Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. КИЗИЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой аудита

E-mail: kizilov@rsue. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье рассмотрена система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу.

Предложенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов имеет важное народнохозяйственное значение в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, иерархическая система, бухгалтерский учет, нормативные акты.

Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые в свою очередь формируют

мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития.

Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным.

Требования к бухгалтерскому учету и возможность осуществления контроля за их выполнением содержит система нормативно-правового регулирования.

Вместе с тем существуют определенные проблемы, которые связаны с взаимными противоречиями нормативных актов.

Различают следующие основные принципы для определения того, какой из взаимоисключающих норм пользоваться1.

1. Если противоречия содержатся в двух актах

1 Енгибарян Р. В. Теория государства и права: учеб. пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. С. 478.

разной юридической силы, то используют норму, введенную актом большей юридической силы.

2. Если противоречия встречаются в актах равной юридической силы, то используют норму, введенную более поздним нормативным актом.

3. Если противоречия встречаются в актах одной юридической силы, то акты разделяют на «общие» и «специальные» и используют специальные нормы.

Нормативно-правовому регулированию подлежат отношения различной степени сложности - этот факт определяет многоступенчатость, иерархическую систему нормативно-правовых актов России.

Определение иерархии нормативных актов, в каком соотношении они находятся, позволяет решить ряд проблем, связанных со взаимными противоречиями, и отдать предпочтение норме, имеющей большую юридическую силу.

В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде2:

I. Конституция (Основной закон) РФ.

II. Федеральные законы; подзаконные правовые акты.

III. Указы Президента РФ.

IV. Постановления Правительства РФ.

V. Нормативные акты министерств и ведомств.

VI. Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов3.

VII. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.

Конституция (Основной закон) РФ является основой всего законодательства России.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.

2 Теория государства и права. учеб. для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С. С. Алексеева / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Корельский, В. И. Леушин, В. Д. Перевалов, О. А. Пучков, Р. К. Русинов, А. П. Семитко, Н. Н. Тарасов, А. С. Шабуров: Норма, 2005. 496 с.

3 Учитывая, что правовое регулирование учета на муниципальном уровне представлено единичными правовыми актами, уместно не осуществлять дифференциации правотворчества органов государственной власти и управления субъектов РФ и муниципалитетов.

Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в их подписании в течение 14 дней и обнародовании. В особую группу выделены федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком принятия - необходимо 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

Указы Президента РФ (главы государства) занимают следующее после законов место в системе нормативных актов и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции.

В случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен и, по обыкновению, они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством РФ.

Постановления Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (иные федеральные органы исполнительной власти). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в

случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.

Акты этой группы очень многочисленны и разнообразны. К ним относятся:

Приказы и инструкции;

Постановления;

Положения;

Письма; и т. д.

Они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Локальными нормативными актами государственных и негосударственных организаций различных форм собственности называются юридические акты, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления организации. К таким актам относятся издаваемые руководителем организации уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов.

Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то, что они, наряду с законами, регулируют отношения между субъектами гражданского оборота. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах,

укрепляют режим законности и правопорядка государства.

Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находятся в ведении РФ. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Таким образом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ вопросы бухгалтерского учета регламентированы быть не могут.

Учитывая тот факт, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Закон № 129-ФЗ регулирует организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории РФ. Статьей 3 «Законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» рассматриваемому закону определено центральное место в системе законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон № 129-ФЗ устанавливает единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Другие федеральные законы содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет.

Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором ст. 57 определено: «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами».

Другим примером регулирования бухгалтерского учета федеральными законами является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в соответствии с п. 1 ст. 28 которого «страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгал-

терского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством».

Указы Президента РФ (третий уровень нормативного регулирования) в части бухгалтерского учета могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо.

Одним из указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, является Указ «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» (далее - Указ о первоочередных мерах). Данным Указом о первоочередных мерах определен перечень поручений Правительства РФ, во исполнение которых утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Другими примерами являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны иных отношений. При необходимости более полного правового регулирования общественных отношений, которые были урегулированы Указом о первоочередных мерах, могут разрабатываться как нормативные акты, обладающие большей юридической силой, так и акты, которые обладают меньшей юридической силой. Если разрабатываются акты, обладающие большей юридической силой в виде законов, то они принимаются Федеральным Собранием РФ, после чего указ Президента РФ отменяется и начинают действовать нормы закона.

Нормативные акты министерств и ведомств в области бухгалтерского учета представлены положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и актами методического характера - указаниями, рекомендациями, инструкциями по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. В структуре Минфина России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Как отмечено ранее, подзаконные правовые акты этого уровня приобретают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования.

Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере их применения, условно можно разделить на три группы:

1. Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (табл. 1).

2. Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств (табл. 2).

3. Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов (табл. 3).

Акты методического характера - указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Акты методического характера обязательно должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, для того чтобы их использование организациями в виде нормативных стало правомерным. Исключение составляют акты, содержащие предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами.

Таблица 2

Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств

Таблица 1

Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 29.07.1998, № 34н

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации 06.10.2008, № 106н

ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 06.07.1999, № 43н

ПБУ 7/98 События после отчетной даты 25.11.1998, № 56н

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы 13.12.2010, № 167н

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах 29.04.2008, № 48н

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам 08.11.2010, № 143н

ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности 02.07.2002, № 66н

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений 06.10.2008, № 106н

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности 28.06.2010, № 63н

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств 02.02.2011, № 11н

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения и номер приказа Минфина России

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте 27.11.2006, № 154н

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 09.06.2001, № 44н

ПБУ 6/01 Учет основных средств 30.03.2001, № 26н

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов 27.12.2007, № 153н

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам 06.10.2008, №107н

ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 19.11.2002, № 115н

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 10.12.2002, № 126н

ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности 24.11.2003, № 105н

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций 30.12.1993, № 160

Таблица 3

Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения и номер приказа Минфина России

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда 24.10.2008, № 116н

ПБУ 9/99 Доходы организации 06.05.1999, № 32н

ПБУ 10/99 Расходы организации 06.05.1999, № 33н

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи 16.10.2000, № 92н

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль 19.11.2002, № 114н

кого применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т. д.) организация не имеет права применять другие

подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.

Таким образом, на основе методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для

надлежащей организации учета и контроля за использованием ценностей.

Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей.

Акты методического характера условно можно разделить на две группы:

1. Разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основе ПБУ. Например, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) определяют порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

2. Устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета - неурегулированные ПБУ.

В частности, к первой группе можно отнести:

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (на основе ПБУ 5/01);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01).

Ко второй группе относятся:

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;

Формы бухгалтерской отчетности;

Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

Рассмотренный уровень нормативного регулирования более детально раскрывает основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и подзаконными актами более высоких уровней. Кроме того, осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в РФ, его трансформация к МСФО определяют объективную необходимость в дополнительных разъяснениях требований отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета по их применению в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ или муниципалитетов могут регулировать финансовые, бюджетные или налоговые отношения в пределах своих полномочий. Например, перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отражен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, а обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т. е. выборочно). Кроме того, при расчете облагаемой базы по ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товара, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента также устанавливаются нормативно-правовыми

актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальные нормативные акты регламентируют бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в самой организации. Они состоят из внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевую принадлежность, структуру, размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют ее учетную политику.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя, при этом утверждаются:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации и прочих особенностей.

Приведенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов условна и основана на их юридической силе. У различных авторов можно встретить подразделение нормативных актов на четыре-пять уровней. Как представляется, приведенная классификация является наиболее полной.

Список литературы

1. Енгибарян Р. В. Теория государства и права: учеб. пособ. / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 576 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 22.11.2011).

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010).

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).

6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (в ред. от 18.07.2011).

7. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»: Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278.

8. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (в ред. от 28.06.2005).

9. О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2007 № 1643).

11. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н (в ред. от 24.12.2010).

12. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н (в ред. от 24.12.2010).

13. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды: приказ Минфина России от 26.12.2002 № 135н (в ред. от 24.12.2010).

15. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н (в ред. от 25.10.2010).

16. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.

18. Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом: приказ Минфина России от 28.11.2001 № 97н (в ред. от 25.10.2010).

19. Об утверждении форм бухгалтерской отчетности: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

20. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19.06.1995 № 07-01-389-95.

21. Теория государства и права: учеб. для юридических вузов и факультетов / под ред. проф. С. С. Алексеева / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Корельский, В. И. Леушин, В. Д. Перевалов, О. А. Пучков, Р. К. Русинов, А. П. Семитко, Н. Н. Тарасов, А. С. Шабуров М.: Норма, 2005. 496 с.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством Российской Федерации, которое эту функцию возлагает на Министерство финансов РФ.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в России сформирована четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

Второй уровень - нормативные акты президента и правительства РФ, других представительных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов.

Третий уровень - положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является центральным с точки зрения методики бухгалтерского учета. По этому уровню издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности. Наиболее важными в этом направлении являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Российские стандарты бухгалтерского учета - совокупность норм федерального законодательства России и Положений побухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством финансов РФ, которые регулируютправила бухгалтерского учета .

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Четвертый уровень - документы, которые носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Они предназначены для внутреннего использования.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Рабочие документы самой организации образуют внутреннюю нормативную базу и определяют особенности организации и ведения учета в нем.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации:

Объектами бухгалтерского учета явялются

- активы - имущество организации (хозяйственные средства),

Ее капитал и обязательства (источники хозяйственных средств),

- хозяйственные операции , связанные с изменением стоимостных характеристик хозяйственных средств и их источников, осуществляемые организацией в процессе хозяйственной деятельности,

- финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыли и убытки).

Информация об активах, капитале и обязательства отражается в бухгалтерском балансе

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения его к активам. Активы - совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономических выгод в будущем. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, прямо или косвенно входящий в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации. Потенциал может составлять часть операционной деятельности организации и конвертироваться в денежные средства или их эквиваленты, а также сокращать отток денежных средств (например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты).

Хозяйственные ресурсы, составляющие активы, должны:

Приносить организации выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

Находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который при необходимости может беспрепятственно использовать их по собственному усмотрению (например, продать);

Являться результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права.

К материальным активам относят:

Землю или право на ее использование;

Здания и сооружения производственного назначения;

Здания и сооружения непроизводственного назначения;

Административные, жилые, детские, учебные, оздоровительные, иные здания и помещения;

Производственное оборудование;

Движимое имущество непроизводственного назначения;

Запасы сырья, топлива и полуфабрикатов, готовой продукции.

Актив баланса состоит из двух разделов: внеоборотныеиоборотные активы.

Финансовые активы - часть активов организации, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы включают:

Кассовую наличность;

Депозиты в банках;

Страховые полисы;

Вложения в ценные бумаги;

Обязательства других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию;

Портфельные вложения в акции иных предприятий;

Пакеты акций других предприятий, дающие право контроля;

Паи или долевые участия в других предприятиях.

Нематериальные (неосязаемые) активы - это объекты, не имеющие материально-вещественной основы, но находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Основными условиями, определяющими принятие к учету нематериальных активов коммерческих организаций (кроме кредитных), является:

Отсутствие материально-вещественной (физической) основы (структуры);

Возможность выделения (идентификации) такого имущества из состава другого имущества;

Возможность использования при выполнении работ, производстве продукции и т.п. либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

Способность приносить доход (экономическую выгоду) организации в будущем;

Невозможность перепродажи данного имущества после окончания срока полезного использования;

Наличие подтверждающих первичных документов на исключительное право организации использовать результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания и место происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Деловая репутация организации и организационные расходы в связи с образованием юридического лица, признанные частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Не относятся к нематериальным активам:

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, разработка которых не завершена и не оформлена в установленном порядке;

Материальные объекты (носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Для целей бухгалтерского учета единицей измерения нематериальных активов служит инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих после оформления одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. и связанных с выполнением самостоятельных функций в производстве продукции, выполнении работ, услуг.

Обязательства - это задолженность организации на отчетную дату, результат свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Пассив - источник происхождения активов, отражающий, являются ли они полученными за счет собственного капитала предприятия или за счет возникновения у предприятия каких-либо обязательств.

Пассив баланса состоит из трех частей:

- капитал и резервы (отражает состав и структуру собственного капитала);

- долгосрочные обязательства (отражает задолженность на отчетную дату);

- краткосрочные обязательства (содержат информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам).

Обязательства предприятия, срок исполнения которых наступает в ближайшее время, и обязательства со сроком исполнения через год или позднее, являются неравноценными. Для организации имеет принципиальное значение, потребуют кредиторы возврата долгов сейчас или это случится, например, через год. Обычно крупные займы предприятия берут на длительный срок. Это может случиться, например, при покупке дорогостоящего оборудования.

Структура бухгалтерского баланса

Метод бухгалтерского учета - совокупность правил и технических приемов, используемых в бухгалтерском учете для решения задач учета.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятия. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием должны оформляться документами. Это документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документирование - оформление каждой хозяйственной операции первичным учетным документом.

Инвентаризация - установление фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление его с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются, и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Оценка - способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных о состоянии финансов организации;

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате совершения хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходов и расходов на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись на счетах – метод регистрации хозяйственных операции в системе бухгалтерских счетов. Сумму хозяйственной операций на бухгалтерских счетах учитываются дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов.

Бухгалтерский баланс - финансовый отчет, отражающий состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату;

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженная в форме таблиц и характеризующая финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности.

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей. Они подразделяются на натуральные, трудовые и стоимостные .

    Понятие и предмет бухгалтерского учёта

    Принципы ведения бухгалтерского учёта

    Система правового регулирования бухгалтерского учёта

    Закон о бухгалтерском учёте

Литература:

    Правовые основы бухгалтерского учёта и аудита в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Е.М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2011. – 232 с.

    Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для вузов / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин. – М.: Норма, 2007. – 752 с.

1. Понятие и предмет бухгалтерского учёта

Вэкономической и юридической литературе встречается множество различных определений бухгалтерского учёта.

Легальное определение бухгалтерского учёта содержится в ст. 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтер­ском учёте» (Закон о бухгалтерском учёте), согласно которому:

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Необходимо указать виды измерителей , которые используются в бухгалтерском учёте.

    Натуральный , устанавливающий физические показатели объектов учёта в соответствующих единицах массы, объёма, длины, площади. Такой учёт даёт возможность количественно и качественно охарактеризовать происходящие процессы. Од­нако неоднородность учитываемых объектов не позволяет по­лучить обобщенное представление о хозяйственной деятель­ности организации, поэтому наряду с этим измерителем применяются и другие.

    Денежный , дающий в денежной оценке обобщенную характе­ристику рассматриваемых объектов учёта. Являясь универсаль­ным измерителем, он позволяет объединить различные затра­ты по производству, оценить все виды средств и фондов, которыми располагают предприятия, и т.д.

    Трудовой , измеряющий трудовые затраты в единицах рабоче­го времени (нормо-часы). С его помощью определяются нор­мы выработки и нагрузки на одного работающего. В сочетании с денежным и натуральным трудовой измеритель позволяет на­числить заработную плату рабочих и служащих, определить производительность труда и т.д.

Предметом бухгалтерского учёта в широком смысле является вся хозяйственная деятельность организаций, для осуществления кото­рой необходимо располагать определенными средствами (активами).

В узком смысле в предмет как цельную совокупность входят сле­дующие элементы или объекты:

    Факты хозяйственной жизни;

  • Обязательства;

    Источники финансирования деятельности экономического субъекта;

  • Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами.

Таким образом, предмет бухгалтерского учёта можно представить как совокупность взаимозависимых объектов.

Система номативно-правового регулирования в РФ

Нормативно-правовое регулирование в России имеет иерархическую структуру, в которой все правотворческие акты располагаются по убыванию юридической силы. Нормативно-правовая база в РФ представлена на рисунке 1.

В Российской Федерации бухгалтерский учет строго регламентируется на государственном уровне. Законодательная база учетной деятельности является составной частью нормативно-правового регулирования страны в целом.

На рисунке 2 представлена структура нормативной базы бухгалтерского учета.

Каждый последующий уровень находится в подчиненном положении перед предыдущим и не должен ему противоречить. Рассмотрим более подробно каждый из уровней.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Нормативно-правовые документы данного уровня, прежде всего, определяют политику государства в отношении бухгалтерского учета всех экономических субъектов, действующих на территории нашей страны или находящиеся под ее юрисдикцией. Обязанность подчиняться федеральным стандартам бухгалтерского учета распространяется в частности на следующих лиц:

  • экономические субъекты всех форм собственности - частной, государственной и т. д.
  • субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы – ООО, АО и т.д.
  • компании вне зависимости от участия в уставном капитале собственности российских или иностранных лиц;
  • индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих специалистов – граждан РФ, иностранных государств, лиц без гражданства.

Правоустанавливающие документы данного уровня касаются следующих моментов:

  • Категории, которые необходимо рассматривать в качестве объектов учета, их классификации по различным признакам, правила относительно отражения в учете их поступления, движения и выбытия;
  • Валюта, в которой должен вестись учет в РФ, и правила пересчета объектов, которые выражены в иностранной валюте;
  • Содержание учетной политики, порядок ее разработки, принятия и изменения;
  • Допустимые способы ведения документооборота и требования к ним;
  • Общий план счетов учета и регламент его применения;
  • Отчетность - перечень ее показателей, правила составления, критерии оценки ее достоверности, состав отчетных форм;
  • Ведение бухгалтерского учета и представление отчетности в упрощенной форме для отдельных категорий экономических субъектов.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Данные стандарты представляют собой совокупность нормативно-правовых актов отраслевых ведомств, которые адаптируют федеральные стандарты под особенности экономических субъектов различного профиля деятельность. Различные направления бизнеса имеют свои особенности в части организации протекающих в нем процессов.

Например, оптовая торговля продовольственными товарами кардинально отличается от производства мебели, сельское хозяйство не похоже на банковскую деятельность и так далее. В виду специфики различных отраслей экономики предусмотрены соответствующие бухгалтерские стандарты.

Данный уровень является необязательным к применению. В настоящее время примерами таких документов являются методические рекомендации по учету отдельных категорий активов и письма Минфина. Хотя подобные документы носят рекомендательный характер - на что указывает их наименование, экономические субъекты в своей практической деятельности стараются им следовать.

Замечание 1

Чаще всего субъекты хозяйствования ориентируются на данные документы при возникновении сложных или спорных моментов в учетной практике. Особенно это касается ситуаций на стыке бухгалтерского и налогового учета, так как ошибки могут привести к денежным потерям в виде штрафных санкций и пеней. Также аудиторы при проведении аудита дают рекомендации ориентироваться на данные документы.

Стандарты экономического субъекта

Данный уровень стандартов действует только в ранках конкретного экономического субъекта, а также при наличии на его филиалы, представительства и подобные обособленные части.

В специальном распорядительном документе должны быть прописаны все правила ведения учета и составления отчетности внутри организации, которые не вступают в противоречие с вышеназванными стандартами. Экономические субъекты могут выбрать алгоритмы учета конкретных объектов в соответствие со своими особенностями.

"Международный бухгалтерский учет", 2011, N 47

В статье рассмотрена система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу.

Предложенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов имеет важное народно-хозяйственное значение в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые, в свою очередь, формируют мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития.

Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным.

Требования к бухгалтерскому учету и возможность осуществления контроля за их выполнением содержит система нормативно-правового регулирования.

Вместе с тем существуют определенные проблемы, которые связаны с взаимными противоречиями нормативных актов.

Различают следующие основные принципы для определения того, какой из взаимоисключающих норм пользоваться <1>.

<1> Енгибарян Р.В. Теория государства и права: Учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. С. 478.

  1. Если противоречия содержатся в двух актах разной юридической силы, то используют норму, введенную актом большей юридической силы.
  2. Если противоречия встречаются в актах равной юридической силы, то используют норму, введенную более поздним нормативным актом.
  3. Если противоречия встречаются в актах одной юридической силы, то акты разделяют на "общие" и "специальные" и используют специальные нормы.

Нормативно-правовому регулированию подлежат отношения различной степени сложности - этот факт определяет многоступенчатость, иерархическую систему нормативно-правовых актов России.

Определение иерархии нормативных актов, в каком соотношении они находятся, позволяет решить ряд проблем, связанных со взаимными противоречиями, и отдать предпочтение норме, имеющей большую юридическую силу.

В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде <2>:

I. Конституция (Основной Закон) РФ.

II. Федеральные законы; подзаконные правовые акты.

III. Указы Президента РФ.

IV. Постановления Правительства РФ.

V. Нормативные акты министерств и ведомств.

VI. Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов <3>.

VII. Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.

<2> Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, Р.К. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров. М.: Норма, 2005. 496 с.
<3> Учитывая, что правовое регулирование учета на муниципальном уровне представлено единичными правовыми актами, уместно не осуществлять дифференциации правотворчества органов государственной власти и управления субъектов РФ и муниципалитетов.

Конституция (Основной Закон) РФ является основой всего законодательства России.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в их подписании в течение 14 дней и обнародовании. В особую группу выделены федеральные конституционные законы , которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком принятия - необходимо 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

Указы Президента РФ (главы государства) занимают следующее после законов место в системе нормативных актов и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции.

В случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и, по обыкновению, они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством РФ.

Постановления Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств (иные федеральные органы исполнительной власти). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов.

Акты этой группы очень многочисленны и разнообразны. К ним относятся:

  • приказы и инструкции;
  • постановления;
  • положения;
  • письма и т.д.

Они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Локальными нормативными актами государственных и негосударственных организаций различных форм собственности называются юридические акты, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления организации. К таким актам относятся издаваемые руководителем организации уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов.

Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то, что они, наряду с законами, регулируют отношения между субъектами гражданского оборота. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства.

Согласно п. "р" ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находится в ведении РФ. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Таким образом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ вопросы бухгалтерского учета регламентированы быть не могут.

Учитывая тот факт, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Закон N 129-ФЗ регулирует организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории РФ. Статьей 3 законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете рассматриваемому Закону определено центральное место в системе законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон N 129-ФЗ устанавливает единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Другие федеральные законы содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет.

Например , Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в котором ст. 57 определено: "Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами".

Другим примером регулирования бухгалтерского учета федеральными законами является Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в соответствии с п. 1 ст. 28 которого "страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством".

Указы Президента РФ (третий уровень нормативного регулирования) в части бухгалтерского учета могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо.

Одним из указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, является Указ "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (далее - Указ о первоочередных мерах). Данным Указом о первоочередных мерах определен Перечень поручений Правительства РФ, во исполнение которых утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Другими примерами являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны иных отношений. При необходимости более полного правового регулирования общественных отношений, которые были урегулированы Указом о первоочередных мерах, могут разрабатываться как нормативные акты, обладающие большей юридической силой, так и акты, которые обладают меньшей юридической силой. Если разрабатываются акты, обладающие большей юридической силой, в виде законов, то они принимаются Федеральным Собранием РФ, после чего указ Президента РФ отменяется и начинают действовать нормы закона.

Нормативные акты министерств и ведомств в области бухгалтерского учета представлены положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и актами методического характера - указаниями, рекомендациями, инструкциями по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. В структуре Минфина России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Как отмечено ранее, подзаконные правовые акты этого уровня приобретают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования.

Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере их применения, условно можно разделить на три группы:

  1. Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (табл. 1).

Таблица 1

Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения
и номер Приказа
Минфина России
Положение по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в РФ
29.07.1998, N 34н
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации 06.10.2008, N 106н
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 06.07.1999, N 43н
ПБУ 7/98 События после отчетной даты 25.11.1998, N 56н
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные
обязательства и условные активы
13.12.2010, N 167н
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах 29.04.2008, N 48н
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам 08.11.2010, N 143н
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности 02.07.2002, N 66н
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений 06.10.2008, N 106н
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете
и отчетности
28.06.2010, N 63н
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств 02.02.2011, N 11н
  1. Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств (табл. 2).

Таблица 2

Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств

Номер ПБУ Наименование ПБУ Дата утверждения
и номер Приказа
Минфина России
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость
которых выражена в иностранной валюте
27.11.2006, N 154н
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 09.06.2001, N 44н
ПБУ 6/01 Учет основных средств 30.03.2001, N 26н
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов 27.12.2007, N 153н
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам 06.10.2008, N 107н
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические
работы
19.11.2002, N 115н
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 10.12.2002, N 126н
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной
деятельности
24.11.2003, N 105н
Положение по бухгалтерскому учету
долгосрочных инвестиций
30.12.1993, N 160
  1. Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов (табл. 3).

Таблица 3

Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов

Акты методического характера - указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Акты методического характера обязательно должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, для того чтобы их использование организациями в виде нормативных стало правомерным. Исключение составляют акты, содержащие предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами.

Разница между указаниями и рекомендациями состоит в степени обязательности практического применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т.д.) организация не имеет права применять другие подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.

Таким образом, на основе методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием ценностей.

Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей.

Акты методического характера условно можно разделить на две группы:

  1. Разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основе ПБУ. Например , Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) определяют порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01.
  2. Устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета - неурегулированные ПБУ.

В частности, к первой группе можно отнести:

  • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (на основе Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99));
  • Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н));
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (на основе ПБУ 5/01);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01).

Ко второй группе относятся:

  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;
  • Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;
  • Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
  • формы бухгалтерской отчетности;
  • Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

Рассмотренный уровень нормативного регулирования более детально раскрывает основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и подзаконными актами более высоких уровней. Кроме того, осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в РФ, его трансформация к МСФО определяют объективную необходимость в дополнительных разъяснениях требований отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета по их применению в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ или муниципалитетов могут регулировать финансовые, бюджетные или налоговые отношения в пределах своих полномочий. Например , перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отражен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, а обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т.е. выборочно). Кроме того, при расчете облагаемой базы по ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товара, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента также устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальные нормативные акты регламентируют бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в самой организации. Они состоят из внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевую принадлежность, структуру, размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют ее учетную политику.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя, при этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации и прочих особенностей.

Приведенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов условна и основана на их юридической силе. У различных авторов можно встретить подразделение нормативных актов на четыре-пять уровней. Как представляется, приведенная классификация является наиболее полной.

Список литературы

  1. Енгибарян Р.В. Теория государства и права: Учеб. пособ. / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 576 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ; от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 22.11.2011).
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010).
  5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).
  6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 18.07.2011).
  7. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)": Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278.
  8. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005).
  9. О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2007 N 1643).
  10. Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Приказ Минфина России от 21.03.2000 N 29н.
  11. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (в ред. от 24.12.2010).
  12. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н (в ред. от 24.12.2010).
  13. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды: Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н (в ред. от 24.12.2010).
  14. О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина России от 30.12.1996 N 112 (в ред. от 24.12.2010).
  15. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н (в ред. от 25.10.2010).
  16. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.
  17. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  18. Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом: Приказ Минфина России от 28.11.2001 N 97н (в ред. от 25.10.2010).
  19. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
  20. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19.06.1995 N 07-01-389-95.
  21. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. С.С. Алексеева / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, Р.К. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров. М.: Норма, 2005. 496 с.

А.Н.Кизилов

профессор,

заведующий кафедрой аудита

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)



Похожие статьи