Виды институциональных единиц. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в российской экономике

ШПОРЫ ПО МЭС

Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.

МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.

Объекты МЭС :

Макроэк. п-ль произв. продукции

П-ли образования, распределения и использования доходов

П-ль операций с капиталом

П-ль внешне-эк. связей

П-ль активов и пассивов стран

Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.

МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.

МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.

Последовательность познания соц-эк явлений:

общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.

Метод МЭС, ее теоретические основы.

Теоретическая основа МЭС – экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.

Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.



Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:

Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)

Стат. сводка и группировка

Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.

К спец. методам МЭС относят:

СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.

Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.

Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.

Задачи МЭС:

Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений

Разраб-ка методов анализа

Изучение процессов общ. воспроизводства

Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.

С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).

Классификационные единицы рыночной экономики.

Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.

К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.

Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.

Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:

1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам

2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.

Стат. единицы:

Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.

Аналитические единицы – обобщ. п-ли.

Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.

В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.

Признаки институциональных единиц:

Владеет активами

Ведет полный набор бух. счетов

Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности

Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.

Выделяют 2 группы ИЕ:

Юридические

Без образования юридического лица.

1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

Виды корпораций:

Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг

Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.

Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.

2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра

Республиканский

Областной уровни

Районный

3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.

В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.

4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей

Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)

Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.

Экономическая территория страны.

Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.

Отличие от географ. территории:

Входит в воздушное пространство

Территориальные территории

Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.

Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.

Определение центра эк. интересов институциональных единиц.

Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если

Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны

Зарегистрированы в ЕГРПО

Наличие на эк. территории объектов собственности.

Центр эк. интересов:

1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.

2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление

3. дом. х-в – территория, на к. они расположены

Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.

Территориальное расположение институциональных единиц.

Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.

1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.

Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.

2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится

некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.

3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.

Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.

4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.

Институциональная единица

Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.

Институциональная единица - экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.

То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.

Основные признаки институциональной единицы:

Институциональная единица владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;

Институциональная единица способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;

Институциональная единица от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;

Институциональная единица имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.

Институциональные единицы - хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).

Существуют два типа институциональных единиц:

- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);

- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.

Юридическое лицо - это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.

При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент - это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Характеристика видов институциональных единиц

Система рыночной экономики включает комплекс институциональных единиц: корпорации и квазикорпорации, органы государ-
ственного управления, домашние хозяйства, некоммерческие учреждения. Они соответствуют международному стандарту – системе национального счетоводства (СНС).

Корпорация – это корпоративное предприятие, т. е. предприятие с долевой формой собственности держателей акций.

Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие, не зависящее от других институциональных единиц (органов государственного управления, домашних хозяйств и др.). Эти другие институциональные единицы могут быть держателями акций данной корпорации, но непосредственно сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм соб-
ственности (ЕГРПО).

В отличие от корпоративных, некорпоративные предприятия, создаваемые домашними хозяйствами и государственными органами управления, неотделимы от своих учредителей. Поэтому корпоративные и некорпоративные предприятия принадлежат к разным секторам экономики.

В связи с тем, что корпорация находится в коллективной соб-
ственности держателей акций, доход (прибыль), полученный в результате хозяйственной деятельности, распределяется между акционерами пропорционально стоимости приобретенных ими ценных бумаг. В случае ликвидации корпорации акционеры получают свою долю имущества, оставшуюся после погашения долгов и обязательств. Ответственность по непогашенным обязательствам несет руководство корпорации. Участие акционеров в деятельности корпорации ограничивается размером вложенного капитала.

Семейства корпораций нескольких поколений называются конгломератами . Корпорация-конгломерат, которая включает в свой состав корпорации нескольких стран, носит название транснациональной корпорации .

Существует два вида корпораций-конгломератов:

1. Корпорации производственного типа, которые создаются с целью производства продукции и сами являются производителями.

2. Холдинговые корпорации или холдинговые компании, которые не занимаются производством, а осуществляют лишь функции управления.

В системе национального счетоводства наряду с корпорациями рассматриваются квазикорпорации.

Квазикорпорация – некорпоративное предприятие, управление в котором осуществляется по аналогии с корпорацией.

По СНС квазикорпорации приравниваются к корпорациям. Они независимы от тех институциональных единиц, которым принадлежат юридически. Фактически отношения квазикорпораций с учредителями имеют форму отношений между корпорациями и акционерами.

К квазикорпорациям относятся следующие:

· филиалы и представительства зарубежных фирм и компаний, занятых производством продукции в пределах национальной экономики;

· некорпоративные предприятия, находящиеся в ведении органов государственного управления, занятые производством рыночной продукции;

· некорпоративные предприятия домашних хозяйств, обладающие признаками корпораций (составление бухгалтерского баланса и др.). Этот последний вид квазикорпораций встречается редко и не обязательно должен присутствовать в странах в отличие от первых двух.

Органы государственного управления представлены несколькими видами институциональных единиц:

1. Центральное правительство (центральные органы управления).

2. Органы управления областей.

3. Местные органы управления.

Органы государственного управления на всех уровнях отвечают требованиям институциональной единицы. Они являются юридическим лицом и осуществляют формирование доходов за счет налогов, пошлин и других платежей, т. е. контролируемых источников. Они имеют право привлекать заемные средства, распоряжаются фондами и т. д.

Центральное правительство по СНС – уникальное юридическое лицо, которое образовалось в результате политических процессов и обладает законодательной, исполнительной и судебной властью.

Расходы правительства осуществляются в трех направлениях:

1) на услуги коллективного пользования (оборона, здравоохранение, образование и т. д.);

2) обеспечение товарами и услугами домашних хозяйств бесплатно или по сниженным ценам (в Республике Беларусь различные дотации);

3) трансферты (субсидии, льготы, гуманитарная помощь) некоторым категориям граждан и отдельным институциональным единицам (помощь чернобыльцам, бесплатный проезд ветеранам и т. д.).

В состав правительственных органов разного уровня включаются такие некорпоративные предприятия, как государственные типографии, вычислительные центры, правительственная связь и другие, которые обслуживают органы управления. Они не являются самостоятельными институционными единицами и рассматриваются в составе того органа управления, который они обслуживают.

Что касается государственных производителей так называемых бесплатных «общественных благ», предоставляемых по номинальным ценам (государственная безопасность, правопорядок и т. д.), то они являются нерыночными производителями и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. К оказанию других услуг, таких как образование, здравоохранение и т. д. правительство может привлекать и рыночных производителей, в том числе и частные фирмы с оплатой их услуг по рыночной стоимости.

Правительство может выступать организатором производства товаров с исключительной целью извлечения доходов (производство алкогольных и табачных изделий). Но эти производители, являясь государственными корпорациями, рассматриваются в СНС как самостоятельные институциональные единицы и независимы от органов государственного управления.

Домашнее хозяйство как институциональная единица представляет собой группу лиц, объединивших свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг.

Домашние хозяйства создаются и функционируют прежде всего как потребительские единицы, однако могут заниматься и производственной деятельностью для собственного потребления и продажи товаров на рынке.

Наиболее характерным признаком для домашнего хозяйства являются общие ресурсы и потребление этих ресурсов. Вследствие этого семья как носитель этой общности является одновременно и домашним хозяйством. Кроме того, члены нескольких семей могут объединить свои ресурсы для организации их совместного потребления.

Наемные работники не относятся к домашним хозяйствам, даже если они получают не деньги, а натуральную оплату. Исключение составляют родственники домохозяев, входящие в состав их семей, являющиеся домашними работниками.

Члены домашних хозяйств, временно отсутствующие сроком до
одного года (нахождение в тюрьме, на лечении и т. д.), рассматриваются в составе своих домашних хозяйств. Если они отсутствуют более года, то относятся к тем заведениям, в которых они находятся на момент регистрации.

Производственная деятельность домашних хозяйств неотъемлема от самого домашнего хозяйства и не образует самостоятельную институциональную единицу. Производственная деятельность определяется статусом некорпоративного предприятия, которое неотделимо от домашнего хозяйства, которому оно принадлежит. Материальными ценностями владеет не собственно предприятие, а его владелец, который и несет ответственность по долгам и обязательствам. Наемные работники такой ответственности не несут.

Владелец некорпоративного предприятия одновременно является и предпринимателем и работником. В результате его доход носит смешанный характер: вознаграждение за труд плюс предпринимательский доход. В СНС он носит название «смешанный доход».

Некоммерческие учреждения (НКУ ) представлены субъектами экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг, не преследующие целей извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпорациями, органами государственного управления и домашними хозяйствами. Предприятия-учредители контролируют деятельность НКУ, однако не имеют права присваивать себе доходы последних.

Уставные цели создания НКУ самые разные. В основном, это производство товаров и услуг коллективного потребления всего общества (корпораций, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц). Кроме того, НКУ могут создаваться в интересах социальной защиты определенных слоев населения, в благотворительных целях, на основании каких-либо политических мотивов и т. д.

В отличие от корпорации, НКУ не имеют держателей акций и в связи с этим их члены не имеют права претендовать на получение каких-либо дивидендов и не могут иметь каких-либо выгод из экономической деятельности НКУ.

Некоммерческие учреждения являются юридическим лицом и самостоятельной институциональной единицей.

Так как НКУ создаются институциональными единицами, принадлежащими к разным секторам экономики, они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством.

Некоммерческие учреждения, занятые рыночным производством, возмещают при реализации товаров и услуг полностью или частично свои затраты и могут иметь прибыль от своей деятельности (университеты, больницы и другие организации, взимающие плату за услуги). Полученная прибыль остается в распоряжении этих учреждений. Прибыль и изыскиваемые дополнительные средства вкладываются в финансовые активы, что приносит доходы. Это позволяет устанавливать более низкие цены за услуги. Таким образом, целью в данном случае является не получение прибыли как таковой, а повышение качества услуг и снижение платы за них.

К НКУ с рыночным характером производства относятся и некоммерческие учерждения, обслуживающие деловые предприятия, – торговые палаты, рекламные бюро научно-исследовательских институтов и др. Они создаются для успешной деятельности своих учредителей и содержатся за счет их взносов. Эти взносы рассматриваются как плата за услуги.

Нерыночные НКУ ориентируются не столько на возмещение затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы, пожертвования, бюджетное финансирование.

Среди нерыночных НКУ выделяют некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства и финансируемые правительством.

К первым относятся нерыночные НКУ, обслуживающие собственных членов товарами и услугами, – союзы, политические партии, научные общества и т. д. Они содержатся за счет членских взносов и услуги предоставляют бесплатно. Ко вторым относятся НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью для обеспечения товарами и услугами граждан, не являющихся членами этих организаций. Содержатся за счет взносов членов, пожертвований со стороны и государственного финансирования.

В основу данного Классификатора положены общие принципы, критерии и понятия СНС-93, адаптированные к условиям организации экономики России с учетом отечественного законодательства.

Институциональная единица - хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономические отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Институциональные единицы, как правило, ведут полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Экономическая территория страны - находящаяся под управлением правительства географическая территория, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. Экономическая территория страны включает в себя воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами, а также территориальные анклавы в странах остального мира (четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет или арендует их для дипломатических, научных или других целей с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены).

Резидент Российской Федерации - институциональная единица, имеющая центр экономического интереса на экономической территории Российской Федерации. В этом случае, как правило, на территории Российской Федерации находятся жилые помещения, производственные площади или иные объекты, на которых или посредством которых эта единица занимается или намерена заниматься хозяйственной деятельностью и операциями в значительных масштабах в течение года и более. К резидентам страны, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации, относятся ее посольства, военные базы, научные станции, агентства и т.п. единицы за рубежом. Кроме того, студенты, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности, имеющие форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою производственную деятельность в Российской Федерации, также являются ее резидентами. В настоящее время применение этого положения на практике затруднено в связи с противоречием Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями). По этой причине временно допускается отнесение филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою производственную деятельность в Российской Федерации, а также субъектов хозяйственной деятельности, имеющих форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей» к нерезидентам российской экономики, и, соответственно, рассмотрение филиалов и представительств российских юридических лиц за рубежом в качестве резидентов.

Национальная экономика - совокупность институциональных единиц-резидентов, составляющих российскую экономику в целом.

Остальной мир - совокупность институциональных единиц-нерезидентов, которые вступают в сделки с единицами-резидентами или имеют с ними какие-либо иные экономические и финансовые взаимоотношения.

Институциональный сектор экономики - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Основными видами резидентных институциональных единиц, согласно определений, принятых в СНС-93, являются:

корпорации (нефинансовые и финансовые),

квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

государственные учреждения,

домашние хозяйства.

Корпорация - институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Собственность корпорации распределена пропорционально долям вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отношения с другими единицами, принимают финансовые обязательства. Квази-корпорации по принятым определениям должны вести полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) - институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования на основе критериев, которые содержатся в разделе 4 настоящего классификатора.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т.е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т.д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Рыночные и нерыночные производители товаров и услуг – производители, занимающиеся соответственно рыночным или нерыночным производством. Разграничение рыночных и нерыночных производителей товаров и услуг является ключевым для определения общей структуры секторальной экономики и идентификации принадлежности хозяйствующих субъектов к соответствующим секторам экономики. Рыночные производители относятся в соответствии с характером их деятельности к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций (и частично к сектору домашних хозяйств), тогда как нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; частично они могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств (производители продукции для собственного использования).

К рыночным производителям относятся хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров и услуг. Однако применение этого общего принципа на практике требует использования более конкретных критериев разграничения.

Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящего классификатора является соотношение между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство, т.н. «правило 50 процентов».

Суть его состоит в следующем:

А) Если 50 и более процентов затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является рыночным производителем и относится к сектору нефинансовых или финансовых корпораций;

Б) Если менее 50 % затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является нерыночным производителем и относится к сектору некоммерческих организаций обслуживающих домашние хозяйства, либо к сектору государственного управления.

Это правило не распространяется на некоторые высокосубсидируемые предприятия (например, угольной промышленности, жилищного хозяйства, сельского хозяйства), которые относятся к рыночным производителям.

В целях использования данного критерия определение выручки от реализации и затрат на производство имеет свои особенности:

Выручка от реализации определяется в размере выпуска продукции без налогов и субсидий на продукты.

Затраты на производство включают сумму промежуточного потребления, оплаты труда, потребления основного капитала и других налогов на производство, а также субсидии на производство.

Затраты на производство не должны включать издержек, понесенных при осуществлении валового накопления из собственного производства, например, при строительстве хозяйственным способом.

«Правило 50 процентов» применяется на основе данных за ряд лет: только если это правило действует в течение нескольких лет или действует в данном году и ожидается, что оно будет действовать в обозримом будущем, его можно строго применять.

ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМ (S.1)

Экономика в целом включает все институциональные единицы – резиденты Российской Федерации.

СЕКТОР НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.11)

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

В данный сектор включаются следующие виды институциональных единиц: нефинансовые корпорации и квазикорпорации, а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг.

Рыночные некоммерческие организации представляют собой организации, имеющие статус некоммерческой организации. При этом они контролируются и в основном финансируются коммерческими организациями либо предоставляют услуги по рыночным ценам, оказывающим значительное воздействие на уровень спроса.

Сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов:

Государственные нефинансовые корпорации (контролируются и финансируются органами государственного управления и органами местного самоуправления) (S111);

Национальные частные нефинансовые корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления или из-за рубежа) (S.112);

Нефинансовые корпорации под иностранным контролем (S.113).

СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.12)

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квази-корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.

К сектору финансовых корпораций относятся собственно финансовые корпорации (включая финансовые квазикорпорации), а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями.

Сектор финансовых корпораций состоит из четырех подсекторов.

Банк России (S.121).

Другие депозитные корпорации (S.122).

В этот подсектор включаются финансовые корпорации и квазикорпорации (кроме Банка России), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и обязательства которых, в основном, имеют форму депозитов. К данному подсектору относятся коммерческие банки, клиринговые учреждения, ссудосберегательные организации.

Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов (S.123).

К данному подсектору относятся финансовые учреждения, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество, но обязательства которых не имеют форму депозитов. Это ипотечные, земляные, инвестиционные, муниципальные банки, кредитные союзы, факторинговые и лизинговые компании, инвестиционные фонды, а также другие финансовые посредники, привлекающие ресурсы в форме, отличной от депозитов, наличных денег или страховых резервов.

Вспомогательные финансовые организации (S.124).

В этот подсектор включаются все корпорации и квазикорпорации, которые занимаются деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением, но сами эти функции непосредственно не выполняют. К ним относятся валютные и фондовые биржи, компании, предоставляющие услуги брокеров по приобретению ценных бумаг, компании, предоставляющие консалтинговые услуги по финансовым вопросам и вопросам инвестирования, корпорации, специализирующиеся на инструментах хеджирования (свопы, опционы и фьючерсы) и др., прочие учреждения, предоставляющие финансовые услуги.

Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды (S.125)

Негосударственные пенсионные фонды, включаемые в данный подсектор, представляют собой самостоятельные институциональные единицы, действующие независимо от своих учредителей. Такие фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции на рынке за собственный счет.

Страховые корпорации подразделяются на государственные, национальные частные и под иностранным контролем; негосударственные пенсионные фонды – на национальные частные и под иностранным контролем. Критерии распределения те же, что и для нефинансовых корпораций.

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (S.13)

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

Принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

Перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

Сектор государственного управления разбивается на следующие подсектора:

S131. Федеральные органы государственной власти и управления.

S132. Органы государственной власти и управления субъектов Федерации.

S133. Органы местного самоуправления.

S134. Фонды государственного социального обеспечения.

В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:

1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т.п.

2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т.п.).

В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения» включаются государственные фонды, созданные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, основной функцией которых является осуществление государственных программ социального обеспечения. Они контролируются органами государственного управления и финансируются за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Размер выплачиваемых фондами пособий, как правило, не зависит от суммы уплаченных взносов.

Фонды государственного социального обеспечения функционируют на федеральном и региональном уровнях власти. В связи с тем, что их деятельность регламентируется едиными нормативными актами, они объединены в один подсектор.

СЕКТОР ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (S.14)

Сектор представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования. Затраты возмещаются за счет выручки от продажи товаров и услуг, оплаты труда, трансфертов и др.

В сектор домашних хозяйств включаются также некорпорированные предприятия домашних хозяйств. Некорпорированные предприятия домашних хозяйств, как правило, представляют собой относительно небольшие предприятия, занятые производством товаров и услуг для продажи на рынке или собственного использования, например, подсобные хозяйства населения, семейные фермы, рестораны, прачечные и т.д.

Некорпорированные предприятия домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников (домашних хозяйств) и не обладают другими признаками институциональных единиц.

Домашние хозяйства так же, как и юридические лица, являются центром принятия экономических решений, они обладают и распоряжаются собственностью и доходом, вступают в экономические отношения с другими единицами, несут ответственность за свои решения по закону. Однако в отличие от юридических лиц домашние хозяйства и некорпорированные предприятия домашних хозяйств не ведут бухгалтерского учета в полном объеме.

В состав сектора домашних хозяйств включается также институциональное население – совокупность лиц, живущих постоянно в учреждениях и не обладающие независимостью в экономических вопросах. Например, члены религиозных орденов, живущие в монастырях, долгосрочные пациенты в больницах, заключенные, отбывающие длительные сроки, пациенты домов престарелых. Такие лица рассматриваются как образующие вместе отдельную институциональную единицу, т.е. отдельное домашнее хозяйство.

СЕКТОР НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА (S.15)

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

Некоммерческие организации могут иметь и другие источники поступлений – доходы от предпринимательской деятельности, поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Если доходы от предпринимательской деятельности являются значительными для этой организации, применение правила «50 %» (см.стр.12) показывает, что она является рыночным производителем, данная институциональная единица рассматривается как рыночная некоммерческая организация в составе секторов S.11 «Нефинансовые корпорации» или S.12 «Финансовые корпорации» в зависимости от основного вида деятельности. Изложенный критерий не применяется для религиозных культовых организаций, т.к. доходы от оказания ими ритуальных, обрядовых услуг не рассматриваются в качестве предпринимательской деятельности. Такие организации всегда относятся к нерыночным и включаются в сектор S.15.

Если некоммерческая организация, оказывающая услуги домашним хозяйствам, имеет поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов, то для ее отнесения в сектор S.15 необходимо, чтобы поступления из бюджета и внебюджетных фондов были меньше половины всех поступлений от текущих операций. В противном случае данная единица относится к сектору S.13 «Государственное управление». Поступления от текущих операций включают все виды поступлений, кроме доходов от продажи активов.

Некоммерческие организации могут быть основаны на членстве домашних хозяйств (например, профсоюзные организации, политические партии, религиозные организации, общества, клубы и т.п.), а также могут быть благотворительными, предоставляющими товары и услуги другим домашним хозяйствам.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций (квазикорпораций).

ОСТАЛЬНОЙ МИР (S.2)

«Остальной мир» представляет собой совокупность институциональных единиц-нерезидентов, вступающих в экономические отношения с единицами-резидентами. В его состав включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

«Остальной мир» подразделяется на две группировки:

S.21 Содружество независимых государств

S.22 Дальнее зарубежье

Межгосударственные организации, учрежденные странами СНГ, включаются в S.21, а международные организации стран дальнего зарубежья включаются в S.22.

Деление внутренних институциональных единиц по секторам экономики представляет собой исходный момент в составлении денежной и банковской статистики. Институциональные единицы согласно общепринятой системе национальных счетов (СНС) подразделяются на несколько секторов:

Все они различаются по своим экономическим целям, функциям и поведению. Экономическое поведение институциональных единиц в секторе корпораций значительно отличается от других секторов. Корпорации создаются с целью производства товаров и услуг для их реализации на рынке. Органы государственного управления, напротив, предоставляют нерыночные товары и услуги обществу и занимаются перераспределением доходов и богатства. Корпорации отличаются от домашних хозяйств, поскольку последние руководствуются другими экономическими целями, прежде всего – конечным потреблением.

Финансовые корпорации отделяются от нефинансовых корпораций уже на первом этапе разбивки экономики по секторам. Целью их деятельности является содействие трансферту средств от кредиторов заемщикам, т. е. финансовое посредничество. Оно принципиально отличается от других видов производственной деятельности.

Финансовый сектор , или сектор финансовых корпораций , включает все корпорации и квазикорпорации-резиденты, основной функцией которых является финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. Финансовое посредничество, в свою очередь, может быть определено как производственная деятельность, н процессе которой институциональная единица мобилизует финансовые ресурсы путем принятия обязательств за собственный счет с целью направления собранных ресурсов другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом. Предоставление услуг, носящих вспомогательный характер для финансового посредничества, может осуществляться в форме вторичной деятельности самими финансовыми посредниками либо выполняться специализированными агентствами или брокерами. На рынке действуют также другие институциональные единицы, основной функцией которых является предоставление гарантий по векселям и иным финансовым инструментам, использующимся для учета и рефинансирования. Эти институциональные единицы предоставляют услуги, весьма схожие с услугами финансовых корпораций, однако они не являются финансовыми посредниками в полном смысле, поскольку не подвергают себя риску через принятие обязательств за собственный счет.

Сектор финансовых корпораций включает в себя также некоторые некоммерческие организации, которые:

  1. занимаются предоставлением финансовых услуг (например, страхованием);
  2. финансируются за счет взносов финансовых корпораций и призваны содействовать их деятельности или служат их интересам.

Отдельные корпорации и квазикорпорации занимаются предоставлением финансовых услуг в ограниченных объемах. Например, некоторые торговые сети предоставляют своим покупателям потребительские кредиты. Такие институциональные единицы не могут быть отнесены к финансовым посредникам, поскольку их главная деятельность состоит в предоставлении нефинансовых товаров и услуг. Домашние хозяйства, со своей стороны, могут заниматься финансовой деятельностью, например, в частном порядке давать взаймы деньги. Однако исходя из их конечной цели (потребление), мы их также не относим к финансовому сектору.

2. Финансовый сектор и его структура

Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и подсектора:


Центральный банк представляет собой национальное финансовое учреждение (или сеть учреждений), осуществляющее денежно-кредитное регулирование, и выполняет такие задачи, как эмиссия наличных денег, валютное регулирование и контроль, рефинансирование других депозитных корпораций. В ряде стран центральные банки также принимают депозиты нефинансовых корпораций или предоставляют им кредит. В ряде стран, где отсутствует денежно-кредитная автономия (невозможна эмиссия независимой валюты), центральный банк отсутствует. Его функции выполняет иностранный центральный банк. Согласно международным стандартам он считается депозитной корпорацией.

Подсектор центрального банка включает в себя следующие институциональные единицы:

  1. Центральный банк , или «банк банков », являющийся проводником денежно-кредитной политики государства в большинстве стран. Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком, например, в России - Банк России (Центральный банк Российской Федерации).
  2. Валютное правление (валютный совет, валютный комитет, валютная палата, валютное управление, currency board) – денежно-кредитное учреждение, эмитирующее банкноты и монеты, которые при предъявлении первого требования свободно конвертируются по фиксированному курсу обмена в иностранную валюту или другой внешний резервный актив. Валютное правление имеет на пассивных счетах банкноты и монеты в обращении, но дел с банками оно обычно не ведет, в результате чего банковские резервы отсутствуют. В качестве активов валютное правление держит только иностранные резервы, которые служат обеспечением денежной эмиссии. Отсутствие внутренних активов говорит о том, что оно не может кредитовать ни правительство, ни банки. Фактически валютное правление представляет собой некий автоматический механизм конверсии иностранной валюты в национальные денежные средства и обратно. В 2006 г. валютное правление действовало в Боснии и Герцеговине, Брунее, Болгарии, Гонконге (Китай), Джибути, Эстонии и Литве.
  3. Агентства и учреждения, связанные с государством или правительственные агентства (Government-affiliated agencies). В специфических случаях проводником денежно-кредитной политики может выступать министерство финансов от лица правительства и частный банк, обладающий монополией на денежную эмиссию. Если институциональная единица в основном занимается выполнением функций денежно-кредитного регулятора, она включается в подсектор центрального банка. Во многих странах центральные банки регулируют деятельность депозитных и других финансовых корпораций или осуществляют за ними надзор. В 2000-х гг. мегарегулятор финансового сектора потеснил специализированных регуляторов во многих странах. За рубежом под мегарегулятором понимают модель объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором. По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное государственное учреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех основных категорий финансовых посредников - банки и страховые копании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании. В настоящее время мегарегулятором действует приблизительно в 50 странах, как развитых, так и развивающихся.
    Учреждение, отвечающее за интегрированный надзор за финансовым сектором, классифицируется в составе финансовых вспомогательных единиц, а не в подсекторе центрального банка. Частные корпорации, выполняющие такие функции, как клиринг и расчеты по чекам, включаются в подсектора других финансовых корпораций в соответствии с направлениями их деятельности.

Другие депозитные корпорации включают в себя все финансовые корпорации (кроме центрального банка) и квазикорпорации-резиденты, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют долговые обязательства, включающиеся в национальное определение широкой денежной массы. В мировой практике чаще всего в подсектор других депозитных корпораций входят:

  1. коммерческие банки;
  2. инвестиционные банки;
  3. сберегательные банки;
  4. ипотечные банки;
  5. сельские и сельскохозяйственные банки;
  6. ссудосберегательные ассоциации;
  7. строительные общества;
  8. кредитные союзы и кооперативы;
  9. компании по выпуску дорожных чеков, занимающиеся деятельностью, свойственной финансовым корпорациям.

Подсектор других финансовых корпораций (other financial corporations) представляет собой группы страховых корпораций и пенсионных фондов, других финансовых посредников и финансовых вспомогательных единиц.

  1. Страховые корпорации (Insurance Corporations) включают корпоративные, взаимные и иные организации, основной функцией которых является страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхования на случай болезни, страхование от пожара и другие виды страховании индивидуальных институциональных единиц или их групп.
  2. Пенсионные фонды (Pension Funds) организованы в форме самостоятельных институциональных единиц, действующих независимо от своих учредителей. Они предназначены для выплаты пенсионных пособий работникам. Пенсионные фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции за собственный счет. Они организуются и управляются индивидуальными частными или государственными работодателями или совместно индивидуальными работодателями и их работниками. Служащие и (или) работодатели вносят в пенсионные фонды регулярные взносы (отчисления). В мировой практике в большей степени распространены частные (и в меньшей – государственные) закрытые и открытые пенсионные фонды. Подсектор пенсионных фондов не охватывает программы пенсионного обеспечения, предназначенные для работников частных или государственных структур которые не имеют отдельно организованного фонда, и не охватывают программы, организующиеся негосударственными работодателями, резервы которых просто включаются в резервные средства самого работодателя или вкладываются в выпускаемые им ценные бумаги.
  3. Другие финансовые посредники (Other Financial Intermediaries) охватывают группы разнообразных институциональных единиц, в которые входят все финансовые корпорации, за исключением депозитных корпораций, страховых корпораций и пенсионных фондов, финансовые вспомогательных единиц. Институциональные единицы подсектора, других финансовых посредников обычно мобилизуют финансовые ресурсы путем приема долгосрочных или специализированных форм депозитов и выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов участия в капитале. Эти финансовые посредники часто специализируются на кредитовании конкретных категорий заемщиков и на использовании специализированных финансовых механизмов, например финансового лизинга. Они также занимаются предоставлением ценных бумаг в кредит и операциями с производными финансовыми инструментами.

    В подсектор других финансовых посредников могут входить следующие институциональные единицы.

    1. Финансовые компании (Finance companies) – институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление кредитов нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам.
    2. Финансовые лизинговые компании (Financial leasing companies) – институциональные единицы, занимающиеся финансированием покупки материальных активов в форме лизинга.
    3. Инвестиционные пулы (Investment pools) – институциональные единицы, выступающие в форме финансовых организаций (за исключением пенсионных фондов), которые объединяют средства инвесторов с целью приобретения финансовых активов. Примерами инвестиционных пулов являются взаимные фонды, инвестиционные трасты, паевые фонды другие институциональные единицы коллективного инвестирования.
    4. Андеррайтеры ценных бумаг и дилеры (Securities underwriters and dealers) включают физические лица и фирмы, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами в форме оказания помощи фирмам в выпуске новых ценных бумаг путем андеррайтинга и размещения на рынке новых выпусков ценных бумаг, а также проведения операций купли-продажи с новыми или непогашенными ценными бумагами за собственный счет. Брокеры и другие институциональные единицы, проводящие операции купли-продажи между покупателями и продавцами ценных бумаг, но не приобретающие и не хранящие их на собственных счетах, классифицируются как финансовые вспомогательные единицы.
    5. Компании специального назначения или компании-носители (Vehicle companies) представляют собой финансовые структуры, созданные для владения секьюритизированными активами или активами, переданными с балансов корпораций или государственных предприятий в рамках их реструктуризации. Многие компании специального назначения организованы как трасты, которые создаются исключительно с целью владения определенным портфелем финансовых активов или пассивов.
    6. Посредники, специализирующиеся на операциях с производными финансовыми инструментами (Financial derivative intermediaries) включают институциональные единицы, которые (1) занимаются выпуском производных инструментов, считающихся финансовыми активами, или (2) создают позиции по таким инструментам.
    7. Специализированные финансовые посредники (Specialized financial intermediaries) включают: холдинговые корпорации; компании, предоставляющие краткосрочное финансирование операций по слияниям и поглощениям корпораций; фирмы по финансированию экспорта и импорта; факторинговые компании; фирмы венчурного капитала; фирмы, занимающиеся вложением капитала в целях развития; ломбарды, занимающиеся ссудными операциями с физическими лицами.
    8. Финансовые вспомогательные единицы - это те финансовые корпорации, деятельность которых тесно связана с финансовым посредничеством, но которые сами по себе не выступают финансовыми посредниками. К ним относят: рынки ценных бумаг; брокеров и агентов; компании, осуществляющие обмен валютами; корпорации, предоставляющие финансовые гарантии (страхование от убытков, относящихся к конкретным финансовым корпорациям, и от финансовых убытков по конкретным контрактам).

3. Классификация финансовых активов

Финансовые инструменты представляют собой широкий спектр финансовых контрактов, заключаемых между различными институциональными единицами. Финансовые инструменты классифицируются как финансовые активы (financial assets) или как другие финансовые инструменты (other financial instruments).

Финансовые активы определяются как финансовые требования (financial claims). К ним относятся, например, наличная валюта, депозиты и ценные бумаги – все они имеют очевидную, доказуемую стоимость (demonstrable value). К другим финансовым инструментам относятся такие финансовые контракты, как, например, финансовые гарантии, кредитные линии, обязательства по предоставлению займов и аккредитивы. Они являются обусловленными инструментами (contingent instruments), или зависят от наступления неопределенных будущих условий (uncertain future events). Обусловленные финансовые контракты выходят за границу охвата финансовых активов и классифицируются как «другие финансовые инструменты».

В Системе национальных счетов от 1993 г. финансовые активы определяются как подмножество экономических активов – объектов, в отношении которых институциональными единицами устанавливаются (индивидуально или коллективно) права собственности и от владения которыми или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды.

Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования, возникающие на основе договорных отношений, устанавливаемых, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой единице. Контракты между институциональными единицами создают основу для финансовых отношений между кредитором и должником, через которые владельцы актива приобретают безусловные требования на экономические ресурсы других институциональных единиц. Характер финансовых отношений между кредитором и должником придают финансовому инструменту аспекты актива и пассива. Монетарное золото и СДР, несмотря на отсутствие у них обязательств на стороне пассивов, также считаются финансовыми активами.

Классификационный признак ликвидности, заданный в СНС, могут дополнять другие, более конкретные характеристики актива, такие как обращаемость (negotiability), переводимость (transferability), реализуемость на рынке (marketability) и конвертируемость (convertibility). Хотя они не присутствуют среди формальных классификационных признаков, эти характеристики играют важнейшую роль в определении категорий финансовых активов.

Финансовые активы подразделяются на следующие классы.

Монетарное золото (monetary gold) – золото, хранящееся центральным банком или органами денежно-кредитного регулирования и составляющее часть официальных международных резервов страны. Запасы золота, не входящие в состав официальных резервов, классифицируются как нефинансовые активы. Операции с монетарным золотом отражаются на счетах центрального банка как изменение по счету активов, а соответствующая контрпроводка записывается как изменение активов остального мира. Операции с немонетарным золотом классифицируются как операции с нефинансовыми активами.

СДР (специальные права заимствования) – международные резервные активы, которые создаются МВФ и распределяются среди его государств-участников в дополнение к официальным резервам. У членов МВФ, получивших в свое распоряжение СДР, не возникает реального (безусловного) обязательства по возврату выделенных СДР. Специальные права заимствования могут быть активами только государств – участников МВФ и международных финансовых организаций, являющихся уполномоченными держателями СДР.

Наличная валюта (currency) – банкноты и монеты, имеющие фиксированную номинальную стоимость и выпускаемые центральными банками или правительствами. Наличная валюта подразделяется на отдельные категории для национальной валюты и иностранной валюты, представляющей обязательства центральных банков или правительств других стран. В некоторых странах выпускаются золотые монеты, оценивающиеся по их рыночной (внутренней) стоимости, или памятные монеты, хранимые за их нумизматическую ценность. Если монеты из драгоценных металлов или памятные монеты не находятся в активном денежном обращении, они должны классифицироваться как нефинансовые активы.

Депозиты (deposits) – все требования к центральному банку, другим депозитным корпорациям, органам государственного управления, которые подтверждены свидетельством о вкладе. В категорию депозитов вхожи переводные и другие депозиты. Для депозитов в национальной в иностранной валюте в целях учета используются отдельные категории.

Переводные, или передаваемые депозиты (transferable deposits) – депозиты, характеризующиеся следующими признаками: могут быть конвертированы в наличные деньги по номиналу по первому требованию без уплаты штрафа и без каких-либо ограничений; могут быть использованы для осуществлении платежей с помощью чека, тратты, жиро-поручения, прямого зачисления/списания или других механизмов прямых денежных платежей.

Другие депозиты (other deposits) – финансовые требования, кроме переводных депозитов, которые подтверждены свидетельством о вкладе. К ним относят: депозиты до востребования; сберегательные и срочные вклады; непереводные депозиты в иностранной валюте; обязательства финансовых корпораций в форме акций или других свидетельств о вкладе, которые юридически или на практике могут обмениваться на наличные немедленно или с уведомлением за короткий срок; доли взаимных фондов денежного рынка с ограничениями переводимости; соглашения о последующем выкупе (РЕПО), включающиеся н национальные показатели широкой денежной массы.

Депозитами с ограничениями (restricted deposits) – депозиты, снятие средств с которых ограничивается законодательством, нормативными актами или коммерческими требованиями. К депозитам с ограничениями относятся следующие депозиты: импортные депозиты, формирование которых требуется от импортеров до ввоза товаров в страну; переводные депозиты, перечисленные на счета вкладчиков, которые не могут быть изъяты, пока депозитная корпорация, которой бы ли перечислены депозиты (например, чеки или тратты), не получит средств по ним; обязательные сберегательные депозиты, открываемые в соответствии с законодательными требованиями, по которым часть доходов работника помещается на депозитный счет, средства с которого могут использоваться только по истечении оговоренного периода или сниматься только для оговоренных целей (таких как покупка жилья или пенсия); блокированные валютные депозиты (средства не могут быть сняты со счета), открываемые по требованиям валютного контроля; депозиты в финансовых корпорациях, закрытых до ликвидации или реорганизации.

Включение депозитов с ограничениями в состав денежных агрегатов зависит от характера действующих ограничений.

Долговые ценные бумаги (debt securities) или категория «ценные бумаги, кроме акций » (securities other than shares) включают обращающиеся финансовые инструменты, служащие свидетельством того, что институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть погашены путем предоставления наличных денег, финансового инструмента или какого-либо иного объекта, имеющего экономическую ценность. К наиболее распространенным долговым ценным бумагам относятся: государственные казначейские векселя; государственные облигации; облигации корпораций; необеспеченные долговые обязательства корпораций; векселя корпораций; депозитные сертификаты, выпускаемые депозитными корпорациями.

В категорию «ценные бумаги, кроме акций» включают привилегированные акции (preferred stocks or shares), обеспечивающие получение фиксированного дохода, но не дающие права на получение остаточной стоимости корпорации при ее ликвидации. В «ценные бумаги, кроме акций» входят также конвертируемые облигации (convertible bonds) – облигации, которые при определенных условиях могут быть конвертированы в акции.

Для создания долговых ценных бумаг иногда используется секьюритизация финансовых активов . Секьюритизация (securitization) представляет собой выпуск ценных бумаг, обеспечиваемых финансовыми активами, такими как ипотечные кредиты, требования к держателям кредитных карт и иные виды займов. Финансовые активы (например, ипотечные ссуды), служащие обеспечением ценных бумаг, продолжают отражаться на стороне активов бухгалтерского баланса. На стороне пассивов учитываются ценные бумаги, которые реализованы инвестором, заинтересованным в косвенных требованиях на выплаты основной суммы и процентов от финансовых активов, подвергшихся секьюритизации.

Банковские акцепты (banker"s acceptances) считаются долговыми финансовыми активами, несмотря на то, что никакого обмена денежными средствами может не происходит. Банковские акцепты представляют собой принятие финансовой корпорацией тратты или переводного векселя и безусловное обещание выплатить оговоренную сумму на заданную дату. Банковский акцепт представляет безусловное требование со стороны держателя и безусловное обязательство со стороны акцептующего банка. Встречным активом банка в случае акцепта является требование по отношению к своему клиенту.

Кредиты и займы (loans) – финансовые активы, которые обладают следующими характеристиками: создаются, когда кредитор предоставляет финансовые ресурсы напрямую заемщику; подтверждены не обращающимися на рынке документами.

Категория «кредиты и займы » включает все ссуды и авансы (кроме кредиторской и дебиторской задолженности, которая относится в отдельную категорию финансовых активов), предоставляемые различным секторам со стороны финансовых корпораций, органов государственного управления и, в некоторых странах, других секторов. К «кредитам и займам» относятся ссуды с погашением в рассрочку (installment loans), кредит на покупку в рассрочку (hire-purchase credit) и ссуды для финансирования торговли (loans to finance trade). Сюда же входят требования и обязательства по отношению к МВФ, имеющие форму займов, и финансовый лизинг.

В особые группы категории «кредиты и займы» выделяются соглашения РЕПО , кредитование ценными бумагами и другие активы, не относящиеся к кредитам и займам. Соглашение о продаже ценных бумаг с обратной покупкой (РЕПО) представляет собой операцию, включающую продажу за наличные денежные средства ценных бумаг по оговоренной цене с обязательством выкупить эти или аналогичные ценные бумаги по фиксированной цене либо на оговоренную будущую дату, либо «с открытым сроком». Соглашение называется «обратным РЕПО» когда оно рассматривается с точки зрения покупателя ценных бумаг, т. е стороны, предоставляющей наличные денежные средства. Соглашение РЕПО могут использоваться для самых разнообразных целей, например как средство финансирования покупки лежащего в основе РЕПО инструмента, для заимствования наличных средств или как средство покрытия короткой позиции.

Предоставлением в ссуду ценных бумаг или кредитованием ценными бумагами (securities lending) называется механизм, посредством которо го держатель ценных бумаг передает их «заемщику» с условием, что те же (или аналогичные) ценные бумаги будут возвращены на оговоренную дату или по требованию. Полное и неограниченное право собственности передается заемщику, однако риск и выгоды, связанные с правом собственности, остаются у первоначального владельца. Кредитование ценными бумагами используется владельцами ценных бумаг для повышения прибыли от операций с ценными бумагами и (или) для снижения издержек, связанных с их хранением. Механизмы предоставления в ссуду ценных бумаг делятся на две категории в зависимости от вида залога: наличные деньги или ценные бумаги. Заемщик ценных бумаг обычно предоставляет залог, стоимость которого равна или выше стоимости ссужаемых ценных бумаг. Кредитование ценными бумагами с денежным залогом весьма схоже с соглашением РЕПО, оно ведет к тому же экономическому результату. По этой причине РЕПО и предоставление в ссуду ценных бумаг учитываются в денежной и банковской статистике одинаковым образом.

Золотые займы (gold loans ) или золотые депозиты (gold deposits) представляют собой предоставление в ссуды или зачисление на депозит золота как финансового актива (монетарного золота) либо как нефинансового актива (т. е. немонетарного золота). Операции с золотом могут производиться для получения доходов от золота выше среднерыночных.

Долевые ценные бумаги (share securities) или «акции и другие формы участия в капитале » (shares and other equity) включают все финансовые инструменты и учетные документы, подтверждающие требования на стоимость имущества корпораций, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов. Право собственности на долю участия в капитале, как правило, подтверждено акциями, паями, сертификатами донского участиями и аналогичными документами. Описываемая категории охватывает чистую стоимость средств собственников в капитале квазикорпораций, акций и другие формы участия в корпорациях. Она также включает привилегированные акции, обеспечивающие участие в распределении остаточной стоимости при ликвидации корпорации.

Страховые технические резервы (insurance technical reserves) – чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах, а также предварительные взносы страховых премий и резервов для покрытия неурегулированных претензий. Указанные статьи считаются активами бенефициаров и держателей полисов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах (Net Equity of Households in Life Insurance Reserves and in Pension Funds) – требования держателей страховых полисов в отношении резервов страховых корпораций и пенсионных фондов. Резервы страховых корпораций и пенсионных фондов в конечном счете, должны быть использованы для выплат пособий держателям полисов либо по их выходе на пенсию, либо в случае иного оговоренного события, либо для выплаты компенсации наследникам в случае смерти держателя полиса. Требования представляют собой активы сектора домашних хозяйств, а не страховых корпораций или пенсионных фондов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в пенсионных фондах (Net equity of households in pension funds) представляет собой требования м отношении будущих выплат дохода по достижении установленного возраста или по окончании оговоренного периода. Характер пассивов пенсионного фонда и активов домашних хозяйств зависит от пенсионного плана. В плане с установленным размером пособий работодатель гарантирует участвующим работникам определенный уровень пенсионных платежей. Пассивы плана с установленным размером пособий равны приведенной стоимости обещанных пособий. В планах с установленным размером взносов (defined contribution plans, «планах покупных денег» – money purchase plans) фиксированными являются взносы, а пособия напрямую зависят от активов фонда. Пассивы фонда с установленным размером взносов и активы домашних хозяйств равны текущей рыночной стоимости активов фонда.

Предварительные взносы страховых премий и резервы на покрытие неурегулированных претензий (Prepayments of Insurance Premiums and Reserves 4gainst Outstanding Claims) являются текущими требованиями держателей полисов и бенефициаров, а не чистой стоимостью собственных средств страховых корпораций. Предварительные взносы премий, производимые клиентами в начале периода, на который распространяется действие страхового полиса, ведут к образованию резервов у страховых корпораций. При этом считается, что страховая компания получает эти средства постепенно в течение всего срока действия полиса, а образовавшиеся резервы являются активами держателей полисов.

Финансовые деривативы, или производные финансовые контракты (financial derivatives) – финансовые инструменты, которые привязываются к другому финансовому инструменту, показателю или товару, с помощью которого на финансовом рынке можно проводить операции с финансовыми рисками (например, процентным и валютным рисками, риском изменения курсов акций и цен на товары, кредитным риском и т. п.) независимо от основного инструмента. Стоимость производного финансового инструмента является производной от цены базового объекта, которым может быть, например, актив или индекс. В ходе заключения производного финансового контракта не происходит передачи основной суммы контракта, которая должна была бы впоследствии погашаться, и не осуществляется начисления инвестиционного дохода. Производные инструменты используются для различных целей, в том числе для управления риском, хеджирования, арбитражных операций между рынками и спекуляции. Финансовые деривативы могут быть представлены двумя широкими категориями: контракты форвардного типа (forward-type contracts) – безусловные контракты, в рамках которых две стороны договариваются обменять установленное количество лежащих в основе контракта объектов (реальных или финансовых) по согласованной цене (цене исполнения) на оговоренную дату; контракты опционного типа (option contracts) – контракты, в рамках которых покупатель приобретает у продавца право купить (или продать, в зависимости от того, является ли опцион опционом на покупку или опционом на продажу) оговоренный объект, лежащий в основе опциона, по цене исполнения на оговоренную дату или до нее.

Другая дебиторская/кредиторская задолженность (Other accounts receivable/payable) включает: коммерческий кредит, предоставленный напрямую корпорациям, органам государственного управления, некоммерческим организациям, домашним хозяйствам и остальному миру; авансы на работы, которые находятся на стадии незавершенного производства (или которые еще предстоит предпринять); предварительная оплата товаров и услуг; все остальные статьи, которые требуют дополнительного анализа для включения в другие категории, а также для начисленных налогов и начисленных расходов, например, ренты и заработной платы; отложенные доходы и резервы на покрытие убытков по ссудам и на другие цели.

Другие финансовые инструменты (Other financial instruments) применяются во многих договорных финансовых отношениях между институциональными единицами. Они не ведут к возникновению безусловных требований (unconditional requirements), например, произвести платеж или предоставить иные объекты, обладающие экономической ценностью. Подобные договоренности, которые называются «обусловленными» (contingencies), не включаются в определение финансовых активов и не должны отражаться на балансах финансовых корпораций. Перечислим другие наиболее распространенные финансовые инструменты:

  1. гарантии платежа третьей стороной являются обусловленным контрактом, поскольку платеж требуется только в том случае, если основной должник допускает невыполнение обязательств (дефолт).
  2. Кредитные линии (Lines of credit) дают гарантию, что денежные средства будут предоставлены, однако никакой финансовый актив (т. е. ссуда) не создается до тех пор, пока средства фактически не переданы заемщику.
  3. Аккредитивы (Letters of credit) представляют собой обещание произнести платеж, когда будут предоставлены определенные документы, оговоренные в контракте.
  4. Эмиссионные программы с банковской поддержкой (Note issuance facilities, NIFs) гарантируют сторонам возможность продажи эмитируемых ими краткосрочных ценных бумаг (векселей) и покупку финансовыми корпорациями, обеспечивающими действие такого механизма, всех ценных бумаг, не проданных на рынке. В случае, когда финансовая корпорация, обеспечивающая действие такого механизма, фактически предоставляет средства, она приобретает фактический актив, который подлежит отражению на балансе.


Похожие статьи