Состав и звенья государственных финансов. Государственные финансы

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы — важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.
  • 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
  • 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
  • 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
  • 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
  • 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
  • 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
  • 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
  • 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
  • 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
  • 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
  • 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
  • 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
  • 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
  • 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
  • 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
  • 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
  • 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
  • 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
  • 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
  • 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
  • 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
  • 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
  • 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
  • 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
  • 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
  • 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
  • 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
  • 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
  • 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
  • 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
  • Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
  • 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
  • Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
  • 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
  • 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
  • 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
  • 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
  • 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
  • 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
  • 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
  • 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
  • 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
  • 53. Имущественное страхование.
  • 54. Особенности медицинского страхования.
  • 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
  • 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
  • III. Фондовые посредники
  • IV. Органы регулирования и контроля.
  • 3.Биржи
  • 4.Общество
  • V. Организации, обслуживающие рынок.
  • VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
  • 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
  • 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике

    Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

    Функции государственных финансов: Распределительная; контрольная;регулирующая

    Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к гос. финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов Российской Федерации; Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды); Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

    К "гос. финансам" следует также отнести такие понятия как: государственный кредит: налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

    Государственный бюджет - подсистема государственных финан­сов. Это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства. Бюджет выражает экономические отношения в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным финансовым планом стра­ны. Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности и физических лиц для выполнения общегосударствен­ных задач.

    Управление государственными финансами осуществляюторганы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующиезаконыв области государственных финансов) и исполнительные (Президент,Правительство,Центральный банк,Министерство финансови др.)

    Роль финансов в экономике:

    1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

    2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

    15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике

    В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

    Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

    Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов. Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся: 1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год; 2) государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ; 3) таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

    К налоговым доходам также относятся: 1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства; 2) доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения; 3) доходы от реализации имущества, которое находится в собственности у государства; 4) доходы от внешнеэкономической деятельности; 5) доходы от реализации государственных запасов и резервов; 6) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами; 7) часть прибыли унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

    Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства. Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

    В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 3) функционирование федеральной судебной системы; 4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; 5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского; 7) государственная поддержка атомной энергетики; 8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 9) исследование и использование космического пространства; 10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 11) финансовая поддержка субъектов РФ; 12) статистический учет; 13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; 14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; 15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 16) проведение выборов и референдумов в РФ; 17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

    Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

    Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

    Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

    Состав государственных финансов:

    1) федеральный бюджет;

    2) консолидированные бюджеты;

    3) местные бюджеты;

    4) пенсионный фонд Российской Федерации;

    5) фонды обязательного медицинского страхования;

    6) фонд социального страхования Российской Федерации;

    7) финансы государственных организаций.

    Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

    Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

    Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

    Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

    Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

    1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

    2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

    3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

    Состав бюджетной системы Российской Федерации:

    1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

    2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


    3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

    4) финансы государственных внебюджетных фондов;

    · фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

    · Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

    · Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

    Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

    · единства бюджетной системы Российской Федерации;

    · Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    · самостоятельности бюджетов;

    · равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

    · полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

    · сбалансированности бюджета;

    · результативности и эффективности использования бюджетных средств;

    · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    · прозрачности (открытости);

    · достоверности бюджета;

    · адресности и целевого характера бюджетных средств;

    · подведомственности расходов бюджетов;

    · единства кассы.

    Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

    Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

    Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

    Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

    Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

    Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

    Таким образом, формирование основного объема денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муни­ципальных доходов (ст. 6 БК РФ). Источниками формирования госу­дарственных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления и займы (федеральные, региональные и местные). Источниками формирования муниципаль­ных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления собственного уровня и система муниципальных заимствований.

    Использование денежных средств органов государственной вла­сти и местного самоуправления осуществляется в виде государствен­ных и муниципальных расходов, призванных обеспечить реализацию функций государства (ст. 6 БК РФ).

    Инструментом реализации государственных функций в РФ является государственная и муниципальная собственность. К государственной относятся федеральная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ; собственность регионов - имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собствен­ности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

    Реализация функций государства осуществляется в том числе и через механизм создания государственных и муниципальных орга­низаций. В зависимости от права собственности на закрепленное за ними имущество государственные организации делятся на следующие группы:

    Унитарные предприятия - федеральные, региональные, муни­ципальные;

    Казенные предприятия как разновидность унитарных предпри­ятий, относящиеся только к федеральной собственности;

    Бюджетные учреждения - федеральные, региональные, муни­ципальные;

    Автономные учреждения;

    Государственные корпорации;

    Акционерные общества со 100%-ным участием государства и его блокирующим пакетом.

    Основное назначение государственных и муниципальных финан­сов состоит в следующем:

    Решении социальных задач и функций государства и местного самоуправления;

    Обеспечении стабилизации и роста национальной экономики, которые на современном этапе достижимы при условии инновацион­ного развития национальной экономики;

    Регулировании экономики в условиях риска и неопределенно­сти;

    Обеспечении ликвидации различий в уровне социально-эконо­мического развития территорий страны и др.

    Особенности государственных и муниципальных финансов

      Формируются в процессе распределения ВВП, инструментом аккумуляции выступают налоги и сборы различного уровня, ненало­говые доходы и безвозмездные перечисления.

      Направляются на решение задач государства и местного само­управления сообразно критериям эффективности и справедливости. Критерий эффективности предусматривает экономическую отдачу государственных расходов; справедливости - систему социальных и экономических программ, направленных на выравнивание уровня жизни территорий и разрыва в имущественном состоянии граждан.

      Предусматривается приемлемый дефицит (профицит) бюдже­тов, главным критерием которого является процентная ставка, позво­ляющая привлекать заемные средства. Если данная ставка не затраги­вает существенным образом другие ставки финансовых рынков, то дефицит бюджета считается приемлемым.

      Формируются как собственные доходы, так и система заимство­ваний.

      Предусматривается система заимствований как источник по­крытия дефицита бюджетов разного уровня, которая содержит только долговые инструменты - кредиты разного направления и уровня, каз­начейские векселя, государственные и муниципальные краткосрочные и долгосрочные облигации.

      Выполняют тройственную функцию на рынке долга - государ­ство и местное самоуправление могут выступать на этом рынке как кредиторы, заемщики и гаранты.

    Условия эффективного функционирования государственных и местных финансов

    Эффективное разделение полномочий между бизнесом и госу­дарством в национальной экономике. Золотое правило данного разде­ления гласит: сектор государственного управления не должен извле­кать прибыли от присущей ему деятельности.

    Нерыночный характер услуг, предоставляемых государством и местным самоуправлением. К нерыночным и исключительным услугам можно отнести социальные программы, т.е. государство оказывает социальные услуги на безвозмездной основе или продает некоторые из них по це­нам, не оказывающим влияния на рынок услуг и на уровень конкурен­тности на нем.

    Неисключаемость услуг государственного и муниципального сектора, означающая, что их нельзя предоставить одному лицу без пре­доставления в распоряжение всех других лиц.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муни­ципальных финансов, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

      единства законодательной и нормативной базы единая бюд­жетная классификация;

      открытости и прозрачности государственного и муниципального секторов экономики;

      разграничения полномочий и предметов ведения между бюд­жетами разного уровня;

      целевой ориентированности, направленной на реализацию функций государства;

      экономической эффективности и социальной справедливости;

      программно-целевой метод составления бюджетов - финан­сирование программ;

      управление финансовыми потоками на централизованной ос­нове.

    Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

    Вся экономика страны может быть разделена на пять секторов

    1. Нефинансовые корпорации (производства товаров и оказания нефинансовых услуг):

    2. Финансовые корпорации (представление финансовых услуг);

    3. Сектор госуправления (выполнение государствен­ных функций)

    4. Некоммерческие организации (оказание услуг домохозяйствам);

    5. Домашние хозяйства (население страны).

    В практической деятельности отдельно выделяется также государственный сектор, обеспечивающий контроль над ролью государства в экономике. Он включает:

    Сектор государственного управления (Центральное правительство региональные и местные органы управления);

    Государственные корпорации (финансовые и нефинансовые).

    На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд основополагающих факторов:

    1. Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формирующая бюджетное устройство в стране, а следовательно, и структуру его бюджетной системы;

    2. Особенности административно-территориального устройства государства, проявляющиеся в неравномерности территориальных об­разований, входящих в состав субъекта федерации (республика, край, область, округ), определяющие многоуровневость бюджетной системы;

    3. Особый статус отдельных территориальных образований (за­крытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и экономические зоны), влияющий на объем полномочий по доходам и расходам данных территорий.

    Форма государственного устройства в нашей стране - федера­ция, т.е. система с несколькими уровнями фискальной ответственно­сти Федерация как форма устройства государства предусматривает принятие ряда важ­ных бюджетных решений:

    Закрепление расходных полномочий между уровнями бюджет­ной системы страны - граждане станут получать государственные ус­луги соответствующего качества и обслуживания, когда полномочия будут распределены продуманно;

    Закрепление доходных полномочий каждого уровня бюджетов, т.е. определение источников бюджетных поступлений в соответствии с расходной частью бюджета каждого уровня и их достаточность для реализации функций конкретного бюджета;

    Наличие трансфертов между различными бюджетными уровня­ми, т.е. организация движения средств или трансфертов между бюдже­тами для сглаживания неравномерности территориального развития.

    Сравнительная характеристика унитарного и федерального госу­дарства позволяет зафиксировать принципиальные различия между ними, позволяющие эффективно реализовать функции государства. Основу финансовых средств органов власти территориально-админи­стративных единиц унитарного государства составляют отчисления от налогов и средства финансовой помощи центра. В ус­ловиях федерации, построенной на принципах разграничения полно­мочий по расходам и доходам между бюджетами разного уровня, соб­ственные доходы бюджетов субнациональных образований становятся преобладающими в структуре их доходов, но межбюджетное перерас­пределение средств сохраняется, хотя и имеет меньший масштаб.

    Особый статус территориальных образований означает:

    Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции Российской Федера­ции, не предусматривает различий в объеме и структуре полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, об­ластей, автономных округов, автономной области, городов федераль­ного значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов государства предусматриваются единые величины от­числений от федеральных налогов сборов и единая методика расчета межбюджетных трансфертов. В то же вре­мя для муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым стату­сом обусловлено следующим:

    Концентрацией в границах муниципального образования объек­тов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус ЗАТО);

    Специализацией градообразующих организаций муниципаль­ного образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда);

    Специализацией градообразующих организаций муниципаль­ного образования на производственной, научно-технической и инно­вационной деятельности (статус промышленно-производственных особых экономических зон, технико-внедренческих особых экономи­ческих зон (ОЭЗ);

    Специализацией организаций муниципального образования на туристско-рекреационной деятельности (статус ОЭЗ туристско-рек­реационной направленности); может создаваться на территории не­скольких муниципальных образований.


    Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
    Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
    Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
    Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


    Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
    Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
    В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
    К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
    Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
    Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
    В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
    Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
    Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
    Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
    Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
    • это всегда денежные отношения;
    • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
    • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
    Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
    К сфере государственных финансов относятся отношения между:
    • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
    • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
    • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
    • отдельными звеньями бюджетной системы;
    • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
    С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

    Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

    1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
    2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
    3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
    4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
    5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
    6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
    7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -



    Похожие статьи