Функции экономических агентов. Экономические агенты. Экономические интересы, цели и средства их достижения

Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора

Теория общественного выбора -- один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • *Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора -- это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • *Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все -- от избирателей до президента -- руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • *Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Государство -- это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство -- это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты -- принимать законы, чиновники -- следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

Введение


Микроэкономика - это наука об оптимальном использовании ограниченных ресурсов экономическими агентами в ходе их производственной, распределительной, обменной и потребительской деятельности с целью удовлетворения безграничных потребностей населения.

Объектом изучения данной работы являются экономические агенты.

Целью курсовой работы - провести обзор литературы с целью рассмотрения и анализа экономических агентов.

Экономические агентыпредставляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей.

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам:

) домашние (индивидуальные) хозяйства (домохозяйства);

) предприятия (фирмы);

) государство.

Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.


1. Экономические агенты как участники экономических процессов


Функционирование любой экономической системы связано с движением экономических благ. В рыночной экономике оно имеет форму экономического кругооборота.

Экономический кругооборот (circular flow) представляет собой движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

При этом экономические блага движутся не сами по себе, а выступают в качестве средства связи между экономическими агентами.

Кругооборот благ и доходов можно представить как простейшую модель экономического кругооборота или модель кругооборота в частном секторе закрытой экономики (без международного сектора), где взаимодействуют два агента: домохозяйства и фирмы. Чтобы лучше понять данную модель, отметим взаимодействие ее участников:

домохозяйства - это экономические агенты, которые обладают всеми ресурсами, или факторами производства (капиталом и рабочей силой), закупают все товары и услуги, производимые фирмами, для потребления и расходуют на это свои доходы;

фирмы не обладают ресурсами, они их покупают у домохозяйств и продают им произведенные потребительские товары и услуги;

домохозяйства покупают предложенные им товары и услуги за доход, который они получают от фирм в виде заработной платы или дивидендов.

Поскольку домохозяйства действуют рационально, то они тратят на потребление не весь свой доход. Часть дохода они сберегают, причем сбережения должны приносить доход. Фирмы же испытывают потребность в дополнительных средствах для обеспечения и расширения производства. Это предопределяет необходимость появления финансового рынка, на котором сбережения домохозяйств превращаются в инвестиционные ресурсы.

Это происходит двумя путями:

) либо домохозяйства предоставляют свои сбережения финансовым посредникам (в первую очередь, банкам), у которых фирмы берут кредиты; 2) либо домохозяйства тратят свои сбережения на покупку ценных бумаг, выпускаемых фирмами, напрямую обеспечивая их инвестиционными ресурсами.

Поскольку данная схема показывает связь между сбережениями и инвестициями, она позволяет сделать важный вывод: высокая доля сбережений в доходах населения является необходимым (но не достаточным!) условием экономического роста.

Это ярко показывает пример современного Китая, где очень высокая доля сбережений в национальном доходе обуславливает значительные инвестиции, а они в свою очередь, ведут к бурному экономическому росту.

Таким образом, домохозяйства предоставляют фирмам услуги труда (рабочей силы) и капитала. Фирмы используют эти факторы производства (ресурсы) для создания новых потребительских товаров и услуг, продаваемых домашним хозяйствам. И так до бесконечности - пока есть потребность и ресурсы, домохозяйства и фирмы, пока существует человечество.

Два циркулирующих потока: реальный поток направлен по часовой стрелке и отражает перемещение ресурсов, товаров и услуг. Денежный поток направлен против часовой стрелки и отражает перемещение денег.

Поскольку домашние хозяйства владеют факторами производства и предоставляют их фирмам, они получают взамен доходы. Эти доходы позволяют домашним хозяйствам удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, производимых фирмами. Плата за товары и услуги - это затраты для домашних хозяйств и доходы для фирм.

Обратим внимание на тот факт, что и домохозяйства, и фирмы выступают на обоих основных рынках: ресурсов и товаров услуг.

Данная модель описывает полностью изолированную систему: все в ней уравновешенно. На любом участке физический поток уравновешен встречным денежным потоком. Однако в модели не учитываются факторы, которые могли бы внести возмущение в систему, как бы должно она ни функционировала. Все элементы системы сбалансированы с начала ее функционирования, причины для каких-либо изменений не возникают.

Такая модель идеальна, т.к. в реальной жизни все по-другому, такого равновесия не бывает: все течет, все изменяется. Но чтобы понять реальную жизнь, мы изучаем неизменную, или идеальную. Простейшую модель экономического кругооборота можно сделать более реалистичной, включив в нее международный и государственный секторы.

Государство обязывает домашние хозяйства и предприятия платить налоги, являющиеся основным источником доходов государственного бюджета. Собрав налоги, государство делает закупки товаров и услуг, что связано с необходимостью содержания государственного сектора экономики, обеспечения производства общественных благ, выполнения функций по регулированию экономики и управлению страной. Например, государство нанимает милиционера и покупает для него патрульную машину. С помощью закупленных товаров и ресурсов государство оказывает услуги как домашним хозяйствам, так и фирмам. Примерами таких услуг являются национальная оборона, правопорядок, фундаментальная наука, разработка стандартов в разных областях и т.д.

Однако, государство не только собирает налоги, но и выплачивает трансферты. Трансферты - это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам - это разного рода социальные выплаты, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий.

На новой, несколько видоизмененной схеме кругооборота функционируют уже не два, а четыре участника экономических операций: домашние хозяйства, предприятия, государство, банки. Государство собирает налоги с населения (домашних хозяйств) и предприятий, формируя тем самым доходную часть государственного бюджета. Расходные статьи государственного бюджета включают покупку товаров и услуг (для нужд обороны и строительства дорог, поддержки государственных предприятий и содержания учреждений), выплаты домашним хозяйствам социальных трансфертов, т.е. безвозмездные выплаты субсидий, пособий, пенсий, стипендий.

Таким образом, экономический кругооборот - это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в сфере экономической деятельности, участниками которого являются экономические агенты.

Экономические агенты делятся на два вида: рыночные (домохозяйство, фирма) и нерыночные (государство). Далее рассмотрим подробно каждый из видов экономических агентов.


2. Рыночные агенты

экономический кругооборот агент

Домохозяйство - экономический агент, состоящий из одного и более лиц, который является владельцем экономических ресурсов и основным потребителем товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Это обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, т.е. самого человека.

Сегодня большинство стран придерживается точки зрения ООН на домохозяйства, но в некоторых из них принятии и другие определения, причем в одних странах на первый план выдвигается совместное питание, в других - совместное проживание. Например, в США, Швеции, Швейцарии домохозяйством считается лицо или группа лиц, занимающих отдельное жилое помещение.

Домохозяйства различаются по составу:

один человек, проживающий в отдельном помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

два человека и более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо не быть родственниками.

Следовательно, термины «домохозяйство» и «семья» - не синонимы, хотя семья является ядром домохозяйства.

Таким образом, по составу к домохозяйству относятся:

·семьи (адвокатов, врачей, фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий);

·один человек (без семьи);

·группа лиц, проживающих под одной крышей, которые занимаются экономической деятельностью в течение длительного периода времени (не менее одного года).

Таким образом, все домохозяйства можно разделить на семейные, внесемейные и общественные.

Семейные домохозяйства являются самыми распространенными. Главное для данной классификации домохозяйств является наличие семьи, домашнее хозяйство которой является ядром домохозяйства. Домохозяйство и семью объединяет взаимозависимость потребления каждого из членов домохозяйства от потребления других. Аналогично семье расходы домохозяйств согласовываются между членами по каким-то правилам. Однако следует также видеть различие между деятельностью домохозяйства, как более широким понятием, и ведением домашнего хозяйства как домашней экономики семьи. Семейное домохозяйство - основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению. Семейное домохозяйство является основной средой формирования будущих потребителей, что называется потребительской социализацией. Потребительская социализация - это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. Потребительская социализация происходит как передача культурных ценностей от одного поколения к другому в нуклеарной (с обоими родителями) или расширенной семье (например, в детском доме или в семье из нескольких поколений).

Термин внесемейное домохозяйство можно применить для обозначения домохозяйства, в составе которого один человек, ведущий собственное хозяйство в одиночку или группа людей, не связанных брачными отношениями, но имеющие общий бюджет. Это домохозяйство могут образовывать и разведенные супруги или люди, которые могут образовать семью в будущем.

К общественному домохозяйству относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени. Примеры таких домохозяйств: общежитие, школа-интернат, интернаты для престарелых и другие институциональные заведения, монастыри и т.д. Сюда же могут быть отнесены военнослужащие, проживающие в гарнизонах; пациенты, находящиеся подолгу в больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки наказания, и т.п.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

) Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

) Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).

) Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

) Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

) Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

) Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

) Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Следует также видеть различие между ведением домашнего хозяйства - домашней экономикой и деятельностью домохозяйства. Ведение домашнего хозяйства включает в себя хозяйственную деятельность внутри дома силами членов домохозяйства. Это поддержание в нормальном состоянии жилища и придомовой территории, приготовление пищи, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи и т.п. Деятельность домохозяйства включает в себя как ведение домашнего хозяйства, так и внешнее взаимодействие его членов с другими рыночными агентами в интересах домохозяйства.

В рыночной экономике домохозяйства играют двойственную роль: в первую очередь как группа получателей дохода и во вторую - как расходующая группа.

Основным источником дохода домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями. Доход мелких собственников (врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких предприятий) является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Те домохозяйства, которые владеют акциями корпораций, получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Домохозяйства, собственники облигаций и сберегательных счетов, имеют доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление компаниям зданий, земли и других природных ресурсов.

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

1.выплата налогов государству;

2.удовлетворение личных потребностей;

.формирование личных сбережений.

Сбережения - это посленалоговая, не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства.

В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т.е.:

) относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы);

) перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны.

Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить.

Целевая функция домохозяйства - максимизация благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при их покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается прежде всего как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.

Наряду с богатыми домохозяйствами имеют место и бедные. Для последних, в целях недопущения их разрушения, государство в условиях рыночного хозяйства создает специальные стимулы. В частности, система социальных пособий рассчитана на помощь именно домохозяйствам (бедным семьям, матерям-одиночкам), а не отдельным людям. Таким образом, государство определяет правила игры, но не вмешивается напрямую во внутреннюю жизнь домохозяйств.

Таким образом, домохозяйство - это объективно необходимый экономический агент всего воспроизводственного процесса, которому присущи свои функции в социально-экономической системе общества, а хозяйственно - финансовая деятельность домохозяйств объективно вписывается в экономическую систему, взаимодействуя со всеми остальными хозяйствующими в обществе субъектами.

Отметимособенности российских домохозяйств. До Октябрьской революции в нашей стране при переписях населения учитывались домохозяйства, затем было принято понятие «семья как первичная ячейка общества», которая являлась единицей учета в государственной статистике. С 1994 года государственная статистика России вновь вернулась к понятию «домохозяйство», которая представляет собой единицу учета.

Как в России, так и во всех странах определяющая роль в доходной части бюджетов домохозяйств принадлежит заработной плате. Уровень заработной платы, ее динамика оказывают наиболее существенное влияние на покупательную активность домохозяйств. Доля доходов, получаемых домохозяйствами от собственной предпринимательской и иной индивидуальной деятельности, приносящей денежный доход семье, характеризует уровень развития рыночных отношений.

В России есть домохозяйства как с рыночным типом поведения, так и близкие к поведению при экономике допереходного (советского) периода - ориентирующиеся на государство. Да это и понятно. В советский период не было официально зарегистрированного частного сектора. Все было государственное. В связи с переходом к рыночной экономике (с 1990-х гг.) первоочередной целью большинства российских домохозяйств стало выживание, а не развитие. Кстати, это продолжается и в сегодняшнее время.

В сфере потребительского поведения российских домохозяйств заметна их резкая дифференциация. Произошло расслоение домохозяйств на богатые и бедные. Причем если на современном Западе не принято выставлять богатство напоказ, то российские так называемые олигархи демонстрируют свое богатство, вызывая осуждение со стороны большинства людей.

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленной фирмой (предприятием) понимается производственная единица, обладающая производственно - техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономике фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цели фирмы:

Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

увеличение объема продаж;

достижение более высоких темпов роста;

увеличение доли рынка;

увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

изменение структуры капитала.

Интересы фирм лежат в области хозяйствования. В условиях рынка при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.


3. Нерыночные агенты


Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство - это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государствокак третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

) обеспечение правовых основ деятельности экономических агентов и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

) антимонопольное регулирование;

) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

) воздействие на размещение ресурсов;

) деятельность в сфере распределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

В реальной деятельности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий перечисленные выше функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными предприятиями (фирмами) и домашними хозяйствами.

Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.


Заключение


В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие задачи:

исследованы экономические взаимосвязи между агентами на основании модели экономического кругооборота;

изучены экономические агенты как субъекты экономических отношений;

раскрыто понятие домашнего хозяйства, предприятия (фирмы), государства и определены их функции в экономической системе.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы.

Экономическая деятельность (хозяйственная жизнь) в условиях рыночной экономики принимает форму предпринимательской деятельности. Участниками экономической деятельности являются экономические агенты - домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство и его структуры.

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

Домашние хозяйства на современном этапе выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит благосостояние всего населения страны.

Фирма - это самостоятельный, рационально действующий экономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство - это самостоятельный, рационально действующий экономический агент, основная задача которого - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.

Разделение труда вызывает специализацию, которая приводит к постоянному обмену между экономическими агентами.

Список литературы


1. Микроэкономика. Конспект лекций: учебное пособие / Носова С.С.-М.:КНОРУС, 2013 г.;

Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Николаева И.П. - М.: ЮНИТИ, 2005 г.;

Микроэкономика: учебник / Ильяшенко В.В. - М.:КНОРУС, 2012 г.;

Яндекс - словарь: #"justify">. #"justify">. Энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Экономические агенты

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще - экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

Понятие экономических агентов и их основные виды К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление. Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны. К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе. Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов. Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения Экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов). Любая национальная экономика включает три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках. Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления. В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях. Формы собственности Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В традиционной системе этот набор представляется довольно разнородным вследствие ее многоукладности. В наиболее отсталых странах (главным образом в Африке, а также в Азии и Океании), где сохраняется и натурально-общинный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ между ее членами, не опосредствованным товарно-денежными отношениями. В мелкотоварном укладе доминирует частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде ремесленника, кустаря или крестьянина. В частнокапиталистическом укладе господствует собственность частных предпринимателей, использующих наемный труд, на производственные ресурсы. Значительная часть последних также находится в собственности государства. В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности: частная и государственная , которые, в свою очередь, имеют много разновидностей. В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность. Она делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например консалтинговых. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Виды факторных доходов Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов - заработную плату; от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); от предпринимательских способностей - предпринимательский доход; от знаний -доход от интеллектуальной собственности. В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции. Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. превышение называется прибылью (чистым доходом) Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Теория монопольной прибыли и объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.

Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.

Фирма получает доход в виде выручки от реализации продукции. В процессе производства она терпит издержки. Разница между выручкой и затратами называется прибылью. Главной целью фирмы является максимизация прибыли.

Фирмы классифицируются по нескольким признакам:

1. Вид деятельности.

2. Время функционирования.

3. Масштабы деятельности.

Фирмы занимаются в основном тремя видами деятельности - производственной, коммерческой, финансовой. Наибольший удельный вес в рыночной экономике имеют фирмы, производящие товары и услуги - примерно 75%, затем фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность (торговую и снабженческо-сбытовую) - около 20%, финансовыми операциями занимается лишь 5% от общего числа фирм.

По времени функционирования фирмы делятся на временные и постоянные. Фирмы, создаваемые на длительный период времени как самостоятельные хозяйственные единицы называются постоянными. Временные фирмы представляют собой временный союз самостоятельных фирм с целью объединения усилий по осуществлению крупных проектов и программ. Такое временное объединение предприятий для координации действий фирм называется консорциумом.

По масштабам деятельности различают мелкие, средние и крупные фирмы. Критерием отнесения фирмы к той или другой группе являются численность рабочих, объем производимой продукции, размер выручки. В России размер предприятия определяется численностью рабочих. К малым предприятиям относятся предприятия с количеством работников - меньше 100, к средним - от 100 до 500, к крупным - более 500.

Фирма может включать в себя одну или несколько производственных единиц (заводов, фабрик, шахт, ферм), осуществляющих хозяйственную деятельность. Фирмы, включающие в себя несколько предприятий, образуют объединения и конгломераты. Комбинирование (объединение) предприятий может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное комбинирование представляет собой объединение предприятий, находящихся на различных стадиях единого технологического процесса по преобразованию исходного сырья в готовый продукт. Например, нефтеперерабатывающий комбинат может последовательно заниматься добычей нефти, ее транспортировкой до пункта переработки, преобразованием нефти в химические продукты для изготовления на их основе товаров конечного потребления - краски, масла, пластмассу, синтетические волокна.

При горизонтальном комбинировании предприятия находятся на одной стадии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Примером такого комбинирования может служить объединение двух швейных фабрик, выпускающих разные виды продукции. Обе фабрики могут выпускать по отдельности готовую для конечного потребления продукцию, но решили объединить свои капиталы в целях лучшего маневрирования своими ресурсами и оперативного реагирования на потребности людей.

Возможно комбинирование предприятий, совершенно технологически несопряженных (из разных отраслей экономики). Например, нефтеперерабатывающий комбинат начинает вкладывать капиталы в развитие судоходства.

Группа фирм выпускающих однородную по предназначению продукцию, использующие сходные технологии, использующие похожие ресурсы образуют отрасли. Все отрасли, производящие различные товары и услуги, можно подразделить на три большие группы: первичные, вторичные и третичные. Первичные отрасли объединяют предприятия, обеспечивающие первый этап технологического процесса. Они занимаются производством или выращиванием сырых материалов. К первичным отраслям относятся добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

Обрабатывающие отрасли, обеспечивающие второй этап технологического процесса, называются вторичными отраслями. Эти отрасли осуществляют производство готовой продукции или полуфабрикатов из сырых материалов: машин, станков, продуктов питания, одежды, зданий, сооружений, дорог и т.д.

Третичные отрасли предоставляют предприятиям двух первых групп отраслей разнообразные услуги. Сюда относятся банки, страховые компании, предприятия связи, транспорта, оптовой и розничной торговли. Третичные отрасли предоставляют также услуги непосредственно конечным потребителям - населению. Это медицинское обслуживание, услуги образования, общественного питания, туризма, развлечений.

Взаимодействие отдельных предприятий определяет хозяйственную жизнь страны. Поэтому важно рассмотреть, что такое предприятие и формы его организации.

На положение фирмы в экономической системе действует три группы факторов: внешние, промежуточные и внутренние. К внешним факторам относятся демография, социально-культурная среда, экология и экономико-правовая сфера. Внутренними факторами являются производственные мощности предприятия (количество ресурсов, которыми обладает предприятие), цели, стоящие перед фирмой, организационная структура фирмы и кадры работников. К промежуточным факторам относятся партнеры, конкуренты, банки, биржи труда и союзы предпринимателей.

Домашние хозяйства занимают в экономической системе двойственное положение. С одной стороны они являются владельцами экономических ресурсов, от продажи которых получают доход. С другой стороны они расходуют полученные доходы на приобретение товаров и услуг. Основным мотивом поведения домохозяйств в экономической системе является максимизация полезности приобретаемых благ и максимизация доходов от принадлежащих им факторов производства.

Доходы домашних хозяйств (населения) могут выступать в виде заработной платы (от продажи рабочей силы), ренты (от сдачи земли в аренду), арендной платы, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от предприятий, где они являются совладельцами. Расходы домашних хозяйств распределяются на три вида: налоги, личное потребление и сбережения.

Налоги это безвозмездное платежи в государственную казну. Система налогообложения играет важную роль в любом государстве, и является сложным механизмом, действие которого определяется множеством факторов. Более подробно о налогах пойдет речь в главах 14,15.

Размеры и структура потребительских расходов зависят от уровня доходов, социального слоя, природно-климатических условий, традиций общества и т.д. В свою очередь расходы влияют на масштабы и структуру общего объема производства страны. Потребительские расходы подразделяются на товары и услуги. В свою очередь товары могут быть длительного и кратковременного пользования.

Спрос на товары длительного пользования менее стабилен по сравнению с потребностями в товарах кратковременного пользования в связи с тем, что они служат не один год и цены на них намного выше, чем на товары кратковременного пользования. Кроме того, спрос на товары длительного пользования более зависим от уровня доходов населения.

Услуги - это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами, учителями. Услуги могут быть жилищные и услуги досуга (отдыха) и т.д.

Сбережения представляют собой ту часть доходов домашних хозяйств, которая остается после уплаты налогов и не потребляется. Эти доходы вкладываются в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины сбережений многочисленны и разнообразны, но сводятся в основном либо к защите доходов от инфляции, либо к спекуляции.

Возможность делать сбережения зависит от размеров дохода. Если доход низкий, то домохозяйства будут расходовать на потребление часть своих сбережений, или брать кредит, займы за счет будущих сбережений.

Государство как третий субъект экономической системы в смешанной экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

3) перераспределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий эти функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными фирмами и домашними хозяйствами. Государственные предприятия - это такие предприятия, основная доля капитала которых принадлежит государству. Они выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.



Похожие статьи