Распределение внешнего долга после распада ссср. Внешний долг ссср: история, динамика и интересные факты

Летом текущего года Россия погашает последний внешний долг, возникший во времена СССР. Сумма в 125,2 миллиона долларов будет перечислена Боснии и Герцеговине. Помимо республик бывшей Югославии, Москва расплатилась с Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Парижским клубом. выясняет, зачем тратить на это деньги налогоплательщиков во время кризиса.

Имидж - все

Особенность выплат советских долгов Югославии заключается в том, что ни заемщика, ни кредитора более не существует на карте мира. Но долговые отношения остались. Платит Россия, ставшая единственным из всех 15 советских республик плательщиком долгов СССР странам-правопреемникам союзного балканского государства.

Россия после распада Советского Союза не только признала его долги, но и согласилась выплачивать долги царского правительства перед Великобританией, Францией и Бельгией. Советское правительство в свое время отказалось от долгов свергнутого режима, назвав их «кабальными», примерно так же, как это сделала одна восточноевропейская страна после произошедшей там смены режима. С царскими долгами Россия благополучно расплатилась: в 1997 году - с Великобританией, в 2000 году - с Францией и в 2008 году - с Бельгией. Мало того, Россия взяла на себя все обязательства по советскому долгу, не деля их с другими бывшими республиками.

Почему Россия пошла на это? В 1991 году, после распада Союза, бывшие республики подписали меморандум, где была закреплена солидарная ответственность по советским долгам. Однако при расчете долей оказалось, что на Россию приходится львиная доля - 61,34 процента общей суммы в 96,6 миллиарда долларов. Это объясняется масштабами страны и численностью населения. Например, на каждую из республик Средней Азии приходилось менее процента. Примерно в такой же пропорции предполагалось делить не только обязательства, но и все советские активы (здания посольств, земля, на которых посольства располагались, иные объекты недвижимости).

Надо сказать, что бывшие республики СССР не горели желанием брать на себя выплату советского долга - у них и без того финансовых проблем хватало. В 1993 году было достигнуто новое соглашение, согласно которому Россия взяла на себя все обязательства, а также все требования Советского Союза. Остальные республики отказывались от активов, зато снимали с себя головную боль по урегулированию отношений с кредиторами. Это тогда назвали «нулевым вариантом».

Советский долг состоял из межгосударственных заимствований, коммерческих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов, держателями облигаций и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Проблема погашения советских долгов заключалась еще и в том, что не всегда их можно было однозначно исчислить в денежном выражении. Зачастую СССР заимствовал «натурой». Так произошло с югославским долгом (поэтому выплаты балканским странам перечислены в последнюю очередь). Советский Союз поставлял Югославии оборонную продукцию и энергоресурсы, а вывозил оттуда потребительские товары. В результате за счет разницы в стоимости импорта и экспорта образовалась задолженность. Тем не менее даже такие трудноизмеряемые долги решили погасить. Был ли в этом смысл?

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» считает, что выгода в таком погашении, безусловно есть, но отложенная на очень долгий срок: «На нынешней ситуации погашение советского долга не скажется никак. Но это улучшает имидж России. В неопределенном будущем, когда улучшатся отношения с Западом, это позволит привлекать кредиты под более низкие ставки».

Эксперт напомнил, что отношение к добросовестным плательщикам принципиально отличается от отношения к тем, кто допускает дефолты или просит о реструктуризациях (а тем более - о списаниях). Наценка за риск тем, кто платит, гораздо меньше. Это одна из причин, по которой США так дешево размещают свой госдолг: в плане погашения американцы практически безупречны.

Кроме того, отмечает Хестанов, советский долг был сильно девальвирован. «В 1980-е годы, когда заимствования привлекались, это были довольно солидные суммы. Но в 2000-х годах (особенно с учетом нефтегазовых доходов, которые пролились на нашу страну) этот долг потерял в стоимости. И когда Россия взялась их гасить, это были уже смешные деньги. А к имиджу России это добавило определенные очки», - отметил он.

Эксперт убежден, что скрупулезное погашение всех долгов - рациональное решение. «Будущие выгоды непонятно когда наступят, но они многократно превышают затраты. В ближайшее время мы за рубежом занимать не собираемся, да нам никто и не спешит давать. Но это задел на далекое будущее: когда вновь встанет тема привлечения зарубежных инвестиций, это можно будет сделать гораздо выгоднее», - уверен Хестанов.

Великодушные жесты

В 1998 году Россия получила тяжелый урок, связанный с долговым рынком. После дефолта по гособлигациям и последовавшего за ним кризиса всем стало ясно, насколько серьезные проблемы могут создать неоплаченные долги. С тех пор старается держать государственный долг на чрезвычайно низком уровне.

Признав все долги и взяв на себя обязательства по их оплате, Россия приобрела репутацию добросовестного заемщика. Теперь, когда возникают проблемы, например, с выплатой долга России Украиной, международные финансовые организации и судебные инстанции относятся к нам гораздо благосклоннее. Никто не может упрекнуть российскую сторону в небрежности выполнения обязательств, а значит, и у нее есть все основания требовать возмещения долга.

Будучи аккуратным плательщиком по долгам Советского Союза, Россия при этом не слишком требовательный кредитор по отношению к тем, кто заимствовал у СССР. Обычно это объясняют низким качеством заемщиков. Заимствовало советское правительство у серьезных и респектабельных государств, а давало в долг, напротив, бедным странам Африки и Латинской Америки. Как правило, это были авансы в обмен на лояльность к Советскому Союзу, «социалистическую ориентацию» и в значительной степени рассматривались самим кредитором как форма помощи. Требовать выплат такого рода задолженностей нет смысла, поскольку денег у них все равно нет.

В 1999 году в качестве члена Парижского клуба Россия списала больше половины долга беднейшим странам, таким как Танзания, Бенин, Мали, Гвинея-Бисау, Мадагаскар, Гвинея, Чад, Йемен, Мозамбик, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

В отношениях с бедными должниками иногда используют «бартер». Например, в декабре 2016 года Куба Чехии покрыть долг времен холодной войны в 276 миллионов долларов ромом. Шутники посчитали, что если Чехия ввезет такое количество алкоголя, то в расчете на численность населения ей хватит на 200 лет.

Россия простила некоторые долги своим политическим и экономическим партнерам в обмен на заключение крупных контрактов - так, например, было с Македонией и Северной Кореей.

В связи с урегулированием долгов в 2007 году пострадал замминистра финансов . Он был арестован и обвинен в мошенничестве при урегулировании долга Алжира. Пробыв под стражей 11 месяцев, чиновник был освобожден сначала под подписку о невыезде, а затем полностью оправдан и восстановлен в должности. И хотя обвинения оказались беспочвенными, это дело заставляет российские финансовые власти действовать при урегулировании долгов крайне осмотрительно.

В начале февраля Россия погасила советскую задолженность перед Македонией в размере 60,6 млн долл. А летом закроет долг СССР перед Боснией и Герцеговиной, выплатив 125 млн долл.

Откуда взялся долг?

По данным Банка России на 1 января 2017 г., внешний долг России оценивается в 519 млрд долл. Большая часть этой задолженности лежит на коммерческом секторе (470 с лишним млрд долл.): банках и предприятиях. Оставшиеся 49 млрд долл. — чистый государственный долг. И примерно миллиард из него — долги, оставшиеся со времён СССР.

Крупные заимствования СССР начал делать в середине восьмидесятых. На кредитные деньги импортировали продовольствие, потребительские товары, которых не хватало в стране. По данным замминистра финансов России Сергея Сторчака , в 1985-1991 гг. государственный внешний долг СССР вырос с 31 до 96,6 млрд долл. США. Страна всё больше погружалась в долговую яму: новые займы брали для обслуживания уже накопившейся задолженности. Банкротом развалившийся СССР не объявили лишь потому, что осенью 1991 года Россия и большая часть республик заявили о солидарной ответственности по выплате этого долга. Позже был подписан договор, согласно которому Россия должна была выплатить 61,34 % задолженности. Остальное было распределено между республиками, согласившимися стать правопреемницами СССР по внешнему долгу. Однако вскоре выяснилось, что последние платить не в силах. Поэтому в 1993 году наша страна взяла на себя все обязательства бывших советских республик взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР.

Как шли выплаты?

Большую часть долга СССР нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Первый — неофициальная межправительственная организация стран-кредиторов, второй — неформальная организация, объединяющая коммерческие банки-кредиторы. Задача этих структур в том, чтобы регулировать вопросы, связанные с выплатой долгов. Переговоры с Парижским клубом (долг СССР перед входящими в него странами был порядка 38 млрд долл.) шли в несколько этапов. Россия получала отсрочки, брала новые кредиты, реструктурировала задолженность. В 2006 г. она досрочно погасила все обязательства перед Парижским клубом, хотя, согласно договорённостям, могла бы выплачивать деньги до 2020 года.

Обязательства перед Лондонским клубом превышали 30 млрд долл. Долг также был реструктурирован. Окончательная точка в урегулировании долговых вопросов с Лондонским клубом кредиторов была поставлена в 2009 г. Минфин России завершил выплату коммерческой задолженности бывшего СССР, обменяв 405,8 млн долларов долга на еврооблигации со сроком погашения в 2010 и 2030 годах.

Помимо «клубных» долгов СССР имел и другие. Например, долги за неоплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с иностранными поставщиками. Или долги перед бывшими странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которые возникли в результате системы межгосударственных расчётов.

Так, долг Югославии (тот, что вскоре отдадут Боснии и Герцеговине) возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары — на другую.

Зачем отдавать долги досрочно?

«Погашая долг досрочно, Россия получает существенную экономию на процентах, — рассказал АиФ.ru Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ . — Другой важный момент — это улучшение имиджа российской экономики, что может благоприятно сказаться на инвестклимате. Отмечу, что, по сравнению с развитыми странами, у России крайне низкий внешний долг. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100 % ВВП, то в России долг не выше 25 % ВВП. Что касается нагрузки на бюджет, то она несущественна».

Кстати, РФ ещё и очень добрый кредитор. За последние 20 лет мы списали задолженностей на сумму около 140 млрд долл. Причём большая часть долгов (за поставки оружия) списана при вступлении в Парижский клуб.

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

На фото: Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE


Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.

Очереди в магазины: СССР 80-е годы


4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду "бедных" и "развивающихся". Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.


При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с "Дойче банком").

Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века


В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление "Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком", которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ "О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ", который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .

Очередь за водкой, СССР, 80-е годы


На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял$ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

2017 года. Об этом заявил заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак. Последним государством, которому была должна наша страна, являлась Босния и Герцеговина. Долг СССР составил чуть более 125 млн долларов США.

По официальным данным, он будет погашен единовременной транзакцией в течение 45 дней. Таким образом, к 5 мая 2017 года наша страна полностью избавится от обязательств советского прошлого.

Почему Россия платит долг за СССР

Многие российские патриоты в один голос заявляют, что мы не должны были расплачиваться по обязательствам несуществующей страны. Их аргумент, как правило, один: ели и пили все бывшие а платить должна одна Россия. Внешний долг СССР мы получили после его распада. Помимо пассивов, т. е. долгов, Россия получила еще огромные преференции:

  • Все внутренние и зарубежные активы.
  • Весь золотозапасный резерв СССР.
  • Обязательства других стран перед СССР стали обязательствами перед Россией.
  • Наша страна получила статус постоянного члена Совета Безопасности ООН как правопреемница СССР.

Таким образом, внешний долг СССР на момент распада оказался выгоден именно нашей стране. Как мы воспользовались ситуацией - это, конечно, отдельная тема для разговора. Помимо преимуществ, мы получили также обязательства, которые смогли выполнить только к 2017 году. По предварительным подсчетам экономистов и политологов, общая стоимость зарубежного имущества СССР оценивалась приблизительно в 300-400 млрд долларов. И это не говоря уже обо всем остальном (золотой запас, право требования с других стран и др.). Примечательно, но Украина в 1991 году так и не ратифицировала соглашение, по которому нашей стране достанется все: и пассивы, и активы. Доля долга соседей, по их подсчетам, равняется 14 млрд долларов, а доля только от внешних активов - 50-60 млрд долларов.

«Нулевой вариант»

В 1991 году изначально было подписано соглашение - Меморандум о взаимопонимании. По нему долг СССР на момент распада должен был делиться пропорционально, т. е. была возможность разделить обязательства между всеми странами, входившими в Союз. Однако и все активы пришлось бы также делить согласно проценту долга. России как правопреемнице не СССР, а РСФСР, досталось бы чуть более 61%, Таджикистану, например, - 0.82%. Помимо раздела долгов, наша страна лишилась бы места постоянного члена в

2 апреля 1993 года наше государство заявило о «нулевом варианте». Это значило, что нам достаются все активы и пассивы несуществующей страны. С этого дня мы забрали себе не только все золото, внешние и внутренние активы, но и весь суверенный долг СССР. Некоторые не поддержали это решение, другие (Эстония, Латвия и Литва) и вовсе отказались иметь хоть какие-то дела, связанные с Советским Союзом. Какой долг СССР перешел к нашей стране? Об этом далее.

Долг СССР на момент распада

России достался внешний долг в размере 96,6 млрд долларов. Эта сумма складывалась из облигаций внутреннего валютного займа, облигаций внешэкономбанка, займов у других стран, обязательств перед участниками Лондонского клуба. Активов, по подсчетам экономистов, наша страна получила гораздо больше: официальные власти отказались предоставить полную информацию о состоянии золотого запаса, алмазного фонда, а также о других крупных активах.

Сумма в 96,6 млрд долларов была озвучена официальным лицом - заместителем министра финансов Сергеем Сторчаком. Однако в прессе возникают иные цифры. Так, руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства (1993-1994) приводил цифру в 67,8 млрд долларов. В своем докладе он опирался на таблицы Всемирного Банка. Также встречались цифры и выше - вплоть до 140 млрд долларов.

Подобные разночтения встречаются потому, что долг СССР нигде официально не публиковался сразу. Первая официальная информация о нем появляется только в 1994 году от Центробанка. Тогда обязательства были на сумму 104,5 млрд долларов с учетом набежавших процентов. Только общая стоимость зарубежных активов оценивалась в 300-400 млрд долларов. Поэтому современным патриотам необходимо понять, что наша страна только выиграла от подобного раздела активов и пассивов. Как мы ими распорядились? Это уже другая тема для разговоров и публикаций.

Мы прощаем, а нам нет?

Вторая группа наших патриотов не оспаривает обязательств по долгам Советского Союза, но они негативно высказываются о том, что долги перед СССР имели много государств. Однако почти все из них Москва простила при приходе к власти президента В. В. Путина. Перечислим ниже эти страны.

Северная Корея - списано 10 млрд долларов

В сентябре 2012 года наша страна списала 90% долга перед СССР. Официальная причина списания: будущие совместные проекты в области образования, здравоохранения, энергетики и др.

Экономисты подсчитали, что Россия может получить доступ к выгодной прокладке газопровода в Южную Корею через КНДР, а также неплохие контракты по реконструкции железной дороги в этой стране. Кроме того, РФ получит доступ к минеральным ресурсам, к которым запрещен доступ другим странам. Если Россия воспользуется ситуацией, то списанный долг СССР принесет больше пользы от прощения, чем от его требования.

Однако политологи скептически относятся к подобным проектам: новый лидер Ким Чен Ын - нестабильный человек в вопросах прокладывания экономического и политического курсов.

Африка - более 20 млрд долларов

Долги перед СССР имели многие страны африканского континента:

  • Бенин;
  • Танзания;
  • Сьерра-Леоне;
  • Гвинея-Бисау;
  • Буркина-Фасо;
  • Экваториальная Гвинея;
  • Мозамбик;
  • Алжир;
  • Эфиопия.

В июне 1999 года наша страна простила им до 90% долга. Россия стала членом кредиторов. Политический статус требовал широких жестов. Не всем странам так просто списали долг: Алжир, например, обязан был закупить в нашей стране на сумму долга (4,7 млрд долларов) промышленные товары. Фактически за наши же деньги мы продали наши же товары. Официальная версия такова, что многие страны и так не могли с нами рассчитаться. Мол, что с них взять? Однако не все страны, которым мы простили, такие «бедные и несчастные».

Ирак - 21,5 млрд долларов

Ситуация с Ираком не поддается никакой политической и экономической логике. В 2004 году наша страна списала этой стране 9,5 млрд долларов. Затем Ирак снова набрал у нас кредитов, которые были списаны в 2008 году. Официальная версия: надежда на то, что руководство Ирака будет учитывать интересы российских нефтяных компаний. Эта страна Ближнего Востока - вторая в мире по экспорту нефти, поэтому рассчитаться с нами за долги вполне было по силам.

Вьетнам - 9,5 млрд долларов

Также с Вьетнамом: мы не получили практически никаких преференций от реструктуризации долга. Эта страна Юго-Восточной Азии стала одной из первых, кому Россия простила задолженность. В 2000 году мы списали 9,5 млрд долларов долга из одиннадцати. Остальная часть будет выплачена через совместные проекты на территории Вьетнама до 2022 года.

Сирия - около 10 млрд долларов

Сирия также имеет богатые месторождения углеводородов. Почти 10 млрд долларов из 13,5 наша страна списала в 2005 году. Оставшийся долг должен быть также выплачен через совместные проекты в сфере строительства, газа, нефти. Сирия также обязана закупать российское вооружение для модернизации армии.

Остальные

Долги перед СССР имели не только вышеперечисленные страны. Также нам были должны Афганистан, Монголия, Куба, Никарагуа, Мадагаскар и др. Нам также должны были государства, которых больше нет на карте мира: Чехословакия, ГДР, некоторые страны Африки и Азии. Теперь требовать с них что-то бесперспективно.

Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91 гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.

В 70-е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.

Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.

Наконец, и в Советском Союзе произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.

Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.

Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Таблица 1. Расчётные доли бывших союзных республик в общесоюзных показателях, %

Республика

Долг/активы

Нац. доход

Население

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Узбекистан

Азербайджан

Туркмения

Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991 года оба соглашения - Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г); в группу 2 Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 - страны, не собирающиеся присоединяться к названным документам.

Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118

Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992 г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.

В октябре 1992 г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.

Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992 г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.

Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря - оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.

Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.

Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.

В-третьих, большинство наших должников - слабо платежеспособные, многие уже накопили большую просроченную задолженность. Поэтому необходимо определить формы погашения долга (деньги, товары, собственность, инвестиции), а во многих случаях - льготные условия рассрочки платежей.

Анализ динамики «нового» долга России

В 90-е гг. при переходе к рыночной экономике российское государство само стало прибегать к внешним заимствованиям. На начало 2000 г. внешний долг, возникший у самой России, или «новый» долг, составил почти 50 млрд. долл., а общий объем внешнего долга превысил 158 млрд. долл.

Главной причиной роста внешнего долга России стала несбалансированность государственных бюджетов в 1992-1999 гг. дефицит бюджетов РФ в значительной мере финансировался за счет внутренних и внешних заимствований. Рост долга России был обусловлен необходимостью обслуживания долговых обязательств бывшего СССР и собственных накопленных долгов.

Самый большой прирост государственного внешнего долга - 22 млрд. долл. - пришелся на 1998 г., когда платежный баланс России по счету текущих операций превратился из активного в пассивный из-за резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. Внешние займы в этом году использовались и для выплат по непомерно возросшему внутреннему долгу. Внешний долг России на начало 2000 г. вырос также из-за включения в его состав в 1999 г. облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) на сумму 11,1 млрд. долл. (см. таблица 3)

С 1992 г. Россия начинает пользоваться значительными кредитами Международного валютного фонда в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ, на финансирование дефицита бюджета, на пополнение валютных резервов Центрального банка. (см. таблица 4) С 2000 г. Россия не брала в долг у МВФ, а только вела погашения кредитов и оплату процентов по ним. Одной из наиважнейших сторон взаимодействия России и МВФ стала возможность трансформации экономики РФ из нерыночной в рыночную.

С начала 90-х годов российское правительство получало внешний займ и гарантии от Всемирного банка, при этом, в основном оно сотрудничало с Международным банком реконструкции и развития - головным банком, входящим в группе Всемирного банка. За период с 1992 до 2002 г. МБРР предоставил России займов гарантий на сумму более 11 млрд. долл., в том числе 6 млрд. долл. - бюджетозаменяющие займы и 5 млрд. долл. - займы на реализацию инвестиционных проектов и проектов технического содействия структурным реформам, из них реально было использовано около 8 млрд. долл.

В 1992-2000 гг. в России по линии МБРР финансировались инвестиционные проекты в энергетике, транспорте, связи, сельском хозяйстве и другие. (см. таблица 5)

После августа 1998 года (дефолт) в связи с кризисом кредитных отношений России с МВФ МБРР начал оказывать содействие России в достижении финансовой стабилизации.

Кредиты МБРР, предоставляемые России, выдавались на срок 17 лет. По пяти проектам были предоставлены на очень льготных условиях - под 3,5 процента годовых.

После кризиса августа 1998 года государство России начало проводить новую экономическую политику, направленную на усиление сбалансированности бюджета, увеличение его доходов, что создало более благоприятные условия для выплаты процентов и погашения основного долга. Россия снизила уровень новых внешних заимствований, так как после дефолта произошло удорожание валютных кредитов для России из-за резко снизившегося суверенного кредитного рейтинга страны.

Правительство России расширяет внутренние государственные заимствования путем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) и государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со ставками доходности на уровне ожидаемой инфляции. Замещение внешних заимствований внутренними уменьшает валютную нагрузку, стоимость обслуживания долгов.

Одним из направлений снижения долговой нагрузки стало стимулирование выкупа негосударственными структурами долговых обязательств государства. В 1998-2001 гг. предприятиям и организациям было предоставлено право погашать задолженность по платежам в бюджет долговыми обязательствами России (ОВГВЗ или еврооблигациями), которое покупались на финансовых рынках о цене ниже зачета.

В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован, и большая доля приходится на задолженность развитым странам, а также рыночную задолженность, выраженную в еврооблигациях.

В связи с повышение мировых цен на нефть и другие энергоносители в 2001-2006 гг. произошло серьезное улучшение платежных позиций и валютного положения России. Если в начале 2001 г. золотовалютные резервы России обеспечивались менее 22% объема государственного внешнего долга, то к началу 2005 г. коэффициент обеспечения поднялся до 124%, а к началу 2006 г. составил 221%.

Государственный внешний долг РФ, включающий долги федеральных органов управления. Субъектов РФ, органов денежно-кредитного регулирования, сократился за период с начала 2001 г. до начала 2008 г. со 139,3 до 44,9 млрд. долл.

Рисунок 1. Динамика государственного внешнего долга РФ

Таким образом, внешний долг государственного сектора за семь лет уменьшился на 94,4 млрд. долл., а у негосударственного сектора увеличился на 396,5 млрд. долл. В итоге общая сумма внешнего долга РФ выросла к началу 2008г. до 463,5 млрд. долл. против 161,4 млрд. долл. в 2001 г.

Рисунок 2 Соотношение государственного и частного сектора в структуре внешнего долга РФ



Похожие статьи