Основные счета входящие в снс. Система национальных счетов (СНС). Классификация системы национальных счетов

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).

Понятие, содержание и общие принципы построения СНС

1. К элементам системы национальных счетов не относят...

–: совокупность счетов СНС

–: совокупность хозяйственных единиц

–: совокупность секторов экономики

+: план счетов бухгалтерского учета

2. Совокупность накопленных ресурсов страны, ее экономических активов, необходимых для осуществления процесса производства и обеспечения жизни ее жителей называется …

–: институциональным сектором

–: системой национальных счетов

+: национальным богатством

–: валовым национальным продуктом

3. В СНС не требуется составления полного набора счетов для сектора экономики …

–: некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

–: нефинансовые предприятия

+: остальной мир

–: финансовые учреждения

4. Резидентами России являются …

+: иностранные компании и банки, находящиеся на экономической территории страны более года

–: иностранные студенты

–: сотрудники иностранных посольств

–: иностранные военнослужащие

5. В структуру СНС входит баланс …

+: денежных доходов и расходов населения

–: трудовых ресурсов

–: активов и пассивов

–: основных фондов

6. К группам счетов для секторов экономики в СНС относятся …

+: счета накопления

–: счета образования доходов

–: финансовые счета

+: балансы активов и пассивов

7. К консолидированному счету производства балансирующей статьей является …

–: валовой национальный располагаемый доход

+: валовой внутренний продукт

–: валовая прибыль и валовые смешанные доходы

–: валовой национальный доход

8. Оплата труда и факторы производства отражаются в графе «Использование» счета …

–: распределения первичных доходов

+: образования доходов

–: счета конечного использования

–: производства товаров и услуг

9. Счета в СНС составляются …

+: по секторам, отраслям и по экономике в целом

–: только по отраслям экономики

–: только по экономике в целом

–: только по секторам экономики

10. В странах с развитой рыночной экономикой макростатистические показатели рассчитываются на основании …

–: платежной системы государства

– платежного баланса

+: системы национальных счетов

–: баланса народного хозяйства

11. Какие важнейшие приемы бухгалтерского учета использованы в СНС?

+: принцип двойной записи операций

–: записи в счетах относятся к каждой отдельной хозяйственной операции

–: использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ

–: в счетах СНС различают две части: дебет и кредит

12. Экономическая территория страны не охватывает …



–: посольства страны и других государств

–: территориальные воды

+: военные и научные базы других государств

–: национальное воздушное пространство

13. Экономическим оборотом в СНС называется …

–: территориальное перемещение институциональных единиц

–: обмен экономической информацией между хозяйствующими субъектами

+: движение товаров и доходов в стоимостной форме

–: отражение активов и обязательств товаропроизводителей на счетах бухгалтерского учета

1. Основные понятия СНС.

2. Группировки и классификации в СНС.

3. Принципы и правила построения СНС.

4. Система основных счетов.

5. Основные показатели СНС.

1. СНС представляет собой современную взаимосвязанную и внутренне согласованную систему показателей и классификаций, используемую практически во всех странах мира для описания и анализа развития экономики на макроуровне. В СНС экономика рассматри­вается как совокупность институциональных единиц-резиден­тов, секторов, отраслей.

Институциональная единица - это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществ­лять экономическую деятельность и операции с другими едини­цами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Институциональные едини­цы ведут полный набор счетов или при необходимости могут составить такие счета.

Резидентами в СНС называют институциональные едини­цы, имеющие центр экономических интересов на экономичес­кой территории страны.

Экономическая территория – это географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства дан­ной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут сво­бодно перемещаться. К ней также относятся: национальное воз­душное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других стра­нах (территории, на которых располагаются посольства, кон­сульства, военные базы, научные базы и т.д.). В то же время части собственной географической территории страны, исполь­зуемые другими странами, не входят в ее экономическую терри­торию.

Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владе­ет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в тече­ние неопределенного или длительного времени (обычно не ме­нее одного года). Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностран­ные компании и банки, а также не являющиеся самостоятель­ными юридическими лицами филиалы и представительства не­резидентов. Сотрудники иностранных посольств (кроме мест­ного персонала, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны, не являются ее резидентами.

Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов, как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образует институциональный сектор . Для обозначения институ­циональных единиц, выступающих в роли производителей то­варов и услуг, в СНС используется термин предприятие . Оно может состоять из одного или нескольких заведений , т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельнос­ти. Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогич­ными видами основной производственной деятельности назы­вается отраслью .

В аналитических целях в СНС пре­дусмотрено разделение заведения на единицы однородного произ­водства , под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокуп­ность единиц однородного производства с одним и тем же ви­дом деятельности образует чистую отрасль .

В СНС производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По кон­цепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-веще­ственную форму. Услуги - это результаты производственной дея­тельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имею­щие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «пото­ков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков - это интервальные показатели. Пока­затели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент - начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов - это моментные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с эко­номическими операциями. Экономическая операция - это взаимодействие между экономическими субъектами, осуще­ствляемое по взаимному соглашению (например, купля и прода­жа товаров и услуг). Большинство операций предполагает нали­чие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты - операции без ком­пенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономичес­ких субъектов и из владения которыми субъект извлекает эко­номические выгоды, определяются в СНС как экономические активы . Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капи­тала), и стоимостью его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом.

2. Систематизация информации о финансовой и эконо­мической деятельности в СНС осуще­ствляется с помощью классификации и группировки данных.

Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики , позволяющая определить роль и особен­ности экономического поведения различных групп экономичес­ких единиц со сходными функциями и источниками финанси­рования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и ус­луг, доходов и расходов (Приложение 1, табл. 1).

В СНС выделяют пять институциональных секторов нацио­нальной экономики :

ü Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпо­рации и квазикорпорации, рыночные НКО (т.е. НКО, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам или НКО, создаваемые корпорациями или квазикорпорациями для представления их интересов, например, торговые палаты, ассоциации банков и т.д.). В этот сектор включают предприятия промышленности, с/х, капитального строительства и других отраслей, связанных с производством товаров и оказанием услуг. Источником финансирования данного сектора является выручка от реализации работ и услуг.

ü Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые кор­порации и квазикорпорации, а также рыночные НКО. В основном это кредитные и страховые организации. Источниками их финансирования является разница между полученными и уплаченными процентами за пользование финансовыми ресурсами

ü Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учрежде­ний, а также нерыночные НКО (НКО, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения), контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями. В сектор включаются органы государственного управления на федеральном, региональном и местном уровне. Источником финансирования сектора являются доходы бюджета и доходы, полученные от управления государственной собственностью.

ü Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хо­зяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные НКО, предоставляющие услуги домашним хозяйствам. К ним относят учреждения социальной сферы, политические и религиозные организации. К источникам финансирования относят бюджет, доходы от собственности, взносы и пожертвования.

ü Домашние хозяйства включают все институциональные еди­ницы-резиденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рас­сматриваются как часть соответствующей институциональной единицы - домашнего хозяйства. К источникам финансирования относят оплату труда, доход от собственности, доход в виде процентов по кредитным операциям и выручку от реализации работ и услуг.

ü Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную эко­номику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институ­циональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в СНС - это их группировка по отраслям , которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой клас­сификацией. В группировке экономических единиц по отрас­лям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, яв­ляется классификация экономических операций (Приложение 1, табл. 2). Операции с товарами и услугами относятся к процессу про­изводства, обмена и использования товаров и услуг. Они вклю­чают операции с товарами и услугами, произведенными в дан­ном периоде, и с произведенными ранее товарами. Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов. Операции с финансовыми инструментами - это операции по приобретению финансовых активов и принятию финансо­вых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

Текущие (уплачиваемые регулярно);

Капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена в Приложении 2, табл. 1., классификация экономических активов - в Приложении 2, табл. 2.

Для анализа экономической деятельности обобщающие ста­тистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

В СНС существует также четкая классификация счетов. Различают следующие их группы:

Счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

Сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

Счета для отдельных видов экономических операций;

Счета «остального мира» (счета внешних операций).

Счета для институциональных секторов экономики (секторальные счета ), в свою очередь подразделяются на три группы:

ü Счета текущих операций

ü Счета накопления

ü Балансы активов и пассивов

3. Методология построения СНС наряду с основными понятиями и классификациями вклю­чает общие принципы и правила учета, стоимостной оценки по­казателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансо­вый метод , предполагающий сопоставление показателей, харак­теризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реа­лизуется балансовый метод с помощью метода двойной записи , принятого в бухгалтерском учете. В СНС используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета - для отражения потоков и балансовые таблицы - для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в кото­рых используется специальная терми­нология. В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы про­изводства и движения доходов) правая сторона называется «Ре­сурсы», а левая - «Использование». В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая - «Из­менения в активах».

В СНС используются два основных метода построения сче­тов :

ü метод последовательного построения счетов - предполагает построение счетов в соответствии с последовательностью про­цессов экономического оборота и увязку их показателей в це­лом по экономике, сектору, институциональной единице;

ü метод товар­ных потоков - предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последова­тельного построения счетов является основным. В каждом от­дельном счете баланс между правой и левой частями достигает­ся расчетным путем с помощью балансирующей статьи , которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увяз­ка счетов в единую систему. Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, но и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое зна­чение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть называется «Ак­тивы», а правая - «Обязательства и чистая стоимость капитала».

В большинстве операций участвуют две экономические еди­ницы, для каждой из которых операция должна отражаться дваж­ды, поэтому в СНС принцип отраже­ния операций называют «принципом четырех записей». Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

4. Счета текущих операций включают:

Ø Счет производства

Ø Счет образования доходов

Ø Счет распределения первичных доходов

Ø Счет вторичного распределения доходов

Ø Счет использования располагаемого дохода

Ø Счет перераспределения доходов в натуральной форме

Ø Счет использования скорректированного располагаемого дохода

Счета накопления включают:

Ø Счет операций с капиталом

Ø Финансовый счет

Ø Счета других изменений в активах (счет др. изменений в объеме активов и счет переоценки)

Балансы активов и пассивов включают:

Ø Баланс активов и пассивов на начало периода

Ø Баланс активов и пассивов на конец периода

Рассмотрим эти счета подробнее (схемы счетов даны в Приложении 3,4).

Счет производства предназначен для характеристики результатов и издержек производства. Балансирующей статьей сводного счета производства, составленного для экономики в целом, является валовой внутренний продукт (чистый внутренний продукт = валовой внутренний продукт – потребление основного капитала). На ее основе рассчитывают аналитические показатели, например, чистый внутренний продукт на душу населения, характеризующий уровень экономического развития страны. Данные счета позволяют получить характеристику структуры производства и структурных сдвигов, выявить налоговую емкость производства, исследовать эффективность производственной деятельности.

Счет образования доходов предназначен для того, чтобы показать, из каких компонентов состоит валовая добавленная стоимость и ВВП. Балансирующей статьей счета является валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

Счет распределения первичных доходов показывает, как доходы, образовавшиеся на стадии производства (первичные доходы), распределяются среди различных категорий получателей. В данном счете, в отличие от счета образования доходов, оплата труда учитывает сальдо оплаты нерезидентами труда наемных работников-резидентов и резидентами труда наемных работников-нерезидентов, а налоги на производство и импорт включают в себя сальдо налогов на производство, полученных от «остального мира» и выплаченных «остальному миру». Балансирующей статьей счета является валовой национальный доход.

Счет вторичного распределения доходов составляется для отражения перераспределительных операций. Балансирующей статьей счета является валовой национальный располагаемый доход. К текущим трансфертам в данном счете относят: налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, социальные пособия и прочее.

Счет использования располагаемого дохода показывает, для чего используется располагаемый доход: для конечного потребления или для сбережения. Балансирующей статьей счета является валовое национальное сбережение.

Счет операций с капиталом позволяет систематизировать данные об источниках финансирования вложений в нефинансовые активы и определить их направления. Валовое национальное сбережение является основным источником инвестиций. Чистое приобретение ценностей и непроизведенных активов равно нулю, если операции осуществляются между резидентами. Капитальные трансферты включают нерегулярные налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочее (например, наследство).

Финансовый счет отражает операции с финансовыми инструментами и показывает, каким образом страна получает необходимые финансовые ресурсы, принимая финансовые обязательства или уменьшая активы, и как распоряжается излишком финансовых ресурсов. Операции с финансовыми активами и пассивами отражаются в финансовом счете через их изменения. Для левой и правой сторон счета используется одна и та же классификация. Разность между итоговыми показателями правой и левой частей счета может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Она должна равняться чистому кредитованию или заимствованию, но с обратным знаком.

В балансе активов и пассивов отражается стоимость экономических активов и финансовых обязательств экономических единиц-резидентов на определенный момент (на начало и конец периода) в рыночных ценах. Балансирующая статья – чистая стоимость собственного капитала, определяется как разность между стоимостью активов и обязательств. Данный показатель характеризует национальное богатство страны на определенный момент.

В счете товаров и услуг показывается формирование ресурсов товаров и услуг в экономике в целом за счет их производства и импорта, а также использование товаров и услуг на цели промежуточного потребления, конечного потребления, накопления и экспорта. Этот счет балансируется по определению и составляется на основе других счетов. Сравнивая итоги двух разделов счета, определяют погрешность в расчетах, т.е. статистическое расхождение. Оно имеет место практически всегда и везде в связи с использованием различных источников информации. Чем меньше статистическая погрешность, тем выше качество расчетов. Погрешность до 5% от ВВП считается допустимой.

5. Все показатели в СНС определяются по методике расчета от микроэкономических к макроэкономическим показателям. Каждый показатель рассчитывается на уровне сектора экономики, на уровне отрасли и на уровне отдельного предприятия. Все показатели определяются на валовой и чистой основе. Показатели, рассчитанные на чистой основе, отличаются на величину потребления основного капитала (в отечествен­ной практике это амортизация).

Система основных макроэкономических показателей включает в себя:

ü валовой выпуск,

ü валовой внутренний продукт,

ü чистый внутренний продукт,

ü валовой национальный располагаемый доход,

ü чистый национальный располагаемый доход,

ü валовая прибыль,

ü чистая прибыль,

ü валовое национальное сбережение,

ü чистое национальное сбережение.

Валовой выпуск – стоимость всех произведенных товаров и услуг. К валовому выпуску относят: выпуск товаров и услуг, выпуск нерыночных услуг, стоимость косвенно измеренных услуг финансовых посредников и стоимость произведенных товаров в условиях теневой экономики. Расчет валового выпуска продукции по секторам экономики имеет вид:

Первый сектор : нефинансовые предприятия

BB = R + (S 1 – S 2), где R – стоимость реализованной продукции, S 1 и S 2 – стоимость запасов и незавершенного производства на начало и конец периода. В условиях инфляции показатель S 2 = λ – M, где λ – стоимость продукции, направленной на склад по действующим ценам, М – стоимость продукции на момент передачи ее потребителю.

Второй сектор : финансовые учреждения

ВВ = Т 1 – Т 0 + У др , где Т 1 и Т 0 – проценты, полученные и уплаченные, У др – плата за другие услуги банков.

Третий сектор : страховые компании

ВВ = R – K + Q – N, где R – страховые премии, уплаченные страховым организациям, клиентами, К – страховые возмещения клиентом страховых компенсаций, Q – проценты, полученные страховыми компаниями от инвестирования страховых технических резервов, N – показатель прироста страховых технических резервов.

Четвертый сектор : государственное управление и некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства по предоставляемым нерыночным услугам

ВВ = З + m + (H - C) + A, где З – затраты на приобретение товаров и услуг, m – оплата труда наемных работников, (Н – С) – налоги на производство за вычетом субсидий, А – потребление основного капитала. По рыночным услугам учитывается объем денежных поступлений.

Пятый сектор : домохозяйство

ВВ = ПП + m + А + (Н - С), где ПП – промежуточное потребление, которое включает в себя стоимость всех продуктов и рыночных услуг, которые потребляются в течение отчетного периода t для производства других видов продукции без учета амортизации.

Валовой выпуск продукции оцениваются в основных ценах. Основные цены не включают в себя налоги, а включают субсидии на продукты и импорт. Учет выпуска продукции происходит по окончании отчетного периода времени, поэтому на момент учета продукция делится по стадиям готовности на: готовую продукцию, полуфабрикаты, продукцию незавершенного производства. При расчете валового выпуска по отраслям выделяют четыре группы отраслей:

1 группа: отрасли, где производятся материальные блага;

2 группа: отрасли сферы обращения;

3 группа: отрасли рыночных услуг;

4 группа: отрасли нерыночных услуг.

При расчете валового выпуска в отраслях промышленности валовый выпуск приравнивается к объему реализованной продукции с учетом изменения остатков продукции незавершенного производства и полуфабрикатов.

ВВ = РП + ∆ПФ + ∆НЗ,

РП = ОП + (О 1 – О 2) ,

ОП = ОПП = ∑Q i *Ц i + ∑ПФ i + ∑РПХ i ,

где ОП – отгруженная продукция, ОПП – объем произведенной продукции на предприятии, Q i – объем произведенной продукции в натуральных (условных) единицах потребления, Ц i – действующая цена за единицу продукции, ПФ i – стоимость полуфабрикатов, реализованных на сторону, РПХ i – стоимость работ промышленного характера, произведенных непромышленными цехами предприятия для собственных нужд или по заказам со стороны.

Валовой выпуск сельского хозяйства складывается из продукции растениеводства и продукции животноводства. Продукция растениеводства определяется как сумма стоимости валового сбора урожая данного года, продукции выращивания многолетних насаждений и изменения стоимости остатков незавершенного производства в земледелии. Продукция животноводства определяется как сумма продукции выращивания скота и продукции, полученной в процессе хозяйственного использования животных.

Валовой выпуск строительства определяется как сумма стоимости строительно-монтажных работ, изменения остатков строительного производства и стоимости капитального ремонта зданий и сооружений.

Для отраслей сфер обращения валовой выпуск определяется величиной торговой наценки или размером стоимости выполненных работ.

В сфере рыночных услуг валовой выпуск приравнивается к выручке от реализации услуг. В сфере нерыночных услуг валовой выпуск измеряется суммой текущих затрат, связанных с функционированием организаций, обслуживающих домашнее хозяйство.

Валовой внутренний продукт – это стоимость товаров и услуг, созданных на экономической территории страны, за вычетом стоимости их промежуточного потребления. При расчете валового внутреннего продукта применяются три метода.

1. Производственный метод – метод двойного дефлятирования, т.к. предполагает оценку валового выпуска продукции и промежуточного потребления в постоянных ценах. Расчет ведется по следующей формуле:

ВВП = ВВ – ПП – КУФП + ЧНПИ = ВДС в осн. ценах + ЧНПИ , где ВВ – валовой выпуск продукции, КУФП – косвенные услуги финансового посредничества, ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт (без учета субсидий), ВДС – валовая добавленная стоимость.

2. Распределительный метод позволяет анализировать состав и структуру доходов и распределение добавленной стоимости по потребителям. Расчет производится по следующей формуле:

ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВПЭ , где ОТ – оплата труда наемных рабочих, ЧН – чистые налоги на производство, ЧНИ – чистые налоги на импорт, ВПЭ – валовая прибыль экономики.

3. Метод конечного использования позволяет отразить структуру направлений использования валового внутреннего продукта и его влияние на удовлетворение потребностей конечных потребителей и увеличение национального богатства страны. ВВП рассчитывается по следующей формуле:

ВВП = КП + ВН ± ЧЭ + СР, где КП – конечное потребление товаров и услуг, ВН – валовое накопление, ЧЭ – чистый экспорт, СР – статистическое расхождение (≈ 4-5% от валового выпуска продукции).

Валовой национальный доход представляет собой сумму валового внутреннего продукта и доходов, полученных от остального мира, за вычетом расходом по остальному миру. Расчет производится по следующей формуле:

ВНД = ВВП ± ∆ОТ ± ∆ДС ± ∆ПД , где ∆ОТ – изменение оплаты труда, ∆ДС – изменение доходов от собственности, ∆ПД – изменение предпринимательского дохода.

Валовая прибыль экономики определяется как сумма валовой прибыли всех отраслей или секторов экономики или как сумма чистой прибыли экономики и потребления основного капитала. Чистая прибыль экономики определяется как разность валовой добавленной стоимости и суммы оплаты труда, чистых налогов и потребления основного капитала. Валовая добавленная стоимость определяется как разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением.

Располагаемый национальный доход определяется на валовой и чистой основе в рыночных ценах и представляет собой чистый национальный доход с учетом полученных из-за границы трансфертов. Трансферты, полученные из-за границы – средства, поступившие в виде пожертвований, гуманитарной помощи и по договорам дарения.

Валовое национальное сбережение – часть средств, которая не входит в конечное потребление. Валовое национальное сбережение определяется как сумма валовых сбережений по секторам экономики.

Взаимосвязь между основными показателями СНС показана в Приложении 5.

При расчете показателей, характеризующих общественный продукт, применяются текущие (действующие, рыночные) цены и реальные (постоянные, сопоставимые, базисные) цены.

На величину стоимостных показателей влияет фактор цены. На величину ВВП влияет величина реального валового продукта и уровень цен:

.

Данный индекс называется индексом – дефлятором ВВП . Он используется для измерения темпов инфляции и измерения динамики стоимости жизни. Для расчета дефляторов по секторам экономики используется показатель сумма – дефлятор валового внутреннего продукта. Для расчета данного показателя исходными данными являются индексы оптовых, розничных и импортных цен, доля личного и правительственного потребления и инвестиции в валовой внутренний продукт.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 916 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СНС

ОСНОВНЫЕ СЧЕТА СНС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Методы расчета БАЗОВЫх МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИх ПОКАЗАТЕЛей

1. СНС: ПОНЯТИЕ

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. Это означает, что показатели СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС описывает наиболее важные и общие аспекты экономического развития: производство; распределение; перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода; формирование национального богатства.

СНС гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Главная задача СНС – это возможность исчисления обобщающих экономических, финансовых и социальных показателей, характеризующих результаты экономической деятельности страны за разные периоды времени, что позволяет:

– исследовать динамику указанных показателей;

– проводить анализ экономических пропорций;

– выяснить степень достижения целей национальной экономики;

– вырабатывать экономическую политику и принимать меры по регулированию рыночной экономики;

– проводить сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающийхарактер:

– она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий;

– СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса.

Основные ПОНЯТИЯ и классификации СНС

Важнейшей составляющей методологии СНС являются понятия и термины, используемые для описания процессов, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Их соответствие реальным экономическим процессам является необходимым условием построения системы достоверных макроэкономических показателей. К базовым понятиям СНС относятся следующие.

1. Объекты экономического оборота –продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.



2. Субъекты экономического оборота – хозяйственные единицы (экономические агенты).

3. Институциональная единица – экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица; физические лица в виде домашних хозяйств.

Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин «предприятие ». Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений , т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности.

Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами деятельности называется отраслью. В СНС 1993 г. выделяют четыре отрасли:

1) отрасли, где непосредственно производятся материальные блага;

2) отрасли сферы обращения;

3) отрасли производства рыночных услуг;

4) отрасли производства нерыночных услуг.

В заведениях выделяют единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического производства. Такая совокупность единиц однородного производства образует чистую отрасль.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых ими функций и источников финансирования, образует сектор экономики . В СНС 1993 г. выделяют шесть секторов.

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые предприятия;

3) органы государственного управления;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства;

6) «остальной мир».

Сектор нефинансовых предприятий включает единицы, функцией которых является производство товаров и услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

Функцией финансовых предприятий является объединение свободных финансовых ресурсов и предоставление их на определенных условиях инвесторам.

Функцией органов государственного управления является предоставление бесплатных услуг обществу и отдельным его членам (управление, оборона, образование, здравоохранение и т.д.), а также осуществление перераспределения национального дохода и богатства.

В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства ,входят общественные, политические, религиозные организации. Они предоставляют бесплатные услуги членам этих организаций. В этоже сектор входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями.

Сектор домашних хозяйств включает предприятия особого рода (не являющиеся юридическими лицами, не ведущие бухгалтерской отчетности, но самостоятельно распоряжающиеся своими ресурсами), в основном потребительского характера.

Сектор «остальной мир» включает иностранные единицы, так как они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами.

Основные функции и ресурсы секторов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Функции и ресурсы секторов экономики в СНС

Сектор Функция Ресурсы
Нефинансовые предприятия Производство товаров и нефинансовых услуг Выручка от продажи товаров и услуг
Финансовые предприятия Производство финансовых рыночных услуг, аккумуляция и распределение финансовых ресурсов, страхование Средства, получаемые от принятых финансовых обязательств, проценты, премии по контрактам, страховые взносы
Органы государственного управления Производство нерыночных услуг для коллективного потребления и осуществления операций по перераспределению национального дохода и богатства Обязательные налоги на единицы других секторов, получаемые прямо или косвенно
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Производство нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств Добровольные взносы, сделанные домашними хозяйствами как потребителями, доход от собственности
Домашние хозяйства: - как потребители; - как предприниматели Потребление. Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Оплата труда, доход от собственности, трансферты из других секторов. Выручка от продажи своей продукции
«Остальной мир» Не характеризуется какой-либо конкретной функцией или ресурсом, он группирует иностранные единицы (нерезиденты), так как они осуществляют операции с отечественными единицами (резидентами данной страны)

Все институциональные единицы, группируемые в секторы, являются резидентами данной страны. Под резидентом понимают институциональные единицы, которые связаны с территорией данной страны экономическим интересом в течение длительного периода времени (обычно год и более). На практике резидентами данной страны выступают все предприятия, функционирующие на территории данной страны, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Считается, что институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещениями или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода времени.

4. Экономическая территория страны – географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды, территориальные анклавы в других странах (посольства, консульства, военные базы). В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

До новой версии СНС 1993 г. при изучении результатов экономической деятельности использовались понятия внутренней и национальной экономики и соответствующие им понятия результатов экономической деятельности – валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП). Под внутренней экономикой понималась деятельность на экономической территории страны резидентов и нерезидентов. Национальная экономика охватывала деятельность только резидентов на территории данной страны и за ее пределами. В новой версии СНС различия между данными понятиями не проводятся, и дается определение внутренней (национальной) экономики , охватывающей деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

5. Экономические операции – взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Выделяют три группы операций между субъектами (табл. 2).

Таблица 2

Группы операций между экономическими субъектами

По характеру осуществления все экономические операции делятся на две группы:

· операции на компенсационной основе . Это операции, предполагающие наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товары, услуги, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

· Трансферты, или односторонние операции. Этоэкономические операции, в результате которых одни хозяйственные единицы передают другим единицам безвозмездно товары, услуги или активы. Таким образом, трансферты – это операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность). Трансферты не включаются в стоимость ВВП, так как в результате таких выплат не производится нового товара, а лишь происходит перераспределение совокупного дохода. Классификация трансфертов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация трансфертов

По форме По характеру По участникам
1. В денежной форме. 2. В натуральной форме (например, бесплатное предоставление лекарств) 1. Текущие – перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы; добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды; гуманитарная помощь; страховые премии и возмещения и т.д. 2. Капитальные – финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета; возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий; безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам; безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы 1. Частные – выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица. 2. Государственные – выплаты государства домашним хозяйствам по системе социального обеспечения и предприятиям в виде субсидий

6. Экономические активы – объекты, находящиеся в собственности экономических единиц, позволяющие извлекать экономическую выгоду от владения ими или от их использования. Классификация экономических активов, используемая в СНС, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Классификация экономических активов

Нефинансовые активы – объекты, от которых их владельцы получают экономические выгоды путем использования этих активов в экономической деятельности или хранения в качестве запаса стоимости.

Нефинансовые произведенные активы – активы, созданные в результате производства. Подразделяются на основной и оборотный капитал, а также ценности.

Основной капитал – это совокупность воспроизводимых активов, которые многократно участвуют в процессе производства, и срок службы которых превышает один год. Основной капитал подразделяется на материальный и нематери­альный.

К материальному основному капиталу относятся жилые и не­жилые здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, культивируемые природные активы (рабочий и продуктив­ный скот, плодовые сады и другие насаждения), исторические памятники (используемые для производства культур­ных и развлекательных услуг и вследствие этого рассматриваемые как основной капитал) и т.д. В основной капитал включены также некоторые виды военного оборудования, которые могут ис­пользоваться не только для военных целей, но и для гражданских нужд (аэродромы, автомобили и т.д.).

Категория «материальный основной ка­питал» по методологии СНС отличается от категории «основные фонды», принятой в отечественной практике учета и статистики. Так, в состав материального основного капитала включается стоимость не­завершенного строительства зданий и сооружений и незавершенного производства, если оно перешло в собственность владельца, а в стоимость основных фондов включаются лишь полностью законченные объекты. В стоимость основных фондов не включается также стоимость жилья и хозяйственных построек, принадлежащих гражданам как физическим лицам.

К нематериальному основному капиталу относятся объекты, созданные трудом человека и представляющие собой общедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. Стоимость данных объектов оп­ределяется заключенной в них информацией, поэтому их относят к нематериальным активам. Сюда включают затраты на разведку по­лезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произ­ведения развлекательного жанра, литературы и искусства (фильмы, звуковые записи, рукописи и т.д.) и другие нематериальные активы.

Запасы материальных оборотных средств включают в себя сырьё и материалы, незавершённое производство, запасы товаров в сфере обращения, готовую продукцию и товары для перепродажи. Сюда отно­сятся также государственные запасы и резервы зерна, стратегических материалов и других товаров, имеющих особое значение для страны. Особенность этой части активов состоит в том, что они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою натурально-вещественную форму и их стоимость полностью входит в стоимость изготавливаемой из них продукции и услуг.

Ценности – дорогостоящие товары длительного пользования, основная функция которых – сохранение своей стоимости. Они включают в себя запасы драгоценных камней и металлов, антиквариат и другие предметы искусства, коллекции, сувениры и пр.

Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом процесса производства. Они либо созданы природой, либо являются результатом юридических или учетных дей­ствий. Эти активы также подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным относятся те ак­тивы, которые являются объектом собственности, могут приносить доход своему владельцу, и право владения которыми может быть пере­дано: земля, разведанные залежи полезных ископаемых, подземные водные ресурсы и некультивируемые (естественные) био­логические ресурсы, вовлеченные в экономический оборот.

Нематериальные непроизведенные активы представляют собой документы, дающие право их владельцам заниматься какой-либо кон­кретной деятельностью, недоступной другим хозяйственным единицам. «Гудвилл» отражает совокупность факторов, побуждающих клиентов вновь прибегать к услугам данной организации: репутация, название фирмы, ноу-хау, запатентованные способы производства и т.д.

Финансовые активы – объекты, в отношении которых осуществляются права собственности, а институциональные единицы получают экономическую выгоду в результате владения или использования таких объектов в течение определенного времени. В СНС отражаются следующие группы финансовых активов:

Монетарное золото – централизованный запас золота в слитках или монетах, хранящийся в государственных денежно-кредитных учреждениях. Специальные права заимствования (СПЗ) являются международными резервными активами, создаваемыми и распределяемыми МВФ, и представляют собой гарантированное и безусловное право держателя на получение других резервных активов. СПЗ используются только на уровне правительств через центральные банки и международные организации для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах МВФ.

Депозиты - денежные средства, переданные банку на хра­нение и подлежащие возврату с оплатой, определенной дого­вором процентной ставки.

Наличные деньги состоят из банкнот и монет, находящихся в обра­щении и используемых в качестве средства платежа.

Ценные бумаги, кроме акций, включают долговые обязательства - документы, выдаваемые заемщиком кредитору при получении заемных средств. К ним относятся: облигации различных видов, векселя, депозитные сертификаты.

Акции и другие виды долевого участия в капитале включают акции, а также различного вида паи.

К ссудам (займам) относятся финансовые активы, которые образу­ются, когда кредиторы предоставляют средства непосредственно должникам (например, соглашение о финансовом лизинге, потребительс­кий кредит, кредит на покупку в рассрочку, соглашение о про­даже ценных бумаг с последующим их выкупом и др.).

Страховые технические резервы создают страховые органи­зации как финансовые посредники, которые перераспределяют вре­менно свободные средства держателей страховых полисов и принимают на себя обязательства по выплате страховых воз­мещений при наступлении страховых случаев. Страховые тех­нические резервы включают: резервы по страхованию жизни и резервы пенсионных фондов; резервы предстоящих платежей по другим видам страхо­вания, кроме страхования жизни.

Другие счета дебиторов и кредиторов включают ранее неквалифицированные элементы, к которым относятся торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.

Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовыми обязательствами называется чистой стоимостью капитала .



Похожие статьи