Экономическое реформирование россии. Последствия экономических реформ в россии

В 1992 г. начался переходный период. Предстояло решить задачи:

Осуществить переход от командной к рыночной экономике.

Создать демократическую политическую систему

Предотвратить распад России

Защитить национальные государственные интересы на международной арене.

В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы. Россия использовала опыт Польши, Чехословакиии и Международного валютного фонда (МВФ). Решено было прибегнуть к варианту «шоковой терапии», т.е. болезненного и быстрого вхождения в рынок. Правительство возглавил сам Президент Ельцин, а творцом реформ стал назначенный в вице-премьером 35-летнийЕгор Гайдар . Программа экономических реформ Гайдара включала в себя:

1. либерализацию цен

2. отказ от государственного регулирования деятельности предприятий

3. резкое сокращение государственных расходов на развитие экономики: сокращение государственного заказа и финансирования

4. достижение конвертируемости рубля

5. предоставление предприятиям самостоятельности и права выхода на мировой рынок

6. приватизация предприятий

7. структурная перестройка экономики: сокращение удельного веса «группы А», перестройка предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) на выпуск товаров массового потребления; увеличение удельного веса «группы Б»; техническое переоснащение предприятий(т.е. их модернизация)

С 1992 г. правительство Гайдара применило набор монетаристских мер, так называемая «шоковая терапия».

В январе 1992 г. было введено свободное ценообразование на 90% потребительских товаров: освобождение цен. Государство регулировало цены на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги. Прогнозировался рост цен в 5-10 раз. Но реально цены выросли в 1992 г в 100-150 раз, а к 1996 г. в 5.5-6тыс раз. Положительные последствия либерализации: было предоставлено право торговать всем желающим. Стремительно развивалась частная торговля. За 1992 год удалось насытить рынок товарами, ликвидировать очереди и товарный дефицит. Менялась психология граждан, которые теперь учились рассчитывать только на собственные силы.Негативные последствия политики «шоковой терапии»: 40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности, граждане потеряли свои денежные сбережения в банках и др. Недовольна была значительная часть населения. До этого советская экономика была монополизированной (т.е. в каждой отрасли существовало несколько предприятий-гигантов). Монополии получили свободу устанавливать рыночные цены. Они взвинчивали цены, получая сверхприбыль, а покупательная способность населения резко упала. Новые собственники не стали вкладывать деньги в техническую модернизацию предприятий. Они предпочитали вывозить капитал за границу и вкладывать в западные банки. В январе 1992 г. была введена свобода торговли. С одной стороны, предприятия и граждане получили право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, но с другой стороны, произошло резкое социальное расслоение общества.

В 1992 г. введен свободный конвертируемый рубль. Это привело к резкому падению курса рубля по отношению к доллару. Весной 1995 г. он «стоил» 5 000 руб.

Массовое недовольство вызвала «народная» приватизация (разгосударствление собственности. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки коллективов и частных лиц. На этой основе образуется акционерная, корпоративная и частная собственность), осуществлявшаяся с лета 1992 г до лета 1994. Руководил ею Чубайс.

Приватизация была осуществлена в два этапа:

1. Приватизацию государственной собственности осуществляли путем бесплатной раздачи всем россиянам приватизационных чеков – ваучеров стоимостью 10 тыс. тогдашних рублей. На эти ваучеры люди получили право приобретать акции приватизированных предприятий. Считалось, что можно с этих акций получать проценты. На деле ваучерная приватизация стала одним из способов ограбления населения. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались. Если в августе 1992 г. на 10 тыс. можно было купить половину автомобиля, то в конце 1993 г. – 3-4 бутылки водки. Люди, не получавшие зарплату вовремя, стали продавать ваучеры. Кроме того, большую часть ваучеров люди отнесли вЧИФы - Чековые инвестиционные фонды. Они, забрав ваучеры у населения, прекратили свою деятельность, фактически ограбив большую часть людей.

Собственниками предприятий стали: бывшая партийная и государственная номенклатура (т.е. лица. Занимавшие высокие посты в государственном и партийном аппарате, бывшие директора предприятий: они скупили ваучеры у населения, а затем акции предприятий, когда они продавались государством дешево), трудовые коллективы, ЧИФы, государство.

Второй этап приватизации начался с 1994 г. - свободная купля - продажа частных и акционерных предприятий на биржах. Лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

Результаты приватизации: была создана многоукладная экономика (частная, акционерная, государственная). Появился класс собственников, он формировался из высокопоставленных чиновников и директоров предприятий (61% собственников – представители бывшей номенклатуры)

Произошел глубокий спад производства. Экономика носила сырьевой характер (т.е. развивались отрасли, добывающие сырье: газовая, нефтяная).

В конце 1992 г. оппозиция (Верховный Совет РФ) добилась отставки Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности председателя правительства (с конца 1991 по июнь 1992 гг. он был зампредседателя правительства; июнь-декабрь – и.о. председателя правительства). Причина отставки – экономический кризис, рост недовольства население политикой правительства Гайдара.Премьер-министром нового правительства стал Черномырдин в конце 1992. Он занимал этот пост до марта 1998 г.

Экономические перемены 1993-1999 гг.

В течение нескольких лет не было радикальных экономических реформ. В правительстве усиливалось то реформаторское, то антиреформаторское крыло. Пытались решить задачи: стабилизировать экономику, преодолеть финансовый кризис. Но все эти годы продолжался экономический кризис. Дефицит бюджета был огромным. Правительство брало кредиты у МВФ (Международный валютный фонд). В 1997 г. в «застойное правительство» Черномырдина вошли Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Их называли «младореформаторами». Началось погашение долгов по заработной плате. Началась разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. Не произошло перелома в экономике. Рос внешний долг государства.

Российские и зарубежные аналитики констатировали, что правительство Черномырдина не смогло вывести Россию в число процветающих стран.

Весна 1998 г. – резкий поворот в политике Ельцина. 23 марта неожиданно подписан указ об отставке всего правительства РФ во главе с Черномырдиным. После трех голосований в нижней палате Дума утвердила кандидатуру Президента - Кириенко . Вмарте 1998 г. председателем правительства РФ. был назначен С.В. Кириенко. Первоочередной задачей политики «молодых технократов» стало проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства. Правительство выработало антикризисную программу под названием «новый курс». Однако экономическая ситуация ухудшалась. Причины: нестабильность на азиатских рынках, сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции протеста шахтеров против невыплаты заработной платы и низкого уровня жизни, задержки кредита МВФ, падение цен на нефть. Стремительно падал курс рубля, росли цены на товары. У государства был огромный долг, который нельзя было покрыть налоговой политикой. Единственной мерой была девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. 17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. Центральный Банк РФ заявил об отказе по обязательствам государства в выплате ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 дол. США.17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте – отказ от обязательств по выплате внутренних и внешних долгов. (Государство отказалось возвращать заемные деньги). Не платили проценты поГКО – Государственные казначейские обязательства (это государственные ценные бумаги, которые покупало население, а государство платило по ним проценты; это один из видов внутренних займов). Многие люди потеряли деньги, которые лежали в банках. Резко упал курс рубля. Снизился жизненный уровень населения. Основная причина объявления дефолта – выплаты по внешним и внутренним долгам были столь большими, что не было денег погашать долги. Ельцин отправил правительство Кириенко в отставку.

За финансовым кризисом последовал политический кризис. 23 августа 1998 г. Президент подписал указ об отставке правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко. Председателем правительства в сентябре 1998 г.стал Примаков Евгений Максимович, известный ученый-международник, полит. Деятель с огромным стажем, ранее занимавший посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел. 11 сен. 1998 г. он получил полное одобрение Думы,компромиссный политик, который сумел наладить отношения с Думой. Правительство Примакова стремилось стабилизировать финансовую ситуацию в стране и не допустить дальнейшего снижения жизненного уровня населения. Погашали долги бюджетникам, государство поддерживало экономику. Начались переговоры с Западом пореструктуризации российских долгов – изменение условий выплаты долга и процентов по нему: увеличение срока погашения, отсрочка платежей, прощение (списание) части долга.

В мае 1999 г. новым председателем правительства был назначенСтепашин

Он занимал это пост всего 82 дня – до августа 1999., когда Ельцин назначил председателем правительства Путина Владимира Владимировича (до мая 2000 г.) (С 1 января 2000г. Путин исполнял обязанности Президента РФ, в марте 2000 г. был избран Президентом.

Приватизация

Одним из основных программных этапов преобразования экономики России была приватизация. Об этом этапе рыночных реформ следует рассказать отдельно. Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон “О приватизации и денационализации государственной собственности”. Но, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991 году, благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ, а всякое демократическое государство основывается на частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности, и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

Российскую приватизационную модель можно разделить на три этапа.

1. Этап внеэкономического закрепления новых прав собственности.

Годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год.

Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 - годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.

Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной (ваучеры выдавались всем), для остальной части населения.

Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации: противоречие между формально устраненной диспропорцией разных типов собственности и реально сохранявшемся доминировании государства как регулятора отношений прав собственности; противоречие между однозначной необходимостью остановки процесса приватизации и реальной ролью спонтанной приватизации как подготовительной фазы для реализации приватизационных программ; историческое и логическое противоречия между предпосылками и итогами приватизации в переходной экономике; противоречие в рамках соответствующей политики государства, когда одни и те же органы выступают одновременно как законодатели легальных операций и инициаторами спонтанного процесса с присутствующими нелегальными отношениями; противоречие между сохраняющимся хаотическим вмешательством государства в экономику и сферу отношений собственности и растущей потребностью в целенаправленном регулировании экономики государством.

На решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин. Главный итог массовой приватизации в России: с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур. В частности, это: корпоративный сектор экономики; биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг; социальный слой, который можно назвать слоем собственников. Если говорить об основных нерешенных задачах в рамках массовой приватизации, то это реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

2. Этап пост-чековой (денежной) приватизации.

Если этап первичной приватизации в России в 19992-1994г повлек за собой быстрое наращивание критической массы то ситуации в приватизации второй половины 1994 - начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия не могли рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации.

Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

3. Конечный этап приватизации

Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. На этом этапе происходят последние изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности.

Преобразование финансовой системы

Преобразование финансовой системы является важнейшим направлением экономических реформ в России. В плановой экономике финансовыми ресурсами всех субъектов управляло государство, которое являлось их собственником. В процессе рыночных преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла под контроль негосударственных структур. В результате доля финансовых ресурсов, мобилизуемых и расходуемых государством, в ВВП резко уменьшилась. Сократились расходы государства на развитие отраслей народного хозяйства, а также государственные капитальные вложения и кредиты на техническое перевооружение этих отраслей. Определяющими в финансовой системе являлись доходные и расходные операции.

С переходом к рыночным отношениям механизмы прямого контроля за формированием доходов и расходов были ликвидированы. В результате, на поступление доходов оказывали влияние такие факторы: инфляционные процессы, изменения валютного курса, взаимные неплатежи, спад производства, укрытие доходов от налогообложения. В этой связи возникли два взаимоисключающих процесса. С одной стороны, были необходимы дополнительные финансовые средства для оживления производства, создания предпосылок экономического роста. С другой -- сужение налогового поля за счет спада производства не позволяло расширить финансовые возможности для поддержания промышленных предприятий,обновления технического уровня производства, создания новых рабочих мест. Налоговая нагрузка на промышленные предприятия до последнего времени постоянно увеличивалась, что в сочетании с финансово-кредитным кризисом вело к дальнейшему спаду производства, к уходу предпринимателей в теневую экономику. Для улучшения ситуации был предложен ряд мер:

  • - снижение налоговых ставок;
  • - упорядочение управления государственными финансами, отмена незаконно и необоснованно предоставляемых льгот в процессе предпринимательской деятельности;
  • - установление строгой ответственности за незаконный вывоз капитала за границу и уклонение от уплаты налогов;
  • - обеспечение необходимого уровня предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам в целях восстановления оборотного капитала и максимально полного использования имеющегося производственного потенциала;
  • - устранение условий для перетока денежных средств в сферу краткосрочных финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства, что предполагает прекращение эмиссии государственных ценных бумаг с доходностью свыше среднего уровня рентабельности производственной сферы, пресечение любых финансовых пирамид;
  • - введение системы целевого регулирования денежных потоков, как косвенными (по отношению к коммерческим банкам), так и прямыми (по отношению к государственным кредитно-банковским учреждениям) методами, стимулирующими переток денежных ресурсов в производственный сектор;
  • - применение методов «оконного» кредитования по пониженным процентным ставкам отраслей с низким уровнем рентабельности за счет сложившихся ценовых диспропорций (сельское хозяйство и легкая промышленность, в которых низкая рентабельность обусловлена «ножницами цен», возникающими за счет монопольного ценообразования в смежных отраслях; инновационное, транспортное и наукоемкое машиностроение, где низкая рентабельность обусловлена длительным производственным циклом).

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, прежде всего, рост цен на нефть, позволили увеличить доходную часть государственного бюджета и сводить его с профицитом (начиная с бюджета 2000 г. и включая бюджет на 2004 год).

В условиях острой нехватки финансовых ресурсов необходимо было более взвешенно подходить к формированию расходных статей за счет имеющихся финансовых средств, сокращать необоснованные государственные расходы, повышать эффективность их использования.

Процесс финансовой стабилизации находит свое выражение, прежде всего, в преодолении гиперинфляции (1992--1993 гг.) и снижении индекса потребительских цен до 12%. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита дает надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России. Согласно этому закону, ЦБ независим от исполнительной власти (правительству закрыт доступ к «печатному станку»).

Положительные результаты развития экономики и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовали в 2000--2001 гг. восстановлению структуры финансового рынка. Российский рынок ценных бумаг относится к развивающимся рынкам. Формирование законодательной базы в части урегулирования проблем фондового рынка (в 1999 г. был принят закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг») способствовало расширению круга финансовых корпоративных инструментов. Анализ ситуации на российском фондовом рынке позволяет говорить только о фрагментарной конкуренции. Структура вторичного рынка акций представлена ценными бумагами эмитентов энергетической, топливной и телекоммуникационной отрасли. Практически отсутствуют ценные бумаги обрабатывающей отрасли.

Необходимо отметить, что без стабилизации финансового рынка невозможно вступление России на путь устойчивого экономического роста.

Реформа системы ценообразования.

Действовавшая система цен и тарифов в России долгие годы складывалась под непосредственным воздействием административно-командной системы управления экономикой, в которой товарно-денежным отношениям отводилась роль поддержания формального хозрасчета, а стоимостным показателям -- функции учета при планировании объемов производства и распределения продукции. Такой подход к системе цен в конечном счете привел к тому, что она оторвалась от экономических интересов как производителя, так и потребителя и не отвечала требованиям эффективного использования материальных ресурсов в народном хозяйстве.

Без реформы системы цен и тарифов нельзя было осуществить намеченную перестройку экономических отношений. Более того, оттяжка и переносы сроков реформы непосредственно сказывались на темпах перестройки экономики и являлись одними из причин разбалансированности рынка, ухудшения финансового положения страны.

Реформа цен - это стержень всей экономической реформы на котором базируются ее важнейшие элементы: введение единой системы налогообложения, развитие конкурентных отношений между предприятиями.

К сожалению, при проведении либерализации цен в России не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики в рыночную.

Попытка повышения эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.

Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были приняты в 1991 г., не содержали в себе механизма трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства.

Этот процесс в российской экономике продолжается.

Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.

Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса.

Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.

В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути.

В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей.

Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия были вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы.

Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

Денежные реформы страны в 91-98 гг.

  • 1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления увеличивали инфляцию в России
  • 2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.

Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требовал реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее:

  • - девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения;
  • - важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост совокупного спроса;
  • - благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволили увеличить доходную часть госбюджета.

Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система России характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики. реформирование экономический рыночный преобразование

В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

  • 1. тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления увеличивали инфляцию в России;
  • 2. тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства;
  • 3. тем, что необходимо было изъять незаконные капиталы, которые хранились опять же в крупных купюрах.

Своеобразной чертой под эпохой экономических преобразований стала объявленная Правительством и Центральным Банком Российской Федерации деноминация рубля в 1998г, которая была призвана стать одним из элементов стабилизации экономики. Реформа, начало которой пришлось на первый день 1998г, не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных “старых” денег, оказавшихся в домашнем кошельке или в кассе предприятия. Они по-прежнему должны были выполнять свою функцию и участвовать в обороте.

Нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменяются в масштабе 1000:1. Одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на “старой” купюре, одной копейкой станет монета в десять рублей.

Правительство и Центральный Банк России, проводя деноминацию, ожидали от нее следующих результатов:

Укрепления у населения уверенности в безинфляционном развитии экономики. В тот момент это было особенно актуально в связи с реализацией мер по погашению задолженности по пенсиям и заработной плате.

Увеличение контролируемости денежных потоков в банковском секторе при одновременном переходе экономики на новую систему бухгалтерского учета.

Наряду с комплексом мер по предотвращению перетока рублей в доллары, повышения устойчивости, ликвидности и полной конвертируемости новой национальной валюты.

Реформирование налоговой системы

В реализации курса на реформирование экономики России правительство уделяло большое внимание бюджетно-налоговой политике. Правительство с одной стороны действовало монетарными методами удержания инфляции, с другой стороны ему приходилось проводить меры по остановке спада производства.

Налоговые поступления являются важнейшей статьей доходной части бюджета России, и их значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40% доходной части бюджета, то в 1994 - 90 % доходной части.

Налоговая система создавалась в 1991г фактически с чистого листа.

В ноябре 1991 г. был принят закон «Об основах налоговой реформы в Российской федерации», налоговая система в России стала приобретать черты присущие рыночной экономике (при командно-административной системе государство получает доходы не за счет явных налогов, а за счет контроля над ценами, заработной платой и пр.).

Основная функция была - формирование бюджета. Расчет создателей налоговой системы делался на быстрейший подъем торгового капитала и скорый расцвет инвестиций от торговли в нужные, только перспективные отрасли промышленности. Торговля действительно процветала. Но инвестиционной активности не наблюдалось. Любой мало-мальски приличный бизнесмен занимался уходом от уплаты налогов. Налоги превратились во всепоглощающего монстра - 150 налогов, “съедающих” 60% от дохода - это не столько реальность, сколько приговор для государства. Крах бюджетов последних лет сделал неизбежным смену налоговой системы.

К началу 1996 г. пять основных налогов обеспечивают налоговые поступления в бюджет: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, таможенные пошлины. Налоги разделены на федеральные; республиканские, краевые, областные; местные. Основные федеральные налоги: налог на прибыль с предприятий 32% (позднее повышена до 38%) и налог на добавленную стоимость 20%. Эти налоги пропорциональны. Подоходный налог с физических лиц носил прогрессивный характер. Лица с доходами до 5(потом 12) млн. руб. в год уплачивали налог по ставке 12%, лица с доходами свыше - по возрастающей ставке до 30%.

В 1997г Правительством был представлен на утверждение Государственной Думе проект Налогового кодекса. Разработчики проекта Налогового кодекса претендовали на то, что их труд и есть долгожданная налоговая реформа, которая позволит обеспечить экономический подъем. Их оппоненты утверждали, что это не реформа, а шлифовка существующей налоговой системы, ее логическое продолжение и закрепление существующего беспорядка еще на несколько лет.

Проект Налогового кодекса подвергался всесторонней критике на специальных парламентских слушаниях. Принятые слушаниями рекомендации говорили о необходимости переработки проекта по такому количеству принципиальных позиций, что это, по существу, равнозначно подготовке совершенно нового документа. Тем не менее, Дума в первом чтении приняла новый Налоговый кодекс.

Налоговый кодекс установил принципы построения и функционирования налоговой системы в России, порядок установления, изменения или отмены федеральных налогов, принципы установления региональных и местных налогов. В соответствии с классификацией доходов бюджета установлены налоги: прямые налоги на прибыль; налоги на товары и услуги; налоги на имущество; платежи за использование природных ресурсов; налоги на внешнюю торговлю; прочие налоги.

Реформы в аграрном секторе

На рубеже веков России не удалось решить многие социальные проблемы в стране, в том числе и продовольственную. Темпы прироста продовольственной продукции были недостаточными, чтобы обеспечить потребности населения страны в полноценном и сбалансированном питании. В ряде районов продажа продовольственных товаров регламентировалась. Попытки административно-командной системы изменить положение с помощью косметических поправок не давали долговременных результатов. Внедряемые социально-экономические новации, будь то внутрихозяйственный расчет, различные виды подряда, интенсивные технологии и т. п., не меняли существа дела. Они лишь на короткий срок, да и то в экспериментальных хозяйствах, где искусственно создавались более благоприятные условия для "маяков", приводили к кратковременному улучшению положения в сельской экономике. После очередной кампании все возвращалось на круги своя. Социалистическая система отторгала чуждые ей элементы рыночных производственных отношений. Для радикального изменения ситуации необходимы были радикальные реформы.

Радикальная экономическая реформа начала 90-х годов, предусматривала конструктивные преобразования в аграрном секторе страны. Она включала в себя проведение земельной реформы, реорганизацию колхозов и совхозов, являющихся доминирующей формой социалистического хозяйствования в аграрной сфере, развитие фермерского сектора.

Главной целью земельной реформы было перераспределение земли между хозяйствующими субъектами для равноправного развития различных форм хозяйствования и рационального использования земель на территории России. Закон о земельной реформе, принятый в декабре 1990 г., отменял государственную монополию на землю на всей территории страны и возрождал институт частной собственности на землю. Право частной собственности на землю было закреплено в Конституции Российской Федерации. Однако второй (внеочередной) Съезд народных депутатов РФ в том же 1990 г. ввел 10-летний мораторий на куплю-продажу земли. В конце 1991 г. правительством РФ были приняты постановления о реорганизации колхозов и совхозов и порядке приватизации государственных сельскохозяйственных предприятии. Эти меры были нацелены на изменение организационно-правового статуса коллективных хозяйств, на реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей с правом свободного выхода из состава коллективного хозяйства без согласия на то трудового коллектива. Реорганизации подлежали все коллективные хозяйства независимо от эффективности их деятельности. На их базе могли быть созданы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства и их ассоциации. Трудовым коллективам предоставлялось право сохранить прежнюю форму хозяйствования. Реорганизация должна была быть завершена к концу 1992 г.

Развитие фермерского сектора в России началось с принятия в декабре 1990 г. Закона РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, который определил экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций, как формы свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Таким образом, в начале 90-х годов была заложена законодательная база для формирования многоукладной экономики в аграрном секторе страны и свободного выбора каждым сельским тружеником формы хозяйствования на земле.

Подводя общие итоги, можно отметить следующее. Если судить по формальным показателям, то задуманные преобразования достигли определенной цели: сократилось число колхозов и совхозов, появились признаки многоукладности экономики, разнообразия форм собственности.

По оценкам Россельхозакадемии, вследствие проведенных преобразований на селе Россия отброшена назад: по поголовью крупного рогатого скота - более чем на четверть века; по продуктивности скота - на 25-30 лет; по технической оснащенности - почти на полвека. С 1991 по 1996 г. объемы капитальных вложений в АПК сократились в 12,5 раз.

За период проведенных реформ резко сократился уровень жизни городского и сельского населения, в том числе потребление основных продуктов питания. По сравнению с 1985 г. душевое потребление мяса и мясопродуктов снизилось на 15%, молока и молочных продуктов, яиц - примерно на 20%, сахара и овощей - более чем на 30%, масла растительного - на 40%, рыбы - почти на 60%. Увеличилось потребление лишь картофеля и хлебных продуктов.

По обеспечению населения продуктами питания Россия переместилась с 7-го места в ряду развитых стран мира на 40-е. По данным Госкомстата РФ, в 1995 г. 54% потребляемого населением продовольствия Россия импортировала, используя внешние кредиты на оплату импорта. По оценочным данным, в 1995 г. среднестатистический житель страны потреблял с питанием 2300 калорий в сутки, тогда как с учетом природно-климатических условий ему требуется не менее 3200 калорий. Ухудшение питания в числе других факторов негативно сказалось на состоянии здоровья населения, динамике смертности и продолжительности жизни. Последний показатель снизился с 68 в 1990 г. до 62 лет в 1996 г.

Социальные реформы

В процессе экономических реформ, связанных с переходом экономики России к рынку, одной из важнейших является проблема безработицы. В условиях переходной экономики факторы, воздействующие на рост безработицы, резко усилились: формирование рынка труда сопровождается падением производства и резким изменением структуры экономики. Различные формы безработицы по-разному реагируют на эти изменения.

Фрикционная безработица занимает меньший удельный вес в общей структуре безработицы в переходной экономике, так как равенство спроса и предложения на рынке труда здесь не является устойчивым, скорее наоборот, переходной экономике свойственна неустойчивость и постоянные изменения в структуре рынка труда.

Циклическая безработица оказывает существенное влияние на уровень безработицы в связи с падением совокупного спроса на труд вследствие общего падения производства.

Наибольшее влияние на динамику безработицы и занятости оказывает структурная безработица. Эта форма прямо связана со структурными изменениями производства, которые нарушают соответствие структуры спроса со структурой предлагаемой на рынке рабочей силы. Высвобождающаяся рабочая сила могла бы быть использована в других растущих отраслях, но для адаптации к новым профессиям нужно время и затраты. В динамичных условиях перехода и уменьшения возможностей финансирования угроза структурной безработицы особенно нарастает на первых этапах формирования рынка.

Можно выделить следующие особенности занятости в переходной экономике:

Опережающее развитие форм занятости, связанных с предпринимательской деятельностью.

Изменение отраслевой структуры занятости. За 90-е годы отраслевая структура занятости изменилась в пользу торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, финансов и страхования, органов управления и некоторых других отраслей, связанных с формированием и обслуживанием рыночной экономики. В то же время в промышленности, строительстве наблюдалось явное снижение и доли и численности работающих.

Сглаживание противоречий трудовых отношений и неполная занятость. Неполная занятость представляет собой занятость работников, труд которых при сложившейся эффективности экономической деятельности является излишним для обеспечения существующего объема реализации товаров и услуг. Наибольшее развитие получили две формы неполной занятости - вынужденные, инициированные администрацией предприятий, неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и применение режима неполного рабочего времени.

В целом неполная занятость, с одной стороны, выступает одним из проявлений напряженности в экономике и сопряжена с консервацией большого количества неэффективных рабочих мест, снижением реальных доходов формально занятого населения, затруднением структурных сдвигов в производстве, стимулированием инфляции за счет льготного финансирования нерентабельных производств и т.д., а с другой стороны, выступает альтернативой открытой безработицы, являясь своеобразным механизмом адаптации предприятий к экономическим сложностям, способствующим сохранению трудового потенциала предприятий, формой резервирования производственных мощностей в условиях нестабильности.

Развитие неформальной занятости. Это занятость с юридическими неоформленными трудовыми отношениями, или занятость на незарегистрированных предприятиях, или юридически не оформленная самостоятельная экономическая деятельность. Неформальная занятость, с одной стороны, выполняет роль социального амортизатора, сдерживая падение уровня жизни населения и выступая особым механизмом адаптации рынка труда к существующим институтам в сфере занятости. С другой стороны, неформальная занятость расширяет зону социальной и правовой незащищенности в российской экономике, создает устойчивую базу для воспроизводства и распространения криминальных явлений. Неформальная экономическая деятельность ведет к сокрытию доходов и приводит к недополучению государством бюджетных средств.

Состояние социальной сферы

Социальная сфера включает все государственные и негосударственные институты, которые предоставляют гражданам бесплатные или льготные услуги по материальному обеспечению, здравоохранению, образованию и иным видам помощи. Высокий уровень развития социальной сферы стал одной из главных предпосылок эффективности и динамичности производственной сферы. В России рыночные реформы сопровождались высокими социальными издержками.

Когда бюджетное финансирование сократилось, это вызвало глубокий кризис всей социальной сферы. За время реформ количество граждан, относящихся к категории бедных, увеличилось с 2 млн. чел. в конце 80-х гг. до почти 60 млн. чел. в середине 90-х гг. Это составляет примерно 40%, что во много раз больше, чем в развитых странах Западной Европы (5--8%). В годы реформ российские граждане столкнулись со следующими социальными проблемами:

Имущественное неравенство.

Кризис социальных учреждений и институтов. Резкое сокращение финансирования привело к деградации начального и среднего образования, здравоохранения и многих других элементов социальной системы.

Ухудшение здоровья населения. В 90-е гг. сильно увеличилось число заболеваний, в том числе, опасными инфекционными болезнями. Наблюдается падение рождаемости, причем это тесно связано со снижением производства и экономическим кризисом в том или ином регионе. Одновременно на протяжении почти всего периода 90-х гг. увеличивалась смертность. Совокупность этих факторов привела к тому, что за период 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8 млн. чел. или почти на 2% (это явление называется депопуляция). Тяжелое положение в социальной сфере усугублялось вспышкой преступности, массовым распространением коррупции и другими явлениями.

Ключевая проблема реформирования социальной помощи - повышение эффективности оказываемой социальной помощи. Для этого необходимо повышать адресность и концентрацию средств социальной помощи на поддержку наиболее бедных слоев населения при расширении учета и проверки нуждаемости, и одновременно переводить систему социальной защиты домохозяйств, не относящихся к категориям нуждающихся, на страховую основу.

Проводимые экономические реформы устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Был преодолен всеобщий дефицит потребительского рынка, развиваются рынки жилья, медицинских и образовательных услуг. Более разнообразным стал выбор видов трудовой деятельности.

Вместе с тем появились и новые проблемы. Резко усилилась дифференциация граждан по уровню доходов. Расширилась “зона бедности”, возросла зависимость слабо защищенной части населения (многодетных семей, пенсионеров, инвалидов) от социальной помощи, предоставляемой государством.

Перестройка предприятий повлекла высвобождение рабочей силы, что повлекло за собой социальную напряженность. Необходимо было создать систему социальной защиты, при помощи которой граждане смогли бы преодолеть трудности переходного периода. Был разработан ряд программ: регулирования занятости населения, прежде всего молодежи; подготовки и переподготовки работников реорганизуемых предприятий. Наиболее приоритетным направлением явилась разработка механизма выплаты пособий по безработице, увязываемых с прожиточным минимумом.

В рамках подготовки и на начальном этапе пенсионной реформы Правительством выделены следующие приоритетные направления:

  • - Применение нового подхода при повышении минимального размера пенсии и индексации других пенсий.
  • - Индексация пенсий на основе индивидуальных коэффициентов.
  • - Периодическая индексация пенсий, чередуемая с выплатой компенсационных надбавок.
  • - Улучшение жизненного уровня участников Великой Отечественной войны.

Пенсионная реформа предполагала изменение форм пенсионного обеспечения, более тесную увязку уровня пенсионного обеспечения различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы. Пенсионный фонд приступил к созданию системы персонифицированного учета страховых взносов, которая стала служить основой реформированной пенсионной системы страны. С 1 января 1997г вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Реформирование бюджетной сферы предполагает:

  • - военную реформу - сокращение армии и расходов на оборону, лучшее техническое обеспечение ограниченного, но достаточно и хорошо обученного контингента войск, переводимых на профессиональную основу;
  • - жилищно-коммунальную реформу;
  • - реформу социальной сферы (пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения), предполагающую более активное развитие негосударственной системы предоставления социальных услуг в сочетании с адресной поддержкой малоимущих;
  • - аграрную реформу, направленную на решение проблемы частной собственности на землю и залога земли.

Следующей доминантой современного этапа реформ ставится реформирование естественных монополий.

Сохраняется острая потребность дальнейшего последовательного развития правовой и судебной реформ.

Реализация роли государства в рыночной экономике и успех осуществления реформ определяются в существенной мере уровнем квалификации и организации деятельности государственного аппарата. Послереформенный период характеризовался неоправданным раздуванием этого аппарата. С 1992 по 1995г его численность увеличилась почти на одну треть и превысила 2 млн. чел. Рационализация государственных структур управления и дальнейшее сокращение численности аппарата являются, кроме улучшения самой организации управленческого процесса, еще и источником определенной экономии бюджетных средств.

Важно, что осуществление крайне сложного нового этапа реформ стало центральным направлением практической деятельности государства. Основы программы этой деятельности четко изложены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

  • 28.01.98 г Правительство РФ опубликовало Заявление, в котором объявлено, что в 1998г Правительство РФ считает основными проблемами, требующими особого внимания:
    • - Снижение налогов (в том числе за счет принятия и введения с 1.01.99 Налогового кодекса).
    • - Сокращение неплатежей, упорядочение и экономию государственных расходов.
    • - Обеспечение своевременной выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетных организаций.
    • - Погашение задолженности государства перед ВПК.
    • - Поддержка инвестиций и структурной перестройки производства.
    • - Снижение тарифов на железнодорожные перевозки и отпускаемую промышленным предприятиям электроэнергию.
    • - Повышение эффективности управления.
    • - Проведение земельной реформы.
    • - Создание условий для адресной социальной защиты.
    • - Обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей.
    • - Приведение трудового законодательства в соответствие с реалиями рыночной экономики.
    • - Усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Реформы 1992-1999гг.

В течение 1992-1998 гг. в стране происходила грандиозная перестройка отношений собственности. Перераспределение собственности проводилось под лозунгом «реформ», подразумевавших скорейшее утверждение рыночных отношений в стране. Б. Н. Ельцин в ноябре 1991 г. сам возглавил правительство, составленное из молодых политиков, сторонников радикальных экономических реформ (Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др.).

В январе 1992 г. было единовременно разморожено большинство цен, провозглашен - принцип свободной торговли. Были сняты ограничения на доходы. Заявлена жесткая кредитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государственного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субсидиях, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации государственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро даст положительные результаты.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», более чем в 60 раз - оптовые и в 23 раза - розничные. По некоторым подсчетам, увеличение цен произошло в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. К 1996 г. цены выросли в 10 000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.

Грандиозным обманом для подавляющего большинства населения обернулась ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащем справедливому перераспределению. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции приватизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов. В конце 1991 г., когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. руб. представляли собой внушительную сумму. К осени 1992 г. произошло обесценивание денег, но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 г., когда началась выдача ваучеров (всего было выдано 146 млн. чеков), на 10 тыс. руб. можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. руб. можно было купить 3 бутылки водки.

Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей привилегированных акций) не получило никаких процентов, а компании и инвестиционные фонды в большинстве своем лопнули как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» извлекли некоторые категории предпринимателей, частные банки и криминальные группы, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали собственниками последних. В 1992-1993 гг. 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов были проданы всего за 7,2 млрд долларов. Российские реформы ярко подтвердили тезис Аристотеля: «Собственность есть кража».

1992 г. оказался временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала». В то же время в 1992 г. национальный доход страны сократился на 25%, промышленное производство упало на 20, сельскохозяйственное - на 12, а производство важнейших товаров народного потребления сократилось на 20-30%. Правительство сократило выпуск денег (бумажную эмиссию). Повсеместно наблюдался дефицит финансовых средств. Денежные расчеты между предприятиями заменялись бартерными сделками, т. е. обменом товарами. На уплату налогов не хватало средств. Государство заменяло налоги различными взаимозачетами. На многих предприятиях зарплату либо вообще не платили, либо выплачивали выпускаемой продукцией. Начался рост безработицы.

К марту 1992 г. 85 млн. человек (57%) по своим доходам находились ниже прожиточного минимума, а 28 млн. (18,9%) - ниже физиологического минимума, т. е. элементарно голодали. Простых людей возмущала бесконтрольность новой политической элиты, которая распоряжалась государственной собственностью как своей личной. Происходило постепенное восстановление системы привилегий, против которой совсем недавно боролись демократы. Резко обострилась криминогенная ситуация. «Гримасы реформ», как когда-то «гримасы нэпа», вызвали разочарование в широких кругах интеллигенции, работников государственного сектора экономики. На эти настроения стали опираться некоторые бывшие сподвижники президента Ельцина, считавшие, что он исчерпал себя, не способен на созидательную работу. Ряд организаций создал Фронт национального спасения, начала формироваться «державно-патриотическая» оппозиция.

Экономическое положение не становилось лучше. В 1994 г. производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. - еще на 21%. Ожидаемые иностранные капиталовложения не поступали как из-за нестабильности внутриполитической ситуации в стране, так и вследствие многочисленных сдерживающих факторов, среди которых неповоротливость, необязательность и коррумпированность нового российского чиновничества, ставшие «притчей во языцех». Перебои с выплатой пенсий, пособий, заработной платы преодолевались путем налогового пресса на работающие предприятия, за счет растущей задолженности западным банкам, распродажи государственной собственности. К июню 1994 г. чековая приватизация в основном была завершена. Оказалось приватизировано около 75% предприятий торговли, более 65% предприятий общественного питания и почти 75% предприятий сферы обслуживания. В стране появился слой частных собственников - несколько миллионов граждан, но отнюдь не десятки миллионов, как провозглашал президент Ельцин.

В результате либерализации, ваучеризации и приватизации очереди исчезли. Промышленные и продовольственные товары заполнили прилавки магазинов, ларьков и тысяч стихийных рынков. Насыщение внутреннего рынка происходило во многом благодаря усилиям «челноков» - мелких торговцев, которые привозили из-за границы небольшие партии товаров. Этой деятельностью занимались около 10 млн человек. Возникли коммерческие предприятия в строительстве, хлебопекарном деле, пивоварении, сфере питания, издательской деятельности и т. д. Многие обогащались за счет обмана, спекуляций, создания финансовых «пирамид», а также путем прямых уголовных преступлений. В стране развернулась «великая криминальная революция».

Социальные последствия реформ для многих оказались весьма тяжелыми. Государственные дотации на товары и услуги первой необходимости, бесплатное медицинское обслуживание, образование, жилье и др., к которым население страны привыкло, были отменены. К 1994 г. армию безработных составили почти 9 млн человек. Населению предлагалось выживать самостоятельно. Социальные ожидания, связанные с реформами, растаяли, как прошлогодний снег.

В 1994-1996 гг. правительство В. С. Черномырдина пыталось осуществлять целевое кредитование наиболее перспективных предприятий и частичное государственное регулирование цен. Инфляция стала сокращаться. Была проведена деноминация рубля, т. е. изменение масштаба цен в соотношении 1000 к 1. Но денег не хватало. Бюджет был сокращен. Выплата зарплат и пособий систематически задерживалась. С 1996 г. под высокие проценты и гарантии государство стало выпускать ценные бумаги - «государственные краткосрочные обязательства» (ГКО), которые покупали различные предприятия, акционерные общества и организации. Внутренний государственный долг к 1998 г. составил 45% от федерального бюджета. Государство создало свою финансовую «пирамиду».

17 августа 1998 г. С. В. Кириенко объявил правительство банкротом, прекратив выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам) и «заморозив» вклады населения в банках. С. В. Кириенко ушел в отставку, а население на практике познакомилось с понятием «дефолт» (что, собственно, и означает неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам или неспособность выполнять условия договора о выпуске облигационного займа). Специальная комиссия Совета Федерации оценила ущерб, нанесенный дефолтом, в десятки миллиардов долларов и сотни миллиардов рублей.

Политический кризис был преодолен назначением на премьерский пост опытного и осторожного Е. М. Примакова. Ему удалось в течение нескольких месяцев стабилизировать ситуацию. Одновременно Е. М. Примаков, который, по мнению команды Ельцина, «плохо защищал» президента, был заменен на С. В. Степашина. Последнего уже в августе 1999 г. заменил В. В. Путин, объявленный Б. Н. Ельциным своим преемником.

После дефолта 1998 г., произошла девальвация рубля и удорожание импорта. При премьерстве Примакове, которого Ельцин вынужден был назначить премьером, оживилась российская экономика, стало расти свое производство, заработали простаивающие с 1991 г. мощности.

Реформы 2000-2015гг.

Рост продолжался и при Путине до середины 2000-х гг. Но структурной перестройки производства не произошло. Так как начался быстрый рост мировых цен на нефть, который сделал возможным иметь высокие доходы и без перестройки производства. Повышение цен на нефть (с 11-12 долларов за баррель до 150 в середине 2000-х) обессмысливало вложение денег в другие отрасли.

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 - 10 %, в 2001 - 5,1 %, в 2002 - 4,7 %, в 2003 - 7,3 %, в 2004 - 7,2 %, в 2005 - 6,4 %, в 2006 - 8,2 %, в 2007 - 8,5 %, в 2008 - 5,2 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования - на 91 %, текстильного и швейного производства - на 46 %, производства пищевых продуктов - на 64 %.

В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.

В октябре 2001 года Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхоз назначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.

Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001-2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

В 2007 году темпы роста российской экономики (8 %) оказались самыми высокими за последние годы. По итогам этого года Россия вошла в 7-ку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию, а также вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

В середине 2008 года Владимир Владимирович Путин объявил о необходимости создания в России международного финансового центра (МФЦ), для чего, по его мнению, нужно провести значительные изменения в ряде сфер для улучшения финансовой системы страны. Год спустя Путин подписал указ, которым утвердил подробный план действий по формированию МФЦ, после этого началась активная реализация данного плана. Проект создания МФЦ наряду с модернизацией экономики стал одной из ключевых государственных задач.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,5 %.Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.

По итогам 2012 года рост экономики начал замедляться и составил 3,3 %, инфляция составила 6,6 %. Всего за 2012 год российское промпроизводство выросло на 2,6 процента (для сравнения за 2011 г. - на 4,7 процента, в 2010 году - на 8,2 процента).

В 2013 году экономический рост в России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности.

Стагнация экономики в первой половине 2014 года продолжилась. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %, инфляция составила 11,4, рост промпроизводства составил 1,7%. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.В декабре 2014 года, после обвального падения курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался финансовый кризис.

В 2015 год экономика России вступила с теми же проблемами: низкие цены на нефть и сохранение экономических санкций. За январь-март 2015 года ВВП страны снизился на 1,9 %. Спад ВВП России в апреле 2015 года усилился до 4,3%, причем в самом апреле месяце экономика сократилась на 0,6% к мартовскому показателю. Таким образом, ВВП страны снижался четыре месяца подряд. Падение ВВП РФ за январь-май 2015 года составило 3,2%. В целом, за первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5%.По причине девальвации, падения фондового рынка из-за кризиса и санкций, российские компании по рыночной капитализации вернулись на 10 лет назад. В первой половине 2015 года оборот розничной торговли упал на 8,1%. Это стало самым резким падением с 1991 года. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: –6,2% по итогам года.

Заключение. Основные выводы

На основе всего выше изложенного можно утверждать, что проведение государством экономических реформ является чрезвычайно важной задачей. Государство должно постоянно проводить преобразования экономической системы для успешного развития страны в целом.

Если говорить о прогнозах развития экономики России, то в этом вопросе мнения экспертов расходятся. Здесь на наш взгляд будет уместно привести высказывания экспертов о будущем отечественной экономики.

1.Алексей Кудрин Бывший министр финансов

Цена на нефть сейчас стабилизируется на уровне 50-60 долларов. Через год-полтора ее уровень будет на отметке 80 долларов. Это можно объяснить тем, что при уменьшении цены, уменьшаются и инвестиции в добычу. А значит спрос в процентном соотношении снова пойдет вверх. Касательно курса рубля, я думаю, что в текущем режиме курс будет за ценой нефти. А значит он немного укрепится в средне-срочной перспективе.

Геннадий Стерник

Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку.

А. Необходимость реформ : экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и боджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.

Б. Цели реформ : формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России.

В. Основные направления реформ : стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности.

Г.Законодательна база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности.

Д. Ход реформ:

1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.

2 . Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки.

3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики.... и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам.

4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 года. Цель:компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процеентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию произвосдства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.

6. Правительство Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда доллларов) в конце концов было отказано.

7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.

8. 1993 год - противостояние Верховного совета и президента по социально-экономическим и политическим вопросам

Ж. Предварительные итоги экономических реформирований. Являются предметом острых дискуссий специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил. Объективная картина такова: ни одной из поставленных целей пока достичь не удалось

1. Цель первая - эффективная экономика и ответственный собственник: падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50 процентов (причем, машиностроение - 70 проц., ВПК - 90). По данным Госкомстата РФ экономическое отставание России от США выросло за четыре года реформ на 64%. Физический объем ВВП России по итогам 1993 13,6 % от ВВП США. (1990 - 23%) . В соответствии с програмами международных сопоставлений РФ относится к станам среднего уровня развития и находится примерно на 55 месте в мире. Тенденции разрыва уровня России и передовых стран сохряняются. ("Реформирование России: мифы и реальность", Институт социологических исследований, Москва 1994 год). Продолжает расти внешний долг. В начале 1992 он составлял 64,3 млрд. $, сейчас внешний долг равен 120 млрд $ (РГ, 16.05. 96), продолжается бегство капитала из России - по одним источникам вывезено примерно 100 млрд $, по другим - 140 млрд. Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупореблений и спекуляций. 40 тысяч предприятий принадлежат преступным группировкам или взяты ими под контроль. Поступления от приватизации в госбюджет чрезвычайно незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВВП. Отчетливо проявили себя попытки зарубежных фирм взять под контроль жизненно важные отрасли экономики, вплоть до самых важных оборонных. В феврале 1996 года президент освободил Чубайса от должности вице-премьера. Уволены иностранные советники. В настоящее время итогами приватизации занимаются Счетная Палата Госдумы и контрольное управление при президенте.

2. Цель вторая - формирование среднего класса. Социальная структура российского общества обрела признаки деградации. Растет доля иждевенцев, уменьшается удельный вес экономически активного населения. Растет численность безработных, бездомных, нищих. Только в Москве наситывается 50 тысяч бомжей. Россия уже приняла около 2 млн. беженцев, ожидается еще 4 - 6 миллионов. Слой богатых в стране насчитывает 3 - 5 % населения. Средне обеспеченные составляют 12 -15 %, бедные - 40 %, нищие - 40 %. ТО есть в России происходит поляризация население и обнищание. Социальная структура общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма. Ее характеризуют аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений.

3. Третья цель - благполучие народа и процветание России.

Численость населения за 1995 год уменьшилась на 164 тыс. человек. За последние три года - на 52 тысячи.С 1995 года продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет (мужчины - до 58 лет, женщины - до 72 лет), Общая численность безработных - 5,7 млн. человек. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 36,6 млн. чел. По уровню питания мы перешли с 7 места (1990) на 40 (1995). "В течение 1991 - 1995 годов происходило уничтожение экономического потенциала России. Национальный доход за этот период уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 НД сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов экономического реформирования". (РАН, стр. 263). Не случайно президент ставит вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ (указ N 608). ВЫВОД : Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).



Похожие статьи