Пособия и выплаты по социальному страхованию. Пособия и выплаты по государственному социальному страхованию

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 7

Основной целью государственного социального страхования является обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования работников в непредвиденных ситуациях в целях их материальной поддержки. Соответствующие государственные гарантии определены в виде выплат пособий по социальному страхованию.

Законодательством РФ установлены виды пособий, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), к которым относятся:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • пособие при усыновлении ребенка;
  • оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
  • пособие на погребение.

Рассмотрим все виды пособий по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 183 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности. При этом размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядок, размеры и условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Закона N 255-ФЗ граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), вправе получить пособие по временной нетрудоспособности в случаях:

  • утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма);
  • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
  • осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Выплата пособия застрахованным лицам осуществляется в период работы по трудовому договору, при служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размерах, установленных ст. 7 Закона N 255-ФЗ. Из этой статьи следует, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от случая предоставления пособия, а также от размера страхового стажа и среднего заработка застрахованного лица. Например , пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

  • 100% среднего заработка - при страховом стаже 8 и более лет;
  • 80% среднего заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет;
  • 60% среднего заработка - при страховом стаже до 5 лет.

При этом порядок исчисления страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности установлен ст. 16 Закона N 255-ФЗ. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.

Порядок исчисления среднего заработка осуществляется в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Обратите внимание, что средний заработок застрахованного лица в общем случае в силу п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ рассчитывается за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности . В том числе учитывается заработок, полученный за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей).

При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) на соответствующий календарный год предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Согласно п. п. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, а также п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г." предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на 2010 г. составляет 415 000 руб., на 2011 г. - 463 000 руб. На 2012 г. величина этой базы - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.").

Следовательно, размер среднего заработка, из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, не может превышать 415 000 руб. за 2010 г., 463 000 руб. за 2011 г. и 512 000 руб. за 2012 г.

Отметим, что Закон N 255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Исключением являются положения ст. ст. 12 - 15 Закона N 255-ФЗ, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Напомним, что в ст. ст. 12 - 15 Закона N 255-ФЗ определены сроки обращения за пособием, порядок и сроки его назначения, исчисления и выплаты.

Согласно ст. 9 Закона N 125-ФЗ выплата пособия по временной нетрудоспособности при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании осуществляется в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании также зависит от среднего заработка, который не может превышать 415 000 руб. за 2010 г. и 463 000 руб. за 2011 г.

Назначается пособие по временной нетрудоспособности (пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональном заболевании) в течение 10 календарных дней со дня обращения за его получением с необходимыми документами (ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Выплата пособий осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Пособие по беременности и родам. В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Для застрахованных женщин порядок выплаты и особенности исчисления пособий по беременности и родам, так же как и пособий по временной нетрудоспособности, регулируется Законом N 255-ФЗ.

Для остальных женщин порядок и условия назначения и выплаты пособий по беременности и родам определяются:

  • Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ);
  • Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок N 1012н).

Согласно ст. 11 Закона N 255-ФЗ застрахованным женщинам пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка.

При этом средний заработок рассчитывается в том же порядке, что и средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, если расчет пособия по беременности и родам осуществляется по новым правилам, т.е. исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Если же застрахованной женщине на основании ее заявления (по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно)) рассчитывается пособие по старым правилам, то средний заработок определяется за последние 12 мес., предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, и он (средний заработок) не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Законом N 212-ФЗ в 2010 г., т.е. 415 000 руб. На это указывает п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 мес., предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам с 01.01.2012 выплачивается в размере 465,20 руб. На это указывают ст. ст. 6, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 371-ФЗ), а также п. 12 Порядка N 1012н. Отметим, что данная сумма установлена с учетом индексации, предусмотренной федеральными законами на соответствующий финансовый год.

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, пособие выплачивается в размере стипендии.

Женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, пособие выплачивается в размере денежного довольствия.

Согласно ст. 15 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам назначается застрахованной женщине в течение 10 календарных дней со дня ее обращения за его получением с необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и так далее, пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. п. 15, 18 Порядка N 1012н).

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, а также женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и т.д., назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются по месту учебы (службы) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. п. 14, 18 Порядка N 1012н).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Порядок и условия назначения и выплаты данного пособия регулируются Законом N 81-ФЗ и Порядком N 1012н.

В соответствии со ст. 9 Закона N 81-ФЗ, п. 19 Порядка N 1012н право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель). Данное пособие предоставляется дополнительно к пособию по беременности и родам.

Выплачивается указанное пособие с учетом индексации с 01.01.2012 в размере 465,20 руб. , что следует из ст. ст. 10, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ, а также из п. 20 Порядка N 1012н.

Чтобы женщине назначили и выплатили единовременное пособие, ей необходимо представить справку из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (далее - справка о постановке на учет) (п. 22 Порядка N 1012н).

Если женщина представляет справку о постановке на учет одновременно с документами, которые являются основанием для назначения пособия по беременности и родам, то данное пособие назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. Об этом сказано в п. 24 Порядка N 1012н.

Однако в случае представления справки в более поздние сроки женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой и тому подобным, единовременное пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Остальным женщинам при представлении справки в более поздние сроки указанное пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) данной справки.

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеют один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст. 11 Закона N 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное единовременное пособие не выплачивается.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка с учетом индексации с 01.01.2012 составляет 12 405,32 руб. На это указывают ст. ст. 12, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ.

Для назначения и выплаты пособия необходимо представить ряд документов, перечень которых приведен в п. 28 Порядка N 1012н.

Назначается единовременное пособие при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. На это указывает п. 30 Порядка N 1012н. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.

Остальным лицам единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют лица, указанные в ст. 13 Закона N 81-ФЗ и в п. 39 Порядка N 1012н.

Выплачивается названное пособие до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 14 Закона N 81-ФЗ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо представить ряд документов, перечень которых установлен п. п. 54 - 56 Порядка N 1012н.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен ст. 15 Закона N 81-ФЗ, ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ.

Согласно указанным статьям, а также ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ минимальный размер пособия по уходу за ребенком для застрахованных лиц с учетом индексации составляет с 01.01.2012 2326,00 руб. (по уходу за первым ребенком) и 4651,99 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми) . Эти же размеры пособия установлены для неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком.

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для матерей, проходящих военную службу по контракту, матерей либо отцов, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, для матерей либо отцов, других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и т.д., в том числе уволенных из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенных в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, а также матерей, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в РФ, составляет с учетом индексации с 01.01.2012 9303,99 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Необходимо отметить, что застрахованным лицам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% их среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия, т.е. не менее 2326,00 руб. (по уходу за первым ребенком) и 4651,99 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми). При этом исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона N 255-ФЗ. Обратите внимание, что средний заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком, так же как средний заработок для определения суммы пособия по беременности и родам, на основании заявления застрахованного лица может быть рассчитан по старым нормам, действующим до 01.01.2011, что следует из п. 2 ст. 3 Закона N 343-ФЗ. Данная возможность предоставляется в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно) .

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14 Закона N 255-ФЗ, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Ежемесячное пособие на ребенка. В соответствии со ст. 16 Закона N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Указ Президента РФ N 1110) установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Для исполнения Указа Президента РФ N 1110 Правительство РФ Постановлением от 03.11.1994 N 1206 утвердило Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (далее - Порядок N 1206).

Согласно п. 11 Порядка N 1206 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет:

  • матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
  • нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации, руководителем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления соответствующих документов (п. 14 Порядка N 1206).

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 16 Порядка N 1206).

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей), в случае если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и т.п., выплачивается единовременное пособие. На это указывает ст. 12.1 Закона N 81-ФЗ.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью с 01.01.2012 составляет с учетом индексации 14 405,32 руб. (ст. ст. 12.2, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ).

Для получения пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в орган, уполномоченный производить назначение и выплату единовременного пособия, необходимо представить ряд документов, перечисленных в п. п. 34 - 36 Порядка N 1012н.

Выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 37 Порядка N 1012н).

Пособие при усыновлении ребенка. При выплате пособия при усыновлении ребенка необходимо руководствоваться ст. 257 ТК РФ и Порядком предоставления отпусков при усыновлении ребенка, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 719 "Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка" (далее - Постановление N 719).

Пунктом 6 Постановления N 719 установлено, что работникам, усыновившим ребенка (детей), на период отпуска (со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения) назначается и выплачивается пособие при усыновлении ребенка в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам.

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, исчисляемого в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", в порядке, который устанавливается федеральными законами.

Пособие на погребение. На основании ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение. При этом пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Отметим, что в гарантированный перечень услуг по погребению входят:

  • оформление документов, необходимых для погребения;
  • предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  • погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 N 813 "О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение" установлено, что индексацию предельного размера социального пособия на погребение необходимо осуществлять с 01.01.2011 исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. На 2012 г. прогнозируемый уровень инфляции установлен Законом N 371-ФЗ.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

  • органом, в котором умерший получал пенсию;
  • организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по от ношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
  • органом социальной защиты населения по месту жительства, в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;
  • территориальным органом ФСС РФ, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

Список литературы

  1. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933.
  2. О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение: Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 813.
  3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
  4. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ.
  5. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
  6. Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
  7. Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
  8. Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка: Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 719.
  9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

В.В.Семенихин

Руководитель

"Экспертбюро Семенихина"

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Все мы работаем. Но кто-то может потерять возможность зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Чтобы облегчить судьбу таких людей, и было придумано государственное социальное страхование.

Общая информация

Зачем вообще было создано страхование социальное? Это необходимо для того, чтобы оказывать финансовую помощь лицам, что согласились на данный механизм в случае наступления предусмотренных рисков. Страхователи обязаны своевременно начислять взносы для этого дела. Когда же наступает страховой случай, то человеку необходимо обратиться к фонду Соцстраха и документально подтвердить тот факт, что он имеет право на получение денежных средств от государства. Это ещё один способ социально обеспечить людей, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями. А кто же предлагает государственное социальное страхование? В этом деле могут помочь три организации:

  1. Фонд социального страхования. Этот вариант будет оптимальным, если есть угроза пострадать на производстве.
  2. Пенсионный фонд. Этот вариант подойдет, если есть планы и уверенность, что удачно и без происшествий получится выйти на пенсию.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Похоже на первое учреждение, но особенно подходит для тех, кто после лечения планирует восстановиться и дальше работать.

Конечно, следует отметить, что приведённое в рамках статьи разделение является очень условным и не обязательным. Просто со спецификой работы будет несколько проще при наступлении конкретного страхового случая получить причитающиеся деньги. А так может быть выбрано учреждение, которое ближе всего расположено к дому. Хотя если интересует социальное страхование временной нетрудоспособности, то лучше всего подойдёт первый вариант.

Как это работает?

На каких принципах строится система социального страхования? Наиболее важным, согласно оглашенным целям, является установление партнерских отношений. Затем идёт формирование и использование различных целевых фондов. Также важную роль в рамках системы отводят профилактике социальных рисков. Что же является важным для функционирования всего механизма социального обеспечения? Когда осуществляется страхование социальное, это подразумевает наличие определённых фондов, из которых и идёт финансирование потребностей. Причем специфика здесь такая, что средства должны покрывать имеющиеся затраты, что возникают в связи с выполнением взятых на себя обязательств. Кроме этого, вышеперечисленные организации заинтересованы в том, чтобы увеличивать уровень жизни для разных категорий российских граждан.

Возьмём, к примеру, социальное страхование от профессиональных заболеваний. Это настоящий бич нашего времени. Практически любой человек после десятилетий или, может, даже лет работы имеет профессиональное заболевание. В большинстве случаев оно не диагностируется до старости, но бывает, проявляет себя ещё до выхода на пенсию. Поэтому государственные организации напрямую заинтересованы в том, чтобы человек сохранял своё здоровье как можно дольше - ведь тогда им не придётся выплачивать ему деньги. Для этого могут использоваться самые разные средства, начиная от определённых ограничений и требований, заканчивая профилактическими мерами слежения за соблюдением норм отдыха.

Методы и цели

Итак, у вас сейчас есть представление о том, что собой представляет страхование социальное. Это хорошо. Теперь же давайте рассмотрим, какие его виды существуют. На данный момент в Российской Федерации можно встретить такие типы:

  1. По временной потере трудоспособности.
  2. Медицинское страхование.
  3. От профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
  4. Социальное пенсионное страхование граждан, работающих на данный момент.

Это не все возможные средства. Особняком стоит В нём могут принимать участие лица, что самостоятельно обеспечивают себя работой. Следует также отметить, что в качестве страховщиков могут выступать негосударственные компании. Это имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Относительно первых можно отметить довольно значительный уровень успешности действий (что подтверждает пример США). Но с другой стороны - государство не несёт ответственности за расчеты. Поэтому если нарваться на мошенников, вернуть свои кровно заработанные деньги будет весьма сложно.

Субъекты и взносы

Главный актив, который имеет страхование социальное - это люди. Кто же представляет наибольший интерес? Ответ - субъекты, коими являются застрахованные лица. К ним относят российских граждан, что состоят в трудовых взаимоотношениях со своим работодателем (в качестве которого могут выступать коммерческие компании, индивидуальные предприниматели и государственные организации). То есть к страхователям относят всех тех, кто предоставляет людям работу. А что же можно сказать относительно взносов? Про то, что они идут определённым организациям, мы знаем (даже то, каким конкретно). Но сколько же денег уплачивается? предусматривает взимание от 26,2% и до 34,5% заработной платы. Почему же есть такое значительное различие? Что входит в эти проценты? Первоначально следует упомянуть Пенсионный фонд - на него приходится 20%. Ещё 3,2% идёт на социальное страхование. Эти деньги в последующем будут потрачены непосредственно на самого человека. Кроме того, 2,8% от заработной платы идёт на на случай больничных, посещения врачей (например, стоматолога) и так далее. Кроме того, есть ещё страхование на случай возникновения несчастных инцидентов, которые были на производстве. Благодаря этому пункту и наблюдается такое значительное различие, что можно было видеть ранее. Так, взнос в данном случае может колебаться в диапазоне от 0,2% и до 8,5%.

Выплата денег

Рассмотрим обязательное социальное страхование на производстве. Допустим, возник определённый инцидент. В таком случае застрахованное лицо может рассчитывать на определённый размер выплат. Конечная величина рассчитывается как процент от величины заработной платы. Какая же модель обеспечения действует в Российской Федерации? Так, если человек перечислял средства на протяжении 30 лет, то он может рассчитывать на получение 40% своей заработной платы в виде пенсионного обеспечения. Те люди, которые официально трудились больше 40 лет, претендуют на показатель в 60%. Если наступила временная нетрудоспособность, то человеку полагается от 80% до 90% от величины заработной платы. Когда люди становятся безработными, то они могут рассчитывать на получение средств в размере 50-60%. Определённые бонусы есть и при получении медицинской помощи и приобретении лекарственных препаратов. Здесь размер выплат зависит от того, где находится человек. Если он на стационаре - будет оплачено 100% всех трат. Для тех, кто пребывает на амбулаторном лечении, предусмотрено только восстановление 75% стоимости лекарств и услуг медицинской помощи. Кроме этого, можно рассчитывать ещё на материальную поддержку в связи с целым рядом инцидентов: потеря работы, похороны, постановка на учет беременных, выплаты при рождении детей и так далее. Следует отметить, что согласно действующему трудовому законодательству каждый гражданин Российской Федерации, который оформляется официально, должен иметь понятие о том, что такое государственное социальное страхование, и активно им пользоваться. На производстве, в офисе или лаборатории - не важно, где он будет работать. Согласно законодательству, защищен должен быть каждый человек.

Когда и на сколько выдаётся пособие?

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев предусматривает различные сроки. Так, если человек временно потерял свою трудоспособность, то денежные средства ему будут предоставляться с первого дня. Окончанием считают восстановление рабочих функций или установление со стороны врачебно-трудовой комиссии инвалидности. Всё немного по-иному с бытовыми травмами. Предусмотрено, что в случае с ними выплаты пособия осуществляются только на шестой день. Правда, здесь есть свои нюансы. Так, если травма была получена как результат определённого стихийного бедствия (каковым является землетрясение, ураган, наводнение или пожар) или вследствие анатомического дефекта, то денежная помощь выдаётся за всё время и регламентируется общими правилами. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве для сезонных и временных работников предусматривает предоставление пособий в случае профессионального заболевания или трудового увечья. Причем это осуществляется на общих основаниях. Если же имеем дело с временной нетрудоспособностью, то крайний срок в этом случае - 75 календарных дней. Тут можно встретиться с интересным аспектом. Так, распространённым бывает то, что временная нетрудоспособность может наступить тогда, когда рабочий находится в ежегодном отпуске. В таком случае человеку необходимо запастись больничным листком, и ему будут выданы пособия за всё время освобождения от деятельности. Правда, если отпуск без сохранения заработной платы, то ни на что рассчитывать не приходится. Также не следует уповать на выплаты, если временная нетрудоспособность является прямым следствием травм и заболеваний, которые возникли вследствие опьянения.

Особенности

А что делать, если заболел близкий родственник работника? Для многих это будет в новинку, но законодательством предусмотрено, что для получения пособия по временной нетрудоспособности основанием может служить и необходимость ухода за заболевшим членом семьи. При этом ситуация должна соответствовать таким критериям:

  1. Должен быть установлен факт, что отсутствие ухода имеет значительную опасность для здоровья или даже жизни заболевшего человека.
  2. Нет возможности поместить члена семьи в больницу из-за конкретных показаний.
  3. Отсутствует любое другое лицо, кроме самого работника, что могло бы ухаживать за больным. Здесь может быть сделано исключение для матерей, у которых есть ребенок до 2 лет.

В обязательном социальном страховании от несчастных случаев при такой потере работоспособности предусмотрен стандартный срок на 3 календарных дня. Он может быть продлен, но только в исключительных случаях, когда член семьи имеет тяжелое заболевание. Но в общем срок не должен превышать семи календарных дней. Исключение здесь в случае с детьми. Так, если ребенок не достиг 14 лет и заболел и при этом имеет нужду в уходе, то срок может составлять 14 календарных дней. Но это ещё не максимум. Так, если имеется ребенок до 3-х лет (или инвалид до 16), то пособие может выдаваться на весь период, когда ему необходим уход. Следует отметить, что наблюдается сильнейшая дифференциация размера выплат. Конечная сумма денег зависит от причины возникновения временной нетрудоспособности, числа несовершеннолетних детей, длительности непрерывного трудового стажа и так далее. Также если человек получил трудовое увечье или профессиональное заболевание, то его пособие будет в размере 100% от заработной платы.

Выплаты на случай беременности и родов

Некоторые правила в данном случае одинаковы с общими. Но есть и свои особенности. Так, когда женщине предоставляется отпуск по беременности и родам, то выплаты производятся за все дни. Но это должно быть подтверждено больничным листком. Сколько же женщинам дают отдыхать? Перед датой приблизительных родов даётся 70 календарных дней. Но если беременность многоплодная, то предоставляется 84 суток. Также, после самих родов в стандартных ситуациях у женщин есть 70 календарных дней. Если была осложнённая ситуация, то этот период увеличивается до 86 суток. В случаях, когда родилось двое или больше детей, предоставляется 110 календарных дней. Следует отметить, что оплачиваемый отпуск предоставляется суммарно. Иными словами - не важно, сколько дней было использовано до родов. Всё непотраченное можно будет отгулять потом, если это слово вообще подходит к матерям. Следует отметить, что наше государство печётся о том, чтобы люди получали около 100% своей заработной платы. Но если женщина на момент беременности и родов была отстранена от должности, то пособие не выплачивается.

Как видите, существует значительное множество различных аспектов. Также если случился выкидыш после 196-го дня беременности, то женщина всё равно будет получать пособие. Кроме этого, не следует упускать из внимания и ряд видов другой материальной помощи. Так, можно получать а также по уходу за ним до достижения им возраста в 1,5 года. Эти выплаты не предусмотрены, если плод был мертворождённым. Приоритет получения пособий имеет мать ребёнка. Но если она умерла, то оно выдаётся отцу или иному лицу, которое занимается фактическим воспитанием малютки. Правда, для этого необходимо написать письменное заявление.

Назначение и выплата

Как видите, обязательному социальному страхованию на случай временной потери трудоспособности благодарны многие люди, поскольку при таком ответственном и серьезном деле любой рубль на счету. Поэтому если человек может претендовать на выплаты, необходимо знать, кто их назначает и где их получают. Как правило, это проводится по месту работы. Занимается этим комиссия социального страхования профкома предприятия. Но может быть и такое, что её нет. В данном случае пособия будут назначаться непосредственно профкомом. А что делать при работе на небольших предприятиях, где нет данной организации? В таком случае сможет помочь профсоюзный организатор и страховой делегат. Когда пособие было назначено, его выплата осуществляется администрацией предприятия за счет взносов на социальное страхование. Вот так просто. Следует отметить, что данная схема назначения работает и тогда, когда нетрудоспособность человека наступила во время его нахождения за территорией предприятия.

Как пример можно привести рассмотренный ранее отпуск или командировку. Несмотря на то, что считаются отдельные дни, непосредственно выплата осуществляется вместе с заработной платой. Хотя здесь есть нюансы относительно родов и предшествующей им беременности. В таких случаях пособие платят один раз (всё сразу). Чтобы получить единовременную выплату на ребёнка при его рождении, родитель должен иметь справку, выданную ЗАГСом. Это же относится и к выплатам на погребение. Всё, что было начислено, но не выплачено, должно быть передано работнику в рамках сроков, которые устанавливаются для выплат неполученной заработной платы. Следует учитывать и то, что если сумма пособия была чрезмерно увеличена вследствие арифметической ошибки или злоупотребления, то в последующем она будет удержана.

Заключение

Государственное социальное страхование является чрезвычайно полезным инструментом для стабилизации общества и поддержания его отдельных членов. Этот механизм позволяет людям более уверенно смотреть на своё будущее. А это, в свою очередь, влечёт то, что человек лучше трудится и в обществе существует меньшее напряжение. Хотя существующая система не лишена своих недостатков. Но вопрос совершенствования со временем всё же решается. При этом не нужно стоять в стороне, когда перед вами есть установленный факт злоупотребления своими возможностями. И не важно, кто и что нарушает - государственная организация или частный предприниматель. Необходимо всегда стремиться к тому, чтобы права человека и существующий общественный договор не нарушались. А уже слежение за этим лежит на нас - рядовых гражданах.

Государственное социальное страхование носит обязатель-ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра-ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме-сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус-тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра-вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ-ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо-вания. Это :

Фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра-зом, работающих);

Все эти фонды организационно обособлены и предостав-ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —" взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста-новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред-ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ-ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю-щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп-лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле-чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно-му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече-нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со-циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени-ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти-вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко-миссии избираются также на собрании трудового коллектива.


Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна-чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по-ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру-гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по-вышения квалификации, переподготовки по направлению орга-нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна-значены для финансирования страховой организацией меди-цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла-чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь-зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так-же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно-сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус-тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

Пособия по временной нетрудоспособности;

Пособия по беременности и родам (для женщин);

Единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособия по случаю рождения ребенка;

Пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь-зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда-ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти-не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де-тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо-собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече-ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов-лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре-бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На-значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра-тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци-альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста-новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ-ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За-коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают-ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца;

За выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости-жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус-танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот-ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст-венных пенсий», предусматривающий переход на принципи-ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про-фессионального заболевания, независимо от продолжительно-сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру-довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз-мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно-сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь-ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час-тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен-сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ-ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо-способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль-ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь-ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра-вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу-чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель-ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав-ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль-ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован-ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы-шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль-ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе-ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус-луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще-ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во-просам похоронного дела производится предприятием, органи-зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

Социальное страхование – это набор мер, которые подготовило государство для наиболее незащищенных слоев населения в целях защиты их финансовой стабильности. Для осуществления подобной помощи существует отлаженный механизм действий, который помогает перераспределять государственный доход.

Получателями средств из Фонда социального страхования становятся лица, которые не принимают участие в трудовой деятельности. Средства в Фонд попадают в виде страховых взносов и государственных дотаций. Взносы отчисляются в фонд работодателями или непосредственно трудящимися.

Программа социального страхования реализуется в случаях:

  • потери места трудовой деятельности;
  • наступления болезни;
  • полной или частичной утраты ;
  • человека, который был в семье ;
  • по причине достижения установленного возраста.

Виды

В РФ соцстрахование представлено такими вариантами:

  • обязательное социальное;
  • медицинское;
  • пенсионное;
  • страхование пассажироперевозок;
  • автогражданской ответственности.

Особым видом является обязательное социальное страхование. Это некий вид защиты работающего населения страны, а также их семей и иждивенцев.

Средства в системе распределяются по трем фондам:

  1. Фонд обязательного медицинского страхования.

Каждое из этих учреждений имеет свои бюджеты, которые независимы от федерального.

Общая характеристика пособий по государственному социальному страхованию

В зависимости от причины наступления нетрудоспособности выделяют несколько видов дотаций. Их размер, порядок начисления и характеристика зависят от индивидуальных факторов.

По временной нетрудоспособности

Получить пособие можно в случае наступления страхового случая. К ним относят:

  • заболевание и травма;
  • уход за больным родственником;
  • карантин гражданина или ребенка до 7 лет, если он посещает дошкольное образовательное учреждение;
  • протезирование;
  • прохождение курса реабилитации в специальных санаториях или курортах.

Пособие по травматизму выплачивается за счет средств из ФСС. Величина во многом зависит от стажа:

  • если у застрахованного лица стаж работы больше 8 лет, ему полагается выплата в размере заработной платы;
  • от 5 до 8 лет – 80% от средней зарплаты;
  • до 5 лет – 60%.

По беременности и родам

Застрахованная женщина может получить выплаты в размере 100% от заработка. Если ее трудовой стаж меньше 6 месяцев , сумма не может превышать величину минимальной зарплаты, установленной законодательством.

Единовременное пособие за постановку на учет

Женщина может получить такую материальную помощь после постановки на учет в медучреждение на .

Размер – 628, 27 руб .

В местностях, где действует районный коэффициент, сумма может быть увеличена.

Единовременное при рождении

Право на получение такой финансовой помощи имеют родители ребенка или лица, которые их представляют.

Величина дотации – 16 759 руб .

Если родилось двое или трое детей, пособие выплачивается на каждого из них. Сумма может быть увеличена на районный коэффициент, если он действует в области проживания родителей ребенка.

По уходу за ребенком

Может получить любой родственник, осуществляющий уход, если он является застрахованным лицом. Выплачивается до достижения ребенком возраста в полтора года.

Право на получения помощи остается, если родитель работает неполный рабочий день или на дому, и в то же время ухаживает за ребенком.

Размер выплаты составляет 40% от среднего заработка получателя, но не менее минимальной суммы, установленный законодательством. Если осуществляется одновременный уход за несколькими детьми, то пособия суммируются, однако полученный размер не может составлять больше 100% от заработка гражданина.

Государство устанавливается минимальный размер выплаты:

  • за первого ребенка в 3 142 руб.;
  • за второго – 6 284 руб.

На погребение

Дотация осуществляется в размере стоимости услуг, указанных в специальном перечне, но не более 5 701 руб . В некоторых регионах эта величина может быть увеличена за счет районного коэффициента.

Выплата осуществляется родственникам умершего или третьим лицам, понесшим расходы.

Дополнительные выходные

Если застрахованное лицо осуществляет уход за , ему полагается четыре добавочных дня отдыха в месяц, которые оплачиваются с Фонда социального страхования.

Средства предоставляются в размере гражданина.

Порядок и сроки выплаты

Начисление пособий происходит через соответствующие государственные органы. можно подать:

  • работодателю;
  • в отделение ПФР;
  • в отдел соцзащиты населения.

Также можно обратиться в МФЦ по месту регистрации. Здесь же можно оформить практически все необходимые .

Стандартный пакет документов выглядит следующим образом:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельства о смерти или рождении (в зависимости от причины обращения);
  • ИНН и СНИЛС;
  • документ с описанием состава семьи;
  • справка о том, что заявитель проживает вместе с ребенком;
  • справка о доходах;
  • справки, подтверждающие наличие статуса (если такие имеются);
  • медсправка о потере трудоспособности.


Похожие статьи