Основные показатели статистики государственных финансов. Статистика государственных финансов и налогообложения Функции государства в экономике росстат минфин

Статистика государственных финансов предназначена для обеспечения учетной основы анализа и оценки экономических аспектов результативности государственного управления. Ее главной задачей является изучение закономерностей формирования и расходования государственных финансов. Статистический анализ государственных финансов предполагает определение их объема, структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих под воздействием экономических процессов, а также обнаружение факторов, существенно воздействующих на государственные финансы и их составные части. В большинстве случаев под статистикой государственных финансов понимают статистику государственного бюджета и статистику государственных внебюджетных фондов, относительно тесно связанных между собой. Статистика государственного бюджета изучает процесс образования и использования бюджета, объектами изучения являются элементы единой бюджетной системы, в том числе бюджеты разных уровней государственного управления. Одна из проблем статистики в этой области - определение времени учета экономических операций в связи с тем, что часто в макроэкономике между началом многих операций и их завершением проходит значительное время. Принято выделять следующие основные методы установления времени учета операций: метод начисления; метод учета на основе наступления срока платежа; метод учета на основе обязательств; кассовый метод. По методу начисления операции отражаются на момент изменения экономической стоимости. По методу учета на основе наступления срока платежа - на самую позднюю дату, когда операции могут быть оплачены без начисления дополнительных сборов или штрафов, либо на дату платежа, если он производится раньше. По методу учета на основе обязательств - на момент, когда единица сектора государственного управления принимает на себя обязательство по проведению операции. По кассовому методу учета - на момент получения или выплаты денежных средств.

Государственный бюджет характеризует доходы и расходы сектора государственного управления в соответствии с бюджетной классификацией, представляющей собой основной документ, на основе которого он формируется и исполняется. Современная бюджетная классификация РФ (рис. 5.1) построена аналогично классификациям многих других стран с учетом рекомендаций международных финансовых организаций и особенностей экономики и государственного устройства нашей страны.

Структура доходов государственного бюджета Российской Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой такие доходы - это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет страны. Доходы состоят из разнородных элементов и классифицируются по различным

Рис. 5.1.

характеристикам в зависимости от их вида. Полная классификации доходов бюджета РФ приведена на рис. 5.2, их принято отражать по методу начисления.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи вне зависимости от целей их дальнейшего использования и представляют собой уменьшение чистой стоимости активов в результате экономических операций сектора государственного управления. Для учета расходных операций используются три вида классификаций: функциональная, экономическая и ведомственная. Функциональная классификация представляет собой разделы расходов, обусловленных осуществлением основных функций государства, и совпадает с общепринятой в мире классификацией функций федеральных органов управления: государственное управление; обеспечение внутренней и внешней безопасности; международная деятельность; содействие научно-техническому прогрессу; социальное развитие. В России действует аналогичная классификация, при этом 5 указанных выше направлений расходов конкретизированы и сгруппированы в 10 более мелких и детальных групп: государственные службы общего назначения; оборона; общественный порядок и безопасность; экономические вопросы; охрана окружающей среды; жилищные и коммунальные услуги; здравоохранение; отдых, культура и религия; образование; социальная защита. Используемые показатели являются абсолютными, исчисляются в денежном выражении и служат исходной информацией для проведения межстрановых сравнений. Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и ориентирована, в первую очередь, на проведение международных сопоставлений бюджетных показателей. Она включает следующие основные направления: оплата труда работников; использование товаров и услуг; потребление основного капитала; проценты; субсидии; гранты; социальные пособия; прочие расходы. Ведомственная классификация отражает распределение средств бюджета по федеральным министерствам и ведомствам с привязкой к определенным их функциям. Направления расходов каждого министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет


Рис. 5.2.

органам законодательной власти принимать решения о необходимости данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать их выполнение. Функциональная, ведомственная и экономическая структуры (классификации) расходов государственного бюджета перекрестно связаны между собой.

Финансирование бюджета. Этот раздел бюджетной классификации отражает объем привлекаемых заемных средств для финансирования расходов госбюджета. Финансирование предполагает изменение суммы обязательств органов государственного управления и остатков финансовых средств. Согласно международным стандартам статистики, заимствование государственных финансов рассматривается только как источник финансирования дефицита госбюджета и не относится к его доходам. Структура финансирования государственного бюджета по критерию «источники финансирования» может быть представлена в следующем виде (рис. 5.3). Она соответствует классификации МВФ по типу кредитора, отражающей источники получения финансовых средств, необходимых для покрытия дефицита сектора государственного управления.

Государственный долг представляет собой сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления


Рис. 5.3.

перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникшую в результате экономических операций. В общем случае обслуживание государственного долга осуществляется посредством выплаты процентов и погашения основной суммы долга. Структура государственного долга России по типу держателей долговых обязательств представлена на рис. 5.4. При необходимости в качестве дополнительных могут применяться классификации по секторам экономики и типам долговых обязательств.

Статистика государственных внебюджетных фондов изучает процессы и результаты деятельности этих фондов, представляющих собой формы перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования отдельных общественных потребностей. Они позволяют: оказывать влияние на процессы производства в стране посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий; обеспечивать проведение природоохранных мероприятий с финансированием за счет специально выделенных источников, а также штрафов за загрязнение окружающей среды; предоставлять социальные услуги населению страны путем выплаты пособий и пенсий, оказания услуг, полного или частичного финансирования социальной инфраструктуры; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам и иностранным государствам в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др. Основными типовыми статистическими показателями их деятельности являются следующие: общий объем доходов, в том числе по источникам; прочие доходы; общий объем расходов, в том числе по направлениям; прочие расходы; остатки средств на начало и конец периода. Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает: изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и проч. Динамический анализ показателей государственного бюджета представляет собой типовой процесс исследования временных рядов, предполагающий обеспечение сопоставимости значений показателей разных лет. Он предполагает процедуру исключения влияния инфляции на основе Индекса-дефлятора ВВП и корректировку «расхождений» в значениях показателей, вызванных различиями в методиках учета в разные годы. Важными показателями являются также показатели структур доходов и расходов госбюджета. Наличие таких данных за некоторый промежуток времени позволяет выявлять структурные сдвиги в составах доходов или расходов и факторы, предположительно вызвавшие такие изменения.


Рис. 5.4.

Рассмотрим основные показатели статистики государственных финансов. Показатели дефицита государственного бюджета характеризуют макроэкономические результаты финансовой деятельности сектора государственного управления. Размер дефицита бюджета принято сопоставлять с объемом ВВП, при этом финансовое положение страны считается устойчивым, если отношение бюджетного дефицита к объему ВВП не превышает 3%. Для характеристики масштабов государственных перераспределительных процессов рассчитывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП. Интенсивность изменения показателей во времени оценивается обычно с помощью цепных и базисных индексов за соответствующие периоды и абсолютных изменений. Абсолютное изменение общего объема налоговых отчислений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменений объема налоговой базы и налоговой ставки рассчитывается так:

где ANO - абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным; NO 0 и NO l - объем налоговых отчислений в базисном и отчетном периодах соответственно; ANO m - абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой ставки; ДNO m - абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой базы.

Абсолютные изменения объема налоговых отчислений за счет указанных выше факторов могут быть определены следующим образом:

Изменения налоговой ставки

Изменения налоговой базы

где NB 0 и NB ] - объемы налоговой базы в базисном и отчетном периодах; NS 0 и NS { - величины налоговой ставки в базисном и отчетном периодах соответственно.

Доля дополнительных отчислений в бюджет (DDO) определяется по формулам:

За счет изменения налоговой ставки

- за счет изменения налоговой базы

Доля расходов сектора государственного управления (DRGU)

где RGB - общий объем расходов госбюджета; VVP - величина ВВП.

Показатель доли налогов (DN) характеризует, какую часть доходов органы государственного управления удерживают у частного сектора, и определяется так:

где DGUN - доходы сектора государственного управления от налогообложения.

Для оценивания социальной ценности результатов деятельности органов государственного управления используется показатель доли налогов и сборов (DNS), косвенно характеризующий систему отчислений на социальное страхование, стоимость рабочей силы и уровень цен, процессы создания рабочих мест:

где NOSS - налоги и отчисления на социальное страхование.

Считается, что если значения показателя доли налогов и сборов растут быстрее значений показателя доли налогов, то можно сделать вывод о чрезмерном удорожании системы социального обеспечения страны.

Еще одним макроэкономическим показателем является доля задолженности государства в объеме ВВП:

где ZA - абсолютная величина задолженности.

Если в этой формуле объем ВВП заменить на долю ВВП, предназначенную для погашения задолженности, то получим прогнозируемое количество учетных периодов, необходимое для возвращения государственного долга:

где DVVP - доля объема ВВП, направляемая на погашение долга.

Итоговое качество исполнения государственного бюджета оценивается сопоставлением фактических показателей доходов и расходов с запланированными.

Важным направлением деятельности федеральных органов власти является государственное статистическое наблюдение за ценами на товары и услуги. Существуют две основные концепции такого наблюдения. В основе первой, получившей название прейскурантной, лежит документированный сплошной учет цен, который применялся в нашей стране в условиях централизованной плановой экономики при стабильных ценах и сравнительно узком и мало изменяющемся ассортименте товаров. Иными словами, регистрировались не фактические цены, а только редкие их изменения согласно нормативным документам. В рыночных условиях такой подход оказался нерациональным из-за дороговизны и отсутствия фактического наблюдения за ценами, стала внедряться выборочная концепция, широко используемая в международной статистической практике, в основе которой лежат следующие основные принципы: применение группировок товаров и услуг, близких к принятым для международных сопоставлений; небольшая доля документированного учета цен в общем объеме наблюдений; использование выборочного метода в пространстве и во времени и понятия «потребительская корзина»; охват основных форм торговли и рынков; постоянный мониторинг фактических цен с учетом качества товаров и услуг. Формирование выборочной совокупности осуществляется с одновременным учетом нижеследующих особенностей.

  • 1. Периодичность. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости, например в условиях повышенной инфляции, на социально наиболее важные товары и услуги может быть организовано двухнедельное, еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.
  • 2. Принципы отбора товаров (услуг) -представителей товарной группы. Осуществляется выбор товаров-представителей (услуг), в среднем характеризующих всю совокупность имеющихся на рынке товаров и услуг данного назначения, и, как следствие, общие для них закономерности. Отбор представителей может осуществляться по различным критериям - чаще всего по доле данного товара или услуги в объеме реализации товарной группы или группы услуг и на основе технической возможности регулярного получения данных. Могут использоваться и другие методики. Регистрируются также цены на «Потребительскую корзину», которая является единой для всех регионов России совокупностью товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. В нее включаются товары и услуги массового спроса с учетом их доли в генеральной совокупности, важности для населения, типичности с позиции отражения динамики цен и наличия товаров и услуг на рынке в течение длительного времени. Состав потребительской корзины обычно определяется правительством страны и может существенно различаться в разных государствах и в разные годы. Стоимость потребительской корзины тесно связана с понятием «прожиточный минимум».
  • 3. Особенности регистрации цен. В современной статистической практике централизованно определяются перечень и состав товарных групп, по возможности гармонизированных с международными правилами. На каждый товар-представитель (услугу) органами государственной статистики заполняется бланк регистрации цен, в котором указываются название торговой фирмы, страна или фирма-изготовитель, назначение, модель (технология), потребительские признаки и проч. Осуществляется регистрация фактической цены товара или услуги, имеющихся на рынке без учета реализуемых на льготных условиях. В общем случае возможны 4 варианта цены: модальная; простая средняя арифметическая; взвешенная средняя арифметическая; случайно отобранная. В России используется модальная цена, т. е. цена товара или услуги с наибольшим объемом реализации в товарной группе или группе услуг. В отдельных случаях по каждому товару или услуге могут фиксироваться 5-7 цен, сопоставимых по месту наблюдения и качеству продукции с ценами предшествующего периода. Затем рассчитывается средняя цена как простая средняя арифметическая величина из регистрируемых цен или взвешенная на основе их долей в общем объеме реализации в регионе. Не учитываются товары и услуги с ценой, значительно отличающейся от средней, и с существенно ограниченным объемом реализации.
  • 4. Территориальный аспект. При выборе мест для непосредственной регистрации цен на товары и услуги обычно применяют следующие основные подходы: усредненное представление крупных, средних и малых городов и населенных пунктов, равномерно распределенных по территории страны; соблюдение пропорциональности размерам населенных пунктов (регионов) - в выборку включаются все города (регионы) с численностью населения не менее заданной величины, при этом оставшиеся также могут включаться в выборку с весами, зависящими от численности населения; формирование выборки на основе величины дисперсии - дисперсия цен или доходов населения в регионе не должна быть больше аналогичной для страны в целом; использование кластерной выборки - с помощью группировок на основе эвклидова расстояния или аналогичных выделяются и объединяются достаточно однородные по совокупности цен регионы, затем применяются вышеперечисленные подходы. Используются и другие методики, при этом на практике достаточно часто одновременно применяется несколько из них. В разных странах принципы наблюдения за ценами на товары и услуги немного отличаются. Обычно особенности методологии статистического наблюдения за ценами обусловлены местоположением государства, географическими размерами его территории, административным делением страны, объемами бюджетного финансирования статистических исследований, особенностями исторического развития. Государственными статистическими органами также регистрируются цены на товары и услуги промышленного назначения, объемы капитальных вложений и материально-технических ресурсов, тарифы на перевозки и проч. Принципы формирования соответствующих выборок аналогичны указанным выше с учетом отраслевой специфики.

Государственные финансы - сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Государственные доходы - это финансовые отношения, связанные с формированием финансов государства и государственных предприятий. Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. финансовый бюджетный дефицит

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:

  • 1) предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориального бюджета;
  • 2) данных налоговой статистики;
  • 3) отчетов внебюджетных фондов.

Начиная с 1995г. для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используются единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной Министерством финансов РФ.

Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.

Бюджет территорий - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, который утверждается высшими органами власти национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов.

Федеральный бюджет - это централизованный бюджет, который утвержден высшими законодательными органами РФ.

Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей, характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:

  • 1) составления;
  • 2) рассмотрения;
  • 3) утверждения;
  • 4) использования.

Существует бюджетная классификация, которая включает статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы:

  • 1) доходов и полученных официальных трансфертов;
  • 2) расходов и кредитования за вычетом погашения;
  • 3) операций финансирования бюджетного дефицита;
  • 4) государственного долга.

В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие двух сторон - участников операции). Отсюда и следует создание второго потока к участнику поступления от участника платежа.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд государства, который определяет экономическую, социальную, политическую стороны общественной жизни и используется для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетная классификация является основой изучения госбюджета, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета.

Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы:

  • 1) налоговые;
  • 2) неналоговые;
  • 3) безвозмездные перечисления.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным источником для большинства бюджетных расходов. Соответственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут сыграть отрицательную роль для привлечения инвестиций.

Неналоговые доходы являются составной частью государственных доходов и к ним относятся довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания, но их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Бюджетным кодексом РФ определяется состав неналоговых доходов, к которым отнесены:

  • 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
  • 2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
  • 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
  • 4) иные неналоговые доходы.

К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

  • 1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • 2) субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • 3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • 4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • 5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социально-культурные нужды, управление, оборону и др.

Государственные займы используются для покрытия бюджетного дефицита и для обеспечения инвестирования средств в государственный сектор экономики. Еще одним способом мобилизации денежных средств в государственные доходы является эмиссия: бумажно-денежная и кредитная. К эмиссии государство прибегает тогда, когда налоги и займы не обеспечили покрытие государственных расходов. Если бумажно-денежная и кредитная эмиссии не связаны с потребностями народного хозяйства, а обусловлены необходимостью покрытия дефицита, то такие эмиссии ведут к усилению инфляции.

Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога.

Сумма полученного налога представляет собой двухфакторную мультипликативную модель, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога.

Информационным источником является отчетность об исполнении бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает количественные закономерности массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

Эти процессы характеризуются системой статистических показателей:

  • 1) объема и структуры государственных финансов
  • 2) структурных сдвигов, происходящих в государственных финансах под воздействием экономических процессов;
  • 3) факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов.

Статистический анализ показателей государственного бюджета включает изучение относительных показателей динамики доходов и расходов; степень исполнения расходной и доходной частей бюджета; оценка роли отдельных статей доходной части в общем объеме доходов; оценка роли отдельных источников финансирования бюджетного дефицита.

При построении динамических рядов следует учитывать проблему обеспечения сопоставимости уровней бюджетных показателей. Существует две причины несопоставимости:

  • 1) бюджетная классификация со временем меняется, поэтому при сравнении по годам или периодам необходима перегруппировка статей;
  • 2) инфляция, которую можно скорректировать либо заменив абсолютные показатели относительными, либо с помощью индекса инфляции.

Закономерности в построении доходной и расходной частей государственного бюджета изучаются с помощью относительных показателей структуры и относительных показателей координации.

Сопоставление показателей структуры в динамике позволяет сделать вывод о структурных сдвигах, определить факторы, вызвавшие эти сдвиги.

Результаты финансовой деятельности государства оцениваются с помощью двух относительных показателей:

  • 1) коэффициент соотношения бюджетного дефицита и ВВП, % . Финансовое положение страны считается устойчивым, если этот показатель не превышает 3%. В 200 г этот показатель в РФ составил %;
  • 2) коэффициент соотношения доходной части бюджета и ВВП. Этот показатель характеризует степень вмешательства государства в перераспределительные процессы.

Важным направлением статистического анализа является факторный анализ доходов бюджета, которые зависят от следующих макроэкономических показателей: объема ВВП, объема использованного национального дохода, объема налоговых поступлений в государственный бюджет. Объем налоговых поступлений (НО) в свою очередь зависит от величины налоговых ставок (НС) и величины налоговой базы (НБ).

Для измерения влияния отдельных факторов на изменение суммы налоговых поступлений строятся индексные модели, позволяющие определить:

  • а) общий прирост налоговых поступлений
  • ?НО = НО1 - НО0 = ?НОНС + ?НОНБ

в том числе за счет:

  • б) величины налоговых ставок
  • ?НОНС = ?(НС1 - НС0) * НБ1
  • в) изменения объема налогооблагаемой базы
  • ?НОНБ = ?(НБ1 - НБ0) * НС0

Удельный вес дополнительных отчислений определяется по формулам:

dНС= (?НОНС/ ?НО) * 100

dНБ = (?НОНБ/ ?НО) * 100

Налоги представляют собой безвозмездные, обязательные платежи (сборы), взимаемые с физических и юридических лиц государственными структурами для обеспечения государственных и общественных интересов. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке.

В статистическом анализе используются такие понятия, как база налогообложения, объект налогообложения, налоговое событие.

База налогообложения представляет собой некую базовую стоимостную величину, подлежащую налогообложению. База налогообложения предполагает наличие установленной величины налога (налоговой повинности), объекта налогообложения в виде юридических или физических институциональных единиц, а также так называемое налоговое событие.

Статистика с помощью определенных методов оценивает стоимостную величину объекта налогообложения, что очень важно для налоговых органов.

Налоговое событие - это та ситуация, которая влечет за собой уплату налогов (поставка товара, получение наследства, инкассация денег и т.д.).

Налоги можно рассматривать с функциональной и экономической точек зрения.

В зависимости от выполняемых налогами функций их можно подразделить на персональные (зависимость от уровня платежеспособности физических лиц), реальные (момент акта покупки-продажи), прогрессивные (растущие по мере увеличения базы налогообложения в зависимости от облагаемого минимума), пропорциональные и фиксированные.

По экономическому содержанию налоги можно подразделить на прямые (взимаются непосредственно с личных доходов граждан или их имущества) и косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу).

Прямые налоги напрямую связаны с доходами налогоплательщиков, сокращая их номинально, так как берутся непосредственно с заработной платы, прибыли, ренты, земли, дома, ценных бумаг налогоплательщика, и уклониться от них достаточно сложно.

Косвенные налоги не связаны непосредственно с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика, поэтому теоретически от них можно уклониться, если отказаться от приобретения товара или услуги.

Косвенные налоги могут иметь твердые ставки (налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги) и долевые ставки (налог берется, как правило, в виде какого-то процента от цены товара). Разновидностью косвенных налогов являются акцизы (налог на однородный высокорентабельный товар массового потребления). Косвенные налоги являются очень важным источником наполнения государственной казны.

Для социально-экономической политики государства косвенные налоги выполняют несколько важнейших функций: фискальную (очень выгодны долевые налоговые ставки, так как при увеличении цены товара автоматически увеличивается размер налога), регулирующую (влияют на потребительский спрос), структурирующую (с помощью налога с оборота, налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.).

Статистика учитывает и такой важный момент, что в целом налоги могут оказывать влияние и на распределение власти между различными уровнями управления.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость Ндс рассчитывается как разница между объемом реализации товаров Qт и стоимостью закупок у поставщиков Sп:

Налоговая база Ндс очень устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат.

Налог на прибыль предприятий и организацийНпр поддерживает равновесие в стране и регулирует фонд оплаты труда. Величина облагаемой прибыли ПРоб включает сумму величин валовой прибыли ПРв и разницы между величиной превышения расходов на оплату труда Рпр и нормируемой величиной расходов на оплату труда Рн:

Подоходный налог с физических лиц также является важным источником доходов государства, поскольку он взимается на принудительной основе со всех граждан, занятых в народном хозяйстве.

К обязательным региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения. Другие налоги вводятся по усмотрению региональных властей.

К налогам местных органов власти (муниципальным и районным) можно отнести налоги на жилище, застроенные и незастроенные участки земли, доходную деятельность.

Исходными для налоговых доходов являются два фактора:

  • - изменение налоговой базы (Бн).
  • - изменение налоговой ставки (Сн).

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой базы (ПрНб), можно рассчитать по формуле

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки (ПрНс), рассчитывается по формуле

где Бн1 и Бн0 - размер налоговой базы в отчетном и плановом (базисном) периодах; Сн1 и Сн0 - уровень налоговой ставки в отчетном и плановом (базисном) периодах.

С помощью данного статистического расчета исчисляются суммы налоговых доходов по определенным видам налогов.

Реформирование политических и экономических систем в Рос­сии и других странах СНГ предопределило специфику образования и использования финансовых ресурсов. Переход на экономические ме­тоды воздействия с одновременным резким сужением сферы государ­ственного административного управления, коренные изменения в ценообразовании, инфляция и другие факторы принципиально из­менили содержание государственных финансов, структуру источни­ков формирования и распределения финансовых ресурсов Российс­кого государства.

При принятии решений по финансовым вопросам, выявле­нии закономерностей и тенденций в динамике финансовых ре­сурсов и затрат, обусловленных особенностями переходного пе­риода, необходимы анализ пропорций распределения финансовых ресурсов между госбюджетом, внебюджетными фондами и сред­ствами предприятий и организаций, исследование роли и значе­ния главных источников финансовых ресурсов в формировании их общей величины. Это позволяет оценить роль и значение различных каналов мобилизации ресурсов, целесообразность и обоснованность их распределения. Одним из информационных источников таких исследований является статистика государствен­ных финансов, базирующаяся на отчетных данных об исполне­нии бюджета государства.

Финансы играют огромную роль как в структуре рыночных от­ношений, так и в механизме их регулирования со стороны госу­дарства. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одно­временно важный инструмент реализации государственной политики. Поэтому важно знать способы наиболее полного использования фи­нансовых ресурсов учетом особенностей их функционирования в интересах эффективного развития экономики.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы спо­собны активно влиять на общественное производство. Количе­ственное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качествен­ное - воздействием финансов на материальные интересы участ­ников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений.

От степени обеспеченности руководящих органов информа­цией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значи­тельной мере зависят результаты управления финансовыми про­цессами на всех уровнях экономики. Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов Рос­сии сосредоточена в органах государственной статистики.

В последние годы в связи с крупными изменениями в эконо­мике наблюдается также усиленный поиск новых вариантов оценки финансового состояния регионов. За последние десять лет стати­стические формы, характеризующие финансовое состояние субъек­тов хозяйствования, изменялись практически каждый год в по­пытках охватить и оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствования статистики фи­нансов предприятий и региона в целом как важной части пробле­матики статистики финансов на современном этапе представля­ется весьма актуальным.

В современных условиях хозяйствования, когда предприятия, объединения, отрасли приобрели самостоятельность, особое вни­мание уделяется показателям прибыли, дохода, финансовой устой­чивости. Это объясняется тем, что размер конечных финансовых результатов, их уровень, эффективность распределения оказывают прямое воздействие на финансовое состояние предприятий и отрас­лей. В непосредственной зависимости от финансовых результатов хо­зяйственных единиц находятся доходы республиканского и местного бюджетов, накопления в экономике и в конечном счете реализация интересов экономической и социальной политики.

Систему конечных финансовых результатов предприятий и отраслей экономики образуют показатели формирования и рас­пределения прибыли, дохода, уровня рентабельности (доходнос­ти), финансового состояния. Таким образом, финансовое состоя­ние экономики зависит от результатов финансовой деятельности всех ее отраслей и сфер. В связи с этим для совокупной оценки финансов нужно располагать статистической информацией о соста­ве денежных накоплений и финансовых результатах деятельности участников производства.

Финансы - система экономических отношений по поводу фор­мирования, распределения и использования доходов с целью вос­производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их распределительной и конт­рольной функциях. Первая обеспечивает кругооборот денежных средств, распределение денежных накоплений на расширение производства и образование денежных ресурсов. Вторая функция является специфи­ческой для финансов, так как это - главное звено контроля за распре­делением прибыли на микроуровне, валового национального продукта и национального дохода - на макроуровне. Цель контрольной функ­ции - выявление внутрихозяйственных резервов, содействие эконо­мичному и целесообразному ведению хозяйственной деятельности, со­хранению собственности. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике.

Самостоятельным объектом изучения статистики финансов яв­ляется финансовый рынок.

Статистика финансов - отрасль социально-экономической ста­тистики, предметом которой является количественная характерис­тика финансов и финансово-хозяйственной деятельности, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.

Объектом статистики финансов являются финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих субъектов, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат с це­лью воспроизводства и удовлетворения потребностей.

Финансовый рынок представляет собой канал, по которому фон­ды поступают от фондодержателей к фондополучателям, чьи теку­щие расходы превышают поток доходов. В экономической теории финансовый рынок подразделяют на две части: денежный рынок и рынок капиталов, объединяющий сделки с ценными бумагами, срок действия которых более года.

Статистика финансов включает:

Статистику государственных финансов;

Статистику финансов предприятий;

Статистику финансового рынка;

Статистику финансового сектора экономики;

Статистику денежного обращения и кредита;

Статистику страхования.

На оказании финансовых услуг специализируется отдельный сектор экономики «Финансовые учреждения», отдельные виды финансовых услуг оказывает сектор «Государственное управление».

Сектор «Финансовыеучреждения» состоит из институциональных единиц - резидентов, занятых в основном финансовой деятельнос­тью, при которой единица принимает на себя обязательства приобре­сти финансовые активы, участвуя в финансовых операциях на рын­ке, а также занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхова­нию (страховые учреждения) независимо от форм собственности.

Под производственной деятельностью в данном секторе понимается финансовое посредничество, оказание финансовых посреднических ус­луг, вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные фи­нансовые услуги), страховая деятельность, т. е. обеспечение финансо­вой защиты институциональных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп населения доходами по их выходе на пенсию. Финансовые предприятия берут деньги у одних единиц, принимая на себя определенные обязательства, и за­тем используют их на финансовом рынке с большей эффективнос­тью, что покрывает их издержки и обеспечивает прибылью.

Финансовые посредники - банки, берущие обязательства по соб­ственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в ре­зультате заимствования средств, а затем предоставляют их в каче­стве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам. Они посредничают между кредито­рами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвер­гая себя риску в этом процессе. Некоторые финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты. Другие делают это, выпуская векселя или другие ценные бумаги.

Кроме того, финансовые посредники оказывают различные фи­нансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельнос­ти (обмен валюты, консультации по поводу инвестиций, покупка недвижимости, инкассация, ведение счетов клиентов и др.).

Таким образом, деятельность финансовых посредников аккуму­лируется в трех категориях деятельности: кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты следую­щие институциональные единицы: кредитные корпорации, страхо­вые корпорации и пенсионные фонды.

Сектор «Государственное управление» включает институциональные единицы, занятые в том числе и перераспределением национального дохода, в области государственных финансов. Кроме того, в этот сек­тор включаются: фонды (организации) социального страхования; госу­дарственные, центральные, региональные и местные банки, основны­ми функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностран­ной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие, общественные орга­низации, обслуживающие население, если они контролируются и фи­нансируются государственными учреждениями. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых институциональными единицами. Ресурсы госучреждений образуются в основном за счет обязательных платежей и сборов, производимых единицами других секторов экономики.

Центральный банк России. Вопрос отнесения Центрального банка к финансовому сектору является дискуссионным. В условиях переход­ной экономики он может быть отнесен и к сектору государственных учреждений. Когда Центральный банк выполнял в основном админи­стративные функции, он был неотделим от Правительства и целиком контролировался им. Поэтому на ранних стациях перехода к рыночной экономике его относили к сектору государственного управления.

С развитием финансовых услуг Центральный банк по своим фун­кциям все более приближался к коммерческим банкам (выдача плат­ных кредитов при явно положительной ставке кредитования, регули­рование обменного курса рубля посредством интервенций на валютном рынке и т. п.). Поэтому, начиная с 1992 г., Центральный банк России относится в СНС к финансовому сектору.

Депозитные денежные корпорации - подсектор финансового секто­ра экономики, включающий коммерческие, клиринговые, сберегатель­ные банки и Сбербанк. Они были созданы как государственные бан­ки, в которых доля государства высока и теперь. Главная цель этих банков - получение прибыли от участия в финансовых операциях.

Другие финансовые посредники представлены различными инвес­тиционными фондами.

Финансовые вспомогательные корпорации включают все резиден­тные организации, занятые в основном финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, но не являющиеся финансовыми посредниками: брокерские организации, фондовые биржи, организации по проведению лотерей и др.

Страховые корпорации - институциональные единицы, оказы­вающие другим единицам финансовую защиту от различного рода рисков. Их функции - финансовое посредничество особого рода: они берут средства у владельцев полисов и инвестируют их в фи­нансовые и другие активы.

Пенсионные фонды - негосударственные фонды, аккумулирую­щие деньги населения и инвестирующие их, а затем возвращающие эти средства в виде пенсий.

Предметом финансовой статистики является количественная характеристика финансовых активов, их формирования, распреде­ления и перераспределения, обращения и использования.

В основе изучения финансовых активов лежит Общероссий­ский классификатор финансовых активов (ОКФА), принятый и вве­денный в действие в 1997 г. постановлением Госстандарта России. ОКФА входит в состав Единой системы классификаций и кодирова­ния технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ и разработан на основе стандартов ООН по международной системе национальных счетов, а также в соответствии с Государственной про­граммой перехода Российской Федерации на принятую в междуна­родной практике систему учета и статистики в соответствии с требо­ваниями рыночной экономики. Сферой его применения являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности.

Правом владения финансовыми активами обладают участники фи­нансового рынка, которые могут получить экономические выгоды пу­тем их хранения или использования в течение определенного периода. При этом со стороны другого участника гражданского оборота суще­ствует параллельное обязательство. Исключение составляют лишь мо­нетарное золото и специальные права заимствования.

Виды финансовых активов: монетарное золото, специальные пра­ва заимствования, валюта и депозиты, ценные бумаги, акции, зай­мы, страховые технические резервы и др. Подробно состав финан­совых активов будет рассмотрен далее.

Предметом финансовой статистики в широком смысле являются количественная характеристика массовых процессов и закономернос­тей, связанных с формированием доходов на основе научно обосно­ванной системы финансовых показателей, выявление тенденций и пропорций распределения и использования финансовых активов.

Задачами статистики финансов являются: разработка и совер­шенствование методологии оценки и анализа наличия, состава и движения финансовых активов; характеристика использования фи­нансовых ресурсов и денежного обращения; контроль за вьшолнени - ем проектов, планов, программ и прогнозов в части обеспечения вос­производственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами; выявление статистических закономерностей развития фи­нансовой системы; анализ использования финансовых ресурсов; ус­тановление прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта и их перерас­пределением через финансово-банковскую систему и др. Для реше­ния этих задач необходимы количественные характеристики форми­рования и использования финансовых активов в экономике, развития финансово-банковской системы, базирующейся на разработке и по­стоянном совершенствовании статистической методологии.

Одной из наиболее важных задач статистики финансов является характеристика финансовой деятельности органов государственного управления. Состояние финансов сектора государственного управ­ления и выводы, связанные с его деятельностью, являются факто­рами достижения поставленных политических целей и обеспечения международной конкурентоспособности.

В поле зрения статистики государственных финансов входят тра­диционные разделы государственного бюджета и фонды, учрежде­ния и объединения, для которых ведутся отдельные счета, содержа­щие информацию, дополняющую государственный бюджет. В случаях, когда финансовые вопросы решаются самостоятельными юридичес­кими лицами вне рамок государственного бюджета и при участии частных структурных образований, возникает вопрос об определе­нии границы между частным и государственным секторами. В меж­дународной статистической практике эта граница определяется не­посредственной или опосредованной долей участия субъектов органов государственного управления, превышающей 50%, - по номинально­му капиталу или праву голоса.

Поскольку статистика государственных финансов включает в себя не только статистику государственного бюджета, но и статис­тику хозяйственной деятельности государства, то она шире, чем си­стема показателей счетов сектора учреждений общегосударственного управления (государственных учреждений). В СНС государственные учреждения и объединения, располагающие собственным бухгалтерс­ким учетом и покрывающие свои издержки полностью или в значи­тельной части за счет реализации товаров и услуг, рассматриваются как часть предпринимательского сектора.

Система показателей статистики финансов обеспечивает дости­жение стоящих перед ней задач и включает несколько подсистем. Си­стема показателей лежит в основе количественной характеристики фи­нансовых процессов. Финансовые показатели группируются прежде всего по характеру тех процессов, которые они призваны отражать. Система показателей статистики финансов включает показатели объе­ма, структуры и динамики:

Финансовых ресурсов страны по источникам формирования;

Использованных финансовых ресурсов страны по направлени­ям использования;

Финансовых ресурсов предприятий, учреждений государствен­ного бюджета и субъектов рыночной экономики, социального стра­хования и обеспечения, имущества, личного страхования;

Страховых взносов по социальному страхованию;

Расходов социального страхования по направлениям;

Денежного оборота и денежного обращения.

Базой для исчисления финансовых показателей являются балан­совые счета предприятий, фирм и финансово-банковских учрежде­ний. На балансовых счетах отражаются платежи за отчетный период как совокупный дебетовый или кредитовый оборот. Разница между ними определяет прирост остатка денежных средств, изменение суммы задолженности, а также характеризует запасы товарно-материаль­ных ценностей. Экономическое значение показателей остатков то­варно-материальных ценностей заключается в том, что они характе­ризуют либо наличие ресурсов (например, остатки вкладов), либо определяют потребность в денежных средствах (например, запасы товаров на складе). Соотношение показателя запасов (остатков) с оборотом обычно используется для характеристики скорости оборо­та средств.

Финансовая статистика для достижения своих целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей статис­тических методов, основными из которых являются:

Балансовая увязка остатков и оборотов денежных средств (тре­буется там, где применяются балансовые счета). Общая схема та­кой увязки: разница между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и при­ходом денежных средств. При этом предполагается, что примени­тельно к хозяйствующим субъектам и финансово-банков­ским учреждениям понятия «приход» и «расход» как бы противо­положны друг другу;

Статистическая характеристика динамики финансовых показа­телей - традиционный метод анализа финансово-денежных отно­шений. Строятся: ряды исходных финансовых показателей и исчис­ляются их абсолютные приросты; цепные индексы (темпы) роста и прироста, получаемые на основе исходных финансовых показате­лей; базисные индексы (темпы) роста и прироста, исчисляемые по исходным показателям и путем перемножения цепных индексов. Вариация финансовых показателей часто подчиняется сезонным воз­действиям, поэтому изучение динамики объединяет погодовые и поквартальные данные. Наличие динамических рядов и их стандарт­ное выражение в виде индексов дают возможность изучить тенден­ции развития связанных между собой явлений. Так, относительные приросты денежного оборота сравниваются с аналогичными показа­телями прироста товарной массы, услуг, доходов населения и т. п.;

Структурный анализ финансово-денежных отношений, направ­ленный на выявление относительного взаимодействия изучаемых при­знаков. Если в общем обороте снижается доля одного вида платежей, то доля других платежей возрастает. Этот факт сам по себе очевиден, но его объяснение всякий раз требует соответствующей обоснованной экономической трактовки. Изменение доли национального дохода, перераспределяемого через бюджет, изменение соотношений между долей прибыли и налогов, направляемых в бюджет, - следствие слож­ных экономических процессов. То же следует сказать об изменении структуры собственных и заемных средств предприятий;

Определение основной тенденции развития финансовых явле­ний. Причиной тренда финансовых показателей являются общее раз­витие экономики и специфика финансово-денежных отношений, тра­диционно основанных на процентном росте денег и на инфляционных процессах. Формой возрастания трендов могут быть простые и слож­ные проценты в виде арифметической и геометрической прогрессий. Статистическое выражение трендов применительно к финансово-де - нежным отношениям исчерпывается сравнительно небольшим переч­нем кривых: парабола второго порядка, гипербола. Использование упомянутых кривых полезно для прогнозных расчетов.

Финансовые операции являются единицей наблюдения в финан­совой и банковской статистике, так как влияют на изменения фи­нансовых активов и пассивов в различных секторах экономики. Любая операция подразумевает участие двух сторон. Основные ха­рактеристики, отражающие природу операций, заключаются в их делении по следующим признакам:

Поступления или платежи;

Невозвратные или возвратные операции;

Возмездные или невозмездные операции;

Текущие или капитальные операции;

Финансовые активы или обязательства;

Финансовые активы, производимые в целях проведения госу­дарственной политики или для управления ликвидностью.

Первые две характеристики касаются всех операций, две следу­ющие - только невозвратных операций. Финансовые активы и обя­зательства имеют отношение ко всем возвратным операциям.

Ключевое различие в природе бюджетных операций заключается в их воздействии на уменьшение или увеличение финансовых акти­вов органов государственного управления. Поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи уменьшают их.

Платеж или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сро­ком погашения. Если такой поток отсутствует, то платеж или по­ступления считаются невозвратными (сборы и платежи, налоги - поступления; заработная плата рабочих и служащих, текущие транс­ферты - выплаты). В результате возвратной операции либо возни­кает финансовое требование, либо погашается обязательство. В ста­тистике государственных финансов считается, что договорные обязательства с фиксированным сроком включают акции.

Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсут­ствует, то невозвратные платежи или поступления считаются безвоз­мездными (сборы и платежи, налоги). Возмездные операции предус­матривают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предусматривает получения взамен какого-либо эквивалента.

Операции с капиталом включают поступления или платежи, свя­занные с приобретением, созданием или продажей финансовых ак­тивов, срок использования которых в процессе производства со­ставляет более года. Нематериальные активы длительного пользования и земля включаются в капитальные активы.

Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капиталь­ных активов, классифицируются как официальные трансферты капита­ла, если они получены из государственных источников, и как капиталь­ные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

Среди возвратных финансовых операций основное различие долж­но проводиться между операциями, связанными с возникновением обя­зательств органов государственного управления по отношению к другим секторам, и операциями, ведущими к возникновению обязательств дру­гих секторов по отношению к государственным органам.

Классификация операций позволяет получить наиболее важные ана­литические категории, а именно: доходы, полученные официальные транс­ферты, расходы, кредитование минус погашение, дефицит иди превы­шение доходов над расходами, финансирование дефицита.

Доходы включают все поступления, независимо от того, являют­ся они возмездными или безвозмездными, за исключением офици­альных трансфертов от других органов государственного управле­ния (отечественных или зарубежных) и международных организаций. Доходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие доходы включают налоговые и текущие неналоговые поступления.

Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные пла­тежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлет­ворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, прибыль от монопольных закупок и продаж иност­ранной валюты (доходы активного типа).

Текущие неналоговые поступления включают возмездные поступ­ления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомствен­ных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штра­фы, текущие частные пожертвования).

Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, доброволь­ный характер (в виде субсидий, дарений, репараций), полученные от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмез­дных, невозвратных, необязательных платежей из государственных ис­точников включаются в категорию «доходы».

При определении величины общего дефицита или превышения доходов над расходами МВФ рекомендует группировать полученные официальные трансферты вместе с категорией доходов, рассматривая их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория полученных официальных трансфертов выде­ляется в классификации в отдельный раздел, с тем чтобы можно было осуществить любую необходимую перегруппировку данных.

Полученные официальные трансферты по-разному учитываются при определении текущего превышения доходов над расходами, т. е. сбережений органов государственного управления. При определе­нии величины собственных сбережений государственных органов текущие официальные трансферты учитываться не должны. Одна­ко, если текущие трансферты, предназначенные для конкретных ста­тей расходов, не учитываются при измерении сбережений, то это приводит к недоучету объема сбережений, поскольку использование полученных текущих трансфертов отражается в текущих расходах. Кроме того, измерение объема сбережений органов государственного управле­ния с учетом полученных текущих официальных трансфертов целесо­образно с точки зрения сопоставимости данной категории со сбереже­ниями других секторов, которые включают текущие трансферты.

Собственные сбережения органов государственного управления - это превышение текущих доходов органов государственного управ­ления, без учета полученных текущих официальных трансфертов, над их расходами.

Расходы включают все невозвратные, платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфер­тные платежи другим органам государственного управления включа­ются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Чистое кредитование включает операции органов государствен­ного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики, но не для управления ликвидностью или извлечения прибыли. В дан­ную категорию включаются предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от прода­жи акций либо возврата собственного капитала.

В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определя­ющий размер бюджетного дефицита.

Если кредитование осуществляется между различными структу­рами или уровнями управления, то две стороны одной операции кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: организа­ция-кредитор показывает кредитование, определяющее дефицит, а заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита.

Операции с обязательствами третьих лиц, которые приобрета­ются с целью управления ликвидностью, например фондами пога­шения, некоторыми схемами социального страхования, а иногда орга­нами управления территориальных образований, относятся к финансированию и в данную категорию не включаются.

Погашение долга или платежи процентов по долгу других еди­ниц, взятому органами управления на себя без предъявления пре­тензий к должнику, классифицируются, соответственно, как пога­шение основной суммы долга и платежи процентов, а принятие долга органами управления на себя классифицируется как возник­новение обязательств органов государственного управления.

Финансирование включает изменение объема обязательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов госу­дарственного управления. Финансовые ликвидные средства включа­ют: наличные денежные средства, депозиты и финансовые активы, приобретаемые государством в целях управления ликвидностью.

Изменение остатков ликвидных финансовых средств включает изменение остатков денежных средств (наличных денежных средств и депозитов) и изменение объема требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях уп­равления ликвидностью.

Систематизация основных компонентов операций органов госу­дарственного управления обеспечивает всеобщую основу для прове­дения анализа того, насколько потребности этих органов в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накоплен­ных за прошлые периоды.

Предлагаемая МВФ система бюджетных классификаций приво­дятся ниже.

A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов.

Б. Функциональная классификация расходов и чистого кредитования.

B. Экономическая классификация расходов и чистого кредитования.

Что касается классификации А, то следует отметить, что все доходы органов государственного управления подразделяются на налоги и неналоговые поступления.

Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает нало­говое обязательство. Базой налога могут быть доходы, фонд заработной платы, торговый оборот, собственность, импортируемые товары и т. п.

Проценты и штрафы, взимаемые за просроченные платежи и не­уплату налогов, объединяются с каждым видом налогов, если их можно идентифицировать отдельно, или с прочими налогами, если они не идентифицируются по категориям налогов, либо с неналоговыми по­ступлениями, если не установлена связь между их возникновением и налогами. Текущие неналоговые поступления классифицируются по характеру поступающих налогов: доходы от собственности, выручка от реализации, штрафы или безвозмездные передачи.

Неналоговые поступления - это возмездные, невозвратные по­ступления, за исключением доходов от продажи капитала; все по­ступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку или неуплату налогов; все добровольные, безвозмездные, невозврат­ные поступления из негосударственных источников.

Капитальные доходы включают только поступления от продаж капитальных активов и капитальные трансферты из негосударствен­ных источников.

Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи основного капитала, государственных запасов товаров, земли и не­материальных активов, а также капитальные трансферты из негосу­дарственных источников.

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с источником их получения - внутри страны или из-за границы, а также по их назначению - для текущих и капитальных целей.

Расходы классифицируются как по их функциональному назначе­нию, так и по экономическому характеру (классификации Б и В).

Функциональная классификация расходов и чистого кредитования (Б) связана с назначением или функцией, с выполнением которой связаны расходы, и представляет собой классификацию функций ор­ганов государственного управления (КФОГУ). Функциональные клас­сификации позволяют выявить динамику изменения государственных расходов различного функционального назначения и, таким образом, прогнозировать будущие расходы. Эти классификации полезны также для проведения международных сравнений в отношении того, насколько широко органы управления той или иной страны вовлечены в осуще­ствление экономических и социальных функций.

Существует множество способов разбивки и группировки функ­ций. Данную классификацию необходимо периодически пересматри­вать, с тем чтобы отразить изменяющиеся государственные потребнос­ти и приоритеты. Каждая страна вправе сделать такую классификацию более подробной и приспособить ее для использования в соответ­ствии со своими требованиями. Однако принципы ее построений, основные группы должны быть едиными.

Категории государственных расходов и чистого кредитования классифицируются по функциональному назначению в зависимос­ти от основной цели или функции, для которых они предназнача­ются, т. е. на оборону, образование, медицину и т. п. Классификация этих двух категорий в соответствии с экономическими характерис­тиками показывает те виды операций, которые используются орга­нами государственного управления для выполнения своих функ­ций, а также воздействие, оказываемое их деятельностью, на функционирование рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.

Под расходами подразумеваются государственные платежи, не подлежащие возврату, т. е. которые не создают и не погашают фи­нансовых требований. С экономической точки зрения расходы под­разделяются на текущие и капитальные, а также возмездные и без­возмездные. Если расходы являются возмездными, то необходимо определить, для приобретения каких видов товаров и услуг они используются; если безвозмездными - то в отношении кого они осуществляются: резидентов или нерезидентов, органов государствен­ного управления или негосударственных структур, предприятий и других единиц. Трансфертные платежи другим органам государствен­ного управления включаются в расходы и не выделяются в самосто­ятельную категорию.

Под капитальными расходами подразумевается оплата приобретен­ных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратеги­ческих и чрезвычайных запасов товаров, а также безвозмездные плате­жи с целью приобретения активов, компенсации убытков, понесенных в связи с разрушением или порчей основных фондов, или для увеличе­ния финансового капитала получателя таких трансфертов.

Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджета разных уровней.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.

Сущность налоговой системы - изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов, за счет которых формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

Налог- обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый органами государственного управления с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Нужно отличать налоги от сборов и пошлин.

Сбор - обязательные взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - обязательный платеж, взимаемый государственными и другими уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Пошлина взимается с тех, кто вступает с органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг.

Объектом статистического наблюдения является деятельность налоговых органов, субъектом статистического наблюдения - налоговые органы и налогоплательщики.

В экономике налоги выполняет следующие основные функции:

  • фискальную (в соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества);
  • регулирующую (регулирование производства и потребления);
  • контрольную (с помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях).

Отличительными чертами любого налога являются:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • безэквивалентность;
  • обязательность;
  • законность.

Уплата налога не приводит к возникновению у государства обязанности возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Посредством реализации функций госуправления затраты возмещаются всем налогоплательщикам.

Участниками налоговых отношений являются:

  • организации и физические лица налогоплательщики или плательщики сборов;
  • организации и физические лица - налоговые агенты;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы).

Существует несколько классификаций налогов.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов и не имеют целевого назначения. Специальные налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов.

В зависимости от характера изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги - налоги на собственность, доходы и капитал. Они взимаются непосредственно с дохода и капитала, а плательщиками являются собственники дохода и капитала. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене на товары и услуги и оплачиваются покупателем. Выплачивает их продавец или производитель.

В зависимости от того какой орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право их контролировать и уточнять, различают налоги:

  • федеральные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ);
  • региональные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ);
  • местные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах в РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Наибольший удельный вес в составе поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ в 2015 г. по данным табл. 5.1 составили (23,6%), налог на доходы физических лиц (20,4%), налог на прибыль организаций (18,8%), налог на добавленную стоимость (18,9%).

Элементами налогообложения являются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Система показателей, характеризующих налогообложение:

  • показатели динамики удельного веса налоговых поступлений в доходах бюджета;
  • показатели структуры региональных и местных налогов в динамике;
  • показатели изменения налоговых ставок и величины налоговой базы;
  • доля налогов консолидированного бюджета в ВВП;
  • доля налогов консолидированного бюджета субъектов федерации в ВРП;
  • удельный вес налогов в налогах консолидированного бюджета;
  • доля налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней;
  • удельный вес прямых и косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • удельные веса НДС и налога на прибыль в федеральном бюджете;
  • суммы налоговых поступлений по отдельным секторам и отраслям экономики;
  • объем общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом;
  • дополнительно зачисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов;
  • сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок и т.д.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд, руб.

Таблица 5.1

консолиди-

рованный

в том числе

консолиди-

рованный

в том числе

федеральный

федеральный

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

налоги на имущество

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

из них налог на добычу полезных ископаемых

Источник: http//www.gks.ru / Федеральная служба государственной статистики, 2017.

Информационная база статистики налогов, формируется из данных отчетностей налоговых органов, включающих сведения о поступлении налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты и платежей в государственные и внебюджетные фонды по видам налогов и сборов.

Статистическое изучение налогов и налоговой системы осуществляется по направлениям:

  • анализ налоговой базы налогов и сборов и её динамики в зависимости от макро- и микроэкономических тенденций и от изменения налоговой политики;
  • анализ поступления налогов и сборов в целом по РФ и субъектам РФ, по уровням бюджетной системы, по видам экономической деятельности и по группам налогов;
  • анализ недоимки и задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям, и их структуры по уровням бюджетной системы РФ;
  • анализ эффективности контрольной работы и применяемых методов принудительного взыскания задолженности и реструктуризации.

Одним из важных направлений статистического исследования является изучение динамики и структуры задолженности по налогам и сборам. На основании данных табл. 5.2. общий объем задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в 2016 г. увеличился на 3,06% по сравнению с 2015 г. Значительно увеличилась задолженность по региональным и местным налогам и сборам, соответственно на 20,3% и 21,4%. В целом по федеральным налогам и сборам задолженность снизилась на 1,8%. По налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами задолженность увеличилась в 2,9 раза. Наибольший удельный вес (более 45%) в составе задолженности занимает налог на добавленную стоимость.

Таблица 5.2

недоимка

урегулированная

задолженность

Всего

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

налог на прибыль организаций

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

по региональным налогам и сборам

по местным налогам и сборам

по налогам со специальным налоговым режимом

Лекция № 16.

Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образовали государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

· общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

· структуру доходов государственного бюджета;

· структуру расходов государственного бюджета;

· источники финансирования бюджетного дефицита;

· размеры государственного внутреннего долга;

· эффективность проведения государством фискальной политики;

· влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор. Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:


· поступления или платежи;

· поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

· поступления (платежи) возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные поступления (платежи);

· приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

· приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).

Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, азываемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока.



Похожие статьи