспортируется (чем занимаются уже многие страны), принося государству доход, его справедливо можно назвать особой отраслью экономики.

Не вуз, а сам специалист выставляет свои знания, способности, умения и талант на торги на рынке труда, сам назначает себе цену («цена продавца»), по которой он хотел бы быть проданным, но может быть и не куплен. Вуз имеет от этого лишь косвенную выгоду: чем дороже стоят на рынке труда его выпускники, тем выше его престиж, тем выше может быть стоимость обучения. Все остальные выгоды присваивает себе носитель и владелец знаний, навыков и умений.

Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования. Значимость образования возрастает абсолютно во всех странах, но уровень его развития и доступность далеко не одинаковы для различных слоев населения даже в одной стране. Сегодня человек учится на протяжении всей жизни. Он выступает активным потребителем всех форм образовательных услуг. Понимание особенностей функционирования рынка данных услуг способствует достижении максимальной отдачи от образования.

В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки — экономика образования. В рамках последнего изучаются пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных учреждений, проводится оценка эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост. Перечисленные направления достаточно освещены в экономической литературе. Большой вклад в исследование проблем развития высшего образования, его планирования в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики внесли такие известные зарубежные ученые, как Аллак Ж., Беккер Г., Белл Д., Кроуфорд Р., Махлуп Ф., Стоуньер Т., Туроу Л. В последние годы появился целый ряд исследований отечественных ученых, посвященных модернизации системы высшего образования в условиях переходной экономики России. К ним относятся работы Акперова И. Г., Балашова Г. В., Баскаковой М. В., Венчухиной Л. И., Воронина А. А., Глухова В. В., Дятлова С. А., Литвиновой Н. П., Федорова М. П., Шестопаловой Е. В. и др. Однако широкий круг проблем еще требует своего решения.

Пособие представляет комплексный подход к изучению проблем экономики образования, опирающийся на анализ правовой базы системы образования, оценку возможностей использования государственных и рыночных регуляторов на рынке образовательных услуг, применение маркетинговых разработок. Уделяется внимание развитию информационных технологий в образовательной сфере.

Одной из концепций экономики образования является теория человеческого капитала получившая широкое распространение благодаря разработкам американских нобелевских лауреатов Т. Шульца и г. Беккера. Основные понятия данной теории, не являются предметом изучения в данном разделе учебного пособия. Исходные положения данной концепции, методы оценки величины человеческого капитала, на макро и микроуровне, практический опыт управления элементами человеческого капитала, нашли достаточно широкое освещение в трудах Авторские выводы основаны на анализе опыта развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом. Все ключевые положения изложены с учетом современных особенностей российской системы образования.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества — выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Возрастающее значение образования – важнейшего источника экономического роста, социальной стабильности и одного из показателей качества жизни населения, обусловливает необходимость, во-первых, более детального рассмотрения самого этого понятия.

Термин «Образование» имеет несколько значений: «процесс», «результат», «ценность», «система».

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования — «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Результат образования, таким образом, можно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, а также знаний умений и навыков, удостоверенных соответствующим документом.

Иллюстрацией понятия «ценность», применительно к образованию, служит относительно новая экономическая категория «человеческий капитал», поскольку образование является ее главным элементом. Существуют стоимостные методы определения величины человеческого капитала. Очевидно, что понятие «ценность» по отношению к образованию не ограничивается денежными, т. е. рыночными оценками и выходит далеко за их пределы. Сегодня образование – важнейший фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что это полноценная и, как сказано в законе «Об образовании», «приоритетная область» — подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы, предполагает наличие экономики – составной части системы образования. Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992год), где глава 4 названа «Экономика системы образования».

Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход), в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ. Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином «образовательная услуга»? Современная экономическая теория рассматривает образовательные услуги как нематериальные блага. Напомним, что экономические т.е. ограниченные блага (в том числе и нематериальные) предназначенные для обмена (продажи) называются товарами. Данное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ (товаров).

Соответственно различают материальное и нематериальное производство.

Труд, создающий материальное или нематериальное благо (услугу), будет производительным, если товар найдет признание на рынке, т.е. если будет продан. Таким образом, спор о производительном характере труда, в рамках данного подхода становится бессмысленным.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Отрасль административно объединяет субъекты в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Для системы образования это Министерство образования и науки Российской Федерации.

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.

Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д.

Экономика образования как наука, может быть поэтому определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования. По мнению В.А. Жамина — одного из основоположников отечественной экономики образования:

« одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»

Задачами экономики образования, таким образом, являются:

  • — систематизация знаний об образовании
  • — установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
  • — исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
  • — поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

Объектом изучения экономики образования является сфера образования, т.е. процессы, происходящие в ней: проблемы формирования здесь механизма устойчивого развития системы, её соответствия вызовам 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности.

«Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы,- по мнению другого современного специалиста – С.А. Белякова, — являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы».

В целом, по его мнению, большинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или её отдельные части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ».

Предметом исследования данной науки, поэтому могут быть экономические субъекты, проблемы, процессы, ситуации, теории и т.д, в экономической сфере отрасли образования.

Выбор методов исследования происходит на основе методологической позиции. Под методом понимается, комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. Выбор методов осуществляется, с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой. Методологическая позиция и задачи у исследователей, разные, значит, здесь возможно многообразие. Использование, к примеру, в экономике образования элементов маркетинга или менеджмента, позволяет рассматривать их как инструменты, способствующие повышению эффективности производства, распределения или обмена образовательных услуг, т.е. делает эти функциональные науки, по существу предметом исследования.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:

  • — метод научной абстракции;
  • — анализ и синтез;
  • — индукцию и дедукцию;
  • — исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.

При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты.

Методологическим фундаментом экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.

Различаются: отраслевые экономические науки (экономика промышленности, транспорта, связи, образования, торговли и т.д.);

Экономика образования – одно из самых молодых и быстро развиваемых направлений в науке. Экономика образования занимается изучением:

  • уровня ресурсного обеспечения всех учреждений, которые дают возможность получать образование;
  • проводит исследования по эффективности вложений в образовательную систему;
  • изучает соотношение образования к экономическому росту.

Экономика образования является основной, без которой не сможет обойтись, вся система образования. Это объясняется тем, что образования, в целом, является основой образовательных услуг, которые предоставляют образовательные учреждения. Элементами экономики образования как системы:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательные школы;
  • профессиональные технические училища;
  • высшие учебные заведения.

У каждой из этих частей системы, есть своя специфика. По мнению некоторых учёных экономика образования – это наука, которая определяет соотношение материальных и денежных средств, которые были направлены на получение квалифицированных рабочих, через систему образования, к полученной рабочей силы. Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней. Внедрения в систему различных элементов таких как: и менеджмент позволяет повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

Экономика образования занимается изучением рынка образовательных услуг и процессами, происходящими в ней.

образования России

Впервые экономику образования как способ повышения дохода начали изучать в 1924 году, предложил такую теорию академик С.Г. Струмилин. Но образования, как науки, появилось в 60-70-е годы, после того как было рассмотрено влияние образования на экономику. Основной идеей того времени было участие государства в образовательной сфере, а именно обучение и подготовка высококвалифицированных кадров. Предлагалось обратить внимание на достаточное финансирование всех учебных заведений.

Среди основных проблем образования современности выделяют:

  • качество предоставляемого образования;
  • кадровый состав учителей, воспитателей различных учебных заведений и детских садов соответственно;
  • финансирование. Специалисты утверждают о недостаточном количестве выделяемых средств.
  • заработная плата работников образовательных учреждений.

Все эти аспекты, позволяет сделать вывод, что качество образования в России очень сильно отстает от образования, которое преподаётся в западных странах.

Экономика образования, как наука, играет огромную роль в жизни человека. Без этой части общей системы невозможно представить себе картину светлого будущего любой страны и его экономического и социального благосостояния.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Специфика отрасли:

1. Интеллектуальная отрасль национального хозяйства

2. Огромное влияние демографических процессов

3. Повышенная «инертность» отрасли

4. Специфическое соотношение затрат живого и овеществленного труда

5. Преобладание государственного финансирования отрасли

6. Эффективность отрасли зависит не только от экономических факторов, но и от развития психологии, школьной гигиены и других наук

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

4.Образовательные услуги – продукция системы образования. Особенности образовательных услуг

Образовательные услуги – результат образовательной деятельности.
Образовательные услуги - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью; (Ст. 1 «Закон Об образовании РФ»).

Понятие образовательной услуги трактуется по-разному. С одной стороны под образовательными услугами понимается само образование, как процесс получения знаний.

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Рынок образовательных услуг имеет сходство с рынком прочих товаров и в то же время ему характерны следующие особенности:
1. Образовательные услуги обладают свойством виртуальности и качество этого товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря даже о понятийной оценке.
2. Качество образовательных услуг зависит не только от условий их производства, но и от способностей обучающихся, принимаемых на обучение.
3. Образовательные услуги обладают свойством наращивания потенциала рабочей силы.

4.Образовательные услуги – высоколиквидный товар, его производство позволяет быстро вернуть ресурсы потраченные на получение специальности.
5. Образовательные услуги являются важным товаром не только для потребителя, но и для всего общества в целом.

Названные свойства образовательных услуг, как товара и их большая социально-экономическая значимость определяют необходимость высоких требований не только к объему этих услуг, но и к их качеству. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является разработка и внедрение системы государственных социальных стандартов в сфере образования.

ОУ- частично общественный товар. ОУ – обладает свойствами как частного так и общественного блага

Полезна (выгодна) как для личности, а так же создает

положительный побочный эффект для общества:

1. растет производительность труда;

2. снижается преступность;

3. повышается социальная и политическая стабильность общества

Особенности:

1. Неосязаемость

2. Неотделимы от педагогических работников

3. Сложность хранения и транспортировки

4. Оценка потребителем качества ОУ затруднена

5. Непостоянство качества

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.

2. Сущность экономики образования.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Структура национального хозяйства (от лат. structura - порядок) - комплекс производств той или иной территории, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства.

Понятие «отрасль» - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера или, как чаще говорят – социальная сфера.

Сфера материального производства – это совокупность предприятий, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость продукт – товар.

Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Понятие "образование", а также его роль и значение для общества в разных науках определяется по-своему, исходя из внутренней цели исследования. В этой связи историческая наука и экономика, философия и социология, педагогика и культурология дают свои определения образованию. Юридическая наука трактует проблему со своих позиций, учитывая, что образование по своей сути является публичной функцией государства, направленной на полноценное развитие общества и его граждан на основе мировых достижений в области знаний и мировой культуры, а также обеспечение экономического развития и безопасности государства.

В последнее время указанная миссия образования усложняется в связи с активным переходом большинства мировых экономик в новые координаты глобализирующегося мира, для которого характерны совершенно новые, нежели в XX веке, доктрины развития, а также параметры технологического уклада в промышленности, кросскультурных коммуникаций и информационных обменов. Индикатором конкурентоспособности стран становится интеллектуальный потенциал общества, генерируемый системой образования. Естественно, что системы образования стран мира, в том числе и России, являясь основным носителем этих парадигмальных вызовов, претерпевают перманентные трансформации. Поэтому всестороннее изучение этих процессов с целью достижения возможно более высокого уровня прогнозирования является важной научной задачей.

Процесс приобретения знаний, навыков, умений;

Воспитание всесторонне развитой личности;

Отражает уровень грамотности, профессионализма;

Формирует социальную среду общества.

В Законе РФ об образовании (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Статья 2).

Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Они относятся к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфера образования принадлежит особая роль.

Во-первых, образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования «превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов».

Образование – жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития в условиях существенных изменений среды обитания, и особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития общества объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства; образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, то есть исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и деятельности.

Образование как отрасль народного хозяйства производит своеобразный продукт – образовательную услугу. Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:

Производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

Образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

С неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

Невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Характеристика образовательной услуги как товара

Образовательная услуга

Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации

Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара.

Продажа обезличена и анонимна.

Продажа адресна.

Наличие договора на продажу товара является обязательным условием сделки.

Для продажи образовательной услуги необходимо оформление договора, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность сторон.

Товар используется до его физического либо морального износа

Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет.

Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте.

Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями, с возможностью территориального разрыва.

Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Её специфика состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.



Похожие статьи