Финансовой основой системы обязательного социального страхования. Финансовая система социального страхования. Принципы обязательного социального страхования

Финансовый механизм социального страхования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования средств специализированных страховых фондов на установленные государством или разрешенные законом цели социальной защиты населения.

В совокупность условий и способов входят: страховые взносы,

социальные выплаты, страховые фонды, государственные субсидии, бенефициары. Механизм социального страхования представлен на рис. 1

Ключевым элементом финансового механизма социального страхования является совокупность страховщиков как центрального звена механизма. Базовыми страховщиками в системе российского социального страхования являются фонды социального страхования:

  • · Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);
  • · Пенсионный фонд РФ (ПФР);
  • · Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Каждый из этих фондов является обособленным и образуется за счет взносов граждан и хозяйствующих субъектов, а также посредством финансового участия государства. Деятельность каждого фонда предназначена для защиты определенных видов социальных страховых рисков путем оказания материальной и и иной помощи застрахованным в соответствии с законодательно закрепленными условиями. Особенностью финансового механизма социального страхования является то, что в отличие от социального обеспечения средства федерального бюджета используются лишь в случае возникновения необходимости в поддержании финансовой устойчивости фондов социального страхования (кроме страховых взносов за неработающее население. Однако, здесь государство выступает в роли страхователя. Сам факт оказания государственной материальной помощи фондам свидетельствует об экономически непроработанном или нереализованном финансовом механизме социального страхования, а конкретно - о неверных актуарных расчетах, о директивном, основанном на популистических соображениях изменений страховых тарифов, об изменении действующего законодательства в угоду сиюминутным соображениям.

В мировой практике сложились два основных способа использования средств фондов:

  • 1. по текущему распределению ущерба. Этот способ предполагает покрытие текущих расходов текущими страховыми взносами, а страховые выплаты зависят от собранных страховых взносов;
  • 2. по принципу накопления. Этот способ основан на предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносах. Страховые выплаты по этому способу равны собранным страховым взносам, умноженным на норму процента доходности или с учетом дисконтирования. Данный механизм в основном может применяться при долгосрочных видах страхования, например при обязательном пенсионном страховании.

Основными видами социального страхования, применяемыми в настоящее время в России, являются:

  • · обязательное и добровольное пенсионное страхование;
  • · обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • · обязательное социальное страхование;
  • · обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • · различные виды добровольного социального страхования, не имеющие обязательной формы.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования средств специализированных страховых фондов на установленные государством или разрешенные законом цели социальной защиты населения, центральным звеном которого является совокупность страховщиков.

Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков. В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие социальной защиты. Среди существующего многообразия форм и механизмов социальной защиты наиболее важную роль стало играть социальное страхование, которое призвано учитывать, оценивать и управлять в рыночных условиях наиболее массовыми и типичными видами социальных рисков (утраты дохода в связи с инвалидностью, старостью, болезнью, а также необходимостью нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание).

Постепенно в массовое сознание приходит понимание того, что для организации приемлемых условий социальной защиты населения в новых условиях усилий государства или работников недостаточно. Тут требуется объединение возможностей работников, работодателей и государства, причем, на постоянной и долговременной основе, по четко выверенным правилам, что обусловлено возрастающим масштабом проблем и значительными финансовыми ресурсами. Это подтверждает опыт развитых стран, который свидетельствует о том, что роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Сообщества объем финансирования социального страхования составляет величину около 16-20% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).

Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным. Так, размер пенсий и других выплат составляет в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.

В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП. Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС. Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов, - всего 24% ВВП. Кроме того, многие ученые и специалисты отмечают и незаконченное институциональное оформление социального страхования, для которого характерными остаются прежние социалистические черты государственной социальной помощи. Так, отмечая несомненное развитие законодательной базы по формированию страховых механизмов, следует открыто признать и многочисленные «откаты» назад, например, с помощью ликвидации Фонда занятости или использования финансовых ресурсов на другие важные, но не страховые цели.

Кроме того, в последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Все это вызывает необходимость уточнения путей формирования социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе.

Таким образом, в реализации государственных социальных гарантий одну из ведущих ролей играет социальное страхование, поскольку развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту социальных рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица), что привело к проведению государством социальной политики и выделением системы обязательных гарантий. Социальное страхование в сложившейся ситуации призвано обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным.

Финансовая система: содержание и функции

Характеристика системы ОСС будет незаконченной и неполной, если не рассмотреть ее финансовые основы и соответствующую им систему финансово-экономических отношений. Это предполагает необходимость выяснения особенностей финансовой деятельности фондов обязательного социального страхования, порядка формирования и использования ими страховых средств, место и роль их бюджетов в обеспечении социальной защиты населения, путей повышения эффективности финансовой деятельности ОСС. Начнем выяснение этих проблем с вопроса, что такое финансы?

В ходе экономических реформ, в процессе создания системы ОСС была сформирована финансовая система обязательного социального страхования для решения задач защиты населения от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта система характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, финансовая система ОСС организационно не является единой. Это означает, что аккумуляция, хранение и использование накопленных денежных средств осуществляется через отдельные специальные внебюджетные фонды.

В настоящее время существуют три федеральных фонда: ПФР, ФСС РФ, ФФОМ С и 79 территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Все они входят в финансовую систему России, являясь крупнейшими финансовыми институтами по мобилизации денежных средств, используемых на выплату страховых пособий (пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца, пособий по временной нетрудоспособности по болезни, материнству и детству, страховых выплат в связи с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями, на оказание медицинских услуг и т. д.).

Одновременно внебюджетные фонды являются важнейшими элементами бюджетной системы России. Вместе с тем, несмотря на организационно-финансовую самостоятельность каждого из фондов социального страхования, есть все основания говорить о единой финансовой системе обязательного социального страхования.

Во-первых, сконцентрированные финансовые ресурсы в этих фондах используются для достижения единой цели - обеспечения воспроизводства индивида или поддержание нормального уровня жизнедеятельности при наступлении страхового случая. Именно благодаря этому общему финансовому ресурсу обеспечивается страховая защита человека на протяжении всего жизненного цикла - от рождения до смерти.

Во-вторых, по своей экономической сущности (природе) финансовые ресурсы всех этих фондов идентичны: они представляют собой часть необходимого продукта, или отложенную часть заработной платы работника для поддержания своей жизнедеятельности при наступлении страхового случая.

В-третьих, средства, аккумулируемые в фондах социального страхования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Экономически необоснованное перераспределение ограниченных финансовых ресурсов системы ОСС в пользу одних фондов за счет средств других фондов всегда ведет к снижению уровня социальной защиты по отдельным видам социального страхования. Действующая система ОМС является наглядным примером того, что по причине недофинансирования уровень и качество медицинских услуг до последнего времени находились в критическом состоянии.

Финансы фондов ОСС обладают рядом качеств, придающих им статус самостоятельного финансового института.

Эта самостоятельность обусловливается тем, что, во-первых, во внебюджетных фондах консолидируются финансовые ресурсы застрахованных, которые по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от бюджетных средств; во-вторых, строго целевым характером их использования, а именно на страховую защиту застрахованных; в-третьих, особым организационно-правовым статусом, предполагающим автономность и независимость от государственного бюджета.

Направленность использования финансовых ресурсов в финансовой системе ОСС носит долговременный и устойчивый характер. Расходные статьи внебюджетных фондов в отличие от бюджетов разных уровней (федерального, регионального и т.п.) не подвержены резким изменениям. Если здесь и имеют место колебания, то они незначительны.

Важно также подчеркнуть и такой момент: финансовая система ОСС концентрирует значительные финансовые ресурсы. В совокупных расходах правительства доля этих расходов превысила 25%.

Из этого можно сделать однозначный вывод, что финансовая система ОСС в значительной степени сняла бремя социальных расходов с государства. Поэтому от ее устойчивости и эффективности во многом зависят уровень и качество социального обеспечения застрахованных. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, потенциал возможной концентрации финансовых ресурсов в системе ОСС далеко не исчерпан.

Теперь рассмотрим, за счет каких источников формируются денежные ресурсы финансовой системы ОСС. Такими законодательно закрепленными источниками являются:

Средства, поступающие в фонды социального страхования в виде страховых взносов (с 2001 г. в виде ЕСН) в соответствии с установленными тарифами для каждого вида социального страхования;

Средства, поступающие из федерального и региональных бюджетов в соответствии с действующим законодательством;

Средства от инвестирования временно свободных средств;

Средства, взыскиваемые со страхователей в виде штрафов, пени за нарушение сроков и размеров внесения взносов или налога в фонды ОСС;

Добровольные взносы юридических и физических лиц в фонды ОСС.

Финансовые средства перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством и Положением о порядке уплаты ЕСН и страховых взносов.

Таким образом, функцию консолидации, хранения и использования финансовых средств в системе ОСС осуществляют фонды социального страхования. Консолидированные в них средства составляют финансовую основу ОСС. Формой или финансовым механизмом реализации этой функции является бюджет фонда. В действующей системе обязательного социального страхования каждый фонд имеет свой бюджет.

Это бюджет ПФР, бюджет ФСС, бюджет ФФОМС и бюджеты ТФОМС.

  • Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
  • 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
  • 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
  • 5. Единые пенсионные службы
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Виды трудовых пенсий.
  • 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
  • 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
  • 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Понятие трудовой пенсии по старости
  • 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
  • Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
  • О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
  • Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
  • Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
  • Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
  • Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
  • Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Условия назначения пенсий
  • 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
  • 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
  • 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
  • 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
  • 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 6. Понятие социальной пенсии
  • Размеры социальных пенсий
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие пенсии по инвалидности.
  • 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
  • 3. Порядок признания граждан инвалидами.
  • 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
  • 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
  • 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инва­лид­ности, пенсии по случаю потери кормильца.
  • 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
  • 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
  • 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
  • 4.1. Процедура обращения за пенсией
  • 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
  • 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
  • 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
  • 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 4.6 Право военно­слу­жа­­щих на трудовую пенсию
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 10
  • 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
  • 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
  • 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
  • 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
  • 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
  • Федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.3. Назначение пенсий
  • 4.5. Выплата пенсии
  • 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 4.7. Перерасчет государственных пенсий
  • 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
  • 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
  • Понятие пособий и их классификация
  • 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспе­чения
  • 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
  • 2.2. Пособие по беременности и родам
  • 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
  • 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
  • 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
  • 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • 2.11. Социальное пособие на погребение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
  • Виды страхового возмещения
  • 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
  • 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • 2. Медицинская помощь и лечение
  • 2.1. Законодательство о медицинской помощи
  • 2.2. Виды медико-социальной помощи
  • 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
  • Права семьи
  • Права женщин
  • Права несовершеннолетних
  • Права военнослужащих
  • Права граждан пожилого возраста
  • Права инвалидов
  • Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
  • Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
  • 4. Лекарственная помощь
  • 5. Санаторно-курортное лечение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
  • 1. Понятие социального обслуживания
  • 2. Законодательство о социальном обслуживании
  • 3. Принципы социального обслуживания
  • 4. Виды социального обслуживания
  • Стационарное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Надомное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Реабилитационное обслуживание
  • Реабилитация инвалидов
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
  • Государственный сектор социального обслуживания
  • Муниципальный сектор социального обслуживания
  • Стационарное социальное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Социальная помощь на дому
  • Содержание детей в детских учреждениях
  • Срочное социальное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Порядок оплаты социальных услуг
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Виды льгот по системе социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки ветеранов труда
  • 2. Льготы для инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Литература Основная
  • Дополнительная
  • Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Определения и Постановления Конституционного Суда рф
  • Постановление Пленума Верховного Суда рф
  • Постановления министерств
  • Приказы министерств России
  • Другие нормативные документы министерств и ведомств
  • Содержание
  • Тема 8. Пенсии по инвалидности
  • Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
  • Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
  • Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
  • Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
  • Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан
  • 1. Основы социального страхования в Российской Федерации

    Согласно Конституции Российская Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизнеобеспечения для себя и нетрудоспособных членов семьи.

    Конституция Российской Федерации предусматривает общеправовые принципы нашего законодательства и говорит о его социальной направленности. Между тем одного только конституционного закрепления основных принципов правового регулирования явно не достаточно, поскольку отношения даже в области социальной защиты и обеспечения настолько разнообразны по содержанию, что говорить об охране материнства и праве на пенсию применительно к обязательному социальному страхованию трудно. Система обязательного социального страхования имеет своей целью сформировать средства фонда социального страхования, которые идут на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях. Основные принципы правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию исходят из сути задач, которые возложены на реализацию законодательных актов по социальному страхованию. Если рассматривать с этой точки зрения все принципы правового регулирования, которые предусмотрел законодатель применительно к отношениям по обязательному социальному страхованию, можно заметить, что они, как и сам Закон, имеют направленность на формирование достаточно серьезного источника доходов фонда социального страхования.

    Система обязательного социального страхования является одним из способов обеспечения социальной защиты населения. В последние годы происходит становление данного института: определены виды обязательного социального страхования, его финансовые основы, сформированы государственные внебюджетные социальные фонды и законодательная база их функционирования. В настоящее время систему обязательного социального страхования составляют: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Разные виды обязательного социального страхования обеспечиваются соответствующими денежными фондами: обеспечением по пенсионному страхованию выступают средства Пенсионного фонда, по медицинскому страхованию - средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Основным законодательным актом, устанавливающим основы правового регулирования вопросов обязательного социального страхования является Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

    Правовое положение субъектов обязательного страхования составляет непосредственный предмет отношений сторон по обязательному социальному страхованию, и в этой лекции мы не раз будем обращать внимание на особенности данных правоотношений. Заметим, что правовое положение субъектов обязательного страхования значительно отличается от правового положения субъектов всех остальных отношений по страхованию. Если сам субъектный состав отношений по обязательному страхованию ничем значительно не отличается от субъектов отношений по страхованию, предусмотренных в Гражданском Кодексе Российской Федерации, то их правовое положение различается между собой очень значительно. Именно этим объясняется необходимость принятия специального закона для регулирования данных отношений.

    Предмет отношений данного законодательного регулирования составляют: правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Разберем данный состав отношений. Для начала, укажем субъектов отношений по обязательному социальному страхованию. Субъектами отношений по страхованию, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, будут выступать страхователи (кто страхует), страховщики (страховые компании) и застрахованные лица или выгодоприобретатели. В принципе, состав субъектов страхования в отношениях по обязательному социальному страхованию аналогичен тому, который устанавливает Гражданский Кодекс Российской Федерации в отношении любых видов правоотношений по страхованию. Однако именно в отношениях по обязательному социальному страхованию есть некоторые отличительные особенности относительно того, кто конкретно может выступать на стороне страховой компании (страховщика) и застрахованного лица. Важно отметить, что страхователями могут быть только работодатели (это организации, юридические лица или индивидуальные предприниматели). Именно сам факт того, что человек состоит в трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, создает для него обязанность по страхованию своего работника от рисков, предусмотренных настоящим Законом. Что означает факт того, что человек состоит в трудовых отношениях?

    Застрахованными лицами (работниками) могут являться не только граждане Российской Федерации определенного возраста, но и лица без гражданства, иностранные граждане, главное, чтобы они состояли в трудовых отношениях с работодателем на основании Трудового Кодекса Российской Федерации. В данном случае законодатель уравнял в правах российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, что соответствует положениям пункта 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации и его правовое регулирование строится на основе основных принципов, которые мы сейчас с Вами рассмотрим.

    Принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования

    Данный принцип по своему содержанию означает не что иное, как обеспечение достаточности средств фонда обязательного страхования на проведение тех выплат, которые он осуществляет. Поскольку специальными законами предусмотрены отдельные виды обязательного социального страхования, можно говорить не только о Фонде обязательного социального страхования, но и о Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном Фонде Российской Федерации.

    Законодатель при определении данного принципа не указывает на его содержание, сущность которого ясна уже из названия принципа, но указывает на один из способов достижения достаточности средств фондов тем потребностям в выплатах, которые есть в настоящее время в обществе. Данный способ указан как соблюдение эквивалентности или пропорциональности потребностей в страховом обеспечении средствам фондов.

    Как формируются доходы фондов? Данные доходы складываются как из источников налоговых поступлений, за счет перечислений на безвозвратной основе из федерального бюджета страны, так и за счет поступления страховых взносов. При этом страховые взносы могут оплачивать как работодатели за своих сотрудников в обязательном порядке, так и граждане в добровольном порядке.

    Важно отметить, что в настоящее время цель материальной поддержки граждан в различных жизненных ситуациях (имеются в виду страховые случаи) обеспечивается не столько за счет средств от перечисления страховых взносов или налоговых платежей, сколько за счет дотации из федерального бюджета страны. Именно поэтому в настоящее время законодательство страны решает очень важную для себя задачу сокращения средств прямого финансирования за счет государства посредством увеличения доходов фондов за счет иных источников. В настоящее время многие организации и индивидуальные предприниматели стараются занизить размеры налоговых отчислений. Если в этой ситуации государство будет повышать ставки страховых взносов, такая политика может привести к снижению доходов фондов социального страхования. Не так давно такая же задача стояла перед государством по поводу пенсионного обеспечения граждан, ее решили за счет кардинальной реформы пенсионного законодательства страны.

    Принцип всеобщего обязательного характера социального страхования

    Для раскрытия содержания данного принципа необходимо обратиться к положениям статьи 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». В данной статье, в частности, определены основания для возникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию. Положения данной статьи федерального закона указывают на обязательность возникновения данных отношений при наступлении определенных условий. Для нас в настоящей статье наибольший интерес представляют такие основания возникновения отношений по обязательному социальному страхованию, которые возникают у работодателя по отношению к своему работнику. В частности, статья 9 указывает нам на то, что такие отношения обязательно возникают с момента заключения с работником трудового договора.

    Содержание данного принципа отчасти выражается и в принципе обязательности уплаты страховых взносов и налогов страхователями. Здесь законодатель напрямую говорит только о страхователях, т.е. о работодателях. Некоторые страхователи могут оплачивать только страховые взносы или только налоги, связано это с использованием некоторыми из них специальных налоговых режимов. Обязательность уплаты страховых взносов входит в содержание принципа всеобщего обязательного характера социального страхования , а вот обязательность уплаты налогов нет. Возможно, именно по данному основанию и можно говорить о выделении дополнительного принципа. Напоминаем, что не только за счет средств взносов, но во многом и за счет налоговых поступлений формируется запас средств всех трех социальных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и пенсионного фонда). А потому обязательность уплаты налоговых платежей имеет отношение не только к налоговой дисциплине и к добросовестному исполнению налогоплательщиками налоговых обязательств, но и к обеспечению средствами обязательного социального страхования. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    Государство контролирует не только уплату налогоплательщиками налогов, проводя выездные проверки налоговых органов, но аналогичные выездные проверки могут проводиться и сотрудниками самих фондов. Например, таким правом обладают уполномоченные Фонда социального страхования на основании Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденные Постановлением Фонда социального страхования от 17.03.2004 N 24.

    Проверке подлежат расходы страхователей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

    Принцип государственной гарантии

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство является гарантом прав и свобод граждан страны. Это напрямую касается и гарантий со стороны государства в области социального страхования. Гарантия соблюдения прав застрахованных лиц подразумевает защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Содержание данного принципа напрямую соотносится с уже рассмотренным принципом финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования. Государство за счет средств федерального бюджета дополняет (компенсирует) недостаток средств фондов в тех случаях, когда их собственных средств не хватает. Например, государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Данная норма закреплена в статье 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании». Также в качестве примера предоставления гарантии со стороны государства можно укзать постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П «О проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан,и в связи с жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».

    Принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования

    Помимо того, что за счет средств государственного бюджета федерального уровня покрываются все недостающие расходы на нужды выплат по страховому обеспечению, государство регулирует еще и такие области отношений в обязательном социальном страховании, как деятельность фондов страхования (как мы уже заметили, их три), регулирует отношения страховщиков и страхователей, застрахованных лиц. Кроме того, в содержание данного принципа включены и другие принципы правового регулирования. Например, принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принцип обеспечения надзора и общественного контроля. Содержание данного принципа необходимо рассматривать совместно с двумя другими названными принципами ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принципом обеспечения надзора и общественного контроля.

    В качестве примера можно отметить, что в Уставе или в положении о том или ином фонде содержатся нормы, которые регулируют вопросы управления фондом и осуществления государственного контроля за его средствами.

    Указанные принципы говорят об общественном контроле за деятельностью системы обязательного социального страхования. Это можно понять как контроль за работой фондов. А если обратить внимание на содержание еще одного принципа - принципа паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования, необходимо отметить, что в связи с этим принципом данное может означать возможность участвовать в управлении фондами и посредством этого контролировать их деятельность. Например, Положение о Фонде социального страхования утверждённое Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 N 101 подразумевает участие представителей профсоюзных и иных общественных организаций, то есть других субъектов страхования в управлении делами Фонда посредством членства в Правлении фонда. При это не чаще 1 раза в год осуществляется ротация членов Правления. В свою очередь Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, в п. 8 содержит положение, согласно которому в состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России. В данных случаях в отношении фондов реализуются положения принципа об участии (паритетности участия) представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования.

    Принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования

    Данный принцип, как и принцип обеспечения государственного надзора и общественного контроля, говорит о контроле, но только именно со стороны государства за деятельностью фондов в связи с целевым расходованием последними своих средств. Однако данный принцип можно понимать более узко и конкретно как процедуру проведения проверки государственными органами финансовой деятельности фондов.

    Известно, что часть средств фондов формируется за счет бюджетных ассигнований. Бюджетным законодательством предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административном правонарушении, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Как следует из статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения . Такое положение установлено в разъяснительном письме Минфина РФ от 20 августа 2003 N 03-01-01/15-245.

    Принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования

    Автономность системы обязательного социального страхования выражается в том, что все средства, которые направлены на нужды обеспечения страховых выплат, формируются в фондах и находятся на праве их оперативного управления. Фактически правовое положение фондов схоже с тем, которое устанавливается законодателем в отношении казенных предприятий. Имущество, которое находится на праве оперативного управления у фондов, можно только передавать по целевому назначению и совершать с ним иные действия, которые предусмотрены отраслевыми нормативными актами по деятельности данных фондов. Однако таким имуществом нельзя пользоваться, а тем более распоряжаться без разрешения собственника имущества - Российской Федерации.

    Автономность системы обязательного социального страхования выражается и в том, что все средства, собираемые на нужды обязательного социального страхования сразу же поступают в фонды.

    Между тем сама организационная форма в виде фонда уже подразумевает под собой обособленный от собственника-государства правовой статус. Правовое положение такой структуры, как фонд организации, подразумевает, что данная организация использует имущество для целей, определенных в его уставе.

    "

    обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

    В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

    Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

    Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

    К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

    Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

    Принципы обязательного социального страхования

    Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

    Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

    Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

    В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

    К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

    • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
    • обязательный характер социального страхования;
    • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
    • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
    • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
    • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
    • целевое использование средств;
    • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

    Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

    Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

    Обязательное государственное страхование

    Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

    Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

    Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

    В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

    Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования наочередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
    Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.
    Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
    Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
    · страховые взносы и (или) налоги;
    · дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    · штрафные санкции и пеня;
    · денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
    · доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
    · иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
    Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.
    Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

    Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
    Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
    Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
    Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
    Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
    Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
    Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
    Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.
    Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
    Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
    Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
    Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
    В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
    Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



    Виды социальных рисков

    Особую группу рисков составляют социальные риски. Социальные риски - риски, связанные с утратой дохода из-за потери трудоспособности (в связи с болезнью, старостью, несчастным случаем); с отсутствием работы, источника дохода. Данные риски являются чистыми (возможен отрицательный или нулевой результат), их специфика заключается в том, что возникают они у экономического субъекта - физического лица.

    Виды социальных рисков

    Перечень социальных рисков обширен и включает практически все стороны жизнедеятельности человека: утрату дохода в связи с наступлением преклонного возраста, связанную с заболеванием необходимость получения медицинской помощи, потерю трудоспособности, кормильца или работы, ухудшение здоровья вследствие воздействия вредных факторов, как связанных, так и не связанных с профессиональной деятельностью, риски производственного и бытового травматизма, ухудшения демографической ситуации, потребности в посторонней помощи в старости. К социальным рискам относятся риски алкоголизма, наркомании, самоубийств, отравлений,

    разводов в семьях, риски родителей в отношении ответственности за действия несовершеннолетних детей и другие.

    Во всех случаях реализация социальных рисков ведет к ухудшению благосостояния граждан, невозможности или ограничению удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, к снижению качественных характеристик личности в обществе.Статья 39 Конституции РФ, базовая при рассмотрении вопросов социальной защиты населения, определяет основные виды социальных рисков: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. В международном праве, в частности, в Руководящих принципах Международной организации труда (МОТ), перечень социальных рисков, защиту от которых необходимо осуществлять на государственном уровне, выглядит следующим образом:

     болезнь;

     материнство;

     инвалидность;

     старость;

     смерть кормильца;

     безработица;

     расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

     производственная травма.

    Эволюция общественного сознания играет определяющую роль в расширении представлений о риске. Несколько веков назад в основе концепции управления рисками находились только природные риски, затем взоры 11устремились в промышленность и торговлю, а еще позже – к сохранению целостности человека как биологической единицы. В современном обществе наука об управлении рисками уделяет все больше внимания социальным рискам - рискам, негативно влияющим на материальное, социальное и духовное положение человека как члена общества.



    Похожие статьи