Бюджетное устройство и его особенности. § ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба. Функции бюджета во многом схожи с функциями финансов

Бюджеты всех уровней совместно образуют бюджетную систему. Бюджетная система РФ в соответствии со ст. 6 БК РФ есть основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Организация бюджетной системы определяется государственным устройством: в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев (центральный и местные бюджеты), в федеративных - из трех (федеральный, бюджеты субъектов федерации и местные). Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы. Российская Федерация - федеративное государство, поэтому в соответствии с БК РФ бюджетная система России представляет собой трехуровневую конструкцию:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты - 21; краевые - 8; областные - 50; бюджет автономной области - 1; окружные бюджеты - 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 2 и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты. Их около 13 тыс. Из них: 1570 - районные бюджеты, 581 - городские, 762 - поселковые и 10 213 - сельские).

К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Формирование бюджетов ЗАТО имеет определенные особенности. В доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и сборы и иные поступления с его территории. При этом дефицит бюджета закрытого административно-территориального образования покрывается дотациями, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Данное отступление от общего бюджетного правила вызвано тем, что специфика ЗАТО и размещенных на их территории производств, условия жизни и труда проживающего там населения требуют к себе особого внимания для обеспечения безопасности.

Как уже отмечалось, все бюджеты в Российской Федерации автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости в Бюджетном кодексе предусмотрено составление консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод консолидированных бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета (ст. 16 БК РФ), консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - свод бюджетов муниципальных обра-зований и бюджета субъекта Федерации.

Консолидированный бюджет применяется в процессе регулирования межбюджетных отношений, в том числе для расчета уровня минимально обеспеченного бюджета, а также анализа других показателей межбюджетных отношений. С его помощью рассчитываются нормы, минимальные стандарты социального обеспечения проживающего по всей стране населения с целью выравнивания этого показателя. На базе консолидированного бюджета суммы денежной помощи передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Бюджетная система России базируется на определенных принципах, сформулированных в Бюджетном кодексе. Характеризуя их в общем, можно отметить некоторую декларативность данных принципов, недостаточную обеспеченность механизмами реализации. Функционирование бюджетной системы пока свидетельствует о стихийном ее характере. Чаще всего на принятие важных решений в бюджетной сфере влияет фактор текущих результатов, метод лоббирования, нежели научно обос-нованные принципы.

Первым в БК РФ назван принцип единства бюджетной системы РФ. Он обусловлен единством правовой базы страны, единством денежной системы, форм бюджетной документации, исходных положений бюджетного процесса, предоставлением необходимой статистической и бюджетной отчетности с одного уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны в целом или субъекта РФ, единообразными мерами юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством использования отчислений от регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов и использования их средств путем частичного перераспределения. Единство бюджетной системы реализуется через единую финансовую, налоговую, бюджетную политику, проводимую на всей территории России. Помимо этого единство бюджетной системы вытекает из единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ является одним из главных, определяющих формирование межбюджетных отношений. В ст. 30 БК РФ установлен содержанием этого принципа порядок закрепления доходов и соответствующих полномочий по осуществлению расходов между органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления.

Содержанием другого принципа, констатирующего самостоятельность бюджетов, Бюджетный кодекс называет наличие прав у законодательных органов государственной и муниципальной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Данный принцип реализуется через констатацию прав органов власти всех уровней на основе положений БК РФ самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. В таком же режиме те же органы власти могут определять источники финансирования дефицитов своих бюджетов. Как мера обеспечения самостоятельности бюджетов называется наличие у каждого уровня бюджета собственных источников доходов. Той же цели служит гарантированное Бюджетным кодексом неприменение механизма изъятия доходов, которые удалось получить бюджету нижестоящего уровня в виде экономии или другими способами. Реализации данного принципа служит и положение об ответственности органов власти соответствующего уровня за исполнение бюджетов. Жестко кон-статируется, что недостатки и ошибки в реализации бюджетной деятельности не будут больше компенсироваться за счет бюджетов других уровней.

Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, определенные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в самих бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы финансируются за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Даже налоговые отсрочки и рассрочки, за исключением случаев предос-тавления таких отсрочек в рамках текущего финансового года, должны учитываться в перечне расходов бюджетов. Таким образом, согласно принципу полноты отражения доходов и расходов бюджетная система должна быть всеобъемлющей, объединяющей все деньги государства или муниципалитетов. В то же время не следует забывать, что деньги государства, закрепленные за Центральным банком РФ, не входят в бюджетную систему государства.

Большое значение для обеспечения стабильности бюджетной системы имеет принцип сбалансированности бюджета, предпо-лагающий соответствие расходов суммарному объему доходов с учетом поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом ставится задача минимизации дефицита бюджета. Реализация принципа сбалансированности во многом зависит от того, насколько реален был проект бюджета на очередной год. В последние два года Правительству РФ удается приблизиться к решению задачи принятия реального бюджета. В Бюджетном кодексе подробно регламентируется порядок преодоления и дефицита (превышение расходов над доходами) и профицита (превышение доходов над расходами). При этом устанавливаются ограничения на количественные показатели данных факторов для всех уровней бюджетной системы.

Близок к принципу сбалансированности принцип общего {совокупного) покрытия расходов, который означает обязательное покрытие всех расходов бюджета общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Кроме того, он означает, что доходы бюджета не должны жестко увязываться с определенными расходами по своим источникам, т.е. используется принцип «общего котла». Исключение допускается лишь для доходов и расходов специального целевого характера, объединенных в целевые фонды, консолидированные в бюджет или внебюджетные фонды.

Оба названные выше принципа - сбалансированности бюд-жета и общего покрытия расходов - служат тому, чтобы Правительство имело столько средств, сколько получит от результатов своей политики.

Большое значение для современных бюджетных правоотношений имеет принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, предполагающий необходимость соблюдения требования обязательного достижения заданных ре-зультатов при минимальных затратах в процессе составления и исполнения бюджетов.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати всех сведений об утвержденных бюджетах и государственных внебюджетных фондах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и внебюджетных фондов. Этот принцип в целом служит обеспечению доступности сведений о состоянии бюджетных отношений, за исключением секретных статей, которые, кстати, подлежат утверждению в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение их конкретных получателей с обозначением направления финансирования конкретных целей.

Одним из связующих элементов бюджетной системы страны является бюджетная классификация, которая представляет собой группировку отдельных видов доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов и долговых обязательств государства и муниципальных образований. Это один из способов объединения близких по содержанию статей бюджетных показателей. Бюджетная классификация используется для составления проектов бюджетов и их исполнения, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов внутри страны и за рубежом.

Стабильность бюджетной классификации обеспечивается особым режимом ее изменения. В частности, ст. 26 БК РФ определяет, что никакие другие законы не должны содержать изменений в бюджетную классификацию кроме федеральных за-конов, связанных непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации. Бюджетная классификация утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г.

Являясь важным инструментом системы принятия властных решений, бюджетная классификация должна четко выделять целевые направления государственной деятельности, вытекающей из основных функций государства. Эту первую задачу решает функциональная структура федерального бюджета Российской Федерации (то же самое можно сказать и о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, но с учетом их особенностей как бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации), позволяющая определить приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.

Функциональная структура строится в соответствии с основными функциями государства, которые отражаются в виде разделов расходов, разбитых на ряд подразделов. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. К ним относятся: государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-культурному развитию и т.п. Некоторые функции в связи с их обширностью требуют конкретизации особенно это относится к задаче развития экономики страны. А затем в зави-симости от конкретных проблем они уже могут быть представлены в виде самостоятельных функций, обеспечивающих в совокупности решение общей задачи. К примеру, в настоящее время среди подобных функций государства актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности и проведению аграрной реформы. В силу того что они узко ориентированы, соответствующие функциональные разделы будут подлежать отмене, когда данные функции государства перестанут быть основными.

Таким образом, функциональная классификация расходов имеет несколько уровней, которые отличаются степенью обобщения статей расходов. Первый уровень включает разделы расходов, соответствующие основным функциям государства. Второй определяет подразделы, конкретизирующие направления бюджетных средств в пределах лимитов, указанных первым уровнем разделов. Третий уровень расходов отражает целевой характер расходов бюджетов и финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в тех пределах, которые определены верхними двумя уровнями. Последний, четвертый, уровень классификации видов бюджетных расходов детализирует направления финансирования расходов по целевым статьям бюджета.

В Бюджетном кодексе указано, что каждый год федеральным законом о бюджете подлежат утверждению расходы федерального бюджета между главными распорядителями по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, а также по группам расходов, по предметным статьям, подстатьям и отдельным элементам экономической классификации.

Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. Это достигается посредством ведомственной (организационной) структуры федерального бюджета, отражающей распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) - федеральным министерствам и ведомствам. Денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам, конкретизируются по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти принимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем контролировать его осуществление. В ведомственной структуре федерального бюджета выделены 115 министерств, реализующих определенные функциональные задачи. Но вместе с ними в перечень прямых получателей средств из федерального бюджета включены, например, Управление делами Президента РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Го-сударственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» и другие организации.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В унитарных (единых) государствах (Франция, Китай, Индонезия, Великобритания и т.д.) бюджетная система включает два уровня:

    Государственный бюджет

    Местные бюджеты

В федеративных государствах (РФ, США, Канада, Индия, Австралия и другие) бюджетная система включает три уровня:

    Государственный бюджет (Федеральный бюджет или бюджет центрального Правительства)

    Бюджеты членов Федерации (субъектов – в РФ; штаты – в США; провинции – в Канаде; земли – в Германии и т.д.)

    Местные бюджеты

В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

В федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в бюджет государства.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношения и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней :

    Федеральный бюджет

    Бюджеты субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ)

    Местные бюджеты, в том числе:

    Бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

    Бюджеты городских и сельских поселений

Бюджетная система РФ основана на принципах :

    Единства бюджетной системы РФ

    Самостоятельности бюджетов

    Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

    Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

    Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

    Сбалансированности бюджета

    Единства расходов кассы

    Подведомственности расходов бюджетов

    Результативности и эффективности использования бюджетных средств

    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджета

    Адресности и целевого характера бюджетных средств

    Прозрачности (открытости)

    Достоверности бюджета

17. Сущность, структура и значение бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставление показателей бюджетов.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ –осуществляется Министерством финансов РФ.

<с 01.01.1995г в РФ была введена новая бюджетная классификация. Мотивы ее составления: Россия начала входить в мировую интеграцию. Введение налоговой системы >

Бюджетная классификация состоит из следующих разделов:

    Классификация доходов бюджетов

    Классификация расходов бюджетов

    Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

    Классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления)

    Экономическое содержание и структура Доходы бюджетов.

Доходы бюджетов – выражают экономические отношения, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда.

Формой правления этих отношений служат поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Состав бюджетных доходов, а также формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также решаемых обществом экономических задач. В современных условиях доходы бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ

Доходы бюджета делятся на:

    Налоговые (налог и финансовые санкции связанные с нарушением налогового законодательства)

    Неналоговые

    Безвозмездные поступления

К налоговым доходам относят:

налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это обязательный, безвозмездный, безвозвратный платеж в определенные государством сроки, в определенных размерах.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.

В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые – налоги на доходы или имущество. В налоговые отношения вступают два субъекта: государство (муниципалитет) и налогоплательщики. (пример: НДФЛ, налог на прибыль организаций, на имущество физических и юридических лиц)

Косвенные – надбавка к цене товара (работы, услуги). В налоговые отношения вступают три субъекта: продавец товара (работы, услуги) выступает посредником между государством и налогоплательщиком.

В зависимости от уровня взимания налоги делятся на:

    Федеральные

    Региональные (субъектов РФ)

    Местные (налог на землю, налог на имущество физических лиц)

К неналоговым доходам относятся :

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений

    Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

    Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе – штрафы, конфискации, компенсации

    Средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемы для решения конкретных вопросов местного значения. Решает местный референдум (сход граждан).

    Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступления относят:

    Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Субвенции из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ;

    Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

    Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.

Субсидия – выплата потребителям, предоставляющаяся за счёт гос или местного бюджета.

Субвенция – вид денежного пособия местного органа власти со стороны государства (на определённый срок, на конкретные цели). Подлежат возврату в случае нецелевого использования.

Дотация – безвозвратное денежное пособие из гос бюджета организациям, предприятиям, отдельным лицам, для покрытия убытков, компенсаций потерь и других целей.

    Экономическое содержание и структура расходов бюджета

Расходы бюджетов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения бюджетного фонда. На состав бюджетных расходов оказывают большое влияние внутригосударственные и внешние, экономические и политические факторы.

Наибольшая их часть приходится на расходы федерального бюджета - это объясняется тем, что они связаны с решением общегосударственных проблем и направлены на финансирование мероприятий, имеющих не только федеральное, но и региональное значение (ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования; Наукограды; Приграничные города)

Расходы федерального бюджета имеют ряд особенностей:

    Вызваны самим фактом наличия гос-ва, т.е. носят императивный характер

    Служат воспроизводству эк и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время

    В основной массе являются непроизводительными, т.к. являются долей НД, выбывающего из воспроизводственного процесса.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: (14 разделов)

    Общегосударственные вопросы:

      Функционирование Президента РФ

      Функционирование высшего должностного лица, субъекта РФ и муниципального образования

      Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов субъектов РФ, местного

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

    1. Органы прокуратуры

      Органы внутренних дел

      Внутренние войска

      Органы истиции

    Национальная оборона:

    1. Вооруженные Силы РФ

      Модернизация вооруженных Сил РФ и воинских формирований

      Мобилизационная и вневойсковая подготовка

    1. Жилищное хозяйство

      Коммунальное хозяйство

      Благоустройство

      Прикладные научные исследования в области ЖКХ

      Другие вопросы в области ЖКХ

  1. Национальная экономика:

    1. Общеэкономические вопросы

      Топливно-энергетический комплекс

      Сельское хозяйство и рыболовство

      Водные ресурсы

      Транспорт

    Охрана окружающей среды:

    1. Экологический контроль

      Сбор/удаление отходов и очистка сточных вод

      Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

      Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

    Культура, кинематография:

    1. Культура

      Кинематография

      Другие вопросы

    Образование:

    1. Дошкольное образование

      Общее образование

      Начальное профессиональное образование

      Среднее-профессиональное образование

    Здравоохранение:

    1. Стационарная медицинская помощь

      Амбулаторная помощь

      Скорая медицинская помощь

    Социальная политика:

    1. Пенсионное обеспечение

      Социальное обслуживание населения

      Социальное обеспечение населения

      Охрана семьи и детства

    Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

      Иные дотации

      Прочие межбюджетные трансферты общего характера

    Физическая культура и спорт:

    1. Физическая культура

      Массовый спорт

      Спорт высших достижений

      Прикладные научные исследования в данной области

    Средства массовой информации:

    1. Телевидение и радиовещание

      Периодическая печать и издательство

      Прикладные научные исследования в данной области

    Обслуживание государственного и муниципального долга:

    1. Обслуживание внутреннего государственного и муниципального долга

      Обслуживание государственного внешнего долга

    Бюджетный процесс, его стадии.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, исполнению бюджетов, контролю за исполнением, составлению внешней проверки.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ;

    глава муниципального образования - Высшее должностное лицо субъекта РФ;

    Законодательные и исполнительные органы гос власти

    Центральный банк РФ;

    Органы государственного финансового контроля;

    Получатели бюджетных средств.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами;

    Распорядители бюджетных средств;

    Администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

    Администраторы доходов бюджетов;

Стадии бюджетного процесса:

    Составление Проекта бюджета

    Рассмотрение Проекта бюджета

    Утверждение бюджета

    Исполнение бюджета, контроль за его исполнением.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

    Общий объем доходов бюджета;

    Общий объем расходов;

    Дефицит бюджета.

Составление проектов бюджетов – осуществляется Минфином РФ, финансовыми органами субъектов РФ.

Составление проекта бюджета основывается на:

    Бюджетном послании Президента РФ;

    Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

    Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

С проектом бюджета так же представляют некоторые документы и материалы:

    пояснительная записка к проекту.

    основные направления бюджетной и налоговой политики;

    расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    иные документы и материалы.

    проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

    предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

    прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

На рассмотрение проект бюджета подаётся не позднее 1 ноября текущего года. (высшие органы субъектов РФ) -не позднее 15 ноября текущего года. (проект о местном бюджете)

ЦБ РФ не позднее 1 октября текущего года отправляет в гос. думу проект основных направлений государственной денежно-кредитной политики на год и плановый период.

Предварительно указанный проект направляется президенту РФ и в правительство РФ.

В течении суток со дня внесения проекта в гос. думу, совет гос. направляет его в Комитет по бюджету гос. думы для заключения.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в 3 чтениях

Первое чтение (20 дней).

Обсуждает концепцию проекта федерального закона, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики бюджетов:

    Общий объем расходов;

    Общий объем доходов

    Нормативная величина Резервного фонда;

    Дефицит федерального бюджета.

    Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

Если гос. Дума принимает проект то, утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

Если нет, то гос. дума может:

    Передать законопроект в согласительную комиссию для разработки согласованного варианта основных характеристик Федерального бюджета (10 дней);

    Вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку (20 дней);

    Поставить вопрос о доверии Правительству РФ (новый проект в течении 30 дней).

Второе чтение.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в течении 25 дней, со дня его принятие в 1-ом чтении.

Что может рассматривать гос. Дума:

    Распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;

    Программа гос. внутренних и внешних заимствований РФ;

    Долгосрочные целевые программы

    Приложение к федеральному закону

Рассмотрение поправок проводится в Комитете по Бюджету.

Гос. дума рассматривает проект в течении 10 дней.

Утверждается структура расходов федерального бюджета на финансовый год.

Третье чтение.

Принятый в гос. думу федеральный закон в течении 5 дней, со дня принятия, передается на рассмотрение Совета Федерации (14 дней).

Если проект одобренный советом федерации, то федеральный закон в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и дальнейшего выхода в свет.

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования!

Если закон не одобрен советом федерации, федеральный закон передается в согласительную комиссию (10 дней).

И Гос. дума повторно его рассматривает в одном чтении.

Если Президент РФ отклоняет законопроект, то он передается в согласительную комиссию с участием представителя президента РФ.

Исполнить бюджет – это значит обеспечить своевременность и полноту формирования доходной части и финансирования расходов (обеспечить своевременность, полноту и адресность).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет федеральное казначейство.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемых в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная роспись утверждается Минфином РФ.

    Государственный (муниципальный) кредит. Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции денежных средств (процесс постепенного накопления экономическим субъектом денежных ресурсов)органами гос. власти и местного самоуправления для финансирования государственных (муниципальных) расходов на началах возвратности.

Кредиторами выступают физические и юридические лица.

Заёмщиком – государство в лице его органов и органы местного самоуправления.

Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажноденежной эмиссии.

Государственный и муниципальный кредит имеет общие черты и отличия от банковского кредита.

Общее – берется на условиях возвратности, срочности, платности.

Отличительные особенности

Банковский кредит

Гос. и Муниципальный кредит

Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают

Экономические интересы заемщика и кредитора относительно обособлены

Деньги выполняют функцию средства платежа

Не только средства платежа, но и средства обращения

Способствует росту наличных денег в обращении

Сокращает денежную массу в обращении

Предполагает производительное использование ссудного фонда

Он используется на погашение бюджетного дефицита, на финансирование бюджета или имеет строго целевое направление

Источником погашения является прибыль

Источником погашения являются средства бюджета

Контрольная функция – реализуется

Контрольной функции нет

В зависимости от места получения государственный кредит подразделяется на внешние и внутренние займы. Муниципальный кредит предполагает только внутренние займы.

По срокам погашения они делаться на:

    Краткосрочные (до года);

    Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (свыше 5 лет);

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы, сроки кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают облигационные и безоблигационные займы.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих задач:

    Финансирования дефицита бюджета на неинфляционной основе;

    Финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, соц. обеспечения и т.д.;

    Регулирование экономической активности:

    Денежной массы в обращении;

    Воздействие на цены и инфляцию;

    Экономический рос и т.д.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется:

    Через ЦБ РФ или Минфин РФ;

    В бумажной (бланковой) или безбумажной (в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев – хранилище денег, ценных бумаг и т.д .) формах;

    Разнообразными методами:

    Аукционные торги;

    Открытая продажа всем желающим по установленным ценам;

    Закрытое распространение среди определенного круга инвесторов;

Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы на следующие цели:

    Покрытие временного дефицита бюджета;

    Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодных бюджет;

    Строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения;

    Финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупятся в течении нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже – векселей.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ.

Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный долг – это обязательство, возникающее из гос. или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

По источникам возникновения долга, долг бывает:

    Внешний – обязательство, возникающее в иностранной валюте.

    Внутренний – обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный и муниципальный долг делится на:

    Текущий (срок погашения которого наступил);

    Капитальный (все долговые обязательства).

Долговые обязательства РФ и субъектов РФ могут быть:

    Краткосрочными (менее года);

    Среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно).

Долговые обязательства муниципального образования:

    Краткосрочными (менее 1 года);

    Среднесрочными (от года д о5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ.

Муниципальным долгом – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) в соответствии с уставом муниципального образования.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентам по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств РФ осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная Долговая Книга РФ). Осуществляет – Минфин РФ.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств субъекта РФ – в гос. долговой книге субъекта РФ.

Муниципальных долговых обязательств – в муниципальной долговой книге муниципальных образований

Способы управления государственным (муниципальным) долгом:

    Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

    Реструктуризация долга – основанная на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих гос. или муниципальных долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

    Унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа

    Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов

    Аннулирование долга – когда гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование может проводиться по двум причинам:

1) В случае финансовой несостоятельности гос-ва

2) При смене политической власти

Классификация преимуществ и недостатков стандартных методов управления государственным долгом

Преимущества для заемщика

Недостатки для заемщика

Рефинансирование

Замещение бюджетных источников погашения и обслуживания долга на новые заимствования

Пролонгация (отсрочка)

Экономия бюджетных средств

Накопление долга. Рост долговой нагрузки на бюджет.

Конверсия

Обеспечение замещения долга менее обременительными видами обязательств.

Повышение доверия к надежности заемщика со стороны кредитора в случае увеличения процентного дохода.

Возможность привлечения в экономику существенных инвестиций.

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора в случае снижения процентного дохода.

Реальные потери части государственной собственности.

Консолидация

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора.

Унификация

Изменение доходности и сроков погашения долга.

Равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет

Снижение ликвидности долговых обязательств.

Аннулирование

Экономия бюджетных средств

Потеря кредитной репутации среди потенциальных кредиторов.

Лишение возможности привлечения заимствований с внешних рынков.

Реструктуризация

Повышение возможности выполнения долговых обязательств.

Возможность частичного списания (сокращения) долга.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной классификацией.

Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.

Структура бюджетной системы определяется структурой государственного управления. Сектор государственного управления в России, как в республике с федеральным устройством, охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. В унитарных (единых) государствах существуют два уровня управления: центральный и местный (муниципальный).

Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:

- федеральные органы управления : Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства, представительства, консульства) Российской Федерации за границей;

- региональные органы управления : органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, аппараты президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры иискусства, науки, финансируемые за счет бюджета субъектов Российской Федерации; внебюджетные фонды, создаваемые субъектами Российской Федерации; представительства субъектов Российской Федерации;

- местные (муниципальные) органы управления : органы законодательной (представительной) власти, аппараты местной администрации, аппараты местной исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией.

Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

Соответственно бюджетная система Российской Федерации по своей структуре состоит из трех уровней. К первому относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Ко второму – бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов. К третьему – местные бюджеты. В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных – соответственно в государственный бюджет.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются соответственно в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время важную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды. В России к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и утверждаются на один финансовый год, соответствующий календарному году. При этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обязательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты .Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как это предусмотрено Бюджетным кодексом (ст. 28 Кодекса), базируется на следующих принципах:

1) принцип единства бюджетной системы, предусматривающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различных уровней;

3) принцип самостоятельности бюджетов, означающий:

Право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с Бюджетным кодексом, определять направления расходования средств и определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, означающий необходимость достижения заданных результатов при минимальном расходе средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов;

Принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

Принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетное устройство - это принципы функционирования бюджетной системы, ее структурные характеристики и взаимосвязь между формами.

Его основа состоит из экономических отношений и юридических норм, которые определяют основную компетенцию органов центральной и местной власти относительно проведения и взаимоотношений между всеми его видами.

Заметим, что системы бюджетного и находятся в непосредственной зависимости. Если рассматривать бюджет здесь может быть двух уровней - государственный и местный. Что касается федеративного, в нем бюджетное устройство подразделяется на три звена: бюджет федеративный, членов федерации и местный. Заметим, что виды местных форм тоже могут быть различными, что обусловлено административно-территориальным делением страны. Бюджет - это форма образования и использования денежных средств, которая призвана обеспечить все функции органов государственной власти. Правильная структура его помогает в реализации успешной финансовой государственной политики.

Бюджетное устройство и существуют в непосредственной зависимости друг от друга. В основе любого бюджетного устройства лежит эта система - совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, основанная на принципе экономических отношений и правовых норм. Что касается составных частей этой системы, их существует несколько: структура, принципы строения и организация функционирования.

В целом бюджетное устройство основывается на нескольких принципах:

1. которые созданы в определенном государстве, должны разделяться.

2. Страна должна четко регламентировать основные принципы построения системы.

3. Между звеньями бюджетной системы должны явно выделяться разграничения.

4. Между этими частями должен быть определен характер взаимоотношений и выделены их формы.

Если рассматривать подробнее, оно должно базироваться на разделении видов бюджетов, которые находятся на различных уровнях.

Бюджетное устройство РФ состоит из трех основных звеньев:

1. Федерального бюджета.

2. Бюджетов, разработанных национально-государственными и административно-территориальными единицами, которые носят название бюджетов федерации или региональных. Среди них выделяют республиканские, областные, краевые, бюджеты автономных единиц, а также городские (например, Москвы или Санкт-Петербурга).

3. Местных.

Эта система должна быть единой, чего можно добиться путем реализации посредством политики и совокупности правовых норм, а также использования единых классификаций и форм ведения бюджетной документации. В целом, бюджетное устройство - это деятельность, регламентированная законодательством.

Для того чтобы разобраться, на чем оно базируется, необходимо рассмотреть основные особенности его составляющих. Так, организация отношений между бюджетами основывается на их направлениях, видах и формах. Что касается первого признака, согласно ему существует разделение на вертикальные (проводится между разноуровневыми бюджетами) и горизонтальные (одного уровня).

Что касается особенностей взаимоотношений, они подразделяются на регламентированные законодательством и нормативными документами и договорные (разработанные на основе соглашения между органами власти).

По формам выделяют субсидирование (выделение средств из высших уровней низшим), взаимные расчеты, изъятие средств, а также (представляют собой временную передачу средств в связи с возникшей необходимостью).

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеральных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Государственный бюджет
Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любого государства. В нем объединяются главные доходы и расходы страны.
В научной литературе за рубежом традиционно сложился юридический подход к определению бюджета. Бюджет определяется как закон, разрешающий правительству сбор доходов и их расходование, или как план ведения государственного хозяйства, рассчитанный на определенный период.
Несомненно, с юридической точки зрения бюджет следует рассматривать в качестве правового акта. В этом случае бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Экономическая сущность понятия государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существуют три подхода к определению бюджета:
Во-первых, по своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами.
Во-вторых, эти отношения возникают по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, нужд обороны, государственного управления, социально-культурных мероприятий.
В-третьих, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, так как он является экономической формой существования объективно обусловленных распределительных отношений.
Бюджет, являясь одной из основных экономических категорий, в свою очередь, объединяет другие экономические категории (налоги, государственные расходы и пр.), так как через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Основные функции бюджета
Исходя из экономической сущности бюджета и в связи с необходимостью ее реализации, государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
перераспределение национального дохода;
финансовое обеспечение социальной политики;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Таким образом, используя бюджет, государство, во-первых, вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся как стадии производства, так и на стадии первичного распределения национального дохода. Через государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах перераспределяем до 40% национального дохода.
Во-вторых, важное значение принадлежит социальной функции государственного бюджета. В бюджетах всех промышленно развитых зарубежных стран наблюдается значительный рост затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы: расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и o6ecпечение.
В третьих, в настоящее время государство осуществляет вмешательство в экономику для преодоления возникающих в ней кризисных явлений путем направления на эти цели значительных средств из бюджета. Государственное регулирование экономики впервые стало возможным в результате резко увеличившегося огосударствления части национального дохода в большинстве промышленно развитых стран, что было вызвано милитаризацией экономики в период Первой мировой войны и событиями экономического кризиса 30-х гг.
В-четвертых, контрольная функция бюджета проявляется в том, что бюджетное устройство государства создает возможность осуществления бюджетного контроля со стороны парламента и министерства финансов за образованием и движением всех финансовых потоков в государстве.
Следует отметить, что препятствуют осуществлению функций бюджета такие негативные явления в экономике и финансовой системе, как инфляция, бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами), несвоевременность утверждения бюджета, противоречия при распределении средств между бюджетами разных уровней.

Основные принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Все бюджеты в РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц (кроме низового звена последних).
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов составляют консолидированный бюджет РФ. Совокупность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие органы исполнительной власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они не подлежат утверждению и не являются правовыми актами.
С понятием консолидированного бюджета связано понятие минимального бюджета, который является расчетным объемом доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Расчеты минимального бюджета служат базой для формирования отношений между вышестоящими и нижестоящими органами власти для того, чтобы обеспечить минимальные расходы бюджета каждого уровня.

В Российской Федерации законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджета;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- совокупного покрытия расходов бюджета;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресного и целевого характера бюджетных средств.
Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ. Принцип единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными органами власти; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов на каждом уровне бюджетной системы. При этом законодательно определено, что невозможно осуществить изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета и сумм экономии по расходам бюджета. Законами также установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. Следует отметить, что на практике эти условия нарушаются и принцип самостоятельности бюджетов в настоящее время не получает реального подтверждения.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. При этом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Большие сложности в 90-е гг. государство испытывало и с применением на практике принципа сбалансированности бюджета, который означает обязательное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете должны быть утверждены и источники финансирования дефицита бюджета. Законодательно установлено, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Для бюджетов субъектов РФ размер дефицита не может превышать 5%, для местных бюджетов - 3% от объема доходов этих бюджетов (без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов). Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние источники: кредиты, полученные государством от кредитных организаций в валюте РФ, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, и внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
С принципом сбалансированности бюджета также связано понятие профицита бюджета - превышения доходов бюджета над его расходами. Установлено, что бюджет любого уровня должен быть составлен органами исполнительной власти без профицита. Если же в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета профицит будет обнаружен, его сокращение необходимо осуществить до утверждения бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджета предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
В соответствии с законодательством РФ принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного бюджета после принятия закона о нем; информацию о ходе исполнения бюджета по месяцам и кварталам. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальный подход к расчету доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности бюджетных средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут предоставляться в различных формах.
Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенцией называются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. В отличие от субвенции субсидия представляет собой бюджетные средства, направляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Под бюджетной ссудой понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах в пределах финансового года на срок не более 6 месяцев. Бюджетный кредит в отличие от бюджетной ссуды предоставляется не бюджету, а юридическому лицу и обязательно на возвратной и возмездной основах.

Федеральный (республиканский) бюджет РФ
Федеральный (республиканский) бюджет имеет определяющее значение в устойчивости финансовой системы РФ в целом и бюджетной системы в частности. В правовом смысле федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Закон о федеральном бюджете утверждается ежегодно, он принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации.
Рассмотрим более подробно механизм формирования доходов и основные направления расходов федерального бюджета РФ.
Доходы бюджетов любого уровня образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет финансовой помощи.
Налоговые доходы - это предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги и сборы, а также пени и штрафы по налогам. К неналоговым доходам относятся доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органам власти и сумм принудительного изъятия, а также доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.
К доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся следующие средства: арендная либо иная плата за сдачу во временное владение и пользование имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; плата за передачу государственного имущества под залог и в доверительное управление; возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том числе средства, полученные от продажи имущества, переданного в качестве гарантий по кредитам и ссудам; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим государству или муниципальным образованиям; дивиденды по акциям, принадлежащим государству или муниципальным образованиям.
Принудительно изъятые суммы представляют собой средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации. Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы в форме дотаций, субвенций, субсидий и иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем таких средств.
Таким образом, в доходы федерального бюджета зачисляются собственные (закрепленные) налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней, а также собственные неналоговые доходы и средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом на срок не менее трех лет. Полностью зачисляются в доходы федерального бюджета такие налоги, как таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственные пошлины.
К регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Понятие регулирующих доходов в бюджетном законодательстве РФ соответствует понятию общих доходов в зарубежном бюджетном праве.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируют счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, части доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, а также части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов. К неналоговым доходам относятся также часть прибыли Центрального банка РФ, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ создает финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных программ. Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также другие расходы на общегосударственное управление, функционирование федеральной судебной системы, осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах, национальную оборону и обеспечение безопасности государства, поддержку железнодорожного, морского и воздушного транспорта. Некоторые виды расходов финансируются совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Сущность и принципы формирования местных (региональных) бюджетов
Для выполнения функций, возложенных на местные (региональные) органы власти, последние наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через местные (региональные) финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов.
Основной составной частью местных (региональных) финансов являются региональные бюджеты и бюджеты административно-территориальных образований.
Порядок формирования и расходования бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления - с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов.
К налоговым доходам субъектов РФ относятся:
собственные (закрепленные) налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, в определенной пропорции разграниченных между бюджетом субъектов РФ и иными бюджетами;
отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ.
Неналоговые доходы региональных бюджетов РФ формируются за счет тех же источников, что и неналоговые доходы федерального бюджета. К ним относятся доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности, части прибыли унитарных предприятий созданных субъектами РФ, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственного и местного управления, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия. Пополняют бюджеты субъектов РФ также дотации и субвенции, направляемые из федерального бюджета.
К собственным (закрепленным) доходам местных бюджетов РФ относятся местные налоги и сборы, платежи из прибыли муниципальных предприятий. Как правило, закрепленные доходы местных бюджетов не являются основными источниками их формирования. Более значительная роль в этом принадлежит регулирующим налогам и поступлениям из вышестоящих бюджетов в виде дотаций и субвенций. Из регулирующих налогов самыми важными являются НДС, акцизы, налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами, налог на пользователей автомобильных дорог. Нормативы отчислений регулирующих налогов утверждаются вышестоящими органами власти в виде определенной фиксированной ставки.
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет свои достоинства и недостатки. К ее достоинствам можно отнести то, что независимо от экономического потенциала территорий местные (региональные) бюджеты могут быть обеспечены необходимыми средствами для осуществления различных региональных программ, что создает предпосылки к выравниванию уровней развития различных административно-территориальных единиц. Преимуществом использования регулирующих налогов при формировании местных бюджетов является также и то, что местные органы власти заинтересованы в эффективной деятельности расположенных в их регионах предприятий, уплачивающих налоги, относимые законодательством к регулирующим.
Недостатком существующей системы является определенный субъективизм при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Так, твердо установленные нормативы отчислений от таких регулирующих налогов, как НДС, налог на прибыль, платежи за природные ресурсы, подоходный налог, дают преимущества наиболее экономически развитым промышленным регионам с более высоким уровнем заработной платы или регионам, имеющим природные ресурсы.
Сельскохозяйственные же регионы и регионы, не имеющие природных ресурсов, имеют лишь незначительные поступления от регулирующих налогов в местные (региональные) бюджеты, что вызывает необходимость в перечислении в их адрес из центра бюджетных средств в виде дотаций и субвенций для покрытия дефицита местных бюджетов. Установление дифференцированного подхода к субъектам Федерации уже на стадии формирования доходной части федерального бюджета позволило бы сократить встречные потоки финансовых ресурсов и оптимизировать взаимные расчеты регионов с центром.
Структура расходов региональных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Например, для бюджетов областей и городов характерен большой удельный вес в расходной части (до 40%) затрат на жилищно-коммунальное хозяйство, объекты которого находятся в ведении областных и городских органов власти. Около половины всех расходов бюджетов краев, областей и городов приходится на финансирование здравоохранения, просвещения и науки. В бюджетах более низкого уровня - районных, поселковых и сельских - преобладают расходы на народное образование и здравоохранение. Важным направлением расходования средств местных (региональных) бюджетов в настоящее время является также финансирование экологических программ.

Бюджетная система и бюджетное устройство

Доходы государственного бюджета РФ

Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета

Расходы государственного бюджета РФ

Сущность бюджетного устройства



Похожие статьи