Международные резервы цб. ​Золотовалютные резервы ЦБ

Международные резервы на 17 августа составили $452,2 млрд, сократившись за неделю на $5,4 млрд или на 1,2% под воздействием отрицательной переоценки, сообщил в четверг, 23 августа, Банк России.

Последний раз на таком уровне резервы ЦБ находились 26 января этого года. Стоит также отметить, что они сокращаются уже четыре недели подряд.

При этом в апреле этого года, когда прошел первый цикл девальвации рубля в этом году из-за введения санкций против и , резервы не сокращались. Напротив, с 6-го числа, когда было объявлено об ограничительных мерах, по 20-е они выросли с $458,9 млрд до $463,8 млрд. Это был максимальный показатель с 5 сентября 2014 года.

Но дальше ЦБ начал резко менять структуру резервов. Он принялся сокращать вложения в американские казначейские облигации и еще сильнее наращивать долю золота. Если в марте ЦБ принадлежало бумаг США на $96,1 млрд, то уже в июне их осталось только на $14,9 млрд, свидетельствуют данные а США. В июле показатель остался на прежнем уровне.

Одновременно Банк России резко увеличил объемы закупки золота для своих золотовалютных запасов. Об этом сообщило в среду, 22 августа, агентство со ссылкой на информацию .

Так, в июле ЦБ закупил 26,1 тонны золота — рекордный объем за последние девять месяцев. Общие запасы драгметалла выросли до 2170 тонн, тогда как в начале года они составляли около 1900 тонн.

Агентство также указывает на то, что деньги на это пошли от продажи американских облигаций. Как пишет Bloomberg, в связи с этим возникли слухи о том, что Россия таким образом хочет защититься на случай новых американских санкций. Аналитики, с которыми побеседовало агентство, называют такую тактику оправданной.

ЦБ фактически заменяет золотом инвестиции в американские казначейские обязательства, которые в последнее время падают в цене и являются для России «токсичным активом» из-за геополитики, говорил «Газете.Ru» , директор аналитического департамента УК «БК Сбережения».

В Банке России, который распоряжается международными резервами страны, оперативный комментарий предоставить не смогли, но ранее сообщали «Газете.Ru», что ЦБ «хранит монетарное золото в России».

Две трети золотого запаса России находится в главном хранилище ЦБ в Москве с мощной и многоуровневой инновационной системой безопасности, его общая площадь 17 тыс. кв. м, из них 1,5 тыс. кв. м отведено специально под размещение золотого запаса. Хранением остальной части занимаются еще более 600 подразделений ЦБ.

Но у политики ЦБ есть обратная сторона. При том, что доля золота в резервах выросла, его денежная оценка только падает, поскольку котировки золота не растут на мировом рынке. В апреле тройская унция стоила в $1330-1345, сейчас котировки упали ниже $1200. В итоге денежная оценка золота в резервах снизилась.

«На золотовалютные резервы ЦБ РФ влияет негативная динамика цен на золото: его запас в резервах более чем на $77 млрд, что составляет 17% от совокупных резервов на 17 августа 2018 года ($452, 2 млрд). 10 августа цена на золото была $1215 за тройскую унцию, а уже 17 августа она составила $1180, что привело к переоценке резервов на $2,15 млрд», — подсчитал аналитик «Алор брокер» Евгений .

Еще $3 млрд составила переоценка курсов валют, находящихся в корзине ЦБ к доллару, добавляет он.

Но Минфин не останется без валюты, пояснили «Газете.Ru» в финансовом ведомстве. «Решение ЦБ не повлияет на выполнение плана закупок валюты в рамках бюджетного правила. При этом источники валюты для пополнения счета ЦБ определяет самостоятельно», — сказал представитель Минфина. Очевидно, что регулятор будет продавать валюту из своих международных резервов.

Как эти изменения скажутся на резервах, станет понятно из отчетности ЦБ, которая выйдет на следующей неделе.

Я затронул тему золотовалютных резервов (ЗВР) Российской Федерации. Она вызвала большой интерес. По этой публикации мне задают много вопросов, свидетельствующих о смутном представлении большинства читателей о том, как устроен центральный банк, как организована эмиссия (выпуск) денег, что такое ЗВР и тому подобное. Это побудило меня продолжить разговор о ЗВР.

Их еще называют «международными резервами» или «резервными активами» РФ. Каков их правовой статус и для чего они вообще нужны? На сайте (Центробанка Российской Федерации) читаем определение:

«Международные резервы (резервные активы) Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования страны — Банка России и Правительства Российской Федерации.

К международным резервам страны относятся внешние активы, доступные и подконтрольные органам денежно-кредитного регулирования в целях удовлетворения потребностей в финансировании дефицита платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на обменный курс валюты и в других соответствующих целях (таких как поддержание доверия к национальной валюте и экономике, а также как основа для иностранного заимствования). Резервные активы должны быть реально существующими активами в свободно используемой иностранной валюте. Кроме того, к категории резервных активов могут относиться активы, номинированные в золоте и СДР (СДР — специальные права заимствования — В.К.) » .

Необходимую информацию о ЗВР России можно найти на сайте Банка России. Вот последние статистические данные об этих ЗВР. На 1 января 2017 года общая величина ЗВР России была равна 377,74 млрд долларов. На 1 октября 2017 года они уже составили 424,77 млрд долларов. Как видим, несмотря на экономические санкции, неустойчивую конъюнктуру мирового нефтяного рынка, экономическую стагнацию внутри страны, ЗВР (они же — международные резервы) России выросли за десять месяцев на 47 млрд долларов. Можно ожидать, что при таких темпах прироста за год резервы могут увеличиться более чем на полсотни миллиардов. Руководители финансово-экономического блока правительства любят в качестве доказательства своих достижений козырять цифрами прироста резервов.

Теперь посмотрим на структуру ЗВР. По состоянию на 1 октября текущего года они включали (млрд. долл.): монетарное золото — 73,60; валютные резервы — 351,17. Последние, в свою очередь, включают (млрд. долл.): специальные права заимствования (СДР) — 6,83; резервная позиций в Международном валютном фонде — 2,99; прочие валютные активы — 341,35.

Многие полагают, что золотовалютные резервы России и золотовалютные резервы Банка России — одно и то же. Это не так. Как следует из приведенного выше определения ЗВР, они состоят из двух частей: 1) резервы Банка России; 2) резервы Правительства РФ. Банк России приводит на своем сайте много подробностей, касающихся ЗВР. Нет лишь раскладки, какая их часть принадлежит Центробанку, а какая — Правительству РФ.

На сайте Банка России дается , что следует относить к валютным резервам Правительства: «Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов Российской Федерации».

Я не поленился найти данные о Резервном фонде и ФНБ на сайте Минфина России, их валютной составляющей (имеются данные на середину текущего года), и подсчитал их долю в общем объеме валютных резервов Российской Федерации. Получилось, что на середину текущего года доля Правительства (Минфина) в валютных резервах РФ составила около 27%, а доля Банка России — 73%.

В чем различие между валютными резервами Центробанка и Минфина? Первые предназначены для защиты национальной денежной единицы, поддержания стабильности её валютного курса (посредством валютных интервенций). Вторые — для защиты государства от разных неблагоприятных изменений экономической и политической конъюнктуры. Например, для закрытия дефицитов государственных бюджетов, осуществления каких-то закупок на мировом рынке в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Достаточность валютных резервов Минфина — важнейшее условие обеспечения национальной безопасности государства.

Для справки замечу, что два десятилетия назад (в 1997 году) на Минфин приходилось около 60% международных резервов РФ, а на Центробанк — остальные 40%. Наблюдается тенденция все большей монополизации международных резервов страны Центробанком. Исходя из пропорции, зафиксированной на середину текущего года, можно предположить, что на 1 октября 2017 года Банку России принадлежит почти 250 млрд. долларов валюты (это без монетарного золота, СДР и резервной позиции в МВФ).

К сожалению, о международных резервах Российской Федерации в Конституции РФ ничего не сказано. А вот в Федеральном законе о Центробанке кое-что на эту тему имеется. Уже в статье 2 мы читаем: «…В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются…».

Понимать эту статью можно лишь следующим образом: Правительство РФ распоряжаться золотовалютными резервами Банка России не может. Та часть международных резервов, которая относится к Резервному фонду и ФНБ, может использоваться по усмотрению Правительства (Минфина), а большая часть международных резервов (почти ¾) — вне досягаемости правительства и остальных ветвей власти (законодательной и судебной). Многие по наивности полагают, что в тяжелые моменты истории мы сможем рассчитывать на гигантский ресурс, громко называемый «Международные резервы Российской Федерации».

Для тех, кто наивно рассчитывает на это, на сайте Банка России делается дополнительное разъяснение. В рубрике « » можно прочитать следующее: «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти…». Из данного фрагмента следует, что ЗВР ЦБ российскому государству не принадлежат. Следовательно, эти резервы не принадлежат и народу, то есть нам с вами.

Слава Богу, в последнее время в связи с ужесточением экономических санкций против России у нас заговорили о такой угрозе, как возможное замораживание (или даже конфискация) валютных резервов Банка России. До этого никто не желал даже обсуждать такой вариант. Даже после блокирования Западом международных резервов Ливии в 2011 году (на сумму 30 млрд. долларов) у нас благодушествовали и говорили, что эта история не про нас. Сегодня уже многие политики, финансисты и журналисты рассматривают данный сценарий как вполне вероятный. Но вот сценарий возможного блокирования международных резервов РФ Банком России (если вдруг они окажутся необходимыми нашему государству) никому даже в голову не приходит.

Некоторые юристы, с которыми я пытался обсуждать данные коллизии российского права, упрекали меня в том, что я сгущаю краски. Хотя и соглашаются, что вопрос о статусе международных резервов Российской Федерации действительно замутнен и толковать нормы российского права, касающиеся резервов, можно по-разному. Думаю, что все эти формулировки были изначально замутнены в интересах «хозяев денег». Им нужен был в нашей стране институт под названием «центральный банк», который бы постоянно накапливал продукцию «печатного станка» ФРС США (доллары), почти беспроцентно кредитуя Запад. При этом данный институт не должен допускать использование валюты для решения своих национальных проблем экономического, социального и военно-политического характера. Долларовые «бумажки» и казначейские облигации — долговые расписки, а должник (ФРС и Казначейство США) будет делать всё возможное для того, чтобы эти расписки к нему никогда не возвращались.

Конечно, то, что я сказал относительно ЗВР ЦБ, самые упертые скептики (или, наоборот, оптимисты) могут назвать пессимистической версией. Но эта версия уже получила подтверждение несколько лет назад. Произошло это в Аргентине в 2010 году. Тогдашний президент страны Кристина Киршнер создала неприятный для хозяев денег прецедент. Она как глава государства решила поставить под свой контроль Центральный банк Аргентины. В 2010 году ей потребовались валютные резервы ЦБ для выплат по внешнему долгу страны. Речь шла о сумме 6,6 млрд. долл., что составляло примерно 1/7 часть международных резервов ЦБ и половину всего внешнего суверенного долга.

При покрытии государственных долгов за счет получения внешних займов страна всё более погружалась бы в зависимость от мировых ростовщиков. При использовании резервов ЦБ Аргентина в короткий срок могла бы полностью избавиться от внешней долговой зависимости. Нетрудно представить, как финансовый интернационал отреагировал на подобную попытку смелой женщины. Тогдашний президент ЦБ Аргентины Мартин Редрадо отказался выполнять приказание Кристины Киршнер, и она подписала указ об увольнении Редрадо.

В ответ Редрадо подал исковое заявление в суд Буэнос-Айреса, и уже через пару дней (какая оперативность!) аргентинская Фемида отменила указ президента страны. Судья, который вёл дело, мотивировал своё решение тем, что «президент не имеет полномочий для принятия решения об отставке главы Центрального банка» . Удивительно, но суд не только принял решение о восстановлении Редрадо в должности президента ЦБ, но и потребовал отмены решения президента Аргентины об использовании международных резервов ЦБ для погашения долга страны.

В конце концов, президента Национального банка Мартина Редрадо удалось уволить, но решение о запрете использования международных резервов ЦБ было оставлено в силе. Примечательно, что в 2010 году счета Национального банка Аргентины в американских банках были заморожены по решению суда Нью-Йорка. Решение было вынесено на основании требований кредиторов — держателей внешнего долга Аргентины. Формально решение нью-йоркского суда не было связано с решением Кристины Киршнер. Однако специалисты, знающие правила игры в мировой финансовой системе, считают, что это было предупреждение финансового интернационала президенту Аргентины. Полагаю, что это было напоминанием и тем странам, которые финансовый интернационал обязал накапливать валютные резервы и печатать свои «национальные» денежные знаки лишь под обеспечение бумажек, имеющих название «доллар» или «евро».

Позднее началось преследование лично бывшего президента Аргентины Кристины Киршнер (она покинула пост президента страны в декабре 2015 года). Суд в Буэнос-Айресе принял решение заморозить активы Кристины Фернандес де Киршнер. Ей было инкриминировано то, что в последние месяцы своего президентства она якобы манипулировала Центральным банком Аргентины, чтобы искусственно поддержать курс аргентинского песо. По указанию Кристины Киршнер регулятор якобы продавал доллары США на срочном рынке по «заниженной цене в ущерб финансовой системе страны» .

Заказной характер дела, которой суд «шил» бывшему президенту, не вызывает сомнений. Эта стойкая женщина на протяжении многих лет противостояла натиску со стороны США и «хозяев денег», защищая суверенитет Аргентины. Хозяева денег стремятся полностью уничтожить следы «аргентинского прецедента» по выведению центрального банка и международных валютных резервов из-под контроля мирового финансового интернационала и их переподчинению президенту и правительству.

Впрочем, чтобы наш разговор не был уж слишком пессимистичным, добавлю в него «ложку меду». Мне известен один ныне действующий Центробанк, где проблемы с использованием ЗВР в интересах государства не возникает. Это Народный банк Китая (НБК). На балансе китайского Центробанка сегодня находятся резервные активы, равные 3,1 трлн долларов (на 1 октября 2017 г.). НБК входит в исполнительную ветвь власти, т. е. является институтом правительства КНР. Китайские ЗВР в текущем режиме могут использоваться (и используются) для управления валютным курсом юаня.

Но при необходимости эти резервы (по решению правительства или даже Всекитайского собрания народных представителей — китайского парламента) могут быть направлены на любые иные цели — погашение внешних долгов, предоставление другим государствам кредитов, приобретение за рубежом стратегических активов, осуществление чрезвычайных закупок товаров и тому подобное. То есть в Китае истории, подобной аргентинской, возникнуть по определению не может. Думаю, что в контексте обсуждаемой нами темы ЗВР России следует учиться на печальных уроках Аргентины и одновременно брать на вооружение позитивный опыт Китая.

Золотовалютные резервы отражают состояние экономики государства и определяют его возможность совершать платежи в условиях финансовой стабильности. Их составными частями являются материальные активы, которые находятся в распоряжении финансовых органов. С помощью золотовалютных резервов регулируются экономические показатели, влияющие на соотношение валютных пар при совершении платежей в международных масштабах.

Золотовалютные сбережения РФ

Золотовалютный резерв государств – это высоколиквидные средства, которые используются в следующих целях:

  • стабилизация курса национальной валюты страны;
  • формирование и покрытие дефицита платежного баланса;
  • обеспечение участия страны в совершении международных финансовых сделок, связанных с торговыми операциями;
  • инвестирование;
  • уплата задолженности по внешнему кредиту;
  • осуществление платежей и расчетов на международном рынке.

Золотовалютный фонд государства формируется за счет:

  • физического золота (монеты, слитки) и других драгоценных металлов (платина, серебро);
  • иностранных валютных средств в наличной форме (банкноты, монеты);
  • драгметалла на обезличенных металлических счетах;
  • краткосрочных (до 1 года) депозитов;
  • зарубежных долговых обязательств и финансовых требований к предприятиям, находящимся за пределами резидента (сроком до 1 года).

Объем золотовалютных резервов контролируют правительство и соответствующие государственные учреждения, а распоряжаются запасами Центральный банк и Министерство финансов. Международные резервы России составляют официальные фонды ЦБ РФ и запас правительства. Они включают в себя:

  • монетарное золото и запасы слитков драгметаллов;
  • иностранную свободно конвертируемую валюту в наличной форме;
  • алмазный фонд;
  • остатки на банковских счетах;
  • денежные средства на обезличенных металлических счетах;
  • специальные права по займу, депозиты до 1 года;
  • валютный эквивалент части национального благосостояния, вложенного в активы зарубежных стран.

В 1992 году в РФ на счету находилось 290 т золота. С 1999 года Россия ведет активную добычу благородного металла. По состоянию на 23 декабря 2016 года международные запасы Российской Федерации составили 379,1 млрд долларов США. Большая часть золотого фонда России находится в Центральном хранилище Центрального Банка в Москве и региональных центрах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Система, обеспечивающая хранение запасов, насчитывает более 600 специально оборудованных узлов. Металл, находящийся на хранении, являет собой стандартные слитки драгметалла, весом 10-14 кг.

Официальные резервные активы США

По весовому количеству запасов металлического золота США занимают первое место в мире, и на январь 2016 года цифра составила свыше 8 тыс. т. По объему золота эту цифру можно сравнить с общими ресурсами европейских стран. Международные резервы США состоят из валюты, находящейся в обращении (за исключением средств, которые находятся в специальных хранилищах правительственных учреждений) и сбережений банковских учреждений. Управление средствами страховых сбережений производится федеральной резервной системой, исполняющей функции Центрального банка. Основы для создания золотого фонда США были основаны в период Великой депрессии. Официальным указом, подписанным в 1933 году, все юридические и физические лица обязывались реализовать государству золото, находящееся в частном хранении, по директивно установленной цене.

Основным хранилищем драгоценного металла в США является Форт-Нокс в штате Кентукки, где находится 4500 т. Золотой запас МВФ контролируется США, а основной запас фонда металлического золота находится на территориальной части страны. Золотовалютный запас стран накапливается в Центральных банках, финансовых организациях и счетах. Для металлического золота и других драгоценных металлов строятся специально оборудованные хранилища, которые контролируются государствами.

Золотое обеспечение валюты других стран мира

Золотовалютные резервы стран мира представляют собой фактическое количество физического драгоценного металла, находящегося в распоряжении государства. Централизованный фонд предназначен для поддержания процессов стабилизации в экономике. Исторически сложилось так, что до начала Первой мировой войны страны старались подкрепить внутреннюю валюту, обеспечив ее наличием физического золота в бумажном эквиваленте. Таким образом, государства контролировали эмиссию денежной массы, а на банкнотах указывался весовой эквивалент металла, которым обеспечивалась купюра.

В современных условиях роль золотого фонда состоит в обеспечении стабильности развития экономики стран в условиях кризисных ситуаций и для укрепления внутренней валюты государств. Иногда средства используют для проведения расчетов по международным сделкам. Первенство по общему объему международных резервов принадлежит Китаю, запасы которого составляют 3,5 трлн долларов. Следом идут Япония, Евросоюз, Саудовская Аравия, Швейцария, Россия. Резервы РФ насчитывают свыше 400 млрд долларов.

В странах Евросоюза общий запас золота составляет почти 11 т, что свидетельствует о полном обеспечении валюты евро. Золотой запас Германии сформирован за счет приобретений на мировых биржах Лондона и Нью-Йорка. В данный момент на территории страны находится 31% от общего объема государственного запаса, остальное золото хранится в Англии, США и Франции. В послевоенное время Франция, наряду с европейскими государствами, начала активно формировать золотой резерв, поскольку она была одной из немногочисленных стран, отказавшихся передать на хранение запасы благородного металла другому государству.

Среди стран Азии лидером золотых запасов является Китай, который активно скупает и ведет собственную добычу благородного желтого металла. За 2013 год в КНР было добыто 430 т золота. Запасы стран – крупных держателей золотого запаса – по состоянию на январь 2016 года объема желтого металла в тоннах составляют:

  • Германия – 3380,98;
  • Италия – 3451,84;
  • Франция – 2435,63;
  • Китай – 1762,31;
  • Россия – 1414,50;
  • Швейцария – 1040,06;
  • Япония – 765,22;
  • Нидерланды – 612,45;
  • Индия – 557,52;
  • Турция – 515,52;
  • Тайвань – 423,63;
  • Португалия – 382,51;
  • Венесуэла – 361,02;
  • Саудовская Аравия – 322,90;
  • Великобритания – 310,25;
  • Ливан – 286,83;
  • Испания – 281,58;
  • Австрия – 279,99;
  • Бельгия – 227,43.

В настоящее время объем физического золота, находящегося в резервах стран мира, составляет около 33 тыс. т. Этот показатель включает запас МВФ – 2814 т, Европейского Центрального банка – 504,8 т, Банка Международных расчетов – 108 т и Центрального Банка Государств Западной Африки – 36,5 т.

По итогам 2014 года Россия сохранила за собой место в десятке стран, обладающих наибольшим размером золотовалютных резервов (далее ЗВР). Однако сам объем резервов сократился. В статье пойдет речь о том, что из себя представляют золотовалютные резервы ЦБ России, кто ими управляет и почему уменьшается их количество.

Для чего нужны золотовалютные резервы

Главной целью создания ЗВР было и остается стремление государства к формированию автономного денежного фонда. Средства из него могут быть использованы при наступлении непредвиденных ситуаций. Например:

  • при необходимости поддержания курса национальной валюты;
  • предоставления финансовой помощи другим странам;
  • либо покрытия дефицита платежного баланса (разницы между объемом поступления средств из страны и в страну).

То есть наличие ЗВР и их объем определяют устойчивость финансового положения государства.

Центральный банк России (ЦБ РФ) золотовалютные резервы формирует, в основном, за счет двух статей:

  • иностранная валюта (бо льшая часть, 60-98%);
  • монетарное золото (меньшая часть, 2-40%).

Это и определяет само название резервов – «золотовалютные». При этом средства в валюте обычно представлены в качестве:

  • наличной ин.валюты;
  • остатков средств на счетах;
  • депозитов в зарубежных банках;
  • ценных бумаг , выпущенных нерезидентами и пр.

В особых помещениях находится другая часть золотовалютных резервов, где хранятся монеты и золотые слитки с пробой не ниже 995.

Оставшаяся доля ЗВР (не более 5%) приходится на «специальные права заимствования», а также «резервную позицию в МВФ» (Международном валютном фонде). Эти статьи имеют дополнительную роль резервов во взаимоотношениях с данной организацией.


Географически Центральный банк золотовалютные резервыраспределяет между несколькими крупнейшими государствами. Так, на 1.01.2014 года на Францию и США приходилось по 31% активов, Германию – 19%, Великобританию – 9%, на остальные страны – 9%.

Основных источников пополнения ЗВР всего два:

  • за счет золота, добываемого на территории государства (а Россия является одной их ведущих стран в этом отношении);
  • за счет профицита платежного баланса страны (то есть за счет положительной разницы между объемом ввозимой и вывозимой валюты).

Как известно, основу экономики России составляет нефтегазовая отрасль. Соответственно, цена на нефть играет во многом определяющую роль, в том числе при формировании ЗВР. Это связано с тем, что от цены на нефть зависит объем средств, получаемых от ее продажи зарубежным партнерам. Показательным является график, отражающий динамику изменения объема резервов и цены на нефть (Рисунок 1).


Рисунок 1. Динамика объема ЗВР России и цены нефти марки Brent

Текущее состояние золотовалютных резервов ЦБ РФ

Динамика объема золотовалютных резервов Центробанка демонстрирует, что период их примерно постоянного объема в 2011-2013 годах (500-550 млрд. долл.) с 2014 года сменился периодом сокращения объема. На начало марта 2015 года объем золотовалютных резервовсоставлял 360 млрд. долл.

Основных причин подобного сокращения величины резервов несколько, но самая главная – поддержание курса рубля. Любое резкое изменение курса нац.валюты неблагоприятно влияет на экономику страны. Чтобы сгладить резкие колебания, Центральный банк проводит так называемые интервенции.

Их смысл заключается в следующем: Банк России продает часть валюты для того, чтобы снизить ажиотаж и выровнять курс. Ведь если, например, долларов на рынке мало, то их цена возрастает и курс рубля падает. Центральный банк предлагает рынку дополнительный объем долларов и их цена снижается, а курс рубля растет.

В этом проявляется одна из основных функций Центрального банка при управлении ЗВР – поддержание курса национальной валюты. Рисунок 2 наглядно демонстрирует, как сокращались резервы и как изменялся курс рубля.


Рисунок 2. Динамика объема ЗВР России и курса рубля в отношении доллара

Другими, менее значимыми, но не менее важными причинами сокращения объема резервов стали:

  • отрицательная переоценка, сформированная преимущественно за счет укрепления позиций доллара США на международном рынке (стоимость активов, выраженная в валюте, отличной от доллара, снижалась);
  • снижение цены золота, которое наблюдалось в 2014 году.

Управление ЗВР

Часто дискуссионным становится вопрос должны ли ЗВР приносить государству дополнительный доход. С учетом того, что основная цель резервов – гарантия наличия средств в случае непредвиденных ситуаций, большинство Центральных банков мира придерживаются консервативной политики. В их числе и Банк России. Золотовалютные резервы размещаются только в высоконадежные инструменты, наделенные, как правило, государственной гарантией. Ведь при управлении ЗВР во главу угла ставится сохранность и ликвидность средств , а не их доходность.

Размещение ЗВР в те или иные инструменты сопряжено с рисками. При этом, чем больше объем резервов, тем выше цена риска в абсолютном выражении. Для управления рисками принимается ряд мер, направленных на их минимизацию.

Например, для снижения влияния валютного риска устанавливается нормативная структура резервов в разрезе валют. Так, золотовалютные резервы Банка России размещаются в нескольких валютах: доллары США , евро, фунты стерлингов, канадские доллары, австралийские доллары, японские иены и швейцарские франки.


Для минимизации кредитного риска (ухудшение финансового состояния контрагента) устанавливаются лимиты и требования к качеству эмитентов (организаций, выпустивших ценные бумаги). Для этого Банком России используются кредитные рейтинги ведущих мировых рейтинговых агентств, отражающих надежность эмитентов.

С целью снижения процентного риска (уменьшение стоимости активов из-за неблагоприятного изменения процентных ставок) ЦБ РФ устанавливает ограничения зависимости цены инструмента от изменения ставки.

Достаточность золотовалютных резервов

Размер резервов свидетельствует об устойчивости фин.положения государства, так как они выступают гарантом выполнения долговых обязательств. С этой точки зрения существует несколько критериев, определяющих достаточность резервов.

Например, существует мнение, что объем ЗВР должен быть не менее 8% ВВП (валового внутреннего продукта – стоимости произведенных товаров и оказанных услуг на территории страны). Если принять во внимание предварительную оценку ВВП за 2014 год в долларовом выражении (не менее 1,1 трлн. долл.), то нынешний объем резервов составляет более 30% ВВП, что существенно превышает нормативный уровень в 8%.

Объем ЗВР должен гарантировать погашение внешней задолженности государства. Поэтому целесообразным является сравнение объема резервов и объема внешнего долга РФ. Как видно на рисунке 3, покрытие внешнего долга России резервами снижается, начиная с 2011 года, когда оно составляло 98%. На начало 2015 года данный показатель равен 64%.

То есть если бы 1 января возникла необходимость погашать весь внешний долг страны, то почти на 2/3 его можно было бы покрыть ЗВР. Несмотря на снижение, это высокий показатель по международным стандартам, так как вероятность единомоментной необходимости погашать внешний долг равна практически нулю. Это связано с тем, что его абсолютно большая часть относится к долгосрочным обязательствам со сроками погашения в несколько лет.


Рисунок 3. Покрытие внешнего долга России ЗВР

Наибольшее распространение в мировой практике получила оценка достаточности ЗВР с использованием объема импорта. По международным критериям, минимально необходимым уровнем резервов является 3-хмесячный объем импорта. В России этот показатель снижается, однако существенно превышает минимально необходимое значение.

На 1.10.2014 года показатель составлял 12 месяцев. Среднемесячный объем импорта был около 40 млрд.долл. Соответственно, минимально необходимым объемом резервов можно признать величину около 120 млрд.долл., что в 3 раза ниже фактического уровня начала марта 2015 года. Необходимо отметить, что средний уровень показателя в развитых странах составляет лишь 4 месяца.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на уменьшение величины ЗВР, их объем является достаточным.

Советы по оценке ЗВР как индикатора макроэкономической ситуации

  1. Периодическое снижение объема резервов является естественным процессом. Именно для их использования в непредвиденных ситуациях ЗВР и создаются. Так, например, в 2014 году объем ЗВР России сократился на 24%, в то время как ЗВР США – на 71%. Объем резервов вполне достаточен для обеспечения финансовой стабильности.
  2. Мониторинг уровня ЗВР может помочь в оценке финансовой устойчивости страны. Однако возможное снижение их объема до уровня 200-250 млрд. долл. не должно вызывать беспокойства, так как превышает международные критерии оценки минимального уровня.

Внешний долг России на начало июля снизился до 485,5 млрд долларов, а международные резервы увеличились до 456,8 млрд долларов, подсчитали в РЭУ имени Г.В. Плеханова. Как пишут «Известия» со ссылкой на текст исследования, уже в обозримом будущем резервы могут превысить внешний долг, что станет запасом прочности нашей страны в случае новых санкций Запада в отношении России.

Сейчас Россия в составе своих международных резервах активно наращивает объемы золота, подчеркивается в документе. За последние семь лет доля этого металла выросла с 7,5% до 17,7%. Пополняя золотой запас, ЦБ поддерживает золотодобывающую промышленность. В 2018 году Россия может выйти на пятое место в мире по величине золотого запаса вслед за США, Германией, Италией и Францией. Кроме того, регулятор создает дополнительную финансовую подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств на международном долговом рынке.

Грамотное наращивание ЗВР, в рамках которого накопленные валюты и золото совокупно дорожают, тем самым, увеличивают объем резервов, – это заслуга ЦБ и попытка защиты от западных санкций, признает ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова. Однако объем ЗВР озвучен как результат официальных исследований института Плеханова, а что по факту происходит, мы не знаем, подчеркивает она. К сожалению, учитывая банкротство пенсионного фонда, нельзя исключать менее скромные данные и по объему ЗВР.

Но, полагает Сальникова, вряд ли власти будут стремиться к покрытию международными резервами всего объема внешнего госдолга. При условии, что в РФ наращивают долю золота в ЗВР и на текущий момент она уже составляет более 17%, падение цены на желтый метал (с апреля она снизилась почти на 10%, до 1220 долларов за тройскую унцию) является невыгодной ситуацией. То есть как минимум можно ждать, что РФ продолжит постепенно сокращать внешний долг, но без полноценного покрытия всей суммы.

С точки зрения экономической теории, отмечает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, резервы, конечно, имеют первостепенное значение для стабильности экономики, а низкий уровень долга - для восприятия страны кредиторами, для возможности заимствований. С другой стороны, указывает он, уже Адам Смит понимал, почему «не надо золота ему, когда простой продукт имеет». То есть в переводе на современный язык страна должна производить в худшем случае широкий набор товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а в лучшем - компьютерный код, а затем экспортировать их, и полученные средства складировать в резервах, а лучше - инвестировать обратно в производство и разработку кода.

У нас же получается, рассказывает эксперт, что мы экспортируем по большей части сырье, а полученные деньги «складируем» для более суровых времен, которые, безусловно, настанут, когда цена нефти снова упадет. С точки зрения кредиторов Россия действительно является страной, которой можно доверить деньги, потому что у нее низкий уровень долга, и этот долг обеспечен. Но на этом перспективы заканчиваются, потому что при нынешней экономической и политической модели взрывного роста не будет.

Потенциальный инвестор сравнивает Россию с другими развивающимися странами, и понимает, что он мог бы за последние 10 лет заработать примерно 55% годовых в других развивающихся странах и только 6,5% в России, и голосует долларом, констатирует Алексей Антонов. А санкции дополнительно ухудшают инвестиционный климат, делают его непредсказуемым, потому что вложения в российские ОФЗ в любой момент могут оказаться под запретом, например, для американских компаний и граждан, и, возможно, европейских.



Похожие статьи