Примеры государств с традиционной экономикой. Типы экономических систем и их характеристика

Традиционная экономическая система также именуется патриархальной.

Это такой тип хозяйства, который характерен для первобытного общества. Земля, капитал и другие ресурсы находятся в общественной собственности – притом настоящей, а не формальной, как это принято в странах с плановой экономикой.

Все экономические вопросы – что производить, как и для кого – решаются на основе традиционных родовых или полуфеодальных отношений. Традиционная система, как правило, основана на натуральном хозяйстве.

Отличительные черты данной экономической системы

  • Господство примитивных технологий;
  • Господство ручного труда, в связи с чем экономическое значение имеют преимущественно физические, а не интеллектуальные показатели участников;
  • Участники экономических отношений объединены в тесную социальную организацию – группу с многообразными связями и отношениями;
  • Основные экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми традициями;
  • Товарообмен если и присутствует, то носит ограниченный характер: в экономике преобладают охота, собирательство и мелкое сельское хозяйство, из-за чего излишки продукции не образуются.

Страны с традиционной экономикой

Традиционная экономика – наиболее «естественный» тип хозяйства, прообразом которого является поведение животных (особенно общественных). Поэтому абсолютно все человеческие общества на ранних этапах отличались данным типом экономических отношений. Впоследствии, конечно, большинство народов перешло к более организованным формам, однако даже сейчас, в начале XXI века, имеется некоторое количество стран с традиционным экономическим укладом.

Это в первую очередь самые бедные страны Африки, а также Гаити – страна, расположенная в Южной Америке, однако населённая выходцами из Африки. В Южной Америке есть и другие бедные страны, сохраняющие традиционную экономику полностью или частично (в отдельных регионах). В Азии это такие страны, как Афганистан, Бангладеш и некоторые другие.

Достоинства и недостатки

Минусы традиционной экономики очевидны:

  • Примитивные технологии – чаще всего «ручные»;
  • Практическое отсутствие способности к развитию;
  • Низкая производительность труда, отсутствие излишков продукции (а чаще всего даже недостаток продуктов «первой необходимости»);
  • Зависимость от природных стихий.

Как ни странно, у традиционной экономики есть и определённые преимущества:

Может ли традиционная экономика развиваться?

Сущность традиционной экономики такова, что претерпевать какое-либо развитие и совершенствование она сама по себе не может. Участники такой экономики находятся как бы в заколдованном кругу: с помощью тяжёлого труда они создают первичные блага – пищу, одежду, кров, - которые полностью потребляются ради возможности продолжать тяжёлый труд.

Излишки продукции не образуются, а это значит, что человек не в состоянии заняться чем-то другим. Реальность такова, что продукции в традиционной экономике не хватает даже на то, чтобы обеспечить всех участников. Современные страны с традиционным укладом всё-таки имеют некоторую возможность поступательного развития. Они существуют благодаря иностранному вмешательству – это гуманитарная помощь, различные социальные программы, а также иностранные компании, расположенные на территории этих стран.

Приток туристов из развитых стран также создаёт определённые условия для модернизации. Но в реальности лишь немногие страны смогли претерпеть развитие. В качестве примера можно указать Руанду. С подачи европейских держав в этой стране развернулась самая страшная в истории человечества гражданская война с геноцидом народа тутси; после этого в качестве компенсации европейцы начали вливание огромных средств в экономику Руанды, в результате чего она превратилась в самую динамично развивающуюся страну континента, хотя пока что и отстаёт от африканских «тигров» - Ганы, Ботсваны, Габона.

Поступательное развитие Руанды ещё ярче видно в сравнении с её «братом-близнецом» - Бурунди. Практика показывает, что страны с традиционной экономикой вряд ли могут развиваться, даже если имеют на то материальную возможность. Ибо другая, более важная проблема для них – низкий интеллектуальный и образовательный уровень населения и господство примитивных религиозных представлений. Здесь хорошим примером может служить Кения.

Бюджет этой страны располагает значительными средствами, однако в Кении фактически отсутствует государство: его имитирует племенная элита, прибравшая к рукам весь государственный кошелёк и расходующая средства в личных целях – для приобретения еды, предметов роскоши и развлечений. Имеющиеся «государственные институты» (парламент, правительство и др.) свои обязанности практически не выполняют.

В результате экономика самой Кении практически не отличается от экономики Бурунди («белые островки» - принадлежащие европейцам предприятия, нанимающие на работу преимущественно «своих» и обслуживающие, в частности, ту самую племенную элиту - никакого влияния на экономику не оказывают). Такое положение вещей вполне устраивает кенийский народ, поскольку именно так он жил в течение нескольких тысяч лет.

Южная Корея до недавнего времени мало отличалась от беднейших африканских стран. Однако образовательный уровень её жителей был существенно выше, что позволило достаточно быстро построить одну из самых успешных экономик на планете. Корейцы умело распорядились своими очень ограниченными ресурсами и вывели свою страну в число мировых лидеров.

Экономическая система - совокупность социально-экономических отношений, базирующихся на сложившихся формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности: организационных форм хозяйственной деятельности, хозяйственных механизмов - способов регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, конкретных экономических связей между хозяйствующими субъектами.

В последние 1,5-2 столетия в мире действовали различные типы экономических систем. Из них наиболее известны 4: две рыночные системы и две нерыночные.

Рыночные: рыночная экономика свободной конкуренции ("чистый капитализм") и современная рыночная экономика (современный капитализм). Нерыночные: административно-командная система и традиционная.

В рамках каждой системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран, групп стран и регионов.

В мировой экономике особо популярны: американская модель, японская модель, шведская модель, модель социально-рыночного хозяйства ФРГ. Известны также модель НИС, Китайская модель, советская модель и т.д. Каждой стране присуща практически своя неповторимая модель развития экономики (национальные и религиозные особенности, историческое развитие, соседское положение стран и т.д.).

Россия в настоящее время развивается по эклектической модели (состоящей из отдельных элементов рыночной и нерыночной экономики)- переходной модели (модели переходного периода).

Конкретная экономическая модель может быть сформирована при стаби­лизации и устойчивом развитии экономики в течение нескольких лет (даже десятилетий), что зависит от соотношения политических сил в стране, курса правительства, характера преобразований, масштабов поддержки реформ международным сообществом и исторических традиций.

До недавнего времени в мировом сообществе различали три группы стран (социально-экономических систем): социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся страны. Эти группы нестабильны, очень подвижны. С течением времени состав и структура групп изменяется. (Например, некоторые развивающиеся страны сегодня могут претендовать на статус развитых стран: Бразилия, Аргентина и другие. В то же время, в социалистическом блоке произошли коренные изменения в конце 1980-х годов. Преобразования экономической системы привели к падению уровня жизни, разочарованию в социалистических идеалах и возврату к капиталистическому способу производства в странах Восточной и Центральной Европы, а затем и на территории бывшего СССР.

В настоящее время в мире существует две общественно-экономические системы, включающие два типа стран: экономически развитые страны и развивающиеся. По уровню развития рыночных отношений различают: страны с развитой рыночной экономикой, с развивающейся и с нерыночной экономикой.


Принципиальные различия между двумя существующими типами стран:

Уровень социально-экономического развития,

Степень удовлетворения потребностей населения в материальных и социальных благах.

При более детальном анализе мирового хозяйства используется типология стран - выделение отдельных типов государств путем выявления их сходств и различий.

Типология стран зависит от признаков, положенных в ее основу (географическое положение, уровень социально-экономического развития, уровень и характер развития производственных отношений, время возникно­вения и т.д.).

В современном мире насчитывается около 230 стран и территорий, из ниx около 210 - суверенные государства. Каждой из стран присущи свои особенности.

Среди государств мира есть страны с обширной территорией (по данному признаку выделяют 7 крупнейших стран: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия), и совсем крошечные (Андорра, Лихтенштейн, Сингапур). По количеству населения выделяют 10 крупнейших государств: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. Существуют многонациональные страны и однонациональные, богатые природными ресурсами и бедные ими, внутриконтинентальные, приморские и островные государства и т.д.

Различают страны по формам правления: республиканская и монархическая. Примерно 3/4 стран - республики (Франция, Польша, Индия, Китай, Египет, США, Мексика, Аргентина, Россия), монархий - всего 30 стран. (Европа и Азия: конституционная монархии - Япония, Великобритания, абсолютная монархия - Объединенные Арабские Эмираты.

Все страны подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарных большинство - в стране существует единая законодательная и исполнительная власть - Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.

При федеративном устройстве наряду с федеральными законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы (республики, провинции, штаты), имеющие собственные законодательные исполнительные и судебные органы власти -21 федеративное государство (ФРГ, Швейцарская конфедерация, Федеративная Республика Нигерия, США, Федеративная Республика Бразилия и др.).

Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дает информация универсальных международных организаций, членами которых является большинство стран мира - ООН(185), МВФ(181), МБРР(180). Оценка этих органов различается, так как различно количество стран- членов этих организаций и в основу классификации положены разные признаки (уровень жизни, уровень развития, социальные и демографические аспекты).

По стандартной классификации ООН в рамках мировой экономики выделяют две группы стран - 185 стран по уровню экономического развития:

1. Страны с развитой экономикой - 25 стран Северной Америки, Западной Европы, Тихоокеанского бассейна: высокий уровень ВВП на д.н., производится свыше 55% ВМП, более 70% мирового экспорта. Наиболее существенную роль в этой группе играет группа «7», обеспечивающая 47% ВМП и 51% мировой торговли. ЕС -15 стран,21% ВМП, 41% мирового экспорта; 28 постсоциалистических стран.

Основные представители наиболее развитых стран: США Канада страны Западной Европы, Япония, Австралийский союз, Новая Зеландия, Израиль, ЮАР.

Признаки:

зрелый уровень развития рыночных отношений,

Господство государственного монополистического капитализма.

По роли в мировой политике и экономике развитые страны делят на 4 подгруппы:

А. Семерка стран – лидеров мирового хозяйства ("Большая семерка"): США Канада Япония Германия Великобритания Франция Италия. Играют ведущую роль в мировой экономике и политике, имеют высокий уровень производитель­ности труда во всех сферах экономики, значительные успехи в развитии науки и техники, большинство из которых имели в недавнем прошлом крупные колониальные империи и извлекали из них огромные прибыли.

На долю семерки приходится более 50 процентов мирового ВНП и объема промышленного производства, свыше 25 процентов объема сельскохозяйственной продукции. ВВП на душу населения от 10 до 20 тыс.дол.

Б. Менее крупные страны Европы: Австрия Бельгия Дания, Нидерланды Швеция и др. - выступают связующим звеном в экономических и политических взаимоотношениях стран семерки. Занимают весьма заметное положение (позиции) в мировой торговле и политике.

В. Страны "переселенческого капитализма" (Австралия, Новая Зеландия,- бывшие колонии Великобритании, ЮАР, Израиль

Г. В особую подгруппу объединяют страны СНГ (1991г) и страны Восточной Европы. Отставание в темпах НТП и эффективности экономики привело к падению уровня жизни населения и серьезно поколебало их позиции как развитых стран. Но накопленный производственный потенциал и основные показатели, характеризующие типологию стран, дают основания относить эти страны к развитым странам мира. В настоящее время это страны с переходной экономикой - 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшей "рублевой зоны" (СССР) - высокий экономический потенциал, в том числе природный, трудовой, научный, но длительный период развития в условиях закрытой экономики и перестройка экономики привели к снижению уровня жизни и уровня производства.

2. Развивающиеся страны – около 140 государств Азии, Африки и Латинской Америки с низким и средним уровнем развития. Группа отличается большим разнообразием и ее принято классифицировать по дополнительным признакам (регионам, экспортной ориентации, финансовым критериям, уровню доходов и развития экономики)

Развивающиеся страны. В основном это бывшие колонии в Азии, Африки, Латинской Америке, Океании.

Характерные черты: колониальное прошлое, бедность, острое противоречие между политической свободой и экономической зависимостью, сохранение докапиталистических форм хозяйствования, аграрно-сырьевая или минерально-сырьевая направленность экономики. (характер) гигантские задолженности индустриально-развитым странам (более 1 трлн дол).

Развивающиеся государства - страны переходного периода, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии становления (интенсивной трансформации). Они занимают более половины всей площади земной суши и концентрируют более половины населения мира (с Китаем 75 процентов), примерно половину запасов сырья.

Страны "третьего мира" делятся по уровню экономического развития и структуре экономики на пять подгрупп:

А. "Ключевые" страны - Индия, Бразилия, Мексика, Китай - лидеры развивающегося мира, имеющие характерные черты развивающихся стран. Обладают большими природными ресурсами, экономическим потенциалом, огромными человеческими ресурсами. Экономика развивается средними темпами, но достаточно устойчиво (стабильно). ВВП значительно ниже развитых стран, особенно в расчете на душу населения (как правило, не превышает 1-1,5 тыс. дол., Индия -300-400 дол)

Б. Новые индустриальные страны (НИС)-Республика Корея, Тайвань Сингапур, Гонконг (маленькие драконы Юго-Восточной Азии)- присуща развитая структура экономики, индустриальные формы труда, высоко развитые рыночные отношения, высокая производительность труда и конкурентоспособность продукции, сравнительно высокий уровень ВВП на душу населения (10-15 т дол) Очень близки к развитым странам по уровню развития.

В. Нефтеэкспортирующие страны - Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и др. Структура экономики развита слабо (основное внимание уделяется добывающей отрасли) Уровень и качество жизни большинства населения низкий. В среднем ВВП на душу населения (10-15 т дол) высокий, но основной доход получают 5-7 процентов населения, остальные живут в крайней бедности, голодают, уровень грамотности низкий (аграрная сфера).

Г. Отстающие страны с многоукладной экономикой, феодальными пережитками, неразвитой структурой экономики (две-три отрасли, как правило, аграрная и легкая промышленность). ВВП на душу насе­ления низкий, уровень и качество жизни населения тоже. К этой группе относят большинство стран развивающегося мира: Вьетнам, Монголия, Египет, Лаос и др.

Д. Наименее развитые страны (НРС - 48 стран). Преобладает потребительское сельское хозяйство, нет обрабатывающей промышленности,2/3 населения неграмотно, ВВП на душу населения составляет 100-200 дол в год. Крайняя бедность, нищета, голод. Большая часть - страны Африки, а также Азии и Латинской Америки (Мали, Сомали, Нигер, Чад, Эфиопия, Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен. Гаити).

Классификация стран по уровню ВВП на душу населения (МБРР 210 стран):

Страны с низким уровнем доходов 63 страны - менее 875 дол на д.н.;

Страны со средним уровнем доходов;

Ниже среднего уровня 63 страны до 865-3115 дол на д.н.;

Выше среднего уровня 31 страна 3115-9625;

Страны с высокими доходами 53 страны - свыше 9625 дол на душу населения.

Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.

Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:

1) частные лица;

2) объединения, предприятия, учреждения;

3) государственные организации;

4) государство;

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координа­ции хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные эко­номики.

Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :

Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

Политическая и экономическая нестабильность;

Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

Неконкурентные цены на товары;

Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

Большой процент неграмотных;

Недостаток квалифицированных работников;

Высокий уровень безработицы.

!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

Характерными чертами командно-административной системы выступают :

Полный контроль государства за производством и распределением;

Прямое управление предприятиями из центра;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Типы и характеристика экономических систем

Тип экономиче­ской системы и ее характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционная

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие ново­введений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы

Командная (плановая)

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.

Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности.

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне».

Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления.

Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания.

Преобладание частной собствен­ности.

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка»).

Свобода выбора и деятель­ности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяю­щимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием.

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями.

Обеспечение политиче­ской стабильности. Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций. Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки.

Отсутствие стандартных схем.

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики.

Функции государства в смешанной экономике

Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств

Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики

Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического разви­тия . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):

1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых стра­ны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Ита­лию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).

2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

3.С траны с переходной экономикой (от административно-команд­ной к рыночной) - 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая под­группа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.

Экономические системы современных государств, а также те, что выстраивались в разных странах исторически, представлены в трех основных моделях - традиционной, командной, а также рыночной. Каждая из отмеченных систем хозяйственного управления характеризуется специфическими признаками. Рассмотрим особенности традиционной экономики как исторически наиболее ранней. Каковы ее наиболее примечательные характеристики?

Сущность экономической системы

Что такое экономическая система? Есть довольно много подходов к определению данного понятия. По одной из версий, под экономической системой следует понимать совокупность законов, норм, традиций, ценностей и институтов, посредством которых социум решает задачи, связанные с хозяйственным управлением, а также отвечает на вопросы о том, что производить, каким образом и для кого.

Касательно классификации - есть традиционная экономическая система, командная и рыночная. Изучим специфику каждой из них подробнее.

Особенности традиционной системы

Традиционная экономическая система характерна, если говорить о современном периоде, для слаборазвитых в хозяйственном плане государств. Она базируется на консервативных нормах и установках, касающихся способов управления хозяйством, понимания законов спроса и предложения и взаимодействия субъектов экономических активностей. Если говорить об истории развития человечества, традиционная экономическая система была характерна для раннефеодальных периодов, когда основу хозяйственных систем государств и социумов составляли ремесленнические производства, сельское хозяйство, элементарные формы торговли.

Не считая консервативных установок на уровне правил и норм, в ней наблюдается довольно медленное внедрение новых технологий. Первый фактор - сильная роль традиций - предопределяет нежелание граждан осваивать новые производства, модернизировать хозяйственный уклад социума. Второй - медленное внедрение новых технологий - становится причиной того, что даже при желании людей привносить что-то новое в экономику фактических возможностей для этого немного.

Социальное неравенство в традиционных системах

Традиционная экономическая система характеризуется авторитарным, главным образом, принципом распределения общественных благ. Основные ресурсы получает некая элита. Если говорить о племенных отношениях - вождь или группа таковых. Уровень жизни большинства субъектов социума при этом невысокий, так как экономические ресурсы концентрируются в руках правящей верхушки. Вместе с тем практического значения это может не иметь, так как консервативные установки на уровне идеологии могут предопределять отсутствие заинтересованности людей в каких-либо излишествах, социальной защите, предпринимательстве. Поэтому традиционный тип экономической системы в ряде случаев характеризуется весьма высокой устойчивостью. Есть не так много факторов, под влиянием которых в хозяйствах подобного типа могут происходить изменения. Механизмы революционных изменений изнутри, как правило, не формируются в силу консервативной идеологии.

Вероятность появления внешних субъектов, заинтересованных в том, чтобы в том или ином государстве с традиционной экономикой произошла трансформация хозяйственной модели, невелика. Во-первых, крупные игроки на международной бизнес-арене не всегда желают появления конкурентов. Во-вторых, им может быть выгоднее взаимодействовать именно с традиционной экономикой - как правило, размещение производств там, пусть и несложных технологически, чаще всего намного дешевле, чем в развитых странах.

Социальные характеристики традиционной экономики

Важнейший аспект, который полезно рассмотреть при изучении такого явления, как традиционная экономическая система, - характеристика данной модели в социальном контексте. Первое, о чем стоит сказать - в основе хозяйствования лежит общинный труд. Выпуск товаров осуществляется совместными усилиями. Выручка от их реализации распределяется среди людей, участвовавших в создании соответствующих продуктов. Продажа товаров осуществляется, как правило, при самых минимальных расценках в силу большой конкуренции, а также относительно небольшой покупательной способности граждан, которые их приобретают. В ряде случаев экономика локальных хозяйств может включать сервисные отрасли - например, связанные с ремонтом.

Производительность труда в традиционных сообществах не самая высокая. Выше мы отметили, что общественные блага в значительной степени могут концентрироваться в руках правящих элит. Вместе с тем во многих случаях государства выстраивают институты социальной защиты граждан, так как доходы, которые приносят локальные хозяйства, могут быть крайне невысокими, что создает угрозу политической нестабильности.

Отраслевая структура традиционных экономик

Основная отрасль в традиционных экономиках - сельское хозяйство. Для того чтобы организовывать производство, нужны, во-первых, инвестиции в необходимую инфраструктуру, во-вторых - желание людей заниматься чем-то иным, что может существенно отличаться от традиционных занятий, возможно, осваивать новые знания, навыки, компетенции. В сообществах рассматриваемого типа может отсутствовать в необходимой величине и то и другое.

Сельскохозяйственная отрасль также обычно не характеризуется инновационностью. Часто это обусловлено теплым климатом, при котором необходимость в существенной модернизации технологий выращивания и сбора плодов может отсутствовать. К тому же, в совершенствовании сельскохозяйственных работ могут быть не заинтересованы непосредственные покупатели соответствующей продукции. Дело в том, что, благодаря теплому климату и иным позитивным условиям выращивания плодов, сельхозпроизводители могут быть избавлены от необходимости использовать химические удобрения, генетически модифицировать продукцию, задействовать вещества, ускоряющие рост овощей и фруктов. Покупатели, таким образом, начинают привыкать к тому, что сельхозпродукция, поступающая с того или иного рынка, будет полностью экологичной. Они могут потерять интерес к приобретению плодов, которые выращены при задействовании инновационных подходов.

Что касается производственных секторов традиционной экономики, чаще всего это мелкие ремесленнические мастерские. Технологии выпуска товаров в них также, как правило, достаточно консервативны. И это также может быть обусловлено пожеланиями потенциальных покупателей товара. Многие из них предпочитают приобретать изделия, выпускаемые мастерами соответствующего профиля - посуду, предметы интерьера, мебель, - которые изготовлены вручную и при использовании естественных материалов.

Итак, основные признаки традиционной экономической системы: общинный уклад экономики, преобладание сельскохозяйственной продукции в структуре производимых товаров, наличие консервативных норм в общественном поведении, ограниченный доступ к новым технологиям. Соответствующая модель хозяйственного управления, в целом, допускает свободный товарооборот, и это делает возможным гражданам обеспечивать преимлемый уровень жизни для себя и своей семьи. В некоторых случаях значимой становится социальная роль государства.

Командная экономическая система

Изучив характерные черты традиционной экономической системы, исследуем также специфику командной модели управления национальным хозяйством. Главный ее признак - минимальная интенсивность свободных рыночных отношений. Управление ключевыми экономическими процессами осуществляет государство. Если говорить о ранних исторических периодах - феодал или рабовладелец. Хотя нужно отметить, что даже в соответствующие исторические этапы развития человечества свободный товарооборот редко имел ограничения. Если рассматривать положительные черты традиционной экономической системы, то можно выделить прежде всего непопулярность запретов на куплю-продажу товаров гражданами. Поэтому практические примеры выстраивания командной хозяйственной модели на уровне государства, до того как она появилась в СССР, Китае, странах Варшавского договора, Северной Корее, Албании, Кубе, в истории обнаружить сложно.

В большинстве государств экономика соответствующего типа была полностью или частично трансформирована в рыночную. Касательно оценок данного факта в экспертном сообществе идут самые активные дискуссии. Есть специалисты, которые уверены в том, что командная экономическая система не устоялась в мире в силу невысокой эффективности. Другие, обращая, в частности, внимание на опыт Китая, говорят о том, что соответствующая модель во многих аспектах превосходит любые иные, особенно если говорить о социальной ориентированности национального хозяйства. Отказ государств от командной экономики был, таким образом, продиктован скорее политическими причинами.

Характерной чертой традиционной экономической системы является неравенство в обществе. При командной хозяйственной модели оно не так выражено. Поэтому во многих государства соответствующая система управления экономикой имела большую популярность, а во многих современных странах - Китае, на Кубе, в значительной степени в Беларуси - работает до сих пор.

Командные принципы управления экономикой

Как мы отметили выше, признаком традиционной экономической системы является наличие консервативных норм, по которым осуществляется управление хозяйственными процессами. Каким образом государство решает соответствующие задачи при выстраивании командной модели?

Ключевым субъектом экономики в данном случае выступает некий политический институт. Его задача - формировать планы хозяйственного развития, а также обеспечивать их выполнение. Соответствующий политический институт определяет:

  • то, каковы вероятные потребности людей и социума в тех или иных ресурсах;
  • то, сколько продукции того или иного типа должны выпустить конкретные предприятия;
  • то, какие технологии должны задействоваться при выпуске товаров;
  • то, каким образом будет распределяться продукция.

Государство также решает вопросы с оптимальным размещением производств, каналов снабжения и сбыта. При командной экономической системе властью устанавливаются зарплаты, надбавки, желательные показатели рентабельности.

В некоторых случаях в хозяйственных системах государств могут внедряться принципы саморегуляции. Как правило, это выражается в разрешении заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан при условии, что соответствующие активности будут преимущественно связаны с удовлетворением личных потребностей, а не стремлением к получению как можно большей прибыли. В этом смысле традиционная и командная экономические системы могут иметь некоторую схожесть. В первом случае основой общественного производства становятся как раз те хозяйства, что функционируют на локальном уровне - частные мастерские, небольшие магазины, индивидуальный выпуск товаров. В случае с командной экономикой разрешенные формы предпринимательской деятельности, вероятнее всего, будут такими же.

Рыночная экономика

Итак, мы исследовали, что такое командная и традиционная экономическая система. Характеристика второй предопределяет ее выраженную несхожесть с первой. Главным образом потому, что субъекты социума и хозяйствования при ней имеют право относительно свободно вести экономические активности. В этом смысле признаки традиционной экономической системы делают ее ближе к рыночной, для которой, прежде всего, характерна практически неограниченная свобода участия граждан в отношениях купли-продажи. Уровень вовлечения государства в регулирование данных процессов минимален.

Рыночная экономическая система предполагает в стране развитых социальных институтов прежде всего участие граждан в политическом управлении. Рассматриваемая модель хозяйственного развития требует защищенности частной собственности. Традиционная, командная, рыночная экономические системы несхожи с точки зрения механизма распределения общественных благ. В первом случае основные ресурсы, как мы отметили выше, концентрируются в руках правящих кругов. При командной системе они распределяются государством.

Распространение общественных благ в рыночной экономике

Рыночная экономика предполагает, что общественные блага будут распространяться в обществе, исходя из саморегулирующихся механизмов спроса и предложения. Лучшие общественные блага должны, таким образом, приобретаться гражданами, у которых есть необходимые капиталы. В свою очередь, никто не запрещает другим людям вкладывать свой труд, основывать свой бизнес, развиваться как экономический субъект и приобретать такой же статус - человека с капиталами. В то время как, например, характерной чертой традиционной экономической системы является крайне сложный механизм повышения гражданами социального статуса. Несмотря на то что соответствующая модель хозяйственного развития не запрещает рыночные отношения, на практике возможности развития человеком собственного бизнеса либо капитализации своего труда сильно осложнены дефицитом доступа к технологиям, неразвитостью правовой базы, зачастую и неодобрением предпринимательских активностей со стороны окружающих.

Сочетаемость экономических систем

Важнейший момент, на который следует обратить внимание: рассмотренные нами типы экономической системы (традиционная, командная, рыночная) могут, во-первых, взаимно сочетаться, а во-вторых, если говорить о современном этапе развития человечества, они практически не встречаются в чистом виде, по крайней мере, на уровне национального хозяйства государства. Даже в развитых странах могут быть сообщества, в которых хозяйственные коммуникации могут иметь признаки традиционной экономики. Например - в России, а также во многих странах Западной Европы значительный процент ВВП обеспечивает сельское хозяйство. С точки зрения технологий данная отрасль вполне может отнесена к сегментам, развивающимся в рамках традиционной экономической модели.

Командные принципы хозяйственного управления сохраняются во многих государствах - Китае, Северной Корее, на Кубе, в значительной степени - в России, если говорить о государственных предприятиях, которые являются лидерами во многих отраслях. Таким образом, на практике в большинстве стран мира сформирована фактически смешанная модель экономики. Она может сочетать в себе признаки каждой из рассмотренных нами.

От чего зависит преобладание в государствах тех или иных элементов, что в наибольшей степени характеризуют рассмотренные нами типы экономических систем? Традиционная, командная, рыночная, смешанная модели, как правило, устанавливаются в силу социальных факторов, исторической специфики развития страны, влияния других государств, геополитического положения. Сложно выделить совокупность критериев, на которые государства во всех случаях могут ориентироваться при выборе оптимальных моделей управления экономикой.

Есть подходы, по которым совместимость хозяйственной системы страны с рыночными, командными либо традиционными принципами следует определять, исходя из цивилизационной принадлежности государства. Есть много стран формально независимых, имеющих свой язык и культуру, но, если следовать подобным точкам зрения, формирующих единую цивилизацию. В этом случае, даже при заметных различиях в политических приоритетах, им имеет смысл практиковать схожие подходы к управлению экономикой. Даже если подобные теории не рассматривать как руководящие, то можно проследить, что во многих государствах, близких по культуре, наблюдаются весьма схожие принципы выстраивания хозяйственных отношений. Например, экономические успехи азиатских государств - Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура - многие исследователи связывают, прежде всего, с развитой культурой дисциплины и трудолюбия в среде граждан. Если бы соответствующего базиса не было, западные инвесторы, которым часто приписывается определяющая роль в экономических успехах указанных стран, вероятно, не стали бы вкладываться в развитие новых высокотехнологичных производств на территориях, не слишком инфраструктурно развитых и не имеющих значительных природных ресурсов.

Отмеченная дисциплинированность азиатских народов, как считают исследователи, связана в первую очередь с огромной ролью консервативных установок в социализации, воспитании, восприятии мира, в коммуникации с другими людьми, что сложились в соответствующих обществах. Подобная характеристика - отличительная черта традиционной экономической системы. Однако в случае с национальными хозяйствами отмеченных азиатских государств речь идет об удачном сочетании консервативных подходов и полноценных рыночных механизмов.

Таким образом, на мировом рынке сложилось несколько форм хозяйствования. Это экономика традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы. В основе первой - мелкотоварное производство, розничная торговля, индивидуальные предпринимательские активности с небольшими оборотами. При командной экономике ведущая роль в хозяйственном управлении принадлежит государству, в некоторых случаях разрешаются отдельные формы частного бизнеса, позволяющие гражданам удовлетворять личные потребности.

При рыночной модели управление экономическими процессами осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Коммерческие коммуникации реализуются на основе законов спроса и предложения. Однако в чистом виде, если говорить о национальном хозяйстве отдельно взятой страны, традиционная, командная либо рыночная экономика практически не наблюдаются. Может быть некая базовая модель хозяйственного управления, но в большинстве случаев она будет включать в себя элементы других систем.

Мировая экономика характеризуется неравномерностью развития национальных хозяйственных систем стран мира. Какие-то государства имеют большой ВВП, низкую инфляцию, обеспечивают высокие доходы гражданам. Другие же обладают скромными показателями на уровне макроэкономики. При этом государства второго типа - часто именно те, в которых национальное хозяйство характеризуется как соответствующее критериям традиционной экономической системы. Каковы особенности данной модели развития?

Понятие экономической системы, согласно распространенной в среде российских экспертов концепции, связано с наличием в конкретной стране мира модели, в которой есть устоявшиеся принципы хозяйственного развития, управления предприятиями, правила и нормы ведения бизнеса. Несмотря на то что суверенных государств в мире много, эксперты выделяют только три основные модели: традиционную, рыночную и командную. Также современная теория экономических систем допускает смешанную концепцию. Но по большинству критериев она, как отмечают аналитики, настолько близка к рыночной, что можно смело отождествлять их.

Особый интерес для многих исследователей представляет именно традиционная модель. Часто проводится анализ экономических систем данного типа с другими концепциями - рыночной и командной. В чем отличительная специфика традиционной хозяйственной системы? В каких странах мира она сейчас функционирует?

Сущность традиционной хозяйственной системы

Согласно концепциям, принятым в современной науке, традиционная экономическая система - явление, характерное для государств, находящихся на низком уровне хозяйственного развития. Ключевыми критериями отнесения стран к данной категории считаются значимая доля в производстве ручного труда, низкая технологичность процессов, устаревшие системы управления экономикой в целом. Значительная часть хозяйственных единиц в таких государствах представлена традиционными, общинными формами консолидации труда. Компаний, которые имеют форму в виде хозяйственного общества, в относительном выражении меньше, чем в развитых странах. Это, как полагают некоторые эксперты, ухудшает качество работы системы налогообложения, так как значительная часть денежных потоков на предприятиях официально не регистрируется. Отсюда и характерные проблемы экономической системы традиционного типа: высокая инфляция, безработица, низкий уровень доходов населения страны. Величина ВВП, как правило, также достаточно скромна в государствах, где национальное хозяйство организовано посредством этой модели.

Вместе с тем традиционная экономическая система, как считают многие аналитики, характеризуется в достаточной мере либеральным режимом хозяйствования. В государствах, где она присутствует, как правило, вмешательство контролирующих органов в частный бизнес сведено к минимуму, равно как практически не присутствуют или же не работают на практике административные барьеры для входа новых предпринимателей на рынок. Поэтому, фактический уровень бизнес-активности в таких странах, если даже сравнивать его с соответствующим показателем для развитых стран, может быть достаточно высоким. Это в определенной степени обусловлено довольно низким уровнем доходов населения при наемной работе: люди вынуждены так или иначе зарабатывать дополнительно за счет самозанятости, открытия небольших производств, торговых точек.

Факторы сдерживания прогресса

Таким образом, традиционная экономическая система - вполне капиталистическое явление. Однако что мешает государствам, где национальное хозяйство функционирует в рамках рассматриваемой модели, характеризующейся высокой предпринимательской активностью граждан, развиваться?

Как полагают некоторые эксперты, фактическое отсутствие вмешательства государства в бизнес обуславливает возникновение в национальных хозяйственных системах явлений, которые не позволяют предпринимателям в полной мере почувствовать себя свободными игроками рынка. Дело в том, что в условиях ограниченной активности институтов налогового и административного контроля роль структур, так или иначе вовлеченных в управление экономическими процессами, выполняют неформальные объединения, авторитет которых часто подкрепляется в лучшем случае личностью их руководителей, а то и вовсе силой оружия.

Поэтому, несмотря на то что войти на рынок формально может любой предприниматель, фактически начать свою деятельность он, скорее всего, сможет лишь согласовав свои планы с "контролирующими структурами". Конкуренция, насыщенность рынков - явления, фактически становящиеся управляемыми. Экономическая система предприятия развивается согласно сильно теоретизированным планам, а не в соответствии с рыночными механизмами. Это обуславливает тот факт, что, несмотря на высокую предпринимательскую активность граждан, национальная хозяйственная система государства остается на низком уровне: инвесторы не приходят в страну, схемы управления предприятиями не слишком эффективны, прибыль не всегда вкладывается в развитие бизнеса, часто оседает на счетах "контролирующих структур".

В свою очередь, во многих странах с традиционной экономической моделью наблюдается сценарий, при котором неформальные объединения и государственные структуры активно взаимодействуют. Образуются коррупционные схемы, совершенно отпугивающие инвесторов из западных стран. Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, в том, что государство и "контролирующие структуры" как-то взаимодействуют, можно найти положительные моменты. Это способствует сколько-нибудь внятной бюджетной политике, обеспечению отдельных социальных институтов (школ, больниц, некоторых общественных объединений, армии) финансовой поддержкой.

Другой фактор, по причине которого традиционная экономическая система сопровождается невысокими темпами развития хозяйственных отраслей, заключается в наличии социальных норм, обусловленных культурными аспектами и национальным укладом в обществе. Часто бывает, что иностранные инвесторы попросту не находят общего языка с предпринимателями из государств, в которых выстроена традиционная модель экономики.

Структура экономики

Как выглядит типичная структура экономической системы традиционного типа? Очень многое зависит от конкретного государства, его климата, расположения относительно других стран. Однако если попробовать выделить некие общие критерии, характеризующие традиционные хозяйственные модели, то можно назвать их следующую совокупность.

Во-первых, это крайне слабая развитость обрабатывающей промышленности. Ведущая отрасль, как правило, - это сельское хозяйство, а также производные от него сферы розничной торговли: продажа овощей, фруктов. В этом смысле государства, где присутствует традиционная структура экономической системы, выручает экспорт: закупочная цена плодов в этих странах, как правило, вполне конкурентна, предприниматели из развитых регионов охотно покупают их в больших объемах.

Во-вторых, это достаточно высокий уровень безработицы. Который, вместе с тем, компенсируется самозанятыми гражданами: торговлей, мелкотоварным выпуском изделий, ремесленнической деятельностью. Уровень социальной поддержки людей, не имеющих официальной занятости, вместе с тем не слишком высокий.

В-третьих, это невысокий уровень проникновения современных коммуникационных технологий, интернета. Это замедляет интенсивность развития хозяйственных связей, снижает темпы поиска предпринимателями новых партнеров. Хотя, надо отметить, что в последние несколько лет по этому критерию страны с традиционным укладом сделали значительный шаг вперед.

Каковы типичные макроэкономические показатели стран, где преобладают традиционные элементы экономической системы? Обычно уровень ВВП на душу населения здесь невысокий: в 5-10 раз ниже, чем в развитых государствах. Темпы роста экономики небольшие, однако в целом по государствам с традиционной хозяйственной системой соответствующий тренд положительный. Инфляция достаточно высокая: двузначные ее цифры, как полагают экономисты, являются нормой.

Традиционная и другие модели развития экономики: сравнение

Кроме традиционной хозяйственной модели, есть, как мы уже определили в самом начале статьи, еще и другие виды экономических систем. Так, согласно распространенной классификации, существуют также рыночная и командная. Как эти модели экономических систем соотносятся с традиционной? Попробуем провести небольшое сравнение.

Традиционная и рыночная модели

Ключевые элементы экономической системы рыночного типа: отсутствие сильного вмешательства государства в национальное хозяйство, правовые отношения на основе нормативных актов, наличие реальной конкуренции, открытость экономики для внешней торговли. Что можно сказать касательно сопоставления этих характеристик с традиционной моделью?

Касательно первого параметра - в обоих случаях реальное вмешательство государства в экономику невысокое. Однако мы уже отметили, что в хозяйственных системах традиционного типа оно опосредованно осуществляется при участии неформальных объединений, чего в современных экономиках рыночного типа, как это принято считать в среде экспертов, не происходит. Поэтому де-факто участие структур, вовлеченных в политическое управление, в странах с традиционной экономикой все же значительное.

В свою очередь, методы регулирования бизнеса на уровне нормативных актов в традиционных экономиках выражены слабо. И это также фактор, обуславливающий несхожесть государств с традиционной и рыночной экономиками.

О том, что реальная конкуренция в традиционных хозяйственных моделях сильно затруднена активностями неформальных структур, мы уже отметили выше. Таким образом, фиксируем тот факт, что и здесь сравниваемые виды экономических систем несхожи.

Что касается открытости экономики для внешней торговли, то здесь, в свою очередь, характеристики двух рассматриваемых моделей в определенной степени сопоставимы. Более того, внешняя торговля - один из ключевых факторов экономической стабильности для государств с традиционной хозяйственной системой. Роль внутреннего рынка сравнительно невысока. В свою очередь, в рыночных экономиках очень многое определяют как раз бизнес-процессы внутри хозяйственной системы государства. Хотя, конечно, внешняя торговля также очень важна.

Традиционная и командная модели

Каким образом соотносятся традиционная модель и командная экономическая система? Будут ли они в той же степени несхожи, как и в предыдущем случае?

Ключевая характеристика экономических систем командного типа - определяющая роль государственных структур. Соответствующие институты власти непосредственным образом управляют национальным хозяйством. Предпринимательские инициативы сильно ограничены, потому конкуренция отсутствует в принципе. Вместе с тем развита система правовых отношений на базе нормативных актов.

Можно, таким образом, зафиксировать, что присутствуют определенные нюансы схожести традиционной и командной моделей. Прежде всего, это касается аспектов, отражающих конкуренцию. Правда, схожесть, вероятно, будет прослеживаться в большей степени по форме, чем по фактическому содержанию. Дело в том, что командная экономическая система не допускает конкуренции в силу административных барьеров. Роль рыночного регулятора играет государство как совокупность официальных, закрепленных в законах и конституции, публичных институтов. В свою очередь, в традиционной модели подобную функцию выполняют неформальные структуры.

Вместе с тем на уровне сопоставления правовых режимов разница между рассматриваемыми системами значительна. Суть экономической системы традиционного типа, как считают некоторые исследователи, заключается в приоритете неформальных норм коммуникаций. В свою очередь, в командных моделях правоотношения так или иначе базируются на положениях закона.

Характеристика экономических систем традиционного типа, таким образом, делает их в отдельных аспектах схожей с двумя другими моделями - рыночной и командной. Однако принципиальные различия гораздо заметнее. И потому, вероятно, будет совершенно некорректно анализировать специфику функционирования экономики, характеризующейся традиционными признаками в сравнении с той, что организована на базе рыночных принципов.

Рассмотрим то, как организованы национальные экономические системы, на примере нескольких стран, хозяйственная структура которых, как полагают некоторые исследователи, может быть охарактеризована как традиционная.

Государства с традиционной экономикой: Буркина-Фасо

Буркина-Фасо - страна с преимущественно сельскохозяйственной экономикой. Основная выращиваемая культура - хлопок. Он идет на экспорт. Можно отметить тот факт, что правительство страны прилагает определенные усилия к диверсификации национальной экономики. Так, например, в конце 90-х власти государства взяли курс на приватизацию предприятий. В 2004 году был принят ряд законов, призванных улучшить инвестиционный климат страны. Это дало определенные результаты: в частности, значимую долю в экономике стал играть сектор горнодобывающей промышленности. Особенно активно выросла добыча золота. Сейчас доля промышленности в ВВП страны составляет порядка 21%, и это между тем сравнимо с показателями некоторых развитых стран. Доля сельского хозяйства - около 30%, сектора услуг - 49%. В последние несколько лет в Буркина-Фасо заметен заметный годовой прирост ВВП. Правда, на душу населения он довольно скромный - порядка 1200 долларов.

Экономика Бурунди

Бурунди - страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Ведущие сектора: производство кофе, чая, сахарного тростника, а также хлопка. В Бурунди крайне низкий ВВП на душу населения - порядка 140 долларов. Вместе с тем ВВП в целом растет, а темпы инфляции сопоставимы даже с развитыми странами - около 10-12%. Сельскохозяйственное производство в Бурунди сконцентрировано в основном в частных хозяйствах, есть небольшие фермы. Можно отметить, что доля промышленности в ВВП государства все же заметна - 15%. Но большинство предприятий связаны с сельскохозяйственной сферой - на них осуществляется переработка чая, кофе и других основных продуктов экспорта. Есть также заводы, на которых выпускаются сельскохозяйственные орудия. В числе перспективных отраслей для инвестирования в Бурунди выделяется добыча никеля. По расчетам геологов, в стране присутствуют значительные запасы этого металла.

Экономика Афганистана

Несмотря на сложные времена после прихода к власти в этой стране моджахедов в начале 80-х, Афганистан продолжает выстраивать внешнеэкономические связи. Но все же в основе экономики пока внутренний рынок. Более половины ВВП страны формирует сельскохозяйственная отрасль, но доля промышленности заметна - около 29%. Порядка 19% - сфера услуг. В Афганистан поступает международная гуманитарная помощь, что стало позитивным фактором экономического роста страны и улучшения социального положения граждан. ВВП Афганистана - около 21 млрд. долларов, показатель на душу населения - порядка 700 долларов.

Факторы формирования традиционной модели

Насколько корректно говорить о том, что низкие макроэкономические показатели в изученных нами государствах коррелируют с тем, что в этих странах установилась традиционная хозяйственная модель? Аналитики в целом сходятся во мнении, что здесь присутствует прямая зависимость. Залог экономического процветания государства сегодня - открытость для инвесторов, наличие значительных внутренних ресурсов, развитая правовая система. Если эти компоненты отсутствуют, то национальная хозяйственная система государства будет отставать от остального мира. Часто бывает, что подобная ситуация в экономике возникает в силу значимой роли традиций отмеченного нами типа.

В свою очередь, чем обусловлен тот факт, что отмеченные страны не могут осуществить переход к современной рыночной экономике? Мнения экспертов сильно разнятся на этот счет.

Есть версия, что те или иные модели экономических систем устанавливаются в государстве под влиянием политического фактора, который часто имеет внешнюю природу. Так, в частности, что касается Афганистана, то до гражданской войны, разразившейся в конце 70-х, страна в целом относительно успешно развивалась, привлекала туристов - пусть и сравнительно немного. То есть та традиционная модель, что фиксируется аналитиками в экономике Афганистана сегодня - это то, к чему страна пришла не по причине естественного развития, а во многом под влиянием внешнего политического фактора. Возврат к неким традиционным концепциям произошел по причине того, что перспектива дальнейшего развития рыночных механизмов здесь была сведена на нет гражданской войной.

То есть в соответствии с озвученной точкой зрения, традиционная хозяйственная система и присущая ей низкая развитость секторов - следствие воздействия на страну неких факторов. Более того, международная экономическая система, как полагают многие исследователи, такова, что изменить национальную модель в короткие сроки и адаптировать ее к глобальному рынку государствам, которые находятся на невысоком уровне развития, крайне непросто. В этом должны быть заинтересованы также и ее экономические партнеры, и ключевые мировые финансовые институты. Таким образом, понятие экономической системы, согласно данной теории, во многом связано с политическими процессами.

Другая точка зрения базируется на том тезисе, что традиционная экономика не может возникнуть в стране, если на то нет причин, обусловленных спецификой исторического развития государства, культурным фактором. Суверенная хозяйственная модель, согласно данной концепции, базируется на принципах, воспроизводимых в стране в течение многих поколений. И потому, каким бы значительным ни был фактор внешнего воздействия, если на уровне социальных коммуникаций нет установок, способствующих возникновению неформальных объединений в качестве альтернативы государственным или, например, предрасполагающих к применению традиционных правовых норм вместо тех, что излагаются в законах, то соответствующего типа экономическая модель попросту не сможет сформироваться.



Похожие статьи