Цели и функции государственного регулирования экономики. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

Введение

1. Теоретические основы государственного регулирования экономики

1.1 Теоретические подходы к определению роли государства в экономике

1.2 Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики

1.3 Цели, функции и особенности механизма государственного регулирования экономики

2. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального вмешательства государства в экономическую жизнь субъектов хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.

Органы государственной власти не располагают действенными, методологически обоснованными программами государственного регулирования экономики. Используемые ими инструменты противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях термины, понятия не сведены в единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе. Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования экономики.

Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей, принципов и функций механизма государственного регулирования экономики, в обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику.

Основными задачами являются:

Анализ существующих концепций государственного регулирования экономики;

Выявление сфер государственного вмешательства;

Определение объекта и предмета государственного регулирования экономики;

Определение сущности механизма государственного регулирования рыночной экономики, его целей и функций;

Анализ особенностей государственного воздействия на экономику в условиях современной России.

Предметом исследования являются экономические отношения между участниками государственного регулирования экономики.

Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Теоретические подходы к определению роли государства в экономике

Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями государства в экономике, занимали умы учёных с самого возникновения экономической науки. В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике.

В XV – XVII вв., в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Меркантилисты провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны – количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путём обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выдавая, в частности, премии организаторам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. С этой целью, а также для того, чтобы освободить страну от необходимости импортировать промышленные изделия, предлагалось поощрять развитие промышленности. Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной экономики, её защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков .

В трудах экономистов всё чаще встречается резкая критика позиций меркантилизма. Всестороннее обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии А. Смит и Д. Риккардо. В основе учения Смита лежало представление об экономических законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея «естественной гармонии», которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии государственного вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки», а роль государства ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. А. Смит считал, что государство, вмешиваясь в экономическую жизнь субъектов рыночного хозяйства, порождает систему неравенств, негативно влияющих на развитие стран. Государство оказывает неблагоприятное воздействие: «…во-первых, ограничивая конкуренцию в некоторых промыслах…, во-вторых, усиливая конкуренцию в других промыслах сравнительно с тем, что было бы при естественных условиях, и, в-третьих, стесняя свободный переход труда и капитала от одного промысла к другому и с одного места на другое» . Свобода торговли и в широком смысле – свобода субъектов экономической деятельности от вмешательства государства явилась одним из центральных тезисов Смита, сформулировавшего целостную доктрину экономического развития государств.

В 30-е годы XX в. получила распространение кейнсианская концепция, которая опровергала взгляды классиков на роль государства. Дж. Кейнс подчёркивал, что условия процветания отдельного экономического человека или фирмы не идентичны процветанию всей экономики страны, между ними возникают противоречия, решение которых находится в сфере общих условий воспроизводства и с необходимостью подлежит государственному воздействию .

Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов: гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Ниибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического регулирования и экономического роста. Они отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Основными инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента. Цель государственной экономической политики, по мнению кейнсианцев, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении .

Неоклассическая теория представлена преимущественно неолиберальной и монетаристской доктринами. Представители монетаристского направления рассматривают ограниченный круг инструментов экономической политики. Единственная цель государства – поддержание экономической стабильности. Ведущую роль в формировании и утверждении монетаристской доктрины сыграл М. Фридмен. В основе его представлений на экономику страны лежит убеждение в том, что в самой сущности рыночной, капиталистической системы хозяйства заложены механизмы, приводящие хозяйство в равновесие при полном использовании всех ресурсов .

Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. В основу монетаристского подхода, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег. По мнению монетаристов должны быть поставлены жёсткие пределы вмешательству правительства в эмиссионный механизм для финансирования бюджетного дефицита. М. Фридмен рекомендовал запретить федеральным резервным банкам регулирование процессов кредитования и величины банковских резервов и ограничения процентных ставок. Центральный банк должен поддерживать устойчивый темп роста денежной массы. Такая политика, по его мнению, способна заменить золотой стандарт, ограничить возможности правительства в использовании денежной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИСКИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Тема «Необходимость, особенности и функции государственного регулирования экономики»

Направление 080500.62 «Менеджмент»

Дневное отделение

Выполнила студентка

2 курса, группы М-71 ________________________ С.А. Рогачёва

(подпись, дата)

Научный руководитель

д.э.н., проф. И.Е. Рисин

(оценка, подпись, дата)

  • Введение 3
  • 1. Экономические функции государства 5
  • 3. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики 16
  • Заключение 20
  • Введение
  • Изучение экономической роли государства - одна из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Современное рыночное хозяйство невозможно представить без государственного вмешательства. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должно отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
  • В данной работе основной целью является изучение необходимости, особенностей и функций государственного регулирования экономики.
  • Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.
  • В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.
  • В настоящей работе ставятся следующие задачи:
  • - проанализировать экономические функции государства;
  • - выявить особенности государственного регулирования экономики в России;
  • - указать пути повышения эффективности государственного регулирования экономики.
  • 1. Эк ономические функции государства
  • Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.
  • Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
  • К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.
  • Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
  • Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы.
  • Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимает меры по сокращению безработицы.
  • В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании макроэкономических рыночных процессов.
  • Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
  • Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
  • Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
  • Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
  • а) функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
  • б) функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов // Экономическая газета. - 2006. - №4. - С. 25.
  • Рассмотрим эти функции подробнее.
  • Одна из важнейших функций -- стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
  • Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать.
  • Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%) Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России XXI века // Экономическая газета. - 2006. - №12. - С. 21.
  • . Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
  • В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.
  • Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.
  • Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.
  • Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.
  • Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
  • Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
  • Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов.
  • Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
  • Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.
  • Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.
  • В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.
  • Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
  • Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
  • Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
  • Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.
  • К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.
  • В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.
  • Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.
  • Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
  • В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.
  • 2 . Особенности государственного р егулирования экономики в России
  • Основными направлениями экономической деятельности государства являются:
  • 1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
  • 2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
  • 3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики // Экономист. - 2005. - №12. - С. 15.
  • В оценке роли российского государства в переходной экономике необходимо учесть ее специфику. Последняя в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чертами общественного устройства и культурных традиций: повышенной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функционирования частного капитала, широкомасштабной практикой коллективных (артельных) форм труда.
  • Другой проблемой преобразования системы управления в России является определение отношения к институтам плановой организации народного хозяйства.
  • Народное хозяйство развивается, прежде всего, по объективным экономическим законам. Первую роль здесь играет закон пропорционального развития макроэкономики, который требует увязки и сбалансированности всех народнохозяйственных пропорций. Это означает, как минимум, что без научно поставленного прогнозирования нельзя обеспечить управление всем хозяйственным механизмом. Невозможно составить государственный бюджет -- финансовый план государства на предстоящий год.
  • Важнейшей проблемой преобразования системы управления стала задача создать “российскую модель” экономики, которая, по замыслу Правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни и наличие социальной ориентации экономики.
  • По мнению Правительства, в первую очередь надо наладить управляемость макроэкономики. Для этого требуется направить государственную деятельность по следующим каналам:
  • а) придать преобразованиям макрорегулятора институциональное направление, т.е. создать государственные и иные институты (органы), которые усиливают управляемость национальной экономикой;
  • б) восстановить управление государственными предприятиями, в частности создать казенные предприятия (прямо подчиненные Правительству), перевести часть предприятий на полный коммерческий расчет (здесь государство назначает руководителей фирм), расширить управление предприятиями через акционерную;
  • в) сделать экономику социально ориентированной. В статье 7 Конституции РФ конкретно указаны обязанности такого “социального государства”.
  • Наконец, серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования.
  • 3. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики
  • Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. При определении эффективности государственного регулирования следует рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.
  • Государственное регулирование - это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений.
  • При разработке экономической политики необходимо четко определить желаемый результат политического решения, ожидаемый совокупный эффект. Следует выяснить, насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены.
  • Для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику, необходимо четко представлять, какие цели регулирующий орган стремится достичь. Множество целей государственного регулирования называется целевой функцией. Определение конфигураций целевой функции представляет собой сложный многогранный процесс, связанный с разработкой политических стратегий.
  • Особенно важно для регулирования переходной экономики - формирование целевой функции на основе предпочтений, то есть выделяя задачи первостепенной важности.
  • Разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования. Правительству в условиях неустойчивой экономики приходится заботиться не столько о разработке эффективной долгосрочной стратегии, сколько о том, чтобы вовремя среагировать на ближайшие проблемы.
  • Для разработки эффективной экономической политики необходимо иметь представление не только о степени воздействия различных инструментов на цель, но и их быстродействии. Инструменты государственного регулирования оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.
  • Можно говорить о системе, состоящей из внутренних и внешних лагов.
  • Внутренний лаг - это промежуток времени между возникновением экономической проблемы и принятием ответных мер экономической политики. Он возникает в связи с тем, что для осознания самой проблемы необходимо время, зависящее от состояния экономической науки, ее роли в принятии решений по государственному регулированию, компетентности тех, кто вырабатывает эти решения.
  • К внутренним лагам можно отнести промежуток времени, необходимый для принятия решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов, а также период, отделяющий момент постановки (изменения) цели от момента изменения инструментов. К внутренним лагам можно отнести и время, необходимое для реализации конкретных действий государственными службами, ответственными за осуществление того или иного решения.
  • Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия решения и моментом, когда приняты е меры начнут давать результаты. Он возникает в связи с тем, что инструменты экономической политики не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости. Величина внешнего лага зависит от структуры механизма, соединяющего цель государственного регулирования и инструмент, степени его инертности.
  • Если обратится к лаговой структуре, то становится понятным причины частого запаздывания с принятием назревших макроэкономических решений, что характерно для переходной экономики.
  • При формировании макроэкономической политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене. Эффект мультипликатора демонстрирует взаимосвязь и взаимовлияние всех структурных элементов объекта регулирования. Мультипликатор описывает продуктивность инструментов государственного регулирования экономики. Многочисленные исследования фактора времени применительно к мультипликаторам показали, что возможны различные варианты распределения во времени мощности мультипликатора. Иногда мультипликатор полностью вырабатывает свой ресурс за сравнительно небольшое время, и значение цели быстро становится таким, каким его хотели видеть политики.
  • Мультипликативный эффект государственного регулирования отличается в кратко- и долгосрочном периодах. Инструменты эко ческой политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении.
  • Достижение запланированных правительством значений целей может потребовать поочередного использования денежных и бюджетных регуляторов. Все зависит от того, как складывается реальная экономическая ситуация, насколько текущие уровни целей отклоняются от желаемых, а также от приоритетности целей. Практика государственного регулирования в развитых странах показывает, что манипулирование налогами, государственными расходами, резервной нормой и тому подобное следует отнести к сравнительно грубым методам. Государственное регулирование в динамично развивающейся среде, когда одновременно появляются разные явные и неявные места, предполагает формирование особых (тонких) механизмов, которые повысили бы чувствительность к изменениям (как внутренним, так и внешним), что позволило бы выиграть время для адаптации превентивных мер.
  • Заключение
  • Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.
  • Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
  • Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.
  • Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
  • В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
  • Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
  • Список использованной литературы
  • 1. Ахулкова Е.Н. Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение // БиНО: бюджетные учреждения. - 2007. - №3. - С. 61-62.
  • 2. Дикушин А.М. О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ // Предпринимательство в современной России. - 2005. - №4. - С. 19-22.
  • 3. Дойников И.В. Государственное предпринимательство // Предпринимательство в современной России. - 2007. - №2. - С. 20.
  • 4. Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики // Экономист. - 2005. - №5. - С. 7-8.
  • 5. Лавицкий В. Президент России Владимир Путин призвал завершить разграничение расходных статей // Экономическая газета. - 2005. - С. 13.
  • 6. Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - 2007. - №10. - С. 12.
  • 7. Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов // Экономическая газета. - 2006. - №4. - С. 25.
  • 8. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики // Экономист. - 2005. - №12. - С. 15.
  • 9. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист. - 2006. - №9. - С. 17.
  • 10. Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России XXI века // Экономическая газета. - 2006. - №12. - С. 20-23.

Подобные документы

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Сущность государственного регулирования экономики, его цели и задачи. Функции, инструментарий и методы государственного регулирования. Этапы взаимодействия рыночной экономики и государства. Возможности и противоречия государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2010

    Экономические функции государства. Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики. Основные формы и методы вмешательства государства в экономику Российской Федерации. Инструменты и методы государственного регулирования.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Сущность и характеристика функций государства. Основные виды функций государства. Экономические функции государства. Средства государственного регулирования экономики. Изменение роли и функций государства в условиях мирового финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2003

    Сущность, типы, задачи государственного регулирования, пути и методы повышения его эффективности. Место государства в регулировании рыночной экономики. Формы и инструменты государственного вмешательства в экономику. Общественный анализ выгод и издержек.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Понятие, сущность, функции и значение государственного предпринимательства. Общая характеристика основных форм государственного предпринимательства в России, пути повышения их эффективности. Анализ методов воздействия государства на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Понятие государственного предпринимательства. Роль государства в регулировании экономики. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики. Методы государственного воздействия на рынок. Повышение эффективности.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2002

    Анализ форм и методов государственного регулирования в рыночной экономике. Государственное экономическое прогнозирование и программирование. Этапы развития мирового хозяйства, его основные показатели и влияние на национальную экономику государства.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2016

    Роль государства в экономическом развитии страны. Пирамида целей, инструменты и основные теории государственного регулирования национальной экономики, его направления и объекты. Функции и методы воздействия государства на экономические процессы.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и за-щиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики, она во многом должна быть создана заново.
Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не простое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.
Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.
Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.
Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.
Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-де-нежной политики.
Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения.
При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.
Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субси- дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.
В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.
Литература
Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.
Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник. М., 1996.
Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1995.
МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.
Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.
Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред.
В.Герасименко. М., 1997.
Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. N° 1.
8-12.
Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением междуструктурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности.

Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (направлений достижения целей).

Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Еще по теме Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  1. Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
  2. 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в многоукладной экономике
  3. 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в РФ
  4. 3) Гос.регулирование рыночных процессов. Государственное регулирование рынка - это деятельность госу­дарственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночног
  5. Вопрос 41.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации.
  6. 17.1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности
  7. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 1 НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ТРУДА. ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ФУНКЦИИ


Похожие статьи