Fatca - что это за закон? Требования, цель и форма закона Fatca. FATCA - что это? Формы FATCA Предоставить информацию в целях fatca

Проблема уплаты налогов связана с мобильностью граждан. Резиденты одного государства могут свободно жить в другом и получать доходы в третьем. В США в 2010 году был принят закон FATCA. Что это такое? Это нормативный акт, подразумевающий налогообложение средств, находящихся в иностранных банках.

Как работают нормы FATCA в РФ

Документ предполагает, что банк любого государства проводит идентификацию своих клиентов и регулярно предоставляет отчётность в налоговую службу США. Клиенты финансовых компаний заполняют специальные анкеты, на основании представленной информации банки делают отчёты и передают их уполномоченному органу.

Если банк отказывается предоставлять данные о своих клиентах по любым причинам, его ждут санкции : изымается 30% от средств, зачисляемых на любые корсчета в США. В дальнейшем счета закрываются, что для многих организаций означает невозможность вести международные расчёты.

FATCA регулирует контроль за счетами в иностранных банках

Российские банки получили право отчитываться перед налоговым органом США на основании положений закона № 173-ФЗ от 28.06.2014 г. Информация аккумулируется, анализируется и передаётся в соответствии с действующим законодательством об обработке личных данных.

Информация собирается при помощи анкеты и запроса документов, на основании которых заполнена анкета. Документы необходимо заполнить каждому клиенту, который подписывает договор на открытие счёта и может являться плательщиком налогов в США в соответствии с определёнными признаками.

Кого касаются нормы FATCA

Действие акта направлено на выявление налоговых резидентов США. Цель – собрать информацию о доходах, полученных от деятельности в этой стране, и удержать с них налог.

Человек считается иностранным налогоплательщиком, если подпадает под одну из следующих категорий:

  • имеет гражданство США;
  • имеет разрешение на постоянное проживание в США (например, «грин карту»);
  • находится на территории США достаточно долго, чтобы считаться налоговым резидентом этой страны;
  • человек отказался представить банку документы, которые однозначно помогут определить его статус налогоплательщика.

Если клиенту банка была выдана анкета FATCA для заполнения, но он является гражданином РФ и не имеет другого гражданства или вида на жительство в другом государстве (исключение – страны ЕАЭС), то он может отказаться от заполнения документа и представлении информации о себе.

Данные также собираются в отношении организаций. О статусе резидента США могут свидетельствовать следующие факты:

  • телефонный номер компании находится в юрисдикции другого государства;
  • гражданин, имеющий доверенность или право подписи, проживает в другой стране;
  • у банка нет адреса для направления выписок по счетам (документы оформляются с пометками «до востребования» или «для передачи»);
  • офис, центр управления организацией или почтовый адрес находятся на территории США.

Часто в бланке, представляемом клиенту, пишется, что он должен указать дополнительные сведения в целях FATCA. Что это значит? Например, гражданин является налоговым резидентом США, не скрывает свои доходы от властей. Он заполняет форму W-9 и передаёт её банку, чтобы финансовая организация знала, какой процент из поступлений необходимо вычесть для перечисления в бюджет. В ином случае такие сведения не предоставляются.

Все резиденты США обязаны отчитываться о налогах

Сведения вносятся в бланк, который предоставляется сотрудниками банка. Информация указывается на русском языке. Дополнительно гражданин прикладывает документы, на основании которых заполнен документ. Например, предъявляет паспорт или бланк, подтверждающий утрату гражданства США.

Банки самостоятельно формируют шаблон анкеты. После заполнения документа финансовая компания должна однозначно отнести клиента к резиденту США или иной категории лиц.

Анкета ФАТКА Сбербанка содержит следующие разделы:

  1. Информация о гражданине. Необходимо внести Ф.И.О., дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, дата и место выдачи, серия и номер). Указывается место регистрации (постоянной или временной).
  2. Данные о представлении интересов иного гражданина в качестве опекуна или попечителя. Человек вправе отказаться от представления информации о подопечном, если это гражданин РФ.
  3. Согласие на представление информации о себе. Клиент банка имеет право отказаться, если он гражданин РФ и не имеет другого гражданства. Также человек имеет прав не предоставлять сведения о себе без объяснения причин.
  4. Место рождения. Если гражданин родился в Соединённых штатах, то следует указать, отказывался ли клиент банка от гражданства этой страны. Рождённые в США, но не являющиеся гражданами этого государства на момент заполнения анкеты должны представить свидетельство по форме DS 4083 из Госдепартамента США или дать письменные объяснения ситуации. Также в разделе указываются все страны, где гражданин платит налоги (если это США, то необходимо представить заполненную форму W-9).
  5. Раздел служит для внесения информации о подопечном: Ф.И.О., документе, удостоверяющем его личность, гражданстве, государстве, где он платит налоги и т.д. Также указываются реквизиты документа, на основании которого был назначен опекун.
  6. В этом разделе гражданин ставит дату, подпись, вписывает свои Ф.И.О.

Подписание анкеты означает:

  • человек даёт право Сбербанку на обработку персональных данных его и его подопечного в рамках закона № 152-ФЗ «О персональных данных», а также сведений о его счетах, остатках на счетах, данных о денежных операциях с целью передачи информации налоговому органу США;
  • клиент обязан уведомить банк о любом изменении сведений, указанных в документе, не позднее, чем через 30 дней после такого события;
  • гражданин не возражает против того, что банк будет собирать, записывать, накапливать, хранить, уточнять, использовать, блокировать, удалять, уничтожать или передавать полученные личные данные;
  • согласие на обработку информации имеет силу на протяжении 6 лет после прекращения последнего договора с Банком;
  • представленная информация является полной и достоверной;
  • банк имеет право проверить сведения в анкете;
  • согласие на обработку данных может быть отозвано путём направления по юридическому адресу Сбербанка письменного уведомления.

Анкета FATCA

Работник банка ставит свою подпись, вписывает должность и Ф.И.О. Сотрудник подтверждает, что документ был заполнен гражданином лично и без постороннего принуждения.

Закон № 173-ФЗ определяет, что граждане РФ и лица, имеющие второе гражданство в государстве-члене Таможенного союза ЕЭС, могут отказаться от представления информации и документов в рамках закона FATCA. Если клиент банка отказывается заполнять анкету, то банк имеет право считать его налоговым резидентом США и будет удерживать 30% от его переводов.

При заполнении анкеты не должно оставаться пустых полей – если человек не имеет соответствующего документа или статуса, нужно вписать в графу «нет» или поставить прочерк.

Сотрудники банка не вправе давать пояснения или комментарии в ходе заполнения гражданином анкеты FATCA. Клиент должен вписывать информацию самостоятельно, руководствуясь текстом бланка и прилагаемых правил. Если это необходимо, гражданин может обратиться к стороннему налоговому консультанту.

Стоит ли заполнять, если ты гражданин РФ

Банк предлагает предоставить сведения в рамках исполнения FATCA, если есть определённые сомнения в статусе клиента или получаемых им переводах. В некоторых ситуациях граждане сами не подозревают о том, что обязаны платить налог на доходы иностранному государству.

Например, гражданин в течение года провёл на территории США более 31 дня. Въезд на территорию страны был осуществлён по рабочей визе. По нормам FATCA человек считается налоговым резидентом США.

Если гражданин получал доходы из источников в США, но не хочет раскрывать информацию о себе и имеет на это право по закону № 173-ФЗ, то ему следует проконсультироваться со специалистом.

Если человек ошибся или представил недостоверные сведения умышленно, то он может быть признан налоговым резидентом США. Банк удержит 30% от его доходов. Дальнейшие разбирательства будут проходить между гражданином и налоговым органом США.

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года. Основная цель — предотвращение уклонения резидентов США от уплаты налогов. Для российских банков и многих других финансовых учреждений это означает, что начиная с 2016 года необходимо будет информировать налоговое управление США (IRS) обо всех находящихся у них счетах и доходах американских налоговых резидентов.

К 31 декабря 2015 года большинству банков необходимо определиться: либо присоединяться к FATCA (PFFI - иностранное финансовое учреждение, участвующее в FATCA) и отчитываться перед американскими налоговыми службами об интересующих их клиентах, либо не присоединяться и оказаться в статусе NPFFI (не присоединившегося к FATCA иностранного финансового учреждения).

Статус NPFFI связан со значительными рисками для банков. Большинство платежей, приходящих в неприсоединившееся финансовое учреждение от PFFI (присоединившихся к FATCA финансовых учреждений всего мира), будет облагаться штрафом в размере 30% от суммы платежа. Этот относится к платежам в пользу как NPFFI, так и его клиентов.

Российское финансовое сообщество сделало свой выбор. К лету 2015 года более 90% российских банков присоединились к FATCA (полный список присоединившихся финансовых организаций) .

В данном материале предложены конкретные шаги, которые банкам следует сделать в самое ближайшее время - в конце 2015 и начале 2016 года.

Рассмотрим базовый бизнес-процесс по подготовке и предоставлению в IRS предусмотренной налоговой службой формы 8966. Обобщенно процесс представлен в приведенной ниже схеме, на пункты которой мы будем далее ссылаться.

Прежде всего необходимо идентифицировать клиентов, которые могут быть американскими налоговыми резидентами (п. 1.).

Основные признаки американского налогового резидента для физического лица:

  • Гражданство США.
  • Статус резидента, т. е. Green Card.
  • Место рождения в США.
  • Адрес в США, почтовый адрес в США (вкл. п/я).
  • Телефонный номер в США.
  • Постоянно действующие инструкции по перечислению сумм в США.
  • Доверенность, выданная лицу с адресом в США.
  • Право подписи, выданное лицу с адресом в США.
  • Адрес «до востребования» в качестве единственного адреса для счета.

Основные признаки американского налогового резидента для юридического лица:

  • США как страна учреждения или регистрации.
  • Организации, в которых налоговые резиденты США имеют долю владения свыше 10%.

В случае обнаружения признака, указывающего на то, что клиент может быть американским налоговым резидентом (account holders with U.S. Indicia), банк-PFFI должен определить FATCA-статус клиента (п. 3). Для этого банк собирает необходимую информацию для корректной идентификации и подготовки форм 8966 (п. 2). В зависимости от FATCA-статуса клиента банк формирует индивидуальный отчет по каждому клиенту или сводный отчет по всем клиентам определенного типа FATCA-статуса.

В идеале последовательность действий такова:

Этап 1. Клиента уведомляют о том, что он имеет признаки американского налогоплательщика.

Этап 2. Клиент или подтверждает свой налоговый статус формой W-9/W-8 или предоставляет документы, подтверждающие, что он не попадает под налоговую юрисдикцию США.

Этап 3. Клиент дает или не дает своего согласия на предоставление информации в IRS (п. 6). Если он на первом этапе не предоставил ни налоговых форм, ни подтверждения того, что не является американским резидентом, то он получает статус Recalcitrant account holders with U.S. Indicia, и тогда нет смысла запрашивать у него разрешение на предоставление данных в IRS, индивидуальные отчеты по нему в IRS не отправляются.

Главные FATCA-статусы, на основе которых заполняется форма 8966, выглядят следующим образом:

Клиент

Разрешил предоставлять сведения в IRS

Не разрешил предоставлять сведения в IRS

Описание

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

Физические лица:
граждане США;
иные налоговые резиденты США (держатели Green Card;
лица, заявившие о долгосрочном пребывании в США).

Юридические лица, зарегистрированные в США, в отношении которых нет установленных ограничений

Specified U.S. persons

Recalcitrant account holders that are U.S. persons

Часть 5 - один сводный отчет по всем клиентам на каждый вариант FATCA-статуса

Неамериканские компании (кроме, финансовых), которые контролируются Specified U.S. persons

Passive NFFE with substantial U.S. owner(s)

Recalcitrant account holders that are passive NFFEs

Физические и юридические лица, имеющие признаки Американских налогоплательщиков

Recalcitrant account holders with U.S. Indicia

Финансовые компании (включая банк), не участвующие в FATCA

Non-participating FFI (NPFFI)

Клиенты, держащие в банке неактивные счета

Dormant Accounts

Надо отметить, что крайний срок, когда банк должен затребовать с налоговых резидентов документы, подтверждающие уплату ими налогов в США,- 30 июня 2016 года, а отправить данные в IRS по всем клиентам необходимо раньше - до 30 марта 2016 года.

Поэтому некоторые банки приняли решение передавать индивидуальные формы в IRS по всем клиентам, разрешившим предоставление данных в IRS, которые представили необходимую информацию для формы 8966, в том числе TIN - идентификационный номер налогоплательщика. Формы W-9 и W-8 эти клиенты могут передать банку позже, до 30 июня 2016 года.

Ежегодно, до 30 марта каждого года, финансовое учреждение должно подготовить для IRS информацию по форме 8966 (п. 7) - индивидуальную по каждому резиденту (п. 7А) и сводную по группам резидентов (п. 7Б), в соответствии с обозначенными выше FATCA-статусами.

Сформированный отчет (представляющий собой XML FATCA-файл) шифруется и отправляется в IRS с помощью международной службы обмена данными IDES (International Data Exchange Service) (п. 8).

Эта общая схема, предусмотренная FATCA, претерпела изменения в связи с требованиями российского законодательства - федеральный закон №173-ФЗ от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами…».

Основные требования закона, которые влияют на бизнес-процесс подготовки отчетности для IRS:

Запрет раскрытия информации американским налоговым органам по определенным типам клиентов: запрещается сбор и передача информации в IRS о счетах физических лиц - граждан РФ, не имеющих ни второго гражданства за пределами стран - членов Таможенного союза, ни вида на жительство в иностранном государстве.

Необходимость получения разрешения от регулятора на передачу данных в IRS по каждому клиенту.

Обязательное предоставление всей информации, отправляемой в IRS, также и российским регуляторам.

Для выполнения этих требований после идентификации клиента и определения его FATCA-статуса банк (п. 4) проверяет возможность передачи данных в IRS, в соответствии со 173-ФЗ, и, если общих ограничений нет, то напрямую запрашивает регулятора о возможности предоставления информации. И только в случае получения разрешения от регулятора (п. 5) банк запрашивает разрешение на предоставление информации у самого клиента (п. 6).

В итоге предоставление отчетности в IRS является сложной технологической задачей даже в самом простом, описанном выше случае. На практике же все может быть значительно сложнее.

Например, в приведенном бизнес-процессе подразумевается, что все данные по клиентам, счетам, операциям и доходам хранятся в единой информационной системе, где организован весь бизнес-цикл: от отбора «подозрительных» клиентов до фиксации фактов корректно принятых IDS-отчетов.

При этом на практике «на входе» могут находиться несколько учетных систем (а в крупных банках это скорее правило, чем исключение). Например, в АБС учитываются процентные доходы, полученные по депозитным счетам, в финансовых бэк-офисах - дивиденды и купонные доходы. В этом случае производится импорт, контроль и консолидация данных, чтобы получить всю информацию, структурированную по клиентам: по всем их счетам, операциям и доходам.

Уже сейчас банки автоматизируют отправку данных по клиентам в IRS, и это только первая, самая простая часть работы по поддержке требований FATCA.

С 1 января 2017 года начнется штрафование доходов «отказников» (тех лиц, которые отказались сообщить свой резидентский налоговый статус), полученных от источников в США. Штраф будет представлять собой удержание 30% от FDAP (фиксированные, определяемые, ежегодные и регулярные доходы). К FDAP относятся процентные доходы, дивиденды, лицензионные отчисления, арендная плата, оплата предоставленных услуг, выручка от продажи американских активов (в том числе, ценных бумаг) и т. д.

Это потребует корректного расчета FDAP-дохода. Для этого необходимо определять статусы всех «подозрительных» платежей и учитывать все предусмотренные исключения. Кроме того, будет необходимо депонировать удержанные штрафы, корректно взаимодействовать с российскими регуляторами (пока 173-ФЗ не предусматривает удержание налога в пользу иностранных налоговых органов) и т. д.

К этому моменту в банке должны храниться все налоговые формы, представленные клиентами, получившими FATCA-статус. При этом закон предусматривает не только обязанность банка затребовать налоговую документацию, но и регламентирует минимальные сроки хранения, требует фиксировать дату получения документации и т. д.

Таким образом, выполнение требований FATCA в 2017 году потребует эффективной работы с большим количеством информации, которая должна быть консолидирована в едином решении. Именно поэтому для многих банков, особенно крупных или имеющих разветвленную ИТ-структуру, необходимо специализированное решение для соответствия требованиям FATCA, которое позволит проводить учет и анализ первичных данных, переданных в IRS отчетов по всем клиентам с различными FATCA-статусами, налоговой документации и сроков ее получения от клиентов и т. д.

Еще год назад, проанализировав весь пакет требований, связанных с FATCA, мы пришли к необходимости создания специализированного промышленного решения «Програмбанк. FATCA » .

Разумеется, первыми клиентами стали крупные банки, которые быстро осознали масштаб проблемы и уже провели необходимую предварительную работу. В настоящее время мы ведем два проекта по FATCA в банках из топ-50. Один из них имеет западных акционеров, что ставит перед нами ряд дополнительных требований.

Due to the U.S. Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) coming into force on July 1, 2014 and Federal Law 173-FZ dated 28.06.2014 «On peculiarities of financial transactions with foreign nationals and legal persons, amending the Russian Federation Code of Administrative Offences and the Annulment of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» PAO Sberbank (hereinafter - the Bank) has registered at the U.S. International Revenue Service (IRS) under the status of the financial institution which complies with the FATCA requirements (participating financial institution not covered by an IGA)

Bank has been assigned Global Intermediary Identification Number, GIIN: JPCJ0H.00028.ME.643.

Therefore, we inform customers - individuals, individual entrepreneurs and individuals engaged in private practice according to the procedure provided for by the legislation of the Russian Federation (lawyers, notary officers, etc.) interested in contracting the Bank - of the possibility of disclosure of information about their status as a U.S. taxpayer for the purposes of FATCA.

For a contract for any service, you may fill in a questionnaire from the Bank containing additional FATCA information (hereinafter - Questionnaire). The form of the Questionnaire and procedures for filling it out are published on the Bank"s website in the relevant sections of products and services, as well as in the information brochures in the branches.

  • If you are a U.S. citizen or a U.S. tax resident, you must provide a completed W-9 form (form W-9 can be found at the U.S. Internal Revenue Service website: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Consult your tax advisor regarding filling out the form.
  • If you were born in the U.S. but you are not a U.S. citizen, you must provide (1) a Certificate of loss of nationality of the U.S. under the form DS 4083 of the Bureau of Consular Affairs of the U.S. Department of State, or (2) a written explanation regarding the absence of citizenship in the U.S. (for example, an indication of the reason for which the U.S. citizenship was not obtained by birth).
  • FATCA Questionnaire for customers - individuals who trade on current accounts, deposit accounts (deposits), current and card accounts

Therefore, we inform customers - legal entities, including financial institution (credit organization) that are interested in entering into contracts with the Bank, the possibility of disclosing information about themselves for purposes of FATCA.

You can fill in special sections of the Bank profiles that provide additional information FATCA (hereinafter - Questionnaire), in the standard identification procedures when applying for a service to the Bank. The form of the Questionnaire and procedures for filling it out are published on the Bank"s website in the relevant sections of products and services.

As part of filling out the Questionnaire, and depending on your answers, you will be required to provide the following additional documents:

  • Forms US Tax Service W-9 / W-8 and other documents
  • Templates form W-9 and W-8 are placed on the portal of the Tax Service USA: http://www.irs.gov. The Bank does not have any advice on how to fill questionnaires FATCA and other additional documents in order to establish the status of a particular taxpayer for the purpose of FATCA. Consult with your tax advisor about the rules of filling out forms.

The Questionnaire and the documents listed above (if available) should be given to the bank officer at your place of service.

Information on the U.S. taxpayers, including data on the customer’s bank account/accounts number/numbers, account/accounts balance/balances, account/accounts operations, may be transferred by the Bank to the U.S. Internal Revenue Service (IRS) or a person acting on behalf of said authority to the extent and in the manner prescribed by the legislation of the Russian Federation.

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

  • Model 1 IGA - финансовые институты страны отчитываются по американским клиентам в местные налоговые органы, а те в свою очередь автоматически передают информацию в федеральную налоговую службу Штатов.
  • Model 2 IGA - финансовые институты страны отчитываются об американских клиентах напрямую в федеральную налоговую службу Штатов (IRS).

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

  • Выплаты из источников на территории США по процентным отчислениям, дивидендам, премиям, аннуитетам и т.д., а также другие регулярные выплаты (FDAP) из источников на территории США, начиная с 01 июля 2014 г (потому что все желающие финансовые институты должны были зарегистрироваться в IRC до 01 июля 2014 года).
  • Валовую выручку от продажи или распоряжения имуществом, на которую могут начисляться проценты или дивиденды от источников на территории США, начиная с 01 января 2017 г.
  • Начиная с 2017 г., 30% налоговых выплат также будут взиматься с конкретных иностранных сквозных платежей. Налоговые агенты будут передавать отчеты о соответствующих отчислениях в Федеральную налоговую службу.

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании - банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании - все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании - это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

  • Менее 50% составляет пассивный доход или активы, обеспечивающие пассивный доход;
  • Ценные бумаги котируются на организованных торгах;
  • Учреждена в Штатах и её акционеры американцы;
  • Правительство любой страны и его подразделения;
  • Холдинговые компании, финансирующие дочек, которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
  • Компании, осуществляющие финансовую деятельность в интересах аффилированных лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
  • Компании, которые пять лет как прекратили ведение финансовой деятельности.

Пассивные нефинансовые компании - все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Таким образом, если вы видите, что ваша компания относится к финансовым институтам - то у вас возникает обязательство присоединиться к FATCA и докладывать о своих американских клиентах. Если ваша компания пассивная нефинансовая - то вам надо сообщить в банк о своих бенефициарах. Если же вы активная нефинансовая компания - то к вам минимальные требования - только подтвердить в форме свой статус. Можете смело заполнять. Если вдруг вы немного ошиблись или ваша компания поменяла статус, то в этом так же ничего страшного, банк вам сообщит об этом по мере выявления ошибок. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Сбербанк прошел процедуру регистрации в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating financial institution not covered by an IGA).

Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер (GIIN): JPCJ0H.00028.ME.643.

Форма подтверждения статуса Сбербанка как бенефициарного собственника получаемых доходов и указанием FATCA-статуса: W-8BEN-E

Форма подтверждения статуса Сбербанка как посредника при передаче получаемого дохода в пользу третьего лица с указанием FATCA-статуса: W-8IMY

Информация для клиентов - физических лиц

Настоящим информируем клиентов - физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), заинтересованных в заключении договоров с ПАО Сбербанк (далее - Банк), о возможности раскрытия информации о своем статусе налогоплательщика США в целях FATCA.

При заключении договора по любой услуге Вы можете заполнить анкету Банка, содержащую дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета). Форма Анкеты и порядок ее заполнения представлены в соответствующих разделах продуктов и услуг на сайте Банка, а также в информационных папках в офисах обслуживания.

В рамках заполнения Анкеты от Вас потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

    В случае если Вы являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения формы.

    Если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США, Вам необходимо предоставить (1) свидетельство об утрате гражданства США по форме DS 4083 Бюро консульских дел Государственного департамента США или (2) письменные объяснения в отношении отсутствия гражданства в США (например, указание причины, по которой не было получено гражданство США по рождению).

Заполненную Анкету и перечисленные выше документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания. Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Информация для клиентов - юридических лиц

Настоящим информируем клиентов - юридических лиц, включая кредитные организации, заинтересованных в заключении договоров с Банком, о возможности раскрытия информации о себе для целей FATCA.

Вы можете заполнить специальные разделы анкеты Банка, содержащие дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета), в рамках стандартной процедуры идентификации при приеме на обслуживание в Банк. Форма Анкеты представлена на сайте Банка в соответствующих разделах продуктов и услуг.

В рамках заполнения Анкеты от Вас может потребоваться предоставление дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

    Формы Налоговой службы США W-9/ W-8 и иные документы.

    Шаблоны форм W-9 и W-8 размещены на портале Налоговой службы США: http://www.irs.gov . Банк не оказывает консультаций о порядке заполнения Анкеты FATCA и иных дополнительных документов с целью установления конкретного статуса налогоплательщика в целях FATCA. Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения форм.

Заполненную Анкету и дополнительные документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания.

Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

И подтвердила намерение начать в 2018 году обмен информацией за 2017 год.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен положениями (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ), согласно которым российские организации финансового рынка обязаны идентифицировать клиентов, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), и представлять данные о таких клиентах и их счетах в ФНС России, а клиенты, в свою очередь, обязаны предоставлять данную информацию по запросу финансовой организации.

ПАО Сбербанк не оказывает своим клиентам консультационные услуги по вопросам определения налогового резидентства согласно требованиям FATCA и CRS. По данному вопросу можно обратиться к налоговому консультанту или ознакомиться с информацией по налоговому резидентству для разных стран на портале Организации экономического сотрудничества и развития по адресу http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/#d.en.347760

В целях подтверждения Вашего налогового резидентства сотрудник ПАО Сбербанк может задать уточняющие вопросы, а также попросить заполнить форму самосертификации.



Похожие статьи