Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.
В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
(5-конец 17 в.)
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители:
Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители : К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Адвалорный – 3
Специфический – 2
Комбинированный - 4
Альтернативный - 1
Определение:
Применяется по решению таможенных органов
Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.
Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.
Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.
Позитивная экономика занимается :
Выявлением содержательных процессов и явлений.
Поиском путей выхода из кризиса
Использованием экономических законов при решении экономических задач
Определением имеющихся ресурсов.
Право пользования
Право распоряжения
Право владения
Право на запрещение вредного использования
Совет директоров – iii;
Государство - iv
Акционер - ii
Общее собрание акционеров – i
Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.
Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов
Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.
Дедукция – метод перехода от общего к частному
Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).
Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).
Фридман Мильтон
Маршалл Альфред
Смит Адам
Кейнс Джон Мейнод
Учение меркантилистов в России разделяют:
Мардвинов
Посошков
Ордин-Нащёкин
Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).
Неоклассический синтез – (iиз атворов).
Самоэльсон
Классическая школа - 3 .
Меркантилизм – 1 .
Марксизм - 4 .
Физиократия – 2 .
Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)
Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)
Риккардо
Плеханов
Бён-Баверк
Предмет роскоши
Предмет первой необходимости
Товар-заменитель
Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:
Субъекты:
Каждому из определений дать соответствующее понятие:
Установить между названиями работ и их авторами.
Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:
Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:
Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами
Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :
Расчёт коэффициента эластичности:
Пример по расчёту эластичности :
E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ |
|||
Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.
Более сложный пример по ра c чёту эластичности:
Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).
Издержки.
Таблица :
При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.
∆TVC/∆Q
MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)
Какое выражение представляет собой предельные издержки?
Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.
Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.
Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.
Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???
Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .
Экономические школы |
Период развития |
Представители |
Меркантилизм |
Томас Мани Антуан де Монкретьен |
|
Физиократы |
Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго |
|
Классическая политическая экономика |
конец 18 - 1-я пол.19 вв. |
Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм |
2-я пол. 19 - 20 вв. |
Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория |
конец 19 - начало 21 вв. |
Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство |
20 - начало 21 вв. |
Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм |
20 - начало 21 вв. |
Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм |
20 - начало 21 вв. |
Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантелизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, чторешение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономикиотконкуренциисо стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
Томас Мен (1571-1641)
Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .
С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капиталаи внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, чтоисточником богатства является труд только в земледелии (производство в с/х, а не обращение). Промышленность они считали бесплодной сферой перерабатывающей продукты земледелия и природы. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства (с/х).
Физиократы называли себя экономистами, а свое учение политической экономией. Физиократы были предшественниками классической политэкономии.
Основными представителями школы являлись:
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Классическая школа полит. Экономики
Дальнейшее развитие эк. наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление . Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономические школы.
Меркантилизм 16-18 вв.
От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.
Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.
Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.
В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.
Физиократы 18 в.
От греческого – власть природы.
Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)
Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.
Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)
Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.
Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.
Основные идеи А. Смита:
Государство не должно вмешиваться в экономику;
- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;
Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.
Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.
Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.
Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.
Другие представители: Лафарг, Ленин.
Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.
Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.
Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.
Неоклассическое направление (начало 20 в.)
Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.
Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.
Школы данного направления:
- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.
Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.
Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.
Институционализм.
Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.
Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).
Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.
Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .
1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .
В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .
В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .
Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .
Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколько-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .
Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .
Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .
Похожие статьи