Ст 145 нк рф в новой редакции. Бухучет инфо. Может ли налогоплательщик, реализующий подакцизные товары, получить освобождение от уплаты НДС


Любая коммерческая организация имеет право быть освобожденной от уплаты НДС, при этом срок, в течение которого ей предоставляется подобная льгота, составляет 1 год (12 месяцев), но при этом необходимо соблюдение некоторых условий.

НДС облагаются практически все предприятия, потому их руководство интересует, как можно в 2018 году получить освобождение от НДС по статье 145, и какой пакет документов требуется предоставить для этого.

Есть освобождение от уплаты НДС? Используйте это право в любой момент. (Пленум ВАС 30.05. 2014 №33)

Какая организация может получить освобождение

Важно отметить, что подобная статья должна быть применима ко всему бизнесу и всей имеющейся деятельности, которой занимается организация, а не к определенному типу операций или виду бизнеса.
При этом, даже если компания соответствует всем необходимым требованиям, она обязана будет уплатить налоги согласно статье 145, пункту 3 (ввозной и агентский НДС).


Освобождение от уплаты НДС


Данная статья распространяется не только на крупные организации, но и на представителей малых видов бизнеса, таких как ИП. Основным условием, признанным основанием для ее применения, является сумма всей выручки, получаемая от продажи ТРУ (без НДС). Как сказано в статье 145, она не должна быть выше двух млн рублей, причем данная сумма считается за 3 предыдущих месяца работы.

Расчету подлежат операции, облагаемые НДС. В ст. 145, п. 2 прописано, кто именно не попадает под данную категорию:


  1. Предприятия, которые осуществляют продажу подакцизного товара.

  2. Компании, ранее освобожденные от выплаты НДС (проект «Сколково»).

  3. Организации, дата регистрации которых была произведена три месяца назад, так как за столь короткий промежуток они не могли получить требуемую выручку (трехмесячную).


Статья 145 Налоговый кодекс РФ

Освобождение от НДС в 2018 году по статье No145 – документы

Если компания желает освободиться от выплаты НДС в 2018 году, она может подать необходимые документы и приступить к данной процедуре с 1 числа, причем выбранный месяц может быть любым в течение года.

Если все документы оформлены правильно и освобождение начало действовать, до 20 числа данного месяца информацию о применении положений статьи (уведомление) нужно предоставить в ИФНС, причем подаваться оно должно в форме, приложенной в статье 145 НК РФ.

Таким образом, компания или организация должна предоставить следующие бумаги:


  1. Уведомление, подтверждающее факт использования права на освобождение от НДС (согласно приказу БГ-3-03/342 МНС РФ).

  2. Бухгалтерская выписка (не относится к физлицам, только для юрлиц).

  3. Бухгалтерская выписка о доходе, расходе и хозяйственных операциях (для ИП).

  4. Выписка, получаемая из книги продаж.

Подобные документы можно приложить в свободной форме, однако, в них четко отражают реальные показатели выручки за 3 месяца (предыдущих).


Порядок освобождения от уплаты НДС

Применение статьи 145 НК РФ

По статье 145 НК РФ, компания, предоставившая в 2018 году все необходимые документы и получившая освобождение от НДС, имеет следующие преимущества, а именно:

  1. Не рассчитывать и платить НДС (исключение составляет выделенный налог по счет-фактуре, статья 173 НК РФ, пункт 5).

  2. Не подавать декларацию (НДС, согласно письму ФНС, No ЕД-4-3/7895).

  3. Не заполнять книгу покупок (согласно письму ФНС, No ЕД-4-3/7895).

Применив процедуру освобождения от уплаты НДС, компания не имеет возможности отказаться от нее в течение следующего года (12 месяцев). После того как данный год закончится, организация вправе предоставить в ИФНС документы:

  1. Расчет за каждые три месяца, идущие один за другим. В нем должно быть отражено то, что доход не был выше 2 миллиона рублей.

  2. Уведомление, в котором отмечено желание продлить действие статьи 145 (освобождение от уплаты НДС) или же отказ.

При этом предприятие, имеющее освобождение, обязано производить следующие действия:

  1. В обязательном порядке выставлять клиенту требуемые счета-фактуры с записью «Без НДС».

  2. Заполнять книгу продаж.

  3. Не вычитать НДС (статья 170 НК РФ).

  4. Включать НДС от поставщиков в стоимость ТРУ.

  5. Восстановить НДС со стоимости ТРУ. При этом оно должно быть сделано в расчетном периоде, непосредственно предшествующем освобождении.

Таким образом, в 2018 году при предоставлении требуемого пакета документов и соблюдении указанных условий, организации могут претендовать на освобождение от уплаты НДС согласно статье 145 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

НК РФ Статья 145 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (действующая редакция)

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 145 НК РФ

1. Применяя правила п. 1 и 2 ст. 145 (в редакции Закона N 166), нужно иметь в виду следующее:

1) плательщики НДС имеют право быть (а по существу налоговые органы обязаны их освободить от уплаты НДС при наличии обстоятельств, указанных в ст. 145, иначе говоря, от усмотрения налоговых органов положительное решение этого вопроса не зависит), освобождены от исполнения обязанностей по исчислению, уплате (перечислению в бюджет) суммы НДС, поскольку:

Организации и индивидуальные предприниматели не относятся к числу налогоплательщиков акцизов (см. об этом комментарий к ст. 179 - 182 НК);

В течение трех календарных месяцев (непосредственно предшествующих календарному месяцу, в котором подается заявление в налоговый орган) выручка организации и (или) индивидуальных предпринимателей не превысила 1 млн. руб.

При этом:

а) налоговый период (для указанных в ст. 145 лиц) по НДС устанавливается как квартал, а не как календарный месяц (см. об этом комментарий к ст. 163 НК);

б) речь идет о трех налоговых периодах (т.е. о тех календарных месяцах), которые, во-первых, следуют подряд (например, январь, февраль, март), во-вторых, непосредственно предшествуют месяцу, в котором плательщик НДС подает заявление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика (см. об этом ниже). В нашем примере - предшествуют апрелю.

в) возможно, что выручка, упомянутая в ст. 145 (а не налоговая база, она определяется по правилам ст. 153 НК, см. комментарий к ней), составила, например, в первом месяце всего 50 тыс. рублей; во втором - 500 тыс. рублей, а в третьем - 400 тыс. рублей. Однако возможна и иная ситуация: в первом и втором месяцах выручка налоговая база составила всего 100 руб., а в третьем месяце - 999890 руб. В любом случае правила ст. 145 применяются (возможны и любые иные варианты, главное, чтобы выручка суммарно не превысила 1 млн. руб. за указанные три налоговых периода).

2) сумма 1 млн. руб. (упомянутая в п. 1 ст. 145) принимается без учета НДС и налога с продаж (т.е. "очищается" от этих налогов: последние не влияют на предоставление данной льготы).

3) правила п. 1 ст. 145 имеют общий характер. Их необходимо применять с учетом:

а) п. 3 ст. 145 (см. об этом ниже);

б) подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК. Иначе говоря, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика может иметь место лишь в той мере, в какой:

Происходит реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

Осуществляется передача на территории РФ товаров (или выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд;

Происходит выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления (см. об этом подробный комментарий к ст. 146 НК);

Если налоговая база (упомянутая в п. 1 ст. 145) составила ровно 1 млн. руб., то основания для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС - налицо.

2. Специфика правил п. 3 ст. 145 НК состоит в том, что:

1) они допускают освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не только при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. и при реализации предметов залога, а также при передаче товаров, работ, услуг по соглашению об отступном или о новации), но и в случае передачи товаров (выполнения работ, в т.ч. СМР, оказания услуг) для собственных нужд;

2) они не допускают такое освобождение в отношении обязанностей, возникших в связи с ввозом (но не вывозом!) товаров на таможенную территорию РФ: индивидуальный предприниматель и организация в последнем случае должны исполнять обязанности по исчислению и уплате НДС;

3) они устанавливают процедуру освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Для этого индивидуальный предприниматель или организация, желающие воспользоваться таким освобождением, должны (вправе, обязать их, конечно, нельзя):

Представить в налоговый орган по месту своего учета: письменное заявление (по произвольной форме, впредь до определения Министерством по налогам и сборам специальной формы такого заявления) с просьбой предоставить такое освобождение; документы, подтверждающие наличие права на такое освобождение (т.е. сведения о том, что выручка не превысила 1 млн. руб., о том, что, например, товар реализован был только в РФ и т.д.);

Представить эти документы не позднее 20 календарных дней с момента окончания третьего календарного месяца (в нашем примере - не позднее 20 апреля). Заявления и документы подаются с таким расчетом, что начиная именно с того календарного месяца, когда они были поданы в налоговый орган, лицу будет предоставлено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

3. Применяя правила п. 4 ст. 145, нужно учесть следующее:

а) освобождение (упомянутое в ст. 145) производится на срок, равный 12 месяцам (хотя налоговой период для данной категории налогоплательщиков НДС составляет 1 квартал). При этом:

Речь идет о календарных месяцах (т.е. при исчислении и нерабочие дни не подлежат исключению, ст. 6.1 НК);

Упомянутые месяцы должны следовать подряд (т.е. идти последовательно друг за другом, например, апрель, май, июнь и т.д.).


145 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, налоговым органом при изучении представленных предпринимателем учетных документов, в том числе книги покупок и счетов фактур, было выявлено получение предпринимателем в течение квартала в 2010 году выручки более чем 3 000 000 рублей...

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ14-3472, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе первичные документы, руководствуясь положениями статей 38, 145 , 154, 166, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество утратило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением установленной пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации максимальной суммы выручки от реализации (в августе 2009 года и в мае 2010 года), в связи с чем обществу доначислен налог на добавленную стоимость, начислены соответствующие пени и штрафы...

  • +Еще...

    Новая редакция Ст. 145 НК РФ

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

    2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

    3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

    Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

    Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

    Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

    Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

    По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

    документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

    уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

    5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

    Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

    Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

    В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

    6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

    выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

    выписка из книги продаж;

    выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

    Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

    7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

    8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

    Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

    Комментарий к Статье 145 НК РФ

    Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС РФ в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

    Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

    Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

    По реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

    По передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

    По выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

    По ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

    Не признаваемые реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ;

    По передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

    По передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

    По выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

    По передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

    По реализации земельных участков (долей в них);

    По передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

    Осуществляемые налоговыми агентами.

    Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

    В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

    В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

    В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

    Соответствующее письменное уведомление;

    Выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

    Выписку из книги продаж;

    Выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

    Копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

    Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

    Пункт 7 ст. 145 НК РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

    Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

    Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

    Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

    Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

    Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

    В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

    Другой комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации

    При проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца.

    При реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость в связи с применением индивидуальным предпринимателем в установленном порядке освобождения по статье 145 НК, налог на добавленную стоимость не исчисляется. Соответственно, по таким операциям налоговая база по налогу на добавленную стоимость и момент ее определения не определяются (см., например, письмо Минфина России от 27.11.2009 N 03-07-14/107).

    Управление ФНС по г. Москве в письме от 26.10.2009 N 16-15/111980 разъясняет, что организации, получившие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК и не являющиеся плательщиками НДС, не обязаны составлять счета-фактуры, вести книгу покупок, книгу продаж и представлять налоговую декларацию.

    • Вверх

    Налогоплательщик может освободиться от уплаты налога на добавленную стоимость в двух случаях: на основании ст.145 НК РФ и на основании ст.149 НК РФ.

    Сто сорок пятая статья позволяет экономическому субъекту не платить по всей своей деятельности (за исключением импортных операций). Сто сорок девятая статья освобождает от уплаты НДС по конкретным видам деятельности, которые входят в список, указанный в этой статье.

    Освобождение по 149 статье

    Указанная статья включает в себя достаточно широкий перечень видов деятельности, при осуществлении которых юридическое лицо или ИП могут не начислять НДС к уплате. Список является закрытым и не подлежит изменению налогоплательщиком.

    Если фирма, проанализировав данный список, находит в нем свои виды деятельности, то начислять НДС не нужно по операциям этого вида деятельности. Уведомлять налоговую о своем праве не нужно.

    Освобождение по 145 статье

    Если компания попадает под условия рассматриваемой статьи, то прекращается по всей деятельности на один год. Особенностью является то, что нужно о своем праве сообщить налоговой, подав необходимый пакет документов. Список требуемой документации приведен в сто сорок пятой статье.

    Условия для освобождения от НДС:

    1. Выручка (по всем операциям, кроме необлагаемых налогом, произведенным вне РФ, также не учитываются авансы) – меньше или равна 2млн.руб., берется за 3 подряд идущих месяца;
    2. Ценности, попадающие под уплату акциза, не реализуются.

    Если эти 2 условия выполняются, то налогоплательщик может либо воспользоваться правом на освобождение от НДС, либо не использовать это право, продолжив начислять налог по стандартной схеме. То есть положения указанной статьи не являются обязательными, ими можно воспользоваться при желании.

    Нужно ли это налогоплательщику, решается исключительно им самим.

    Плюсы и минусы

    Ситуация, в которой компания решает освободиться от уплаты НДС, имеет свои достоинства и недостатки. Принимать решение об использовании права по статье 145 нужно только после оценки возможных последствий для самой компании, выбирается более выгодный и менее затратный вариант для налогоплательщика.

    Достоинств и недостатки освобождения от НДС:

    Достоинства Недостатки
    Платить НДС с продаж не нужно Необходимо восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по ТМЦ, работам, услугам, еще не реализованным и не востребованным
    Заполнять декларацию по НДС не нужно Необходимо восстанавливать НДС по объектам основных фондов, ранее приобретенных для участия в налогооблагаемых операциях, и еще не самортизированных
    Вести книгу покупок не нужно Теряется право на возмещение входного добавленного налога, его нужно будет включать в стоимость ТМЦ, услуг, работ
    Применять освобождение от НДС придется в течение года, отказаться нельзя
    Остается обязанность составлять счета-фактуры клиентам (в 7 и 8 полях ставится «без НДС») —
    Остается обязанность регистрировать выставленные счета-фактуры в книге продаж

    Имеются свои плюсы и минусы у права на освобождения от добавленного налога, насколько это выгодно компании, нужно тщательно проанализировать. Следует обратить внимание на то, кто является поставщиками компании, работают ли поставщики с НДС. Если они являются плательщиками налога, то будут выставлять счета-фактуры и выделенный в них добавленный налог придется учитывать в расходах или включать в стоимость ТМЦ.

    Еще одна сложность может возникнуть с , принятого к вычету ранее. Прежде всего, нужно будет выявлять те операции, по которым налог нужно восстанавливать, а по каким нет. Далее нужно восстановить НДС и уплатить его.

    Еще сложнее с объектами основных средств и нематериальных активов. Если срок полезного использования таких объектов на момент освобождения от НДС еще не закончился, то есть амортизация продолжает начисляться, то НДС, принятый к вычету при оприходовании таких объектов нужно восстанавливать и уплачивать в бюджет. Это может быть очень неудобно и затратно в том случае, если остаточная стоимость еще велика. В данном случае имеются в виду те ОС, которые использовались в операциях, облагаемых НДС.

    Пример восстановления НДС при освобождении:

    Фирма подходит под условия ст. 145 и направляет в налоговую документы для освобождения от НДС в июне 2016 года. В мае куплены товарные ценности на сумму 354 000 руб. с НДС, в июне они полностью хранятся еще на складе, не реализованы. Как восстановить НДС по этим товарам?

    Документы в налоговую подаются в третьем месяца второго квартала, а, значит, восстановление НДС по ценностям, купленным в мае, нужно проводить во втором квартале и включать в декларацию по НДС за второй квартал.

    Проводки по восстановлению НДС (выполняются в июне):

    • Дебет19 Кредит68 – отражено восстановление налога для уплаты в бюджет;
    • Дебет91.2 Кредит19 – включение восстановленного налога в прочие расходы.

    Документы для уведомления налоговой

    Если фирма решает все-таки воспользоваться правом на освобождение от НДС, то нужно подготовить пакет документов и направить их в налоговый орган в том месяце, с которого начинается освобождение, одним из двух указанных ниже способов:

    1. Лично передать;
    2. Отправить почтовым письмом, вложив в него опись.

    Срок подачи документов – до 20 числа включительно. При отправке письма за дату предоставления документов принимается 6 день с момента отправки.

    Документы для освобождения от НДС:

    • Типовая форма уведомления (приказ Минфина РФ №58-ФЗ от 29 июня 2004 года);
    • Для организаций – выписка из бухбаланса с указанием выручки;
    • Для ИП – выписки из заполняемой книги учета доходов и расходов с указанием выручки;
    • Для любого лица – выписки из книги продаж.

    После того, как перечисленные документы переданы в налоговую, компания может не считать НДС с продаж и не возмещать НДС с покупок в течение двенадцати месяцев. Отказаться нельзя, пока не закончится этот срок.

    Когда заканчивается освобождение от НДС?

    Компания теряет право на освобождение в двух случаях:

    1. Нарушены условия статьи 145;
    2. Закончился срок в двенадцать месяцев.

    В первом случае нужно опять начать начислять и выделять НДС по всем операциям, во втором случае можно либо продлить право на освобождение, либо отказаться.

    Решение о продлении или об отказе должны быть передано в налоговую в документальном виде. При продлении срока освобождения от НДС передается пакет документов, перечисленный выше. При отказе – составляется письменный отказ в произвольной форме.

    Подать документы нужно не позднее 20 числа того месяца, которые идет за годом освобождения.

    Если условия нарушены (выручка стала большой или проданы подакцизные товары), то восстановить это право можно только после того, как закончится отведенный год для освобождения при условии, что опять будут соблюдены условия из статьи 145 на протяжении трех месяцев, идущих последовательно друг за другом.

    Важно не просмотреть тот момент, когда нарушены условия, иначе придется не только восстанавливать и начислять НДС по всем операциям, начиная с того месяца, когда нарушены условия, но и переделывать все счета-фактуры, а также уплатить штраф.



    Похожие статьи