Оценка системы внутреннего контроля при проведении аудиторской проверки. Оценка системы внутреннего контроля в ходе аудита

Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» дает аудитору рекомендации по получению представления о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также об аудиторском риске и его составных частях: неотъемлемом риске, риске средств контроля и риске необнаружения.

Аудитору необходимо получить представление о системе бухгалтерского учёта и системе внутреннего контроля в ходе аудиторской проверки, достаточных для планирования аудита и разработки эффективного подхода к её проведению. Эффективность системы внутреннего контроля зависит от способности оперативно решать поставленные задачи и защищать аудируемое лицо от возможных рисков .

Под системой бухгалтерского учёта понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации, их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Система внутреннего контроля (СВК) означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Система внутреннего контроля организации выходит за рамки системы бухгалтерского учёта и включает в себя контрольную среду и процедуры контроля, представляющие собой различные, но четко взаимосвязанные методики и процедуры, разрабатываемые для достижения развития хозяйственной системы.

Контрольная среда представляет собой осведомлённость и практические действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

Стиль руководства, основные принципы управления;

Организационная структура аудируемого лица;

Распространение ответственности и полномочий;

Проводимая кадровая политика;

Порядок подготовки отчёта внешних пользователей;

Обеспечение соответствующей хозяйственной деятельности требованиям законодательства;

Наличие и особенности организации работы службы внутреннего аудита, реквизиционной комиссии.

К процедурам контроля, применяемым руководством аудируемого лица, относятся:

Подотчётность одних работников другим;

Внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансовохозяйственной деятельности;

Сравнение результатов подсчёта денежных средств, ценных бумаг, товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

Сравнение данных, полученных из внутренних источников с данными внешних источников информации;

Проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записи;

Осуществление контроля за прикладными программами, компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

Ограничение доступа к активам и записям;

Анализ финансовых результатов и сравнение их с плановыми показателями.

При разработке подходов к проведению проверки аудитор обязан изучить структуру системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, особенности их функционирования. Существуют различные методы документирования информации, имеющей отношение к этим системам. Выбор конкретного метода является предметом профессионального аудиторского суждения. Обычные методы, применяемые по отдельности или в сочетании друг с другом, включают повествовательное (текстовое) описание, вопросники, контрольные перечни и блок-схемы. Размер и сложность структуры аудируемого лица, а также характер его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля оказывают влияние на форму и объем документации.

Для оценки структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, т.е. того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений, аудиторы используют вопросники, где в зависимости от ответа на поставленный вопрос выставляется определенное количество баллов. Сопоставлением фактически набранных баллов с максимальным количеством баллов, определенным по итогам вопросника, дается фактическая оценка надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица .

Понимание системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, как правило, основывается на предварительном опыте общения с аудируемым лицом и дополняется: запросами должностным лицам аудируемого лица; изучением документов и записей; наблюдением за деятельностью и операциями аудируемого лица, включая наблюдения за организацией компьютерных операций. Аудитор постоянно контролирует правильность своей первоначальной оценки СВК.

Изучая в ходе проверки состояние внутреннего контроля аудируемого лица, внешний аудитор интересуется следующими направлениями комплексной оценки уровня внутреннего контроля:

1. Организация внутреннего контроля. Важнейшие составляющие внутреннего контроля - наличие или отсутствие общего структурированного плана, должностных инструкций и т. п. Особо рассматриваются вопросы специального делегирования полномочий - их наличия, соблюдения, эффективности.

2. Разделение обязанностей. Это один из фундаментальных принципов контроля, основанный на объективно существующих расхождениях в интересах отдельных сотрудников, их групп и т. д. Аудитор проверяет, нет ли в системе внутреннего контроля (СВК) недопустимых ситуаций, когда одно и то же лицо контролирует операцию от начала и до конца, поскольку различные функции (руководство, исполнение, учет, хранение материальных ценностей и др.) должны быть разделены. В случае автоматизации учета аудируемого лица должны быть разграничены оперативные и системные функции.

3. Контроль кадров. СВК должна обеспечивать постоянный отбор кадров и мероприятия по повышению их квалификации. Аудируемое лицо должно осуществлять четкое управление персоналом, включая определение требований к подбору и расстановке персонала, должно обновлять разработанную документацию о делегированных полномочиях, обеспечивать возможность продвижения по службе исходя из квалификации, опыта работы и других необходимых характеристик кадров, их правильный подбор и своевременное обучение, справедливую оплату труда. Аудитору необходимо убедиться, что эта система обеспечивает возможности каждого, в том числе и любого учетного сотрудника, квалифицированно выполнять возложенные на него обязанности.

4. Доступ к материальным активам. Это проверка аудитором факта и действенности ограничения (прямого или косвенного) доступа администрации к проверяемым материальным активам, наличия материально-ответственных лиц.

5. Арифметический и учетный контроль. Бухгалтерская учетная система является частью СВК аудируемого лица. В целом СВК должна обеспечивать арифметическую верность итоговых сумм по группам счетов, сличение и сверку взаимосвязанных данных, использование контрольных счетов, составление проверочных балансов и другие виды контроля. Аудитору необходимо убедиться, что все хозяйственные операции прошли адекватные учетные процедуры, что они законны, действительно имели место, полно и аккуратно отражены в документах и учетных регистрах .

Изучение системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля необходимо аудитору для того, чтобы определить метод проверки, временные затраты и объём необходимых аудиторских процедур. Чем выше уровень доверия аудитора системе внутреннего контроля аудируемого лица, тем более выборочно и менее детально проводится проверка.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо планирование аудиторской проверки?

2. Назовите основные цели планирования аудита.

3. Опишите порядок взаимоотношения аудиторов с руководством аудируемого лица на начальном этапе аудита.

4. Какие документы сопровождают процесс ознакомления аудитора с бизнесом клиента?

5. С какой целью на этапе планирования проводится экспрессанализ финансовой отчетности?

6. Какие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности регулируют этап подготовки и планирования?

7. Каковы действия аудиторской организации и потенциального клиента при подготовке к аудиторской проверке?

8. Имеет ли право заказчик самостоятельно выбирать аудиторскую организацию (аудитора), каковы его требования к аудиторской организации?

9. Каковы критерии отбора аудитором потенциальных клиентов?

10. Каково назначение письма о проведении аудита?

11. Каково содержание договора на оказание аудиторских услуг и порядок его оформления?

12. Как определить стоимость аудиторских услуг?

13. В каких случаях нельзя заключать договор на проведение аудита?

14. Как используются результаты планирования аудита?

15. От чего зависит объем планирования аудита?

16. Какими документами оформляются результаты планирования аудита?

17. Какие требования предъявляются к содержанию плана и программы аудита?

18. Что такое материальность (существенность) в аудите?

19. Назовите подходы к оценке существенности.

20. Какие базовые показатели применяются для расчета уровня существенности?

21. Опишите порядок расчета и применения аудитором уровня существенности.

22. Дайте определение системы внутреннего контроля и назовите основные ее компоненты.

23. По каким направлениям осуществляется комплексная оценка уровня внутреннего контроля в ходе аудита?

24. Назовите взаимосвязь, свойственную аудиторскому риску и уровню существенности.

1. Проведение аудиторских проверок аудиторскими организациями осуществляется на основании:

а) гарантийного письма экономического субъекта;

б) договора на проведение аудиторской проверки;

в) заявки на проведение проверки.

2. В общем плане аудита приводятся:

а) выводы, служащие основой для подготовки аудиторского заключения, и их аргументация;

б) предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки;

в) набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку.

3. Существенное условие, которое должно быть отражено в тексте договора на аудиторские услуги:

а) ответственность сторон и порядок разрешения споров;

б) аудиторский риск;

в) согласованный уровень существенности;

г) дата начала аудиторской проверки.

4. Количество и квалификация аудиторов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом, оценивается на этапе:

а) подготовки программы аудита;

б) составления плана аудита;

в) оценки аудиторских доказательств, выявленных в ходе проверки.

5. Взаимоотношения аудитора и клиента строятся:

а) на основе добровольности и возмездности;

б) определяются руководством аудиторской фирмы;

в) устанавливаются аудиторскими стандартами.

6. При оценке риска используют следующие оценки:

а) высокий, средний, низкий;

б) удовлетворительный и неудовлетворительный;

в) минимальный и максимальный.

7. Между существенностью и аудиторским риском существует:

а) прямая зависимость;

б) обратная зависимость;

в) не существует зависимости.

8. Оценка системы внутреннего контроля в ходе аудита является:

а) обязательным требованием российских правил (стандартов);

б) процедурой, выполняемой аудитором, в зависимости от особенностей того или иного аудируемого лица по своему усмотрению;

в) требованием заказчика, и выполняется, если эта работа включена в договор на аудиторскую проверку.

9. Всегда ли следует определять в договоре на оказание аудиторских услуг оформление аудиторского заключения:

в) итоговая форма представления информации зависит от цели аудиторской проверки.

10. План аудиторской проверки составляет:

а) аудиторская фирма;

б) руководство аудируемого лица;

в) аудитор, осуществляющий проверку.

11. Определите цель, для реализации которой должно быть использовано аудиторской организацией знание сущности деятельности клиента:

а) оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;

б) определение даты аудиторского заключения;

в) установление неопределенных обстоятельств;

г) определения событий после отчетной даты.

12. Укажите, что не является составной частью «аудиторского риска»:

а) риск средств контроля;

б) вероятность обнаружения искажений отчетности;

в) внутренний риск;

г) риск необнаружения ошибок.

13. Письмо о согласии аудиторской фирмы на проведение аудита направляется клиенту:

а) до заключения договора на проведение аудита;

б) после заключения договора на проведение аудита;

в) одновременно с заключением договора на проведение аудита.

14. Система внутреннего контроля аудируемого лица включает:

а) контрольную среду, отдельные средства контроля;

б) распределение ответственности и полномочий, кадровую политику;

в) систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.

15. Какой показатель из нижеперечисленных не используется для расчета уровня существенности:

а) валюта баланса;

б) собственный капитал;

в) выручка от реализации;

г) среднесписочная численность.

"Аудиторские ведомости", 2009, N 9

Рассматриваются вопросы организации и оценки системы внутреннего контроля в медицинских учреждениях с учетом требований российского законодательства и правил (стандартов) аудиторской деятельности. Приведены основные направления работы аудитора, связанные с анализом систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Возрастание требований к достоверности финансовой отчетности изменило подходы к анализу системы внутреннего контроля (далее - СВК) в организации. Это выразилось в разработке стандартов, обеспечивающих учет качества контроля аудируемых лиц. Появились международные стандарты аудита ISA 315, ISA 330, которые увязывают оценку аудиторских рисков и аудиторские процедуры по оцененным рискам с анализом надежности СВК аудируемых лиц с точки зрения возможного искажения финансовой отчетности, что привело к внесению дополнений и поправок практически во все МСА. В соответствии с МСА анализ СВК должен проводиться постоянно. Начиная с 2006 г. вносятся изменения, вводящие ответственность руководства аудируемого лица за разработку, внедрение и поддержание СВК, которая обеспечила бы представление достоверной финансовой отчетности.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля.

Важнейшими функциями внутреннего контроля в медицинских учреждениях являются обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей, соблюдение государственных гарантий в сфере оказания медицинской помощи. Эффективный внутренний контроль позволяет руководителям медицинских учреждений снижать существующие риски.

Внутренний контроль включает:

  • бухгалтерский (финансовый) учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
  • управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
  • ревизию, контроль, аудит (проверку документов, проверку арифметических расчетов, проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризацию, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание). Приступая к работе, аудитор изучает СВК медицинского учреждения, для того чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить содержание, объем и время проведения необходимых процедур. Такое изучение дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности учреждения. При этом аудитору следует сделать акцент на изучении средств контроля, которые имеют непосредственное отношение к финансовой информации. Средства контроля, которые не влияют на финансовую информацию, не являются существенными для аудитора, если только они косвенно не затрагивают финансовую отчетность.

Аудит СВК медицинских учреждений призван оценить эффективность деятельности руководства медицинского учреждения по организации системы внутреннего контроля, уберечь от неэффективного использования ресурсов: человеческих, финансовых и материальных; непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности; прямого мошенничества со стороны персонала и руководства медицинского учреждения.

В аудите СВК целесообразно выделить несколько направлений проверки:

  • разделение полномочий;
  • ротация персонала;
  • использование и анализ учетных записей, а также организация и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов;
  • надежность учетной информации;
  • повышение эффективности операций;
  • следование проводимой учреждением социальной политике.

Понятие внутреннего контроля охватывает круг вопросов, выходящих за рамки обычного бухгалтерского учета. Сегодня СВК в медицинских учреждениях представляет собой инструмент контроля за соблюдением предоставления регламентированных российским законодательством медицинских услуг установленного объема и качества.

В ходе аудита выясняется, во-первых, роль руководства в формировании цели и постановке задач медицинского учреждения и отдельных его структурных подразделений, соответствие этим задачам структуры учреждения. Во-вторых, устанавливается, существуют ли в учреждении эффективная система документирования и отчетности, разделение полномочий, авторизация, мониторинг для достижения поставленных целей.

Аудитор должен организовать проверку и оценить согласованность работу действий поставленных в учреждении систем учета и внутреннего контроля. Все аудиторские процедуры по оценке СВК должны документироваться. Схема организации работы аудитора по анализу системы внутреннего контроля медицинских учреждений приведена в табл. 1.

Таблица 1

Организация работы аудитора по анализу СВК медицинских учреждений

Цели СВК Оценка аудитором СВК
и выполнения
поставленных перед
ней целей
Рекомендации аудитора по
улучшению СВК
Упорядоченная и
эффективная деятельность
медицинского учреждения
Низкая Систематическая работа по
организации СВК
Средняя То же
Высокая Мероприятия по сохранению
высокой эффективности СВК
Соблюдение
государственной политики
в области
здравоохранения
руководством и каждым
сотрудником медицинского
учреждения
Низкая Постоянная работа по
налаживанию внутреннего
контроля за соблюдением
государственной политики в
области здравоохранения
руководством в отношении
каждого работника
Средняя Сохранение и развитие
достигнутых результатов
Высокая Сохранение достигнутых
результатов
Сохранность имущества
учреждения
Полная Разработка механизмов,
обеспечивающих сохранность
имущества медицинского
учреждения
Частичная Пресечение неправомерных
действий сотрудников,
принятие мер для
обеспечения сохранности
имущества
Достоверность и
объективность
бухгалтерской
(финансовой) отчетности
Неполное отражение
показателей
имущественного
состояния и
деятельности
медицинского
учреждения в
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
Обучение сотрудников
медицинского учреждения
методике учета и контроля
Оценка возможности
незаконного присвоения
или неэффективного
использования средств
учреждения
Имеются случаи
несоблюдения
принципов разделения
обязанностей и
контроля
Усиление контроля,
соблюдение принципа
разделения полномочий по
контролю между
сотрудниками,
осуществляющими работу с
ценностями и учет в
медицинском учреждении
Своевременное выявление
и анализ отклонения от
плановых показателей,
определение
ответственных лиц
Анализ и оценка
плановых показателей
носит нерегулярный
характер, не
изучаются отклонения
от заданных
показателей
Введение методики
внутреннего планирования и
стимулирования в
медицинском учреждении
Оперативная передача
внутренней отчетности
медицинского учреждения
лицам, уполномоченным
принимать управленческие
решения
Результаты
деятельности
медицинского
учреждения
нерегулярно
рассматриваются
Разработка порядка
внутренней отчетности
медицинского учреждения и
алгоритма принятия решений
по результатам анализа
полученной информации

Аудитору в ходе анализа необходимо изучить каждый из элементов СВК медицинского учреждения. В ходе оценки этой системы выполняются следующие работы. На первом этапе необходимо разработать структуру (модель) СВК и определить критерии для оценки надежности и эффективности ее элементов. На втором этапе аудитор выясняет, существуют ли данные элементы в медицинском учреждении. Далее с помощью тестов он устанавливает, выполняет ли контроль необходимые функции. Тесты применяются только для тех составляющих СВК, которые были признаны аудитором надлежащими для предотвращения, обнаружения и исправления нарушений. Все описанные действия аудитора должны быть отражены в рабочей документации.

В случае обнаружения существенных недостатков в СВК руководитель медицинского учреждения совместно с аудитором должен принять меры, способствующие улучшению работы системы учета и контроля. В связи с этим аудитору следует произвести необходимый объем организационных мероприятий, с тем чтобы наладить функционирование СВК. Рекомендации, направленные на устранение обнаруженных недостатков, отражаются в письменной форме и предоставляются руководству.

В ходе изучения и анализа СВК медицинского учреждения аудитор принимает во внимание присущие любой системе внутреннего контроля ограничения. Наиболее очевидное ограничение обусловлено необходимостью удерживать в разумных пределах затраты на проведение контрольных процедур, с тем чтобы эти затраты не оказались несоразмерными по отношению к оценкам выявленного ущерба от ошибок и мошенничеств.

В широком смысле внутренний контроль можно рассматривать как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев (центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета).

Для организации СВК медицинского учреждения аудитор проводит ряд мер, повышающих эффективность установленных процедур внутреннего контроля.

Во-первых, разрабатываются должностные инструкции работников, в которых должен быть формально определен и документально закреплен порядок деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников медицинского учреждения по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа операций в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций.

Во-вторых, определяется перечень первичных документов или других носителей информации, содержащих данные об исполнении соответствующими работниками своих функций по отражению финансовых и хозяйственных операций.

В-третьих, выделяются точки контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций медицинского учреждения и оценивается состояние или наличие ресурсов. Устанавливаются контролируемые параметры объектов контроля, критические точки контроля, в которых риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик.

В-четвертых, выбираются типы и методы проведения контроля, соответствующие среде внутреннего контроля, которая включает:

  • стиль работы руководителей медицинского учреждения;
  • адекватное понимание руководством роли внутреннего контроля в управлении учреждением;
  • конкретные действия руководителей в плане организации СВК и ее совершенствования;
  • организационный статус отдела внутреннего аудита;
  • определение и документальное закрепление процедур контроля;
  • оформление полномочий и ответственности сотрудников, способов информирования сотрудников об установленных правилах;
  • изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений и своевременное принятие ими соответствующих решений;
  • четкую работу системы коммуникаций и информационного обеспечения управления; налаженность систем бюджетирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
  • соблюдение действующего законодательства и работу с органами внешнего контроля.

Таким образом, СВК представляет собой достаточно сложный блок взаимодействий внутри организации. Степень этой сложности внутреннего контроля должна соответствовать масштабам деятельности, организационной структуре медицинского учреждения, численности персонала, качеству постановки бухгалтерского учета и другим характеристикам учреждения в целом.

Понимание аудитором среды внутреннего контроля имеет особое значение при изучении вопросов, связанных с риском мошенничества. Аудитор должен изучить, каким образом руководство медицинского учреждения создает атмосферу честного, этичного поведения и какие используются средства контроля для предотвращения злоупотреблений. При этом особое внимание уделяется применению элементов контрольной среды на практике.

После оценки среды внутреннего контроля следует приступить к анализу постановки бухгалтерского учета. Эта работа играет важную роль, поскольку система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета, определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль. Аудитор проверяет точность выполнения процедур сбора данных, их регистрации и обработки. Оценка средств внутреннего контроля в области бухгалтерского учета представлена в табл. 2.

Таблица 2

Оценка аудитором средств внутреннего контроля в области бухгалтерского учета

Цели внутреннего
контроля в
области
бухгалтерского
учета
Оценка аудитором средств
внутреннего контроля
Разработка мер для
совершенствования СВК
Полное отражение
всех
санкционированных
операций
Контроль доступа к терминалам,
с которых осуществляется
непосредственный ввод
информации (пароли и прочие
идентификационные процедуры);
исключительный доступ для
ограниченного круга
пользователей;
контроль за взаимосвязанными
операциями;
документальное подтверждение и
санкционирование всех
бухгалтерских записей,
проверка их полноты и
правильности;
разделение операций, связанных
с подготовкой первичных
документов, санкционированием
хозяйственных операций и
отнесением на счета
бухгалтерского учета
Установление регламентов
(паролей и других
справочных и
идентификационных
процедур), порядка
ведения бухгалтерского
учета;
закрепление в
должностных инструкциях
контрольных функций
Точность входящей
информации
Выборочные проверки
суммирования расчетов,
использования должностных
инструкций, профессиональной
подготовки;
эффективный надзор, регулярные
проверки качества выполненного
анализа, выявление ошибок
кодирования
Организация работы
постоянно действующих
контрольных структур;
систематизация взаимного
контроля операций;
закрепление функций
контроля и надзора в
должностных инструкциях
Правильная
корреспонденция
счетов
Регулярная сверка счетов:
регулярное составление
пробного баланса;
использование документов
дебиторов и средств кредиторов
для проверки точности остатков
на счетах;
сверка данных выписок банка и
кассовой книги, контроль за
соблюдением сметы и прочие
виды контроля за существенными
денежными суммами
Формирование учетных
политик для целей
бухгалтерского и
налогового учета;
определение
внутрифирменных
регламентов,
регулирующих
деятельность работников
службы бухгалтерского
учета и внутреннего
контроля
Сохранность
учетных
документов
Создание надежных копий файлов
данных (для компьютеризованной
системы), изменяющихся при
каждом новом появлении
информации;
ограниченный доступ к массиву
информации;
обеспечение конфиденциальности
и сохранности всех
недублируемых данных
Создание внутрифирменных
регламентов о порядке
подготовки надежных
копий файлов данных
Соответствие
бухгалтерских
записей
действующим
нормативным и
законодательным
актам
Постоянно действующий контроль
за соответствием бухгалтерских
записей действующим
нормативным и законодательным
актам;
оценка достаточности и
регулярности проведения
занятий по повышению
квалификации
Составление внутренних
регламентов (положений)
по ведению
бухгалтерского учета, их
регулярное обновление;
изучение работниками
бухгалтерско-
экономической службы
изменений в
законодательстве
Предотвращение
злоупотреблений
работниками
медицинского
учреждения
Разделение обязанностей;
ротация обязанностей;
своевременная регистрация
документов;
регулярная сверка счетов
бухгалтерского учета;
достаточные трудовые ресурсы
Закрепление в
должностных инструкциях
разделения обязанностей
и их ротации;
организация постоянно
действующего
аудиторского контроля
(внутреннего и внешнего)
Обеспечение
руководства
оперативной
управленческой
информации
Представление внутренней
отчетности в минимальные
сроки;
регулярные консультации о
ценности и достаточности
представляемой информации
Участие в разработке
форм внутренней
отчетности
Выявление
необычных
операций в
бухгалтерском
учете
Обязательное представление
документов, если операция не
соответствует действующим
нормативным актам
Указание примерных
фактов, на которые
следует обратить
внимание

Эффективная СВК требует наличия компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями. В связи с этим большое значение приобретает регулярное повышение квалификации сотрудниками медицинского учреждения. Следует разрабатывать и внедрять в практику повседневной деятельности учреждений комплексные планы повышения квалификации сотрудников экономической и бухгалтерской служб, включающие программы обучения по направлениям:

  • новое в бухгалтерском учете и аудите;
  • использование в практике работы российских положений по бухгалтерскому учету и МСФО;
  • методика управленческого учета;
  • налоговый учет.

Литература

  1. Аудит. Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Макальская М.Л., Константинова С.Б., Пирожкова Н.А. Аудит некоммерческих организаций. М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2006.
  3. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Основы аудита. Учебник. М.: Изд-во "Флинта", 2008.
  4. Суглобов А.Е. Методология и организация аудита объектов сельской социальной инфраструктуры. Монография. М.: ИКФ "Каталог", 2007.
  5. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности. Учебник. М.: Экономист, 2008.

А.Е.Суглобов

профессор,

начальник кафедры

экономического анализа,

финансов и статистики

Московский университет

Одной из функций управления субъекта хозяйствования являет­ся внутренний контроль, субъекты которого:

Осуществляют сравнение плановых и фактических значений параметров;

Проводят аналогию с внешней экономико-правовой средой;

Выявляют отклонения в параметрах;

Дают оценку опасности размера отклонений для субъекта хозяйствования;

Выявляют факторы, вызвавшие отклонения, определяют степень их влияния;

Проводят подготовку информационной базы для принятия управленческих решений.

Внутренний контроль - это процесс, разработанный и осуще­ствляемый лицами, наделенными руководящими полномочиями, руководством и прочим персоналом для достижения разумной уве­ренности в реализации целей организации в области достоверности финансовой отчетности, эффективности деятельности и соблюдения требований регулирующих документов.

Являясь функцией управления, внутренний контроль выполняет такие задачи:

Дает информацию о процессах, происходящих у субъекта хозяйствования;

Помогает принимать наиболее целесообразные решения по общим и специальным вопросам развития предприятия;

Предоставляет возможность судить о правильности приня­тых решений, своевременности и результативности их выполнения;

Способствует своевременному обнаружению и устранению условий и факторов, которые не оказывают содействия эф­фективному ведению производства и достижению постав­ленной цели;

Позволяет скорректировать деятельность субъекта хозяйст­вования или отдельных его производственных подразделе­ний;

Дает возможность установить, какие именно службы и под­разделения предприятия, а также направления его деятель­ности оказывают содействие достижению поставленной це­ли и повышению результативности деятельности предпри­ятия.

В акционерном обществе может создаваться совет акционерного обще­ства (наблюдательный совет), который осуществляет контроль за деятельностью его исполнительного органа. Уставом акционерного общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) могут быть возло­жены отдельные функции, которые относятся к компетенции обще­го собрания. Члены совета акционерного общества (наблюдательно­го совета) не могут быть членами исполнительного органа. В случае возникновения существенной угрозы интересам ак­ционерного общества или выявления злоупотреблений, содеянных должностными лицами, ревизионная комиссия обязана требовать внеочередного созыва общего собрания акционеров. Члены ревизионной комиссии могут принимать участие в засе­даниях правления с правом совещательного голоса.

Внутренний аудит следует рассматривать как неотъемлемую часть общей системы управления. Служба внут­реннего аудита создается на предприятии для выполнения кон­трольных функций в зависимости от цели и задач, возложенных на внутренних аудиторов руководством предприятия. Внутренние ау­диторы зависимы, подчинены вышестоящему руководству, они про­водят проверки как плановые, так и внеплановые по указанию руко­водства. По результатам проверки составляют отчет о проведенной работе, отчитываются перед руководством, дают оценку, рекомен­дации, советы и информацию. Они не обязаны иметь сертификат. Это может быть специалист по бухгалтерскому учету, экономист, финансист.

ISA 315 «Понимание деятельности организации и оценка риска существенных искажений» выделяет следующие компоненты внутреннего контроля:

Контрольную среду;

Процесс оценки рисков организацией; информационную систему, включая ее элементы, связанные с подготовкой финансовой отчетности, и информирование;

Контрольную деятельность; мониторинг контроля.

Под контрольной средой понимают отношение руководства и лиц, наделенными руководящими полномочиями, к внутреннему контролю, понимание его значения для организации, их осведомленность в отношении внутреннего контроля и действия, непосред­ственно связанные с ним.

Процесс оценки рисков организацией - это процесс выявления и реагирования на бизнес -риски, а также результаты этих действий. Применительно к финансовой отчетности процесс оценки рисков организацией включает выявление руководством рисков, связанных с подготовкой финансовой отчетности, достоверной во всех сущест­венных отношениях, в соответствии с применяемыми принципами и правилами, оценку их значимости и вероятности возникновения, а также принятие решений в части реагирования на эти риски.

Риски, связанные с финансовой отчетностью, обусловлены внут­ренними и внешними факторами, которые могут неблагоприятно по­влиять на способность организации формировать, фиксировать, об­рабатывать и представлять в отчетности финансовую информацию, соответствующую предпосылкам, заявленным руководством в от­четности.

По мере выявления риска руководство оценивает его степень и значимость и разрабатывает способы реагирования. Руководство может прийти к выводу о нецелесообразности реагирования на риск, например из-за несоразмерности затрат на такие мероприятия с масштабами предотвращаемого отрицательного эффекта.

Информационная система организации включает оборудование, программное обеспечение, трудовые ресурсы, определенные проце­дуры и данные. В части подготовки финансовой отчетности инфор­мационная система включает процедуры и документы, используе­мые для формирования, документирования, обработки и представ­ления в отчетности операций и событий, а также обеспечения воз­можности отразить в учете связанные с ними активы, обязательства и собственный капитал.

Информационная система должна обеспечивать:

Формирование информации обо всех осуществляемых операциях;

Своевременное отражение деталей совершаемых операций, необходимых для правильной классификации операций в отчетности;

Измерение операций в денежном выражении, позволяющее представить информацию в отчетности в правильных.сум­мах;

Определение временного периода осуществления операций для правильного отражения информации в бухгалтерском учете;

Раскрытие информации об операциях в финансовой отчет­ности в соответствии с применяемыми принципами и прави­лами.

Мониторинг контроля - это постоянно осуществляемое руко­водством наблюдение за тем, чтобы внутренний контроль отвечал установленным параметрам и модифицировался в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Основная цель изучения и оценки аудитором системы внутрен­него контроля клиента - подготовить основу для планирования ау­дита и установления видов, сроков проведения и объема аудитор­ских процедур.

Если аудитор убеждается, что он может положиться на соответ­ствующие средства внутреннего контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и более выбо­рочно, а также может внести изменения в суть аудиторских процедур, которые будут применяться, и в запланированные затраты вре­мени на их осуществление.

Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля прове­ряемого экономического субъекта достигают следующих целей:

Хозяйственные операции выполняются с согласия руково­дства, как в целом, так и в конкретных случаях;

Все операции фиксируются в бухгалтерском учете в пра­вильных суммах, на надлежащих балансовых счетах, в том периоде времени, в котором были осуществлены, в соответ­ствии с принятой у клиента учетной политикой и обеспечи­вают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

Доступ к активам возможен только с разрешения соответст­вующего управленческого работника;

Соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фак­тически имеющихся активов определяется руководством с ус­тановленной периодичностью, а в случае расхождений, руко­водством применяются надлежащие действия.

При определении эффективности системы внутреннего контроля учитывают много факторов:

1) круг работников, принимающих участие в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственно­сти за порученное дело;

2) наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;

3) наличие технических средств контроля; наличие технологии контроля;

4) контролируемые параметры.

Аудитор обязан принимать во внимание, что система внутрен­него контроля не может с абсолютной уверенностью, а лишь с опре­деленной долей вероятности подтвердить, что цели ее создания дос­тигнуты. Причиной этого являются такие неизбежные ограничения системы внутреннего контроля:

Естественное желание руководства экономического субъек­та, чтобы затраты на осуществление контрольных мероприя­тий были меньшими, чем те экономические выгоды, которые обуславливают применение таких мероприятий;

Большинство средств контроля ставят цель выявить нежела­тельные хозяйственные операции, а не те, которые являются непривычными;

Ошибки вследствие небрежности, невнимательности, невер­ности суждений или непонимания инструктивных материа­лов сотрудниками службы;

Намеренное нарушение системы контроля в результате сговора работников экономического субъекта, как с другими работниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами;

Нарушения системы контроля вследствие злоупотреблении со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля, ^

Распространена практика существенных изменении условии ведения хозяйственной деятельности или правил учета, в ре­зультате чего принятые контрольные процедуры могут пере­стать выполнять свои функции.

Процедура изучения и оценки системы внутреннего контроля является обязательной при проведении аудита независимо от харак­теристики клиента. Как правило, это осуществляется одновременно с проверкой данных бухгалтерского учета.

Имея в своем распоряжении материалы исследования, выпол­ненного перед заключением договора, отчет предыдущего аудитора проводит изучение системы внутреннего контроля путем опроса персонала заказчика, проведения собственного наблюдения, опроса предыдущего аудитора, изучения организационно не­распорядительной и учетной документации на месте, изучения результатов ревизий и проверок всех проверяющих органов и т.п.

Аудитор использует следующие методы изучения системы внутреннего контроля:

Опрос персонала;

Наблюдение;

Запрос к предыдущему аудитору;

Ознакомление с документами управления и учета;

Изучение документов предыдущего исследования клиента,

Изучение результатов ревизий и проверок всех проверяющих органов;

Ознакомление с существующими требованиями к организа­ции системы внутреннего контроля;

Тестирование системы внутреннего контроля.

Учитывая то, что в системе внутреннего контроля значительное место занимает система бухгалтерского учета, аудитору следует вы­делить вопросы по ее изучению и оценке. Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку свидетельств относительно следующих сторон хозяйственной дея­тельности проверяемого экономического субъекта:

Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтер­ского учета. Аудитору следует убедиться, что избранный метод учета достоверно отображает специфику деятельности клиента;

Организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

Распределение обязанностей и полномочий между работни­ками, которые принимают участие в ведении учета и подго­товке отчетности;

Организация подготовки, оборота и хранения документов, отображающих хозяйственные операции;

Порядок отображения хозяйственных операций в регистрах бухучета, формы и методы обобщения данных таких регист­ров;

Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетно­сти на основании данных бухгалтерского учета;

Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высо­кий;

Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Аудит, проводящий внешнюю аудиторскую проверку, должен проанализировать работу внутреннего аудита и оценить ее влияние на аудит. ISA 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» отно­сит термин «внутренний аудит» к оценочной деятельности, которая ведется в организации и в том числе включает оценку эффективно­сти внутреннего контроля.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контро­ля аудитор может использовать следующие оценки качества внут­реннего контроля: «высокая», «средняя», «низкая».

Аудитор оценивает систему внутреннего контроля клиента в три этапа:

1. общее ознакомление с системой внутреннего контроля;

2. первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

3. подтверждение правильности оценки системы внутреннего кон­троля.

На стадии общего ознакомления с системой внутреннего кон­троля аудитору следует получить общее представление о специфи­ке и масштабе деятельности клиента, системе его бухгалтерского учета. По итогам ознакомления аудитор должен принять решение о целесообразности опираться на систему внутреннего контроля кли­ента в своей работе.

Если аудитор принимает решение, что он не может полагаться на систему внутреннего контроля, то он должен планировать аудит так, чтобы аудиторское заключение не основывалось на доверии к этой системе. Это необходимо и в случаях, если надежность системы оце­нивается как «низкая» или, если аудитору удобнее или экономически оправданно не опираться на эту систему.

Если по итогам общего ознакомления с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудитор принимает решение, что он может полагаться в своей работе на систему внутреннего контро­ля, ему следует провести первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудитор­ские организации разрабатывают самостоятельно.

По итогам процедуры первичной оценки надежности аудитор может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля как «среднюю» или «высокую». В этом случае аудитор должен планировать аудиторские процедуры, исхо­дя из этой оценки, но не должен доверять этой системе абсолютно.

Если по итогам процедуры первичной оценки аудитор оценит надежность системы внутреннего контроля в целом и отдельных средств контроля как «низкую», он обязан констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процедуры соответствующим образом.

Аудитор, который принял по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля, обязан в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтвержде­ния достоверности этой оценки. Процедуры подтверждения достоверности оценки системы внутреннего контроля осуществляются в период проверки на осно­ве методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской ор­ганизацией самостоятельно.

Если внешний аудитор намерен использовать работу внутрен­них аудиторов, целесообразно ознакомиться с планом внутреннего аудита, а также согласовать сроки выполнения процедур, уровни существенности, способы отбора совокупностей для тестирования, порядок документирования результатов выполненных процедур и другие значимые аспекты.

Характер и объем аудиторских процедур, которые должны быть выполнены внешним аудитором в отношении результатов конкрет­ной работы внутреннего аудита, определяются в зависимости от оценки риска существенных искажений, предварительной оценки работы внутреннего аудита и оценки результатов конкретной рабо­ты. Такие процедуры могут включать повторное тестирование элементов, уже проверенных внутренними аудиторами, тестирование аналогичных элементов, а также обзорную проверку работы внут­ренних аудиторов.

Аудитор в разумные сроки должен уведомить лиц, наделенных руководящими полномочиями, или руководство должного уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функ­ционирования внутреннего контроля.

Результаты оценки конкретной работы внутреннего аудита и выполненные в отношении нее процедуры должны быть описаны в рабочих документах аудитора.

В своих рабочих документах аудитору надлежит отразить:

Результаты обсуждения с членами аудиторской команды под­верженности финансовой отчетности клиента существенным искажениям в результате мошенничества и ошибок;

Результаты исследования всех аспектов деятельности клиента и всех компонентов внутреннего контроля в соответствии с ISA 315 «Понимание деятельности организации и оценка риска су­щественных искажений»; привлекаемые для этого источники информации; осуществляемые процедуры оценки рисков;

Результаты выявления и оценки рисков существенных искаже­ний на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосы­лок;

Результаты выявления и оценки значимых рисков и рисков, в отношении которых не

Представляется возможным получить дос­таточные надлежащие аудиторские доказательства из сущест­вующих в организации контрольных процедур;

Результаты оценки внутреннего контроля в части реагирования на риски.

Вопросы для самоконтроля:

    Что представляет собой информационный риск?

    Назовите пути снижения информационного риска.

    С какими видами риска сталкивается аудитор в своей профес­сиональной деятельности?

    Какова сущность аудиторского риска?

    Какие цели преследует практика аудита в Украине?

    Должен ли аудитор при определенных условиях стремиться к меньшему аудиторскому риску?

    В каком диапазоне может колебаться уровень аудиторского рис­ка?

    Какие факторы должен изучить и оценить аудитор при опреде­лении уровня присущего риска?

    Какие внутренние факторы среды контроля вам известны? При­ведите примеры.

    Как вы понимаете понятие: организационная структура как фак­тор внутреннего контроля?

    Как влияет форма бухгалтерского учета на организацию внут­реннего контроля?

    риска контроля?

    Какие полномочия имеют предприятия в осуществлении собст­венной учетной политики?

    В чем выражается собственный риск?

    Где больший риск контроля: при использовании машинных но­сителей информации или бумажных?

    Как организация архива бухгалтерских записей влияет на риск контроля?

    Кто имеет право на санкционирование хозяйственных опера­ций?

    Влияет ли ограничение доступа к активам на риск контроля?

    Как устанавливается оценка риска контроля?

    Какие основные вопросы вы бы включили в анкету для изучения среды контроля?

    Какие основные вопросы вы бы включили в анкету для изучения системы бухгалтерского учета?

    В чем заключается методика оценки аудиторского риска?

    Как формируется модель оценки аудиторского риска?

    Что включает в себя тестирование для достижения конечной уверенности относительно величины риска внутреннего контро­ля?

    Какие факторы способствуют выработке единых стандартов оценки аудиторского риска?

    Какие системы внутреннего контроля вам известны?

    Как влияет на организацию внутреннего контроля общее со­стояние экономики?

    Влияет ли на организацию внутреннего контроля подчиненность предприятий?

    Какие контрольные функции осуществляются при оформлении первичных документов?

    Перечислите специальные процедуры осуществления внутрен­него контроля.

    При каких формах обработки документов риск контроля уменьшается?

    Назовите процедуры контроля, которые осуществляют учетные работники.

    На каком этапе аудитором изучается система внутреннего кон­троля?

    Как влияет оценка риска контроля на выбор методики и объема аудита?

    Перечислите основные методы изучения системы внутреннего контроля.

    Является ли обязательным документирование результатов изу­чения системы внутреннего контроля клиента?

    Охарактеризуйте структуру системы внутреннего контроля и дайте ей оценку.

    Как распределяются права и обязанности при внутреннем кон­троле?

    Какие методы аудита системы внутреннего контроля применя­ются?

    Назовите и охарактеризуйте этапы исследования системы внут­реннего контроля.

Литература:

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

В статье анализируются главные принципы, положенные в основу осуществляемой аудитором системы внутреннего контроля аудируемого объекта. Приводятся приемы и методы этой оценки.

Повышение требований к финансовой отчетности, которые сформировались в начале 2000-х годов, изменили подходы к анализу системы внутреннего контроля (далее - СВК). Наблюдается общая тенденция к ужесточению мер по подготовке достоверной отчетности. Появилось стремление обязать аудиторов давать в своих отчетах оценку СВК. Это выразилось в разработке стандартов, обеспечивающих учет качества контроля аудируемых лиц. Появились новые стандарты ISA 315, ISA 330, которые увязывают оценку аудиторских рисков и аудиторские процедуры по оцененным рискам с анализом надежности СВК аудируемых лиц с точки зрения возможного искажения финансовой отчетности, что привело к внесению дополнений и поправок практически во все МСА.

В прежних стандартах СВК определялась как совокупность мероприятий, в которых заинтересованы прежде всего аудируемые лица. В новой редакции сделан акцент на надежность финансовой отчетности, а также на возможность руководителей предприятий снижать риск с помощью системы внутреннего контроля.

МСА требуют проводить анализ СВК постоянно. Начиная с 2006 г. вносится изменение, вводящее ответственность руководства аудируемого лица за разработку, внедрение и поддержание СВК, которая обеспечила бы правдивое представление о финансовой отчетности.

В последние годы в субъектах хозяйствования успешно формируются системы внутреннего контроля и аудита, результаты деятельности которых учитываются при проведении аудиторских проверок. Вопрос об организации СВК органически связан с управленческой структурой субъекта хозяйствования, его стратегией и постановкой управленческого и финансового учета, порядком составления внутрипроизводственной (управленческой) отчетности.

В соответствии со стандартами аудита СВК представляет систему, состоящую из пяти составляющих. Первая составляющая - контрольная среда - включает позицию, осведомленность и действия руководства. В составе контрольной среды обозначены положения о том, чтобы руководители предприятий в явном виде сообщали своим подчиненным требования в отношении честности и уважения этических норм. Важно также уделять внимание компетентности. Руководство обязано анализировать, какие качества требуются для выполнения тех или иных работ. Остальные факторы контрольной среды, такие, как философия руководства, организационная структура, полномочия и ответственность, практика и политика в отношении человеческих ресурсов, остались прежними или претерпели исключительно редакционные изменения.

Понимание аудитором контрольной среды имеет особое значение при изучении вопросов, связанных с угрозой мошенничества. Аудитор должен понять, каким образом руководство аудируемого лица создает атмосферу честного, этичного поведения и устанавливает соответствующие средства контроля для предотвращения и защиты от ошибок и мошенничества. Аудитор должен учитывать, как применялись элементы контрольной среды, и определить, используются ли средства контроля на практике.

Вторая составляющая СВК - оценка бизнес-риска аудируемым лицом как процесс выявления рисков, их возможных последствий и реагирование на них. В новых МСА появилось требование к руководителям аудируемого лица самостоятельно оценивать связанные с работой своей организации риски. Аудитор должен понять, каким образом организация выявляет и устраняет бизнес-риски, связанные с целями финансовой отчетности, и к каким результатам это приводит.

Третья составляющая СВК - информационная система, связанная с целями финансовой отчетности и состоящая из процедур и записей. Аудитор должен понимать, как организация доносит информацию о ролях и обязанностях конкретных сотрудников, а также существенных вопросах, имеющих отношение к финансовой отчетности. В бухгалтерии должно быть четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает. Аудитору следует проверить, насколько хорошо подготовлены служебные инструкции и насколько добросовестно они выполняются.

Четвертая составляющая СВК - контрольные действия. Под ними понимаются политика и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. К ним относятся процедуры и мероприятия, проводимые аудируемым лицом и выходящие за пределы непосредственного ведения учета и подготовки отчетности.

Пятая составляющая СВК - мониторинг средств контроля. Под ним понимается процесс оценки качества функционирования СВК. Он выполняется с помощью постоянного наблюдения, отдельных оценок надежности средств и позволяет убедиться, что средства контроля функционируют эффективно. Аудитор должен понимать основные виды мероприятий, которые проводит организация для мониторинга внутреннего контроля финансовой деятельности.

Что касается оценки риска существенных искажений, то аудитор должен установить, уместно ли при оценке рисков существенных искажений данное средство контроля. Надо принять во внимание оценку уровня существенности, размер аудируемого лица, природу его бизнеса, сложность систем, составляющих СВК. Самый простой, но наименее надежный способ получения аудиторских доказательств об СВК - расспросы сотрудников клиента, а самый надежный - наблюдение аудитора за контрольными процедурами. К сожалению, аудитор физически не в состоянии лично проследить за ними. Внутренний контроль может обеспечить только частичную уверенность в достижении цели. Если в результате проведенных процедур по оценке риска не обнаружено каких-либо эффективных средств контроля, то аудитор исключает эффект контроля из соответствующих оценок рисков. Аудитор должен планировать и осуществлять процедуры проверок по существу для каждой существенной операции.

Проверка процедур контроля проходит две стадии. На первой стадии аудитор выясняет, существует ли данная процедура у аудируемого лица. На второй стадии он устанавливает, выполняют ли процедуры контроля предполагаемые функции. Тесты применяются только для тех составляющих СВК, которые были признаны аудитором надлежащими для предотвращения, обнаружения и исправления. Временные рамки тестов - это период времени, с которым связано проведение аудиторских процедур. Масштаб аудиторских тестов средств контроля напрямую связан с оценкой риска аудитором. Все описанные действия аудитора должны быть отражены в рабочей документации.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля. По нашему мнению, целесообразно в составе элементов внутреннего контроля рассматривать и систему налогового учета, представляющую собой упорядоченную систему регистрации и обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности, опосредующих возникновение доходов и расходов, подлежащих учету в соответствии с нормами НК РФ, для формирования полной и достоверной налоговой информации.

Аудитор в ходе планирования должен оценить адекватность внутреннего контроля масштабам, специфике деятельности экономического субъекта и достичь понимания закономерностей его функционирования в той части, которая обеспечивает регулирование и мониторинг процесса сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для подготовки достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудитор изучает СВК субъекта, для того чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить природу, степень и время проведения необходимых процедур. В конечном счете такое изучение дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности. При этом аудитор должен больше уделять внимания средствам контроля, которые имеют отношение к финансовой информации, уместной при обосновании утверждений по финансовой отчетности. Средства контроля, которые не влияют на финансовую информацию, не являются существенными для аудитора, если только они косвенно не затрагивают финансовую отчетность.

При планировании аудита аудитор изучает все пять компонентов СВК субъекта, чтобы:

Определить тип возможных существенных искажений;

Рассмотреть факторы, приводящие к появлению существенных искажений;

Разработать тесты системы контроля;

Определить формы тестирования по существу, если это возможно.

Практика показывает, что на стадии планирования вряд ли удается детально изучить деятельность экономического субъекта применительно ко всему объему совершаемых хозяйственных операций, поэтому целесообразно выбрать самые существенные из них. При выборке можно руководствоваться существенностью оборотов и остатков по счетам. По результатам оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля этих счетов и участков аудитор формирует свое мнение о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Оценка, проводимая за столь короткий срок, достаточно субъективна, и вводить на этой стадии большое количество градаций не имеет смысла. Поэтому здесь применяются три градации оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Свидетельства, полученные по результатам экспертизы бизнеса, влияют на формирование мнения аудитора в отношении уровня неотъемлемого риска и целесообразности применения в ходе аудита знаний о внутреннем контроле экономического субъекта.

Для рациональной организации проверки аудитор должен, исходя из оценки неотъемлемого и контрольного риска и принимая во внимание предварительное суждение о существенности, определить допустимый риск необнаружения и с учетом минимизации последнего спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Диагностика внутреннего контроля экономического субъекта осуществляется в целях предварительной оценки степени надежности СВК и предполагает изучение, анализ, оценку:

Отношения руководства к необходимости поддержания адекватного внутреннего контроля;

Порядка делегирования полномочий и распределения ответственности;

Порядка обеспечения сохранности активов и конфиденциальной информации экономического субъекта;

Учетной и налоговой политики экономического субъекта, ее организационно-технических и методологических аспектов;

Организационной структуры бухгалтерии;

Порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности и организации документооборота;

Роли и места средств вычислительной техники в ведении бухгалтерского и налогового учета;

Порядка систематизации данных в регистрах бухгалтерского и налогового учета;

Процесса подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для предварительной оценки эффективности СВК используются следующие градации: высокая, средняя, низкая. Свою оценку аудитор формирует в результате:

Бесед с компетентными работниками экономического субъекта;

Проверки документов;

Наблюдения за применением конкретных мероприятий и процедур;

Аналитических процедур.

Рассмотрим более подробно процесс изучения и оценки СВК, который состоит из понимания и документирования этой системы, оценки контрольного риска, тестирования средств контроля, оценки результатов тестирования и их документирования, тестирования по существу.

Для анализа СВК аудитору следует:

Опираться на собственный опыт работы с субъектом;

Запрашивать необходимую информацию у руководства, контролеров и персонала;

Исследовать документы и записи;

Изучать характер и виды деятельности;

Задокументировать полученное понимание.

Текущие средства внутреннего контроля исследуются аудитором на основе данных из нескольких источников - как прошлых, так и настоящих. Аудитор должен проанализировать рабочие документы по предыдущей аудиторской проверке, запросить дополнительную информацию у персонала клиента и внутренних аудиторов, изучить руководства по процедурам и пронаблюдать деятельность компании. Однако следует учитывать, что структура средств внутреннего контроля предыдущих периодов может не соответствовать текущему периоду.

Документирование понимания СВК может быть сделано аудитором путем подготовки блок-схем, заполнения анкет, описаний и составления древа-решений и таблиц. Такие формы документирования доказывают, что достаточное понимание и оценка СВК были фактически осуществлены.

Блок-схемы представляют собой символические диаграммы, отражающие последовательный процесс системы управления, обработки и документирования. Блок-схемы могут использоваться, во-первых, для оценки СВК, во-вторых, - как средства документирования в электронном виде при программировании.

Блок-схема, используемая для оценки системы, показывает происхождение каждого документа в системе, его последующую обработку и конечное месторасположение. Помимо этого схемы полезны для аудитора тем, что документируют все шаги в процессе проверки.

Электронные блок-схемы, используемые в качестве документации, первоначально создаются для документирования логики и существующих потоков электронной информации. Аудитор может использовать такие схемы для оценки как работы программы, так и средств внутреннего контроля, относящихся к функции обработки данных в общем.

Для подготовки блок-схем следует:

Составить схему документооборота и информационных потоков;

Начинать с верхней части страницы и двигаться сверху вниз и слева направо;

Использовать описание для лучшего понимания пользователем;

Избегать разделяющих линий, если это возможно;

Анкета по СВК обычно содержит вопросы, которые предполагают ответы "да" или "нет". Отрицательные ответы направлены на заострение внимания на возможные недостатки этой системы. По отрицательным ответам необходимо написать объяснение. Анкеты также имеют дополнительное пространство, для того чтобы опрашиваемый сотрудник мог разместить там свои пояснения. Вопросы должны быть ориентированы на конкретные средства внутреннего контроля, отвечающие за определенный элемент, счет или процесс. Они должны относиться к каждой процедуре уместного средства.

Описания являются письменной версией блок-схемы. Аудитор описывает то, как он представляет себе СВК. Изложение фактов производится в последовательности происхождения событий по определенной операции.

Блок-схемы подходят для документирования более сложных структур контроля, а письменное изложение фактов - для менее сложных.

Древо решений является графической иллюстрацией, которая показывает логику операции или процесса. При этом в основном используются вопросы, на которые должны следовать ответы "да", "нет", направляющие пользователя к логически следующему вопросу. Таблицы показывают логическую связь компонентов системы в табличной форме. При помощи этих двух методов аудитор документирует понимание процесса.

Следующим этапом в изучении и оценке СВК являются оценка контрольного риска, тестирование средств контроля.

Оценка риска контроля - определение того, насколько эффективны средства внутреннего контроля при предупреждении или выявлении существенных искажений в финансовой отчетности. Средства контроля могут иметь значительный эффект в отношении многих, одного или нескольких утверждений.

Средства контроля могут прямо либо косвенно относиться к утверждениям. В первом случае средства контроля более эффективны, поэтому аудитор может оценить риск контроля ниже, чем во втором.

Аудитор может принять одну или несколько различных стратегий аудита утверждений.

Оценка риска контроля как максимальная (или немного ниже) означает, что аудитор планирует применить в основном подход проверки по существу. В этом случае средства контроля не тестируются, так как аудитор не намерен на них полагаться. Максимальный уровень оценки риска контроля свидетельствует о том, что процедура контроля:

Неуместна либо неэффективна;

Соотношение затраты - выгоды мешает проведению тестирования;

Неэффективна для тестирования средства контроля;

Представляет собой слабо разработанное средство контроля.

Оценка риска контроля ниже максимального означает, что аудитор намерен полагаться на подобные средства внутреннего контроля. Оценка риска ниже максимального уровня затрагивает:

Идентификацию определенных уместных средств контроля, которые, скорее всего, обнаружат и устранят существенные искажения;

Проведение тестирования данных средств контроля;

Заключение по оцененному уровню риска контроля.

Какая стратегия ни была бы выбрана, она определяет:

Степень понимания СВК, которую аудитор должен достичь;

Природу, степень, время для выполнения процедур для получения такого понимания;

Документирование выводов относительно оцененного уровня риска контроля;

Природу, время и степень проведения процедур по существу, которые должны быть выполнены.

Оценка риска контроля должна быть оформлена документально, так как любая оценка риска контроля ниже максимальной должна быть обоснована доказательствами, полученными в результате тестирования средств контроля.

Если далее аудитор предполагает снизить риск контроля до желаемого уровня, то необходимо выполнить дополнительное тестирование средств контроля. В основном дополнительное тестирование проводится, если есть необходимость получить дополнительные доказательства или аудитор сочтет это достаточно эффективным. Аудитор оценивает, оправдают ли усилия, требуемые для проведения дополнительного тестирования средств контроля, ожидаемое сокращение тестирования по существу.

О надежности СВК свидетельствуют:

Нумерация документов, которая позволяет убедиться в том, что все операции отражены в учете (полнота); все операции отражены в учете только один раз (существование);

Разрешение на проведение операции, которое должно осуществляться до передачи ресурсов (существование);

Независимые проверки, включающие проверку работы, выполненной другими лицами (оценка), - сверку банковских выписок, сравнение субсчетов с синтетическими счетами главной книги, сравнение данных проведенной инвентаризации с данными бухгалтерского учета;

Документирование, которое предоставляет доказательства по совершенным операциям, а также является основой для определения ответственности за исполнение и отражение операций (существование и оценка);

Распределение обязанностей, дающее уверенность в том, что отдельные лица не выполняют не совместимые с их работой служебные обязанности. С точки зрения контроля служебные обязанности считаются несовместимыми, когда, например, конкретное лицо имеет возможность украсть актив и в то же время скрыть эту кражу (существование и происхождение);

Физические средства контроля, предполагающие применение охранных устройств и средств, а также ограничение доступа к запрещенным участкам с использованием определенных средств и компьютерных программ.

Оценка риска качества аудита базируется на обратной взаимосвязи риска необнаружения и комбинации неотъемлемого и контрольного риска. Высокий уровень неотъемлемого риска и риска средств контроля обязывает организовать проверку таким образом, чтобы минимизировать величину риска необнаружения и тем самым свести аудиторский риск до приемлемого значения. Низкий уровень неотъемлемого и контрольного риска позволяет допустить в ходе аудита более высокий риск необнаружения (посредством применения менее трудоемких методов получения аудиторских доказательств) и достичь приемлемого значения аудиторского риска.

Должен оценить состояние среды контроля, эффективность построения учетной системы, а также надежность системы внутреннего контроля организации. Это необходимо для определения вероятности возникновения искажений в учете клиента и построения дальнейшей работы аудитора.

Среда контроля - это обстоятельства и факторы, непосредственно не связанные с учетом, но оказывающие значительное влияние на его эффективность.

Аудитор изучает среду контроля уже с момента первого знакомства с предприятием (его руководителем, бухгалтером). Основными моментами, которые от должен выяснить, являются:

    • Влияние организационной структуры, вида и масштабов деятельности предприятия на особенности бухгалтерского учета;
    • Структура управленческой системы, разделение полномочий и ответственности;
    • Особенности взаимоотношений собственников с непосредственными управляющими делами, между директором и главным бухгалтером, степень взаимного доверия;
    • Отношение администрации, директоров и владельцев организации к вопросам бухгалтерского учета;
    • Отношение учетного персонала к своим обязанностям.

Необходимую информацию по перечисленным вопросам получают в результате наблюдения, личных бесед, ознакомления с учредительными документами.

Субъективно оценив среду, в которой функционирует учетная система, аудитор изучает саму систему учета. А именно: соответствие организации бухгалтерского учета на конкретном предприятии его отраслевой принадлежности, масштабам деятельности; действующим нормативным актам, регламентирующим в РФ (Закону "О бухгалтерском учете", Положению по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ). Особое внимание нужно обратить на уровень профессионализма бухгалтеров, определить их компетентность и, по возможности, честность. В большей степени именно эти качества определяют эффективность роботы всей учетной системы.

Система внутреннего контроля - это специальные процедуры, введенные руководством (собственниками, директором, главным бухгалтером) для недопущения либо оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.

Система внутреннего контроля строится на:

    1. разделении обязанностей . Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению материальных ценностей, совершению сделок и учету. Кроме того, в случае, когда каждый отдел будет вести учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им ложных данных с целью улучшения показателей.
    2. наличии эффективных процедур санкционирования операций. Для осуществления операций необходимо наличие решения ответственных лиц, выполнения всех формальностей.
    3. своевременном надлежащем документировании операций. При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки.
    4. фактическом контроле за имуществом и документацией. То есть использование технический средств и процедур, предотвращающих утерю, изъятие или неправомерное изменение учетной документации.
    5. осуществлении независимых проверок. Это одна из функций внутреннего аудита.

Аудитору следует изучить и понять каждый из элементов системы внутреннего контроля на данном предприятии. При этом аудитор должен принять во внимание два аспекта: какие именно методы и процедуры предусмотрены на предприятии и применяются ли они на практике.

В ходе исследования внутреннего контроля аудитору необходимо принимать во внимание присущие любой системе внутреннего контроля изъяны. Не может быть системы эффективной на сто процентов. Наиболее очевидное ограничение обусловлено необходимостью удерживать в разумных, т.е. экономичных, пределах затраты на проведение контрольных процедур, с тем чтобы эти затраты не оказались несоразмерными по отношению к выявляемым убыткам от ошибок и мошенничеств. К числу факторов, сдерживающих эффективность внутреннего контроля, относятся: ориентация большей части видов внутреннего контроля на ожидаемые типы операций, а не на редкие операции; возможность ошибки, которая может быть допущена персоналом внутреннего контроля вследствие небрежности, рассеянности, заблуждения или неверного понимания инструкций; вероятность того, что лицо, ответственное за осуществление контроля, может злоупотребить своим положением. Наконец, внутренний контроль может быть обойден в результате тайного мошеннического сговора ряда лиц как внутри предприятия, так и с участием внешних сторон.

Однако, несмотря на присущие любой системе контроля изъяны, наличие даже простых видов контроля может способствовать достижению аудитором уверенности в том, что все операции надлежащим образом записаны в учетных регистрах. При оценке внутреннего контроля цель аудитора - определение уровня доверия, которое он может оказать этому контролю. Результаты исследования системы внутреннего контроля влияют на определение типа, времени и масштаба независимых аудиторских процедур.



Похожие статьи