Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства польшы. Топ крупных польских брендов. Вы будете удивлены

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование.

Страна занимает пятое место в мире по разведанным запасам каменного и бурого угля, а также имеет залежи меди, серы, цинка, свинца, серебра, магния и каменной соли, что дает значительный вклад в польский экспорт. Есть также потенциально перспективные запасы известняка, каолина, глинозема, поташа и природного газа.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Польская промышленность - это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше - это частные субъекты.

В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

  • машиностроение
Польша - самая крупная из стран Восточной Европы по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению - отрасли международной специализации.

Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.

Польские заводы отличаются самым высоким качеством изделий, эффективностью их производства и низкими расходами. Выгодное расположение в сердце Европы дает возможность сотрудничать с моторизационными заводами в соседних странах.

Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

  • авиационный сектор
Польская «авиационная долина» славится авиационной промышленностью и центрами подготовки пилотов. Свои знания она черпает из столетней традиции этой отрасли экономики и 70 лет опыта польской авиации. Польская авиационная промышленность сконцентрирована главным образом в одном географическом регионе. Семьдесят пять процентов производства и занятости в секторе находится в южно-восточной части страны. Сейчас на польском рынке в этом секторе действует около 100 предприятий, в которых занято более 20 тыс. человек.

Можно перечислить несколько положительных факторов объясняющих, почему следует вкладывать деньги в авиационную промышленность именно в Польше, среди них:

  1. многолетние традиции страны в этом секторе,
  2. развитая производственная деятельность иностранных инвесторов,
  3. конкурентные издержки производства,
  4. наличие высококвалифицированных инженерно - технических кадров,
  5. развитая сеть субподрядчиков,
  6. деятельность Объединения «Авиационная Долина»,
  7. густая сеть международных и внутренних аэропортов,
  8. развитая база для обучения и подготовки кадров.
Положительной чертой польского авиационного сектора является развитая сеть внутренних авиалиний, которую можно использовать для перевозки грузов, что является привлекательным фактором для размещения в нашей стране инженерных и сервисных центров воздушных линий.

Польша производит самолёты: народно-хозяйственного назначения, учебно-тренировочные, самолеты бизнес авиации, а также вертолёты, планеры, запчасти и аксессуары для авиации. Большая часть продукции предназначена на экспорт, главным образом в США, Венесуэлу, Индонезию, Италию, Грецию, Канаду, Испанию, Германию, Южную Корею, Вьетнам.

  • химическая промышленность
Химическая промышленность Польши отличается от соседних стран тем, что производит значительное количество серной кислоты, кальцинированной соды, карбида кальция, суперфосфата, азотных удобрений, синтетических волокон и каучука, пластмассы, парфюмерии, автопокрышек и фармацевтических изделий.

Но химическая промышленность всего региона Восточной Европы сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти.

  • строительная промышленность

Строительный сектор регулируется законом "О строительстве" от 7 июля 1994 года с изменениями.

Показатели строительной промышленности значительно возросли в 1997-2000 годах, первоначально как результат иностранных инвестиций главным образом в областях производственной, торговой и административной застройки, хотя возрастало также число новостроек, финансируемых польским капиталом. Однако в 2001 году, после десятилетнего подъема, эта благоприятная тенденция изменилась. В 2003 году польская строительная промышленность испытала спад порядка 3%.

На итоговый результат повлиял спад (3%) в частном секторе и резкое понижение показателей государственных предприятий (5%). В 2003 году доля частного сектора в строительстве продолжала возрастать, чтобы достичь почти 98% (в 2002 году 97,6%).

  • пищевая промышленность
Доля пищевой промышленности, к которой относится производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, в структуре продаж польской промышленности в целом составляет около 20%. В ней работает почти 17% от общего числа занятых в промышленности.

Существенной чертой развития пищевой промышленности в последние годы является ускорение процесса индустриализации переработки сельхозпродуктов как отражения роста уровня производства больших промышленных предприятий.

Несмотря на очевидный прогресс, доля пищевой промышленности в освоении сельскохозяйственной продукции по-прежнему является низкой и составляет: в производстве концентрированных кормов и в переработке овощей и картофеля -около 25-30%, в убое скота - неполных 50%, в переработке зерна и молока - около 65%, а фруктов - свыше 80%.

Именно Польша считается одной из наиболее развитых промышленных стран.

Именно здесь сегодня развиты ведущие отрасли, в которых заняты сотни тысяч специалистов, выпускается как продукция готовая, так и важное сырье для промышленных центров Европы.

Чем же именно могут сегодня похвастаться промышленники Польши, и какие наиболее крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться детальнее.

Промышленность в Польше выпускает различную продукцию, качество которой во всем мире оценивается достаточно высоко. В частности, промышленность выпускает:

Особого внимания заслуживает машиностроение в самой Польше. Сегодня именно эта промышленность производит огромное количество различных изделий, востребованных не только в этой стране, но и в Италии, Франции, Германии.

Сюда из самой Польши поставляют суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения и тренировочного. Помимо того выпускает промышленность именно этого государства также вагоны и прочие транспортные средства в основном под заказы других государств.


Металлургическая отрасль Польши сосредоточена в нескольких наиболее крупных промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и многие другие. Страна в последние годы провела полную модернизацию предприятий, за счет чего удалось одновременно и увеличить выпуск продукции, и понять промышленность на новый уровень использования ресурсов, а также качества продукции.

Также возрос и объем поставок изделий в другие страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. В настоящее время именно польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и многое другое.

Основным потребителем продукции металлургии Польши является, конечно, ЕС – сюда поставляют до 90% всей продукции. Также именно польский металлургический продукт пользуется огромной популярностью в Китае, России, Украине, где его ценят за высокое качество, а также весьма умеренную цену.


В Польше работают крупнейшие предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них следует считать:

  • Polpharma SA — фармакологическую компанию, имеющую широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA — компанию, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer — крупного производителя бытовой техники, входящего в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux — компанию, занимающуюся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

Данные компании в настоящее время имеют филиалы практически по всей Еврозоне и обеспечивают экспорт товаров в различные страны. Некоторые из этих организаций продолжают расширяться, в связи с чем нередко приглашают не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов на собственные предприятия.


Именно в Польше расположено несколько достаточно крупных заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о наиболее развитых среди них, отметить нужно будет Гданьску судоверфь, производство которой ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Остальные предприятия Польши несколько меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников нисколько вышеупомянутым не уступают.

Данные предприятия были созданы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в 50-х годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью прошли модернизацию, благодаря чему дают продукцию, соответствующую современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

В настоящее время польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря чему имеют достаточно широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентное производство.

Уже в ближайшие годы они смогут обойти по объему выпускаемой продукции и немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым ведущее место на рынке во всей Еврозоне.

Развитие Польши по социалистическому пути превратило ее из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. В промышленности Польской Народной Республики работает сейчас свыше 3 млн. человек (по данным 1963 г.), тогда как накануне второй мировой войны промышленных рабочих было всего 800 тыс. человек. 60% населения довоенной Польши занималось сельским хозяйством, а сейчас в сельском хозяйстве занято лишь 38,2% жителей.

В период с 1950 по 1962 г. валовая продукция промышленности выросла в Польше в 4 раза, производство средств производства почти в 5 раз, а производство предметов потребления более чем в 3 раза.

Экономическое развитие Польской Народной Республики базируется на принципах планового хозяйства. С 1961 г. в Польше осуществляется пятилетний план развития народного хозяйства, по которому предусмотрен рост промышленного производства на 52%. Намечены основы экономического развития страны на 1966-1970 гг.

Экономические районы

По специфике хозяйства и уровню экономического развития Польша делится на семь основных районов, которые в известной мере совпадают с прежним историческим делением польских земель на Западное Поморье, Гданьское (Восточное) Поморье, Великую Польшу, Силезию, Малую Польшу, Мазовию и Мазурскую область. Возникновение некоторых хозяйственных различий между этими районами было вызвано, главным образом, своеобразием местных природных условий и исторических судеб. Эти различия прослеживались уже в феодальную эпоху. Тогда самыми богатыми экономическими районами были Малая Польша, Силезия и Великая Польша. Издавна здесь были благоприятные условия для земледелия и животноводства. В Силезии и Малой Польше на основе местных природных богатств развивалось горное дело и металлургия. В эпоху капитализма различия между экономическими районами Польши не только не исчезли, но в некоторых случаях даже углубились. Этому способствовал раздел польских земельмежду тремя государствами.

В XIX-XX вв. на первое место по развитию промышленности выдвинулась Силезия, где находится свыше 4 / 5 ресурсов польского угля. Современная Силезия занимает 13% общей площади ПНР. В ней наиболее густая сеть дорог, а также самый лучший в Польше водный путь (Одра и Гливицкий канал), связывающий ее с портом в Щецине. Свыше 60% населения Силезии живет в городах и поселках. В Верхней Силезии концентрируется большая часть польских угольно-химических предприятий. В Нижней Силезии находятся угольные шахты, медные, никелевые рудники и т. п., металлургические заводы, а также предприятия легкой промышленности. Земледелие в Силезии поставлено хорошо, но несмотря на это очень густо заселенная Верхняя Силезия все же вынуждена ввозить продовольствие.

Малая Польша - самый большой район польского государства, она занимает 25% всей его территории. Но сеть шоссейных дорог в этом районе невелика, что несколько затрудняет связь между его отдельными частями.

Малая Польша обладает наибольшими природными богатствами из всех районов страны. Там имеется каменный уголь, нефть, железная руда, цинк, олово, медь, фосфориты, сера, соль, гипс, керамическое сырье и др. Главные отрасли промышленности - горнодобывающая и металлургическая - базируются на местном сырье. Однако Малая Польша не занимает первого места в промышленном производстве ПНР. В этом сказались неблагоприятные условия экономического развития этой части страны в период разделов, когда южный район Малой Польши принадлежал Австрии, а северный - России. По развитию сельского хозяйства этот район - один из передовых. Здесь выращивается большая часть пшеницы и свеклы, находится более трети общего поголовья скота, много фруктовых садов. Малая Польша, как и Силезия, славится курортными местами.

Великая Польша и Мазовия - обширные низинные районы страны. Великая Польша занимает 23% ее земель. В западной части этого района хорошая сеть шоссейных и железных дорог, но в восточной части коммуникационная сеть развита слабо. В Великой Польше очень мало естественных богатств (немного железной руды, бурого угля, соли, гипса). Главные отрасли ее промышленности - пищевая и текстильная. Последняя сосредоточена преимущественно в Лодзи и ее окрестностях и базируется на импортной хлопчатобумажной пряже. Значительно развито также машиностроение и химическое производство. Великая Польша - главный сельскохозяйственный район ПНР, она имеет с^амый большой процент пахотных земель (около 55% общей площади угодий) и несмотря на среднее качество почвы - высокий уровень земледельческого хозяйства. Этот район дает государству более 60% свиней, наибольшее количество птицы и яиц.

Мазовия занимает 19% территории Польши. Около половины ее населения живет в городах. Сеть шоссейных и железных дорог этого района самая редкая во всей стране. Это район со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством, в нем нет почти никаких минеральных богатств. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в Варшаве и ее предместьях. Другой промышленный центр (главным образом текстильный) находится в районе Белостока. Бедность почв (особенно в северной и восточной частях Мазовии) не способствовала развитию сельского хозяйства, и оно находится здесь на более низком уровне, чем в других районах страны. В Мазовии преобладает возделывание ржи и картофеля; несмотря на обилие лугов, мало разводят рогатого скота.

Три северных района Польши значительно меньше остальных. Район Восточного Поморья занимает лишь 5% поверхности страны. Для этого района характерен большой процент городского населения (60%), причем примерно треть горожан живет в портовых городах - Гдыне, Гданьске, Сопоте. Промышленное производство включает судоверфи, машиностроительные заводы, предприятия пищевой промышленности и др. Сельское хозяйство развивается в благоприятных условиях только в надвисленских равнинах, в большей части района почвы плохие, и жители Восточного Поморья не могут обеспечить себя сельскохозяйственными продуктами.

Западнопоморский район по площади составляет 8% всей Польши. Свыше 50% его населения живет в городах. Район этот, однако, слабо ин: дустриализирован. Почвы не плодородны. Здесь находится значительное число государственных сельских хозяйств, которые организованы на землях бывших имений. Для обоих поморских районов характерен большой процент населения, занятого в мореходстве и рыболовстве, это жители многих небольших портов и рыбацких деревень на побережье Балтийского ""моря и озер.

Мазурский район заселен слабее других и имеет наименьшую долю в промышленном производстве, хотя по площади он не самый маленький (7% территории ПНР). Основные отрасли хозяйства - земледелие, животноводство и рыболовство. Все три северных района обладают достаточно хорошей коммуникационной сетью.

ПОРП и правительство особое значение придают всестороннему экономическому и культурному развитию северных и западных земель, возвращенных Польше после второй мировой войны. Главное внимание уделено здесь развитию тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, горного дела, энергетики, машиностроения, а также химической промышленности.

Промышленность и рабочий класс. Развитие промышленности. Формирование и численный рост рабочего класса

Цеховое ремесло в средневековых польских городах было сравнительно слабо развито в виду узости рынка: магнаты и шляхта предпочитали поддерживать в своих поместьях сельских ремесленников. Городскими ремесленниками были по преимуществу немцы.

Возникновение мануфактурного производства в Польше относится к XVI в. В это время развилось горное дело и металлургия, особенно производство олова и серебра около Олькуша и в Верхней Силезии и разработка соляных копей в Величке (под Краковом), где в конце XVI в. работало уже около 1 тыс. человек. На мануфактурах и рудниках кроме крепостных работали вольные люди, которые составляли прослойку наемных рабочих. Некоторое число их сохранялось в XVII и первой половине XVIII в., несмотря на упадок мануфактур и значительное сокращение горного производства (в основном из-за войн).

Развитие промышленного производства возобновилось в Польше с середины XVIII в. В восточной части государства были открыты магнатские и королевские мануфактуры; в Великой Польше, а также в Силезии, Поморье и в Варшаве - городские мануфактуры. Магнатские мануфактуры еще в значительной степени использовали труд крепостных крестьян, тогда как в городских мануфактурах трудились ремесленники и неквалифицированные наемные рабочие, набиравшиеся из городского простонародья, выгнанных из цехов подмастерьев, из крестьянской бедноты. Часть городских мануфактур позднее преобразовалась в капиталистические фабрики.

В первой четверти XIX в. в Польше развивались капиталистические промышленные предприятия. С самого начала многие из них были собственностью иностранных капиталистов и помещиков. Так, например, на землях бывшей немецкой аннексии в руках поляков находилась только незначительная часть мелких предприятий, а в Верхней Силезии вся промышленность и все рудники принадлежали немецким помещикам и капиталистам. В австрийских областях Польши (Галиция) большей частью промышленных предприятий владели немецкие, австрийские, английские, бельгийские капиталисты. К 1900 г. в их руках было 75% угольных шахт и 99% добычи нефти. В Королевстве Польском наплыв иностранных капиталистов вырос после уничтожения автономии в 1831 г. К началу XX в. почти 2 / 3 промышленной продукции там приходилось на предприятия, которыми владели иностранные, преимущественно немецкие, капиталисты.

Польский рабочий класс сформировался уже в первой половине XIX в., причем ранее всего в Верхней Силезии, в Лодзи и Варшаве. Около 1830 г. в Польше было более 50 тыс. рабочих, а 20 лет спустя численность польского рабочего класса дошла до 100 тыс. человек (не считая немецких рабочих в западных областях). Быстрее всего рабочий класс рос в центральной и западной частях Польши, где уже в начале XIX в. была уничтожена личная зависимость крестьян. Наименьшая численность рабочего класса была в юго-восточной, восточной и северной частях страны со слаборазвитой промышленностью. Здесь в небольших местечках и деревнях было много кустарей и ремесленников, иногда работавших даже на заграничный рынок. Однако кустарничество и народный промысел со второй половины XIX в. пришли в упадок, и только немногие их центры сохранились, развившись со временем в фабричные производства (например, ткацкий промысел в Андры- хове около Кракова): В конце XIX в. общее число кустарей в Польше превышало несколько десятков тысяч.

Даже во второй половине XIX в. многие рабочие (преимущественно горняки и металлурги) жили в деревнях и поселках. Промышленными городами со значительным рабочим населением были Лодзь и Варшава. В последней четверти XIX в. развитие промышленности и горного дела привело к возникновению большого числа городов, особенно в угольном бассейне. В начале XX в. в промышленности и в копях работало более 1 млн. человек, из них половина в угольном бассейне и более V 4 в районе Лодзи и в Варшаве. На многих рудниках и фабриках было занято по несколько тысяч рабочих.

Самыми многочисленными профессиональными категориями были гор- няки, железнодорожники и текстильщики, затем металлурги, строители, рудокопы и др. Значительную часть рабочего класса составляли также сельскохозяйственные рабочие, особенно многочисленные в Западной и Центральной Польше. Положение их почти везде было более тяжелым, чем положение промышленных рабочих. Нередко им вместе с семьями приходилось переселяться с места на место в поисках работы; многие эмигрировали за границу. Их заработка зачастую едва хватало на содержание семьи.

В 1919-1939 гг. возникли два новых центра промышленности - Гдыня (порт и город, построенный на месте старинной рыбацкой деревни) и промышленный округ в районе Сандомира, который до 1939 г. включал несколько фабрик.

В современной Польше успешно развиваются разные отрасли как тяжелой (угольная, металлургическая, судостроение и др.), так и легкой (текстильная, пищевая и др.) промышленности; с каждым годом растет численность рабочего класса. Особенно много рабочих занято в машиностроении, в угольной промышленности Силезии, на текстильных фабриках Лодзи. Крупнейшими предприятиями ПНР являются металлургический комбинат имени В. И. Ленина под Краковом (город Новая Гута), построенный с помощью Советского Союза, завод качественных сталей «Варшава» на окраине Варшавы, большой металлургический завод в Ченстохове. Выплавка стали на одном лишь металлургическом комбинате имени Ленина превышает сейчас продукцию всех 23 довоенных металлургических заводов Польши. Широко развернулась разработка соляных бассейнов-Предкарпатского (Бохня, Величка) и Великопольского (Иноврацлав, Шубин и др.). Открыты залежи серы в Келецком воеводстве и меди в Нижней Силезии.

Переселение крестьян в города и промышленные центры приняло большие размеры уже в первой половине XIX в. Крестьяне, лишенные земли, искали работу главным образом на текстильных фабриках Лодзи, на рудниках и металлургических заводах угольного бассейна, в Варшаве и других городах. Приток сельского населения усиливался по мере развития промышленности.

В некоторых городах, особенно в только что возникших, таких, как Лодзь, Катовицы, Сосновец, с самого начала образовывались целые рабочие кварталы, нередко занимавшие большую часть города. В старинных городах, та ких, как Варшава, Быдгощ или Краков, новые рабочие кварталы развивались из пригородных деревень, которые затем вошли в пределы города.

Когда промышленные предприятия открывались в сельской местности, переход местных жителей на работу в промышленности не вел к переселению их в города. Так было главным образом в угольном бассейне, а позднее в нефтяном, где тысячи рабочих жили в деревнях и приходили на работу на ближайшие рудники и фабрики. Некоторые рабочие в деревне ничего не имели, кроме избы или части ее, иногда с небольшим участком земли, но некоторые имели небольшие или даже среднего размера хозяйства. В добыче ценных металлов (олова и серебра) такое соединение занятий земледельца и горняка было известно еще сотни лет назад. Рабочие, которым удавалось заработать больше денег (это стало возможным только с конца XIX в.), покупали себе участки земли и строили собственные дома С третьей четверти XIX в. с развитием дорожной сети начали учащаться случаи приезда рабочих из деревень в отдаленные города на заработки. Позднее некоторые из этих рабочих, особенно безземельные, переселились в города окончательно.

Наибольший прилив сельского населения в города и промышленные центры приходится на последние 40-50 лет перед первой мировой войной. Тогда из деревни переселилось до 2 млн. человек. В то же время происходила усиленная эмиграция за границу (в частности в Германию и особенно в Северную Америку).

В междувоенные годы переход сельского населения в города и промышленные центры был очень ограничен, особенно со времени большого кризиса 1929-1933 гг. Только после 1944 г. перемещение крестьян из перенаселенных польских деревень в города стало массовым явлением. В течение последних пятнадцати лет в города переселилось свыше 3 млн. человек; кроме того, ряд деревень, где жили рабочие, разросся до размеров поселков и даже городов. Одновременно возросло число рабочих, живущих в деревнях и приезжающих оттуда на работу (это особенно характерно для Малой Польши). Большинство тех рабочих, которые имели в деревне маленький участок земли или только дом, уже целиком вошло в состав рабочего класса, однако часть их, хотя и меньшая, считает работу в промышленности побочной или временной.

До конца XIX в. условия труда рабочих были очень тяжелыми. Сравнительно хорошо оплачивались только высококвалифицированные рабочие (например, механики), а подавляющее большинство их имело такие низкие заработки, что и члены их семей должны были наниматься на работу. Фабриканты часто допускали злоупотребления по отношению к рабочим, особенно к недавно прибывшим из деревни. Они самовольно уменьшали им заработную плату, часто штрафовали и т. д. Продолжительность рабочего дня в середине XIX в. доходила до 12 и даже до 14 и более часов. Рабочий день кустарей длился 16-17 часов.

Условия труда начали улучшаться только с 1870-1880 гг. вследствие успешной деятельности рабочих организаций. Выросла заработная плата (особенно в тяжелой промышленности), но в ней по-прежнему были велики различия в зависимости от пола и возраста. Очень низкими оставались заработки сельскохозяйственных рабочих. Рабочий день был сокращен до 10 часов, было введено страхование рабочих от несчастных случаев и болезни, медицинский надзор (зачастую он был фиктивным), несколько улучшились жилищные условия.

Во второй половине XIX в. в промышленности было занято сравнительно много женщин и детей. Труд женщин и детей под землей был запрещен только в 1890 г.

В 1920 г. условия труда рабочих несколько улучшились в связи с законом о восьмичасовом рабочем дне. Однако уже через несколько лет, после разразившегося в 1929 г. большого кризиса, закрылось много фабрик и шахт, сильно понизилась средняя заработная плата и начались массовые увольнения.

Реальное право на труд, медицинское обслуживание и отдых, обеспечение пособиями и пенсией - все это рабочий класс получил только в Народной Польше. Средняя заработная плата польских рабочих сейчас уже значительно выше, чем в 1939 г.; с каждым годом улучшаются жилищные условия.


Польская промышленность — это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше — это частные субъекты. В 2003 г. они составляли 99% всех компаний (из чего 1,3% — это зарубежные субъекты, ведущие деятельность на територии Польши и 0,5% субъекты смешанной собственности с преимуществом частного капитала). Частный сектор производит около ¾ промышленной продукции и занимает почти 80% рабочих, работающих в польской промышленности.

Согласно данным за 2004 год, значительное большинство промышленных субъектов занимались переработкой (98,5%), а в пределах этой категории самую многочисленную группу составляли компании специализирующиеся в производстве металлических изделий (свыше 52 тыс.). Очередные наибольшие группы — это компании, занимающиеся производством одежды и меховой промышленностью, производством мебели, а также производством древесины и деревянных изделий. Больше информации о значении отдельных отраслей промышленности в Польше в части: «Участие отдельных отраслей промышленности в составлении ВВП».

Структура польской экономики сильно изменилась за последнее 15 лет. Повысилось значение сектора услуг, уменьшилось значение промышленности. В настоящее время промышленность составляет около ¼ добавленной стоимости польского ВВП (смотри табель 25.1). Эти изменения были результатом как динамического развития сектора услуг — которое является всемирным явлением, так и основательной реструктуризации сектора неэффективных государственных промышленных предприятий в Польше в 90-ых годах. Одновременно, этому процессу сопутствовало развитие современных отраслей промышленности, которое происходило главным образом благодаря зарубежным инвестициям. После периода ухудшения конъюнктуры в 1999-2002 годах, с 2003 года польская промышленность является одной из наибыстрее развивающихся среди стран Европейского Союза. В 2004 году темп роста проданной продукции составил 11,7%, при средней величине для стран Европейского Союза на уровне 2,1%.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Самые распространенные стереотипы о польской промышленности

Аналогичные главы из других работ:

Анализ инвестиционной политики Тульской области

1.1.3 Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс занимает важное место в системе народного хозяйства Тульской области. К началу 2006 года в сельском хозяйстве работало пять сельскохозяйственных хозяйств …

Макрорегион Западной Бисси

1.4 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в Западной Сибири характеризуется производством зерновых, промышленных растений, овощей, картофеля, а также развитием скотоводства, овец и овец.

Из зерна являются основными продуктами пшеницы …

Город России в международном разделении труда

3.3 Сельское хозяйство

Согласно оперативному отчету Росстата, объем сельскохозяйственной продукции в текущих ценах увеличился на 9% за период с января по август этого года в России …

Опыт и состояние экономического развития в Польше

2.4 Сельское хозяйство

Характеристика социально-экономического развития во второй половине XVIII века.

1.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в этот период, как и прежде, оставалось основой экономики страны, а сельское население доминировало (около 4% проживали в городах к концу века).

Развитие сельскохозяйственного производства было главным образом …

Проблема регионов в России

3.2 Сельское хозяйство

Сокращение производства и увеличение расхождений в цене привели к снижению доли сельского хозяйства в ВВП страны с 16,4% в 1990 году

до 5,5-5,5% в 2003-2004 годах. Только в республиках Южного федерального округа и республики Алтай доля сельскохозяйственного сектора в ВРП достигает 20-32% …

Промышленно-экономические отношения между агропродовольственными секторами

2.2 Сельское хозяйство

Центрально-Черноземный регион является одним из основных сельскохозяйственных регионов страны. Доля аграрного сектора в регионе в ВВП составляет почти 25%. Фруктовый пол …

Социально-экономические характеристики муниципального образования «Онежский город и Онежский район»

2:10.

сельское хозяйство

В сельскохозяйственном производстве города и области темпы роста продаж мяса и мясных продуктов увеличиваются — на 41% больше, чем в 2007 году …

Социально-экономический анализ развития Приднестровской Молдавской Республики

2.3 Сельское хозяйство

Валовая сельскохозяйственная продукция во всех категориях сельскохозяйственных хозяйств за период с января по июнь 2014 года.

он оценивался в 415309,2 тыс. руб. в текущих ценах, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года …

Территориальная организация экономики Воскресенского района Саратовской области

3.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство, включая растениеводство и животноводство, играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Сельскохозяйственный и промышленный комплекс района представляет 33 сельскохозяйственных хозяйства, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью …

Экономика в Бельгии

1.7 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство очень интенсивно, но оно не играет важной роли в экономике страны.

Сельскохозяйственные земли составляют около 1/4 территории страны, в том числе 65% для кормовых растений и пастбищ …

Экономика Израиля

2.5. сельское хозяйство

После независимости Израиля общая площадь пахотных земель увеличилась в 2,6 раза, сейчас она составляет около 445 170 гектаров, а площадь орошаемых полей выросла в 8 раз, достигнув 220 816 га …

Экономика во Франции в 90-е годы.

XX век и начало XXI века

1.3. сельское хозяйство

Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в Западной Европе.

На долю сельского хозяйства приходится около 4% ВВП и 6% рабочего населения страны, но он дает 25% продукции ЕС …

сельское хозяйство

Регулярная армия, увеличение числа городов, развитие заводского производства и экспорт сельскохозяйственной продукции привели к увеличению товарности сельского хозяйства.

Тем не менее, его шаг замедлился благодаря развитию cerfdom …

Экономическая политика Петра I

5. Сельское хозяйство

Во время правления Петра I были улучшения в сельском хозяйстве.

Регулярная армия, увеличивающая число городов, развивающая фабрику по производству …

§ 29. Польша. (учебник)

2.4 Отраслевая структура производства Польши

Вспомните

  1. В каких природно-климатических условиях расположена территория Польши?
  2. На примере Польши, как может повлиять на экономику страны наличие выхода в море?
  3. К какой языковой группе относится население Польши?

Визитная карточка

Площадь : 312,7 тыс.

Населения :38 483 000 (2010)

Столица : Варшава

Официальное название : Республика Польша

Государственное устройство : Парламентско-президентская республика

Законодательной орган : Двухпалатные Национальное собрание (Сейм и Сенат)

Глава государства : Президент (избирается на 5 лет)

Административное устройство : Унитарная республика (16 воеводств)

Распространенные религии : Христианство (католики)

Член ООН, НАТО, ЕС

Государственный праздник : Годовщина Конституции 1791 (3 мая), День независимости (11 ноября)

ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Государстворасположена почти в центре Европы между Карпатами и Балтийским морем,граничит с Россией, Беларусью, Украиной, Германией, Чехией, Словакией иЛитвой.

Большую часть поверхности страны занимает невысокая равнина сприморскими низменностями и полосой озер.

В южной части -Малопольская и Люблинская возвышенности и горы: Судеты, Северные Карпаты,Западные и Восточные Бескиды, Высокие Татры. Климат умеренный, переходный отжаркого и влажного летом (17 — 200С) до умеренно холодного зимой (-1 — 50С).

Территория страны отмечается плотной речной сетью. Главныереки: Висла с Бугом и Одер с притоками. На севере — обилиеозер. Около 27% территории занято преимущественно хвойными лесами.

Польша отличается значительными запасами полезных ископаемых: Силезскийкаменноугольный бассейн (считается одним из богатейших в Европе),нефть, природный газ, железная руда, медь, свинец, цинк, никель, серебро, сера, каменная и калийная соли подобное.

Населения. Польша — типичная однонациональная страна,98% ее населения составляют поляки, проживают также украинские, белорусы, немцы, евреи.

Более 95% — верующие католики. Государственный язык — польский,что относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи.

Во времена Второй мировой войны Польша потеряла примерно пятуючасть своего населения. Послевоенное значительный рост численности населенияобеспечило быстрое восстановление его численности. Процессы паденияуровня жизни и безработица вызвали миграцию населения из страны вразвитых стран Западной Европы и Англо-Америки. За последние годыуровень жизни населения улучшился, что положительно отметилось надемографической ситуации в стране.

Процесс депопуляции изменился незначительно,но положительным естественным приростом населения. В сельском хозяйствезанято 17,4% трудоспособного населения, в промышленности — 29,2%, всфере услуг — 53,4%.

Плотность населения — 123,5 чел. на км2. Внутренняя миграция способствуетпроцессам урбанизации в стране, усиливаются развитие городов, в которыхпроживает около 65% населения.

Крупнейшими из них являются Варшава, Лодзь,Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск, Щецин.

Варшава, столица Польши, порт на реке Висла, крупный транспортныйузел, является международный аэропорт (Окенце). Город возник в XIII в. околопереправы через Вислу и быстро росло, используя свое выгодноеторговое положение.

Промышленность представлено предприятиямимашиностроения, металлообработки, металлургии, химической, парфюмерной,швейной, полиграфической, пищевой промышленности.

Варшава — культурный и научный центр страны, здесь работают Польскаяакадемия наук, университет, медицинская академия, вузы, Народный музей,музей Войска Польского, театры.

Лодзь, второй по населению город в центральной частиПольши, на водоразделе Вислы и Одры.

Значительный центр текстильной, химической,пищевой, швейной, мебельной, бумажной, полиграфической промышленности имашиностроения. Транспортный узел. Лодзь — один из крупнейших в странеакадемических центров, здесь работают университет, политехнический институт,высшая школа кинематографии, телевидения и театра.

Первое письменное упоминание о городе относится до 1332 г.

Основан нареке Лодка (отсюда название города), на торговой дороге Торунь-Краков в 1423 Лодзь получил права города. Главная улица Петрковская — одна издлинных торговых улиц Европы. Сохранились множество храмов различныхконфессий и крупнейшее в Европе еврейское кладбище с 1892 г.

Краков , Город в Польше, на реке Висла, основано на месте поселения вислян в VIII-X вв. Значительный центр черной металлургии(Здесь с помощью СССР построен крупнейший в стране металлургическийкомбинат) и машиностроение.

Развито химическое, цементное, мебельную,пищевкусовая, табачную, полиграфическую промышленность. Международныйаэропорт Иоанна-Павла II. Крупнейший образовательный центр: работают 18 вузов, в т.ч. один из старейших в Европе Ягеллонский (от имени польскогокороля Владислава Ягайло) университет, обсерватория, Национальный ихудожественный музеи и тому подобное.

На одной из площадей Кракова — старинной столице Польши

Экономика. Польша — индустриально-аграрная страна.ВВП на душу населения составляет около 13 275 $.

Реформы 90-х годовпривели к развитию частного бизнеса и перестройки структурыведущих отраслей промышленности страны — машиностроение и текстильнойпромышленности.

Развито горнодобывающую промышленность (добыча каменного и бурого угля, медных, цинковых и свинцовых руд, каменной соли и серы).Важное место занимают судостроение, транспортное машиностроение,черная и цветная металлургия, химическая (производство серной кислоты,лекарственных препаратов, парфюмерных и косметических товаров), текстильная(Льняная, шерстяная и хлопчатобумажная) промышленность, а также изготовление фаянсаи фарфора.

Польша — один из крупнейших производителей серы: около 2 млн т ежегодно.

Быстрое наращивание экономического потенциала и рыночные преобразования вэкономике значительно укрепили национальную валюту Польши. Структурнаяперестройка способствует развитию социальной сферы и увеличение доли новыхотраслей производства.

Промышленность. В состав ВВП страны сельское хозяйство дает 4%, промышленность — 31,3%, сфера услуг — 64,7%.

Промышленность Польши за последние 20 лет претерпела значительные изменения, однако, прежнему продолжают развиваться отрасли специализации, сложившихсяво времена социалистического прошлого страны.

Основным источникомэлектроэнергии являются тепловые электростанции, которые ориентируются на собственное бурый(Конин, Радомско) и каменный уголь (Верхняя Силезия).

Машиностроение специализируется на выпускеметаллоемких горнодобывающего, энергетического оборудования, грузовыхвагонов, морских судов. Выпускается продукция сельхозмашиностроения, радиоэлектронное и электротехническое промышленное оборудование.

Егопроизводство сосредоточено в крупных города: Варшава, Забже, битом,Вроцлав, Лодзь, Гданьск. Польша также специализируется на производствелокомотивов и самолетов.

Черная и цветная металлургия получили значительноеразвитие на базе Верхней Силезии, что имеет собственные запасы угля ижелезняка.

Предприятия химической промышленности ориентируются на линиитрубопроводов (Бдигощ, Пулавы, Плоцк, Гданьск), морские порты (Щецин) и собственную химическое сырье (Тарнобжег, Торунь).Внутренний рынок полностью обеспечивает мощная легкая промышленность сцентром в Лодзи (Згеж, Озоркув). Несмотря на значительную внешнююзадолженность и высокий уровень безработицы Польша занимает ведущее место в Европе по динамике роста иностранных инвестиций.

Сельское хозяйство. В аграрном секторепреобладают индивидуальные хозяйства — это было индивидуальной особенностью исоциалистической Польши, где в отличие от других социалистических стран небыло колхозов.

Главными зерновыми культурами являются рожь, ячмень, овес, пшеница.Важное значение имеет плодоводство, выращивание сахарной свеклы,картофеля, овощей, ягод и фруктов.

Эти отрасли имеют экспортное значение.Ведущая отрасль животноводства — свиноводство, а также молочно-мясноескотоводство и птицеводство. Животноводство Польши обеспечивает внутренниепотребности в продуктах питания и экспортирует мясо и мясопродукты, живуюскот и животноводческие корма. Немалый доход приносит государству морскоерыболовство, разведение рыбы во внутренних водоемах и лесное хозяйство.

Сельское хозяйство обеспечивает работу разветвленной пищевой промышленности страны: хлебопекарной, молочной, кондитерской,мясо-и овощеконсервной т.д., но требует значительных капиталовложенийчтобы выйти на конкурентоспособный уровень по соответствующей продукции ипроизводительности отрасли стран Западной Европы.

Транспорт. В стране получили значительное развитие всевиды транспорта.

В целом положение страны способствовало созданию на еетерритории транзитных путей европейского значения. В пассажироперевозке лидером является автомобильный транспорт благодаря значительнойреконструкции имеющихся и строительству новых дорог. Основнымиавтомобильными узлами является Варшава, Лодзь, Вроцлав, район ВерхнейСилезии. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 430 тыс. км.

Железнодорожный транспорт является ведущим в перевозкегрузов внутреннего и экспортно-импортного сообщения.

Польшаболее 25 тыс. км железных дорог. В крупнейших городах работают аэропорты: Варшава, Лодзь, Краков подобное.

Трубопроводный транспорт имеет как внутреннюю, так и транзитное значение.

Морской транспорт выполняет основную экспортно-импортная нагрузка. Крупные морские порты: Гданьск , Щецин , Гдыня , Свиноуйсьце .

16 млн жителей страны пользуются сетью Internet.

Внешнеэкономические связи. В структуре экспортапреобладают машины и транспортное оборудование, промежуточные и готовыепромышленные товары, продовольствие и живые животные. Наибольшие объемыэкспортной продукции направлена

Импортирует Польша машины и транспортное оборудование, сырье иполуфабрикаты, продукцию химической промышленности, минералы, топливо,масла и т.д.. Основные поставщики этой продукции: Германия, Россия,Италия, Нидерланды, Франция, Китай.

Значительной статьей доходов являетсятуристический бизнес. Важнейшие курорты страны Сопот, Закопане (центрзимнего туризма и спорта), Величка (бальнеологический курорт), песчаныепляжи Балтики и др..

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% — сельское хозяйство и 60% — сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности.

Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств.

После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т.

Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из.

России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива.

В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на.

ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной — из.

Швеции т и Украины, марганцевой — из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах.

Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала.

В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,.

Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины»легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность — традиционная отрасль.

Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства.

Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству.

Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми — 13%, к артоплею — 16%, техническими — 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша — районы развитого садоводства и овощеводства.

Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от.

Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная — из.

Промышленность Польши: краткая характеристика ключевых отраслей

России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе.

Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на.

Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях.

Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Экономика Польши

После окончания Второй мировой войны и в начале 1990-х годов польская экономика была организована как советская.

Единственным исключением было то, что государство коллективно не коллективизировалось.

В начале 1990-х годов начались экономические реформы и политические реформы.

Структура и промышленность

После принятия закона о приватизации большинство компаний перешли в частные руки.

Почти половина территории страны занимает пахотные земли. Основными культурными продуктами являются картофель, корма и промышленные продукты. Животноводство (особенно животноводство) хорошо развито в стране.

Важной отраслью экономики является морская рыбалка.

Основным источником энергии является уголь.

Его довольно крупные поселения расположены в бассейнах Люблина и Валбжиха, а также в Силезии. Уголь используется для тепловых электростанций, которые обеспечивают государство львиной долей электричества. Запасы нефти в стране незначительны, они в основном импортируются.

Промышленность в Польше

Польская промышленность диверсифицирована и преимущественно распределена по всей территории Польши.

Основными отраслями промышленности являются угольная промышленность, текстильная промышленность, машиностроение, приборостроение и продукты питания.

Несмотря на общее равномерное распределение, существуют области концентрации промышленного производства. Фактически, они обусловлены ресурсами. Итак, в Верхней Силезии существует много компаний в металлургической и металлургической промышленности.

Есть концентрированные компании цветной металлургии, металлоемких отраслей (таких как аппаратные устройства). Около 40% текстильной промышленности в стране сосредоточено в Лодзинском регионе, а электрическая промышленность географически связана со столицей страны в Варшаве. Щецин и Гданьск являются главными судостроительными центрами.

Приблизительно половина грузовых перевозок приходится на долю грузовых автомобилей, еще 40% — на железные дороги. Оставшийся трафик обеспечивается речным и морским транспортом.

В Польше довольно сильный торговый флот. Основными внутренними водными путями являются реки Одра и Висла. Большая часть морских грузов (около 60%) обеспечивается портами Гданьска и Гдыни.

Основным ввозом польского государства являются пшеница, хлопок, нефть, нефтепродукты, железная руда, стальные и металлообрабатывающие станки. Польша экспортирует машины и оборудование, продовольствие, текстиль, строительные материалы.

К концу 1980-х годов основными торговыми партнерами Польши были СССР и советский блок.

Таким образом, доля СССР составляла до четверти импорта и экспорта. В нынешнем веке основными торговыми партнерами являются Германия, Италия, Россия, Франция, Великобритания и Чехия. До 70% польского экспорта приходится на страны ЕС.

Основным источником дохода для польского бюджета являются корпоративные налоги, а также оборот и продажи.

Внешняя торговля

Экспортная композиция: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, продукты питания и животные.
География экспорта (2010) .): Германия — 26,9%, Франция — 7,1%, Соединенное Королевство — 6,4%, Италия — 6,3%, Чешская Республика — 6,2%
Объем экспорта (2010 г.) 162,3 млрд. Долл. США
Структура импорта: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, химические продукты.
География импорта (2010) .): Германия 29,1%, Россия 8,8%, Нидерланды 6%, Италия 5,8%
Объем импорта (2010 г.) 173,7 млрд долларов
Внешний долг (2010): 365,4 млрд долларов



Похожие статьи