В россии предлагают ввести налог на малодетность. Нужен ли нам налог на малодетность? Сколько платят бездетные

Граждане страны, в которой действует свобода выбора, могут рассчитывать на личную систему ценностей и приоритетов. И часть населения, конечно, вполне может иметь желание поспособствовать рождаемости державы, а кое-кто вовсе не располагает к такому шагу. Принципы же демократии противоречат принудительной смене мировоззрения человека. Но вместе с тем у государства есть возможность утвердить налоги для граждан, чья система ценностей не вписывается в традиционную. О том, будет введен налог на бездетность в 2017 году в России или нет, рассматривается ниже в этой статье.

Суть понятия

Когда человек достиг возраста, пригодного для деторождения, и не обзавёлся потомством, он обязан платить пошлину. Корни данного нововведения идут от утверждения о том, что если гражданин из-за собственных приоритетов не желает иметь детей, он обязан оказать поддержку государству хотя бы в виде такой вот пошлины. После этого указанный НДФЛ имеет шанс быть направленным на осуществление помощи семьям, захотевших усыновить детей-сирот. Погашение налога останавливается при следующих обстоятельствах:


Но совсем не факт, что такие условия позволят побудить граждан к увеличению рождаемости в массовом порядке. Как прогнозируют аналитики, люди лишь в первый год действия данного нововведения подхватят эту волну деторождения, но потом неизбежно ослабление интенсивности воспроизводства. Просто подобный шаг правительства уменьшит различие между уровнем жизни семей, что не имеют потомства, и тех, которые уже обзавелись чадами. Правда, идея рассматриваемого НДФЛ не нова – сие уже практиковалось во времена Советского Союза, и может быть «реанимировано» сейчас. Надо помнить, что подобный налог уже действует, только в ином представлении.

Вычет на потомство

Люди приспособились оплачивать пошлину в нынешних реалиях РФ, и масса соотечественников даже не подозревает того, что налог на бездетность входит в НДФЛ. Те из них, у кого есть чада, отдают в госбюджет на 1400 руб. меньше по сравнению с бездетными гражданами. А если появится 3-й ребёнок и последующие за ним, тогда разница достигнет уже 3 тыс. руб. Матери либо отцы-одиночки платят вдвое меньше от указанных сумм. А вот ухаживающим за дитём-инвалидом положен вычет в размере 12 тыс. руб.

Сколько составляет пошлина?

Работоспособная часть населения приносит в казну 13% от собственного заработка. Легко посчитать, сколько будет налог на бездетность 2017 в России , – не менее 182 рублей. Эта цифра начисляется в качестве доплаты воспитателям, имеющим потомство, и указывается в расчётной бумаге. По нехитрым соображениям получается, что для 2-х детей сумма равна 364 рублям, а для 3-го ребёнка соответственно 390 рублей. Вот и выходит, что на сегодняшний день в государстве существует некое подобие пошлины для бездетных, работающее по обратному принципу.

Какая дальнейшая судьба вводимого НДФЛ?

О перспективах данного налога, похоже, говорить не приходится, поскольку глава государства отклонил предложенную идею. В позапрошлом году лидер ЛДПР, В.В. Жириновский заявил о следующем измышлении – вычитывать 6% заработка с мужской части населения, не имеющей потомства. Но Владимир Путин не счёл нужным данное предложение, ведь рождаемость увеличивается, и её снижения ожидать не приходится. Наоборот, утверждение столь неоднозначного НДФЛ чревато поднятием волны протеста, не говоря уже об отсутствии результативности пропаганды деторождения. Также Президент отметил моральную составляющую нецелесообразности введения такой пошлины.

Какой будет налог на бездетность 2017 в России и будет ли вообще, говорить пока не приходится, время покажет. Но страна, в которой он функционирует, это нонсенс и игра не стоит свеч. Просто есть альтернативы рассматриваемого НДФЛ, и в России тоже.

Граждане обоего пола, способные рожать детей и находящиеся в подходящем возрасте, обязаны вносить в государственный бюджет определенную сумму. Каков размер налога на бездетность? После какого возраста Налоговая служба прекращает его начислять, и для чего правительство взимает средства с одиноких граждан?

Молодежь не зацикливается на семейных ценностях. Влияние Запада отпечаталось в головах молодых россиян наиболее четко. Там считают, прежде чем заводить семью, необходимо состояться в жизни: купить дом, построить карьеру в профессии, заработать миллион.

Цели замечательные. Всегда нужно перенимать положительные вещи. Однако в Советском Союзе рожали детей и работали. Было тяжело – крепились и продолжали свое дело. В одиночестве не тратятся на окружающих, но стране такое поведение граждан невыгодно.

Огромные территории, доставшиеся от великих предков, нужно обрабатывать и защищать от посягательств неприятеля. Для исправления демографической ситуации необходимо стимулировать население к рождению детей.

Кто должен был платить налог за бездетность

Сегодня россиянам беспокоиться не надо. Деньги за отсутствие детей они платить не будут. Налог отменили в январе 1992 года, когда не стало СССР. Советское поколение не было избавлено от подобной необходимости. Холостяков и семьи, в которых дети отсутствовали, налогом обложили в 1941 году. Война стремительно сокращала численность россиян, и новорожденные были необходимы, как и деньги для экономики борющейся с врагом державы.

Прошло 76 лет. Изменилась стоимость рубля и жизненные ценности. Товаров стало больше. Теперь трудно оценить значимость выплачиваемой в то время государству суммы. Ее размер зависел от зарплаты гражданина. Ставка по налогу за бездетность составляла 6%.

Платить были обязаны:

  • не воспитывающие детей мужчины от 20 и до 60 лет;
  • женщины, не родившие ребенка, 20–45 лет.

Введение дополнительного сбора не приводит население в восторг. Государственные цели простого человека не интересуют. Расходы на отсутствие детей понижают жизненный уровень и заставляют работать напряженнее или отказываться от удовольствий.

Вот мотивы, по которым бездетные граждане не хотели платить:

  • отсутствие минимальных жилищных условий для создания семьи;
  • небольшой доход;
  • возрастные расхождения между мужчинами и женщинами при определении плательщика;
  • естественное нежелание человека делать что-либо против воли.

Потенциальные налогоплательщики получали льготы. Они платили по сниженной ставке при зарплате до 91 рубля. Получавшие меньше 70 рублей вовсе освобождались от уплаты, как и граждане, которым родить не позволяло здоровье.

Кроме перечисленных категорий граждан льготы предоставлялись:

  • получающим высшее образование людям (вплоть до 25 лет);
  • заслужившим звание Героя Советского Союза;
  • награжденным орденами гражданам;
  • проходящим военную службу и всей их семье;
  • потерявшим детей на фронтах Великой Отечественной войны.

Уплачивали налог с 20-летнего возраста независимо от пола. Вносить его обязывали не только при отсутствии детей, но и после смерти единственного рожденного ребенка. Взимать налог прекращали, если у человека появлялись дети. Произошло это после усыновления или рождения собственного ребенка значения не имело.

Со временем вводились дополнительные льготные условия уплаты. В 1980 году вступившие в брак люди и не успевшие обзавестись детьми при перечислении налога на бездетность получали скидку. Правда, действовала льгота только в течение первого года супружеской жизни.

Постепенно налог снижался и более обеспеченным советским гражданам. Налоговую ставку уменьшили для зарплат до 150 рублей. Перестали брать его с замужних женщин, невзирая на отсутствие в семье детей.

Кто обязан платить налог за бездетность в России в 2019 году

Сейчас формально налог на бездетность не существует. Правительство вместо запретов стимулирует рождаемость предоставлением обзаведшимся детьми семьям налоговых вычетов. Если в советское время бездетные платили больше, то теперь поводов для недовольства нет. Зато есть возможность сохранить заработанное и продолжить род.

При оплате НДФЛ россиянам предоставляют следующие скидки:

  • 1 400 рублей – семьям, воспитывающим до 2 малышей;
  • 3 000 рублей – за ребенка-инвалида;
  • 3 000 рублей – после рождения трех или более детей.

Получается, что бездетные перечисляют в государственный бюджет на 400 рублей больше. Эту сумму, хоть и с натяжкой, можно считать размером современного налога.

Попытки законодателей возродить налог за бездетность в России

В 2003 году с подачи депутата А. Чуева народные избранники вернулись к обсуждению сложной демографической ситуации. Одним из способов ее исправления предлагалось введение налога на бездетность. В случае утверждения инициативы у граждан, способных иметь детей, стали бы регулярно вычитать с зарплаты 5%.

В России более 20 миллионов холостяков. Проблема численности населения выправилась бы, создай они семью и вырасти по одному ребенку. Однако делать этого никто из них не хочет. Эта ситуация заставила в 2006 году чиновника из комитета по здоровью (Н. Герасименко) вновь поднимать вопрос налогообложения бездетных. В его прицел попали молодые люди 18–65 лет.

Попыток усовестить финансовыми мерами воздействия не желающих детей граждан сделано немало. Предложения о введении налога в различной форме поступают по сей день. Пока правительство откладывает его введение. Мера непопулярная, ведь 70% населения относятся к налогу негативно. Они считают, что не смогут потянуть возросшие после рождения детей расходы.

Главное отличие нынешнего руководства страны в вопросе увеличения рождаемости от господствующей в Советском Союзе системы - отмена карательных действий. Запреты и наказания ведут к сопротивлению, так как навязаны со стороны. Финансовые же поощрения ни к чему не обязывают, а при выполнении условий приносят прибыль. Этим и объясняется эффективность материнского капитала. Кто станет спорить, когда тебе дается на расходы почти полмиллиона?

Налог за бездетность

Поощрять юных россиян (младше 23 лет) рожать первенцев. И вот - совершенно противоположная инициатива - обложить россиян налогом на малодетность (семья с одним ребенком считается малодетной). Давайте разберемся, что за странные колебания между кнутом и пряником.

Сразу нужно отметить - не стоит относиться к этой инициативе всерьез. В конце концов, ее автор - общественный деятель Юрий Крупнов (член Федерального совета Всероссийской политической партии «Партия Дела», председатель Движения Развития, председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития) хоть и все время где-то «возле власти», но отнюдь не депутат, сенатор и, тем более, не премьер-министр. Однако это далеко не первая попытка перераспределить затраты на рождение и воспитание детей в нашей стране. Давайте вспомним историю.

Рожай или плати

Впервые налог «на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» появился в нашей стране в самое, казалось бы, неподходящее время: в ноябре 1941 года.

С сегодняшней точки зрения событие необъяснимое: немецкие войска стоят под Москвой, вокруг Ленинграда смыкается кольцо блокады, а Президиум Верховного Совета СССР озабочен усовершенствованием налогового кодекса!

Вряд ли речь шла о долгосрочных демографических перспективах, скорее - о быстром способе пополнения государственного бюджета. Когда война подошла к концу, стали очевидны и колоссальные людские потери, которые требовалось восполнить - Указ совершенствуют и дорабатывают в 1944 году.

Итак, кто должен был платить налог на бездетность?

  • Все мужчины от 20 до 50 лет, независимо от семейного положения - 6% от зарплаты.
  • Все замужние женщины от 20 до 45 лет - 6% от зарплаты.
  • Жители села: не имеющие детей 150 рублей в год, одного ребенка - 50 рублей, двух детей - 25 рублей в год (с 1949 по 1952 год).

От уплаты налога освобождались те, кто не мог иметь детей по медицинским причинам, а также те, чьи дети погибли на фронте. Другие причины смерти детей во внимание не принимались.

Совершенно абсурдной была ситуация, когда молодая женщина, вышедшая замуж, тут же облагалась «налогом на бездетность» - год отсрочки молодожены получили только в 1980 году.

А в 1992 году, вместе с Советским Союзом ушел в историю и налог на бездетность.

Стало интересно, а где еще в мире взимают налог на бездетность? Не будем категорично говорить «нигде», выразимся более корректно - нам не удалось найти информацию об аналогичных налогах. Так что, можем смело считать его нашей национальной экзотикой, наряду с баней, медведем, балалайкой и матрешкой.

«Дай миллион!»

На самом деле налог на бездетность у нас в стране есть, только в завуалированном виде - в форме налоговых вычетов «на детей». То есть не у бездетных граждан берут деньги, а налогоплательщикам-родителям немножко возвращают. Однако очередной, 401-й способ «сравнительно честного отъема денег у населения» не дает покоя депутатам.

Первым проявил инициативу депутат Госдумы от Партии «Родина» Александр Чуев в 2003 году. Он полагал, что было бы неплохо «отщипнуть» 3-5% доходов у всех бездетных мужчин и женщин детородного возраста, вне зависимости от их семейного положения .

Спустя пару лет это же предложение прозвучало со стороны сопредседателя партии «Правое дело» и главы общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова. Он вообще оказался очень практично мыслящим политиком. К примеру, предложил позволить юношам, не желающим служить в армии, «вносить компенсацию», то есть, попросту официально откупаться от исполнения священного долга. Что до бездетности, то Борис Титов предлагал обложить 2%-ным налогом только граждан 22-25 лет, доходы которых составляют от 100 тыс. рублей.

Как тут не вспомнить фразу, с которой начинается знаменитый роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен: «Всем известно, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

Две попытки, проваленные законодательным собранием, - достаточный повод отказаться от идеи ведения налога, но нет: в 2006 году с аналогичной инициативой выступает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. На этот раз ВЦИОМ даже провел опрос общественного мнения (69% опрошенных высказались против введения налога ), а инициативного депутата попытался урезонить тогдашний председатель Совета Федерации Сергей Миронов, заметивший, что у нас и так молодые семьи откладывают рождение первенца до тех пор, пока не приобретут жилье, и новый налог никак не ускорит этот процесс.

Казалось бы, тут и точку можно поставить. Но в 2013 году внезапно сделал заявление Дмитрий Смирнов, который являлся на тот момент главой синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной церкви.

«Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей... или не можешь, то поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом» , - заявил священнослужитель.

Наконец, в 2015 году в ход пошла тяжелая артиллерия: с предложением вернуть шестипроцентный налог к президенту обратился Владимир Жириновский. А, как известно, экстремальные высказывания этого политика часто становятся своего рода «пробными шарами» в отношении спорных инициатив власти.

Последняя глава саги о налоге: с концепцией федерального закона «О статусе многодетных семей в Российской Федерации» выступил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Вымирание или демографическая волна?

Не остановиться на предложенной концепции закона невозможно - это крайне любопытный документ, в полной мере отображающий личность его автора. Поэтому кратко познакомимся с Юрием Васильевичем.

В 1984 году он окончил сельскохозяйственный факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (отделение агрономии, специализация «биофизика и физиология растений»), после чего последовательно выстроил карьеру в области образования. Однако привычка мыслить с размахом не позволила ему вести размеренную жизнь заурядного бюрократа: он учредил собственную «Партию Развития» (не зарегистрирована), поработал помощником Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, а попутно создал полтора десятка концепций государственной политики: «Новый Средний Восток», «Альтернативная усадебная урбанизация», «Тысяча новых городов для России», «Афганская политика России», «Северная цивилизация», «Промышленная доктрина России», «Ядерная доктрина России», «Кавказская доктрина России»

Но самой любимой, надо полагать, стала «Демографическая доктрина России», ведь …

«В настоящее время в Российской Федерации наблюдается эпидемия сверхсмертности и чрезвычайно низкой рождаемости. Без всякого преувеличения следует сказать: Россия вымирает. Это требует определить ситуацию как чрезвычайную, как демографическую катастрофу и цивилизационный вызов народам России и самому будущему нашей страны. Если мы ничего не будем предпринимать, то уже в ближайшие десятилетия Россия исчезнет с карты мира по демографическим причинам».

Напрасно ученые-демографы уверяли, что прирост населения носит волнообразный, а не линейный характер, и сейчас мы не столько вымираем, сколько пожинаем плоды очередной демографической ямы - «эха» Великой Отечественной войны, усугубленного сумятицей Перестройки. Обеспокоенный грядущим вымиранием Юрий Крупнов учреждает автономную некоммерческую организацию «Институт демографии, миграции и регионального развития», которая с 2007 года выпускает различные доктрины - продуктивность АНО такова, что испытываешь зависть и оторопь одновременно. Жаль, что с научным обоснованием у «Института…» все обстроит не так оптимистично.

«О статусе многодетных семей в Российской Федерации»

Итак, вернемся к концепции предполагаемого федерального закона (мы сохраняем орфографию авторов).

«В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей».

К счастью, автор не только ставит грандиозные задачи, но и указывает, как их добиться. Многодетные семьи поделят на три категории: малоимущие (на обеспечении государства), зажиточные (на частичном гособеспечении) и состоятельные.

Малоимущим, если они сумеют как-то доказать (не очень понятно, как именно), что достойно воспитывают своих детей, будут выделяться довольно крупные суммы: ежемесячно 25 тысяч на 3-4 детей, 45 тысяч - родителям 5-7 детей, 100 тысяч - тем, у кого детей еще больше. Впрочем, денег-то малоимущие многодетные как раз не увидят:

«Принципом материальной поддержки является отказ от денежных выплат в пользу конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутёвка, специальные смены в лагерях труда и отдыха или отдельные лагеря типа «Артек», «Орлёнок» и др.)»

Конечно, за абонементы в консерваторию придется чем-то поступиться, в данном случае «малоимущим» и «зажиточным» многодетным семьям - некоторой свободой.

«К каждой малоимущей семье прикрепляется в целях содействия и консультирования среднезажиточная семья-консультант (модератор, инструктор…), которым содействуют в их работе с «отстающими» семьями социальные педагоги из системы Агентства демографического развития».

Встает вопрос, как семье с 8 детьми стать хотя бы среднезажиточными, ведь смысл концепции не в выплатах, а в способах их сокращения: «всячески стимулируется и поощряется переход семей в более материально устойчивую и статусную категорию». И на это у коллектива авторов есть ответ - «вводятся широкие возможности по надомным и иным специальным формам занятости» . Впрочем, как раз с этим проблем не будет, ведь…

«Одним из важных нововведений явится отнесение деятельности по уходу и воспитанию детей в многодетных семьях к общественно полезной, профессионализируемой (имеющей квалификацию) и оплачиваемой государством деятельности, что потребует введения соответствующих выплат («зарплат») и с 2025 года компенсации пенсионному фонду, поскольку данная деятельность будет включаться в общий трудовой стаж».

Встает закономерный вопрос - откуда брать деньги на многочисленные льготы и выплаты, если ровно половина населения страны будет занята надомным воспитанием своих детей на платной основе? И здесь нашлось простое решение!

«В целях реализации законопроекта создаётся Государственный Фонд поддержки многодетных семей - Фонд Будущего, который формируется из средств федерального бюджета, 2-х процентного отчисления от продажи сырьевых ресурсов, 1-процентного всеобщего налога в поддержку многодетности («налога в пользу будущего»), а также через специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей».

Это же… неспроста?

Мы не знаем, какой именно вариант концепции отправил Юрий Крупнов президенту Путину, но, судя по присутствующим в сети черновым вариантам, лидеру страны предстоит вечер увлекательного чтения: по жанру этот законопроект ближе всего к классическому роману-утопии. Вы можете судить об этом сами - загляните под спойлер.

Концепци я федерального закона

«О с татусе многодетных семей в Российской Федерации»

В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.

Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен . В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.

По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих » (N 76-ФЗ ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » (N 3-ФЗ ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.

Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.

Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях к ардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.

Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.

Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.

Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» , был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.

Таким образом, версия законопроекта 1999 года не содержала принципиально нового понимания роли и статуса многодетных семей, рассматривала их исключительно в качестве одной из многочисленных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке и не устанавливала новых объектов правового регулирования.

Настоящая версия законопроекта строится на принципиально иных основаниях, поскольку на сегодня демографическая проблема заключается в том, что всеми установками и социально-экономическими институтами российское население по существу интегрально ориентируется на минимальное количество детей, то есть государством, обществом и экономикой целенаправленно культивируется малодетность, что в совокупности всех норм и социально -культурного давления формирует феномен фактически принудительной малодетности.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей, однако растят почти 20 % всех детей. Одновременно в стране растёт число бездетных семей, за период между двумя переписями населения 2002 и 2010 годов их число выросло на 7,4% и каждая 3-я семья в России является бездетной. То есть в стране ещё и очевиден тренд на рост числа малодетных или бездетных семей, что уже к 2030 году окончательно подорвёт систему и режимы воспроизводства российского населения.

Принятие нового закона позволит не только непосредственно реализовать позицию государства по комплексной поддержке многодетных семей, но и стимулированию многодетности, ориентационному заданию мощного вектора интереса у подростков и молодёжи к жизни в большой многодетной семье.

Принципиальной новацией является разделение многодетных семей на три категории: (малоимущие) на обеспечении государства, (зажиточные) на частичном гособеспечении и состоятельные - что позволяет дифференцировать меры поддержки и делать их максимально адресными. При этом всячески стимулируется и поощряется переход семей в более материально устойчивую и статусную категорию. В этих целях каждой малоимущей семье помимо мер государственной поддержки прикрепляется в целях содействия и консультирования среднезажиточная семья-консультант (модератор или инструктор ), которым содействуют в их работе с «отстающими» семьями социальные педагоги из системы Агентства демографического развития (см. далее).

Задачей нового закона станет применение правовых предпосылок для организации приоритетной поддержки многодетных семей, подтверждающих качество воспитания своих детей.

Также дифференцируются семьи, имеющие 3-4, 5-7 и 8 и более детей, которым при надлежащем уходе за детьми и воспитании устанавливаются ежемесячные выплаты (гонорары) в размере, соответственно, 25 тыс ., 45 тыс. и 100 тысяч рублей.

Одновременно с правовым стимулированием на добровольной основе роста качества воспитания детей организуется стимулирование семей с 1-2 детьми на многодетность. В настоящее время в 12 субъектах РФ законами уже было в разные периоды введено законодательное право малодетной семьи заключать социальный контракт с государством по поводу рождения новых детей и перехода в статус многодетной семьи в течение 5 - 7 лет. Анализ показывает, что данная норма является мощным механизмом стимулирования многодетности и её следует распространить на Федерацию.

При этом вся система по предоставлению мер государственной поддержки организуется адресно и персонально, реализуя через персонализацию максимальный эффекты для материального и социально-культурного благополучия семей.

Для реализации мер государственной поддержки организуется единая инфраструктура обеспечения многодетных семей, которая будет состоять из пяти блоков: социального, культурно-образовательного, детского, материнского и статусного.

Социальный блок - увеличенные льготы и компенсации, особенно для неимущих - общий размер до 50 процентов ниже по всем видам выплат, но главное предоставление многодетным семьям тех же возможностей, что имеются у малодетных (соблюдение нормы жилья, среднего дохода на члена семьи, доля затрат на проезд всех видов транспорта и др .), повышение пенсий пропорционально числу детей, дружественная кредитная политика и т. д. Вводится единый социальный пакет и единая социально-платёжная карта (личные инвестиционные счета) для каждой многодетной семьи, позволяющей получать все положенные льготы на всей территории РФ. В рамках данного раздела будет произведена систематизация и кодификация всех имеющихся норм поддержки, максимальное упрощение схем предоставления льгот, а также введение новых.

Культурный блок предполагает повышение компетенций родителей и их близких для увеличения эффективности воспитания детей, включая полномасштабную систему подготовки и переподготовки, вводятся широкие возможности по надомным и иным специальным формам занятости, образования и профессионального роста.

Детский блок предоставляет конкретные возможности для развития детям, от базовых (сертифицированное школьное образование, учебники, поликлиники и т.п.) до специальных (например, музыкальные инструменты для занимающихся музыкой, специальный образовательные и оздоровительные туры и др.).

Материнский блок представляет систему мер по поддержке материнства и обеспечения здоровья и социального статуса матери - в частности, программа «мягкие роды», «грудное вскармливание», «добровольные помощники (волонтеры и социальные няни)», государственная социальная сеть многодетных мам и др.

Статусный или престижный блок связан с целевым продвижением достижений многодетных семей через государственные и иные СМИ, административные и иные поощрения, государственные и общественные награды, увеличенная квота доступа к статусным общественным мероприятиям (парадам, фестивалям и т.п.), предоставлению преференций на рынке труда как в плане материальных доходов, так и карьеры, включение в государственные программы по дополнительной поддержке семейных форм бизнеса и самозанятости, специальный обратный избирательный ценз у родителей, которым предоставляется на выборах дополнительное количество голосов по количеству детей, и др.

При этом общим принципом материальной поддержки является отказ от денежных выплат в пользу конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутёвка, специальные смены в лагерях труда и отдыха или отдельные лагеря типа «Артек», «Орлёнок» и др.).

Интегральным видом государственной поддержки является предоставление права многодетным семьям на расселение в передовых по качеству жизни специализированных поселениях - городках демографического будущего, опирающуюся на меры государства по обеспечению многодетных семей земельными участками, создаваемых через единую специализированную градостроительную корпорацию при Фонде Будущего.

Этим реализуется гарантированное право многодетной семьи на бесплатное получение земельного участка, инфраструктурно оборудованного по европейским стандартам, а также системой мер по поддержке строительства дома типовыми архитектурными проектами, материалами, подключениями к сетям и др.

Также многодетной семье, имеющей ипотечный кредит, компенсиру ется возврат кредита по факту рождения четвертого и каждого следующего ребенка - порядка 20% кредита за каждого.

В целях реализации законопроекта создаётся Государственный Фонд поддержки многодетных семей - Фонд Будущего, который формируется из средств федерального бюджета (0,01 %), региональных бюджетов (0,5 %), 2-х процентного отчисления от продажи сырьевых ресурсов, 1-процентного всеобщего налога в поддержку многодетности («налога в пользу будущего»), а также через специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей.

Таким образом, финансово-экономическое обеспечение нового законопроекта строится на введении в Федеральный бюджет защищённой стратегической статьи - демографической статьи - на реализацию и координацию государственной политики по поддержке многодетных семей и создании специального бюджетного фонда под задачи политики.

Учитывая то обстоятельство, что все упомянутые в законопроекте права и льготы многодетным семьям уже действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации реализация данного законопроекта дополнительных затрат из по-новому организованного федерального бюджета не потребует.

Одним из важных нововведений явится отнесение деятельности по уходу и воспитанию детей в многодетных семьях к общественно полезной, профессионализируемой (имеющей квалификацию) и оплачиваемой государством деятельности, что потребует введения соответствующих выплат («зарплат») и с 2025 года компенсации пенсионному фонду, поскольку данная деятельность будет включаться в общий трудовой стаж.

Важной составляющей ресурсного обеспечения многодетности является применение ресурса СМИ, где до 15 процентов всего времени, в т.ч. 7 % праймтайм, выделяется в интересах многодетных семей и их продвижения, повышения статуса.

Существенная экономия и сокращению затрат на реализацию данного законопроекта будет связана с реализацией механизма адресности и персонализации мер государственной поддержки.

Особым направлением нового закона станет введение комплексной поддержки многодетных пап, в том числе введение ордена «Заслуженный Отец России» , предоставление права на льготное приобретение автомобиля и др.

Для организации федеральной «сквозной» работы создаётся сетевое Национальное Агентство демографического развития (или Национальное Агентство демографической безопасности), координирующее работу по реализации федерального закона и напрямую работающее с «отстающими» семьями, защищая и исполняя права многодетных семей.

Базовым принципом закона станет введение единого федерального сквозного формата и уровня поддержки, который в субъектах федерации и на муниципальном уровне может изменяться исключительно в сторону превышения.

В данном законе предлагается принять следующее определение: многодетная семья - полная семья, за исключением случаев смерти одного из супругов, имеющая тр ёх и более детей любого возраста.

В связи с инновационным характером документы, реализующие данный закон, следует организовывать не в логике предыдущих законопроектов, изменив название с «Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» на «Федеральный закон «О статусе многодетных семей в Российской Федерации».

Разработка закона может быть произведена в течение трёх месяцев.

Концепци я предложен а и разрабатывается АНО «Институтом демографии, миграции и регионального развития» в инициативном порядке с марта 2014 года.

И, пожалуй, интереснее всего шумиха, которую подняли СМИ, уцепившись за одну-единственную фразу концепции: «специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей».

«Сколько вешать в граммах?» - буквально атаковали журналисты потенциального спасителя нации. «Полагаю, 0,5% дохода с каждого без- или малодетного гражданина старше 25 лет - достаточно» , - заверил их господин Крупнов.

И, несмотря на крайнюю сомнительность самого законотворческого опуса, заголовки о новом «налоге на бездетность» появились в каждом СМИ, даже, вот, на Сибмаме. Действительно, если каждые пару лет вопрос с шумом реанимируется - может, и готовый ответ просто ждет удобного момента, чтобы увидеть свет?

Но что лично до меня, то мне гораздо более концептуальным показался пассаж о «специальном обратном избирательном цензе у родителей, которым предоставляется на выборах дополнительное количество голосов по количеству детей».

Может быть, в мечтах господин Юрий Крупнов уже пропустил малоинтересный этап внедрения нового закона, и уже видит себя на президентских выборах этак 2023 года? Счастливая многодетная семья несет к урне дюжину (по числу детей) бюллетеней с его именем - и никаких подтасовок результатов!

Институт демографии и прочего представил Путину проект закона «О статусе многодетных семей», в котором упомянут налог на бездетность. Завлаб мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ его раскритиковал, да и не только он. Но идея хорошая.

В истории такое уже было, начиная с Древнего Рима. Да и у нас в период с 1941-го по 1993-й тоже, так что мысль не нова, а последние годы всё чаще всплывает в головах учёных и чиновников.

Надо признать, что идея с материнским капиталом выявила много проблем. Рожать-то стали, а дальше куда? В садик не пробиться, школ не хватает, уровень зарплаты довольно низкий, а ребёнок - это не игрушка, его кормить/одевать/обувать/учить надо. А потом и на работу устроиться надо, что и так-то проблематично, учитывая дикое количество трудовых мигрантов из бывших республик. У которых, кстати, тоже есть дети, и гораздо больше, чем в средней российской семье.

Поэтому предлагается не поощрять рождаемость, ибо на это деньги нужны, которых и так нет, по словам нашего премьера, а наказывать за бездетность. С учётом набравшего силу движения «чайлдфри», начинание полезное. Оговорюсь, что в законопроекте прописано, что медицинские показатели являются отмазкой от налога, поэтому, если ты, читатель, не выносишь детского писка и грязных пелёнок, но при этом можешь иметь детей, - плати.

Дети - наше будущее. Кто будет осваивать дальний космос, если сейчас прекратить рожать, в угоду новым западным тенденциям к однополой страсти? Ответ прост: восточные народы. В мусульманских семьях традиционно много детей, нас, белых христиан-евпропеоидов просто вытеснят.

Однако простыми налогами на бездетность проблему не решить, нужно, чтобы у человека появилось желание продолжить свой род не под угрозой штрафов, а сознательно. И отсюда идёт падение рождаемости: нет уверенности в завтрашнем дне.

Где на Руси были самые большие семьи? Правильно, в деревнях. Это было необходимостью, ибо как только ребёнок научился ходить, он уже может выполнять элементарные действия по хозяйству. Цыплят покормить, грядку прополоть и прочее. Это была дополнительная рабсила, к тому же любимая и бесплатная.

Ныне деревня практически умерла, а в городах традиционно многодетных семей не было, потому как ребёнок - это расходы. Да, это долгосрочное капиталовложение, будущая опора в старости, но: современный ребёнок, воспитанный на мультиках с канала 2*2 и айфонах, у которого прав на десятки порядков больше, чем обязанностей, которому внушают, что содомский грех есть гут - будет ли он такой опорой? Многие сомневаются, оттого и не рожают.

По идее, закон предлагает направлять полученные деньги как раз на помощь многодетным семьям. В этом есть свой резон: мы, родители, воспитываем поколение, которое вас, чайлдфришников, будет в старости лечить/подкармливать в рамках социальной помощи одиноким/шить вам одежду на фабриках и изобретать новые методы для вашего же лечения. Мы, родители, тратим на это свои деньги. Как отец, воспитывающий двоих детей-школьников, могу засвидетельствовать, что расходы не критичные, но серьёзные. Это организованное питание в школах и садиках, это платные секции (бесплатных крайне мало и они переполнены), это культпросветработа (театры, музеи, кино и выставки). Да, а ещё у детей есть одно интересное свойство, они растут! Соответственно, в зависимости от конституции и физиологии ребёнка, ему минимум дважды в год надо обновлять гардероб. Ну, пусть даже раз в год, ладно. Но хочется же, чтобы ребёнок хорошо выглядел, носил качественную одежду.

Так почему те люди, которые потом будут пользоваться плодами труда моих детей, не должны оплатить это сейчас? Критики скажут, что нас никто не заставлял рожать. Согласен, никто. Так давайте сразу коллективно самоубьёмся? И сразу освободим Россию для мигрантов?

В общем, тема крайне сложная, крайне спорная, но и необходимая. Только подойти к ней нужно иначе.

К примеру, человек не хочет иметь детей, это его право. Тогда необходимо написать официальный отказ от всех возможных льгот и пенсии по старости (не трудовой). Почему отказ от льгот? Потому что деньги, позволяющие обеспечить пенсионерам какие-то поблажки и субсидии, идут в том числе из заработной платы трудоспособного населения. Того населения, которое чайлдфри решил(а) не производить.

То же и с пенсией: чайлдфри всю жизнь работал, что-то и заработал. Однако главную миссию гражданина (не просто трудящегося) - увеличение поголовья (прибыток коренного ради доминирования над приезжим) населения страны, он не выполнил. Поэтому пенсии по старости не назначать.

Собственно, мы-то, граждане с детьми, проживём и так, на бедность не жалуемся, а вот как быть с детьми-отказниками? Содержание одного ребёнка в детдоме обходится казне в 1-1,5 млн руб/год. В данном случае заботу берёт на себя государство, растящее будущих граждан. И вот высвобождение этих денег за счёт внедрения «налога на свободную и безответственную жизнь» представляется мне вполне реальным.

Однако реализация такого законопроекта может повлечь за собой крайне негативные последствия. Начнутся крики «нас заставляют быть инкубаторами!», «Димон, рожай сам!» (он тут ни при чём, просто лозунг в тренде, да), «я не свиноматка!» и прочая либерально-демократическая ересь. Снова вылезет «демократическая оппозиция» и будут орать, что душат не только свободу слова, но и свободу самой жизни.

Поэтому надо не налоги вводить, а заниматься пропагандой семейных ценностей, во-первых. Во-вторых, чтобы люди не выбивали места в школах и садиках, что порождает коррупцию на низших эшелонах, необходимо довести количество мест в этих учреждениях до минимум 20%-го перевеса к рождаемости. В-третьих, задокументировать добровольный отказ от деторождения без компенсации при изменении решения и уже упомянутый мной отказ от пенсии по старости и льгот.

Применить на практике последний пункт будет довольно сложно, но можно. По достижении совершеннолетия человека вызывают на ковёр и спрашивают, будет заводить семью с детьми или нет. В случае утвердительного ответа даётся трёхлетний срок на рождение ребёнка. При наличии привлекательных физических данных, мозгов и желания, семьёй обзавестись вполне реально.

Но как быть с теми, кому просто не везёт? То девушка с лицом отпрыска противоестественного союза рыбы-капли и аер-аера, то парень как Квазимодо…



Похожие статьи