Характеристика налогов, сборов и страховых взносов российской федерации. Федеральные налоги и сборы в РФ: перечень, налоговые ставки, общая характеристика Характеристика налогов и сборов в рф

Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные. Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Система налогообложения в России. Виды налогов

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

– это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя — Российские организации;
— Индивидуальные предприниматели;
— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
выигрыши и призы;
— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
— Суммы, полученные на основе договора дарения.
— Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.
— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.
Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;
— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
— 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
Авансовые платежи вносятся:
— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Налог на прибыль организаций

Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций. Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог. Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

  • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
  • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
  • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
  • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
  • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

Для организаций существует . УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства. Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня. Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

Важно знать: : виды, отличия от косвенных налогов, таблица.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

  • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
  • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
  • ископаемые, которые добываются за пределами России.

Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
(В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)).

Водный налог

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

Механизм исчисления федеральных налогов

Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

Порядок уплаты

Чтобы уплатить федеральный налог, необходимо предварительно подать декларацию в Налоговую службу. Это можно сделать по почте России (отправить письмом с уведомлением), на сайте ФНС или обратиться лично. После подачи декларации сотрудники составляют квитанцию для уплаты сбора налогоплательщиком. В назначенный срок проводят оплату.

С каких товаров не взимается федеральный налог

Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

В список входят:

  • хлебобулочные изделия;
  • детская одежда и обувь;
  • лекарства и ортопедические изделия;
  • услуги ЖКХ;
  • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
  • учебная и научная книжная продукция и прочее.

Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

Обязательно ли платить федеральные налоги?

Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

Подробно были рассмотрены вопросы, какие налоги относятся к федеральным выплатам, и каковы особенности их уплаты. Представленные сведения важны для граждан России, как и следующие интересные факты:

  • Резидентами России являются люди, находящиеся на территории страны более 183 дней в году. В противном случае налогоплательщики признаются нерезидентами, а значит, уплачивают федеральные налоги РФ по повышенным ставкам.
  • В налоге на прибыль существуют специальные КБК (коды бюджетной классификации), где выделяют федеральный бюджет в частности. Система используется для лучшего отслеживания уплаты всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик.
  • – региональный или федеральный? Однозначно, региональный. Каждая область имеет право устанавливать свою ставку для внесения сборов.

В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. Это:

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы от капитала;

подоходный налог с физических лиц;

взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

государственная пошлина;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

налог на пользование недрами;

налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

лесной налог;

водный налог;

экологический налог;

федеральные лицензионные сборы.

Важнейшим элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС) , который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов.


Плательщики НДС (статья 143 НК):

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации – по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели – по месту жительства; иностранные организации – по месту нахождения своих постоянных представительств.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.

В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

Объектом налогообложения (статья 146 НК) признаются операции:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в т. ч. через амортизационные отчисления;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Перечень товаров (работ, услуг) не признающихся реализацией и перечень операций, не подлежащих налогообложению, перечень товаров, ввозимых на территорию РФ, не подлежащих налогообложению, подробно описаны во 2-й части НК.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведённых им или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 НК.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Ставки НДС:

· 0% – по перечню, установленному статьёй 164 НК;

· 10% – по продовольственным товарам и товарам для детей (по перечню, утвержденному Правительством РФ);

· 20% – по остальным товарам (работам, услугам);

· 13,79% (расчётная налоговая ставка без учёта налога с продаж) – при приобретении ГСМ, подлежащих налогообложению налогом на реализацию ГСМ, через заправочные станции;

· 9,09% и 16,67% (расчётные налоговые ставки) – при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, при реализации товаров, приобретённых на стороне.

Для исчисления НДС следовало бы из выручки от реализации продукции предприятия вычесть все его материальные затраты, нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции, и на полученную разность начислять налог.

Такой метод правилен, но при этом обеспечить достоверность учёта материальных затрат сложно. Поэтому принят иной, упрощённый порядок расчёта налога, который позволяет определить сумму налога без предварительного определения величины самой добавленной стоимости: сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разность между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммой налога, уплаченной поставщиком за материальные ресурсы, топливо, энергию, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Плательщики налога ничего не теряют, сумма налога при любом методе расчёта одинакова.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить покупателю соответствующую сумму налога, которая исчислена по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля этой цены. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счёт-фактура. Налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счёт-фактуру не позднее 5-ти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В расчётных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур или др. документов.

Уплата НДС при реализации (передаче) товаров (выполнении в т. ч. для собственных нужд, услуг) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в т. ч. для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленного по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчётном налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату) налогоплательщику.

НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Плательщик налога не несёт на себе тяжесть налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

НДС имеет свои достоинства и недостатки, но западная практика использования НДС показывает, что налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль выравнивателя стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.

Налог на прибыль (доход) организаций – один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

Плательщиками налога являются :

предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;

филиалы иностранных банков – нерезидентов;

предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

малые предприятия.

Не являются плательщиками налога на прибыль :

ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

Объект обложения налога на прибыль – конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчёт налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. В расчёте финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчёта этих сумм. Сумма налога зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

Порядок формирования состава затрат, относимых к издержкам производства и обращения, определяет также и объём налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. 3

Методика исчисления налога подробно изложена в Инструкции ГНС РФ 4 .

Ставканалога на прибыль состоит из 2-х частей:

твёрдая ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – 11%;

ставка налога, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ (определяется ими самими самостоятельно), – не выше 19% для предприятий и организаций, для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, баков, др. кредитных организаций, – не выше 27%.

При характеристике такого реквизита налога на прибыль как сроки платежа , следует различать авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли.

Авансовые платежи налога на прибыль производятся до 28-го числа каждого месяца в размере ⅓ квартальной суммы налога, исчисленного из предполагаемой прибыли на квартал, указанный в справке об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет на квартал.

Окончательный расчёт налога на прибыль производится по данным о фактически облагаемой прибыли за квартал в 5-тидневный срок со дня, установленного для представления квартальных расчётов, а в целом за год – в 10-тидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчёта и баланса за год. Если фактическая прибыль больше указанной в справке и, следовательно, авансовые платежи были занижены, то предприятия производит дополнительные платежи; подлежащая доплате сумма налога корректируется (увеличивается) на процентную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом. Доплаты производятся по фактическим данным за квартал и в целом за год.

Все предприятия, кроме бюджетных организаций и малых предприятий могут перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Расчёт производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учётом (т. е. с вычетом) ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчёты предоставляются предприятиями в налоговые органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным.

Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчётный период.

Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца года, о чём до начала года уведомляется налоговый орган по месту его нахождения.

Правительство, издавая законы и устанавливая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло.

И. Бентам, английский философ, социолог, юрист

Виды налогов и сборов современной России

Совокупность налогов и сборов РФ, введенная в действие с 1 января 1992 г., изначально стремилась быть адаптированной к новому федеративному устройству страны. Она строилась именно по федеративному принципу, воспроизводя новое бюджетное устройство страны. Поэтому основным и в настоящее время единственным закрепленным в Налоговом кодексе РФ классифицирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления. В соответствии со ст. 13-15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:

  • 1) федеральные налоги и сборы;
  • 2) региональные налоги;
  • 3) местные налоги.

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК:

  • федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;
  • региональные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
  • местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и администрируемые налоговыми органами, представлены на рис. 6.1.

Следует отметить, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

Рис. 6.1.

К неналоговым обязательным платежам в добавление к представленным на рис. 6.1 относятся также плата за лесопользование , регулярные и разовые платежи за пользование недрами. Содержательное отличие неналоговых от налоговых платежей не в добровольности - как те, так и другие обязательны к уплате, а в признаке возмездности: у налогов проявляется индивидуальная безвозмездность, в то время как у неналоговых платежей обнаруживается противоположный признак - индивидуальная возмездность. Формальное отличие их также в различных источниках права и в разных субъектах администрирования. Налоговые платежи регулируются законодательством о налогах и сборах и администрируются налоговыми органами, а неналоговые платежи регулируются иным законодательством и администрируются иными органами.

Рассмотрим, какова степень свободы законотворческой инициативы различных уровней правления при определении обязательных элементов установленных налогов (табл. 6.1).

Установление обязательных элементов налогов (сборов) законодательными или нормативными правовыми актами

Таблица 6.1

Элементы налогов

Федеральные налоги и сборы

Региональные

налоги

Местные

налоги

Н ал огопл ател ьщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период

Налоговая ставка

Закон субъекта РФ

Норм. прав, акт МО

Порядок исчисления

Порядок и сроки уплаты налога

Закон субъекта РФ

Норм. прав, акт МО

Налоговые льготы, основания и порядок их применения

Примечание. НК РФ - установление исключительно Налоговым кодексом РФ; закон субъекта РФ - установление законами субъектов РФ в порядке и пределах, установленных НК РФ; норм. прав, акт МО - установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке и пределах, установленных НК РФ.

Устанавливая региональный налог, органы представительной власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы регионального налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только Налоговым кодексом. Устанавливая местный налог, представленные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы , основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы местного налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только Налоговым Кодексом.

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главами 26 1 -26 4 НК установлены также специальные налоговые режимы. Следует заметить, что эти режимы являются достаточно новым институтом налогового права, теоретические исследования которых масштабно не проводились. По этой причине остаются нерешенными некоторые вопросы. Их размещение в составе налогов и сборов у нас не вызывает сомнения. Однако при этом возникают некоторые методологические проблемы.

Законодатель не приводит в Налоговом кодексе РФ четкого определения специальных налоговых режимов. Косвенное определение все же представлено в ст. 18 НК, однако оно страдает существенными неточностями. По всей видимости, законодатель это прекрасно понимает, ведь не случайно оно было видоизменено в 2004 г.

Если ранее под такими режимами понимался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, то теперь в контексте восприятия нового смысла ст. 18 НК специальные налоговые режимы можно охарактеризовать как особый порядок определения элементов налогообложения , в том числе предусматривающий освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Можно заметить, что изменение понятийного смысла здесь не простая рокировка. В методологическом плане это переход от существовавшего восприятия специальных режимов как особого порядка исчисления всей совокупности налогов, уплачиваемых предприятиями, перешедшими на такие режимы, к представлению этих режимов как особого порядка определения элементов налогообложения. Очевидно, что новое определение характеризуется существенной недосказанностью: об элементах какого налога идет речь?

Эта трактовка приобретет смысловую завершенность, если специальные налоговые режимы охарактеризовать как особые виды налогов, а в определенных случаях - и особый порядок налогообложения, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате некоторых других налогов и сборов.

Возможность восприятия специальных режимов как особых налогов подтверждает наличие у них всех обязательных признаков налогов, а также положения п. 7 ст. 12 НК, где сказано, что эти режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в обозначенном ст. 13 НК перечне федеральных налогов, а также определять порядок установления таких налогов. По-видимому, в данном контексте речь идет о трех дополнительных федеральных налогах, установленных соответствующими специальными режимами: едином сельскохозяйственном налоге, едином налоге при упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Четвертый специальный режим не вводит нового налога, он предусматривает особый порядок налогообложения. Таким образом, обоснованным, на наш взгляд, будет следующее развернутое определение. Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Некоторую неопределенность может вызвать также характеристика этих специальных режимов (налогов) как федеральных по той причине, что нижестоящим уровням правления здесь в отдельных налогах предоставлены значительные полномочия по установлению их различных элементов (табл. 6.2). Однако логика построения НК РФ, представляющая специальные режимы в качестве подраздела (VIII 1) федеральных налогов и сборов, устраняет эти сомнения. Кроме того, если эти режимы определить как региональные, то возникли бы существенные проблемы с возможностью нижестоящему уровню правления предусматривать освобождение от уплаты налогов, устанавливаемых вышестоящим уровнем.

Перечень специальных режимов, представленный в НК РФ в связи с императивным характером определяющих их норм, характеризуется как исчерпывающий. Данный перечень может быть расширен исключительно путем внесения соответствующих изменений в Кодекс. Следует также отметить, что специальные режимы, безусловно, отличаются от общего режима налогообложения, так как, во-первых, не должны устанавливать более жесткие условия налогообложения, а во-вторых, предусматривают возможность освобождения от обязанности по уплате ряда налогов. Ни один налог из перечня федеральных, региональных и местных налогов, образующих общий режим налогообложения, не предоставляет такого освобождения. Исключение составляет налог на игорный бизнес, который предусматривает освобождение, аналогичное специальным режимам. По этой причине данный налог следовало бы вводить именно как специальный налоговый режим.

Таблица 6.2

Установление обязательных элементов специальных режимов (налогов) законодательными или нормативными правовыми актами

Элементы

налогов

Единый сельскохозяйственный налог

Единый налог при упрощенной системе налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Налогообложение при выполнении со- г,тшений о разделе продукции

на основе определения расходов и (или) доходов

на основе патента

Налогоплательщики

Виды деятельности

Закон субъекта РФ

Норм. прав, акт МО

Объект налогообложения

Налоговая

Налоговый

Налоговая

исчисления

Норм. прав, акт МО

Порядок и сроки уплаты

При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения. Возможность установления налоговых льгот для специальных режимов НК РФ не предусмотрена, так как логика разработки этих режимов и применения их отдельными категориями налогоплательщиков уже продиктована определенными налоговыми преференциями, адресованными этим категориям.


В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на доходы физических лиц;

4. Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы) ;

5. Налог на прибыль организаций;

6. Налог на добычу полезных ископаемых;

7. Водный налог;

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. Государственная пошлина.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

11.Косвенные налоги: акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Налог признается косвенным, если переложение налога на третьих лиц происходит либо по замыслу законодателя, либо возникает на практике в процессе рыночных отношений. Различают три вида косвенных налогов:

1) налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений - НДС;

2) налоги на потребление - акцизы, налог с продаж.

3) таможенная пошлина.

При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики. Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.

НДС - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Бремя НДС ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции.

Ставка НДС в Российской Федерации с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Порядок расчёта налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров, передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог. Налоговый период – квартал.

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

1. безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

Акцизы - относятся к косвенным и общегосударственным налогам, входят в группу налогов на потребление.

Экономическое содержание и значение акцизов заключается в следующем. Обложение акцизами отдельных товаров оказывает значительное влияние на условия производства и потребления данных товаров.

В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Государство, облагая акцизами товары повышенного спроса, регулирует тем самым спрос потребителей.

В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате чего часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства.

В настоящее время акцизам, как составной части общей налоговой политики, уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а "также для ограничения отрицательного влияния отдельных видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары.

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории РФ, или осуществляя иные операции, предусмотренные НК РФ.

Объектом обложения акцизного налога являются операции, осуществляемые плательщиком акциза с произведенными и/или добытыми и/или разлитыми им подакцизными товарами; оптовая и розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; реализация конфискованных и/или бесхозяйных, переданных в собственность государства подакцизных товаров; осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса; организация и проведение лотерей; порча, утрата подакцизных товаров, марок акцизного сбора, перечня подакцизных товаров, установленных в налоговом кодексе, и игорный бизнес.

В перечень подакцизных товаров входят:

все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, предназначенных для инвалидов), огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретенного для нужд органов государственной власти), сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными видами деятельности являются игорный бизнес, организация и проведение лотерей.

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и НДС, по которым производитель поставляет данный товар. Налоговая база импортируемых подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, определяется как объем импортируемых подакцизных товаров в натуральном выражении. Налоговая база импортируемых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, определяется как таможенная стоимость импортируемых подакцизных товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Исчисление суммы акциза по игорному бизнесу производится путем применения ставки акциза Акцизы на импортируемые товары уплачиваются в день, определяемый таможенным законодательством. Налоговым периодом является календарный месяц. Налоговая декларация по акцизам представляется не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным.

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Функция взимания таможенных пошлин в РФ возложена на Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные - (от латинского ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной информации.

Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.


В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, субъектов РФ (регио­нальные) и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязатель­ные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными и местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и, соответственно, законами субъектов РФ, а также нормативными правовы­ми актами представительных органов местного самоуправ­ления. Региональные налоги обязательны к уплате на тер­риториях соответствующих субъектов РФ, а местные нало­ги - на территориях соответствующих муниципальных об­разований. При установлении каждого регионального и ме­стного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уп­латы налога, формы отчетности по данному налогу. Зако­нодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать на­логовые льготы и основания для их использования налого­плательщиком. Другие элементы налогообложения уста­навливаются Налоговым кодексом.


Схема 13.3Примерный алгоритм реализации налоговых правоотоношений

По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом:

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдель­ные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углево­дородов;

12) сбор на право пользования объектами животного ми­ра и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость (при введении в действие это­го налога прекращается действие на территории соответст­вующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

III. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Следует отметить, что налоги за пользование природ­ными ресурсами относятся как к числу федеральных (на­лог на пользование недрами, лесной и водный налоги), так и к числу местных (земельный налог). Распределяются по уровням и налоги на имущество: налог на имущество ор­ганизаций отнесен к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц - к местным. По-видимому, при распределении налогов по уровням бюджетов законо­датель исходил из возможности обеспечения финансиро­вания бюджета и собираемости налогов. Очевидно, напри­мер, что земельный налог и налог на имущество физичес­ких лиц будут в большей степени собираемы, когда они относятся к местным налогам, так как в этом случае обес­печивается наиболее полный учет объектов налогообложе­ния, сокращаются расходы на сбор налогов и повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сборе налогов.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс (ст. 14, 15) порождает возможность возникновения противоречий меж­ду региональными и местными интересами: в случае вве­дения регионального налога на недвижимость на террито­рии региона прекращается действие местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога, являю­щихся основными источниками поступления средств в ме­стные бюджеты.

Общие условия установления налогов и сборов. Налог как комплексное экономико-правовое явление вклю­чает в себя совокупность определенных взаимодействую­щих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Налоговым кодек­сом введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствую­щим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый пери­од, налоговая ставка, порядок исчисления налога, поря­док и сроки уплаты налога. Пока остается не определен­ным хотя бы один из указанных элементов, налог не мо­жет считаться установленным и не может взиматься. При установлении сборов их плательщики и элементы обложе­ния определяются применительно к конкретным сборам. В необходимых случаях при установлении налога в акте за­конодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использо­вания налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и прини­маемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предприни­мательства, система налогообложения в свободных эко­номических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, сис­тема налогообложения при выполнении договоров концес­сии и соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов при­знаются организации и физические лица, на которые в со­ответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных ра­бот, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стои­мостную, количественную или физическую характеристи­ку, с наличием которого у налогоплательщика законода­тельство о налогах и сборах связывает возникновение обя­занности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоя­тельный объект налогообложения, определяемый в соот­ветствии с частью второй Налогового кодекса.

Налоговая база представляет собой стоимостную, фи­зическую или иную характеристику объекта налогообло­жения. Налоговая ставка - это величина налоговых на­числений на единицу измерения налоговой базы. Налого­вая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налого­вым кодексом. В ряде случаев (указанных в Налоговом ко­дексе) ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональ­ным и местным налогам устанавливаются Налоговым ко­дексом, а налоговые ставки по региональным и местным налогам - соответственно законами субъектов РФ и нор­мативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных ко­дексом.

Налоговую базу по итогам каждого налогового периода исчисляют:

Организации - на основе данных регистров бухгал­терского учета и (или) на основе иных документально под­твержденных данных об объектах, подлежащих налогооб­ложению либо связанных с налогообложением;

Индивидуальные предприниматели - на основе дан­ных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

Остальные налогоплательщики - физические лица - на основе получаемых от организаций данных об обла­гаемых доходах, а также данных собственного учета таких доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Для организаций установлено особое правило по внесе­нию исправлений в налоговую базу. Так, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, отно­сящихся к прошлым периодам, все исправления касаются только периода совершения ошибки и не относятся к на­логовой базе текущего периода.

Подналоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или несколь­кихотчетных периодов, по итогам которых уплачивают­ся авансовые платежи. Налоговый период организаций, существующих неполный календарный год (созданных, реорганизованных или ликвидированных в течение года), а также налоговый период по налогу на имущество при нахождении его в собственности налогоплательщика ме­нее года определяются по правилам, рассмотренным в табл. 13.2.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик само­стоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако обязанность по исчис­лению суммы налога в случаях, предусмотренных законо­дательством РФ о налогах и сборах, может быть возложе­на на налоговой орган или налогового агента. В этих слу­чаях налогоплательщику направляется налоговое уведом­ление, в котором указываются размер налога, расчет нало­говой базы и срок уплаты налога.

Таблица 13.2. Правила определения налогового периода

(ст. 55 НК РФ)

Льготами по налогам и сборам признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах преимущества по сравнению с дру­гими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются при­менительно к каждому налогу и сбору и определяются ка­лендарной датой или истечением периода времени, исчисля­емого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится нало­говым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой в налич­ной или безналичной форме всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам - Налоговым кодексом; по региональным налогам - законами субъектов Россий­ской Федерации; по местным налогам - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общим требованием законодательства является само­стоятельная уплата налога налогоплательщиком. Одна­ко действующее законодательство предусматривает воз­можность уплаты налога путем удержания его налоговым агентом у источника выплаты, а также посредством ис­пользования института налогового представительства.



Похожие статьи