Инструкция изменений инвентарных номеров. Инвентарный номер

Здесь есть два требования: 1) Инвентарный номер должен быть уникальный. То есть, не должно быть более одного основного средства с одним и тем же инвентарным номером. Также в п. 46 приказа № 157н указано, что после списания основного средства недопустимо повторно использовать его инвентарный номер. 2) Инвентарный номер должен быть «порядковым». Таким образом, законодательство не устанавливает никаких требований к количеству разрядов в инвентарном номере основного средства и содержанию этих разрядов. Согласно п. 46 Инструкции № 157н, присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Как присвоить инвентарный номер в 1с?

Способы нанесения инвентарного номера на основные средства:

  • прикрепление жетона с номером;
  • нанесение номера краской;
  • иные способы, обеспечивающие сохранность маркировки (гравировка, штамповка, сварка и т.п.).

Если основное средство является комплексом конструктивно сочлененных объектов, т. е. состоит из обособленных элементов, составляющих вместе единое целое, то на каждом элементе комплексного основного средства указывается единый инвентарный номер, присвоенный всему комплексу в целом. При отсутствии возможности нанесения инвентарного номера на основное средство из-за особых требований к его эксплуатации инвентарный номер не проставляется.


Данный факт отражается в бухгалтерском учете с указанием соответствующего основного средства без нанесенного инвентарного номера. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.

Учет основных средств

При вводе нового шаблона следует указать в реквизите «Длина инвентарного номера» количество символов в коде инвентарного номера (не более 30 символов). Шаблон может состоять из составных частей и может включать следующие поля:

  • Код синтетического счета (ССС — 3 знака);
  • Код аналитического счета (сс — 2 знака);
  • Код источника финансирования (И -1 знак);
  • Номер амортизационной группы (АА — 2 знака);
  • Код по ОКОФ (ККККККККК — 9 знаков);
  • Год поступления (ГГГГ – 2 или 4 знака);
  • Месяц поступления (ММ — 2 знака);
  • День поступления (ДД — 2 знака);
  • КПС — классификационный признак счета (РРРРРРРРРРРРРРРРР – 17 знаков);
  • Порядковый номер в группе (NNN… до 20 знаков).

При формировании инвентарного номера поля шаблона заменяются соответствующими данными.

Как присвоить инвентарный номер основному средству

На титульном листе книги учёта содержатся сведения об организации, а также данные ответственного сотрудника. Название организации, подразделение, дата, ФИО и табельный номер ответственного бухгалтера На второй странице заполняются сведения об объекте.

Сведения об объекте Информация фиксируется по мере поступления. Остаточная стоимость, переоценка, внутренние перемещения объекта На каждый объект заводится инвентарная карточка.

В ней фиксируются все перемещения объекта. Сведения об объекте, его переоценке и передвижении На обратной стороне карты описываются изменения, которые происходят с объектом в ходе эксплуатации. Затраты на ремонт, изменения стоимости и индивидуальные характеристики объекта Заполняет и подписывает документы бухгалтер.


Номера могут присваиваться с помощью компьютерных программ. Это может быть простая последовательная нумерация или определение кода по шаблону.

Как присвоить инвентарный номер основным средствам

Виды нефинансовых активов, которым присваиваются инвентарные номера Исходя из положений Инструкции N 157н <1 уникальные инвентарные номера (далее — инвентарный номер) присваиваются следующим объектам нефинансовых активов:1) основным средствам. К основным средствам относятся материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг) (п.

38 Инструкции N 157н).

Порядок присвоения инвентарных номеров (зернова и.)

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.Допускается при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, применять его только при отражении в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения его на объект основного средства.Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются;2) нематериальным активам. Согласно п.

Как присвоить инвентарный номер основному средству в 1с

Важно

Смотреть Рис.3) (Рис.3) Далее, например, при принятии объекта к учету, например, на счет 2 101 36 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения» будет сформирован следующий инвентарный номер.(Смотреть Рис.4) (Рис.4) При формировании инвентарного номера проводится его проверка на уникальность в пределах учреждения. Если по учреждению в программу ранее уже были введены инвентарные номера вручную по определенному шаблону, то порядковый номер, сформированный обработкой, может быть не уникальным.


Если полученный инвентарный номер не уникален, то необходимо изменить в таблице значение реквизита «Порядковый номер» и попробовать сформировать его еще раз (нажать на кнопку “Выполнить”).

Как правильно присвоить инвентарный номер основному средству в 1с

Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета». По ссылке Шаблон формирования инвентарных номеров ОС и НМА открывается справочник «Шаблоны инвентарных номеров», в котором можно задать структуру инвентарных номеров, в соответствии с которой должны автоматически формироваться инвентарные номера принимаемых к учету основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

(Рис.1) В заголовке формы шаблона указывается учреждение, для которого создается шаблон. Реквизит “Наименование” — обязательный реквизит любого справочника.
Здесь можно указать любую информацию.

Внимание

К примеру, в него можно закодировать счет учета и дату принятия к учету. Рассмотрим порядок создания шаблона инвентарного номера.


Найти данный справочник можно в карточке организации: Переходим по гиперссылке слева. Откроется форма справочника: В данном справочнике можно создать новый элемент.
Хочу обратить ваше внимание, что каждый элемент должен быть привязан к определенной организации, поэтому создать два шаблона для одного учреждения не удастся. Это обусловлено тем, что порядок формирования инвентарных номеров для основных средств должен быть единым.

В нашей демонстрационной базе один шаблон уже создан, поэтому сохранить еще один не удастся. Рассмотрим порядок создания шаблона без сохранения. По кнопке «Создать» открывается следующая форма: Реквизит «Наименование» представляет собой произвольное текстовое поле, в нем указывается название шаблона.

Инструкция 1 Инвентарный номер основного средства присваивается руководителем организации. Для этого он должен издать приказ о присвоении номера объекту. Сначала целесообразно указать порядок определения номера в учетной политике предприятия или в другом нормативно-локальном акте. Инвентарные номера, как правило, закрепляются в инвентарных карточках (форма № ОС-6) и служат для механизации учета основных средств.
2 Некоторые организации используют такой принцип присваивания номера: первые две цифры – это счет основного средства, например, 01. Следующие две цифры субсчет, например, здания — 01, далее идет порядковый номер объекта основных средств, например, 03. Таким образом, зданию присвоен инвентарный номер 010103. Также вы можете включить сюда и код подразделения. 3 Учтите, что номер сохраняется за объектом на весь период его использования.

Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию - оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:

  1. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение об учете жилищного фонда);
  2. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение о техническом учете и инвентаризации);
  3. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
  4. приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
  5. приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства" (далее - Правила ведения ЕГРОКС).

Для государственной регистрации технический учет - не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее - техническая инвентаризация и учет), используются при:

  1. государственной регистрации прав;
  2. ведении государственного статистического учета;
  3. определении размера налога на имущество;
  4. внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  5. ведении реестра федерального имущества.

Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:

  1. на первичную техническую инвентаризацию и учет;
  2. техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам инвентаризации оформляется технический паспорт объекта, который является основой для ведения ЕГРОКС.
По общему правилу технический учет проводится по результатам технической инвентаризации. Исключение - первичный технический учет многоквартирных домов и объектов капитального строительства (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация (п. 8 Положения о техническом учете и инвентаризации). В этих случаях по выбору заявителя первичный учет может быть осуществлен без проведения технической инвентаризации. К заявлению о проведении технического учета прилагаются:

  1. для многоквартирного дома и помещений в нем - копия разрешения на ввод в эксплуатацию, поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка (оформленные по требованиям к проектной документации);
  2. для индивидуального жилого дома - поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка, описание конструктивных решений, включая материал стен (оформленные по требованиям к проектной документации);
  3. для объекта капитального строительства нежилого назначения - копия разрешения на ввод в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта в границах земельного участка, для учета помещений в нем - также и поэтажный план с экспликацией и размерами помещений (оформленные по требованиям к проектной документации).

В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р "Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры - 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения - 443,24 руб., помещения - 140,24 руб. плюс графическая часть - 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:

  1. в порядке передачи сведений в ГКН в переходный период до 1 января 2013 г. (ч. 4 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости);
  2. при получении органом кадастрового учета запроса о выдаче информации по объекту (ч. 6 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).

Учет изменений характеристик объектов. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Осень — горячее время для бухгалтера. Надо сдать отчетность, решить какую систему налогообложения применять в следующем году, подумать над возможными изменениями в учетной политике... А венчает этот список неотложных дел инвентаризация, которая проводится для сверки данных бухучета с реальностью. Основа инвентаризации — система номеров, которые присваиваются объектам. В настоящей статье мы приведем несколько простых правил нумерации, которые помогут облегчить работу бухгалтера.

Вводная информация

Инвентаризация заключается в фактическом подтверждении наличия у организации активов, заявленных в бухучете, т.е. в сверке фактических и учетных данных (ст. 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — закон о бухучете). Для проведения такой проверки каждому объекту заранее присваивается специальный инвентаризационный номер. Законодательство, регулирующее бухучет в коммерческих организациях, никаких особых требований к этим номерам не предъявляет. В результате бухгалтеры нумеруют объекты, что называется, как бог на душу положит, что, зачастую создает сложности при инвентаризации. Особенно если номера присваивал один главбух, а инвентаризацию проводит уже другой. Однако есть способы упорядочить эту сторону деятельности бухгалтерии, сделав учет объектов простым, удобным и прозрачным.

Требования к номерам

По большому счету, к инвентарному номеру можно предъявить всего два требования: номер должен быть уникальным, а система нумерации должна быть упорядоченной.

Под уникальностью понимается присвоение одному объекту только одного неповторимого инвентарного номера. Проще говоря, один и тот же номер не может быть присвоен двум или более объектам и, наоборот, одному объекту не стоит присваивать два или более инвентарных номера. Причем, мы рекомендуем придерживаться этого правила даже если объект выбыл с балансового учета. Во избежание возможной путаницы лучше не присваивать номер выбывшего объекта новому. Ведь документация по выбывшему объекту продолжает храниться в организации, и смешение номеров может привести к ошибкам.

Что касается упорядоченности, то здесь речь идет о выстраивании их в некую систему, а не о создании номеров случайным образом. Это дает возможность бухгалтеру, не заглядывая в карточку объекта, по первым цифрам узнать его основные характеристики, что значительно ускоряет процесс инвентаризации и учета. Согласитесь, когда по номеру сразу ясно, что это за вид объекта, когда он приобретен и где расположен, это удобно.

Как построить систему нумерации

Какие же именно сведения можно и нужно «закодировать» в инвентарном номере? Например, в нем можно отразить счет учета; номер амортизационной группы; код по ОКОФ; период принятия к учету (год, месяц); подразделение (филиал) или здание (корпус), в котором будет использоваться объект. То есть, по своей сути инвентарный номер может быть похож на ВИН автомобиля, в котором также зашифровывается вся информация, начиная от места и года выпуска и заканчивая комплектацией. И опять же по аналогии с автопромом, инвентарный номер может состоять не только из цифр, но и из букв. Например, буквами можно кодировать период принятия к учету, либо место расположения объекта.

Выбирая сведения, которые нужно закодировать в номере, надо помнить, что слишком сложная и (или) избыточная структура инвентарного номера неудобна для работы. Соответственно в номер нужно включать только те критерии, которые реально будут использоваться в работе. Ну и, конечно, составляя номер, нужно учитывать возможности применяемых в компании программных средств: смогут ли они поддерживать все «закодированные» в номере критерии.

Наносим номер правильно

Обычно инвентарные номера наносят непосредственно на объект. Однако и тут есть нюансы. Первым делом, стоит конкретизировать, куда именно наносится номер. Это значительно упростит сам процесс инвентаризации, т. к. комиссия будет точно знать, где искать номер и ей не придется осматривать объект со всех сторон в поиске «заветных» цифр. Кроме того, такой подход улучшит эстетический вид объектов — они будут выглядеть опрятно даже спустя много лет.

Например, можно установить в организации правило, что на машины и оборудование инвентарный номер всегда наносится рядом с заводским (удобно искать; это место защищено от вредных воздействий). А на шкафы и тумбочки, имеющие дверцы, — внутри, на верхнем внутреннем углу левой дверцы (удобно наносить; меньше шансов повредить при пользовании и уборке; виден при любой перестановке). По той же логике на столах номер лучше располагать на внутренней части ножки или на боковой панели.

Наконец, некоторые объекты слишком малы, чтобы на них можно было нанести номер. В таких случаях номер можно вообще не наносить, о чем необходимо сделать пометку в инвентарной карточке. При этом желательно настроить учетную программу таким образом, чтобы бухгалтер мог быстро сформировать список таких немаркированных объектов с указанием места их физического расположения. Это ускорит процесса их инвентаризации.

Документальное оформление

Ну и в заключение скажем несколько слов о документальном оформлении всех вышеприведенных правил. Как мы уже говорили, законодательно «бухгалтерская нумерология» никак не регламентирована. Это значит, что внедрить перечисленные правила организация может самостоятельно, утвердив соответствующий локальный акт.

Сделать это можно несколькими способами. Например, добавить соответствующий раздел в учетную политику организации, или сделать приложение к ней. Однако мы не рекомендуем использовать такой вариант, т.к. учетная политика подчиняется особым правилам в части внесения изменений и корректив (п. 6 и 7 ст. 8 закона о бухучете). Поэтому вносить в нее дополнительные положения не стоит, дабы не лишать себя свободы маневра.

Лучше, на наш взгляд, использовать другой вариант — внести правила нумерации объектов в Положение о проведении инвентаризации в организации. В таком документе правила нумерации будут смотреться вполне логично. Да и ознакомиться с ними не лишним будет не только бухгалтеру, но и любому сотруднику, включаемому в инвентаризационную комиссию.

Наконец, можно утвердить в организации и отдельный документ — Положение о порядке присвоения инвентарных номеров.

Вопросы присвоения инвентарных номеров объектам основных средств являются одновременно одними из самых простых и самых сложных. Простых – поскольку нормативные правила присвоения инвентарных номеров можно сформулировать буквально в нескольких предложениях. А сложных – так как довольно часто именно в применяемом учреждениями порядке присвоения инвентарных номеров специалисты контролирующих ведомств выявляют ошибки. Об этом рассказывается в материале.

Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку лиц, обязано организовать их материально-техническое обеспечение, в том числе спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (пп. 7 п. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Спортивный инвентарь – это предметы и приспособления, необходимые для осуществления физкультурно-спортивной деятельности во время занятий различными видами спорта. Большинство предметов спортивного инвентаря в целях бухгалтерского учета относятся к категории основных средств (то есть материальных объектов имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения).

Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект.

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Данный порядок применяется независимо от того, находится объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.Рассмотрим типичные ошибки практикующих специалистов при присвоении и проставлении инвентарных номеров.

Ошибка 1. Неправильная структура номера

Специальных требований к формированию инвентарных номеров ни в Инструкции № 157н, ни в иных нормативных правовых актах не содержится. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать порядок формирования инвентарных номеров и отразить данные правила в учетной политике.

Обычно в структуру инвентарного номера включается та информация, которая необходима учреждению для оперативного учета объектов нефинансовых активов, например, код вида деятельности, где используется объект, код синтетического счета, код аналитического счета, порядковый номер.

Первая и довольно распространенная ошибка – невыполнение требований к структуре инвентарных номеров, зафиксированных в учетной политике – допустим, если согласно требованиям учетной политики инвентарный номер должен состоять из 10 знаков, а присвоенный объектам инвентарный номер состоит из 14 знаков (см. материалы, опубликованные на официальном сайте Чунского районного муниципального образования: www.chuna.irkobl.ru, путь: Контрольно-счетная палата / Результаты контрольных мероприятий / Отчет № 01-16/06 от 14.11.2014).

Ошибка 2. Неверный выбор способа проставления инвентарного номера

Основные способы проставления присвоенных основному средству инвентарных номеров названы в п. 46 Инструкции № 157н. В данном нормативном документе сказано, что присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Таким образом, перечень способов проставления инвентарных номеров является открытым, и практика показывает, что достаточно часто специалисты учреждений распечатывают данные об инвентарных номерах на бумаге и приклеивают их скотчем. Такой способ часто применяется при проставлении инвентарных номеров на стационарные объекты: скамейки в игровом зале, столы для настольного тенниса и пр.

Однако у проверяющих указанный подход часто вызывает возражения. Считается, что в таком случае можно говорить о том, что инвентарные номера нанесены способом, не обеспечивающим их сохранность, то есть нарушаются требования п. 46 Инструкции № 157н – см., например, информацию, размещенную на официальном сайте Череповецкого муниципального района (www.cherra.ru, акт контрольного мероприятия контрольно-счетного комитета Муниципального собрания Череповецкого муниципального района от 05.10.2012 № 33).

Ошибка 3. Присвоение инвентарных номеров при отсутствии такой необходимости

В Инструкции № 157н предусмотрено две ситуации, когда в присвоении отдельных инвентарных номеров предмету спортивного инвентаря нет необходимости. Во-первых, как мы указали выше, это низкая стоимость объекта. Во-вторых, имеет значение классификация объекта как сложного основного средства или основного средства с принадлежностями.

Предметам спортивного инвентаря стоимостью до 3 000 руб. инвентарный номер не присваивается. Однако об этом часто забывают. В качестве примера можно привести материалы одной из проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой г. Саратова. Специалисты контролирующего ведомства установили, что на балансе учреждения в составе основных средств числились объекты стоимостью до 3 000 руб., в том числе утяжелители, эспандер, гантели. В нарушение п. 46 Инструкции № 157н данным объектам были присвоены уникальные инвентарные номера – см. информацию, опубликованную на официальном сайте (www.kspsaratov.ru, путь: О палате / Деятельность палаты / 2013 / Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения «Центр восстановительной медицины и реабилитации»).

Основные правила по учету сложных основных средств или основных средств с принадлежностями сводятся к следующему (п. 45 и 46 Инструкции № 157н).

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Но если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Несмотря на простоту и логичность данных нормативных правил, у учреждений физической культуры и спорта могут возникать проблемы при их применении в отношении предметов спортивного инвентаря.

Типичный пример – баскетбольные щиты. Согласно приложению «Баскетбольное оборудование» к Правилам вида спорта «баскетбол» (утверждены Приказом Минспорттуризма РФ от 12.05.2010 № 482) в игровом зале устанавливается две конструкции щитов, каждая из которых должна состоять из следующих частей:

– один щит;

– одна корзина с кольцом, прикрепленным к щиту;

– одна сетка;

– одна опора, поддерживающая щит;

– обивка.

У практикующих специалистов может возникнуть вопрос, как присваивать инвентарные номера в отношении данных предметов. Практика показывает, что желание «перестраховаться» и зафиксировать в учете как можно большее число мелких основных средств чревато возникновением претензий со стороны проверяющих.

Так, по материалам одной из проверок деятельности учреждений в качестве нарушения контролирующим ведомством было зафиксировано следующее. В нарушение п. 41, 45, 47 Инструкции № 157н учреждением были присвоены разные инвентарные номера приспособлениям, числящимся в бухгалтерском учете (9 баскетбольным кольцам, 9 баскетбольным сеткам, 9 баскетбольным щитам), которые фактически представляют собой 9 самостоятельных инвентарных объектов – см. материалы, опубликованные на официальном сайте Саратовского муниципального района www.saratov.sarmo.ru, путь: Финансово-правовая сфера / Контрольно-ревизионное управление / Деятельность КРУ 2015 / Акт контрольно-ревизионного управления Саратовского муниципального района Саратовской области по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Дубки Саратовского района Саратовской области»).

Ошибка 4. Принятие решения о невозможности проставления инвентарного номера

Как прямо сказано в п. 46 Инструкции № 157н, при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.

В отношении многих объектов спортивного инвентаря есть соблазн применять данный пункт и не обозначать инвентарные номера. Можно ли говорить о том, что требования эксплуатации спортивного инвентаря для командных игр делают невозможным проставление инвентарного номера? Материалы проверок деятельности учреждений не всегда позволяют ответить на данный вопрос положительно.

На практике невозможность обозначения инвентарного номера в случаях, определенных требованиями эксплуатации, чаще всего связана с тем, что проставленный номер постоянно стирается и его нужно восстанавливать или же от проставления номера объект может испортиться. Классический пример – посуда (сковороды, кастрюли), условия эксплуатации которой предполагают нагрев до высоких температур.В таком случае при принятии посуды к учету в качестве основных средств специальная комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов вправе определить, что с учетом особого порядка инвентарные номера на такие категории основных средств не наносятся, а только лишь отражаются в регистрах бухгалтерского учета.

Однако, на наш взгляд, в отношении спортивного инвентаря данный подход следует применять с осторожностью. В противном случае велика вероятность возникновения претензий специалистов контролирующих ведомств при проверках.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Одной из наиболее важных задач организации является правильное использование основных фондов. Для удобства бухучета каждой единице имущества присваивается инвентарный номер. Эти номера применяются на протяжении всего времени пользования имуществом.

Инвентарные номера должны составляться в соответствие с такими условиями:

  • номер должен быть уникальным – это значит, что не должно быть ни одного актива с одним и тем же номером;
  • номер должен быть порядковым.

Для каких активов формируются

Инвентарные номера присваиваются для таких видов активов:

  1. Основные средства. При формировании для них номеров необходимо принимать во внимание следующие особенности:
  • Если постройки прилегают друг к другу и обладают хотя бы одной общей стеной, но каждая из них – это самостоятельное конструктивное целое, каждой постройке присваивается свой номер.
  • Надворные постройки и сооружения (сараи, колодцы) представляют вместе с главным зданием один инвентарный объект.
  • Наружные пристройки к сооружениям (гаражи) считаются отдельными инвентарными объектами.
  • Обстановка дороги, такая, как разметка, знаки, входит в состав дорог, то есть имеет вместе с дорогой один инвентарный номер.
  • Двигателям самолетов присваиваются отдельные инв. номера.
  1. Нематериальные активы. Такими активами являются объекты, соответствующие таким условиям:
  • Актив дает организации финансовую выгоду;
  • Актив не имеет материально-вещественной формы;
  • Данный объект не будет в последствие перепродаваться;
  • Срок полезного использования актива составляет не менее двенадцати месяцев;
  • На актив имеются надлежащим образом составленные документы.
  1. Непроизведенные активы. К подобным активам относятся предметы нефинансовых активов, которые не являются продуктами изготовления, вещное право на которые должно быть зафиксировано за организацией, используемые в процессе деятельности:
  • Земля;
  • Ресурсы недр;
  • Иные непроизведенные активы.

Правила присвоения инвентарных номеров

Присвоение инвентарных номеров осуществляется в соответствие с такими правилами:

  1. Номер, который присвоили предмету основных средств, будет отражать данный объект в бухучете на протяжении всего периода пользования этим объектом.
  2. Всем частям предмета имущества, которые имеют собственные сроки функциональности, присваивается отдельный инвентарный номер. Это значит, что одно ОС может обладать сразу несколькими номерами в зависимости от числа частей. Если же объект имеет составные части, но по срокам полезности не разделяется, ему присваивают только один номер.
  3. Инвентарный номер сохраняется за активом даже в тех ситуациях, когда этот актив перемещается внутри компании. Если организация пользуется активом по контракту аренды, за активом должен быть сохранен тот номер, который ему присвоил арендодатель.
  4. Если присвоение инвентарных номеров отражено в особенном документе, то порядок их составления не регламентируется. Данное обязательство возложено на сами компании. В связи с этим, компаниям следует перед формированием номеров составить внутренний акт компании, который будет определять последовательность формирования данных номеров.
  5. Составление инвентарных номеров может основываться на номерах бухучета, по которым учитываются инвентарные активы. Если в компании есть филиалы, их нумерация может включаться в инвентарные номера. Все номера обязательно должны фиксироваться в специальном журнале учета инвентарных номеров.
  6. Номер должен быть нанесен на каждом предмете, подлежащим учету. Его можно написать на самом объекте, или на листочке.

Структура формирования номера

Законодательство не установило особых указаний по составлению инвентарных номеров. В связи с этим, организации должны сами установить порядок проведения данного процесса, и зафиксировать его в своей учетной политике.

В инвентарные номера следует закладывать те сведения, которые нужны компании для оперативного учета имущества.

К примеру, инвентарный номер может обладать следующей структурой:

  • ХХ – два числа определяют код отдела (если организация крупная, чисел может быть больше), в котором числится объект имущества;
  • Х – код вида деятельности, в которой компания используется актив;
  • ХХХ – код синтетического учета;
  • ХХХ – код аналитического учета;
  • порядковый номер может состоять из скольких угодно чисел, в зависимости от числа активов организации.


Похожие статьи