Деньги в форме круга бумажные. Как «делают» бумажные деньги

* * *

Здравствуйте, уважаемые читатели! Расчётный знак, который мы называем «бумажные деньги», не всегда печатался на бумаге. Предшественником бумаги была кожа, шёлк и другие виды плотных тканей, а также дерево. Сейчас бумага для денег в большинстве случаев изготавливается из хлопка. В иных вариантах может использоваться лён или манильская пенька - абака. Но уже спешат на смену гибридные виды - полусинтетическая бумага и даже пластик. Посмотрим, из какой бумаги делают деньги, и с чего же всё начиналось?

Первая бумага для денег

С момента изобретения письменности человечеству постоянно требовался материал, на котором можно было оставлять записи. Задолго до изобретения бумаги для этих целей служил папирус и пергамент. В Древней Руси распространялась письменность на бересте и коже. В самом Китае предшественником бумаги был материал, готовящийся из бамбука и пеньки. Использовали и шёлк. Но всё варианты были крайне неудобными. Бамбук много весил, а высокая стоимость шёлка не позволяла его использовать в качестве основы для записей. Тем более, записи получались расплывчатыми и не устойчивыми к влажным условиям. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь, но и до него уже была известна бумага из конопли, не получившая широкого распространения.



* * *

Удобство предложенного изобретения состояло уже в том, что для заготовки брались практически отходы жизнедеятельности: рваные рыболовные сети, обрывки ткани и древесная кора. Этот материал измельчали и надолго замачивали в воде. Когда основа превращалась в однородную мягкую массу, её заливали в специальные формы и сушили на солнце. Отсюда родился производственный термин «Отлив бумаги». Но должно было пройти едва ли не тысячелетие, когда этот материал воплотился в деньги.


Одни исследовали утверждают, что для первых бумажных денег брали высококачественные сорта бумаги. Другие указывают на сведения, что первые банкноты получались очень хрупкими и период их обращения не превышал трёх лет. Проверить это невозможно, так как ни одна из ранних банкнот (династия Тан) не сохранилась. Историю бумажных денег Китая изучают уже по экземплярам второго тысячелетия нашей эры. Уцелевшие образцы демонстрируют хорошее качество бумаги. Она пригодна для нанесения многокрасочных чернил, а надписи не расплывались. В качестве преобладающего средства обращения бумажные деньги утвердились при династии Юань. В эту эпоху бумагу для денег изготавливали из коры шелковицы. Уже были известны и защитные методы: бумага пропитывалась красителем из растений и волокон, состав который держали в тайне.

Бумага для денег в царской России


* * *


Книга "Апостол" и рубль СССР в честь первопечатника Ивана Фёдорова

Европа задержалась в производстве бумаги от Китая на тысячу лет. В пределах русских земель её научились делать гораздо позже. Производителем бумаги Россия стала лишь в период царствования Ивана Четвёртого (Грозного). Но следует отметить заслугу Петра Первого, отлично понимавшего важность бумаги для государственных нужд. Именно с его подачи в 1723 году гербовая бумага обрела водяной знак. По приказу императора в 1716 году выстроена и Красносельская бумажная мануфактура. Именно на ней осуществлялось изготовление бумаги для первых российских ассигнаций 1769 года. С 1785 года производство переезжает на бумажную мануфактуру Царского Села. Уже разработанные технологии создания водяного знака применили и к бумаге для ассигнаций. Краска и текст наносились в Сенатской типографии.


Сохранившиеся экземпляры «екатеринок» подтверждают, что качество бумаги для первых российских бумажных денег было не на высоте. Бумага получила характерный цвет при выпуске модифицированных ассигнаций в 1786 году. Если ассигнации достоинством 50 и 100 рублей печатались на белой бумаге, то для двадцатипятирублёвки использовали бумагу светло-бежевого цвета. Пять рублей стали синими, а десятка - красной. Эти цвета преобладали на данных номиналах в течении нескольких веков. Улучшилось качество бумаги, усложнился водяной знак.


Всё изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда страну наводнили фальшивки, а курс бумажного рубля упал до 20 копеек монетой. Проект устройства Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ), предложенный генерал-лейтенантом Августином Августиновичем Бетанкуром в 1816 году, был одобрен на самых верхах. Остались записи императора: «Представленные мне план и сметы, составленные вами для устройства фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг, я рассмотрел в подробности, и утверждая их во всей силе, повелеваю, из особой моей к вам доверенности и уважения к отличным познаниям, провести оное устройство к окончанию и в полное действие под непосредственным вашим наблюдением и надзором» . Завершилось строительство в начале 1818 года. А к осени уже начали печатать первую партию новых двадцатипятирублёвых ассигнаций.


Производство бумаги для денег нового поколения требовало рольные ящики для размола в массу пеньки и тряпья и черпальные чаны для ручного отлива бумаги. ЭЗГБ представляла собой уникальное производство, где изготавливали бумагу и отправляли её на собственную полиграфию. Качество бумаги постоянно росло. Готовый продукт стал уходить на экспорт. Экспедиция тщательно заботилась о подборе специалистов, которых искали по всей России и приглашали из-за рубежа.


* * *

Производство банкнотной бумаги в царской России


Первоначально бумагу изготавливали вручную. Основой для ручного отлива бумаги можно назвать пеньку. Пенька проходила множество предварительных стадий: растрёпывание волокон, размачивание, варка в щёлоке, отбеливание. Затем полученный материал тщательно перемалывали. Для этого использовали рольные ящики. Однородная бумажная масса попадала в чаны. Черпальщик подхватывал состав и распределял его по поверхности формы. В итоге выходил уже бумажный лист. Для удаления влаги бумага прокладывалась суконной материей и попадала под пресс. Сушили её подобно белью - на верёвках. Звтем для придания прочности следовала пропитка животным клеем. Процессы прессования и сушки чередовались. Наконец полученный лист оказывался между платами из меди и ставился под пресс. После изъятия из плат получался готовый продукт, пригодный для печати денег.


* * *

В 1864 году Экспедиция обретает две машины для отлива «бесконечной» бумаги. Это позволило воплотить непрерывно-поточный процесс отливки бумаги. Бумажная масса подготавливалась в восьми варочных котлах и тридцати двух роллах. Отделка бумаги производилась каландрами (машина для непрерывного формования бумажного листа методом пропуска его через зазор между вращающимися валами при достижении заданной толщины и ширины).


* * *

Имела ли когда-нибудь бумага для денег повышенную толщину и плотность? Для примера вспомним , печатавшиеся в самом конце существования Российской Империи. Ими пытались заменить недостаток медной монеты. На лицевой стороне было изображение царя дома Романовых, взятое с клише юбилейной серии почтовых марок. На обороте вместо клеевого покрытия пояснительная надпись «Имеетъ хожденiе наравне съ разменной монетой». Такую «банкноту» не проверишь на водяной знак, так как её толщина и плотность не позволяла просмотреть денежный знак на просвет.



* * *

Производство бумаги для денег в СССР и современной России

При изучении бумаги под микроскопом можно увидеть, что это мелкие растительные волокна (основная часть - целлюлоза), механически сплетённые друг с другом. Прочность сцепления обеспечивают и химические связи. Автоматизированный отлив происходит на сетке бумагоделательной машины. Жидкая взвесь волокнистых компонентов проходит этапы удаления избыточной влаги путём прессования и сушки. Состав бумаги для отечественных денег - это преимущественно хлопковые и льняные волокна, где чистой целлюлозы более девяноста процентов. Для усиления прочности происходит проклейка бумаги в массе или с поверхности. Для этого используется меламиноформальдегидная смола, крахмал или их аналоги.


Волокно в количестве нескольких тонн около двух часов выдерживают под большим давлением в специальном бройлере. Эта взвесь проходит осветление и очистку в огромном резервуаре. После окончания данных технологических стадий заготовочная масса помещается под пресс, а затем переходит в аппарат-размягчитель. Специалисты указывают, что именно тогда бумага для денег обретает знакомое нам ни с чем не сравнимое похрустывание (за счет введения различных наполнителей, улучшающих качество бумаги) и обзаводится износоустойчивостью.


Используются два вида бумагоделательных машин: столовые (плоскосеточные) и цилиндрические (круглосеточные). Первые формируют бумагу на длинной горизонтальной сетке. У вторых для этого служит сеточный цилиндр. Процесс производства бумаги с локальным водяным знаком в СССР осуществлялся на цилиндрических машинах, так как именно сетка цилиндра при формировании на бумаге водяного знака обеспечивает его строгую фиксацию относительно прочих элементов рисунка готовящейся купюры. Бумага с общим водяным знаком могла изготавливаться на машине любого типа. Элементы защиты от фальшивомонетчиков напрямую присутствуют и в бумаге. Это тонкие волокна различной окраски, позволяющие светиться в ультрафиолете. Это и металлизированная нить, которая внедряется в бумагу, выходя на поверхность в определённых местах.

Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака

Продвижение войск Юденича заставило советскую власть задуматься о переносе столице из Петрограда в Москву. Вместе с органами власти переезжает и печатное отделение ЭЗГБ. Производство бумаги остаётся в Петрограде. На его основе рождается Ленинградская бумажная фабрика Гознака. Замена техники в предвоенные годы позволила фабрике освоить широкий спектр бумажной продукции: бандерольная, перфокарточная, мелованная, светочувствительная, фототипная и бумага для картографических нужд. В производстве бумаги для денег также произошли изменения. Пеньковое волокно постепенно заменяется хлопковым. Для придания прочности используется проклейка животным клеем. Для большей экономии некоторые виды денежных и ценных бумаг производятся из хлопкового линта и пеньковых очёсов.


* * *

В период блокады производство бумаги для денег прекращено, но фабрика работу не останавливает. Какое-то время выпускается противоипритная и документная бумага. Затем фабрика переводится на выработку пищевой целлюлозы. Возврат на прежние рельсы произошёл после прорыва блокады. Назначенный директором фабрики в апреле 1943 года Иван Андреевич Селиванович берётся за процессы восстановления быстрыми темпами. К процессу выпуска бумаги в августе 1943 года подключается бумагоделательная машина № 3. К 1946 году в работу вступают ещё четыре машины. Состав производственных средств расширяется цилиндрической машиной № 6. Все введённые в строй агрегаты начинают ускоренно производить бумагу для денежных знаков реформы 1947 года.


Перерождение Ленинградской фабрики происходит в период 70-х и 80-х годов. Строится новый корпус для современного оборудования. Кроме денежной бумаги специалисты начинают производство ранее дефицитных сортов. Примером может служить «Астролюкс» - высокоглянцевая мелованная бумага для художественных изданий и альбомов. К началу 90-х годов на фабрике выпускается около полусотни различных видов бумаги, куда входит продукт с водяными знаками для документов и денег.


* * *

Сложный период 90-х годов не останавливает работу фабрики, ведь бумажных расчётных знаков требуется всё больше. Приказ министра финансов Российской Федерации в 1995 году переименовывает предприятие в Санкт-Петербургскую бумажную фабрику Гознака. Не останавливается и развитие производственного парка. В 2000-х годах постоянно приобретается новое оборудование, что позволяет фабрике удерживать позиции на международном рынке. Банкнотной бумагой, изготовленной в Санкт-Петербурге, пользуются наши партнёры по СНГ, а также страны Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего и Дальнего Востока и даже Африки.

Краснокамская бумажная фабрика Гознака

Уже в середине 20-х годов СССР столкнулся с дефицитом бумаги для денег и документов. Ленинградская фабрика не могла закрыть все потребности огромной страны. Новая бумажная фабрика начинается строиться в Пермской области. Местом её расположения выбран город Краснокамск. Процесс строительства начался в 1933 году, а к 1937 году подошёл к завершению. В 1934 году в Ленинградском целлюлозно-бумажном техникуме состоялся первый выпуск техников-технологов для фабрики Краснокамска. 9 декабря 1936 года на фабрике отлит первый рулон простой серой бумаги, а до конца года выработка составила 53,4 тонны. Технологические процессы в запланированном объёме удалось запустить лишь в 1940 году. В ассортименте продукции (около 30-ти наименований), конечно же, значилась и бумага для денег.


В годы войны производство расчётных знаков в Краснокамске приобретает ключевое значение для страны. Ленинград в блокаде. Москва под угрозой захвата. Поэтому Краснокамск кроме бумажной фабрики принимает монетный двор, функционировавший до 1949 года, и часть оборудования Московской печатной фабрики. Со второй половины 1941 по август 1943 год бумага для денег и государственных документов производится исключительно в Краснокамске.


По окончанию войны производственные процессы лишь расширяются. Кроме документной бумаги для паспортов и партийных билетов освоен выпуск бумаги для почтовых марок. Растут производственные корпуса, в одном из которых размещают комплекс для отбеливания целлюлозы, на выходе дающий бумажную основу повышенной белизны и прочности. В год пятидесятилетия Октября в строй вступает цилиндрическая бумагоделательная машина, на которой создаётся бумага как с общим, так и с локальным водяными знаками. Достоинство техники нового поколения в способности вплетения металлизированной нити и двустороннего проклеивания.


* * *

Середина 80-х - это очередное техническое перевооружение. Предприятие запускает четыре бумагорезательные машины, снабжённые электронными устройствами сортировки и контроля. Автоматизируется резка листов и отбраковка, так как продукт на выходе просматривается специальным лучом, способным найти дефекты (крупный сор в листах или механические повреждения). Кроме бумаги для денег в Краснокамске создаётся бумага для журнальных и художественных изделий, получившая награду на Всесоюзной выставке книги и плаката в 1983 году.


Внутренняя "кухня" производства (Цех № 22)

В настоящее время ФГУП Гознак значительно расширил производство бумажной продукции в Краснокамске. 2018 год - это веха, от которой ведётся отсчёт запуска наисовременнейшего оборудования для производства банкнотной и защищенной бумаги. Для этого выстроен новый банкнотный корпус. Бумага, выработанная в Краснокамске, поставляется не только для печати отечественных денег, но уходит на экспорт в различные страны мира.

Характеристика бумаги для денег

Во главу угла здесь поставлена износоустойчивость. Она определяется сопротивлением излому и разрыву. В изначальном состоянии «ПРЕСС» большинство купюр пребывает недолго. Они непрестанно сгибаются и разгибаются. Для сравнения укажем, что обычная офисная бумага начинает рваться после двух десятков двойных перегибов, что для денежных знаков недопустимо. Как называется аппарат, на котором определяется значение сопротивления денежной бумаги излому? Его имя - фальцер (от немецкого «Falzer»). Пригодные образцы выдерживают несколько тысяч двойных перегибов. Сопротивление на разрыв помогает определить динамометр. За расчёт берётся длина полосы бумаги, которая разрывается от собственного веса. Длина полосы денежной бумаги должна достигать значения в несколько тысяч метров. Третьим китом в этой компании окажется сопротивление разрыву кромки, для которого технических норм в большинстве случаев не предусматривается, но предполагается значительная величина.


* * *

Износоустойчивость обуславливает срок жизни банкноты. Но она - не единственный параметр. Очень много зависит от состояния денежного оборота на конкретный момент. Когда пятитысячная банкнота была диковинкой, срок её службы составлял от пяти до семи лет, зато бумажная десятка крутилась в обороте так быстро, что выходила из строя за 10-12 месяцев. Сейчас положение дел изменилось. Бумажные десятки практически уступили место стальным, их в обороте повстречать сложно. Цены повысились, сократив срок жизни банкноты 5000 рублей до четырёх лет. Отведённый сторублёвке срок составляет два года. Каждый год ЦБ России запускает в оборот примерно два с половиной миллиарда новых купюр, но столько же банкнот уничтожают ежегодно по причине ветхости.


* * *

Не менее важными характеристиками бумаги для денег были и остаются её белизна и гладкость. Белизна характеризуется устойчивостью, так как не должна терять светлый оттенок в процессе денежного оборота. Светопрочность задаёт, насколько падает механическая прочность бумаги под воздействием солнечных лучей и иных источников света. Волокна льна и хлопка используются в производстве бумаги для денег ещё и потому, что у них наивысшая стойкость к старению. Учитывают также значение непрозрачности бумаги. Ведь подлинность евробанкнот первого выпуска проверяли и по совпадению отдельных элементов рисунка обеих сторон купюры в нечто цельное, когда её смотрят на просвет. При полностью непрозрачной бумаге такое было бы невозможно.

Экспериментальные опытные серии банкнот

Однако бумагу для денег проверяют не только в экспериментальных лабораториях, но и в режиме постоянной эксплуатации. Для этого в оборот запускают опытные банкноты, а через определённый срок изымают их и проверяют, насколько устойчивыми они оказались к реальным условиям. Отсеивают их по сериям в номере. Для модификации 2001 года известно три экспериментальные банкноты. Это 50 рублей серии АБ и 100 рублей и АБ. Последних в коллекционной среде выявлено столь мало, что каждый известный экземпляр считается раритетом. Новички склонны путать эту дорогостоящую редкость с банкнотой 100 рублей серии АБ, но уже модификации 2004 года. Или не обращают внимания на размер букв. Серия «аб» для сторублёвки является рядовой и к опытным банкнотам отношения не имеет.


Однако и для модификации 2004 года имеются заветные сторублёвки. В этом случае следует искать серии ФФ, УУ и ЦЦ. Правда, банкноты серии ЦЦ не имеют отличий от стандарта ни по составу бумаги, ни по защитному лаку. Для работников бумагоделательной промышленности важно, что эта серия запущена в оборот одновременно с остальными. В сравнении степени износа опытного образца (ФФ и УУ) и эталонного (ЦЦ) подведут итоги, оказались ли изменения в составе бумаге и лака позитивными. В 2006 году эксперимент проводился и над бумажными десятирублёвками. Опытными являлись купюры серий ЦЦ и ФФ, последняя из которых представляла бумагу нового состава.


Одиннадцать серий опытных банкнот приняли участие в эксперименте 2016 года. Правда, эксперимент вряд ли можно признать успешным. Каким-то образом информация утекла но сторону, и продавцы бон принялись изымать нужные купюры напрямую из банковских учреждений в состоянии «ПРЕСС». Здесь надо обращать внимание не только на серию, но и на первую цифру номера (от «1» до «5»). Она характеризует толщину лакового покрытия. Контрольными банкнотами, не отличающимися от тиражных, являются те, чей номер начинается на «5». Рынок быстро насытился, и банкноты серий УА, УБ, УЕ, УК, УЛ, УН, УС, УХ, УЧ и УЬ сейчас можно приобрести по цене, не сильно превышающей номинал. Исключение представляет серия УО, так как бонисты считают её серией замещения (замена бракованных банкнот иных опытных серий и номеров с семью нулями), где количество экземпляров не превышает сорока тысяч для каждого из опытных направлений по толщине слоя лака (от «1» до «5»). «Генеральная коллекция» в данном случае будет состоять из 55 банкнот, из которых пятёрку «УО» будет раздобыть непросто.

Сколько стоят банкноты экспериментальных серий? На конец первого квартала 2018 года приблизительная стоимость редких и ценных банкнот выглядела следующим образом:


Роль бумаги в процессе изготовления подделок

В России столкнулись с проблемой подделки бумажных денег сразу после их ввода в оборот. Первой жертвой оказалась ассигнация достоинством 75 рублей. Её пришлось изъять из обращения, потому что местные «умельцы» навострились переделывать в этот номинал двадцатипятирублёвки. Ведь бумага первой эмиссии денежных знаков разного достоинства ничем не отличалась.

Огромное количество подделок было завезено армией Наполеона. Специалисты утверждают, что их сохранилось больше, чем подлинных ассигнаций. Работа французских печатников не всегда копирует оригинал (к примеру, «холячей» вместо «ходячей»). Главным признаком служит подпись. Отечественные ассигнации подписаны чернилами вручную, а на их французских копиях подпись отпечатана. А что с бумагой? Оказывается, французский «десант» можно отличить и по ней. Русские деньги печатались на белой бумаге. У французских «рублей» примесь красителя подарила бумаге голубоватые тона. Интересно, что и российские ассигнации начали печатать на бумаге с лёгким зеленоватым оттенком, но случилось это уже в 1814 году. Кроме того, французы превзошли наших мастеров в чёткости водяных знаков.


Своеобразный «ответный ход» французы получили в середине ХХ века. Талантливый изобретатель Чеслав Боярский, окончивший Львовский политехникум, разбогател на высококачественных фальшивках банкнот 1000 франков (дореформенные) и 100 франков (послереформенные). Оригинальный метод создания бумаги предусматривал то, что основой для неё служили настоящие банкноты мелкого достоинства. Единственное, что не смог передать Боярский - это характерное похрустывание купюр. У экспертов не было претензий к качеству печати, а недоработка в свойствах бумаги привела Боярского на скамью подсудимых.

Впрочем, наводнение денежного оборота вражеского государства фальшивками - излюбленный приём технологически развитой страны. Посмотрим, как гитлеровская Германия надеялась обрушить экономику Великобритании. Очень важная часть предварительных работ была посвящена бумаге. На одно исследование, есть ли в английских банкнотах целлюлоза, ушло много времени и средств. В результате выявлено, что целлюлоза в банкнотах отсутствует, а бумагу сделали из волокон льна. Но на рынке огромное количество сортов этой культуры. Большого труда стоило выяснить, что лён в Великобритания поставляют из Турции. Договориться с поставщиками оказалось несложно. Немцы даже смогли получить бумагу, практически не отличимую от той, которую использовал Банк Англии. Вот только процесс получения хорошо шёл вручную, но при механизации конечный продукт уже сильно отличался от оригинала. Работы по воспроизведению бумаги от старта до финиша заняли два года.


Среди отечественных фальшивомонетчиков выделяется Виктор Иванович Баранов. Конечно же, особое внимание он уделил процессу имитации бумаги: «Деньги можно в принципе сделать из любой бумаги. Ну, конечно, сначала я использовал ту, которая мне больше подходила. А потом пришел к созданию новой бумаги. Я соединил искусственную целлюлозу с природной. Результатом стала бумага, которая по качеству была схожа с кожей и отличалась прочностью. Она практически не поддавалась механическому воздействию. Поэтому пришлось ее несколько ухудшить. Сделал слабую бумагу, которая быстро могла бы выйти из обихода. Кстати, через три года после моего ареста в ГДР создали такую же бумагу. А мне обидно, ведь могло быть российское изобретение» .


* * *



* * *

Но иногда тревожный сигнал о подделках оказывается ложным. СМИ в 1994 году запестрели новостями, будто Пермская область наводнена отечественными серии БМ без водяного знака. Детекторы данные купюры не отбраковывали! Неужели удалось подделать бумагу? Однако исследование конфискованного образца показало: расчётный знак подлинный. Перед экспертами предстал редкий случай производственного брака, выпущенный за пределы Гознака. Водяной знак обнаружился, но не в том месте. Купол Кремлевского здания спрятался за полиграфией, так как лист на печать подали не той стороной. Служба Банка России предложила беспрепятственный обмен бракованных купюр на банкноты без брака. Тут стоит напомнить, что коллекционеры бон оценят такой брак намного выше номинала.


Бумага для долларов США

Как и во многих других странах, включая Россию, бумага для американских долларов вырабатывается по особому рецепту, являющемуся государственной тайной США. Чтобы секрет не ушёл наружу, изготовлением бумаги с 1879 года занимается фирма-монополист «Крейн и компания» (Crane & Company). Сырьём является обрезь хлопчатобумажных и льняных тканей, которые смешиваются в соотношении: три части хлопка к одной части льна. Первоначальная сортировка происходит вручную. Проверенная масса режется и измельчается, чтобы оказаться в роторном котле. Перегретый пар преобразует тряпьё в однородную субстанцию. Её охлаждают и отжимают перед тем как отправить в промывочную машину, где используется артезианская вода. Попутно отсеивается проскочивший мусор и прочие инородные элементы. Заодно уменьшается длина волокон. Получается бумага сетчатой структуры, волокна которой расположены параллельно сторонам будущей банкноты.


Почему доллары не поражают белизной? Потому что бумага не использует оптический отбеливатель. Это помогает проверке в ультрафиолете, когда копии долларов, выполненные на обычной бумаге, начинают светиться голубым, а подлинные деньги остаются тёмными. В обычном свете поле долларов, не занятое рисунком, имеет серо-кремовый цвет.


Откуда в долларах взялись красные и синие шёлковые волокна? Можно найти сведения, что одна из первых партий шёлка была приобретена в Японии. Купленный продукт измельчили до микроскопических частей и добавили в жидкую бумажную массу. В настоящее время волокна разных цветов закупаются у разных фирм, чтобы затруднить подделку. Но фальшивомонетчики в большинстве случаев не возятся с волокнами, а имитируют их печатью или разрисовывают вручную.

Готовый бумажный продукт скатывается в рулоны длиной от семи до восьми тысяч метров и стандартной шириной 64,26 сантиметра. Вес рулона варьируется в пределах 430-440 килограмм. Использование фирмы-монополиста характерно не только для США. Испания до перехода на евро также имела при монетном дворе фабрику по изготовлению бумаги, секретом которой владела она одна.


* * *

Но даже такие защищённые банкноты, как доллары, непрестанно пытаются подделывать. Качество подделок растёт. Уже в 1992 году Великобритания предупреждала партнёров, что в разных странах мира начался вброс стодолларовых фальшивок, практически не отличающихся от настоящих банкнот. Эксперты изучили состав бумаги и с неудольвольствием отметили, что она по свойствам (включая цветные волокна) почти копирует продукцию Crane & Company. Быть может, ввод купюр образца 1996 года был обусловлен возникшей проблемой.

Бумага для банкнот Великобритании

В это же время отправилось иным путём. В январе 1994 был анонсирован выпуск бумаги нового поколения. В момент изготовления на продукт наносится специальный символ, видимый лишь в ультрафиолетовых лучах. Для препятствию его истирания бумага покрывается миниатюрным слоем прозрачной плёнки, которая увеличивает и прочность банкноты. Новинка не удорожала процесс, а, напротив, сокращала производственные расходы в пять раз по сравнению с бумагой, где в качестве защиты создавался водяной знак. Такую бумагу сразу стали использовать не только для печати денег, но и для чеков, сертификатов и прочих документов, которые должны обладать сильной защитой от подделок.

Бумага для евробанкнот


Евробанкноты имеют не такой уж солидный возраст. Но при их создании объёдинились технические новинки нескольких европейских стран. Какую бумагу используют для денег ЕС? Бумажные деньги Еврозоны создают на основе хлопковых волокон. Получаемая бумага имеет хорошую износоустойчивость, которая удлиняет срок службы банкнот. Усложняет подделку и структура бумаги. Если присмотреться повнимательнее, мы обнаружим, что лицевая сторона купюры обладает гладкой поверхностью, зато на обороте шероховатая и жесткая. Не забыли и о привычной проверке на слух. При изгибании евробанкнота издаёт характерный хруст. Добавим, что свойства бумаги для евроденег позволяют ей не светиться в ультрафиолетовых лучах.


* * *

Бумага для стран Азии

В Японии наибольшее число подделок зафиксировано для банкноты в 10 000 иен. Но бумагу, использованную для серии 2004 года, пока качественно подделать не удаётся. Большинство подделок отсеивается как раз из-за низкокачественной бумаги, далёкой от той, на которой печатают оригинальные иены.


* * *


А вот в 1979 году предложил начать производство денежной бумаги, основой для которой служат листья ананаса. В качестве положительных свойств такой бумаги указывается её необычная мягкость и шелковистость. Утверждается, что и загрязняться такая бумага будет гораздо слабее обычной, что продлит жизнь купюр. Печатается ли валюта страны (Новый тайваньский доллар) на ананасовой бумаге? Это остаётся тайной. Ведь с 1979 года минуло много обменов денежных знаков, последний из которых проходил в 2007 году, когда оборот покинули старые банкноты номиналом 500 и 1000 тайваньских долларов без голографической полосы.

Завтрашний день бумаги для денег

Прогнозы для бумаги не слишком утешительные. Ей на смену спешат не только безналичные расчёты, но и полимерное производство, которое позволяет выпускать банкноты, износоустойчивость которых во много раз выше, чем у бумажных. Пионером здесь выступила фирма American Banknote Company, предложившая печать на оригинальном полимерном материале тайвек (Tyvek). Это разработка всемирно известного американского химического концерна DuPont.


* * *

Первый блин получился комом. Тропический климат не способствовал долговечности банкнот, заставляя краску отслаиваться от пластика, что послужило причиной отказа от банкнот нового поколения и возвращению к привычным купюрам. В 1988 году, невзирая на отсутствие тропического климата, перестаёт выпускать пластиковые банкноты остров Мэн. Впрочем, Передовые державы быстро поддержали почин. К двухвековому юбилею основания первого английского поселения Австралия запускает эмиссию полимерной десятки. Особенностью новой банкноты явилось оконце, на котором проступал голографический портрет капитана Джеймса Кука.


На середину 2018 года полимерные деньги используют 55 стран. В их числе и Россия, где выпущена памятная купюра с применением пластика (100 рублей 2018 года ). Достаточно внушительно, тем более что Канада анонсировала к 2014 году окончательную замену бумаги пластиком, и сейчас её бумажный банкнотный ряд полностью заменён полимерными деньгами. Но надеемся, что бумага для денег последнего слова ещё не сказала.

Первые деньги появились очень и очень давно. Поначалу их функции выполняли камни, жемчуг, раковины моллюсков и прочие предметы, которые были под рукой. Всё это сменили металлические монеты, ну а потом дело дошло и до бумаги. Из чего делают бумажные деньги? Какой именно материал используют для создания современных купюр?

Из чего делают бумажные деньги?

Ковка монет, конечно, занятие увлекательное, но сопровождалась рядом трудностей. Во-первых, металл для них сначала нужно добыть. Во-вторых, монеты были слишком тяжёлые - одна связка могла весить около трёх килограмм.

Заменить неудобные деньги впервые попытались примерно в I веке до н. э. в Китае, используя шкуру оленя. Широкое распространение такое изобретение не получило, и в IX веке н. э. в Китае появилась уже бумажная валюта.

Она была гораздо легче, удобнее и напоминала скорее сертификат или расписку о платёжной способности человека, которую торговец мог обменять на монеты. Самостоятельные купюры появились веком позже. Их изготавливали из древесной и растительной массы, смешанной с крахмалом или клеем. Материалом обычно служила древесная зола и кора тутового дерева.

За столько лет технология производства купюр давно изменилась. Из чего делают бумажные деньги сейчас? Сырьем для них служат хлопок и лён в различных пропорциях. Они содержат больше целлюлозы, чем обычная древесина, а значит, обеспечивают большую прочность и износоустойчивость. Количество хлопка зависит от конкретной страны, но в основном составляет от 70 % и выше. В США, например, его 75%, а остальные 25% - лён.

Процесс изготовления

После того как мы узнали, из чего делают бумажные деньги, давайте поговорим и о самой технологии. Для начала растительное сырье превращают в единую жидкую массу. Затем выливают её на специальную сетку, на которой вода процеживается и остается только смесь из волокон.

Для отлива или же процеживания существует два вида оборудования. Столовые машины выглядят как плоская горизонтальная сетка. Круглосеточная машина имеет вид цилиндра. Чтобы избавить от остатков влаги, смесь кладут под пресс, а затем высушивают.

Главные качества, которыми должна обладать купюра, - это устойчивость к различным механическим воздействиям. Для придания прочности в волокнистую массу добавляют крахмал, смолы или другие вещества. Иногда ими пропитывают и поверхность денежной бумаги.

После изготовления купюры тщательно проверяются на подверженность к излому и разрыву. Качественная бумага должна выдерживать до нескольких тысяч двойных перегибов, а её разрывная длина должна составлять не меньше тысячи метров.

Защита от подделок

Чтобы предотвратить копирование денег, часто используют водяные знаки - определенные изображения, которые проявляются на бумаге при просмотре на свету. Это своеобразное рельефное тиснение на волокнах. Его наносят специальным валиком, эгутёром, на стадии отливания смеси. В местах нанесения валика волокна становятся более тонкими, что и образует нужный эффект.

Кроме того, для придания купюре уникальности используют рельефные рисунки, металлизированные ленты, микронити и микрошрифты, голограммы. Благодаря этому скопировать деньги становится труднее, а злоумышленника вычислить проще.

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер.


Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители.

Следующий этап - добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже). Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.


Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). Из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.

Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот. Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.


Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу - износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег - сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).


Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.


Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.


На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины.


Дендироль - это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто - цветные или металлические) волокна.


Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения - например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.


Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков - очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.


Первым создается эскиз - его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам - демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.


После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Бумага делается из прессованной древесной массы — пульпы. «Бумажные деньги» делают из хлопка и льна (которые иногда еще называют «тряпичной бумагой»). Хлопковое и льняное волокно содержит гораздо меньше кислот, чем древесная пульпа, а потому выцветает и изнашивается тоже гораздо медленнее. Полотно далее вымачивают («проклеивают») в желатине — для придания ему большей прочности. Именно такой материал используют для бумажных купюр в Великобритании, США и Евросоюзе. Средний срок службы этих банкнот составляет два года.

В 1988 г., после нескольких лет исследований и тестирования в Организации стран Британского содружества по научным и промышленным исследованиям (англ. сокр. CSIRO), Резервный банк Австралии выпустил пластиковые банкноты из полипропилена. Срок их службы в несколько раз длиннее, чем у обычных денег, их сложнее подделать, поскольку их куда проще оснастить особыми средствами защиты от подделок, например голограммой. Сегодня на пластиковые банкноты перешли Мексика, Бразилия, Новая Зеландия, Израиль и Северный банк Северной Ирландии. В 2005 г. Болгария выпустила в обращение банкноты, сделанные из первого в мире гибрида хлопка и полимера.

Первые бумажные деньги действительно делали из древесномассной бумаги. В XI веке, в период империи Сун, когда кошельки с серебряными и золотыми монетами становились увесистей с каждым днем, в Китае вошли в оборот «долговые расписки». Это были листы бумаги с письменным согласием выплатить предъявителю эквивалентную сумму в монетах из золота или серебра. Сами расписки делались из высушенной и окрашенной коры тутового дерева и официально скреплялись печатью и подписью плательщика. Называли такой вексель «удобными деньгами». Считается, что в местном масштабе неметаллические деньги начали выпускать еще во времена династии Тан в провинции Сычуань. В японских купюрах до сих пор используется бумага, сделанная из коры тутового дерева.

Государственная гарантия бумажной валюты — вот принцип, на котором в сегодняшнем мире строится выпуск большей части денежных средств (в России в начале 1930 годов обеспечивал Наркомфин). В прошлом выпуск прямых векселей был прерогативой, в том числе, частных банков и отдельных лиц, что, разумеется, приводило к проблемам с гарантийным обеспечением. Первым в Европе денежные банкноты выпустил в 1660 г. Банк Стокгольма. Эти депозитные сертификаты на золотые монеты выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеция. Правда, спустя четыре года у банка не хватило монет, чтобы погасить все выданные сертификаты, и банк обанкротился.

Времена кризисов часто вынуждали выпускать в обращение резервную валюту — причем из материалов, отличных от хлопка или бумаги. В 1574 г., когда голландцы отчаянно пытались вернуть себе независимость от испанских завоевателей, город Лейден выпустил картонные монеты, сделанные из обложек молитвенников. В конце XIX в., когда Аляска еще входила в состав России, местные банкноты печатались на тюленьей шкуре. В Африке, во время англо-бурской войны 1902 г., для этих целей использовались лоскутки военной формы цвета хаки.

Бывает и так, что достоинство банкноты падает ниже стоимости ее производства. Гиперинфляция в Германии и Австрии после Первой мировой войны привела к тому, что в 1922 г. золотая монета достоинством в одну крону стоила 14 400 бумажных крон (кипа купюр весом около 15 кг). В результате многие мастерили собственную валюту из подручных средств — в том числе из игральных карт.

Бумага на сегодняшний день является основой для создания огромного количества всевозможной продукции.

Альбомы для рисования, марки, блокноты, различного рода упаковки, бумажные фонарики, конверты, игрушки и многое, многое другое обязано своим существованием именно бумаге, так как бумага является первичным материалом в процессе их создания.

Однако наиболее желанным и востребованным изобретением, сделанным из бумаги стали бумажные купюры .

Производство бумаги для последующего изготовления бумажных денежных купюр


Прежде чем изготавливать непосредственно денежные купюры, необходимо произвести специальную бумагу, которая станет основой для дальнейшего производства.

Появляется вопрос: что в ней особого? Всё дело заключается в том, что обычная бумага делаются из древесины, а вот бумагу для производства бумажных денег производят из таких составляющих как лён и хлопок.

Начинается производство с того, что около 3 тонн хлопка погружают специальный бойлер, имеющий огромные размеры и почти 2 часа держат под большим давлением. Изменившуюся после обработки массу сливают в огромную тару (резервуар), где производят её осветление и очистку. Затем, после очистки и осветления, массу подвергают прессовке и помещают в аппараты-размягчители. Именно после этого процесса бумага для денег приобретает особый хруст , а также получает износостойкие качества, что позволяет ей выдерживать тысячи двойных прогибов.

Когда бумажная консистенция ещё остаётся довольно мокрой, ей придают немного другой оттенок, заливая специальную краску, а потом создают распознавательные водяные знаки. Всё это делается для предотвращения подделки бумажных денег .

Процесс нанесения таких знаков заключается в том, что из бумажных листов в непоследовательном порядке изымают волокна бумаги и наносят защитные нити. Только после этого бумага отправляется на сушку. Высушенную бумагу скатывают в большие рулоны, достигающие весом свыше 4 тонн. Именно они отправляются на производство по изготовлению денежных купюр.

Сама процедура производства денежный бумажных купюр является очень дорогостоящей, сложной и весьма длительной. Она делиться на два основынх этапа. Первый этап – создание нового денежного знака или оригинала. В данный этап включается и производство нового печатного плана (проекта). Второй этап изготовления бумажный денег - это автоматизированный процесс печати тиража.

Видео "Производство специальной бумаги для изготовления денег" (6 мин. 21 сек.)


Процесс разработки и создания оригинала денежной купюры


При разработке новых образцов задействовано большое количество людей самых разных профессий:: работники финансовой сферы, госслужащие, художники и (обязательно!) специальная группа специалистов Гознака, без которых не обойдется ни одна разработка новой купюры.

Именно разработка образца нового, являющегося уникальным в своём роде, денежного знака является наиболее трудоёмким и тяжёлым этапом во всей процедуре производства денежных купюр.

Видео "Процесс разработки оригинала денежной купюры" (3 мин. 07 сек.)

Уже по обозначенным критериям и желаниям заказчика вступают в работу художники – создают эскиз будущей денежной купюры.

Данный эскиз изготавливается с учётом всех критериев технологических возможностей производства, которое будет осуществлять печатание будущих денег, с применением разнообразных методов защиты от подделок.

К художественному оформлению нового образца денежных купюр предъявляется ряд очень высоких требований. Одно из важнейших - показать принадлежность разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это отражается с помощью специальной уникальной символики государства, которыми являются различные национальные орнаменты, герб государства, специально разработанный рисунок-гравюра, а также соответствующая текстовая запись.

Чем крупнее становиться номинал, тем всё мудрёнее и сложнее становиться рисунок, а также увеличиваются размеры изготавливаемой купюры.

Далее, уже с полученного готового эскиза, разрабатывается печатный проект, который включает в себя создание оригинальных печатный форм для последующего тиражирования.

С такой сложной и ответственной работой , требующей особого умения и опыта, справляются только специалисты высшей квалификации. Это такие мастера как: фотографы, травильщики, граверы-художники, монтажисты, граверы-штемпелисты и многие другие. Таких высококвалифицированных кадров подготавливает только предприятие Гознака и только самостоятельно.

Наконец наступает момент, когда сочетается высочайшее индивидуальное мастерство разработчиков и использование новейшей современной техники, в числе которой и мощные компьютеры. Изготовленный на основе готового эскиза специальный печатный проект нового денежного знака отправляется правительственному органу для изучения и окончательного утверждения. Как только созданный вариант одобрен, начинается процесс изготовления форм для тиражирования.

Видео "Производство и утилизация денег" (4 мин. 51 сек.)

Видео "Работа художников над созданием новых денежных купюр" (3 мин. 30 сек.)


Способы печати тиража

В процессе печати бумажных денег применяются достаточно такие способы печати как офсетная, металлографская, типографская и орловская.

Задействование того или иного способа печати купюр в денежном производстве зависит от того, насколько сложным окажется печатаемый на них рисунок. Однако металлографский и орловский способы печати являются наиболее используемыми в процессе производства денег.

А теперь немного подробнее рассмотрим каждый из применяемых способов и разберём основные технологические моменты.

Видео"Производство денег в России" (2 мин. 52 сек.)


Орловская печать

Орловская печать была разработана ещё в далёком 1891 году ведущим специалистом Гознака Иваном Орловым. В те времена (как, в принципе, и на сегодняшний день) для воспроизведения типографским методом оригинала, имеющего большую палитру красок, для каждого из цветов рисунка необходимо было готовить отдельную форму для печати, после чего каждую поочерёдно оттискивали на фрагменте специальной бумаги.

Для того, чтобы нужный рисунок отобразился с необходимой чёткостью, надо было обеспечить полное и точное совпадение всех границ красок с различных форм, а это не представляется возможным даже при задействовании новейшей техники.

Что же сделал Орлов? Он внедрил специальный эластичный валик, имеющий довольно мягкую структуру и промежуточные шаблоны (формы), имеющие свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Каждый отдельный рисунок шаблона переносит свой уникальный фрагмент на определённое отведённое место на сборном валу, а уже с него палитра красок переносится на сборную общую форму, на которой выводится весь рисунок оригинала целиком.

С помощью такого метода становиться возможным в ходе одного прогона листа через печатную установку перемещать на оттиск без всяких разводов и разрывов яркий фрагмент рисунка, который с идеальной чёткостью соответствует оригиналу.

Такая ювелирная точность совпадения всех цветных линий на изображении является очень хорошим методом для борьбы с незаконным подделыванием денежных купюр.

В сфере производства бумажных денег и других ценных бумаг орловская печать имеет огромную популярность в большинстве стран мира. Однако для того, чтобы применение такого метода было оправдано, необходимо проводить печать больших тиражей.

Видео "Изготовление американского доллара" (1 мин. 34 сек.)


Металлографическая печать

Такой достаточно популярный метод печати денежный знаков как металлографическая печать был известен ещё с давних времен как один из вариантов изготовления копий гравюр великих художников. Для производства же денежных купюр этот метод был впервые применён в 1887 году.

При металлографской печати, также как и при орловской, изготавливаются специальные формы, но из другого материала - никеля либо стали.

Они представляют собой хорошо отполированные пластины, на которых уже нанесён с помощью специального пресса необходимый рисунок. Первой изготовленной металлографской форме дают название "оригинальный штемпель" и изготавливается она вручную методом гравировки.

Технология печатания бумажных денег методом металлографической печати, выглядит следующим образом.

Специальные детали гравировальных установок (гильшоры) создают очень трудные узоры из сочетания огромного количества линий, с помощью которых (после процесса травления) появляются различные элементы общего изображения, которое будет размещено на денежном знаке.

При совмещении и последующей компоновке работ, выполненных ручной гравюрой, гильшорных элементов, а также нанесённого шрифта образуется единое изображение денежного знака. А он, в свою очередь, размножается на последующие тиражные формы для печати.

Однако процесс размножения требует наличия специального, дорогостоящего комплекса оборудования, включающего в себя высокочастотную машину и автоматизированную гальванолинию.

Одним из наиболее главных достоинств метода металлографической печати является его художественные возможности. За счёт огромного спектра ярких тонов, с помощью различной глубины и ширины их нанесения удаётся достичь удивительно красивого результата. Кроме того, даже при печати однотонного рисунка, изображение получается визуально объёмным. Например, при печати зелёной краской возможно получить изображение с большим количеством разных оттенков этого цвета, начиная от тёмно-зелёного, практически чёрного, и заканчивая салатным.


Процесс печати на специальной печатной установке происходит таким образом. На готовые печатные формы, применяя приготовленные резиновые шаблоны, наносится краска, которая впоследствие поступает как на гравюру, так и на так называемые пробельные элементы. Затем с помощью специальных стирающих приспособлений удаляют краску, попавшую на пробельные поверхности форм. Теперь всё готово для того, чтобы наносить нужный фрагмент на лист бумаги.

Бумага прикладывается на форму и под большим давлением печатного цилиндра вся краска с гравюры переносится на лист бумаги.

На завершающей стадии производства листы с напечатанными денежными купюрами отправляются в цех, где их рарезают на отдельные купюры. После чего они поступаю на счётный станок, считаются и упаковываются.

Процесс производства денег закончен. Деньги полностью приготовлены к их использованию по назначению.

Видео "Установки и машины для производства денежных купюр" (4 мин. 17 сек.)



Похожие статьи