Построение бюджетной системы. Бюджетная система страны. Модели её построения в федеративных и унитарных государствах. Принципы построения бюджетной системы Построение бюджетной системы страны зависит


БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь м/у ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.
По степени разделения власти м/у центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на:
- унитарные;
- федеративные;
- конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. 52 Бюджетная система РФ и ее структура
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ содержит 3 уровня:
1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (выполняет основные функции государства).
2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (89, включая Москва и С.-Петербург).
3) Местные бюджеты - около 30000: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москва и С.-Петербург; б) бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП, национального дохода между различными отраслями экономики, между регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает финансовую помощь нижестоящим бюджетам.
Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметоведению субъектов РФ. В настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой (здравоохранение, образование, ЖКХ, соц. политика, СМИ, культура, спорт).
Местные бюджеты – составляют 3-й уровень бюджетной системы и представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного самоуправления.
Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ - это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях. Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов Федерации. Бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней (приложение 1): в хорошем в качестве в Москве

· федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления .

В рамках бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) обеспечиваются образование и расходование денежных средств, предназначенных для решения задач и выполнения функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъектов РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ, который в свою очередь вместе с федеральным бюджетом образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты) (рис.1).

Рис.1 Схема консолидированного бюджета РФ

Как показывает рис.1, бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Все бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов местного самоуправления соответственно .

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Важнейшие функции государственного бюджета :

q аккумулирование финансовых ресурсов в руках государствен­ных органов в целях распределения и перераспределения между от­раслями, регионами и слоями населения;

q обеспечение содержания государства с его институтами, при­званными реализовывать функции государственной власти;

q стимулирование экономического роста по важнейшим для стра­ны направлениям;

q социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.

Бюджетная политика - регулирование уровня государствен­ных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень эко­номической активности, поддержания рыночного равновесия и сти­мулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Бюджетная политика - это политика государственных расходов, на­логовых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.

Структура государственного бюджета отражает структуру бюд­жетных доходов и бюджетных расходов.

Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных по­ступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на по­гашение государственного долга и пр.

Функции бюджетных расходов.

К основным функциям бюджетных расходов относятся: полити­ческие, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполи­тическая деятельность, поддержка СМИ и пр.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономи­ческой ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, ока­зывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, куль­туре и пр.).

Экономические функции состоят в:

q формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;

q структурной перестройке экономики путем поддержки отдель­ных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

q содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;

q выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочета­ния различных функций.

Идеальное исполнение государственного бюджета - полное по­крытие государственных расходов доходами, а еще лучше наличие остатка средств (профицита) государственного бюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит го­сударственного бюджета, т. е. превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит - превышение государственных расхо­дов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рас­сматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны госу­дарства. В соответствии с монетаристской концепцией - это вели­чайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с кото­рым надо всеми мерами бороться.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

§ внутренние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов;

§ внешние государственные займы. Они осуществляются в виде займов у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

§ эмиссия денежных знаков государственным банком - выпуск де­нежных знаков.

Государственные займы - получение государством на возврат­ной основе и на определенный срок денежных средств. Займы широ­ко используются в экономической политике государства: внутренние займы государства у физических и юридических лиц, займы у иност­ранных кредиторов.

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней госу­дарственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части.Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных ус­ловиях является подход к его построению наоснове категории обще­ственных благ, которые предоставляются государством налогоплатель­щикам.

Основу бюджетной системы страны формируют федеральный бю­джет и консолидированный бюджет.

Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государствен­ных органов по проведению активной экономической политики.

Консолидированный бюджет -годовая роспись всех государ­ственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образова­ний. Он отражает возможности и направления воздействия федераль­ного правительства и администрации субъектов Федерации при про­ведении экономической политики в стране.

Бюджет развития - способ практической реализации ведущей роли государства в проведении инвестиционной политики. Он отра­жает расходы государства на развитие потенциала общественного про­изводства.

Основными источниками бюджета развития в России являются:

§ связанные иностранные кредиты под гарантии Российского правительства;

§ инвестиционные кредиты Мирового банка и Европейского бан­ка реконструкции и развития;

§ средства из источников внутреннего заимствования. Использование средств бюджета развития осуществляется на кон­курсной, возвратной, срочной и платной основе в порядке, установ­ленном Правительством. Расходование средств бюджета развития осу­ществляется через специальный счет, открытый в Главном управле­нии Федерального казначейства Министерства финансов.

Бюджетный федерализм - автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.

Бюджетный федерализм - это способ организации межбюджет­ных отношений, который позволяет центральным органам власти ус­пешно выполнять функции по сплочению отдельных регионов в еди­ное целое государство. Вместе с тем бюджетный федерализм позво­ляет субъектам Федерации и местным органам власти проявлять свою самостоятельность в распоряжении финансовыми ресурсами в соот­ветствии с мерой их ответственности и компетенции за выполнение возложенных на эти уровни власти обязательств по оказанию услуг общественного характера. Важнейшим элементом практической ре­ализации бюджетного федерализма является Федеральный фонд фи­нансовой поддержки регионов.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ форми­руется в размере 15% суммы фактической величины налоговых по­ступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоход­ного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госу­дарственного бюджета, относятся: министерство финансов, минис­терство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сбо­ров и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных де­нег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

Функции казначейства в Российской Федерации:

§ проведение рациональной государственной бюджетной поли­тики;

§ управление доходами и расходами федерального бюджета;

§ повышение оперативности финансирования государственных программ;

§ контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Наряду с казначейством выполнением этих функций занята так­же Счетная палата при Совете Федерации .

Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплачен­ным по ним процентам.Обслуживание долга – механизм регуляр­ных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджет­ный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий го­сударственный долг вызывает непростые последствия в сфере рас­пределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолжен­ности государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг государства - накопленная задолженность госу­дарства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организаци­ям, населению.

Внешний долг государства - накопленная задолженность государ­ства по займам, полученным от других государств или международ­ных финансовых организаций.

Государственные ценные бумаги - средство заимствования госу­дарства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертифи­катов, казначейских векселей.

Государственные облигации - долговое обязательство государст­ва, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты осо­бого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.

Основные понятия налоговой системы государства.

Налог, пошлина, сбор и другие ана­логичные платежи (далее - налоги) – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Как следует из определения и многовекового налогового опыта, налог - это:

1) изъятие части дохода или собственности субъекта, безэквива­лентное относительно налогоплательщика, т. е. уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций;

2) определенные по размерам и срокам внесения платежи;

3) юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;

4) общественное принуждение, т. е. применение в случае не­уплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обос­нованных экономических и административных санкций.

Налоговая система есть совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной сис­темы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор и контроль за уплатой налогов.

Различаются источник и объект налогообложения.

Источником налоговых платежей , т.е. тем, из чего уплачивается налог, выступает общественный продукт (доход налогоплательщика). Теоретически налоги не должны затрагивать капиталов, иначе нормальное воспроизводство становится невозможным.

Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Нало­говая база – это часть объекта, на которую практически начисля­ются налоги. Налоговая база всегда меньше объекта налогообло­жения, так как существует необлагаемый налогом уровень заработной платы, дохода и других объектов, а также налоговые льготы.

Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой став­кой или нормойналогообложения . Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законода­тельном порядке. Они бывают фиксированными (напри­мер, установленная норма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величи­ны дохода). По ряду налогов определяют максимальные и мини­мальные нормы обложения. Максимальные ставки в экономичес­кой печати часто называют базовыми , т. е. ставками, по которым налогоплательщик должен осуществлять уплату без учета налого­вых льгот, освобождений от налогов, их отсрочки.

У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйственных субъектов. Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, лиц свободных профессий или ра­ботающих по найму является так называемое налоговое бремя , или доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

Налоговое бремя компаний и частных лиц зависит не только от порядка и исчисления налоговой базы, налоговых ставок и мно­жественности налогов, но и от размеров доходов.

Наряду с показателями доли уплачиваемых налогов в годовом доходе групп налогоплательщиков рассчитывается нацио­нальное налоговое бремя , или налоговая на­грузка на ВВП и чистый социальный продукт . Эти показатели наряду с ролью государственного сектора в народном хозяйстве и уровнем развития общенационального экономического програм­мирования являются индикаторами интенсивности ГРЭ.

Современные развитые страны особое внимание уделяют систе­ме налогообложения, которая становится одним из главных инстру­ментов ГРЭ. В европейских странах наметились тенденции к все большей интеграции национальных хозяйств и, следовательно, к большей взаимосвязанности налоговых систем. Изживают себя мелкие налоги и остаются зарекомендовавшие себя налоги с об­ширной налоговой базой, простые для взимания (подоходный, НДС, на имущество, на прибыль корпораций).

В российском законодательстве также происходят изменения в сторону улучшения и упрощения системы налогообложения. Были отменены многие сборы и налоги (налог на превышение фонда оплаты труда, косвенный специальный налог, сбор за использова­ние наименования «Россия»). Большее внимание сейчас уделяет­ся местным налогам, целью которых является развитие инфраструк­туры городов, обеспечение социальных программ, укрепление экономики на местах.

В социально-экономической жизни страны у налогов следую­щие функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;

2) поддержание социального равновесия путем уменьшения не­равенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения - социальная функция;

3) регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры заня­тости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-техни­ческого прогресса и других объектов - регулирующая функция

Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством . Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов - видов бюджетов и уровней бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и расходования финансовых ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет собой уровень или звено бюджетной системы . Число уровней бюджетной системы определяется типом государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней, представленных бюджетом центрального органа власти и местными бюджетами, бюджетная система федеративного государства - из трех уровней, представленных бюджетом федерального органа власти, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами. Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние — многочисленными видами бюджетом, определяемыми особенностями государственного устройства той или иной страны с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри нее.

Современная бюджетная система Российской Федерации складывалась под воздействием исторических условий формирования российского государства. До 1991 г. бюджетная система СССР (одной из союзных республик которого была РСФСР) объединяли союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик (включавшие республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты) и бюджет государственного социального страховании Единый Государственный бюджет СССР, который консолидировал все вышеперечисленные бюджеты (по принципу «собранной матрешки», когда каждый нижестоящий бюджет включался в качестве составной части в вышестоящий бюджет), утверждался высшим законодательным органом страны - Верховным Советом СССР. Тем самым при утверждении Государственного бюджет СССР утверждался объем доходов и расходов всех нижестоящих бюджетов. Вместе с тем после принятия единого бюджета страны каждый представительный орган власти (республики, края, области, города, района и т.д.) принимал своими законами или решениями соответствующий консолидированный бюджет (бюджет республики, бюджет края, бюджет области и т.д.).

Таким образом, бюджетная система страны до образовании Российской Федерации как суверенного государства строилась ни двух основных принципах - единства и демократического централизма, которые были провозглашены в законах, регулирующих бюджетные права СССР, союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов. Единство бюджетной системы предполагало прежде всего составление и утверждение единого (консолидированного) государственного бюджета СССР законодательным актом высшего представительного органа власти страны - Верховного Совета СССР. Кроме того, единство бюджетной системы было обусловлено единством доходной базы, единым планом экономического и социального развития страны, едиными принципами и правилами бюджетного планирования и бюджетного финансирования.

Принцип демократического централизма заключался в сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой из единого центра с предоставлением определенных бюджетных прав республиканским и местным органам власти. Централизм выражался в наличии единых для всех бюджетов общегосударственных налогов и доходов, высокой степени концентрации бюджетных средств в союзном бюджете (она достигала в отдельные годы 70%) и соответственно финансовой зависимости республиканских и местных органов власти от союзного центра, а также в широком использовании системы бюджетного регулирования (путем ежегодного перераспределения бюджетных средств, в основном через нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов, а также через дотации, предоставляемые вышестоящими органами власти нижестоящим). При такой системе распределения бюджетных средств демократизм как принцип построения бюджетной системы заключался только в необходимости составления и утверждения соответствующим органом власти консолидированного бюджета своей территории. Однако при этом не могли быть нарушены основные параметры, заложенные в едином Государственном бюджете СССР, а именно: уменьшена сумма доходов, установленная вышестоящим органом власти конкретному бюджету, и изменены индивидуальные нормативы отчислений от регулирующих доходов, определенные для соответствующего бюджета.

Образование Российской Федерации как самостоятельного государства предопределило радикальные изменения в составе и принципах построения бюджетной системы, что нашло отражение первоначально в принятии Закона РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В данном законе впервые был сформулирован принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. В соответствии с этим законом бюджетная система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР. После принятия в 1993 г. Конституции РФ понятие бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик и составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с которым они были представлены:

Республиканскими бюджетами республик в составе РФ;

Областным бюджетом автономной области;

Окружными бюджетами автономных округов;

Краевыми бюджетами краев;

Областными бюджетами областей;

Городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Местными бюджетами.

Введенный в действие с 1 января 2000 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации, закрепил основные изменения и бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 г.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов 1 . При этом в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной системы РФ (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Структура бюджетной системы Российской Федерации


Как видно из рисунка, бюджетная система РФ состоит из трех уровней (звеньев), каждый из которых представлен соответствующими видами бюджетов. Первый уровень бюджетной системы представлен одним видом бюджетов - федеральным. Различия в статусе разных субъектов РФ определяет множественность видов бюджетов, составляющих второй уровень бюджетной системы РФ . Они включают республиканские бюджеты республик, областные бюджеты областей и областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев и городские бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) 2 . Количество этих видов бюджетов зависит от государственного и административного устройства Российской Федерации, определенного Конституцией Российской Федерации. В настоящее время в результате объединения нескольких субъектов РФ их общее число составляет 83. Соответственно с 1 января 2008 г. второй уровень бюджетной системы Российской Федерации представлен 21 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, одним областным бюджетом автономной области, четырьмя окружными двумя городскими бюджетами.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен разными видами бюджетов - бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов, бюджетами внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетами городских и сельских поселений. По состоянию на 1 января 2009 г в Российской Федерации насчитывается более 23 тыс. местный бюджетов. В связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего двухзвенную структуру муниципальных образований, изменилась и структура бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63- ФЗ третий уровень бюджетной системы представлен двумя подуровнями: первый - бюджеты муниципальных районом, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй - бюджеты городских и сельских поселений. При этом в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходом и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий не являющихся муниципальными образованиями. Формирование муниципальных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ не допускается.

В Бюджетном кодексе РФ дана расширительная трактовки бюджетной системы РФ , включающей не только соответствующие уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственные внебюджетных фондов. Не оценивая спорность такой трактовки хотелось бы подчеркнуть, что включение в бюджетную систему внебюджетных фондов не означает, тем не менее, их консолидацию в бюджетах соответствующих уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов бюджетной системы РФ. Соответственно бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ (в части территориальных внебюджетных фондов) и учитываются на отдельных от бюджетов счетах. Поэтому расширительная трактовка бюджетной системы предполагает не объединение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а лишь включение в нее всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, независимо от того, в какой форме они формируются и используются.

Характеристика бюджетной системы предполагает определение не только состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействия друг с другом. В ст. 28 Бюджетного кодекса РФ определены следующие принципы бюджетной системы РФ :

1) единства бюджетной системы РФ;

2) самостоятельности бюджетов;

3) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджетов и единства кассы.

Представляется правомерной точка зрения некоторых экономистов 3 , которые полагают, что только первые четыре принципа относятся к построению собственно бюджетной системы, определяют формы взаимосвязей между звеньями и видами бюджетов, и остальные — характеризуют основы функционирования каждою бюджета, порядок его составления и исполнения.

Принцип единства современной бюджетной системы РФ по содержанию радикально отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная бюджетная система РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете. Поэтому принцип единства означает лишь создание единых правовых и организационных основ функционировании бюджетной системы и предполагает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведении бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания за средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Основным принципом функционирования бюджетной системы федеративного государства является принцип самостоятельности входящих в нее бюджетов. Он означает:

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществляй, бюджетный процесс;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, средства которого должны быть направлены на исполнение соответствующих расходных обязательств;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

Недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

Недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии но расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Реализация принципа самостоятельности тесно связана с применением принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ . Он означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органом местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. При этом договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, федеральными и субфедеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.

Следует подчеркнуть, что бюджетное законодательство (в отличие от некоторых учебных изданий) разграничивает понятия «бюджетная система РФ» и «консолидированный бюджет РФ» Определение бюджетной системы РФ через консолидированный бюджет РФ отрицает основной принцип построения бюджетной системы - самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Бюджетная система РФ представляет собой совокупность самостоятельных бюджетов всех трех уровней, в то время как консолидированный бюджет РФ, являющийся совокупностью федерального бюджета и консолидированных бюджетом субъектов РФ, представлен бюджетами только двух уровней, при этом уровень местных бюджетов перестает быть самостоятельным путем включения в консолидированные бюджеты субъектов РФ В условиях действия принципа самостоятельности консолидированные бюджеты имеют ограниченное применение. Они не утверждаются представительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления и используются для расчетом и анализа. В частности, данные консолидированных бюджетом служат для определения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в региональные и местные бюджеты, а также различных форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету. Отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета составляется путем консолидации отчетных данных об
исполнении бюджетов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, однако он также не утверждается представительным органом государственной власти либо представительным органом местного самоуправления. Данные отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за отчетный год являются основой для составления проекта консолидированного бюджета РФ на следующий год с целью распределения совокупного объема бюджетных ресурсов по бюджетам бюджетной системы РФ.

Функционирование бюджетной системы РФ регулируется следующими основными законодательными актами : Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами (решениями) субъектов РФ (представительных органов местного самоуправления) о региональных (местных) бюджетах на очередной финансовый год и др.

Основы бюджетного устройства РФ заложены в Конституции РФ, которая определяет федеративное устройство Российской Федерации, полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе в вопросах организации бюджетных отношений. При этом декларируется равенство прав всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В Конституции РФ разграничиваются полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, определяются совместные бюджетные и налоговые полномочия. В частности, в ведении федеральных органов государственной власти находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, федеральный бюджетный процесс, федеральное бюджетное и налоговое законодательство, федеральная государственная собственность и управление ею.

К сфере совместного ведения относятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и природными ресурсами. Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они имеют право самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, осуществлять бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство. Кроме того, Конституцией РФ предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, а органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Главным правовым актом, определяющим основы и механизм функционирования бюджетной системы РФ, является Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 г. При его разработке была сделана попытка объединить ранее действовавшее законодательство с учетом современных условий развития бюджетных отношений. При этом большинство нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, с принятием и введением Бюджетного кодекса РФ либо утратили силу, либо применяются в части, не противоречащей Бюджетному кодексу РФ 4 .

Бюджетным кодексом РФ определены границы бюджетных правоотношений, к которым отнесены отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетом бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также осуществления бюджетною процесса на всех уровнях бюджетной системы. Бюджетный кодеке РФ четко регулирует структуру бюджетного законодательства, определяя приоритет его норм над нормами федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и иных законодательных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также Указов Президента РФ, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом при возникновении противоречий между указанными правовыми актами и Бюджетным кодексом РФ применяются положения последнего. Данная норма позволяет обеспечивать единство и целостность бюджетной системы РФ, непротиворечивые законодательства субъектов РФ и муниципальных образований положениям федерального законодательства.

Бюджетный кодекс РФ обеспечивает правовое регулирование бюджетных отношений в вопросах:

Определения бюджетной системы РФ, установления принципов и основ ее функционирования;

Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

Определения организации межбюджетных отношений;

Обеспечения сбалансированности бюджетов и создания основ управления государственным и муниципальным долгом;

Определения участников бюджетного процесса и разграничения их полномочий;

Регламентации процедур составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

Организации государственного и муниципального финансового контроля;

Определения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Росийской Федерации» определяются вопросы финансирования совместных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, предусматривается изменение круга предметов ведения Российской Федерации (субъектов РФ) путем наделения дополнительными полномочиями субъектов РФ (муниципальных образований) и др.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В частности, им устанавливаются принципы территориальной организации местного самоуправления, критерии отнесения населенных пунктом к муниципальным образованиям определенного вида, перечень вопросов местного значения, особенности организации местного самоуправления, экономическая основа местного самоуправления и др. Закон определяет, прежде всего, двухзвенную структуру муниципальных образований и критерии, при которых определенные населенные пункты получают статус тех или иных муниципальных образований.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие проделана oгромная работа в части создания бюджетного законодательству адекватного условиям перехода к рыночным отношениям и построения федеративного государства, процесс реформирования бюджетного законодательства продолжается. Основным его направлением является совершенствование отношений между бюджетами разного уровня, базирующееся на реализации принципов бюджетного федерализма . В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ отсутствуют положения, определяющие организацию межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм является формой организации бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. К основным принципам бюджетного федерализма относятся: сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы; равенство бюджетных прав субъектов федерации, четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней; самостоятельность каждого бюджет, входящего в бюджетную систему; прозрачность межбюджетных отношений.

В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровни без адекватной передачи доходных источников. Это ведет к несбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов и росту муниципального долга. Все еще велика доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенции и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков: он слабо увязан с конечными целями и задачами развития субъектов РФ и муниципальных образований, недостаточно стимулирует региональные органы власти и органы местного самоуправления укреплять собственную налоговую базу, не в полной мере учитывает реальные потребности регионов в средствах, предполагает недостаточную прозрачность применяемых методик расчета межбюджетных трансфертов и т.д.

Для преодоления указанных недостатков и совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней в последнее десятилетие были приняты и реализовывались Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Основные положения данных документов легли в основу изменений, внесенных в бюджетное законодательство Российской Федерации. В результате было упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, сформированы принципы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления, установлено стабильное разграничение налоговых полномочий и закреплены доходные источники за бюджетами разных уровней, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях. Вместе с тем реализация нового бюджетного законодательства требует дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, создания условий для стимулирования практической реализации требований нового законодательства, содействия субъектам РФ и муниципальным образованиям в рамках реализации реформы местного самоуправления, создания стимулов повышения качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

1 См. ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2 После провозглашения принципа самостоятельности бюджетной системы РФ в 1991 г. бюджеты субъектов РФ (или региональные бюджеты) представлены совокупностью самостоятельных бюджетов, находящихся в распоряжении определенного органа власти. Поэтому во второй уровень бюджетной системы включаются, например, республиканские бюджеты республик, а не бюджеты республик. В последний, представляющий собой консолидированный бюджет республики, помимо республиканского бюджета входят и местные бюджеты. При этом данный бюджет не утверждается республиканскими органами представительной власти.
3 См.: Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству// Финансы. - 1998. - № 7. - С. 9.; Финансы: учебник /под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - С. 178
4 См.: Федеральный закон от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов .

2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет.

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги , займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Функция распределения принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику . Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Функция регулирования заключается в стимулировании и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий , хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Бюджетный механизм — составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

  • мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты ;
  • расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам ;
  • межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Контрольная функция позволяет выявить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований (субъектов РФ , муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны определяет бюджетное устройство.

Бюджетное устройство — это структура и принципы построения бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Основы бюджетного устройства обуславливаются формой государственного устройства страны. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах .

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности , хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств , в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований . К иным условиям установления налогов относятся: категории налогоплательщиков, объект налогообложения, источник налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, методы налогообложения, порядок начисления налогов, срок и порядок уплаты налога, налоговые льготы.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики , отраслями, регионами.

Регулирующая функция. Налоги как экономический рычаг используются государством для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Налоговая система — это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К последним относятся:

  • принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
  • виды налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Налоговая система устанавливает в Российской Федерации систему федеральных, региональных и местных налогов (рис.3.4).

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организацию отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений .

Финансовый контроль и прогноз размеров собираемых ими средств, поступающих в доход консолидированного и федерального бюджетов в планируемом году и на среднесрочную перспективу, с соответствующими обоснованиями и расчетами осуществляют Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и Министерство имущественных отношений РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам совместно Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляют прогнозирование поступление дополнительных средств в федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в результате реструктуризации задолженности, проводимой этими органами в прошедшие три года.

Государственные расходы

По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

  • функциональному назначению;
  • экономическому назначению;
  • ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства .

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Экономическая группировка — это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата , начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала .

Капитальные расходы включают:

  • возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов ;
  • безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов , выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Бюджетный дефицит. Проблемы балансирования бюджета

Заимствование государственных финансов согласно международным стандартам статистики не относится к доходам, а рассматривается как источник финансирования дефицита. Итак, с точки зрения финансирования дефицит можно определить по формуле:

Деф = З - Пд + Ост, (3)
где Деф — дефицит, ден.ед.; З — заимствования, ден.ед.; Пд — суммы погашения долгов, ден. ед.; Ост — уменьшение остатков ликвидных финансовых средств, ден. ед.

Формами финансирования государственного бюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.



Похожие статьи