Формы налогов: какие бывают, с кого и куда поступают? Классификация налогов по разным признакам Налог на доходы относится к группе

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

Федеральные;

Региональные;

Местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и норматив ными правовыми актами представительных органов местного самоуправ ления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами пред ставительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земель ный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).

До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации (таблицы 24).

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому правильно сделанные могут сделать вас в высшей степени денежным.


По форме взимания различают налоги:

Косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообло жении денежные отношения возникают непосредственно между налого плательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земель ный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основани ем для обложения служат владение и пользование доходами и имущест вом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные нало ги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (рабо ты или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут слу жить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансовохозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога . В этом случае следует выделить три группы:

Налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

Налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

Налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

По источнику , за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

Налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

Налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

Налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

Прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

Пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);

Регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

Специальные.

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.

В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете (см. Приложение 1).

По времени уплаты налоги бывают:

Текущие;

Единовременные;

Чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какойлибо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением какихлибо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязан ность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • - федеральные,
  • - региональные,
  • - местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на всей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:

  • 1) Федеральные:
    • - НДС,
    • - акцизы,
    • - НДФЛ,
    • - налог на прибыль организации,
    • - налог на добычу полезных ископаемых,
    • - водный налог,
    • - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
    • - государственная пошлина.
  • 2) Региональные:
    • - налог на имущество организаций,
    • - транспортный налог,
    • - налог на игорный бизнес,
  • 3) Местные:
    • - земельный налог,
    • - налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • - прямые,
  • - косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К ним относятся:

  • - НДФЛ,
  • - налог на прибыль организаций,
  • - налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • - НДС,
  • - акцизы,
  • - таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще потому что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • - общие,
  • - специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается в том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • - транспортный налог;
  • - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • - упрощенная система налогообложения;
  • - система налогообложения для сх товаропроизводителей;
  • - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Существует огромное количество классификаций налогов, однако всех их можно объединить по трем признакам – это фискальная, регулирующая и социальная составляющие.
Что такое фискальная функция не трудно догадаться – это пополнение государственного бюджета. По сути, это главная миссия налогов. Средства населения, предприятий и организаций аккумулируются и далее перераспределяются, обеспечивая этим необходимые условия для эффективного управления.

Что касается регулирующей функции, то здесь государство посредством налогов влияет на деловую активность, экономический рост или спад, увеличение или снижения спроса и предложения и т.д.
Главным механизмом социальной функции является социальная справедливость: богатые должны платить больше, а бедные – меньше. Она проявляется, путем применения всевозможных льгот, вычетов, упрощений или отмены налогов.
Прежде всего, они направлены на слои населения с невысоким доходом. А вот граждане, имеющие высокие доходы – наоборот должны отчислять больше. Ярким примером тому служит повышенные ставки транспортного налога на роскошные авто.

Прямые и косвенные налоги.

Если структурировать все налоги по различным признакам, то получим следующие формы налогов. Главным признаком здесь является способ изъятия, как с физических, так и с юридических лиц.

Прямые налоги всем нам хорошо известны – они изымаются из части дохода (подоходный налог, налог на УСН, налог на прибыль и пр.), либо из стоимости определенного имущества (налог с продажи объектов движимого и недвижимого имущества, земельный налог, налог с наследства и пр.).

Косвенные налоги отличаются скрытым характером. Всем нам хорошо известный НДС является ярким представителем косвенного налога, скрывающегося в стоимости товара. Каждый раз, оплачивая товары в супермаркете, покупатели автоматически становятся плательщиками данного налога. То же касается и акциза. Если о существовании прямых налогов нам хорошо известно, то о косвенных мы иногда можем и не догадываться! Таким образом, косвенные налоги еще выполняют и ценообразующую миссию.

У каждой из этих форм есть свои плюсы и минусы для государства. Например, стабильность поступлений в бюджет прямых налогов – главное их преимущество.
А вот открытый характер – наоборот недостаток, поскольку создаются предпосылки для уклонения от их уплаты (скрываются доходы, осуществляются действия с фиктивным налоговым кредитом по НДС и др.)
Как уже говорилось, скрытый характер косвенных налогов делает их менее ощутимыми для плательщиков, ведь не всегда на товаре указано, какие именно косвенные налоги включены в его цену.
Помимо этого, они играют некоторую роль в регулировании спроса на товары, которые могут принести вред здоровью (алкоголь, табачные изделия), ведь за счет акцизного налога цены на эти товары далеко не самые низкие. Стимулирование национального производства – также прерогатива косвенных налогов.

Отечественные товары для потребителей намного доступнее иностранных за счет отсутствия таможенных пошлин. А вот неучтеность фактора социального неравенства в доходах – беспрекословный минус косвенных налогов, ведь повышение цен чаще всего на себе ощущают именно малообеспеченные слои населения, в том время как богатые даже могут и не заметить разницы. В связи с этим можно часто наблюдать различные программы для бедных – товары для таких категорий людей продают по льготным ценам, без включения в них косвенных налогов.

Федеральные, региональные, местные.

Следующим признаком для определения формы налогов будет уровень бюджета, в который идут поступления. В связи с этим выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс определяет федеральные налоги обязательными к уплате на всей территории РФ. Какие же налоги к ним относятся?

Региональные налоги обязательны к уплате субъектами Федерации в соответствующем регионе. При этом правительство в праве пересматривать ставки, изменять условия оплаты налогов или вообще их отменять. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.

По принципу региональных, местные налоги имеют гибкость в отношении установления, ставок и отмены на уровне власти муниципалитета и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физ. лиц, торговый сбор.

Общие и специальные налоги.

Если рассматривать характер целевого использования средств, поступающих в бюджет, то можно определить такую закономерность:

Общие налоги не имеют точно определенной цели использования, то есть эти средства обеспечивают всесторонние расходы государства – как текущие, так и капитальные (налог на прибыль, НДФЛ, НДС и др.) А вот специальные налоги предназначены для конкретной цели (отрасли).
Например, раньше средства от поступлений транспортного налога использовались исключительно для ремонта и строительства дорог. Сейчас данный налог уже относится к общим. Однако существуют регионы, где по инициативе региональных властей созданы дорожные фонды и средства из них идут исключительно по целевому направлению – на развитие дорожной отрасли. К специальным также относится налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.

Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные формы налогов.

Такая классификация форм налогов возникла на основе механизма действия ставок. Зависимость по пропорции (пропорциональные налоги) означает, что ставка никак не меняется от изменения дохода и устанавливается в фиксированной величине (в основном это процент от дохода или стоимости). Этот принцип положен в основу многих современных налогов, к примеру, предприятие платит налог на прибыль в размере 20% при любой величине полученной прибыли.

Прогрессивные налоги предполагают изменение ставок с изменением величины налогооблагаемого объекта, а поскольку слово «прогресс» – это движение вверх, то неудивительно, что ставки имеют тенденцию только к повышению при увеличении дохода. Тот же пример относительно налога с владельцев ТС: ставки увеличиваются при стоимости авто от 1 миллиона рублей.

Механизм регрессивного налога работает по принципу обратной пропорции: чем больше база налогообложения – тем меньше налог. В чистом виде эту форму налога встретить достаточно тяжело, да и вообще кажется нелогичной подобная взаимосвязь. Однако регрессивные налоги призваны стимулировать деловую активность, рост производства, желание работать и приносить выгоды не только себе, но и экономике страны. Поэтому в количественном соотношении сборов данная форма может опередить даже прогрессивный метод. В России по этому принципу пытаются вывести из тени зарплату работников – чем больше размер заработной платы, тем меньше отчисления в фонды.

Кадастровые, по источнику налогообложения, по декларации.

Данные формы налогов образовались в зависимости от уплаты. Например, форма «по декларации» предполагает сдачу в налоговую службу документа специальной формы, в которой плательщик заявляет о своих налоговых обязательствах (НДС, налог на прибыль и прочие).

«У источника выплаты» подразумевает получение налогоплательщиком дохода уже за вычетом налога. Классический пример – работники получают зарплату «на руки» за минусом налоговых удержаний.

Кадастровая форма отличается тем, что доходность от операции определяется с помощью специального реестра, содержащего информацию о типичных объектах. Земельный налог относится к данной форме, поскольку он определяется исходя из кадастровой стоимости земли.

Таким образом, разнообразные формы налогов государства связаны во многом с его основной целью – финансированием. Но совершенствование налогового механизма во многих странах способствует некоторому смещению приоритетов – важно не только изымать, но и заботиться о развитии, поэтому на одно место с фискальной задачей становится социальная политика, культурная составляющая, экология и безопасность.

Классификация налогов — это обоснованное распределение нало-гов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Классифицирующие признаки:

    • способ взима-ния;
    • принадлежность к определенному уровню управления;
    • субъект налогообложения;
    • способ или источник обложения;
    • характер при-меняемой ставки;
    • назначение налоговых платежей;
    • дру-гой признак.

Виды налогов:

1) По степени переложения:

    • прямые;
    • косвенные.

2) По принадлежности к уровню правления:

    • федеральные;
    • региональные;
    • местные.

3) По объекту обложения:

    • с имущества (имущественные);
    • с доходов (фак-тические и вмененные);
    • с потребления (индивидуальные, универ-сальные и монопольные);
    • с использования ресурсов (рентные).

4) По бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

    • выручка от реализации;
    • себестоимость продукции;
    • финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
    • оплата труда и предпринимательский доход;
    • валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

5) По субъекту обложения:

    • взимаемые с юридических лиц;
    • взимаемые с физических лиц;
    • смешанные.

6) По способу обложения (в за-висимости от способа определения налогового оклада):

    • «по деклара-ции»;
    • «у источника»;
    • «по уведомлению».

7) По применяемой ставке:

    • прогрессивные;
    • регрессивные;
    • пропорциональные;
    • твердые.

8) По назначению:

    • абстрактные;
    • целевые.

9) По срокам уплаты:

    • срочные;
    • периодические.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций . Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного госу-дарства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в сово-купности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложе-ния используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегри-рованных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

По степени переложения

Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые не-посредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на при-быль организаций, на имущество организаций, на имущество физи-ческих лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимае-мые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включае-мые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге ко-нечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го-сударства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и доста-точно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, то-гда как поступления от прямых налогов на доходы более сущест-венно коррелируют с уровнем экономической активности.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро-вано для конечного потребителя, так как номинальные и фактиче-ские налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогопла-тельщиком, у которого с государством возникают налоговые право-отношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогооб-ложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные .

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на-логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты-вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря-мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле-ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со-отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об-разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос-венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то-го, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограни-чивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

По объекту обложения

Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде-ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи-ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимо-стью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, на-пример назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз-личают налоги с дохода:

  • фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;
  • вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо-зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе-ния.

К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало-гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис-темы налогообложения на основе патента. Встречается также выде-ление в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто полу-чает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре-дыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облага-ется потребление строго определенных групп товара, например ак-цизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (ра-боты, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а моно-польными — производство и (или) реализация отдельных видов то-варов, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изде-лия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в россий-ской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взи-маемые в процессе использования ресурсов окружающей природ-ной среды, а рентными их называют также потому, что их установ-ление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

По субъекту обложения

Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, явля-ется также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси-фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста-точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя-зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди-ческих лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор-ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав-ляющих группу налогов с юридических лиц.

По способу обложения

Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за-висимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространен-ный способ определения налогового оклада, заложенный в подав-ляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Спо-соб «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удер-жание и перечисление налога в бюджет до момента его фактиче-ской выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уп-латы. В чистом виде данный способ реализуется только в ЦЦФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых аген-тов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведом-лению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, напри-мер предполагаемой средней доходности, объектов налогообложе-ния. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущест-во физических лиц, транспортном (для физических лиц).

По применяемой ставке

Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле-нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на-логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла-тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще-ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого-вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого-вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство после уп-латы налогов. К таким налогам относятся, в частно-сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще-ство организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла-тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве-личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив-ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе-ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю-щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб-ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от-ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при-были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы-ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме-ром являлся ЕСН.

Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про-стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого-обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои-мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага-ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

В зависимости от метода установления налоговых ставок раз-граничивают:

  • налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи-вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
  • налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от-носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;
  • налоги с комбинированными (смешанными) ставками — вели-чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова-ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме-нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

По назначению

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. посту-пления от общих налогов являются основным доходным источни-ков разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство.

В отличие от об-щих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное це-левое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного меди-цинского страхования и социального страхования.

По бухгалтерским источникам уплаты

Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих пред-принимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых орга-нов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осущест-вляющими этой деятельности, данная классификация не примени-ма. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации , от-носятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уп-лачиваемые организациями при применении специальных налого-вых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции , являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и зе-мельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпри-нимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользо-вание объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).

Налоги, относимые на финансовый результат деятельности , — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход , — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, инди-видуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.



Похожие статьи