Методология экономической теории. Экономическая теория: предмет, метод, функции, принципы

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.

Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.

Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 2.3 а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста

Br>
В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2.4).

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером может быть схема 2.1 или 2.2.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Экономика как наука - это системное описание действительности на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.

Лекционный материал по дисциплине «Экономическая теория»

Общая экономическая теория

Предмет и метод экономической теории. Базовые экономические понятия. Общие проблемы экономического развития. Рыночная экономика. Теория предельной полезности.

Предмет и метод экономической теории

Экономическая наука относится к разряду обще­ственных наук, поскольку производственные и рыноч­ные процессы осуществляются посредством обще­ственных отношений между людьми. При этом экономическая теория изучает объективно склады­вающиеся формы взаимодействия людей в процессе использования ограниченных производственных ресур­сов в целях максимального удовлетворения неограни­ченных индивидуальных и общественных потребнос­тей. Она имеет сложную структуру, отражающую многосферное и многоуровневое строе­ние современной экономики, включает общетеоретические, отраслевые и прикладные знания.

В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономия, политическая экономия и экономикс.

Экономия (economy) – первая из известных экономичес­ких наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемен­та воспитания достойных граждан, считалась полезной для об­щества в отличие от хрематистики – искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой кото­рой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

Политическая экономия (political economy) – фундамен­тальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:

- меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);

- классическая политэкономия: наука о богатстве общества («богатстве народов»);

- марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях – отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребле­ния жизненных благ на разных этапах развития человеческо­го общества;



- маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;

- новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

Экономикс, экономика (economics) – наука об использо­вании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способ­ности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

К ведущим направлениям «экономикс» относятся:

- кейнсианство – экономическое течение современного ли­берализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;

- монетаризм – неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в про­цессе изменения экономической конъюнктуры;

- новая политическая экономия (теория общественного вы­бора) – наука, изучающая различные способы и методы, по­средством которых люди используют правительственные уч­реждения в собственных интересах;

- институционализм – экономическая наука об институ­тах, внутри и посредством которых осуществляется кругообо­рот экономических благ.

В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотре­ние, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику .

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономичес­кой науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономичес­кой науки, изучающий экономику как единое целое, – про­блемы безработицы, инфляции, государственное регулирова­ние и т. д.

В зависимости от целей познавательной деятельности эконо­мическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая наука (positive economics) – познание, объяснение и прогнозирование объективно склады­вающихся экономических явлений и процессов.

Нормативная экономическая наука (normative econo­mics) – выяснение условий достижения индивидами, фирма­ми или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельнос­ти институтов.

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – учение о происхождении, структуре и способах применения всей со­вокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Формальная логика – наука, изучающая мысль со сто­роны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания. Основными категориями формальной логики являются:

- понятие – мысль о предмете;

- суждение – метод соединения понятий, в результате ко­торого формулируется утверждение, отрицающее или под­тверждающее что-либо;

- умозаключение – метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Выделяют следующие формально-логические методы и приемы познания:

- анализ – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состо­ит целое, но и установление отношений между частями. Слу­жит установлению одинаковой структуры предметов, что по­зволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на под­классы называют классификацией;

- синтез – метод теоретического исследования, заключа­ющийся в соединении частей в целое;

- индукция – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных;

- дедукция – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному;

- сравнение – метод определения сходств и различий яв­лений и процессов;

- аналогия – метод теоретического исследования, основан­ный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный;

- антиномия (от греч. antinomia – против закона) – про­тиворечие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу;

- апория (от греч. aporia – затруднение, недоумение) – ут­верждение, противоречащее практическому опыту;

- проблема – четко сформулированный вопрос или комп­лекс вопросов, возникший в процессе познания;

- гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвиже­нии научно обоснованного предположения о природе, струк­туре или закономерностях развития явлений и процессов;

- доказательство – метод (процесс) нахождения убеди­тельных оснований.

Наряду с формальной логикой выделяют также диалектическую и математическую логику.

Диалектическая логика – наука о наиболее общих зако­нах процесса познания.

Математическая логика – наука, применяющая матема­тические методы и исследующая мышление с помощью исчис­лений (формализованных языков). Следует отметить, что развитие математической логики, распространение системных методов исследования, рождение кибернетики сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования. Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого оп­ределяется как его объективными свойствами, так и субъек­тивным целевым характером исследования.

Еще одним методом экономической теории, применяемым при изучении естественного хода явлений и процессов экономической жизни, является экономический эксперимент – искусственное измене­ние или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Таким образом, предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

1.2 Базовые экономические понятия

Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают потребности общества и экономические ресурсы.

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необ­ходимого для поддержания жизнедеятельности и развития лич­ности, фирмы и общества в целом. Можно оп­ределить экономические потребности как внутренние мотивы, по­буждающие к экономической деятельности.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods). Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воз­дух), другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Для их получения нужны косвенные экономические блага – ресурсы.

Экономические ресурсы или факторы производства – это элементы, используемые для производства экономических благ. Их можно разделить на следующие основные виды:

- труд, как фактор производства, представляющий со­бой все физическиеи умственные способности людей, при­меняемые в процессе их умственной и производственной деятельности. Доход от данного фактора производства называется заработная плата ;

- земля – это средства производства, «дарованные» природой, используемые в натуральном виде (пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы). Земля как фактор производства приносит доход, называемый рентой ;

- капитал - все произведен­ные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю (машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, производственные здания и сооружения). Доход от этого фактора производства называется процент ;

- предпринимательские способ­ности - особый вид творческой активности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства, в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. Предпринимательские способности приносят их владельцам прибыль .

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают особенностью: они редки или имеются в ограниченном количестве. Ограниченность ресур­сов имеет для экономики фундаментальное значение. Это ограниченность экономическая. Физически в окружающем мире - в недрах земли, в мировом океане и космосе - имеется безграничное количество ресурсов. Но уровень наших науч­ных знаний, степень развития техники и технологии, наша производительность таковы, что в каждый отдельный мо­мент мы имеем реальный доступ к ограниченному количест­ву ресурсов и вынуждены производить ограниченное коли­чество продуктов, намного меньше, чем это диктовалось бы практически безграничными желаниями людей. То есть ред­кость (ограниченность) производственных ресурсов ставит предел перед производственной деятельностью. Таким образом, ог­раниченность ресурсов есть дисбаланс между потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих по­требностей.

Таким образом, центральными темами экономики как науки являются редкость (ограниченность) ресурсов и деятельность людей в условиях редкости. В связи с этим экономика может быть определена как наука о том, как общества используют огра­ниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей (П. Самуэльсон). Следовательно, в качестве предмета теоретической экономики может быть названа проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях максималь­ного удовлетворения потребностей общества, его членов.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются домашние хозяйства, фирмы и прави­тельство.

Домашнее хозяй­ство - это структурная единица экономики в составе одного или нескольких лиц, являющихся собственниками одного или нескольких факторов производства, самостоятельно принимающих экономические решения. Основная экономическая функция домашних хозяйств - потреб­ление конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.

Фирмы (бизнес, предприятия) – это экономические единицы, самостоятельно принимающие решения относительн6о использования факторов производства для выпуска и реализации продукции домашним хозяйствам, другим фирмам, государству.Основная функция организаций бизнеса - производство всей массы товаров и услуг для домашних хо­зяйств и правительства, то есть удовлетворение всех индиви­дуальных и общественных потребностей.

Государство (правительственные институты) это совокупность правительственных учреждений, имеющих политическую и юридическую власть в целях осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и над рынком для достижения общественных целей: обеспечение высоких темпов экономического роста, занятости, стабильности цен, экономической свободы, социальных гарантий и т.п.

1.3 Общие проблемы экономического развития

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченных возможностей, которая обусловлена безграничными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любая экономическая система должна найти ответы на следующие вопросы:

1) Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка­ком количестве?

2) Как эти товары и услуги надо производить?

3) Как будет распределен произведенный продукт?

Различные экономические системы отличаются подходом и методами в решении поставленных экономических проблем. В современном мире существуют три основных типа экономиче­ских систем: традиционная, командно-административная и ры­ночная. В некоторых экономически слаборазвитых странах су­ществует традиционная, основанная на обычаях, экономическая система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение бази­руются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидов определяются наследственностью и кастовой при­надлежностью. Технический прогресс проникает в эти страны с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с тради­циями и угрожает стабильности существующего строя. Для тра­диционной системы характерна активная роль государства. Пе­рераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфра­структуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Характерными чертами командно-административной сис­темы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. А отсюда и структура обще­ственных потребностей определяется плановыми органами, ко­торые руководствуются задачей удовлетворения минимальных потребностей, а значительная часть ресурсов направляется на развитие военно-промышленного комплекса.

В рыночной экономике все ответы на основные экономиче­ские вопросы «что, как и для кого производить?» определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

«Что?» определяется платежеспособным спросом. Потре­битель сам решает, за что он готов платить деньги. Производи­тель же будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Рыночная экономика

Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

Современная экономика – это постоянное движение массо­вых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отда­ленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей - их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат не­обходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих то­варов, доход от продажи произведенных и доставленных потре­бителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную, ста­дию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские товары повседневного спроса людей и капитальные товары, ре­сурсы производственного назначения, необходимые для изготов­ления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособ­ленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособлен­ный рынок.

Рынки потребительских товаров и рынки капитальных ресур­сов, рынки денег и ценных бумаг в реальной практике существу­ют достаточно автономно. Но они тесно связаны между собой: всякий сбой в одном из них немедленно скажется на процессах другого. Товарное движение на рынках потребительских и капи­тальных товаров может полноценно функционировать лишь при условии обслуживания их соответствующими информационны­ми системами, технологиями, рынками труда, фондовыми рын­ками (ценных бумаг), денежными рынками.

Независимо от того, в товарной или денежной форме цирку­лируют потоки - все они суть доходы. Они могут рассматри­ваться в качестве потока доходов, которые подлежат законному контролю, распределению и перераспределению, формируя еще одну относительно автономную систему - систему финансов.

Поток товаров, денег, доходов, переплетающийся в едином экономическом процессе, представляется настолько сложным, что, казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под уг­розой неминуемого хаоса. Однако в этой действительно слож­ной системе имеется определенный порядок. Экономика функ­ционирует подобно системе с автоматическими стабилизатора­ми или встроенными механизмами координации.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рьшочнои системы требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбы­вают из «игры» по причине убытков и банкротства. Экономиче­ский успех, прибыли других участников свидетельствуют об удач­но выбранных производственных решениях, способах роста и на­правлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в дви­жении потоков товаров, доходов и денег (см. рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Рыночный обмен экономических потоков товаров и доходов

Таким образом, возникает экономический кругооборот – круговое движение экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

- Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) - деятельность, связанная с внешней торговлей;

- Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) - сельскохозяйственное производство;

Английская классическая политэкономия (У. Петти , А. Смит) - труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

- Марксизм (К. Маркс) - экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

- Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

Неоклассическое направление (А. Маршалл). - Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” - аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

- Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) - необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

Предмет экономической теории - это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.

Различают :

Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.

Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.

Основные функции экономической теории:

- познавательная - состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;

- методологическая - проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;

- образовательная - помогает овладевать экономическими знаниями и принимать на их основе рациональные экономические решения;

- практическая (прикладная) - заключается в разработке конкретных принципов и способов оптимального хозяйствования, научном обосновании государственной экономической политики.

Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.


Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.

Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).

Методы экономической теории.

Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

К универсальным методам относятся:

- анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

- индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

- абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

Выводы

1. Экономика (от греч. - эйкос - хозяйство, номос - закон) - наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.

2. Предмет экономической теории - экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.

3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.

4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.

5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.

6. Исходные экономические понятия: ресурсы, потребности. Экономическая аксиома: “ресурсы ограничены - потребности бесконечны”. Основные экономические проблемы общества - “что, как и для кого производить”, - проблема выбора. Альтернативная стоимость - стоимость решения, от которого отказались. Простой моделью выбора является кривая производственных возможностей.

7. Экономическая система - способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.

2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?

3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.

4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?

5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?

6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?

7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?

8. Определите предмет экономической теории и ее функции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Экономическая теория представляет собой общественную науку, исследующую экономическую сторону общественной жизни.

Экономическая теория больше является эмпирической наукой, которая основана на фактах реальной жизни. Для неё характерны определенные методы исследования: общенаучные и общемировоззренческие.

В настоящие широко используются общенаучные методы, которые применяют и другие науки. Сюда можно отнести: метод научной абстракции, индукции и дедукции, системного анализа, анализа и синтеза. Экономическая теория нашла широкое применение в построении моделей экономических явлений и процессов. Формы описания моделей могут носить географический и математический характер.

В процессе развития экономической теории разные научные школы по-разному определяли предмет экономической теории. Так, меркантилизм считал предмет экономической науки деятельностью, связанной с внешней торговлей. Физиократы определяли предмет в качестве сельскохозяйственного производства. Марксизм утверждал, что предметом экономической теории являются экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

С позиции маржинализма предметом являлось поведение отдельных субъектов, которые вовлечены в хозяйственные отношения. Если рассматривать такое направление как кейнсианство, то предметом с точки зрения Кейнса были формы и методы государственного регулирования экономики, которые создают основы макроэкономики и смешанной экономики.

Институционализм вводит в предмет экономической теории социально-психологические аспекты. В целом предметом экономической теории являются экономические общественные отношения по поводу использования ограниченных ресурсов для того, чтобы производить блага, которые удовлетворяют безграничные общественные потребности. Также многие специалисты утверждают, что экономическая теория представляет собой науку о рациональности выбора.

Методы экономической теории

Если предмет науки описывает то, что она изучает, то методы отражают то, как познается определенный предмет. Предмет всегда характеризуется определенными методами исследования, а метод формирует предмет исследования.

В экономической теории различают две группы методов: общие и локальные. Общие или общенаучные методы характеризуют общий уровень научных исследований и направлений экономической методологии. С помощью них предоставляются конкретные инструменты для изучения отдельных сторон системы экономики. Локальные методы способны выделить специфические методы, которые характерны для той или иной системы. Универсальные методы используются при реализации любой методологии.

Универсальные методы экономического анализа

Среди универсальных методов экономического анализа можно перечислить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение. Анализ представляет собой расчленение объекта исследования на несколько элементов. Синтез представляет собой объединение элементов в одно целое.

Индукция является выведением общего из частных факторов, а дедукция движение от общего к частному. Абстракция выделяет существенные свойства предмета, допущение может быть «при прочих условия», обобщение представляет собой усреднение.

Экономическая теория также использует методы наблюдения, моделирования, эксперимента, графических изображений (схемы, графики, таблицы, диаграммы). Метод модели представляет собой исследование социально-экономических явлений в качестве теоретического образца или модели. Модели могут различаться по уровню обобщения, характеру действия и охвату.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание В соответствии с маржинализмом предметом экономического анализа являлось:

1. социально-психологические предпосылки поведения индивидов,



Похожие статьи