Основой экономической жизни общества является. Экономическая жизнь общества и ее основные проявления

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения. Человек отличается от основного мира тем, что способен приспосабливать и изменять мир согласно своим потребностям. В процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования, но и является источником его творческого,духовного и социального развития.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в 4 в. до н. э.

у Аристотеля, который называет её «естественной наукой» управления домашним хозяйством. Сегодня экономика – это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы. Глубинным двигателя истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению производственных процессов, поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Экономика становиться становится основой современного научно-технического прогресса потому, что именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения. Таким образом экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность и развитие каждого человека и общества в целом.

На протяжении 18 – 20 вв. наблюдается господство экономической науки в обществе, идёт формирование политэкономии как ведущей науки.

Политэкономия – наука о рациональном хозяйствовании в национальном масштабе.

Она изучает законы, управляющие экономикой, и определяет основные направления экономической политики, проводимой государством. Объектом исследования политэкономии является открытие экономических законов, соответственно которым развивается хозяйство; изучение социально – экономических условий в обществе, т. е отношений людей, классов, социальных групп и слоёв.

Переход от политэкономии к экономической науке, которая получила название «экономикс», был вызван потребностью практики.

Экономикс – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких, как экономика промышленности, экономика с\х,экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика и др.

Основная задача экономикса – поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Согласно экономиксу, задача экономики фактически сводится к оптимизационной задачи на максимум и минимум затрат (минимизация затрат и максимизация результатов).

В экономиксе утвердились в основном два подхода к изучению экономических явлений - позитивизм и нормативизм. Сторонники позитивизма считают, сто экономикс – это «чистая наука» , такая же, как и естественные науки, поэтому и изучать явления экономической должна по аналогии с точными естественными науками. Позитивисты отрицают допустимость субъективных оценок. Сторонники другого, нормативного подхода, напротив, отрицают необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они утверждают, что важно учитывать социальные, политические и другие факторы, в оценке которых существенную роль играют опыт, знания, убеждения, субъективные мнения ученого. По их утверждению, любые выводы и рекомендации носят субъективный характер. Нормативный подход предполагает определенное суждение, оценку, рекомендацию по поводу того или иного явления.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макро- и микроэкономический.

Макроэкономика – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мировой экономике. Она изучает вопросы о том, как быстро развивается экономика: каков объём произведённого продукта и совокупного дохода, т.е показатели, характеризующие общенациональные и международные экономические явления. Она ищет решение таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства, экономический рост, инфляция, кризисы и т.д.

Макроэкономический анализ связан с именем Джона Кейнса, который произвёл настоящую революцию в экономической науке, повернув экономическую теорию к макроэкономике, рассматривая все проблемы как общественно-национальные. Заслуга Кейнса в том, что он впервые указал на важную роль государства в обеспечении эффективного функционирования рыночной экономики.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается наличные интересы и ограничивает роль правительства

Микроэкономика – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Она исследует причинно – следственные и функциональные связи, которые влияют на выбор и принятие решений отельных людей и фирм, предприятий. Она имеет дело с такими понятиями, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, а также с процессами производства и потребления, изменениями спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках. Принципиальное значение в микроэкономике придаётся изучению цен и их влияния на отдельные элементы хозяйства.

Основное противоречие экономического развития, а именно безграничность потребностей общества и ограниченность или редкость ресурсов, разрешается путём выбора.

Потребность- это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Потребности подразделяются на первичные, касающиеся жизненно важных нужд человека, и вторичные, к которым относятся все остальные. Соответственно, и блага, которые призваны удовлетворять ту или иную потребность, часто делят на предметы первой необходимости и на предметы роскоши. Но деление это условное, так, для кого-то одно и то же благо может быть предметом роскоши, а для другого – первой необходимостью, всё зависит от того, как человек, организация или общество определяет ту или иную потребность.

Также можно рассматривать духовные и материальные потребности. Особенное значение приобретает деление на личные, коллективные, институциональные и общественные. Такое разделение особенно важно с точки зрения определения прав собственности на те блага, которые удовлетворяют ту или иную потребность.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Блага классифицируются аналогично потребностям, которые они призваны удовлетворять. Причём одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух, вода), другие – в ограниченном.

Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, принято называть экономическими благами , они обычно становятся объектами купли – продажи, т. е товарами.

Экономическая теория изучает

Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает


25. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.

Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.

Государство в условиях командно-административной экономики

27. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:

А. Золотой Век В. Бронзовый Век

Б. Серебряный Век Г. Каменный Век

28. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:

А. Нигилистическое В. Консервативное

Б. Новаторское Г. Традиционное

29. Как называется художественный стиль первой трети XIX в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:

А. Романтизм В. Рококо

Б. Готика Г. Ампир

30. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

А. экономической В. политической

Б. социальной Г. духовной


Класс

1. Соотнесите результаты творческой деятельности и примеры:

1. Открытие

2. Изобретение

3. Рационализаторское предложение

А. Техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства

Б. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества

В. Новое техническое решение задачи, поднимающее технику на новый уровень

2. К материальному производству относится:

А.исполнение оркестром симфонии П.И. Чайковского

Б.тиражирование в типографии произведений А.П. Чехова

В.открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов

Г.создание М.Ю. Лермонтовым стихотворения «Бородино»

Закончите предложение

Понятие исторического процесса включает…

Экономика (от греч. oikonomia - искусство ведения домашнего хозяйства) означает: 1) народное хозяйство данной страны или его часть (соответствующие отрасли или производство); 2) сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в материальных благах; 3) наука об эффективном и рациональном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей в условиях конкретных форм хозяйствования.

Экономика - это совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Поэтому основными элементами (экономический цикл) экономики являются: производство, распределение, обмен, потребление.


Производство - главный элемент экономики, ее основа. Производство - это процесс создания жизненных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей людей. В обыденной жизни, когда речь заходит об общественном производстве, чаще всего говорится лишь о производстве материальных благ. Такое понимание общественного производства не является научным. Понятие «общественное производство» и «материальное производство» не являются тождественными. Содержание понятия «общественное производство» является более широким по сравнению с содержанием понятия «материальное производство».

Понятие «общественное производство» обозначает весь процесс производства людьми всей социальной жизни. Оно включает в себя и производство всей совокупности связей и взаимосвязей, которые возникают между людьми и их общностями, и производство материальных и духовных благ.

Распределение включает в себя распределение рабочей силы, средств производства, а также предметов потребления, необходимого и прибавочного продукта. Оно выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Материальные и духовные блага, услуги, доставшиеся по распределению, после отделения их на личные нужды обмениваются на другие товары.

Обмен в основном происходит через рынок. Общей предпосылкой обмена является общественное разделение труда. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия, разрешение возникающих между ними противоречий.

Потребление означает использование изготовленных материальных благ, созданных в процессе производства. Потребление - одна из важнейших сфер экономических отношений. Общественный продукт создается людьми в интересах удовлетворения своих потребностей, поэтому любое производство служит в конечном счете потреблению.

Общественное производство подразделяется на два основных вида: материальное (создание вещественных продуктов) и духовное производство (производство знаний, ценностей, идей). Производство материальных благ всегда выступает в виде конкретного способа производства. Понятие «способ производства» обозначает качественно определенное производство, находящееся на конкретной ступени исторического развития.

Способ производства имеет две органически взаимосвязанные стороны - производительные силы и производственные отношения. Понятие «производительные силы» выражает отношение людей к природе, понятие «производственные отношения» - отношения людей друг к другу в процессе производства.

Выделяют два типа производства: натуральное (производимые блага предназначены для собственного потребления) и товарное (вещи и услуги производятся для продажи на рынке). Процесс производства связан с разделением и кооперацией труда.

Производство организуют и осуществляют люди, используя свои физические силы, знания, опыт, навыки, умения. Это они осуществляют в процессе труда. В процессе труда люди подвергают обработке предметы труда. Предметы труда - это все то, на что направлена трудовая деятельность людей, что подвергается обработке в процессе производства. Всеобщим предметом труда является природа. Непосредственным предметом труда выступает не вся природа, а лишь те ее материалы, которые вовлечены в производство. Предметы труда люди не только обретают в природе, но и создают их сами. В современном производстве используются материалы, которые не встречаются в природе: пластмассы, сплавы и т. д. По мере развития производства состав предметов труда постоянно расширяется, в производство вовлекаются все новые и новые предметы труда.

На предметы труда, подвергающиеся обработке в процессе производства, люди воздействуют с помощью средств труда. Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и осуществляет с их помощью свое воздействие на предмет труда.

Состав средств труда чрезвычайно многообразен - от простейшего каменного топора до современных машин и механизмов с автоматическим управлением. Средства труда включают в себя также производственные здания и сооружения, транспорт, линии связи и т. д.

Предметы труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Состав средств производства изменяется в процессе развития человеческого общества.

Основным фактором производства является человек. Предмет труда преобразуется и превращается в продукт благодаря деятельности человека, обладающего знаниями, опытом, умениями и навыками. Эффективность производства напрямую зависит от производительности труда. Производительность труда - это способность человека производить за конкретное время (час, день, неделю, месяц, год) определенное количество изделий или услуг.

Потребности - это нужда в чем-либо для поддержания развития жизнедеятельности человека и общества. Процесс непосредственного удовлетворения потребностей есть потребление. Люди организовывают производство жизненных благ, для того чтобы удовлетворить разнообразные потребности. Любое общество при помощи тех или иных способов производства должно решать проблему удовлетворения потребностей. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства. К основным факторам производства относятся: природные ресурсы, человеческие ресурсы, капитал (инвестиционные ресурсы), предпринимательство или предпринимательская деятельность.

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) - на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основ ными чертами такого хозяйства являются замкну" тость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.

Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая - промышленная - революция приходится на вторую половину XVIII - 50-60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот - переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - как количественным, так и качественным - уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40- 50-е гг. XX в. научно-технической революции.

Научно-техническая революция представляла собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация производства;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструктивных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства:

1) присваивающий;

2) аграрно-ремесленный;

3) индустриальный;

4) информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.

Технологические отношения - это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений считаются экономические, или производственные. Основным из них является отношение собственности на средства производства.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.


| |

Похожие статьи