Знания как экономический ресурс. Предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире

Динамика и структура населения мира характеризуется прежде всего следующими показателями: среднегодовыми темпами роста и долей отдельных стран в общей численности населения планеты.

Население земли точно посчитать невозможно, так как в 40 странах мира более 10 лет не проводилось переписи. В настоящее время население земли увеличилось до 6 млрд. человек и темпы прироста его замедлились. В развитых странах они остаются стабильно низкими, в странах с переходной экономикой они замедлились, а в России, странах Балтии, СНГ и Восточной Европе наблюдается процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной и Юго - Восточной Азии, Латинской Америки. Примерно 76 % населения живет в развивающихся странах. В развитых – 15,9 %, остальное в странах с переходной экономикой (8,1 %).

Естественное воспроизводство населения - основной процесс, который регулирует динамику его численности. Среди основных показателей естественного воспроизводства населения выделяют следующие:

Абсолютное число естественного прироста населения;

Коэффициент естественного прироста населения;

Индекс жизненности;

Суммарный коэффициент рождаемости;

Брутто-коэффициент воспроизводства населения;

Нетто-коэффициент воспроизводства населения.

10 Вопрос Демографическая политика

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

В настоящее время широко обсуждаются экономические и социальные последствия роста численности населения. Динамика населения тесно связана с рядом глобальных проблем, прежде всего с проблемой бедности, продовольственной и экологическими проблемами. Значительная часть населения мира уже теперь испытывает недостаток основных условий, необходимых для здоровой жизни.

11. Предпринимательские ресурсы мира.

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура. К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне., составная часть национального предпринимательского потенциала - это этика и культура, сам предпринимательский дух общества.Знания - это совокупность сведений в различных областях. Главный источник знаний для хозяйственной жизни - это наука. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе. 12 вопрос Ресурсы знаний в мире Знания –

Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.

Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте

Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов

Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

Глава 10. Ресурсы знаний в мире
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс.

Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

^ 10.1. Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

Доля расходов на НИОКР в ВВП;

Численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике;

Индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров;

Число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;

Сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами;

Доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).

Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

страны

доля расхо

дов на НИОКР в ВВП, %

Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

Сальдо техно

логического баланса, млн. долл.

Доля высокотехнологичных изделий в про

мышленном экспорте стра

Финляндия

Великобритания

Германия

* без технического персонала, занятого в НИОКР

Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September,p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131

^ Важнейшие научно-технические центры мира

Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю.Корея и Исландия (2,9%).

В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.

^ Глобализация научно-технических связей

Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.

Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей).

Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.
^ 10.2. Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.

В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).
^ Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются: - доля расходов на образование в ВВП; - расходы на образование на душу населения; - доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу; ^ - доля студентов в возрастной группе 18-29 лет; - численность студентов на 10 тыс. населения;
- доля лиц с высшим образованием;
- доля иностранцев в общей численности студентов (см. табл. 10.2.); Таблица 10.2. Показатели образовательных ресурсов ведущих стран мира, 2000, 2001гг

доля расходов на образование в ВВП, 2000г, %

Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г

Удельный вес студентов

в своей возраст

ной группе,

Доля получивших первую университет

скую степень в группе 24 летних, 2001г****

Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г

Финляндия

Великобритания

Германия

*государственные расходы

** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН

Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 http://www.uis.unesco.org, Human Development Report 2003, p 237 http://www.undp.org

**** по данным Science &Engineering Report 2004 http://www.nsf.gov

Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.

В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.

В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%.

Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за 1995-2001г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей.1

^ Ведущие центры мира по подготовке кадров

Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г.

Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.

^ Миграция научно-технических кадров

Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за 1995-1999гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции.

Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия.В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы.

Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно- техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.).
^ 10.3. Информационные ресурсы мира
В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратилась в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития.

Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы.

Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов.
^ Основные показатели информационных ресурсов
Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационными источникам как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, Интернет ресурс):

Число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения;

Число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения;

Доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;

Число персональных компьютеров в расчете на 100 населения;

Индекс «цифрового доступа» (характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ).2 (см. табл.10.3.)

Таблица 10.3. Показатели информационных ресурсов ведущих стран

Мира, в расчете на 100 чел. населения, в 2000, 2002, 2003 гг.

Страны

Число ежеднев

ных газет

На 100 чел.,

Число телевизо

ров на 100 чел., 2002г

Число Интернетсерверов на 100 чел., 2003г

Число пользова

телей Интерне

та на 100 чел, 2003г

На 100 чел.,

Доля расходов

На ИКТ в ВВП, %, 2002г

Индекс «циф

рового досту

Великобритания

Вологодский институт права и экономики

Федеральной Службы Исполнения Наказаний России


Реферат

по дисциплине

« Экономика»

на тему «Рынок знаний»

Выполнил: курсант 193 учебной группы

рядовой внутренней службы

Комаров Д.А.

Проверил: кандидат экономических наук

майор внутренней службы

Малкова Л.Л.

Дата ________________

Оценка ______________

Подпись _________________


Вологда 2010

Введение


Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. и начала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Что же так ускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

Знания - это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли - страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни - это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы - в ходе приобретения новых технологий.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

1. Знания – основной ресурс инновационного развития российской экономики


Инновационный путь развития современной российской экономики предполагает прежде всего определение новых принципов ее формирования. Считаем возможным отнести к их числу следующие:

Выбор хозяйствующих субъектов основывается на знаниях, в основе которых лежит та или иная информация, полученная в режиме on-line;

Значимость знания как особого ресурса, в известной мере неисчерпаемого, обладающего возрастающей ценностью и доходностью;

Формирование динамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний, информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на экономику в целом;

Направленность приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

Развитие сетевых методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Рассмотрим значимость знания как особого ресурса в экономической деятельности субъектов на нано-, микро- и макроуровнях.

В современных условиях знания нужны не только как неотъемлемый и определяющий компонент человеческого капитала, они необходимы субъекту для его выживания в сложных условиях, для адаптации к происходящим социально-экономическим трансформациям. Даже домохозяйке в XXI в. нужны элементарные технические знания для управления бытовой электротехникой, а в зарубежных странах дети обучаются компьютерной грамотности уже с детского сада в возрасте 5-6 лет. Каждая профессия в настоящее время предполагает усвоение субъектом огромного объема знаний, наработанных предыдущими поколениями. В последующем обновление и углубление знаний является обязательным условием профессиональной пригодности на рынке труда для большинства специалистов.

В последнее время наряду с потребностями в специалистах, обладающих более широкой областью знаний и компетенций на основе междисциплинарного подхода (менеджеры высшего звена), стала отчетливой необходимость в специалистах узкого профиля (например, бухгалтер малого предприятия определенного профиля – строительного, торгового и т. д.). Это, конечно, не свидетельствует о том, что общие основы бухгалтерии и управления специалистам не нужны, они были и остаются теоретической базой знаний. Но именно узкая специализация в их профессиональности в данной области является основным источником их дохода и жизнеобеспечения. Это порождает некую утилитарность (а не энциклопедичность знаний), их нацеленность и сфокусированность именно на том, что дает гарантированный и растущий доход, престиж и статус. В соответствии с этим в вузах РФ готовят специалистов более узкого профиля – финансовых менеджеров, менеджеров гостиничного бизнеса и т. д. Во многих зарубежных фирмах существует корпоративный свод требований к знаниям специалистов различного уровня и в его рамках они, прежде всего, пополняют свои знания, совершенствуют профессиональную подготовку и тому подобное. Это, безусловно, необходимо, но ведет и к односторонности в развитии индивида как носителя человеческого капитала.

Таким образом, наблюдаются две тенденции, которые считаем не противоположными, а взаимодополняющими друг друга: с одной стороны, усиливается потребность в междисциплинарных знаниях, в знаниях из самых разных областей человеческой деятельности; с другой стороны, настоятельной становится потребность в глубоких узкопрофессиональных знаниях, адекватных современному уровню развития постоянно усложняющейся системы общественного разделения труда.

Итак, знания должны быть полисистемными, т.е. относиться к разным областям мироздания. Но любую ли систему знаний индивида можно включать и рассматривать в качестве элемента человеческого капитала. Предположим, квалифицированный инженер разводит на дачном участке особые сорта цветов, овощей и фруктов. Его профессиональные знания дают ему доход, другие знания (хобби) при определенных условиях могут приносить дополнительный доход (при продаже), а могут и не стать источником последнего. С точки зрения данного субъекта все его знания ценны, а с точки зрения общества ценно, прежде всего, то, что приносит доход и служит источником развития, экономического роста. В человеческий капитал, по-видимому, следует включать те знания, которые определяют созидательную сторону деятельности субъектов, имеют в конечном счете общественную полезность, прикладное значение и позволяют субъекту получать соответствующий доход.

Выбор каждым индивидом экономически ценного для него знания из всего огромного богатства знаний оставляет невостребованными знания во всех других областях. Это ведет к росту издержек упущенных возможностей (альтернативных), что необходимо принимать во внимание при оценке экономической значимости данного знания для конкретного субъекта – носителя человеческого капитала. Поскольку чем выше альтернативные издержки, тем ценность данного выбора гипотетически снижается.

Рассмотрим, какой же доход приносят знания как ресурс, как компонент человеческого капитала. В отношении традиционных факторов производства эти проблемы давно решены. Труд приносит доход в виде заработной платы, земля – в виде природной ренты, капитал – в виде процента, предпринимательские способности – в виде прибыли. Правомерно доход, получаемый от использования знаний как ресурса и как квинтэссенции человеческого капитала, именовать интеллектуальной рентой. Это соответствует природе знаний как проявлений интеллектуальных способностей человека, а также пониманию данного вида дохода как дополнительного вознаграждения, связанного с его природными, умственными способностями к генерации знаний и их использованию в экономической и иной деятельности.

Знания как элемент человеческого капитала должны свою ценность проявлять в соответствии и в совокупности с другими его составляющими (системой ценностей, мотивацией, здоровьем и т.д.). В этом утверждении следует исходить из представления о человеческом капитале как целостной совокупности взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет свою ценность для индивида. Изменение количества и качества знаний предопределяет модификацию других элементов человеческого капитала (например, опыта, навыков и т. п.). Вместе с тем воспринимаемый как целостность человеческий капитал может в той или иной степени корректировать отношение субъекта к процессу получения знаний. Это в первую очередь связано со способностью индивида воспроизводить и обновлять знания, генерировать их и создавать новые знания, что является наиболее ценным в условиях экономики, основанной на знаниях.

Огромное значение для индивида как носителя человеческого капитала имеет его мотивация получения знаний, осуществления дополнительных инвестиций в образование. Мотивация должна быть четко сформулирована – для чего это делается, во имя чего, что это дает и насколько получаемое соответствует отчуждаемому. Если этой мотивации у субъекта нет, то процесс обретения знаний становится бессмысленным.

Знания могут выступать не только созидающим элементом человеческого капитала, но и разрушающим его. Например, производство генетически модифицированных продуктов (трансгенных), как установлено сейчас наукой, влияют не только на иммунную систему человека, но и на его генетический механизм. Знания могут доставлять неудовлетворенность, если они редко или совсем не востребованы в профессиональной деятельности субъекта и не оправдывают ожидаемых от них выгод, или быть даже бесполезными, если они не приносят никакого эффекта, пользы.

Знания могут блокировать развитие или даже разрушать человеческий капитал, если они не соответствуют другим его составным элементам (например, напряженный умственный труд имеет свой «букет болезней»), с трудом осваиваются индивидом (если они лежат не в русле его способностей), а применяемые на практике приводят к негативным действиям и результатам. И это могут быть не только стереотипные, связанные с наркотиками и другими видами теневой деятельности («бегство» от налогов), но и вполне современные, связанные с замораживанием ядерных отходов, производством средств химической защиты и даже эвтаназия (добровольный уход из жизни с помощью медицины).

Если знания побуждают индивида к активным действиям, но не приносят ожидаемого результата и дают значительно меньшую отдачу, то любой рациональный индивид будет или стараться дополнить знания до приносимого ими желаемого эффекта, либо предаст забвению эти знания как малопроизводительные и не будет в дальнейшем их использовать. Например, в России полностью отказались от существовавшей ранее системы пятилетнего директивного государственного планирования, действовавшей в течение 70 лет, хотя отдельные ее элементы присутствуют в составляемых сегодня фирмами бизнес-планах, стратегических проектах и программах.

В структуру человеческого капитала входят накопленные навыки, умение, опыт индивидов. Однако опыт может быть средством или развития личности, или накопления ошибок и неправильных стереотипов поведения. Последние могут служить барьером развития человеческого капитала, средством накопления субъектом информации и генерации ее в знания, не соответствующие современным требованиям к профессионализму и компетентности индивида. По мере увеличения продолжительности функционирования человеческого капитала, персонифицированного индивида возрастает и его опыт, но степень восприятия и усвоения новых знаний, как правило, снижается. Неслучайно самым креативным возрастом человека является 25-40 лет, а сделанные в более позднем времени открытия и имеющиеся достижения, чаще всего, имеют отдельные выдающиеся личности. Поэтому, естественное (природное) частичное утрачивание человеческим капиталом своих качеств по мере возрастания срока его функционирования в совокупности с его моральным износом и обесцениванием являются теми объективными факторами, которые снижают его способность к постоянному возобновлению знаний, их генерации и использованию в практической деятельности. Ценность человеческого капитала заключается, прежде всего, в его способности к генерации нового знания.

Итак, в условиях инновационной экономики, как ни парадоксально, знания являются определяющим, но не единственным и абсолютным фактором развития человеческого капитала. Знание является конституирующим для занятых преимущественно интеллектуальным трудом и комплементирующим (дополняющим) для занятых другими видами деятельности элементом, способствующим развитию человеческого капитала.

Важнейшим ресурсом современных фирм, способным значительно повлиять на повышение их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являются корпоративные знания.

Корпоративные знания как самостоятельная форма существования (выражения) знаний на уровне корпорации имеют все характерные черты, присущие знаниям как ресурсу:

– они имеют отношения к данным и информации, производны от них, но не всегда жестко детерминированы, связаны с ними;

– генерируются только субъектами, в данном контексте – сотрудниками корпорации;

– динамичны; любые знания обладают своей скоростью передачи и восприятия;

– дефицитны, их генерация требует определенных затрат интеллектуального труда, времени;

– неоднозначны в восприятии, так как относятся к разным областям человеческой деятельности и понимаются индивидуально в силу особенностей сознания каждого индивида;

– обладают сроком и целью использования;

– могут быть очень дороги, цена при этом не фиксирована.

Корпоративные знания каждого предприятия в отличие от традиционных фундаментальных «научных» знаний весьма разрознены и противоречивы, динамичны и разнообразны. Однако, в своей основе они довольно «поверхностны» и, в первую очередь, представляют собой описание различных ситуаций и сценариев действий, концентрирующие опыт предприятия по решению возникающих задач.

У таких крупных ТНК, как IBM, Intel, научный бюджет больше научного бюджета всей России, что позволяет им серьезно заниматься формированием и пополнением корпоративных знаний, их управлением.

Корпоративные знания обеспечивают реальные конкурентные преимущества корпорации на различных рынках, включая национальный и мировой рынки.

Приведем следующие аргументы.

1. Имеющаяся в корпорации информационная база данных, трансформируемых в корпоративные знания, позволяет дать оценку принимаемым решениям, разрабатываемым проектам и программам с различных позиций – полезности, релевантности, эффективности, альтернативных издержек и т. п., выбрать из имеющихся вариантов наиболее оптимальное решение по всем важнейшим критериям и параметрам оценки. Правильное решение, выбранное своевременно и с минимальными затратами, позволяет сократить и трансакционные издержки корпорации (издержки пребывания корпорации в данной экономической среде – рынке, системе, уровне хозяйствования) и, тем самым, повысить ее конкурентоспособность.

2. Наличие корпоративной базы данных – это уже реальное конкурентное преимущество, поскольку для ее создания, расширения и обновления необходимы современные информационные технологии, техника. Она должна постоянно модифицироваться в соответствии с общемировыми тенденциями развития IT-рынка и корректироваться возможностями каждой корпорации в этой области.

3. Корпоративные знания приносят определенную пользу его создателям и пользователям в виде различных материальных и нематериальных ценностей, то есть стимулируют их деятельность по воспроизводству этого блага. Наличие таких прямых и обратных связей в виде заинтересованности персонала корпорации в существовании корпоративных знаний, их использовании и получении пользы от этого, дополнительных ценностей позволяет утверждать, что прямо или косвенно персонал корпорации становится созидающим эти корпоративные знания субъектом, приумножающим их, и, тем самым, обеспечивающим реальные преимущества корпорации по сравнению с ее конкурентами, делающими ставку только на традиционные ресурсы.

4. В отличие от используемых традиционных ресурсов – труда, капитала, земли, предпринимательских способностей, каждый их которых приобретается на соответствующих внешних по отношению к корпорации рынках, корпоративные знания – это исключительно внутренний ресурс корпорации, который не подвержен каким-либо конъюнктурным изменениям, циклическим колебаниям. Он создается исключительно силами самой корпорации. Вместе с тем, это универсальный ресурс, использование которого позволяет грамотно и взвешенно выбрать все остальные ресурсы для корпорации и сделать их результативными факторами производства. Например, подбор персонала, определение уровня его компетентности и степени идентификации с миссией корпорации, ее целями и задачами. Достоинством корпоративных знаний как ресурса корпорации является его самовозобновляемый характер, то есть в процессе потребления этот ресурс не исчезает и, наоборот, сохраняется, мультиплицируется, а при добавлении к нему новых элементов – нового знания, баз данных фактически самовоспроизводится.

Такова природа данного ресурса, делающего его неуязвимым по сравнению с другими ресурсами, используемыми корпорациями в своей деятельности.

Знание является генерирующим источником социально-экономического развития стран. Это отражается во многих важных аспектах.

1. Знание необходимо для поиска альтернатив, связанных с ресурсообеспечением стран. Так, страны, обладающие скудными природными ресурсами, активно занимаются ресурсосберегающими технологиями (Япония), используют альтернативные источники энергии – энергию солнца, приливов и отливов, термальных источников и т. п. Страны, обладающие достаточными сырьевыми ресурсами, могут также иметь альтернативы в их использовании – экспортировать (Россия) или консервировать и использовать ресурсы других стран (США). Поиск альтернатив традиционным ресурсам, обладающих ограниченностью, заставляет страны переходить к тем ресурсам, которые можно восполнить в той или иной мере или, которые в большей степени возобновляемы и воспроизводимы, как, например, информация и знания. Хрестоматийным примером здесь может служить Япония, сделавшая ставку на высокие технологии и интеллектуализацию техники. Это страна подарила миру первых роботов, играющих в шахматы, ухаживающих за детьми и престарелыми, роботы-игрушки, а также сложные компьютерные разработки, программы и многофункциональные телекоммуникационные средства. Переход к новой экономике в этой стране был продиктован достаточно жесткими внутренними условиями – минимумом собственных ресурсов, особой ментальностью, предполагающей опору, прежде всего, на собственные силы. Реалии нашей страны в этом плане иные – запасы ресурсов позволяют активно вести их экспорт.

Поэтому в этих условиях уповать на такой фактор как знание было бы преждевременно – этот фактор становится востребованным в экономике как главный тогда, когда начинают исчерпываться другие традиционные ресурсы экономического развития и есть соответствующая технико-технологическая база.

2. Знания необходимы для выбора и обоснования вектора стратегического развития экономики страны.

Иллюстрацией этого положения может быть исторический опыт нашей страны, прошедшей точки бифуркации в 1917, 1925 (свертывание нэпа), 1965 (реформа Косыгина), 1985 (перестройка Горбачева) и в 1998 гг. (августовский кризис). В каждой из этих точек бифуркации расходились траектории развития, но выбор падал только на одну из них. Знания, предопределяющие действия различных субъектов, (представителей власти, бизнеса, электората) и явились той движущей силой, которая обусловила выбор конкретного вектора экономического развития страны. В этих условиях становились утраченными другие социально-экономические альтернативы. Так, после кризиса 1998 г. в стране создалась благоприятная обстановка для импортозамещения, развития за счет использования ресурсов внутреннего рынка. Однако, она не была реализована в полной мере и основной вектор развития страны опять стал связан с экспортом ресурсов. Поставленная задача удвоения российского ВВП к 2010 г. и борьба с бедностью также предполагает, прежде всего, генерацию знаний – за счет каких источников, факторов и механизмов это обеспечить.

3. Знания необходимы для поиска различных комбинаций факторов производства и нахождения наиболее оптимального варианта, обеспечивающего требуемое количество продукции и услуг. Эту задачу решают и фирмы, и регионы, и субъекты, персонифицирующие национальную экономику в целом.

4. Знания являются источником инноваций, без которых экономический прогресс невозможен. Эти инновации могут относиться к различным сферам деятельности субъекта и быть связаны с созданием новых технологий, техники, новых видов товаров и услуг, например, образовательные инновации, механизмов регулирования и т. п. Знания трансформируют механизм воспроизводства национальной экономики и выступают его органичным элементом.

Воспроизводство в условиях инновационной экономики имеет две главные составляющие – воспроизводство ограниченных, в том числе невозобновляемых ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательство) и воспроизводство возобновляемых и не исчезающих в процессе их использования ресурсов – знаний и информации.

Таким образом, поступательное развитие в современных условиях объективно предполагает постоянное возобновление производства, то есть воспроизводство материальных и нематериальных благ, в том числе знаний. В этом процессе знания участвуют в нескольких своих значениях:

– как элемент производительных сил (опыт, умения, навыки, знания, присущие человеческому фактору);

– как объект производственных отношений, по поводу которого складываются взаимоотношения субъектов. В данном качестве знания в свою очередь могут выступать в виде самостоятельного ресурса (например, ноу-хау), в виде знаний, овеществленных в других ресурсах (техника) или в конкретных благах-продуктах труда (книги) конечного использования.

В каждом из этих своих значений знания неразрывно связаны, что обусловлено взаимодействием производительных сил и производственных отношений. Для того чтобы процесс воспроизводства в национальной экономике осуществлялся непрерывно и стабильно, и при этом поддерживались определенные пропорции необходимо не только использование имеющегося знания, но и генерация нового знания. Это новое знание редуцируется из неявного (некодифицированного знания), следовательно, для экономического развития страны важно знание в различных формах проявления. Для краткосрочного периода значимо в большей степени явное и кодифицированное знание. Для долгосрочного периода, когда происходит изменение всех используемых факторов производства, огромное значение имеет неявное знание, которое постепенно трансформируется в новое знание, используемое в хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики.

Следовательно, знание может выступать детерминирующим фактором экономического роста, находясь в различных формах своего проявления:

– как воплощенный (овеществленный) в технологиях и технике ресурс;

– как составной элемент человеческого капитала, выступающий в явной и неявной форме, и взаимодействующий с имеющимися у субъектов навыками, опытом, умением воспроизводить и обновлять знания, использовать их в своей деятельности;

– как новое, вновь генерируемое знание, являющееся результатом НИОКР и других видов научной деятельности фундаментального и прикладного характера (научные разработки, инновационные проекты, патенты и другие объекты интеллектуальной собственности);

– как новые блага (товары и услуги), которые в дальнейшем способствуют формированию самостоятельных, отдельных новых рынков (например, рынок программного обеспечения, рынок дистрибутивных услуг, связанных с IT-технологиями).

Для экономического развития национального хозяйства важно знание в различных формах его проявления (материализованное, овеществленное, явное и неявное, скрытое). Но если в краткосрочном периоде для экономического роста важны в первую очередь имеющиеся явные, в том числе материализованные знания, овеществленные в технике, технологиях, инновациях, в умении и опыте, присущих носителям человеческого капитала, то в долгосрочном периоде экономическое развитие обусловлено, прежде всего, новым знанием, появление которого есть редукция неявного знания в явное. Именно новые знания при условии их использования способны поднять экономику страны на более высокую ступень развития. Особую значимость имеет степень практического использования (освоения) знаний в хозяйственной деятельности субъектов на разных уровнях. Накопление знаний ради знаний – это тупиковый путь, который не дает обществу реализации поставленных целей.

Экономическое развитие национального хозяйства определяется не столько количеством знаний как применяемого ресурса, сколько их качеством – способностью с помощью знаний решать возникающие сложные проблемы, связанные с ресурсообеспечением, выбором вектора движения, обеспечением конкурентоспособности отечественного производства на мировых рынках и т.п. Именно качество знаний позволяет полнее раскрыть и эффективнее реализовать потенциал национальной экономики.

Поскольку знания не единственный фактор экономического развития, а тесно взаимодействующий с другими ресурсами национальной экономики, постольку необходима определенная сопряженность (соотношение) между всеми ресурсами. Знания должны быть конгруэнтны уровню развития человеческого капитала, техники и технологии и вместе с тем содержать потенциал трансформации на качественно новый уровень развития.

2. НИОКР

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР ), в английском языке передаётся как Research & Development (R&D ) - комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности компании.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут выполняться по заказу. В России отношения по поводу выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по договору регулируются в первую очередь положениями гл. 38 ГК РФ. Согласно нормативному определению: «По договору на выполнение научно исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее» .

Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute, в 2008 году на НИОКР в мире было потрачено $1,12 трлн. Первое место по объему НИОКР занимают США($382,6 млрд.), второе - Япония, однако Китай может опередить Японию в 2011 году, прогнозирует институт.

3. Специфика рынка знаний


Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Наконец, своеобразная черта рынка знаний - это большое количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и др.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия ее использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на Законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

· оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

· регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем.

Используя это право, собственник интеллектуальной продукции может самостоятельно использовать ее, продать, сдать в аренду и т.п. Например, он может заключить авторский договор на издание книги, продать патент или только право на использование защищенного патентом изобретения (т.е. продать лицензию на использование изобретения) и т.д. Если предприятие использует чужую интеллектуальную собственность, оно выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать самые разные формы: авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию и т.д.


4. Выводы

1. Знания - это совокупность сведений в различных отраслях. Для ведения хозяйственной деятельности они поступают к их потребителям разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологии.

2. Новыми знаниями мир обязан прежде всего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) или научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется в виду организованный процесс открытия новых знаний.

3. Рынок знаний специфичен. Значительная часть знаний распространяется на нем безвозмездно. На рынке знаний множество секторов, из которых своими размерами выделяются сектора науки, образования, средств массовой информации, хранения информации. На нем также много посредников между производителями новых знаний и их потребителями.

4. Новые знания называются интеллектуальным продуктом, интеллектуальной собственностью. Этот продукт приобретает самые разные формы, а его собственники получают право на использование, в силу чего они либо сами используют свой интеллектуальный продукт, либо продают его, либо сдают в аренду и т.д.

5. Если фирма использует чужую интеллектуальную собственность, она выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать формы авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию на право использовать изобретение и т.д.

Список используемой литературы


1. Экономика: Учебник. 3-е издание., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2006г. 831с.

2. Как защитить интеллектуальную собственность в России: правовое и экономическое регулирование / Под ред. А.Д. Корчагина. М.: Инфра-М, 1995г

3. Интеллектуальная собственность: в 2-х книгах / Сост. и коммент. И.В. Попова. М. Минск: Амалфея. 1997г

4. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями // Вопросы экономики 2004г. №1. С.151

5. Сапир Ж. Экономика информации: новая прадигма и её границы // Вопросы экономики. 2005г. №10. С.4


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В настоящее время успех компании во многом зависит от внедре­ния инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.

С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в до­ступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, цен­ность для потребителя и др.).

Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития иннова­ционного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.

На примере научно-технической информации рассмотрим про­цесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая инфор­мация с момента ее появления проходит несколько этапов, каче­ственно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качест­венной и достоверной, так как подверглась рецензированию и ре­дактированию.

С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, доклады­ваться на конференциях, заноситься в библиографические базы дан­ных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отноше­ния между ними влияет способ распространения информации. На­пример, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступ­ные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.

В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.

На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется ин­формация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подго­товки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих иссле­дований и ожидаемых результатов.



На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные ис­точники - это печатные или электронные издания, в которых ре­зультаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).

На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.

На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источ­никах метаинформации возрастает по мере нарастания информаци­онного потока, увеличения документированной информации, ис­ходных (документальных) баз данных. Метаинформация также пре­доставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.

Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публи­куются в первую очередь в периодической печати и регулярных сбор­никах научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Боль­шое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим меро­приятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.

Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были биб­лиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки иг­рают важную роль по обеспечению широким слоям населения до­ступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.

Традиционным средством передачи знания являются книги, жур­налы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий

пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Ин­ку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти до­ны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.

241.71kb.

  • 1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения , 1182.63kb.
  • Ь быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, , 106.47kb.
  • Аннотация программы учебной дисциплины «Культура и межкультурное взаимодействие в современном , 22.6kb.
  • Вопросы по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» , 58.57kb.
  • Информационные ресурсы Internet , 254.83kb.
  • Российская государственная детская библиотека , 503.08kb.
  • Глава 10. Ресурсы знаний в мире

    В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс.

    Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

    10.1. Научные ресурсы мира

    Масштабы НИОКР

    Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.

    Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

    Доля расходов на НИОКР в ВВП;

    • численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике;
    • индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров;
    • число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
    • сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами;
    • доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
    Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

    Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г


    страны

    доля расхо

    дов на НИОКР в ВВП, %


    Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

    Сальдо техно

    логического баланса, млн. долл.


    Доля высокотехнологичных изделий в про

    мышленном экспорте стра

    ны, %


    США

    2,7

    86

    + 24884

    32

    Япония

    3,1

    99

    - 599

    24

    Ю. Корея

    2,9

    64

    - 71022

    32

    Швеция

    4,3

    106

    + 617

    16

    Финляндия

    3,5

    164

    - 45

    24

    Великобритания

    1,9

    55

    + 1708

    31

    Франция

    2,2

    72

    + 1285

    21

    Германия

    2,5

    68

    - 1299

    17

    Италия

    1,1

    28

    - 740

    9

    Россия

    1,3

    75

    - 191

    13

    * без технического персонала, занятого в НИОКР

    Источник: World Development Indicators 2004,p.298; Economic Trends, 2004, September,p.61; Наука России в цифрах: 2004, Стат. Сб. – ЦИСН, 2004, с178,182,183; Наука России в цифрах: 2002, с. 130,131

    Важнейшие научно-технические центры мира

    Основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. На долю США пришлось 44% общих расходов на НИОКР стран ОЭСР, ЕС – 30%, Японии – 20%. В 2000г США затратили на НИОКР 183 млрд. долл., Япония – 66 млрд., Германия – 33 млрд. долл., Россия – 10,6 млрд. долл., Китай – 50,3 млрд. долл., Израиль – 5,6 млрд. долл. (только гражданские НИОКР). По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,4%), Швеция (4,3%), Финляндия (3,5%), Япония (3,1%), Ю.Корея и Исландия (2,9%).

    В развитых странах частные компании стали основным инвестором в НИОКР: частный сектор обеспечивает более 70% всех расходов на НИОКР в Японии, 68% в США, 56% в среднем в ЕС. Лидерами по абсолютным расходам на НИОКР в корпоративном секторе являются компании США, в 2003г «Дженерал моторз корп.» ассигновала на НИОКР 6,5 млрд. долл, «Форд мотор ко.» – 6,3 млрд. долл., “IBM” – 5,4 млрд. долл.

    Глобализация научно-технических связей

    Глобализация НИОКР проявляется в увеличении международного сотрудничества ученых, в растущей доле зарубежного финансирования НИОКР, создании все большего числа зарубежных исследовательских подразделений ТНК, организации научно-технических альянсов, росте объемов торговли интеллектуальной собственностью, международном аутсорсинге. В среднем в странах ОЭСР доля зарубежного финансирования НИОКР составляет 10%.

    Произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного лицензирования. США имеет самое крупное сальдо лицензионной торговли. Наиболее крупными покупателями американской технологии являются Япония и Ю. Корея (44% всех поступлений США в 1999г.). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и в Японии (около 30% платежей).

    Сравнительно новой формой международной кооперации является научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами. Наибольшее распространение эта форма получила в разработке программного обеспечения (т. н. офшорное программирование) в таких странах, как Ирландия и Индия, развивается аутсорсинг в России и Украине.

    10.2. Образовательные ресурсы мира

    Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

    Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.

    В то же время проблемы образования различаются по странам. Если для развитых стран вопрос стоит о переходе к всеобщему высшему образованию, то для развивающихся стран в долгосрочном плане – это обеспечение полноценного среднего образования, а для многих - ликвидация неграмотности и введение всеобщей системы начального образования (в 2000г насчитывалось 800 млн. неграмотных).

    Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:

    - доля расходов на образование в ВВП;

    - расходы на образование на душу населения;

    - доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;

    - доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;

    - численность студентов на 10 тыс. населения;

    - доля лиц с высшим образованием;

    - доля иностранцев в общей численности студентов (см. табл. 10.2.);

    Таблица 10.2. Показатели образовательных ресурсов ведущих стран мира,

    2000, 2001гг


    страны

    доля расходов на образование в ВВП, 2000г, %

    Численность студентов на 10 тыс. населения, 2001г

    Удельный вес студентов

    в своей возраст

    ной группе,

    %, 2001г**


    Доля получивших первую университет

    скую степень в группе 24 летних, 2001г****


    Доля иностранцев в общем числе студентов, %, 2000г

    США

    7,0

    387

    73

    33,8

    3

    Япония

    4,6

    233

    48

    31,5

    2

    Ю. Корея

    6,4

    393

    78

    26,8

    н.д.

    Швеция

    6,5

    388

    70

    33,4

    7

    Финляндия

    5,6

    527

    Н.д.

    38,5

    2

    Великобритания

    5,3

    243

    60

    39,4

    11

    Франция

    6,1

    260

    54

    36,1

    7

    Германия

    5,3

    215

    46***

    20,0

    10

    Италия

    4,8

    309

    50

    20,7

    2

    Россия

    2,9*

    336

    64

    25,6***

    1

    *государственные расходы

    ** студенты последней ступени полных средних и высших учебных заведений. Возрастная группа определяется исходя из официального возраста получения полного среднего образования плюс пять лет. Данные ЦИСН

    Источник: Высшее и послевузовское образование в России: 2004. Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2004, с.212, 217, 221; Всемирный доклад по образованию 2003, с.92 nesco.org, Human Development Report 2003, p 237 org

    **** по данным Science &Engineering Report 2004 ov

    Качество образования проявляется в его востребованности и современности. Основным параметром оценки качества становится не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения.

    В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием (в 2002г в среднем 23% населения в группе 25-64 лет имело высшее образование, в США – 38%, Канаде – 43%). Все больше молодых людей стремятся получить высшее образование. В 2000г в высшей школе училось в США – 38% молодежи (в группе 20-29 лет), ЕС – 26%, Финляндии – 44%, Швеции - 32%. За последние 10 лет число учащихся высших учебных заведений возросло на 50% в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии и Польше, на 20% - в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике.

    В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались, двигаясь к общей глобальной модели – 2\3 студентов специализируются в гуманитарных областях (гуманитарные и социальные науки, право, педагогика, искусство), а 1\3 изучает естественно-научные и технические дисциплины (естественные науки, техника, медицина, строительство, сельское хозяйство). Доля выпускников вузов в области научно-технических дисциплин в 2001г в ЕС составила более 30%, в США - 17%, Японии – 12%.

    Наблюдается повышение расходов на образование в целом (за 1995-2001г рост в ОЭСР превысил 10% в постоянных ценах), и на высшее профессиональное в частности. В настоящее время в экономической науке превалируют две концепции участия государства в финансировании высшего образования: неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом), и концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования). Основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц). Роль частных источников финансирования значительно колеблется по странам – наименьшая в странах Северной Европы (4% в Дании, Финляндии, Норвегии), 29% в Великобритании, 66% - в США, 84% - в Ю. Корее. Вместе с тем, дефицит государственных бюджетов, расширение системы высшего образования и контингента учащихся вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования высшей школы и переходить к платному образованию. В США соотношение между затратами на высшее образование семей и частных компаний примерно равны, в Ю. Корее 2\3 приходится на средства семей. 1

    Ведущие центры мира по подготовке кадров

    Лидерами по подготовке кадров со средним и высшим образованием являются США и ЕС, а до последнего времени и Россия. В 2001г в 15 странах ЕС было подготовлено 2,0 млн. выпускников высшей школы (первой ступени, эквивалентной степени бакалавра), в 10 странах-кандидатах – еще 0,6 млн. чел., в США – 2,15 млн., в Японии – 1,1 млн. человек, в России – 0,7 млн. чел. В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования к 2010г. («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003г.

    Большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в научно-технических дисциплинах более, чем в три раза (до 8-10% общей численности выпускников). Наиболее серьезные достижения в этом регионе достигнуты в послевузовском образовании.

    Миграция научно-технических кадров

    Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер (5-10% переездов специалистов из Канады в США объясняется внутрифирменными перемещениями). Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Лидирует в этой области США, где 40% взрослых иммигрантов имеет высшее образование, и где обучается 32% всех иностранных студентов в странах ОЭСР. С начала 90-х гг. в США въехало около 900 тыс. высококвалифицированных специалистов из Индии, Китая, России и ряда стран ОЭСР по программе «грин карт». В США остается 90% докторов в научно-технических дисциплинах, выходцев из Китая и Индии, 80% из Великобритании, 63% из Ю. Кореи. В Великобритании доля иностранцев, оканчивающих университеты в научно-технических дисциплинах возросла за 1995-1999гг. с 29 до 31%, причем в технических науках этот показатель достиг 38%, в социальных науках – 40%. В 1999г иностранцы получили 49% докторских дипломов в технических дисциплинах в США, 44% - в Великобритании, 30% - во Франции.

    Одним из свидетельств конкурентоспособности и качества национальной системы образования становится академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов). Увеличение численности иностранных студентов с одной стороны, дает ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, а с другой, характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия. В числе причин роста доли иностранных студентов: возросший интерес к высшему образованию, система мер по привлечению иностранцев (в частности, Болонский процесс), демографические факторы.

    Во второй половине 90-х гг. в странах Азии произошел перелом в соотношении между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в национальных университетах в пользу последних. Научно- техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовали возвращению специалистов на родину. В 1999г Европа подготовила 54 тыс. докторов в области естественных и инженерных наук, США – 26 тыс., азиатские страны – 21 тыс. (лидером в этом регионе является Китай – 6,5 тыс.).

    10.3. Информационные ресурсы мира

    В постиндустриальном обществе информация стала его важнейшим элементом, а уровень развития информационной инфраструктуры превратилась в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике. В постиндустриальном обществе информация становится предметом массового потребления общества и стержнем общественного развития.

    Совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности формирует национальные информационные ресурсы.

    Развитие телекоммуникационных систем, в первую очередь Интернета, а также либерализация рынков связи, повлекшая за собой снижение стоимости коммуникационных услуг, привели к активному развитию информационного рынка. Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где понятие географического и физического расстояния практически исчезает. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за национальные рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылки для формирования глобального информационного общества. США и страны ЕС еще в первой половине 90-х гг. включили развитие общества «знаний» и информационного общества в число национальных приоритетов.

    Основные показатели информационных ресурсов

    Важнейшими показателями информационных ресурсов отдельных стран является доступ к информационными источникам как к традиционным (радио, телевидение, печать, стационарная телефония), так и новым (мобильная связь, Интернет ресурс):

    Число ежедневных печатных изданий, радиоприемников, телевизоров, подключений к кабельному телевидению, число телефонных номеров в расчете на 100 населения;

    Число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 населения;

    Доля расходов комплекса информационно-коммуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП;

    • число персональных компьютеров в расчете на 100 населения;
    • индекс «цифрового доступа» (характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ). 2 (см. табл.10.3.)

    Таблица 10.3. Показатели информационных ресурсов ведущих стран

    Мира, в расчете на 100 чел. населения, в 2000, 2002, 2003 гг.


    Страны

    Число ежеднев

    ных газет

    На 100 чел.,

    2000г.


    Число телевизо

    ров на 100 чел., 2002г


    Число Интернетсерверов на 100 чел., 2003г

    Число пользова

    телей Интерне

    та на 100 чел, 2003г


    Число ПК

    На 100 чел.,

    2003г.


    Доля расходов

    На ИКТ в ВВП, %, 2002г


    Индекс «циф

    рового досту


    США

    21,3

    93,8

    55,5

    55,1

    65,9

    6,5

    0,78

    Япония

    57,8

    78,5

    10,2

    48,3

    38,2

    5,3

    0,75

    Ю. Корея

    39,3

    36,3

    0,5

    61,0

    55,8

    6,5

    0,82

    Швеция

    41,0

    96,5

    10,5

    57,3

    62,1

    6,5

    0,85

    Финлян

    44,5

    67,0

    24,4

    50,9

    44,2

    5,8

    0,79

    Великобритания

    32,9

    95,0

    5,5

    42,3

    40,5

    6,1

    0,77

    Франция

    20,1

    63,2

    4,0

    36,6

    34,7

    5,2

    0,72

    Германия

    30,5

    66,1

    3,2

    47,3

    43,1

    5,2

    0,74

    Италия

    10,4

    49,4

    1,1

    40,9

    23,1

    4,4

    0,72

    Россия

    10,5

    53,8

    0,4

    4,1

    8,9

    3,7

    0,50


    Похожие статьи