Габец О.В. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности субъектов РФ. Кластерная политика в россии Кластерная политика в региональном развитии

Кластерная политика – составная часть экономической политики государства. Ее целями являются поддержка развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера. Особенность кластерной политики по сравнению с промышленной политикой состоит в ориентации исключительно на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.

Инструментарий кластерной политики шире традиционного набора инструментов промышленной политики и включает поддержку не только производственной деятельности, но и сферы услуг, научно-образовательного комплекса, уникальных компетенций и традиций местного сообщества. Тогда как промышленная политика использует в основном инструменты таможенной политики, технического регулирования, государственной инвестиционной политики, кластерная политика связана с использованием косвенных инструментов поддержки, главным образом, направленных на развитие сотрудничества, инновационного потенциала участников кластеров.

В России происходит активное развитие кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации, однако, координация данного процесса как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточна. В настоящее время не определены:

единые подходы к пониманию территориального кластера, типологии кластеров, единый понятийный аппарат кластерной политики;

единый набор инструментов кластерной политики;

необходимые механизмы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.

Под территориальным кластером следует понимать фактическое объединение хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в границах одного или нескольких административно-территориальных образований и связанных в сфере производства и реализации товаров и услуг функциональными или договорными отношениями, за счет которых средняя норма прибыли кластера является положительной и повышенной по сравнению со средней нормой прибыли для соответствующих административно-территориальных образований.

Данное определение отражает ряд критериев. Кластер должен представлять собой неформальное объединение хозяйствующих субъектов, сконцентрированное на определенной территории. Участники кластера должны быть связаны функциональными или договорными отношениями. И эти отношения должны обуславливать конкурентоспособность их деятельности, положительный экономический эффект, высокую норму прибыли.


Не все кластеры являются инновационными. Инновационность является характеристикой кластеров. По уровню инновационного потенциала кластеры можно условно разделить на кластеры со средним и высоким инновационным потенциалом. Инновационным является кластер с высоким инновационным потенциалом. Средний инновационный потенциал характерен для традиционных или индустриальных кластеров.

Однако исходя из системообразующего значения инноваций и инновационной деятельности в современной экономической политике государства формирующуюся в последние годы отрасль законодательства об инновационной деятельности можно одновременно рассматривать в качестве основы для развития нормативной правовой базы кластерной политики. Именно эта отрасль законодательства определяет особенности государственной поддержки организационных форм инновационной деятельности, таких как наукограды, технопарки, особые экономические зоны, которые по сути соответствуют либо выступают аналогами территориальных кластеров.

Именно в законодательство субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности последовательно начинают проникать дефиниции и инструменты кластерной политики. Следует отметить, что определения термина «кластер» ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат. Непосредственно сам термин в его экономическом смысле все чаще встречается в федеральных и региональных концепциях и программах социально-экономического развития, концептуальных и распорядительных актах. Например, на региональном уровне его применяют в актах о создании и составе рабочих групп по созданию отдельных кластеров (Алтайский край, Ивановская область), актах инициирующих создание конкретных кластеров (Республика Татарстан) и даже направленных на общую организацию деятельности по формированию таких образований (Тверская область).

Само по себе закрепление в законодательстве терминов и определений кластерной политики не должно становиться самоцелью. Правовые дефиниции не образуют регулятивных норм. Первоочередная задача заключается в определении предмета правового регулирования и правового обеспечения мер государственной поддержки кластеров. Здесь, как на федеральном, так и на региональном уровне общее понимание путей решения проблемы отсутствует.

В настоящее время активность региональных органов власти нередко направлена на формирование и создание кластеров на своей территории. Однако этот процесс индивидуальный, который хотя и может быть поддержан программно-целевым методом, распорядительными актами государственных органов и методами прямой экономической поддержки, но все же остается стохастическим и в большей степени зависящим от слабоуправляемых факторов, прежде всего от самих хозяйствующих субъектов. В мировой практике кластеры как правило создаются и самоопределяются самостоятельно. Государственная поддержка должна быть направлена прежде всего на развитие существующих кластеров, а не на формирование новых. Последнее связано в большей степени с использованием инструментов промышленной политики импортозамещения, а не кластерной политики.

В то же время следует признать, что возможности формирования специального правового регулирования в сфере реализации кластерной политики в целом ограничены, особенно на федеральном уровне.

Безусловно совершенствование гражданского законодательства, налогового и таможенного законодательства, бюджетного законодательства может оказать положительное влияние на развитие кластеров. В зависимости от особенностей кластера его развитие также могут определять земельное и сельскохозяйственное законодательство, законодательство в сфере применения информационных технологий. Однако данные отрасли законодательства не отражают сути и инструментов кластерной политики.

Для различных кластеров эффективные инструменты кластерной политики, которые могли бы быть отражены в законодательстве, отличаются. Они отличаются для моно и полиотраслевых кластеров, то есть кластеров, в которых есть соответственно одна или несколько ведущих отраслей – отраслей кластерообразования; кластеров, которые образованы субъектами малого и среднего предпринимательства и кластеров, где вокруг крупных предприятий-лидеров, выстраивается сеть поставщиков.

Вопросы использования тех или иных мер государственной поддержки и правового регулирования должны решаться на местах каузально по сути для каждого кластера в отдельности.

содействие формированию кластерных инновационных сетей;

организация информационной поддержки развития кластера;

содействие трансферту технологий среди участников кластера.

Так при содействии трансферту технологий основными задачами являются:

организация проведения экспертизы инновационных проектов;

активизация процессов патентования в кластере.

проведение аудита и инвентаризации интеллектуальной собственности.

формирование базы данных интеллектуальной собственности.

Данные и иные инструменты кластерной политики связаны в основном с реализацией государственного заказа региональными органами исполнительной власти. То есть правовое регулирование в данном случае минимально и ограничивается разработкой и принятием стратегий и планов развития кластеров, региональных целевых программ развития кластеров, положений о коодинационных советах. В случае, если в субъекте Российской Федерации создаются региональные реестры результатов научно-технической деятельности, инновационных организаций и проектов, создаются организации по развитию кластера и иные специализированные некоммерческие организации, возможно дополнительное правовое регулирование, связанное с ведением реестров и оказанием соответствующими организациями услуг участникам кластера, порядком субсидирования их деятельности.

Тем не менее даже для использования таких ограниченных правовых возможностей, которые применяются в основном высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, необходим системный подход. Данный подход можно обеспечить только законами. То есть в целях создания условий для эффективного применения инструментов государственной поддержки кластеров, систему таких инструментов следует закрепить в законодательных актах. При этом законы субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать базовым источником правового регулирования в сфере реализации кластерной политики.

На федеральном уровне целесообразно рассмотреть возможность субсидирования субъектов Российской Федерации на цели развития территориальных кластеров, а также предложить инструменты кластерной политики, то есть сформировать соответствующую методическую базу.

Оборина Екатерина Дмитриевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории
Россия, Пермский национальный исследовательский университет
[email protected]

Аннотация

Целью статьи является совершенствование методологических основ формирования и реализации кластерной политики на региональном уровне. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ опыта зарубежных стран по стратегическому планированию в области кластерного подхода, рассмотрены основные составляющие кластерной политики, а также этапы формирования и реализации кластерных программ, предложена модель региональной кластерной политики. Практическое значение заключается в возможности применения органами государственной власти полученных в ходе исследования выводов для формирования и реализации кластерной политики в регионе.

Ключевые слова

кластерная политика, процесс разработки и реализации кластерной политики, принципы кластерной политики, агенты кластерной политики

Финасирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Эффективность кластерного пространственного развития региона в условиях перехода к инновационной экономике» №16-12-59011

Рекомендуемая ссылка

Оборина Екатерина Дмитриевна

Методологические основы разработки и реализации региональной кластерной политики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5226. Дата публикации: 2017-12-31 . Режим доступа: https://сайт/article/5226/

Oborina Ekaterina Dmitrievna
PHD, associate professor of the department of world and regional economy, economic theory
Russia, Perm National Research University
[email protected]

Abstract

The aim of the article is to improve the methodological foundations for the formation and implementation of cluster policy at the regional level. In order to achieve this goal, the author analyzed the experience of foreign countries in strategic cluster planning, examined the main components of cluster policy, as well as the stages in the formation and implementation of cluster programs, and proposed a model for regional cluster policy. The practical significance lies in the possibility of the government bodies applying the findings of the study to the formation and implementation of cluster policy in the region.

Keywords

cluster policy, the process of developing and implementing cluster policy, the principles of cluster policy, cluster policy agents

Project finance

Article is based on research carried out with the financial support of the grant of the Russian Humanitarian Scientific Fund. Project «The efficiency of cluster spatial development of the region in conditions of transition to innovative economy» №16-12-59011

Suggested Citation

Oborina Ekaterina Dmitrievna

Methodological basis for the development and implementation of regional cluster policy. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #5226. Date issued: 2017-12-31. Available at: https://сайт/article/5226/


Введение

В условиях нестабильной макроэкономической ситуации поддержание конкурентоспособности национальной экономики является одной из основных целей российской государственной политики. Реализация эффективных кластерных программ может стать одним из способов укрепления позиций государства на мировой арене и создать необходимые условия для перехода экономики на инновационный путь развития. Однако на сегодняшний день в рамках российской практики кластерного развития существует ряд проблем, связанных с формированием и реализацией региональной кластерной политики. К основным из них можно отнести недостаточность проработки нормативно-правовых, методологических и концептуальных аспектов политики кластеризации; несовершенство институциональной среды; слабую деловую активность хозяйствующих субъектов; недостаточный уровень развития сотрудничества между государственными структурами, представителями бизнеса и науки. Необходимость в повышении эффективности формирования и реализации отечественной кластерной политики на региональном уровне, а также поиске путей решения выше представленных проблем обуславливает интерес к анализу зарубежной практики кластерного развития территорий.

Зарубежный опыт формирования и реализации кластерной политики

Анализ зарубежного опыта показывает, что методологические аспекты формирования и реализации кластерной политики недостаточно разработаны. Зарубежные авторы, как правило делают акцент на отдельные элементы кластерной политики.

Benner M. систематизировал существующие в литературе представления об агентах кластерной политики.

Raines P. , Benneworth P, Charles D. , Aranguren M.J. в своих работах выделяют этапы кластерной политики.

Европейская комиссия определила основные правила (принципы) кластерной политики, а также выделила мероприятия (инструменты), которые целесообразно и не целесообразно реализовывать в рамках кластерных программ .

В работах Christensen T.А., Lämmer-Gamp Т. , Rosenfeld S.A. , Andersen T., Bjerre M., Hansson E.W. представлены различные классификации показателей эффективности реализации кластерных программ.

Наиболее комплексный взгляд на процесс формирования и реализации программ кластерного развития представлен в работе «Clusters and clustering policy: a guide for regional and local policy makers» , в которой авторы попытались ответить на вопросы, связанные с необходимостью формирования кластерной политики, а также с определением ее основных инструментов и этапов.

Авторский подход к процессу разработки и реализации региональной кластерной политики

Опираясь на зарубежный опыт развития кластеров и научный подход к формированию политики, предлагается совершенствовать методологические аспекты формирования и реализации кластерной политики региона. На региональном уровне необходимо сформировать определенную систему управления региональным кластерным развитием.

Модель данной системы должна включать следующие элементы (рис.1):

  1. который можно определить как применяемую региональными органами власти совокупность методов и способов воздействия на кластерные структуры с целью повышения эффективности их функционирования (рис.2). Механизм включает cубъектов управления региональным развитием (Министерства, департаменты, агентства); объекты управления (компании кластера, университеты, научно-исследовательские центры); инструменты, посредством которых осуществляется воздействие субъекта управления на объект для достижения поставленных целей (финансирование, создание центров внедрения инноваций, оказание помощи по получению патентов и др.); ресурсы управления (материальные, человеческие, финансовые, институциональные и др.).
  2. Процесс разработки и реализации кластерной политики. Особое внимание стоит уделить алгоритму формирования и реализации политики, который может быть представлен в виде следующих этапов.

На первом этапе происходит определение целей региональной кластерной политики. Основная цель политики — повышение конкурентоспособности экономики региона. К подцелям можно отнести: развитие социальной сферы за счет эффективного использования научного и кадрового потенциала региона, обеспечение устойчивого экономического роста, привлечение внешних и внутренних инвестиций. Второй этап заключается в определении принципов кластерной политики. На третьем этапе проводится комплексный анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие региональных кластерных структур.

Рис.1.

К основным факторам можно отнести: состояние институциональной структуры, экономический потенциал региона, макроэкономические факторы, факторы международной среды, в частности международные технологии и особенности развития мирового рынка, система управления кластером, система взаимодействия участников кластерной структуры.

Рис.2.

Четвертый этап заключается в идентификации критериев оценки эффективности разработки и реализации кластерной политики. Результатом прохождения этапа является формирование системы критериев, включающей показатели эффективности как системы управления кластером, так и показатели эффективности функционирования кластерных структур. Пятый этап заключается в определении основных мероприятий, посредством реализации которых будут достигнуты основные цели кластерной программы. Результатом данного этапа должно явиться создание документа, отражающего основные положения региональной кластерной политики. Шестой этап предполагает реализацию кластерных программ всеми участниками кластерного развития. После реализации кластерной программы обязательным этапом должен стать этап оценки эффективности проведенных мероприятий за определенный период времени. При этом необходимо оценить как эффективность реализации самой кластерной программы, так и эффективность системы управления кластерной политикой, которая должна быть представлена определенным механизмом. В результате проведенных оценочных мероприятий происходит корректировка политики.

  1. Принципы кластерной политики. К основным принципам кластерной политики на региональном уровне можно отнести:
  • Принцип системности, предполагающий, что вопросы кластерного развития региона должны решаться системно всеми заинтересованными лицами (агентами кластерной политики);
  • Принцип научной обоснованности подразумевает использование в процессе формирования и реализации региональной кластерной политики достижений современной отечественной и зарубежной науки в сфере кластерного развития территорий;
  • Принцип единства государственного контроля предполагает наличие в регионе развитой системы органов управления кластерным развитием, а также их активного участия в процессе разработки и реализации кластерных программ на всех этапах;
  • Принцип согласованности интересов всех агентов кластерной политики определяет необходимость идентификации интересов всех заинтересованных групп кластерного развития и поиска путей их согласования;
  • Принцип единства государственной политики предполагает разработку и реализацию региональной кластерной политики на основе определения единых целей, а также при участии как органов государственной власти региона, так и федеральных структур с учетом интересов всех заинтересованных сторон (представителей государственных структур, бизнеса, общественности);
  • Принцип социальной направленности связан с учетом интересов социума региона при разработке и реализации программ кластерного развития, которые в первую очередь связаны с повышением благосостояния региона, развития кадрового и научного потенциала;
  • Принцип инновационности подразумевает c одной стороны, ориентацию на использование современных подходов в процессе разработки и реализации кластерной политики, c другой стороны создание условий региональными органами государственной власти условий для развития НИОКР и создания инноваций;
  • Принцип ответственности подразумевает закрепление за каждым участников кластерной политики прав и обязанностей посредством реализации модели общественного договора между государством, бизнес-структурами и обществом;
  • Принцип обратной связи (эффективности ), указывающий на важность проведения оценки эффективности региональной кластерной политики на всех этапах;
  • Принцип финансирования потенциально успешных кластеров предполагает содействие развитию не только крупных региональных кластерных структур, а также тех кластеров, которые смогут добиться успеха в будущем.
  1. Агенты кластерной политики, включающие компании; государственных агентов (Министерства, департаменты, агентства); университеты, научно-исследовательские институты.
  2. Ключевые факторы успеха. К основным факторам успеха кластерной политики можно отнести создание форума или площадки для общения всех заинтересованных сторон в развитии кластера; формирование системы частного и государственного управления, которая отражает интересы агентов кластера различных уровней; осведомленность основных участников кластера о проблемах кластера и его потенциальных преимущества/недостатки для региона; существование ранее реализованных “эталонных” кластерных политики; конечной целью кластерной политики является укрепление региональной конкурентоспособности; кластерная политика должна сочетаться с другими региональными политиками, которые ориентированы на развитие отдельных аспектов деятельности кластеров; участие в кластерной политике субъектов различных административных уровней; понимание необходимости кластерной политики.
  3. Критерии эффективности политики. Можно выделить ряд критериев, в частности институциональный критерий, включающий показатели эффективности функционирования региональных институтов; экономический критерий, состоящий из показателей экономической деятельности структур, входящих в кластер и кластера в целом; социальный критерий, состоящий из показателей, отражающих воздействие кластера на развитие социальной сферы региона; инновационный критерий, включающий показатели инновационной деятельности кластерных структур.

В таблице 1 представлены основные компоненты модели управления региональным кластерным развитием, а также их взаимосвязь.

Таблица 1 —

Заключение

Разработка и реализация региональной кластерной политики – это непрерывный и последовательный процесс, охватывающий весь цикл кластерной политики от этапа разработки до этапа корректировки. Предложенная на основе анализа зарубежного опыта модель регионального кластерного развития позволит решить следующие задачи, а именно, установить связи между всеми заинтересованными лицами в реализации кластерных программ; cформировать единое информационное пространство; увеличить скорость принятия решений в области кластерного развития; повысить уровень открытости системы государственного управления экономикой региона; повысить уровень лояльности жителей региона к органам государственной власти. В целом реализация выше представленных мероприятий повысит эффективность региональной кластерной политики и, как результат, обеспечит устойчивое экономическое развитие региона.

Библиографический список/References

  1. Andersen T., Bjerre M., Hansson E.W. The Cluster Benchmarking Project: Pilot Project Report — Benchmarking clusters in the knowledge based economy. Norden — Nordic Innovation Centre, Oslo, Norway, 2006. URL: http://www.nordicinnovation.org/Global/_Publications/Reports/2007/The%20cluster%20benchmarking%20project%20-%20Benchmarking%20clusters%20in%20the%20knowledge%20based%20economy.pdf (дата обращения 11.09.2017).
  2. Aranguren M. J., Larrea M., Navarro, M. The Policy Process: Clusters versus Spatial Networks in the Basque Country. In C. Pitelis (Ed.): Clusters and Globalisation. The Development of Urban and Regional Economies. With assistance of R. Sugden, J. R. Wilson. Cheltenham: Edward Elgar, 2006.
  3. Benner M. Clusterpolitik: Wege zur Verknüpfung von Theorie und politischer Umsetzung: Modellanhang A: Tabellen zum Modell der Clusterpolitik für die regionale und lokale Ebene, 2012 URL: http://www.geog.uni-heidelberg.de/md/chemgeo/geog/forschung/wiso_ clus- terpolitik_modellanhang_a.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
  4. Benneworth P., Charles D. Bridging Cluster Theory an Practice: Learning from the Cluster Policy Cycle. In OECD: Innovative Clusters. Drivers of National Innovation Systems, OECD, 2001.
  5. Christensen T.А., Lämmer-Gamp T. Let’s make a perfect cluster policy and cluster programme. Smart recommendations for policy makers. Berlin/Copenhagen, VDI / VDE, Innovation + Technik GmbH, 2012. URL: https://www.cluster-analysis.org/downloads/Clusters_web_singlepagepdf (дата 13.10.2017).
  6. Clusters and clustering policy: a guide for regional and local policy makers. INNO Germany AG. European Union, 2010. URL: http://cor.europa.eu/en/documentation/studies/Documents/Clusters-and-Clustering-policy.pdf (дата обращения 24.08.2016).
  7. Raines P. Euro-Cluster: Final Report. Glasgow, University of Strathclyde, 2000. URL: http://home.furb.br/wilhelm/COMPETIV/Euro_Cluster_Report.pdf (дата обращения).
  8. Rosenfeld S.A. Creating smart systems — a guide to cluster strategies in less favoured regions. European Union-Regional Innovation Strategies, Regional Technology Strategies Inc., Carrboro, North Carolina, April 2002. URL:http://led.co.za/sites/default/files/documents/154.pdf (дата обращения 11.09.2017).
  9. Smart guide to cluster policy. European commission, European Union, 2016. URL: https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/news_attachment/gb11_-_smart_guide_to_cluster_policy.pdf (дата обращения 28.09.2017).
1

В статье проанализированы тенденции кластерного развития в России и зарубежных странах, приведены особенности кластерного подхода в формировании инновационной экономики, обоснованы факторы, стимулирующие образование кластерных структур, приведена динамика формирования кластеров в экономике зарубежных стран. На основе анализа факторов возникновения и развития кластеров выявлены модели кластеризации экономики. Рассмотрена кластеризация экономик зарубежных стран, приведены особенности развития кластерной политики в странах Европы и Азии. Рассмотрена роль государства в формировании кластеров, проанализированы типы государственной политики, поддерживающей развитие кластерных образований. Рассмотрены особенности государственной политики формирования кластеров в России. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, поддерживающие развитие кластеров и направленные на инновационное развитие страны в целом. Приведены инструменты государственной поддержки кластерных инициатив. Обоснована важнейшая роль государства в развитии кластеров в России.

кластерные образования

политика кластеризации

государственное участие

кластерные инициативы

инновационное развитие

факторный анализ

модели кластеризации

особенности государственной политики

инструменты государственной поддержки

1. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 16.

2. Куценко Е.С. Региональная кластерная стратегия: маневрируя между правилами рынка и государства // Форсайт. – 2012. –№ 3. – С. 8.

3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. – Режим доступа: // www.km.ru

4. Меркушева И.С., Несмачных О.В., Литовченко В.В. Формирование и реализация стратегии организации на основе сценарного подхода// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 5. – С. 122–124.

5. Несмачных О.В., Литовченко В.В. Природа возникновения синергетического эффекта в промышленном кластере и оценка его воздействия // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2014.– № 1.– С.27–35.

6. Gabor Bekes Clusters, Science Parks and Regional Development (Strategies and Policies in Hungary). Presentation at UNECT TOS–ICP Geneva 14 February, 2008.

7. Powerful dusters: Main Drivers of Europe’s Competitiveness (пер. автора). Brussels, 17 October 2008 –URL: http://ec.europa.eu/enterprise/innovation/index_en.htm

Современные условия функционирования компаний в информационной экономике предполагают в качестве основы конкурентных преимуществ использовать нематериальные активы, интеллектуальный капитал и инновационные факторы как базовый источник экономического роста. В качестве интегрального решения этой проблемы необходимо использовать систему взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, важнейшим инструментом которой является кластерный подход.

Кластерная политика выступает катализатором для усиления взаимодействия участников производственно-экономического процесса и концентрируется на решении острых проблем экономики:

  • развитие и поддержание конкуренции является основной задачей при проведении кластерной политики;
  • особое внимание уделяется развитию кооперационных связей между малыми и средними предприятиями региона для повышения общей производительности труда;
  • организация взаимодействия между промышленными предприятиями, научными центрами и образовательными учреждениями создает благоприятные условия для повышения инновационности производства и обеспечения непрерывного инновационного процесса на предприятиях отрасли;
  • кластерная политика рассматривает развитие промышленного и инновационного потенциала малых и средних предприятий как основу формирования конкурентоспособных региональных кластеров.

Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира (рис. 1):

Рис. 1. Кластеризация экономик зарубежных стран

В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы .

Довольно развиты кластерные образования в промышленности Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Промышленные предприятия Финляндии являются одними из самых конкурентоспособных в мире с начала XXI века и занимают ведущие места в мировых рейтингах благодаря политике кластеризации промышленности. Кластеры обеспечивают высокую производительность, поэтому Финляндия покрывает 10 % мирового экспорта продуктов деревообрабатывающей промышленности и 25 % целлюлозно-бумажной продукции. Самыми первыми и наиболее успешными кластерными образованиями стали объединения на рынке телефонов и мобильной связи. Доля экспортного рынка Финляндии в сфере мобильной связи составляет 30 %, а экспорт мобильных телефонов - 40 % во всем мире.

Кластерные образования в Италии обеспечивают 43 % населения работой и покрывают 30 % объема национального экспорта. В других европейских странах кластеры появляются повсеместно: в Германии успешно работают химический и машиностроительный кластеры, во Франции произошла кластеризация производства продуктов питания и косметики.

Так же, как и Европа, Азия проводит кластерную политику с целью повышения промышленного и инновационного потенциала национальной экономики. Так, например, в Сингапуре формируется кластер в сфере нефтехимии, в Японии сформирован крупнейший автомобилестроительный кластер, в Китае сформировано более 60 особых зон, предназначенных для формирования кластерных образований в различных областях промышленности, обеспечивающих средний уровень продаж на сумму около 200 млрд. долл. в год .

При реализации кластерных инициатив большое значение имеет участие государства с точки зрения организации, инициации и финансирования проектов создания и развития кластеров. При этом финансирование реализуется на основе жесткого конкурсного отбора самых лучших проектов из всех представленных на конкурс. Помимо государства в финансировании и организации проектов создания кластеров могут участвовать различные международные организации, университеты, бизнес. Например, во Франции существует Национальное агентство планирования DATAR, в США - Национальный совет по конкурентоспособности, в Великобритании - программа кооперации LINK .

Рис. 2. Инициирование и финансирование кластерных потоков в развитых странах

Анализируя примеры реализации кластерной политики за рубежом, можно выделить несколько моделей кластеров:

  1. европейская модель предполагает концентрацию конкурирующих компаний в пределах одной географической области, которые выпускают дифференцированный продукт и формируют особую производственную и сбытовую стратегию в пределах кластера и за его пределами;
  2. североамериканская модель кластеризации объединяет ряд отраслевых компаний по принципу территориальной специализации;
  3. насаждение кластеризации и высокая роль государства характерны для азиатской модели, которая предполагает вертикальную интеграцию и специализацию предприятий в пределах одной географической области;
  4. для японской модели кластеризации характерна концентрация малых и средних предприятий вокруг крупной компании-монополиста. Промышленные связи предполагают вертикальную и горизонтальную интеграцию в условиях конкуренции между мелкими компаниями за право поставки.

В России образование кластеров идет в большей степени по третьей модели, учитывая инициирование кластерных инициатив со стороны государства, проведение политики кластеризации и финансирование кластерных проектов .

Существует четыре вида кластерной политики, которые классифицируют в зависимости от степени участия государства в процессе кластеризации :

  1. Каталитический тип политики предполагает посредническую роль государства в организации кластерных образований и ограниченную финансовую поддержку, которая, как правило, реализуется в виде совместного финансирования проектов или косвенного бюджетного финансирования.
  2. Поддерживающий тип политики характеризует участие государства на протяжении длительного периода или большей части жизненного цикла кластера. Государство участвует в финансировании проектов, развитии инфраструктуры региона, осуществляет контроль эффективности кластерных образований и их влияние на экономику региона.
  3. Директивный тип политики характеризует еще более глубокое участие государства в кластеризации региона, предполагающее структурные перестройки в экономике отрасли или региона, стимулирование развития отдельных секторов экономики, достижение сбалансированности в экономическом развитии региона.
  4. Интервенционистский тип политики характеризует участие государства в формировании и функционировании кластера через ГЧП, совместные проекты с малым и средним бизнесом, осуществление грантовой поддержки, субсидий и т.п. с целью формирования специализации региона.

Особенностью развития кластерной политики в России является ее директивный характер, направляющий и регулирующий формирование кластеров в определенных отраслях на всех уровнях государственной власти. Российской экономике присущи и территориально-производственные комплексы, финансируемые федеральными и региональными органами власти, и пространственные кластеры, и кластерные инициативы .

Основополагающим документом, прописывающим рамки кластерной политики, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных кластеров. Предусматривается формирование двух типов кластеров - инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных, ориентированных на перестройку промышленности с использованием высоких технологий.

На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации новаторской деятельности. На первом этапе (2011-2013 гг.) проводятся пилотные проекты по отработке механизмов поддержки кластерных инициатив. Развитие кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своей инновационной системы.

Поддержка институционального развития предполагает стимулирование инновационного процесса, поддержку инноваций и осуществление коммерциализации инноваций, осуществление консультационных услуг, участие государства в прогнозировании основных рыночных показателей региона, а также участие в подготовке необходимых предприятиям кадров.

Обеспечение высокой конкурентоспособности осуществляется за счет прямого и косвенного бюджетного финансирования кластерных проектов, грантовой поддержки инновационных исследований, создания особых экономических зон, а также осуществления совместных государственно-частных проектов развития кластеров.

Кроме того, следует указать ряд причин, по которым участие государства в формировании и развитии кластеров в России становится необходимым условием успешной кластерной политики:

  • Большая территория и необходимость согласования действий различных кластеров в межрегиональном пространстве. Деятельность кластеров требует кооперации с органами местной, региональной и федеральной власти, согласования стратегии развития кластеров с региональной политикой и т.п.
  • Кооперация предприятий малого и среднего бизнеса с более крупными промышленными корпорациями и научными центрами основана пока только на хозяйственных связях в пределах цепочки производственного процесса. Необходимость инновационной деятельности осознают все члены кластера, однако из-за высоких рисков вложения денег в инновации крупные корпорации и другие члены кластера неохотно спонсируют инновационные проекты. Для активизации инвестиционной деятельности необходима государственная поддержка не только в сфере финансирования, но и в сфере пропаганды, популяризации инновационного производства, которое обеспечивается с помощью проведения различных конкурсов на лучшее изобретение, лучшего молодого ученного и т.п., обеспечении грантовой поддержки инновационных исследований, популяризации новых изобретений в СМИ.
  • Кластерные инициативы основаны в большей степени на поддержке малого и среднего бизнеса в структуре кластера. Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для успешных start up, необходимо организовать целую инфраструктуру, состоящую из бизнес-инкубаторов, технопарков, свободных экономических зон, налоговых каникул и т.д., которую могут создать только федеральные и региональные органы власти. Без развития подобной инфраструктуры малый и средний бизнес не будет развиваться в нашей стране, поэтому роль государства в данной сфере кластерной политики неоценима.
  • Важнейшей особенностью, мешающей развитию кластеров, является недоверие со стороны бизнеса к другим участникам кластера, государственным органам, что обусловлено низкой степенью информационной открытости рынка. Со стороны государства необходима популяризация информационной открытости и добросовестной конкуренции. Создание определенной культуры ведения бизнеса в России возможно также с помощью ужесточения мер наказания за экономические преступления и промышленный шпионаж, ликвидации многочисленных слабых мест в законодательстве, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам интерпретировать закон в свою пользу.

Таким образом, активное участие государства в формировании и развитии кластеров в нашей стране играет очень важную роль в кластерной политике и экономике государства в целом.

Рецензенты:

Осипов С.Л., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск;

Симоненко Н.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.

Работа поступила в редакцию 04.06.2014.

Библиографическая ссылка

Несмачных О.В., Литовченко В.В. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-1. – С. 162-165;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Направления кластерной политики

Основными направлениями кластерной политики являются:

Критика

Критики кластерной политики указывают на то, что:

  • концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая ее диверсифицированность;
  • преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление , воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
  • стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Кластеры России

Известный еще с советского времени автомобильный кластер расположен в Самарской области автомобильный кластер Самара-Тольятти .

Другим примером успешно развивающегося кластера является Калуга. Где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.

Кластерная политика за рубежом

В странах ЕС реализуется множество проектов, направленных на развитие кластерной политики. Например, Европейская кластерная обсерватория , нацелена на выявление кластеров в Европе и их анализ.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кластерная политика" в других словарях:

    Кластерная политика города Москвы - политика города Москвы по объединению организаций науки, промышленности, других субъектов инновационной деятельности, которые своей целью имеют выпуск высокотехнологичных родственных продуктов или услуг... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства… … Официальная терминология

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Кластер (в экономике) (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, государств): поставщиков продукции,… … Википедия

    - (англ. cluster) сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций,… … Википедия

    Городская агломерация Самарско Тольяттинская агломерация Страна РоссияРоссия … Википедия

    Содержание 1 Культурные мероприятия 2 Музыка 3 Театр и кино … Википедия

    - (англ. File Allocation Table «таблица размещения файлов») классическая архитектура файловой системы, которая из за своей простоты всё ещё широко используется для флеш накопителей. В недавнем прошлом использовалась в дискетах, на… … Википедия

    Fedora … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Мировой финансовый кризис 2008 2010 года негативно повлиял на … Википедия

    Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization L’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture La Organización de las Naciones… … Википедия

    Мировой финансовый кризис 2008 2009 года негативно повлял на экономику Казахстана. Содержание 1 Причины кризиса 2 2007 год 2.1 … Википедия

Книги

  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 37 (274) 2014 , Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… электронная книга

С. Н. Котлярова

формирование кластерной политики в регионах россии1

Рассмотрены проблемы правового регулирования кластерного развития в Российской Федерации и на региональном уровне. Систематизированы основные нормативные акты, регулирующие формирование и развитие кластеров. Сделан вывод о слабом развитии собственной нормативной базы регионов и использовании регионами в основном общефедеральных подходов к формированию кластерной политики. Обобщена практика кластеризации субъектов Российской Федерации. Выделены предпосылки формирования кластеров в регионах и их последующего развития. Проведено сравнение подходов к формированию кластерной политики в субъектах Российской Федерации, выделены особенности территорий в части определения типов кластеров и мер государственной поддержки их формирования. Сформулированы основные причины развития региональных кластеров: построение по типу доминирующей фирмы; взаимовыгодное сотрудничество участников кластера; активная поддержка со стороны государственных и региональных органов власти (государственно-частное партнерство и личное участие руководства региона); инициатива снизу.

Ключевые слова: кластер, региональное развитие, концепция кластерного развития, кластерная политика

Одним из наиболее эффективных решений задачи повышения конкурентоспособности экономики является реализация мероприятий государственной поддержки процессов формирования и развития кластеров. Инструментом для реализации этих мероприятий является кластерная политика, утверждаемая на государственном или региональном уровне.

Создание кластерной модели экономики, предполагающей создание оптимальной комбинации конкуренции и кооперации, является одним из перспективных направлений в региональном развитии. В РФ процесс кластеризации развивается, как правило, стихийно и спонтанно, по инициативе регионов или отдельных крупных компаний.

На сегодняшний день многие регионы РФ не только планируют создание и развитие на своей территории кластеров, но и считают, что они уже существуют.

Предпосылками формирования кластеров и их последующего развития являются:

1. Научный потенциал: наличие ученых мирового уровня, крупных научных центров, вузовской и заводской науки. Особенно это касается условий создания инновационных кластеров.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта № 12-П-7-1001 «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов», выполняемого в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН №34.

2. Инновационный потенциал территории (наличие развитой инновационной инфраструктуры).

3. Политической предпосылкой является решимость руководства развивать инновационную деятельность в качестве одного из стратегических приоритетов в регионе (что должно быть закреплено в стратегических документах развития территории, разработке кластерных документов).

4. Институциональные предпосылки (наличие статуса наукограда РФ, поддержка из средств федерального бюджета и различных фондов, федеральная и региональная поддержка идеи формирования кластеров).

5. Инициатива снизу (заинтересованность предприятий - потенциальных участников кластера).

Проблема необходимости формирования кластеров в российской экономике впервые была озвучена в 2005 году. Так, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года были названы задачи модернизации экономики в виде стимулирования спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) в качестве одного

из путей мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста в регионах для динамичного, повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики определено развитие производственных кластеров.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет в качестве основного направления развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.

В 2008 году Минэкономразвития России была принята Концепция кластерной политики в стране и разработаны «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации», в которых определены основные направления содействия развитию кластеров, реализуемые органами государственной власти и местного самоуправления; система мероприятий по реализации кластерной политики; механизмы финансовой поддержки реализации кластерной политики на федеральном уровне .

Реализация кластерной политики должна стимулировать инновации, прямые иностранные инвестиции и экономический рост в регионах с потенциальными кластерами. Концепция кластерной политики состоит из трех основных блоков: ведомственная поддержка кластеров, меры по развитию конкурентоспособности участников кластеров, создание благоприятных условий для развития кластеров.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, например, предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства на конкурсной основе, регулируются соответствующими правилами, которые определяют возможность предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для гибкого использования финансовой поддержки субъектов

Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов .

В ряде регионов принимаются отдельные программы развития кластеров или создаются организационные структуры по их развитию. Однако существует проблема недостаточной разработанности нормативных актов, регулирующих кластерную политику.

Так, формирование кластеров предусматривается в основном в законах, регулирующих общие вопросы социально-экономического развития: в законах, которыми утверждаются стратегии социально-экономического развития субъектов РФ (республики Мордовия, Северная Осетия, Чувашская; Краснодарский, Приморский края; Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Самарская, Томская, Ульяновская и др. области); программы социально-экономического развития субъектов РФ (республики Татарстан, Бурятия, Удмуртская; Ростовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Кемеровская, Воронежская, Челябинская и др. области); концепции (Псковская область, Ставропольский край).

В Республике Татарстан действует программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», в которой отмечаются благоприятные условия для формирования и развития эффективных территориальных кластеров в нефтехимии, отраслях машиностроения (прежде всего, в автомобилестроении), а также в образовательном комплексе на территории республики.

Формирование кластеров предусматривается также в законах, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства (Московская, Оренбургская, Мурманская, Тульская области) в части обеспечения финансово-кредитной поддержки малых и средних предприятий для участия в промышленных кластерах.

Законы о промышленной политике субъектов РФ также содержат ряд положений, регулирующих формирование кластеров. В частности в законе «О промышленной политике в Оренбургской области» к нефинансовым мерам государственной поддержки субъектов промышленной деятельности относится обеспечение условий для создания промышленных кластеров, стимулирование развития сети инновационной инфраструктуры и инфраструктуры услуг для предприятий промышленности.

Формирование кластеров в отдельных отраслях отражается в отдельных нормативных актах. Например, создание туристических кластеров регулируется Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея»; в Республике Бурятия принята концепция развития туризма под названием «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы». Основной целью программы является формирование и повышение конкурентоспособности кластера «Туризм». Формирование туристско-рекреационных зон и туристских кластеров закреплено в Областной целевой программе «Развитие туризма в Свердловской области на 2011-2016 годы». В Ярославской области постановлением правительства области создан координационный совет по созданию и развитию туристско-рекреа-ционного кластера.

Создание фармацевтических кластеров регулируется Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 №91 «О федеральной целевой программе „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2010 №419 «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге».

Предложения по мерам развития автомобильных кластеров содержатся в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящее время уже практически сформировались три ключевых автомобильных кластера: 1) Приволжский (г. Тольятти - г. Самара, г. Набережные Челны - ОЭЗ «Алабуга», г. Ульяновск, - г. Нижний Новгород); 2) Центральный (г. Москва - г. Калуга, г. Владимир); 3) Северо-Западный (г. Санкт-Петербург, г. Великий Новгород - г. Псков).

Формирование агропромышленного кластера заложено в стратегических документах Алтайского края, где наиболее сформировавшимся и подготовленным к развитию в новых условиях является зернопродуктовый кластер и имеются условия для создания молочного кластера, а также Ставропольского края.

Применение кластерной политики регулируется законами об инновационной деятельности

ряда субъектов РФ. В частности, в Законе «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» одной из задач ставится формирование и развитие научно-производственных и технологических кластеров на основе научно-технических и инновационных программ и проектов. В законе «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», принятом постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 07.09.2006 №453 говорится о необходимости содействия образованию и развитию деятельности кластеров, в том числе в наукоградах Российской Федерации, расположенных на территории Алтайского края.

Более широкое отражение кластерная политика нашла в программах и стратегиях инновационного развития субъектов РФ. Механизмы кластерной политики присутствуют в инновационных стратегиях Новосибирской и Томской областей; инновационно-кластерный сценарий социально-экономического развития заложен в Стратегии развития инновационной деятельности в Камчатском крае. В долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» развитие инновационных промышленных кластеров обозначено как одна из основных задач. Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы основными целями ставит развитие территориально-производственных кластеров, высокотехнологичных секторов экономики на базе внедрения инновационных технологий.

В последние два года субъекты РФ начали деятельность по разработке и принятию собственных концепций кластерной политики.

Одним из пионеров кластерного развития является Санкт-Петербург, разработавший проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об основах кластерной политики Санкт-Петербурга на 2010-2015 годы», который был направлен в Министерство экономического развития и получил официальный положительный отзыв. В Санкт-Петербурге создан и функционирует фармацевтический кластер, развитие которого является одним из приоритетных направлений работы правительства. Создание фармацевтических кластеров регулируется Федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

и дальнейшую перспективу», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге». С момента создания фармацевтического кластера Санкт-Петербурга в 2010 году его резидентами являются 11 отечественных и зарубежных компаний, которыми инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд руб.

В Ярославской области утверждена и действует концепция кластерной политики до 2015 года, согласно которой планируется создать на территории области 3-5 перспективных кластеров, организовать 5-7 индустриальных парков и крупных инвестиционных площадок с необходимой инфраструктурой, увеличить до 2015 года объем инвестиций в основной капитал на 50%, разработать до 10 региональных инвестиционных проектов и привлечь софинансирование для их реализации из институтов развития России, увеличить долю производства конкурентоспособных на российском и международном уровне конечных продуктов.

Кластер фармацевтической промышленности и современной инновационной медицины на территории Ярославской области развивается с июля 2009 г. Инициатива по созданию фармацевтического кластера в Ярославской области сразу получила поддержку Председателя Правительства РФ Владимира Путина. По итогам консультаций Министерство промышленности и торговли включило Ярославскую область в Стратегию «Фарма-2020» в числе приоритетных регионов для развития современной фармацевтической промышленности. На начальном этапе его формирования речь шла только о двух производствах, к середине 2011 года уже шесть крупных компаний приступили к реализации своих проектов на Ярославской земле. Это Никомед, Р-Фарм, НТфарма, Фармославль, Витафарма, Бентус Лаборатории. Сегодня этот список пополнился компанией «ТЕВА Фармацевтические предприятия Лимитед».

С момента принятия постановления правительства области «О координационном совете по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области» от 14 августа 2009 г. № 850-п, в котором утверждены положение и состав совета под руководством губернатора области, начат отсчёт реализации клас-

терной политики в сфере туризма. Туристско-рекреационный кластер создан с целью повышения конкурентоспособности и эффективности туристской индустрии Ярославской области, рационального использования культурного и природного наследия региона.

В Республике Татарстан утверждена Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы на 2011-2015 годы (постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 23.11.2010 № 925), целью реализации кластерной политики ставится повышение конкурентоспособности татарстан-ской экономики на основе ее модернизации и диверсификации.

В Московской области 21 июня 2011 г. одобрено постановление «О проекте закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области „Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области"», согласно которому предполагается участие органов государственной власти Московской области в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон и иных территорий развития.

В Москве разработана «Концепция кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства» в целях обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стимулирование создания кластеров в Республике Башкортостан является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики региона. В республике принят документ «Кластерная политика Республики Башкортостан», в котором определены программно-целевые мероприятия по реализации кластерной политики в регионе. В республике также действует план мероприятий по реализации Кластерной политики Республики Башкортостан до 2012 г.

Камчатский край разработал проект краевого закона «О кластерной политике в Камчатском крае», который является приложением к стратегии развития края до 2025 г.

В Воронежской области действует Ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 годах». Целью программы является создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленном ком-

плексе Воронежской области. Правительством области предлагаются мероприятия, направленные на формирование отраслевых кластеров в промышленности области: в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.

Примером успешно развивающихся кластеров являются автомобильные кластеры.

Известный еще с советского времени автомобильный кластер Самара - Тольятти расположен в Самарской области. Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей региона, в которой сконцентрировано около 40% объема производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на НИОКР, 20% экспорта. Самарский автомобильный кластер включает АвтоВАЗ (Renault), GM-АвтоВАЗ, 700 производителей комплектующих, более 300 организаций в области сотрудничества, 2 млн населения, занятого в отрасли. Таким образом, Поволжский автомобильный кластер относится к кластерам, построенным по типу доминирующей фирмы, вокруг которой объединяются поставщики и потребители продукции.

По аналогичному типу в Липецкой области сформирован промышленный кластер по производству бытовой техники на базе ЗАО «Индезит Интернэшнл» (предприятие со 100-процентным иностранным капиталом). ЗАО «Индезит Интернэшнл» является самым крупным в Европе производителем с полным циклом производства холодильников и стиральных машин. В промышленный кластер вошли предприятия малого и среднего бизнеса Липецкой области по производству комплектующих для «белой техники». В настоящее время 12 предприятий Липецкой области участвуют в поставке комплектующих для ЗАО «Индезит Интернэшнл». Также в этот кластер входит открытый в октябре 2005 года Indesit Company - первый в России Центр логистики бытовой техники, который одновременно является крупнейшим в Европе в своем секторе. Центр логистики расположен на площади в 55 га и служит для хранения и дистрибуции по СНГ всей товарной номенклатуры «Индезит Компани» общим количеством 3,0 млн штук в год. В перспективе итальянской стороной рассматривается возможность организации в Липецкой области производства кухонных плит.

Таким образом, и самарский автомобильный кластер, и липецкий кластер по производству бытовой техники являются примерами формирования кластеров вокруг доминирующих фирм

Производителей конечной продукции. Роль крупных компаний (особенно на этапе формирования кластера) состоит в том, чтобы «связать» потенциальных участников кластера.

Другой пример успешно развивающегося кластера является Калуга, где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.

Наряду с автомобильным кластером в Калужской области создается еще четыре инновационных кластеров: биофармацевтический, ядерных технологий и радиомедицины, производства новых материалов, нанотехнологий. Для координации данной деятельности создано ОАО «Агентство инновационного развития

Центр кластерного развития Калужской области». Принята ведомственная целевая программа «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области». Важной задачей в данной работе также является взаимодействие Калужской области с ГК «Российская корпорация нанотехнологий» и Фондом «Сколково». В регионе созданы основные элементы инновационной инфраструктуры - пять бизнес-инкубаторов, сеть трансфера технологий, венчурный фонд, три центра коллективного пользования приборами и оборудованием и два инновационно-технологических.

В Ульяновской области активно поддерживается направление развития кластерной политики. Так, постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы „Ульяновск - авиационная столица" на 2009-2011 годы» от 23 сентября 2009 г. № 35/342-П реализован проект создания авиационного кластера «Ульяновск-Авиа», разработана областная целевая программа «Ульяновск - авиационная столица» на 2009-2011 годы». Авиационный кластер в этом документе определен в качестве группы взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения, инфраструктурные компании), действующих в сфере авиационной промышленности и взаимодополняющих друг друга. В авиационном кластере Ульяновской об-

ласти сейчас насчитываются 19 предприятий и организаций . Успешные результаты деятельности авиационного кластера области дают положительный пример для возможности формирования кластеров в других отраслях промышленности. В частности, ведется работа по подготовке проекта создания автомобильного кластера в Ульяновске, который находится на этапе согласования. Центром автомобильного кластера станет Ульяновский автомобильный завод. Другими важнейшими составляющими кластера станут Димитровградский автоагрегатный завод (один из основных поставщиков ВАЗа) и более 70 предприятий, занимающихся производством автокомпонентов, в том числе Ульяновский моторный завод и «Автодетальсервис», а также учебные заведения (УлГУ, УлГТУ, техникумы), которые готовят кадры для автомобильной промышленности.

Объединение малых и средних предприятий на основе взаимовыгодного сотрудничества и формирования на этой основе кластеров - опыт функционирования Алтайского биофармацевтического кластера (АБФК). Проект создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийск обусловлен тем, что ряд предприятий города ориентирован на производство фармпрепаратов, имеет большой научно-исследовательский опыт и устойчивые взаимосвязи с поставщиками сырья. Структура АБФК с точки зрения характера деятельности входящих в него предприятий соответствует европейским полюсам конкурентоспособности: научные организации, образовательные и производственные при активном участии и поддержке городских и региональных властей.

Одним из актуальных примеров формирования и функционирования кластеров в РФ является создание льняного кластера в Вологодской области. Официальный статус кластера производители льна получили после заседания Госсовета в г. Иваново 20 июня 2008 года, когда было сформировано четыре пилотных проекта по развитию льняного производства: в Вологодской, Костромской, Ярославской и Ивановской областях. В Вологодской области была сформирована долгосрочная Целевая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы».

Основой и локомотивом формирующегося в Вологде кластера сегодня является комбинат, который с 2008 года работает на двух площад-

ках: в Вологде (ткани основных переплетений) и Красавино (жаккардовые ткани). Характерная для кластера горизонтальная интеграция вокруг крупного промышленного ядра поставщиков сырья, малых компаний, сервисных, производственных (прикладные материалы, фурнитура), торговых и логистических фирм, надомников-промысловиков, профессионально-образовательных учреждений может дать Вологодской области тысячи новых рабочих мест. А участникам российского рынка индустрии моды и домашнего текстиля может принести все преимущества развитой рыночной инфраструктуры, с которой они привыкли иметь дело, покупая товар в Италии или размещая производственные заказы в Турции и Китае.

Еще одним из факторов успеха развития кластера является государственно-частное партнерство. Совокупный инвестиционный бюджет вологодского льняного проекта в 2008-2013 годах (до выхода на освоение производственных мощностей) превышает 6,5 миллиарда рублей. Государственный институт развития должен внести в него 3,23 миллиарда рублей, область - 2,354, частные инвесторы - 0,9. На первом этапе (по ноябрь 2010 года) федеральные субсидии составили 45 млн руб. (14 - на агросек-тор, 31 - на текстиль). Региональные средства (включая взносы в уставный фонд ОАО «Вологодский текстиль», более 60% акций которого принадлежат области) - 1,7 млрд руб. (из них на текстиль пошло 1,2 млрд). Частные инвестиции составили 967 млн руб. .

Еще одним двигателем развития данного кластера является человеческий фактор. В нашей стране он главенствует над технологиями, тенденциями, методиками, законами и нормами. Вологодский губернатор стал инициатором и душой этого проекта, благодаря его воле, упорству и здравому смыслу и начал раскручиваться кластерный механизм в регионе.

В Свердловской области разработан проект кластерной политики региона, который в настоящее время проходит согласование.

Свердловская область является центром концентрации компаний-производителей сферы информационных технологий и высших учебных заведений, выпускающих востребованных на рынке специалистов. И здесь можно увидеть пример кластеров, созданных по инициативе снизу - это 1Т и фармацевтический кластеры.

1Т кластер поначалу позиционировали как объединение софтверных компаний, производящих тиражный продукт. В регионе таковых работает около сотни, их оборот небольшой . Но в 2011 г. стратегия изменилась: в кластер «пустили» производителей оборудования, а в данном сегменте в Свердловской области работает несколько крупных компаний. В рамках кластера уже созданы рабочие группы (по работе со стартаперами, школьниками, вузами, клиентами), периодически проводятся образовательные мероприятия, создан клуб менторов, определены площади, которые по льготной цене должны получать по преимуществу малые ИТ-компании .

В 2010 году создан Уральский фармацевтический кластер, который представляет собой комплекс предприятий и компаний, объединенных целью формирования в регионе высокотехнологичного комплекса взаимосвязанных производств для разработки, выпуска и реализации современных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения высокого качества . В настоящий момент участниками кластера являются холдинг «Юнона», учреждения науки (Институт органического синтеза УрО РАН, Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций), инновационные компании (Инновационный фонд «Сколково», ООО «Уральский центр биофармацевтических технологий», ООО «Уральский медицинский ядерный центр» - резиденты «Сколково»), финансовые институты (ГК «Внешэкономбанк»), торгово-закупочные и обслуживающие компании (ООО «Фармацевт», ООО «Сплав-2») и, безусловно, базовые предприятия - производители фармацевтической и медицинской продукции (ООО «Завод Медсинтез», ООО «Завод Дизэт», ЗАО «Березовский фармацевтический завод», ОАО «Фармацевтическая фабрика», г. Копейск). Кластер является открытой структурой, рассматриваются все без исключения заявления о вступлении. Особенность проекта состоит в том, что он может стать межрегиональным. Сегодня ведутся переговоры о размещении новых производств и лабораторий на территории Челябинской области: в Озерске (строительство медицинского технопарка, исследовательской клиники, производства диализных фильтров) и Копейске (появление лаборатории на площадке ГУП «Копейская фармацевтическая фабрика» и производства новых препаратов) .

Однако ставится под сомнение, что заявленный химкластер является собственно кластером. На данном этапе, по сути, он укладывается в ин-вестпрограмму холдинга Уралхимпласт (хотя власти и подразумевают создание мифической второй очереди на новой инфраструктурной площадке).

Но даже в тех проектах, где есть сообщество предприятий, иногда отсутствует главный признак кластера - конкуренция. Именно она требует повышения эффективности производства и качества продукции, что и порождает необходимость инноваций. А власти стремятся создать технологическую цепочку наподобие советских территориально-промышленных комплексов - несколько предприятий, производящих непересекающиеся конечные продукты с сетью контрагентов-поставщиков.

В других регионах ситуация с созданием кластеров и информацией о них хуже. В основном все проекты - лишь общие слова, без конкретных цифр и программы действий.

Подходы к формированию кластерной политики в регионах разные. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19) используется понятие территориального кластера - объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. Такое же определение содержится в концепции кластерной политики РФ, однако используется для определения территориально-производственного кластера.

Тенденции создания и развития кластеров предприятий на территории субъектов РФ нашли свое отражение в региональном законодательстве. В документах по формированию кластерной политики в субъектах РФ применяется

понятие кластер, под которым понимают совокупность хозяйствующих субъектов смежного профиля, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, близко расположенных и способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Основной целью реализации кластерной политики на уровне РФ определено обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры. В документах субъектов РФ в качестве цели кластерной политики, как правило, ставится повышение конкурентоспособности самих хозяйствующих субъектов - участников кластеров и экономики региона в целом. Достигаться конкурентоспособность в субъектах будет за счет создания условий для формирования и развития кластеров (Свердловская, Ярославской области), на основе модернизации и диверсификации экономики (республики Татарстан, Башкортостан), помимо повышения конкурентоспособности в Республике Башкортостан ставят задачей также развитие инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, малого и среднего бизнеса.

В региональных концепциях кластерной политики к определению типов кластеров. На федеральном уровне с учетом отраслевой специфики выделяются следующие типы кластеров: дискретные, процессные, инновационные и «творческие», туристические, транспортно-ло-гистические, смешанные кластеры. Подобный подход к выделению региональных кластеров используется в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. В Свердловской области кластеры предлагается группировать по уровню развития (функциональные, латентные и потенциальные) и для каждого из типов формировать свои специальные методы и формы государственной поддержки . В Республике Башкортостан используется иной подход к выделению групп кластеров - с точки зрения приоритетных направлений кластерной политики и форм поддержки предлагаются к созданию типы кластеров: промышленные районы; радиальные, «спутниковые», государственные кластеры. Для каждого типа

кластеров предлагаются особые усилия кластерной политики и механизмы поддержки.

Выявление кластеров и использование их для стимулирования инновационного развития характерны для кластерной политики Ленинградской области. В Санкт-Петербурге выделены 9 основных кластеров: энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение, металлургия.

Различны подходы и к мерам поддержки кластерного развития в регионах, хотя они отвечают основным направлениям содействия развитию кластеров, заявленным в федеральных документах:

1. Содействие институциональному развитию кластеров.

2. Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия.

3. Обеспечение формирования благоприятных условий для развития кластеров.

Как уже отмечалось, в Свердловской области и республике Башкортостан формы поддержки кластерных инициатив разработаны для различных типов кластеров. При этом в Башкортостане предлагаются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности компаний кластера на внешних рынках и развитие сотрудничества внутри самого кластера. А в Свердловской области меры поддержки различны в зависимости от уровня развития кластеров и их отраслевой ориентации. В Ярославской области сделан акцент на создание условий формирования перспективных (пилотных) кластеров.

Таким образом, в субъектах РФ идут процессы формирования кластерной политики, однако существует проблема недостаточной разработанности нормативных актов, ее регулирующих. В большинстве регионов кластерная политика находит отражение в стратегических и программных документах развития субъектов РФ, также отдельные механизмы формирования и поддержки кластерных инициатив присутствуют в различного рода нормативных актах, регулирующих инновационное и инвестиционное развитие, промышленную политику и т. п. И только несколько субъектов РФ пошли по пути

разработки собственных концепций кластерной политики, в которых используются общефедеральные подходы к ее формированию с выделе-

нием особенностей той или иной территории в части определения типов кластеров и мер государственной поддержки их формирования.

Список источников

1. Бугрова Е. А. Льняной кластер: доступная роскошь // Рынок легкой промышленности. - 2010. - №82. [Электронный ресурс]. URL: http://rustm.net/catalog/article/1908.html (дата обращения: 11.12.2011).

2. Бурлянский С. В., Синицын А. О. Промышленные кластеры в Ульяновской области // Регионология. - 2011. - №3. [Электронный ресурс]. URL: http://regionsar.ru/node/767 (дата обращения: 21.01.2012).

3. Ермак C. Гроздья смысла // Эксперт Урал. - 2011. - №12 (459). [Электронный ресурс]. URL: http://www.expert-ural. com/1-482-9778 (дата обращения: 23.10.2011).

4. Лаврикова Ю. Г. Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России // Региональная экономика. Теория и практика. - 2008. - № 22. - С. 21-31.

5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 №20615-ак/д19). [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.samregion.ru/ klaster_rossia/npa_klaster_ros/metod_klaster_ros (дата обращения: 12.12. 2011).

6. Назаров Д. М., Калаев Д. В. IT-кластер как инструмент снижения рисков инновационной экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2011. - Т. 35, № 3. - С. 85-89.

7. Петров А. П., Петров А. А. Концепция формирования уральского фармацевтического кластера // Экономика региона. - 2011. - № 2. - С. 213-220.

8. Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4. - С. 56-70.

9. Татаркин А. И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 19. - С. 5-17.

Котлярова Светлана Николаевна (Екатеринбург) - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, e-mail: [email protected]).

S. N. Kotlyarova

Formation of cluster policy in Russian regions1

This paper deals with the problems of legal regulation of cluster development in the Russian Federation at the regional level. Basic regulations governing the formation and development of clusters were put in a system. It is concluded that own regulatory regions, and regions using mainly general federal approach to the formation of cluster policy are poorly developed. The practice of clustering of the Russian Federation was generalized. Prerequisites for the formation of clusters in the regions and their subsequent development were identified. A comparison of approaches to the formation of cluster policy in the Russian Federation was made, particularities in the areas of the clusters were highlighted and the types of state support for their formation were determined. The basic reasons for the development of regional clusters are: construction of the type of dominant firms, mutual cooperation of cluster members, active support from government and regional authorities (public-private partnerships and personal involvement of management in the region) and bottom-up approach.

Keywords: cluster, regional development, concept of cluster development, cluster policy

1. Bugrova E. A. (2010). L"nyanoyklaster: dostupnayaroskosh" . Rynok legkoy promyshlen-nosti , 82. Available at: http://rustm.net/catalog/article/1908.html (accessed on 11.12.2011).

2. Burlyanskiy S. V., Sinitsyn A. O. (2011). Promyshlennye klastery v Ul"yanovskoy oblasti . Regionologiya , 3. Available at: http://regionsar.ru/node/767 (accessed on 21.01.2012).

3. Ermak C. (2011). Grozd"ya smysla . Ekspert Ural, 12 (459). Available at: http://www.expert-ural. com/1-482-9778 (accessed on 23.10.2011).

4. Lavrikova Yu. G. (2008). Kontseptual"nye osnovy i praktika realizatsii klasternogo podkhoda v regionakh Rossii . Regional"naya ekonomika. Teoriya i praktika , 22, 21-31.

5. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsi iklasternoy politiki v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii. Utv. Minekonom-razvitiya RF 26.12.2008 № 20615-ak/d19 . Available at: http://www.economysamregion.ru/klaster_ rossia/npa_klaster_ros/metod_klaster_ros (accessed on 12.12.2011).

6. Nazarov D. M., Kalaev D. V. (2011). IT-klaster kak instrument snizheniya riskov innovatsionnoy ekonomiki . Bulletin of the Ural State University of Economics, vol. 35, 3, 85-89.

7. Petrov A.P., Petrov A. A. (2011). Kontseptsiya formirovaniya ural"skogo farmatsevticheskogo klastera . Ekonomika regiona , 2, 213-220.

8. Romanova O. A., Lavrikova Yu. G. (2008). Potentsial klasternogo razvitiya ekonomiki regiona . Problemy prognozirovaniya , 4, 56-70.

9. Tatarkin A. I. (2008). Promyshlennaya politika kak osnova sistemnoy modernizatsii ekonomiki Rossii . Bulletin of Chelyabinsk State University, 19, 5-17.

Information about the author

Kotlyarova Svetlana Nikolaevna (Yekaterinburg, Russia) - PhD in Economics, Assistant Professor,senior research scientist, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (620014, Yekaterinburg, Moskovskaya st., 29, e-mail: [email protected]).

УДК 325.1(470.54)

Е. В. Некрасова

оптимизация внутренней миграции как механизм решения проблем моногородов свердловской области1

Рассмотрены проблемы моногородов и пути их решения. Проведен анализ внутренней мобильности населения России на основе социологических исследований Института Гэллапа и Института международных исследований семьи. Обоснована необходимость оптимизации маятниковой миграции между территориями муниципального уровня для решения проблем моногородов. Разработана математическая модель задачи оптимизации миграционных потоков между территориями муниципального уровня для маятниковой миграции автомобильным транспортом. Апробация модели проводилась на примере шести типопредставительных моногородов Свердловской области (Ревдинский район, Верхняя Пышма, города Краснотурьинск, Красноуральск, Серов, Сухой Лог). С учетом текущей ситуации на рынке труда и будущей потребности в рабочей силе произведено деление рассматриваемых муниципальных образований на территории трудоустройства и отправления мигрантов. Построен оптимальный план трудоустройства на территориях моногородов Свердловской области, для реализации которого разработана схема дорожного движения с севера на юг Свердловской области с организацией пересадочного узла в городе Екатеринбург.

Ключевые слова: моногород, внутренняя мобильность населения, маятниковая миграция, задача оптимизации, план трудоустройства

В настоящее время в Свердловской области 70% городов являются монопрофильными, на их территории проживает 44% населения. Сокращение спроса на продукцию металлургических и машиностроительных предприятий в 2008 г. привело к снижению рентабельности про-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 12-32-01201а2 «Моделирование внутренних и внешних миграционных потоков в регионах России: факторы влияния и оптимизация развития»).

изводства, вынужденным сокращениям персонала, сворачиванию инвестиционных и социальных программ, стагнации городов Свердловской области, которые на ней специализируются.

Массовая безработица в моногородах имеет свою печальную специфику. Поскольку занятость на градообразующих предприятиях практически стопроцентная, у населения моногородов отсутствует выбор места работы. Решение проблемы занятости населения моногородов возможно за счет эффективной внутренней миграции.



Похожие статьи